Критическое мышление и методы его развития

Критическое мышление и методы его развития

Критическое мышление и методы его развития

Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения.

Подавляющее большинство выдающихся людей обладали необыкновенно развитым критическим мышлением, что позволило им достичь успеха в самых разных областях человеческой деятельности.

Обратите внимание

Великий французский философ и математик Рене Декарт вообще считал, что только принцип «Сомневайся во всём», (что, по сути, и есть формулой критического мышления), в состоянии помочь нам познать мир.

Именно поэтому предлагаем вашему вниманию описание того, что собой представляет критическое мышление, а также методы его развития.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление (англ. critical thinking) – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем просто мышление.

Критическое мышление – это способ мышления, при котором человек ставит под сомнение любую информацию, и даже собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе – это необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.

Иногда можно услышать такие выражения, как «уничижительная критика», «у него тяжелый кризис», «критическое положение». Все это звучит в негативном смысле, из-за чего критическое мышление иногда понимается неправильно, как нечто скептическое и не заслуживающее доверия.

Конечно, недоверие и скепсис являются неотъемлемой частью критического мышления, однако его суть совсем не в этом. Наоборот, подобное мышление основывается на продуманных и проверенных решениях, которые подтверждены фактами.

Критическому мышлению присуща строгая логика и последовательность в суждениях, а также контроль над своими эмоциями и чувствами.

Критически мыслящий индивид никогда не станет слепо выполнять те или иные приказы, или поддаваться какой-либо пропаганде. Его также трудно обмануть или провести.

Он ничего не принимает на веру, а в своих поступках руководствуется собственными убеждениями, знаниями и опытом. В результате этого, вероятность ошибиться у него значительно ниже, чем у его менее расторопных товарищей.

Технология критического мышления

Как бы странно это ни звучало, но критическое мышление в современном обществе нередко и само подвергается критике: «Как вы смеете говорить об этой книге иначе, чем хорошо?», «Ты критикуешь власть, но чего добился ты сам?» и т.п.

Подобные высказывания со стороны тех или иных людей говорят об их податливости и доверчивости. Человек, не имеющий критического мышления, – это потенциальная жертва для любого обмана или мошенничества, ведь он не способен противостоять никакому давлению извне.

Важно понимать, что критическое мышление не является врожденным свойством. Оно может развиваться и расти, или распадаться и угасать.

Важно

Критически мыслить получится лишь в том случае, если у человека будет определенный багаж знаний или информации, чтобы ее можно было сравнивать, оценивать и анализировать, то есть подвергать критике.

Поэтому те люди, которые сознательно отказываются от критического мышления, скорее демонстрируют интеллектуальную деградацию, чем высокую духовность. Духовность в их понимании заключается в бездумном подчинении ритуалам и беспрекословному повиновению любому, порой даже очень сомнительному авторитету.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: критическое мышление представляет собой процесс анализа информации, свойственный высокоразвитым индивидам.

К сожалению, наблюдая за многими людьми, вы можете обнаружить, что многие из них попросту не хотят развивать критическое мышление.

Самокритика

Одним из главных элементов критического мышления является самокритика. Это когда человек трезво смотрит на свои реальные возможности и, в случае необходимости, исправляет собственные ошибки.

Самокритика практически полностью отсутствует только у психически больных людей, например у шизофреников.

Важно понимать, что без самокритики в принципе невозможен личностный рост. Именно поэтому так необходимо учиться смотреть на себя извне, и объективно оценивать себя, свои мысли и поступки.

В этом смысле приятной новостью является тот факт, что самокритика, как свойство психики, может развиваться. Поэтому, если человек осознал важность этого феномена, он в любое время может начать заниматься данным вопросом.

Развитие критического мышления

Критическое мышление основано на элементарной логике. Однако некоторым людям очень легко запутаться даже в собственных рассуждениях и умозаключениях.

Очевидно, это связано с тем, что зачастую людям проще подчиняться каким-либо правилам, чем думать самостоятельно.

Приемы критического мышления

Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.

Совет

Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.

В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

Обратите внимание

Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

  • подготовка
  • ознакомление с проблемой
  • разработка решения
  • определение окончательного решения
  • оценка результата

С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.

Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое критическое мышление, понимаете важность его развития, и ознакомлены с приемами критического мышления. Надеемся, что этот пост был вам полезен. Если у вас есть мысли по этой теме – напишите их в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вы вообще любите интересные факты и саморазвитие – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Мастер-класс “Методы и приемы развития критического мышления”

Критическое мышление и методы его развития

Мастер-класс по теме “Методы и приемы развития критического мышления»”

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

Приветствие.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.

– Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

-А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр мф)

Работа в группе (на обсуждение 2 мин)

– Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)

– Сегодня мы будем говорить о ТРКМ.

План нашей работы

  • Узнаем, что такое критическое мышление
  • Приемы развития критического мышления учащихся на уроках
  • Практическое занятие
  • Рефлексия

– В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (таблицы на столах). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе –1 задание (2 мин)

В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. Презентация ответов.

2 этап. Теоретическая часть

– Итак, ТРКМ – это американская технология. В России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Важно

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка. Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании.

Данная технология с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  • формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  • развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  • формирование культуры чтения и письма;
  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. 

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова – «создание мотива к обучению».

Второй этап«осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» – размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм.

Одним из приемов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ.

КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Последовательность действий при составлении кластера

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

-Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

-Продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут.

-Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер можно использовать как на стадии «вызова», так и на стадии « рефлексии».

Совет

После работы с текстом идет обсуждение, осмысление новой информации, после этого можно вернуться к кластеру, составленному в начале урока на стадии «вызова» и дополнить его новыми компонентами. На уроках ИЯ часто пишем лексические диктанты, направленные на проверку знания ЛЕ.

Так вот прием «Кластер» может часто заменить диктант, к тому же такая форма может быть более интересной для детей, чем обычный диктант.

Советы преподавателю.

-Записывайте все идеи учащихся.

-Не судите о качестве идей (не комментируйте).

-Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.

-Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.

-Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Практическое задание №1Составить кластер по рассказу «Трусишка»

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.

Обратите внимание

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. 

Следующий прием это “Верные и неверные утверждения” или “верите ли вы”
   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

  Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Данный прием часто используется на уроках ИЯ как на стадии «вызова», так и на стадии «осмысления».

Перепутанные логические цепочки. На отдельные листы или на доску выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности.

Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения.

В таком виде это задание используется на стадии вызова. На стадии рефлексии, учащимся предлагается расставить события в правильной последовательности после прочтения текста или лекции учителя.

Аналогичные формы заданий встречаются в тестах ЕГЭ, поэтому такие формы работы на уроке помогают учащимся подготовиться к предстоящим экзаменам.

Прием “Концептуальное колесо

Как развить критическое мышление

Критическое мышление и методы его развития

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах.

Такая часть умственной деятельности в психологии призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления.

Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально.

По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен.

Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Важно

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм.

Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования.

А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей.

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения умственных навыков, способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд качеств и навыков в сфере исследовательской культуры.

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе, построению отношений.

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и реализации знаний. Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и побудить к действиям.
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку памяти обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися иностранных языков. У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса.

Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них.

Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы.

К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется.

Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на жизнь.

Узнайте о 10 эффективных приемов критического мышления

Критическое мышление и методы его развития

Среда, 20 часов вечера, в комнате дочери Анастасии – ученицы 10 класса — слышу громкие разговоры. Захожу. Да тут целое совещание! Сидят, решают задачу, уже пару часов ломают голову, но никак не получается добиться результата — не могут получить правильный ответ. Моя дочь в слезах, поскольку есть перспектива завтра схватить двойку.

Уточняю, что не получается, и вижу, что никак не могут наши детки отказаться от стереотипных стандартных решений, все пытаются применить формулы строго по параграфу.

А учитель – молодец! Дала задачу не на повторение знаний,  а на применение известного материала и умение использовать нестандартное решение.

Совет

Вижу, что зашли в тупик, причем все. И только Алекс сидит тихонько в стороне, отключился от дискуссии, не смотрит ни на кого, не обсуждает очередной типовой вариант.

И вдруг посреди общего гама слышу: «Да тихо вы все! Все же очень просто, не нужно идти этим путем, не это требуется!». Все, я могу уходить, вижу, что появился свой лидер нестандартной мысли, и весь муравейник дружно развернулся в другую сторону.

Через 30 минут задача была решена, все пили на кухне чай, смеялись и удивлялись, как же Алекс додумался. А он в который раз им объяснял, что просто сидел и анализировал их варианты, и вот оно — пришло решение!

