Распад ссср – перестройка и развал советского союза

66. Перестройка и распад ссср

Распад ссср – перестройка и развал советского союза

После смерти
в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил
Горбачев. К тому времени СССР уже
находился на грани глубокого кризиса,
как в экономике, так и в социальной
сфере.

Эффективность общественного
производства неуклонно снижалась,
тяжким бременем на экономике страны
лежала гонка вооружений. Фактически в
обновлении нуждались все сферы жизни
общества.

Сложное положение СССР явилось
причиной перестройки, а так же, изменения
внешней политики страны. Современные
историки выделяют следующие этапы
перестройки:

  • 1985 – 1986 гг.
  • 1987 – 1988 гг.
  • 1989 – 1991 гг.

В период
начала перестройки с 1985 по 1986 гг.
существенных изменений в организации
управления страной не было.

В регионах
власть, по крайней мере, формально,
принадлежала Советам, а на высшем уровне
– Верховному Совету СССР. Но, в этот
период уже слышались заявления о
гласности и борьбе с бюрократией.

Постепенно начался процесс переосмысления
международных отношений. Значительно
уменьшилась напряженность в отношениях
СССР – США.

Обратите внимание

Масштабные
изменения начались несколько позднее
– с конца 1987 года. Этот период
характеризуется небывалой свободой
творчества, развитием искусства. На
телевидении выходят авторские
публицистические программы, журналы
печатают материалы, пропагандирующие
идеи реформ.

В тот же время, явно
обостряется политическая борьба.
Начинаются серьезные преобразования
в сфере государственной власти. Так, в
декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии
Верховного Совета принимается закон
«Об изменениях и дополнениях к
Конституции».

Закон внес изменения в
избирательную систему, введя принцип
альтернативности.

Однако
наиболее бурным оказался третий период
перестройки в СССР. В 1989 г. полностью
выводятся из Афганистана советские
войска. Фактически СССР перестает
поддерживать социалистические режимы
на территории других государств. Лагерь
социалистических стран рушится.
Важнейшим, знаковым, событием того
периода является падение Берлинской
стены и объединение Германии.

Партия
постепенно утрачивает реальную власть
и свое единство. Начинается ожесточенная
борьба фракций. Критике подвергается
не только сложившаяся в СССР ситуация,
но и сами основы идеологии марксизма,
а так же октябрьская революция 1917 г.
Формируется множество оппозиционных
партий и движений.

На фоне
жесткой политической борьбы в этот
период перестройки Горбачева начинается
раскол и в сфере интеллигенции, среди
деятелей искусства. Если часть их была
критически настроена по отношению к
происходящим в стране процессам, то
другая часть оказывает всестороннюю
поддержку Горбачеву.

На фоне невиданной
то этого времени политической и социальной
свободы значительно уменьшаются объемы
финансирования, как искусства, так и
науки, образования, многих отраслей
производства. Талантливые ученые в
подобных условиях уезжают работать за
рубеж, или же превращаются в бизнесменов.

Множество НИИ и КБ прекращают свое
существование. Развитие наукоемких
отраслей замедляется, а позже и совсем
останавливается.

Пожалуй, ярчайшим
примером этого может стать проект
«Энергия – Буран», в рамках которого
был создан уникальный космический
челнок многоразового использования
«Буран», совершивший единственный
полет.

Важно

Материальное
положение большинства граждан постепенно
ухудшается. Так же, происходит обострение
межнациональных отношений. Многие
культурные и политические деятели
начинают говорить о том, что перестройка
изжила себя.

Последствия
перестройки крайне неоднозначны и
многоплановы. Безусловно, получение
обществом социальных и политических
свобод, гласность и реформирование
планово-распределительной экономики
являются положительными моментами.
Однако, процессы, происходившие в период
перестройки в СССР 1985 – 1991 гг.

, привели
к распаду СССР и обострению тлевших
долгое время межнациональных конфликтов.
Ослаблению власти, как в центре, так и
на местах, резкому снижению уровня жизни
населения, подрыву научной базы и так
деле. Несомненно, итоги перестройки и
ее значение еще не раз будут переосмыслены
будущими поколениями.

Распад
СССР

На данный
момент единого мнения о том, каковы
предпосылки распада СССР не существует.

