Латеральное мышление

Латеральное мышление: как научиться мыслить нестандартно?

Латеральное мышление

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Что такое латеральное мышление?

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Обратите внимание

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации.

Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише.

Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  • Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  • Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  • Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.
  • Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

    Методы латерального мышления

    Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

    Метод 1. Шесть шляп мышления

    Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты.

    Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа.

    В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

    Важно

    Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

    Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

    • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
    • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
    • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
    • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
    • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
    • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

    Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

    Метод 2. Синектический штурм

    Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

    • Прямая: подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
    • Личная: представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
    • Обобщающая: кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
    • Символическая: пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

    Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

    Метод 3. Случайное слово

    Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

    В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

    Метод 4. Выход за рамки

    Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

    Как развить латеральное мышление?

    Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

    • всегда и во всем искать новые идеи;
    • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
    • подвергать сомнению любые идеи;
    • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
    • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
    • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
    • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
    • применять творческий подход к повседневным делам;
    • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

    Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

    Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

    Латеральное мышление

    Латеральное мышление

    В психологии существует такое понятие, как латеральное мышление. Что это такое, и как оно работает, мы расскажем в данной статье.

    Латеральный (лат. lateralis — боковой) означает боковой или смещенный. Таким образом, латеральное мышление – это смещенное мышление, перенаправленное, относительно традиционного мышления.

    Совет

    Понятие латерального мышления было предложено известным британским психологом Эдвардом де Боно.

    Латеральное мышление является нестандартным, лишенным всяких шаблонов и клише. Впервые его начали использовать те люди и компании, деятельность которых была тесно связана с творчеством и созданием новых идей.

    Искусство латерального мышления

    Одним из основополагающих факторов латерального мышления, является отход от традиционных и устоявшихся стереотипов, и переход к нешаблонным методам.

    Сам процесс латерального мышления состоит из трех этапов.

    Выбор фокуса

    Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, то есть идею, от которой мы будем отталкиваться.

    Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

    Генерирование латерального разрыва

    После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления.

    Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона.

    Установление связи

    После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное.

    Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

    Латеральное мышление весьма эффективно в самых разных областях деятельности. Его методы можно использовать в любой творческой работе.

    Понимая принципы действия латерального мышления, и научившись пользоваться ими, вы сможете постоянно генерировать новые идеи в своей сфере.

    Например, в бизнесе не редко возникают ситуации, которые удается урегулировать только благодаря удачно сказанной шутке. И здесь нестандартный подход к задаче играет решающую роль.

    Именно поэтому развитие личности – это не просто хобби, а необходимая мера для полноценного, насыщенного и гармоничного существования.

    Приемы латерального мышления эффективно использовать практически везде.

    По мнению многих специалистов, основной задачей нестандартного подхода к той или иной проблеме является отказ от поискового шаблона. Сознание в таком случае играет пассивную роль, как среда, внутри которой протекает самостоятельная организация информации.

    Обратите внимание

    Здесь следует понимать, что большинство людей воспринимает довольно ограниченное количество информации за единицу времени. Поэтому они в буквальном смысле слова зацикливаются на проблеме, подсознательно отвергая любые другие способы ее разрешения.

    Посредством же латерального мышления вы расширяете границы своего сознания, а мозг начинает действовать сразу в нескольких плоскостях.

    То есть при нестандартном способе мышления, индивид не зацикливается на проблеме, а пытается решить ее множеством мыслимых и немыслимых, и порой даже абсурдных способов.

    Учеными в области нейропсихологии была доказана связь между дивергентным (нестандартным) и конвергентным (стандартным) подходами к решению проблем, и полушариями человеческого мозга.

    В ходе исследования было установлено, что правое полушарие отвечает за интуитивное восприятие действительности, а левое – за логическое мышление.

    В зависимости от того, чем занимается человек, то или иное полушарие будет работать интенсивнее. Например, у творческих людей более активным окажется правое полушарие, а у математиков или бухгалтеров – левое.

    Латеральное мышление позволяет человеку гораздо проще подходить к решению той или иной проблемы. Регулярно практикуясь, вы можете достичь такого уровня развития, когда в голове одновременно рождаются несколько мыслей, помогающих с предельной скоростью и максимальной эффективностью решить поставленную задачу.