Я радуюсь, что дети получили удовольствие от того, что добились результата и сделали свое первое маленькое открытие, решая задачу с помощью мозгового штурма, и при этом они действительно потрудились.

Сама же сижу и вспоминаю, как совсем недавно на работе мои подчиненные пытались решить нестандартную задачу, применяя известные им алгоритмы, и так ее и не решили. Такого Алекса у них не нашлось, и его роль мне пришлось взять на себя.

Почему происходит именно так, и мы не умеем видеть то, что, казалось бы, лежит на поверхности? Одна из причин – отсутствие у многих из нас сформированного критического мышления.

Что такое критическое мышление

Что такое критическое мышление? Если сильно не вдаваться в нюансы, то это умение воспринимать информацию, понимать ее, уметь выделять главное. Мы привыкли слушать в пол-уха, пропускать существенные детали, которые могли бы подсказать правильное решение.

Критическое мышление предполагает, что человек умеет слушать, понимать информацию, оценивать ее и накладывать ранее примененные решения на конкретную ситуацию.

Люди, обладающие таким видом мышления, умеют устанавливать связи между событиями и явлениями, логически организовывать информацию.

Обратите внимание

Тех, кто обладает развитым критическим мышлением, можно достаточно легко определить по нескольким основным признакам:

  • У них всегда есть план для выполнения конкретной задачи, и они в принципе планируют свою жизнь, как на краткосрочный период, так и создавая долгосрочные планы.
  • При общении с другими людьми они проявляют гибкость, внимательно относятся к чужому мнению и умеют воспринимать чужие идеи.
  • Они настойчивы при достижении своих целей.
  • Их важная черта – умение анализировать и исправлять свои ошибки, и использовать их для наработки опыта. Эти люди действительно умеют учиться на своих ошибках.
  • В ходе коллективного обсуждения вопросов они всегда отслеживают ход дискуссии, организовывая совместный анализ предлагаемых вариантов решений.
  • Критически мыслящие способны к компромиссам, они разъясняют всем участникам обсуждения точки зрения сторон, показывают варианты развития событий, добиваясь понимания всеми собеседниками сути предлагаемых путей решения и последствий, которые за ними последуют.
  • Стадии развития критического мышления

    Для того чтобы развивалось критическое мышление, человек должен пройти несколько основных стадий:

  • Вызов.
  • Осмысление новой информации.
  • Рефлексия.
  • Стадия 1. «Вызов»

    На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать.  Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него  – значит им сделан первый шаг к успешному результату.

    Стадия 2. «Осмысление информации»

    После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

    В момент осмысления формируются основные вопросы относительно полученной информации, определяется важное и второстепенное для будущего решения задачи.

    Стадия 3. «Рефлексия»

    Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Из внешнего, привнесенного извне, оно становится личным знанием. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.

    На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение и дискуссию по новой для него теме.

    Приемы развития критического мышления

    Для целенаправленного развития критического мышления необходимо приложение определенных усилий.

    Великий Чарли Чаплин считал, что «Способность думать, подобно игре на скрипке или рояле, требует ежедневной практики».

    Тренируя каждый день свое умение мыслить, человек может достаточно быстро достичь значимых результатов, научиться видеть главное в той информации, с которой работает, и уметь правильно доносить ее до своих собеседников.

    Приведем примеры упражнений для развития критического мышления, которые каждый может использовать в своей повседневной жизни.

    «Дерево предсказаний»

    Это упражнение нацелено на тренировку умения прогнозировать развитие ситуации. Часто, даже не зная о том, что это может быть специальным упражнением, в обычной жизни мы используем  этот прием, например, читая книгу и раздумывая, чем может закончиться история, или обдумывая ситуацию, сложившуюся на работе.

    Все, что потребуется от человека, — это в центре листа написать главные вопросы, которые его интересуют в отношении новой информации, рабочей задачи или жизненной ситуации. Дальше необходимо создать варианты развития событий, размещая их в отдельных квадратиках.

    После формирования всех возможных вариантов появляется возможность проанализировать каждый в отдельности, что позволяет структурировать информацию, разложив ее «по полочкам».

    «Карта памяти»

    Для развития умения систематизировать информацию, подбирать нужные данные для решения каких-либо вопросов, важно научиться быстро фиксировать возникающие идеи.

    Один из вариантов  фиксации — это не полное описание всей ситуации или полного объема информации, а ее письменная регистрация с помощью ассоциаций.