Однако, большинство ученых едины в том,
что зачатки их были заложены в самой
идеологии большевиков, которые, пусть
и во многом формально, признавали право
наций на самоопределение.

Ослабление
центральной власти спровоцировало
формирование новых властных центрах
на окраинах государства. Стоит отметить,
что похожие процессы происходили и в
самом начале 20 века, в период, революций
и краха Российской империи.

Если говорить
кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы,
приведшие в результате к распаду СССР,
обозначились уже в 80-е годы. На фоне
общего кризиса, который к началу 90-х
только углубился, отмечается рост
националистических тенденций практически
во всех союзных республиках. Первыми
из состава СССР выходят: Литва, Эстония
и Латвия. За ними следуют Грузия,
Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР
стал результатом событий августа –
декабря 1991 г. После августовского путча
деятельность в стране партии КПСС была
приостановлена. Утратил власть Верховный
Совет СССР и Съезд народных депутатов.
Последний в истории Съезд состоялся в
сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске.

В этот период высшим властным органом
стал Государственный Совет СССР который
возглавил Горбачев, первый и единственный
президент СССР. Предпринятые им осенью
– замой попытки предотвращения как
экономического, так и политического
развала СССР успеха не принесли.

Совет

В итоге
8 декабря 1991 года, после подписания
Беловежского соглашения главами Украины,
Беларуси и России, Советский Союз
прекратил свое существование. В тоже
время, произошло образование СНГ –
Содружества Независимых Государств.

Распад Советского Союза стал крупнейшей
геополитической катастрофой 20 века,
повлекшей глобальные последствия.

Вот только
основные последствия распада СССР:

• резкое
сокращение производства во всех странах
бывшего СССР и падение уровня жизни
населения;

• территория
России сократилась на четверть;

• доступ
к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось
население России – фактически на
половину;

• возникновение
многочисленных национальных конфликтов
и появление территориальных претензий
между бывшими республиками СССР;

• началась
глобализация – постепенно набирали
ход процессы, превратившие мир в единую
политическую, информационную, экономическую
систему;

• мир стал
однополярным, а единственной сверхдержавой
остались Соединенные Штаты.

Перестройка и развал СССР (стр. 1 из 4)

Распад ссср – перестройка и развал советского союза

1.Причины перестройки

Коренные перемены в СССР в 1985-1991 г.г. осуществлялись в ходе т.н. «перестройки» – революционной радикальной формы преобразования общества.

Как политический термин она противостоит таким понятиям, как «совершенствование», характерное для иного, эволюционного типа развития.

Что лучше, сказать сложно, но, во всяком случае, события показали, что «перестройка», в том виде какой она представлена Горбачевым и К0
, не оправдалась и полностью провалилась.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка, выявила неготовность государственных структур власти, ее лидеров, к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью.

Вот что говорит сам экс-президент СССР М.С. Горбачев, по одному из вопросов вокруг которого бушевали политические страсти – экономические реформы, их темпы и цена, которое должно было заплатить общество. В этой связи среди сторонников реформ определилось 2 подхода.

Одни признавали необходимость радикальных реформ последовательного, поэтапного перехода к рынку, недопустимость обвала, анархии. Другие считали допустимым переход в считанные недели, месяцы, словом, скачкообразным путем.

С учетом этого Горбачев спрашивает: ”Где мы оказались? – На грани развала экономики, поголовного обнищания населения”.

Обратите внимание

Насчет того, в какой мере Горбачев и его окружение были искренни в своих намерениях по осуществлению запланированной перестройки, есть много разнохарактерных оценок.

Вот, например суждение Глеба Якунина, Церковнослужителя, бывшего депутата Верховного Совета, в ответ на вопрос журналиста “Каково ваше мнение о позиции Горбачева; сейчас много говорится о том, что он тоже многих предавал?».

Ответ: « Эта страшная и дьявольская структура нашего общества чистых, не замаранных людей на самый верх не пускала. Но с другой стороны, если Горбачев действительно шел на самый верх этой системы, чтобы ее разрушить, к – этому надо относиться снисходительно.

Ведь это же политика, а в политике…». Видимо, этим многозначительным многоточием политик – расстрига хотел сказать, что «цель оправдывает средства»

Не менее важна в этой связи и точка зрения одного из современных лидеров Российской Компартии Г.А. Зюганова. Он пишет: « В развитии нашего современного кризиса «царский» период (автор имеет в виду период смуты в нач. XV11 в.) соответствует правлению Горбачева.