    Латеральное мышление Эйнштейна

    Более того, латеральное мышление развивает гибкость ума, благодаря чему человек может быстро и просто переходить от одной точки зрения к другой.

    Альберт Эйнштейн

    В качестве примера латерального мышления приведем Альберта Эйнштейна – великого ученого-физика. Кстати рекомендуем обратить внимание на задачу Эйнштейна, которую могут решить в уме буквально единицы.

    Так вот Эйнштейн умел мыслить чрезвычайно нестандартно. Он говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

    Важно

    Будучи подростком, ему было чрезвычайно интересно узнать, как именно выглядел бы мир, если бы он мчался верхом на световом луче со скоростью света.

    На первый взгляд такое абсурдное заявление, как желание сидеть верхом на луче света, не имеет ничего общего с наукой. Однако именно это нестандартное умение мыслить позволило Эйнштейну стать одним из величайших ученых, и сделать множество выдающихся открытий.

    Теперь вы знаете, что такое латеральное мышление. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

    Если же вам вообще нравятся интересные факты и саморазвитие – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

    Латеральное мышление: что это такое и основные методы развития

    Латеральное мышление

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

    Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

    Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

    Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов.

    Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

    Идеи Эдварда де Боно

  • Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще.

    Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.

  • Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем.

    Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.

  • Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой.

    Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека.

    Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.

  • Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  • Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.
  • Методы развития

    «6 шляп»

    Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча.

    Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности.

    Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

    Итак, сама расшифровка:

    • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория. Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции) Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы. Черный – критика, недочёты и слабые места. Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

    Кстати, что-то похожее придумал Уолт Дисней, обращаясь к субличностям внутри себя, или наделяя персонал необходимыми функциями, он мог рассмотреть любой случай и проблему под разными углами, чтобы выявить слабые места и перспективы. Подробнее можете узнать из статьи «Два очень крутых приёма для достижения своей цели».

    Творческая пауза

    То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

    Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

    Альтернатива

    То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах.

    Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов.

    Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

    Упражнения и рекомендации

    Стереотипность и лишний опыт

    Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее.

    Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него.

    Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.

    Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10.

    А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе.

    Совет

    А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

    Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

    «Безумно глупо»

    Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая.

    Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

    «Данетки»

    Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают.

    Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

    Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

    Экспериментируйте

    Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы».

    Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

    Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье «Как научиться основам дедуктивного метода Шерлока Холмса». А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

    Заключение

    А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление».

    А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития».

    Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
    Материал подготовила Журавина Алина.

    Латеральное мышление де Боно – методы и задачи

    Латеральное мышление

    Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

    Латеральное мышление – что это такое?

    Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности.

    Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает.

    Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

    Как развить латеральное мышление?

    Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  • Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  • Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  • Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.
  • Методы латерального мышления

    К самым популярным методикам относят:

  • Мозговой штурм. Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  • Решение изобретательских задач. Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  • Метод Дельфи. При этом проводятся опросы, интервью, мозговые штурмы. Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.
  • Упражнения для развития латерального мышления

    Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  • Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  • Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  • Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  • Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.
  • Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны развить фантазию и творческое воображение:

  • Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  • Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.
  • Латеральное мышление: как научиться генерировать много идей и почему это важно

    Латеральное мышление

    Мозг Автор: Анна Орлова |  8 декабря 2017, 17:10

    С развитием науки и технологий на первый план выходит задача развития soft skills – таких навыков, как, например, гибкость и универсальность, которые помогают быстро адаптироваться к любой ситуации.

    Чтобы быть на плаву, необходимо постоянно придумывать нестандартные идеи, поэтому в сети все популярнее становятся запросы: как развивать творческое мышление? как научиться генерировать идеи? Существует множество методологий и подходов к развитию креативности.

    Анна Орлова, методист образовательных программ школы креативного мышления ИКРА, рассказывает о том, как научиться креативить.

    Латеральное мышление: что это такое и зачем нужно?

    Латеральное мышление — это способ творческого мышления, который помогает генерировать большое количество идей с помощью разрушения или изменения существующих паттернов. Термин ввел Эдвард де Боно — британский психолог, писатель и специалист в области творческого мышления, — в книге «Искусство думать» (New Think: The Use of Lateral Thinking, 1967).

    Как это работает?