    Наилучший способ использования такой карты памяти — это построение графической схемы, в центре которой будет находиться ключевая информация по ситуации, а все варианты, создаваемые в процессе обсуждения, записываются в отдельных блоках вокруг центрального элемента. Этот прием особенно удобно применять в ходе группой дискуссии.

    «Кластер»

    «Кластер»  — еще один прием систематизации информации. Удобен как для самостоятельной работы, так и при обсуждении какой-либо темы в группе. Основной его принцип – это организация данных с помощью группировки.

    В центре листа записывается ключевая информация, далее от нее выстраиваются варианты развития событий. Для каждого события создается свой кластер, в котором регистрируются возможные решения или их последствия. Благодаря такой систематизации можно добиться качественного анализа причинно-следственных связей между событиями, увидеть варианты ошибочных действий.

    «Корзина идей»

    Этот прием особенно эффективен, если необходимо организовать обсуждение какого-либо вопроса в группе.

    Вначале необходимо озвучить тему для обсуждения. Далее каждый участник записывает на листке бумаги все, что ему известно по этой теме, и идеи, возникающие у него в процессе осмысления задачи, включая ассоциации, возникающие в процессе размышления над поставленным вопросом.

    На следующем этапе вся информация озвучивается и собирается в качестве банка данных. Метод хорош тем, что информация, ассоциации не оцениваются, не критикуются, к ним, как правило, возвращаются на следующем этапе, когда, например, необходимо создать рабочую группу для выработки решения задачи и его реализации.

    «Верные и неверные утверждения»

    Это упражнение нацелено на развитие умения оценивать информацию с точки зрения ее правильности.

    Для начала формулируется тема или ситуация, которую необходимо оценить. На следующем шаге необходимо определённые утверждения в отношении первоначально озвученной информации распределить на две категории: верные и неверные с точки зрения каждого участника дискуссии, или сам человек распределяет свои утверждения или аргументы в два столбца, если он выполняет это упражнение один.

    Далее следует обсуждение ситуации, или самостоятельное ее осмысление. После чего необходимо вернуться к ранее распределенной информации, и принять решение, какие данные, оцененные на предыдущих этапах, действительно верны, а какие ошибочны.

    «Рыбий скелет» или «Фишбоун»

    Этот прием может быть использован для развития умения устанавливать причинно-следственные связи, определять факторы, влияющие на ситуацию, и выбирать наиболее эффективное решение.

    Для того чтобы воспользоваться этой методикой, необходимо предварительно создать схему в виде скелета рыбы.

    Важно

    Голова рыбы – это проблема или обсуждаемый вопрос, верхние скелетные кости – причины, которые привели к возникновению ситуации, нижние кости – это факты, подтверждающие, что проблема существует, а хвост – это выводы или решение по обсуждаемому вопросу.

    Такая рыба является модификацией диаграммы Исикавы, широко используемой для анализа ситуаций, возникающих в бизнесе. Топ-менеджеры ведущих компаний часто используют диаграмму в процессе поиска решений возникающих производственных ситуаций и проблем.

    «Синквейн»

    «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» Шопенгауэра  и «Краткость – сестра таланта»  Чехова — оба этих высказывания как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать следующий метод формирования критического мышления – синквейн.

    Синквейн – это форма  пятистишия, в основе которой лежит не принцип рифмования строк, а установление смысловых и синтаксических связей между ними. Эта стихотворная форма возникла в США как продолжение развития японских поэтических жанров хайку и танка.

    Синквейн должен быть написан по определенным правилам:

    • первая строка задает тему, и состоит из одного слова, чаще всего, существительного;
    • вторая описывает тему в двух словах;
    • третья содержит описание действия тремя словами: глаголами или деепричастиями;
    • четвертая фраза состоит из четырех слов и передает отношение автора к теме;
    • пятая строка содержит одно слово, являющееся синонимом к теме, указанной в первой строке.

    Иногда правила могут нарушаться, допускаются отклонения, но в целом принцип синквейна сохраняется.

    Этот метод является очень мощным толчком к развитию способности кратко, емко и точно формулировать суть вопроса или проблемы.

    Он развивает аналитические способности, поскольку с помощью такого короткого пятистишия необходимо создать краткое резюме к большому по объему блоку информации, и для того чтобы его создать, потребуется провести тщательный анализ данных, по которым будет составляться стихотворение.