«Властитель слабый и лукавый», …, он оказался совершенно не способен к решению тех проблем, которые накопились к тому времени в СССР. Имея все необходимые полномочия, всевластный генсек ни разу не решился ими воспользоваться.

Пытаясь сохранить личную власть путем бесконечного лавирования между группировками в ЦК и региональными элитами, он лишь растравил их властные аппетиты, собственными руками «запустив» механизм развала страны».

Аналогичных и противоречивых суждений в лит-ре на характеристику М.С. Горбачева имеется не мало.

Однако если говорить о необходимости коренной перестройки, то потребность в ней была большая, все ученые тогда и сегодня подчеркивали и подчеркивают ее закономерность и историческую необходимость.

Важно

Однако вопрос, который возникает в этой связи и по которому продолжаются острые споры и сейчас, – в какой мере была продумана содержательная часть самой перестройки, были ли выработаны четкие и эффективные механизмы ее реализации? Вот здесь-то и возникает ряд серьезных вопросов, однозначных ответов на которые нет.

Известно, что в ходе провала реформ 60-х годов советская экономика постепенно становилась невосприимчивой к интенсификации; научно – техническому прогрессу. Она приобретала закрытый характер. Отсталость машиностроения, сырьевая направленность экономики, неразвитость потребительского сектора экономики деформировали структуру производства, не позволяли решать социальные проблемы.

Один из последних премьер – министров союзного правительства в те годы – В.Павлов на заседании Верховного Совета, говоря о дефиците союзного бюджета (он составил к концу 80-х около 40 млрд. р.), впервые назвал сумму ущерба антиалкогольной кампании Горбачева – Лигачева, которая по тем временам составила 200 млрд. р.

Благодаря высоким темпам социально-экономического развития в 50-е и 60-е годы наша страна добилась высоких успехов. Но, начиная с 70-х годов динамика экономического развития, стала ухудшаться.

Это нашло своё выражение в заметном снижении темпов нашего развития по всем показателям – и экономическим, и социальным. Показатель роста национального дохода упал с 41% в VIII пятилетке до 16,5% в XI.

Замедление темпов развития и снижение нормы накопления в национальном доходе снизили прирост капиталовложений в народное хозяйство: в IX пятилетке он составлял 42%, в X – 28, в XI пятилетке – 17%. Соответственно сократился и прирост производственных фондов.

Если учесть скрытое повышение цен, то реального прироста национального дохода и капитальных вложений на рубеже 70-80-х годов не было, страна вошла в полосу стагнации экономики, стал снижаться уровень жизни народа.

В настоящее время уровень жизни населения, степень удовлетворения его потребностей не соответствуют той индустриальной мощи, тому уровню развития науки и техники, образованности и культуры населения, которых достиг Советский Союз.

Совет

Ухудшение экономического положения страны особенно отрицательно сказалось на развитии социальной сферы. Отставание в решении социальных проблем накапливалось исподволь.

Вначале это было связано с тем, что силу ряда объективных причин приходилось перераспределять средства с целью развития тяжёлой промышленности или усиления обороны страны либо для восстановления разрушенного войной хозяйства и т. д.

Но впоследствии отставание в решении социальных проблем оказалось связанным прежде всего с негативными тенденциями в экономическом развитии последних 15 лет.

В эти годы, прежнее руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели стали выделяться по так называемому «остаточному принципу». И к середине 80-х годов страна по ряду социальных показателей сделала шаг назад по сравнению с 1960-1965 годами.

В настоящее время наиболее острая социальная проблема – жилищная. К началу 60-х годов страна строила 2 млн. квартир, в течение одного года вводилось 100-110 млн. кв. м жилой площади за счёт всех источников.

Советский Союз вышел на первое место в мире по количеству строящегося жилья на 1000 человек, что выглядело вполне естественно, поскольку тогда прослеживалось значительное отставание от промышленно развитых стран по обеспеченности жильём.

В 1960 году на строительство жилья было направлено 23% всех капитальных вложений.

Но в последующие годы Советский Союз оказался одной из немногих стран мира, которая начала сокращать строительство жилья в расчёте на 1000 человек в 1984 году было построено также 2 млн. квартир, как и 25 лет назад.