    Начнем с того, что нейронные сети нашего мозга постоянно укладывают всю поступающую информацию в паттерны.

    Эти паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений, потому что вся входящая информация, имеющая сходство с существующим паттерном, воспринимается как существующий паттерн.

    А с возрастом паттерны становятся все более глубокими и, грубо говоря, прочными, так что нам становится все сложнее и сложнее действовать (и придумывать) вне их рамок.

    Обратите внимание

    Креативный процесс в латеральном мышлении — это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Эдвард де Боно выделил множество алгоритмов работы латерального мышления. Мы поговорим об одном, состоящем из трех этапов.

    1. Фокусировка на задаче

    Это очень важный этап, поскольку, чем лучше (уже, точнее) фокус, тем проще нам создавать что-то новое. Де Боно выделяет несколько способов фокусировки, например, на области действия или цели.

    Какой объем информации должна содержать фокусировка? Не слишком много, хотя бы потому, что обилие информации, с одной стороны, тормозит творческое мышление, а с другой подталкивает к уже существующим идеям.

    2.

    Генерируем латеральный разрыв

    После того, как мы сфокусировались на задаче, необходимо расширить паттерны и уйти в абстракцию при помощи провокативных методик. На этом этапе мы получаем набор абсурдных решений. Важный момент: на этапе получения провокационных решений не старайтесь сразу же сделать из них что-то реальное, у вас будет такая возможность чуть позже.

    3. Установление связи

    После разрыва шаблона на предыдущем этапе нам необходимо установить связь и приземлить абсурдное решение. Именно на этом этапе мы и получаем что-то новое.

    Какие методики существуют?

    Рассмотрим основные методики:

    1. Провокативные методики

    Есть 6 базовых методов ухода в абстракцию:

    дополнение (случайный вход)
    — добавление одного или нескольких элементов объекту;

    инверсия
    — поиск противоположности объекту или его отдельным элементам;

    исключение — исключение определенного элемента (элементов) из нашего объекта;

    гиперболизация

    — увеличение или уменьшение одного или нескольких свойств объекта;

    замена

    — изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»;

    изменение порядка

    — замена последовательности одного или нескольких элементов объекта.

    2. Плюс-минус-интересно

    После формулирования вашего абсурдного решения в первую колонку вы заносите положительные аспекты, во вторую отрицательные, а в третью наблюдения и примечания, на которые пока нет ответа. Пример:

    3. Установление связи

    Поговорим подробнее о 4 методах перехода:

    – Извлечение принципа

    Вы берете провокационную идею и выделяете из нее принцип работы/концепцию/достоинство/аспект. Затем отбрасываете все остальное и работаете только с тем, что удалось извлечь, строя на этом приземленную идею.

    – Фокусирование на различии

    Важно

    В данном случае провокационная идея сравнивается с существующей идеей или привычным способом действий, а затем определяются основные различия.

    – Покадровый переход

    Эту методику сложнее всего описать. Нужно представить, что провокационная идея приведена в действие. Мы визуализируем то, что произойдет, и выделяем не конечный результат, а последовательность мгновенных состояний.

    – Положительные аспекты

    Это самый простой из методов перехода. Мы ищем в провокационной идее прямые выгоды и преимущества. Какая ценность идеи видна с первого взгляда? В данном случае нас интересует немедленная выгода, а не то, к чему может привести провокационная идея. Мы извлекаем эту выгоду и пытаемся воплотить ее в новой идее.

    Почему это важно?

    Методология латерального мышления 一 полезный инструмент для развития креативности, который учит осознанно подходить к придумыванию, что делает творческий процесс более продуктивным. Важно отрабатывать все методики на практике. Креативность приходит с опытом.

      Поделиться
      Поделиться

    Латеральное мышление – это искусство жить нестандартно

    Латеральное мышление

    Здравствуйте, дорогие читатели! Когда перед нами стоит какая-либо задача, мы привыкли решать ее уже по знакомому алгоритму, так как это дает нам ощущение уверенности в результате.

    Но не всегда привычное решение – правильное. Иногда необходим творческий подход к делу. Вот здесь нам и может помочь латеральное мышление.

    Что это? Латеральное мышление – это способ мыслить нестандартно, максимально задействовав творческий потенциал.