    «Шесть шляп мышления»

    Создателем этого популярного метода развития мышления является психолог Де Боно. Задача метода – развить разные направления мыслительной деятельности, предлагая человеку  размышлять над каким-либо вопросом, примеряя на себя разные «Шляпы», и благодаря им, посмотреть на проблему или ситуацию с разных сторон.

    Белая шляпа – это размышление над задачей на языке цифр и фактов, не допускающих субъективных оценок.

    Желтая шляпа требует рассмотрения вопроса исключительно в позитивом ключе, определяя, что полезного, важного, значимого есть в информации, которая анализируется.

    Черная шляпа – это поиск проблемных сторон в обсуждаемом вопросе с обязательным анализом причин их возникновения.

    Красная – эмоциональное отношение к задаче или информации.

    Зеленая шляпа – творческий анализ ситуации, в ходе которого необходимо найти ответы на вопросы о том, что можно было сделать в ситуации, как можно поступить иначе,  зачем это нужно, что это даст, каким образом можно усовершенствовать объект, что произошло, если бы был выбран другой путь решения.

    Синяя шляпа – шляпа обобщений, надевая которую необходимо подвести итог всем размышлениям или высказанным мнениям.

    Этот метод может использоваться как при организации групповой дискуссии, где каждый участник получает задачу размышлять в определенном цвете «шляпы», так и индивидуально, если человеку необходимо поразмыслить над вопросом в одиночестве.

    Вывод

    Все описанные методы развития критического мышления позволяют активно развивать мыслительные способности человека.

      Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться.

    Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения.

    Развитие критического мышления | 3 стадии и процессы развития

    Критическое мышление и методы его развития

    Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

    Развитие критического мышления

    Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

    https://www.youtube.com/watch?v=2Vwv0jFWSmA

    Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.

    Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

    Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте.

    Совет

    Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст.

    Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

    Читайте далее:  Что дает чтение книг

    Подобная методика эффективна для людей любого возраста и может применяться как основной и вполне доступный метод развития критического мышления. Для того, чтобы процесс проходил более эффективно, необходима постоянная тренировка.

    Процессы критического мышления

    Перед человеком с развитым критическим мышлением, встают сразу несколько вопросов: «Что я знаю сейчас», «Что я могу узнать нового?», « Как меняются мои базовые знания?», «Что я могу сделать с новыми знаниями?».

    В идеале процессы критического мышления включают:

  • любознательность;
  • лабильность;
  • открытость;
  • доверительное отношение;
  • честность и благоразумие в суждениях;
  • стремление к поиску результата.
  • Основы критического мышления можно охарактеризовать с точки зрения того, с каким успехом полученные теоретические знания могут быть реализованы на практике, т.е. в реальном мире с учетом индивидуального опыта и личностных качеств субъекта.

    Как развить критическое мышление

    Для того, чтобы развитие критического мышления проходило на должном уровне, уже в период школьного обучения необходимо формировать первые навыки и умения.

    Кроме описанного и довольно распространенного метода развития критического мышления через эффективное чтение, существует ряд методик, разработанный учеными в области психологии:

    «Мозговой штурм»

    В основе методики – мнения каждого человека в группе людей. Ставится одна определенная задача. Каждый участник группы предлагает как можно больше вариантов ее решения.

    В итоге группа выбирает наиболее подходящий вариант.

    Подобная техника является командной и зачастую к такому приему прибегают в больших компаниях, где сотрудники стараются найти наиболее эффективные пути развития предприятия;

    Ассоциативный куст

    Также относится к групповым видам развития и предполагает нахождение максимально возможных ассоциаций с одним изначально данным словом.

    Методики достаточно эффективны в плане развития не только критического мышления, но и групповой сплоченности. После того, как участники овладевают техниками работы в группе, может быть предложена работа в парах.

    3 стадии развития критического мышления

    Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

    Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

    Вызов

    Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

    Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

    На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников.

    На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

    Осмысление

    Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

    Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

    Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

    Рефлексия

    Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

    Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

    Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

    Некоторые выводы

    Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического».

    Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.

    Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.

    Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него.

    Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.

    Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять её в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.

    О критическом мышлении — видео

    Читайте далее:  Развитие творческого мышления

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 8
    2 / 8
    3 / 8
    4 / 8
    5 / 8
    6 / 8
    7 / 8
    8 / 8