Но население страны за этот период существенно выросло, и поэтому в расчёте на одного человека объём жилищного строительства сократился.

Сегодня значительная часть российских семей не располагает отдельной квартирой или домом, а значительная часть квартир и домов, которые имеются в России, в том числе в сельской местности, не имеет необходимых санитарно-бытовых и коммунальных удобств.

Другая серьёзная социальная проблема – это проблема продовольствия.

Обратите внимание

Дело не только в том, что у нас в сравнении с другими развитыми странами низок уровень потребления мясных продуктов – 65 кг в год в расчёте на душу населения, а в других станах – 75 – 80 и даже больше.

Советский Союз, как показывают расчёты, уступает большинству стран и по потреблению молока и молочных продуктов, имея при этом очень небольшой ассортимент этой продукции и весьма низкое её качество.

Наша страна значительно уступает другим странам по потреблению овощей, особенно в отдельные периоды года. Население России употребляет фруктов втрое меньше того, что определено медицинскими нормами, и это особенно неблагоприятно сказывается на здоровье детей.

Одна из самых актуальных социальных проблем в то время – укрепление здоровья советских людей. «Остаточный принцип» выделения средств на народное благосостояние привёл к тому, что доля, выделяемая здравоохранению из нашего национального дохода, всё время сокращалась и сейчас составляет менее 4 %.

Есть страны, выделяющие от 8 до 12 %. Больницы и поликлиники – это крайне бедные медицинские учреждения, не оснащённые современными приборами, эффективными лекарствами, с низкой заработной платой медицинского персонала и т. д. План по вводу больниц, поликлиник, родильных домов выполнялся на 40-60%.

Здоровье населения ухудшалось также и потому, что в целях увеличения доходной части бюджета за последние 20 лет (до 1984 года) производство и продажа водки увеличились вдвое, а вина – в 4 раза.

Во многом, поэтому наблюдался в годы застоя самый значительный в мире разрыв между средней продолжительностью жизни женщин и мужчин. В СССР (данные за 1984-1985 гг.

) мужчины жили на 10 лет меньше женщин – это один из самых низких показателей средней продолжительности жизни.

К этой проблеме непосредственно примыкает проблема положения пенсионеров, которых насчитывается около 58 млн. в 1956 году был принят пенсионный закон с самым низким по тому времени возрастом выхода на пенсию по старости. Но сегодня по размерам пенсий, по соотношению между пенсией и зарплатой наше пенсионное обеспечение уступает ряду других стран.

Важно

Неудовлетворительно обстояло дело с насыщением внутреннего рынка товарами широкого потребления. Причины этого довольно глубоки: в легкой промышленности десятилетиями не обновлялось оборудование, примерно у 40% действующего в этой отрасли оборудования превышены амортизационные нормы.

Налицо была и явная недооценка сферы производства товаров широкого потребления. Хотя эта сфера дает 37% всех накоплений нашей страны, в нее направляется только 8% капитальных вложений. Многие товары широкого потребления производятся вроде бы в большом количестве, но качество их низкое.

Политика «перестройки» и распад СССР

Распад ссср – перестройка и развал советского союза

Россия на современном этапе

1. Политика «перестройки» и распад СССР.

В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду.

Попытка партийного руководства сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах.

Начало нового этапа в истории СССР, получившего название “перестройка”, связано с именем М. С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки было остановить распад “системы” государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты.

В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к “радикальной экономической реформе”, затем в нее включили реформу политической системы и курс на “обновление” идеологии.

Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур.

Совет

Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.).

В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.

После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР.

Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.

Президентом СССР с правом издавать указы и постановления.

Важнейшим инструментом демократизации стала гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-ая статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.).

Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г.

Обратите внимание

параллельно разрабатываются две экономические программы – правительственная (Н. И. Рыжков) и программа “500 дней” (С. Шаталин – Г. Явлинский), за которой стояло российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством.

Программа “500 дней” была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, “война законов” переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров – Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б. Н. Ельцин), Украины (Л.

Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С.

Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

2. Россия на современном этапе

В результате резкого слома устоявшейся политической системы и перехода к рыночной экономике Россия оказалась в сложнейших условиях переходного периода, характеризующегося следующими чертами.