    Зачастую мы боимся давать волю латеральному мышлению, ведь нам неизвестен итог, к которому оно может нас привести. Но, если научиться им пользоваться, и включать его по мере необходимости, то можно выйти на абсолютно новый уровень жизни и профессиональной деятельности. О методах латерального мышления и советах по его развитию читайте далее.

    Как развивать латеральное мышление?

    Прежде чем рассматривать методы, изучите следующие 5 советов, которые как памятка помогут вам отказаться от догм в момент принятия решения или работой над сложными задачами.

    1

    Применяйте творческий подход в стандартных ситуациях

    Даже если это нечто элементарное, стремитесь придумать что-то неординарное, экспериментируйте. Например, если вы часто ругаетесь с супругой, в следующий раз вместо активной агрессии напишите ей письмо, можете даже зарифмовать ваши проблемы в стих. Смена угла обзора и восприятия одной и той же ситуации может изменить ее в корне.

    2

    Не сдаваться раньше времени

    Если вы сделали попытку, но у вас не получилось, это не значит, что пора опускать руки. Ищите новые решения и возможности.

    3

    Абстрагируйтесь от очевидного

    Чтобы вам было максимально понятно, приведу пример:

    «Жил на свете один ростовщик. Был он старый, немощный и злой. Приглянулась ему дочь купца, который денег был ему должен. Пришел ростовщик к ним в дом и говорит: «Отдашь мне дочь, прощу долг. А если не отдашь, в тюрьму брошу». Купец отказался, но ростовщик решил не сдаваться.

    «В пустой мешочек положу я 2 камня: черный и белый» — говорит ростовщик. «Если дочка твоя вынет черный, то долг прощаю, а ее себе забираю. А если белый, то с тобой она останется, и долг прощен будет». Согласились они на сделку.

    Но девушка заметила, что с земли ростовщик два камня поднял и оба черные, и в мешочек их положил».

    Что бы вы предприняли на месте дочери купца? Поступок девушки – пример латерального мышления.

    «Девушка вынула камень, не показав никому, сделала вид, что сразу уронила, и затерялся он на земле среди других камней. «Ой! Выронила камень! Ну не страшно, чтобы понять, какой я уронила, посмотрите, какой остался в мешочке».

    4

    Изучайте новое

    Анализируйте поступающую информацию, не проходите мимо. Зачастую люди настолько убеждены в непоколебимости собственных суждений, что отказываются открыться для новых идей.

    5

    Подвергайте идеи сомнению

    Так вы можете отсеять нерелевантные, оставив только продуктивные. Ваша задача нацелиться на результат. Если какая-то идея сомнительна и недостижима, то пробуйте подбирать другие.

    Методы латерального мышления

    Представленные методы помогут вам научиться нестандартному мышлению, если вы регулярно будете выполнять данные упражнения:

    • Обобщение. Пробуйте решать проблему, совместив несколько возможных развитий события, или сочетая мнения.
  • Как решают эту проблему все? Самый простой и стандартный способ.
  • Чтобы предпринял я на месте… (кого-то)?
  • Как эту проблему решил бы тот, кому вы доверяете (авторитет)?
  • Как не стоит решать эту задачу?
    • Творческая пауза. В ходе спора или обсуждения какого-либо вопроса мы не останавливаемся, чтобы обдумать и взвесить решения и суждения. Вам знакомо ощущение, когда вы, уже успокоившись, думаете, что не стоило делать или говорить что-то, а можно было поступить по-другому? Если вы будете применять метод творческой паузы, это даст вам возможность обдумать все за и против сразу и не сожалеть потом о своей поспешности.
    • Поиск альтернативных идей. Вы выдвигаете идею и сразу к ней альтернативу, т.е. как можно максимально изменить идею, при этом практически не снизив выгоду и результативность для себя? Этот метод поможет вам создать целую систему идей, которые в итоге можно будет сплотить в одну цельную.
    • Провокационные идеи. Поиск решений и идей, которые на первый взгляд могут звучать нелепо, глупо, нереально или смешно. Смысл в том, чтобы оттолкнувшись от провокации, перейти к реальной идее, которая сможет решить вашу задачу.