В экономической сфере:

– отсутствие проработанной научной концепции реформаторства, его спонтанность;

– экономический, финансовый кризис, сопровождающийся социальным расслоением общества и обнищанием его большей части;

– борьба за передел собственности с формированием криминальных группировок и коррупции;

– зависимость экономики страны от иностранного капитала;

– продолжающийся спад производства.

В политической сфере:

– противостояние исполнительной и законодательной власти;

– усиление позиций представителей региональной власти;

– отсутствие консолидирующей идеи в масштабах государства для объединения политических сил;

– слабая социальная база существующих политических партий;

– несовершенство многих конституционных положений;

– центробежные тенденции на геополитическом пространстве России с угрозой российскому федерализму;

В области внешней политики:

– участие в прекращении вооруженных конфликтов в «ближнем зарубежье»;

– решение проблемы русскоязычного населения, вытесняемого из бывших советских республик;

– осложнение межгосударственных отношений в рамках СНГ (раздел имущества, территориальные вопросы, вооруженные силы и др.);

– проблема разрушения единого пространства безопасности в связи с расширением НАТО на восток;

– борьба за ядерное разоружение;

– участие в разрешении конфликта на Балканах.

Таким образом, затянувшийся переходный период можно объяснить тем, что к началу 90-х годов нашему отечеству пришлось решать одновременно глобальные исторические задачи: переход от унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике; переход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

Важно

Такой опыт не приходит сразу, тем более в обществе, где практически отсутствуют демократические традиции.

В январе 1992 года российское правительство приступило к реализации программы глубоких экономических преобразований. Программа предусматривала переход к рыночным методам хозяйствования.

Первым шагом было освобождение цен на большинство товаров и услуг и упразднение централизованно-фондовой системы распределения ресурсов.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к резкому скачку цен в сотни, тысячи раз, причем повышение зарплаты отставало от новых цен на порядок.

С конца 1992 года в стране началась приватизация государственной собственности. К осени 1994 года она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг. В деревне происходило преобразование колхозов в производственные паевые товарищества и фермерские хозяйства.

Однако сложное экономическое положение, доставшееся России в наследство от СССР, начавшийся раздел союзной собственности между бывшими «братскими» республиками, разрушение единого, складывающегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса резко усугубили экономический кризис. Ряд отраслей производства, в особенности военно-промышленный комплекс, пребывали в бедственном положении, многие колхозы, не сумев освоить рыночные отношения, стали банкротами.

В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную. Главой правительства вместо Е. Гайдара стал опытный промышленник В. Черномырдин. Он подтвердил курс на рыночную экономику, но пообещал внести в него коррективы.

К концу 1994 года темпы инфляции удалось снизить. Начался новый этап приватизации – через свободную куплю-продажу частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу.

Совет

Однако принятые меры не привели к сколько-нибудь заметному росту промышленного производства. В 1995 – 1996 годах спад в промышленности и сельском хозяйстве усилился.

Выросли инфляция, внешний долг, задолженность по зарплатам, пенсиям, социальным выплатам.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами.

Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам.

Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики. Тяжелейшим испытанием и унижением для России стала первая война в Чечне в 1994-1996 гг., закончившаяся подписанием в 1996 году Хасавюртовских соглашений, фактически признавших независимость Чечни.

В апреле 1998 года президент отправляет в отставку правительство Черномырдина. Кабинет Министров возглавил С. Кириенко. Новое правительство пыталось реализовать антикризисную программу, но не смогло переломить ситуацию в налогово-бюджетной сфере, что привело к самому разрушительному после 1991 года кризису.

Российский рынок практически перестал существовать, резко упал рубль, пенсии оказались на треть ниже прожиточного минимума, правительство объявило трехмесячный мораторий на все выплаты по возврату иностранных кредитов, ряд крупных банков практически прекратил работу с клиентами.

Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Обратите внимание

Усилия правительства Е. Примакова, сформированного осенью 1998 года, были направлены на преодоление последствий кризиса.

В 1999 году в развитии экономики появились позитивные тенденции. Это произошло благодаря резкому скачку мировых цен на нефть, росту объемов промышленного экспорта.

Началось восстановление промышленных предприятий, вырос объем производства продуктов питания, медикаментов, оживился финансовый рынок. Россия сократила получение кредитов Международного Валютного Фонда и регулярно выплачивала свои долги. Правительства С. Степашина и В. Путина пытались закрепить наметившиеся положительные тенденции в экономике.

За это время претерпела коренные изменения социальная структура страны. Резко усилилось расслоение общества на богатых и бедных. Появилась значительная масса безработных, возникло забастовочное движение.

Безработица, нищета, потоки беженцев из горячих точек привели к обострению социальных противоречий и росту криминальных элементов в обществе.

В то же время формирование среднего класса, обеспечивающего устойчивость общества, происходило медленно.

Серьезные перемены произошли в политическом развитии страны. После распада СССР первоочередной задачей, стоящей перед российским руководством, было принятие новой Конституции РФ.

Обсуждение ее проекта шло в обстановке ожесточенной политической борьбы между законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство) ветвями власти. Конфликт между Б.

Важно

Ельциным и Верховным советом во главе с Р. Хасбулатовым привел к прямому столкновению. 21 сентября Президент издал указ № 1400, в котором объявил о роспуске парламента. Однако депутаты отказались подчиниться. Ельцин ввел в столице чрезвычайное положение.

4 октября 1993 года Белый дом (здание Верховного совета) был обстрелян из танковых орудий. Руководители Верховного совета были арестованы.

Вскоре система законодательной власти была преобразована. Вместо Верховного совета были созданы две палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу, которые проходили как по одномандатным избирательным округам, так и по партийным спискам.

Перестройка» и распад СССР

Распад ссср – перестройка и развал советского союза

К середине 80-х годов в развитии СССР созрели глубокие кризисные явления: стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере; политический кризис, выразившийся в разложении руководства, его неспособности обеспечить экономический прогресс, сращивание партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики; апатия и негативные явления в духовной сфере общества. Для решения этих проблем страна нуждалась в модернизации.

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, боровшихся за передел власти в свою пользу и готовых к обновлению системы. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Совет министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Первый период (1985–1986 гг.) реформаторства Горбачева ознаменовался выдвижением трех основных лозунгов – «ускорение», «гласность», «перестройка». Хотя они звучали непривычно новаторски, но в действительности за ними скрывалась традиционная модель социалистической модернизации.

Горбачев исходил из убеждения непорочности основ социализма, считал, что его потенциальные возможности использовались недостаточно. Поэтому задача заключалась не в том, чтобы изменить основы советского строя, а в том, чтобы создать «больше социализма», ускорить его развитие.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны [1, c. 465; 42].

Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям.

С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Совет

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения.

Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития.

Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Другие меры – антиалкогольная кампания, меры по укреплению трудовой дисциплины и т. д. – были наиболее близки к традиционным командно-административным мерам социалистической модернизации.

Все реформы в течение короткого срока обнаружили свою несостоятельность и не только не ускорили развитие советского социализма, но нанесли ему серьезный ущерб (так, антиалкогольная политика уже в 1985 г. привела к бюджетному дефициту, выросшему в следующем году в 3 раза).

Горбачев и его окружение пришли к выводу о необходимости радикального обновления реформаторской стратегии. Ее смена произошла уже в 1987 г., дав начало следующему этапу перестройки.

В 1987 г. была принята программа радикальной экономической реформы, суть которой заключалась в переводе централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма).

Программа предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинанси­рования; отказ от государственной монополии во внешней торговле; переход от директивного плана на госзаказ; сокращение численности министерств и ведомств; поддержку кооперативного движения; развитие частного сектора в экономике. Важными шагами к рыночной экономике стали «Закон о государственном предприятии» (1987 г.), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) и «Закон о кооперации» (1988 г.), открывшие простор для частного и коллективного предпринимательства.

Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этих положений. Справиться с кризисом не удалось [1, c. 468; 15]. В 1989–1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции.

Обратите внимание

Увеличились размеры дефицита бюджета, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти. Росла безработица: в начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн человек. Углублялся продовольственный и товарный голод.

Все преобразования лишь обострили социальные проблемы и ухудшили положение народа. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. На массовых митингах замелькали плакаты против перестройки. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы.

Горбачев пытался погасить общественный кризис и сохранить политическое лидерство с помощью углубления своего главного нововведения – демократизации.

Горбачев не мог признать открыто несостоятельность традиционной модели социалистической модернизации. Он объяснил неудачи саботажем и сопротивлением консерваторов (партийной, государственной и хозяйственной бюрократии). Их нужно было отстранить от власти с помощью демократических политических реформ, составивших сердцевину нового этапа перестройки.