    Заключение

    Применять латеральное мышление – это не значит отказаться от других видов мышления. С помощью него вы сможете создать собственный подход к достижению целей. Способность нестандартно мыслить поможет вам увидеть выход там, где, казалось, был тупик.

    Снова повторюсь, существуют и другие виды мышления, изучению которых стоит посвятить свое время. Для начала, изучите ассоциативное мышление, с помощью него вы даже можете научиться справляться с заболеваниями.

    Развивайте свое мышление. Подписывайтесь на обновление, а также не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях. До встречи!

    Латеральное мышление: найти нестандартное решение

    Латеральное мышление

    Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль — а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

    В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности.

    К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик — тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом. Латеральное мышление (лат.

    lateralis — боковой) — это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

    Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

    Первый способ — игра в «Данетки»: ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

    Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

    Второй способ — логические загадки и головоломки, например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

    Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми — Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

    Третий способ — придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

    Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

    6 шляп мышления

    Совет

    Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

    Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

    • Белая — информационная: чем располагаем, чего не хватает.

    • Зеленая — творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

    • Красная — эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

    • Желтая — оптимистическая: преимущества идеи.

    • Черная — критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

    • Синяя — организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

    В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать.

    В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной.

    Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

    Синектический штурм

    Синектика — это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

    • Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

    • Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

    • Обобщающая: описание задачи двумя словами.

    • Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

    По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

    Случайное слово

    Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения.

    На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче.

    Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

    Выход за рамки

    Обратите внимание

    Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов.

    Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!».

    Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

    Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление — это не только решение сложных проблем и задач.

    И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ.

    Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

    Эдвард де Боно (Edward de Bono) — психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

    Что такое латеральное мышление? Об инструментах психологии творчества

    Латеральное мышление

    Пару слов об авторе. Он родился в 1933 году на Мальте, там же окончил университет, продолжил изучать медицину, психологию и физиологию в Оксфорде и затем преподавал там, а также в Кембридже, Гарварде, Лондоне.

    В настоящее время, наряду с лекторской и консультационной практикой, много внимания уделяет деятельности в Наднациональной организации мышления (Supranational Thinking Organization) в Гааге. Автор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав — вы заблуждаетесь», а самой популярной является «Шесть шляп мышления». Почитайте, очень интересно! Например, «шляпы»:

    Красная — эмоции, а отсюда — интуиция, чувства и предчувствия. Желтая — преимущества. Черная — осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?»

    Зеленая — творчество, т. е. идеи и предложения, поиск альтернатив. Белая — информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает? Синяя — организация мышления: чего достигли и что делать дальше?

    «Меняя» головной убор, можно переключаться на разные аспекты того, что приняли за тему, проблему и т. п.Важно

    Но для понимания принципа действия «шляп» (или обуви, или… разные образы могут использоваться) не обойтись без экскурса в область теории, раскрывающую научную суть изобретенной Э. де Боно концепции. Дело в том, что он сумел предложить новый подход к работе восприятия, который открыл, моделируя информационную систему, способную к самоорганизации. Именно он ввел понятие паттерна (от лат. patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), столь употребимого ныне в психологии и социологии. Паттерн обозначает распределение процессов, стимулов в пространстве и времени, т. е. структуру, в которой выделены как ее целостность, так и «моментальность», изменчивость.

    Так вот, рассматривая паттерны, ученый обнаружил разные их виды, в т. ч. сдерживающие, а затем разработал инструмент, позволяющий перестраивать («реструктурировать») паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Это и есть латеральное мышление.

    Сравним его с традиционным логическим. В противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.

    Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс… юмор. Он парадоксален, но эффективен. Не напоминает ли вам это технику «мозгового штурма»? Она построена именно на латеральном подходе.

    В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э. де Боно — вертикальное, латеральное — боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое — развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его — невозможно, да и не нужно.

    В следующий раз поговорим о том, как практически развивать латеральное мышление, а пока пять методических советов от Эдварда де Боно:

    1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления. 2. Сомневайтесь в допускаемом. 3. Обобщайте альтернативы. 4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.

    5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 11
    2 / 11
    3 / 11
    4 / 11
    5 / 11
    6 / 11
    7 / 11
    8 / 11
    9 / 11
    10 / 11
    11 / 11