Начало политическим преобразованиям положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны.

Большинство делегатов поддержали точку зрения Горбачева о назревшей необходимости преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства.

Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

В конце 1988 г. был принят закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе (до сего момента в Советском Союзе проводились только «безальтернативные» выборы – один кандидат на место).

Важно

Нововведение по советским меркам было действительно радикальным. Съезд народных депутатов становился высшим законодательным органом власти, а избираемый на съезде Верховный Совет СССР превращался в постоянно действующий парламент.

Таким образом в советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей.

В 1989 г. на I съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачев был избран главой государства ­– Председателем Верховного Совета СССР. В 1990 г. он занял впервые вводимый пост Президента СССР [1, c. 459].

Аналогичные процессы происходили и в союзных республиках: так, в 1990 г. Верховный Совет РСФСР возглавил Б. Н. Ельцин, а в 1991 г. он был избран первым Президентом России.

К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса Горбачева. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

Осознав, что социалистические лозунги не могут принести политических дивидендов, что массы, разочаровавшиеся в возможностях социалистической модернизации, становятся все более восприимчивыми к несоциалистической альтернативе, радикалы взяли на вооружение либерально-демократическую идеологию и ценности западной цивилизации. Горбачев, вначале решительно отвергавший эти идеи, затем попытался перехватить их лозунги, сохранив таким образом влияние в массах. Но сохранить политическое лидерство в стране ему уже было не под силу. Углублявшийся экономический кризис не оставлял шансов на успех его маневрам, однако они имели большое значение для ускорения и углубления в стране политической демократии.

В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни из Конституции СССР была исключена 6-я статья о положении КПСС как направляющей и руководящей силе общества и ядре его политической системы, ликвидирована однопартийная система руководства страной, начался массовый выход из рядов КПСС. В стране стали создаваться различные партии и общественные движения.

На внешнеполитической арене руководство СССР заявило о «новом политическом мышлении» [1, c. 470-474; 15].

Совет

Суть его заключалась в признании единства и взаимосвязанности мира, отказе от идеи баланса сил в пользу баланса интересов двух систем, установке на приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

Ведущими принципами внешней политики стали деидеологизация межгосударственных отно­шений, совместное со странами Запада решение глобальных проблем. Основным направлением внешней политики СССР стала нормализация отношений с западными державами через разоружение, тесные экономические и политические контакты.

Начались сокращения вооруженных сил и расходов на оборону. Советские войска стали выводиться из стран Восточной Европы, Афганистана, Монголии и др. В 1991 г. был подписан советско-американский договор о сокращении ядерных стратегических и наступательных вооружений (ОСНВ-1), началась ликвидация ядерного оружия.

Таким образом, конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».

Однако на практике это привело к ослаблению позиций СССР на международной арене, распаду лагеря социалистических государств, потери влияния в ряде регионов планеты.

Окончание «холодной войны», по сути, сделало США единственной сверхдержавой в сложившемся однополярном мире.

Между тем, в самом СССР неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в союзных республиках. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках [1, c. 459-460].

Стали складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. Правящие элиты республик сознательно взяли курс на ликвидацию любых форм подчинения центру. В ряде мест СССР вспыхнули межнациональные конфликты (1988–1990 гг. в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами; 1989 г.

– в Фергане, в Ошской области в Киргизии; в 1991 г. – в Южной Осетии и др.). Страна вступила в полосу дезинтеграции. Многие республики приняли «Декларации о государственном суверенитете», устанавливавших приоритет их законов над законами Союза. 12 июня 1990 г.

I съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете России».

Обратите внимание

Принятие этих документов поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство.

Это же подтвердил и проведенный в начале 1991 г. общенародный референдум: 76,4 % граждан высказались за сохранение СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик». Весной 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С.

Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.

Противники этой меры справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса.

За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение. Президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Руководство страной переходило в руки Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Запрещались митинги и забастовки, вводился контроль над средствами массовой информации, приостанавливалась деятельность оппозиционных партий. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии.

Важно

За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. [1, c. 461; 42].

Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин организовал своих сторонников на сопротивление ГКЧП, призвал граждан поддержать законно избранные власти.

Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот («путч»). 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г.

своим указом запретил ее вовсе, тем самым положив конец ее существованию как правящей государственной структуры.

Эти события приблизили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

«Перестройка» задумывалась и осуществлялась частью партийно-государственных лидеров с целью экономического и политического обновления, демократических перемен в жизни общества. Однако произведенные изменения вызвали процессы, вышедшие за намеченные пределы. Главными итогами стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории страны.

Перестройка и распад ссср перестройка

Распад ссср – перестройка и развал советского союза

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Предпосылки перестройки: 1) неэффективность экономики 2) ухудшение снабжения населения, рост дефицита товаров народного потребления; 3) деформация общественно-политической жизни: – монополия власти у КПСС, – принижение роли Советов всех уровней, – господство «номенклатурного» чиновничества, – отсутствие реальных политических свобод; – аполитичность населения; 4) падение авторитета власти и закона: – неудовлетворение деятельностью престарелого руководства страны; – разрыв между словом и делом в государственной политике, – главным становилось «телефонное право» , а не закон; – разочарование значительной части населения в социалистических и коммунистических идеалах.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Первоначальные цели перестройки: – ускорение экономического развития на основе научнотехнической революции, – перераспределение власти между партией и Советами, в пользу советов, но при сохранении руководящей роли КПСС, – демократизация политической системы, – повышение эффективности управления, обновление кадров, борьба с коррупцией, бюрократизмом, протекционизмом и т. п. , – обновление идеологии: возвращение к ленинским принципам, новое политическое мышление, приоритет общечеловеческих ценностей и т. п. В конечном итоге стратегическая цель была обозначена, как построение гуманного, демократического социализма.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР 11 марта 1985 г. пленум ЦК КПСС на пост Генерального секретаря избрал М. С. Горбачева. Из политбюро были удалены «брежневцы» : Романов, Тихонов, Гришин, Алиев, Соломенцев, Громыко, Долгих. Одновременно Политбюро пополнялось сторонниками перестройки: Шеварднадзе, Рыжков, Яковлев, Никонов, Медведев. В ЦК партии обновление кадров достигло 85%.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Экономические реформы: Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г. : – провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны; – ставились задачи: преодолеть отставание темпов экономического роста; – увеличить объем машиностроения; – реформировать структуру управления народным хозяйством; – внести новые элементы во взаимоотношения с мировым сообществом; Лозунги реформы Горбачева: ускорение, перестройка, гласность. февраль 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Подтверждение правильности курса. Новое руководство было поддержано народными массами: – темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели в 1, 3 раза; – показатели в железнодорожном транспорте выросли втрое; – выросли капиталовложения в социальной сфере; – началась антиалкогольная кампания.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР В экономике наблюдается две тенденции: 1. Расширение самостоятельности государственных предприятий 30 июня 1987 года выходит закон «О государственном предприятии» , который предусматривает: а) переход на хозрасчет, б) самофинансирование, в) самоокупаемость, г) выполнение государственных заказов. Но государство продолжало: – спускать план; – устанавливать цены; – определять выпуск той или иной продукции; – устанавливать уровень налогообложения. Рынка как такового не получалось. 2. Была разрешена частная деятельность: – Закон «об общих началах предпринимательства в СССР» , – создание коммерческих банков, – рост иностранных инвестиций, – создание совместных с зарубежными фирмами предприятий.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Сельское хозяйство Реформа пришла с большим опозданием. Май 1988 г. – закон о передачи земли в аренду на 50 лет крестьянам или фермерам. Однако реформа носила половинчатый характер (землю в частную собственность не передали). К концу 80 -х годов советская экономика находилась в глубоком кризисе (нарастал товарный голод; падала платежеспособность рубля; усиливался «черный рынок» ). Причины: – не развивались отрасли, производящие предметы потребления; – экономика была сверхмилитаризована; – отсутствовала серьезная финансовая политика; – не создавалось новых рычагов управления экономикой; – правительство Рыжкова рассчитывало за 1, 5 года осуществить программу стабилизации экономики; – в мае 1990 года обнародуется программа Рыжкова-Абалкина перехода к рыночной экономике, которая предусматривала вмешательство государства – программа « 500 дней» Явлинского и Шаталина (основы рынка, децентрализация и разгосударствление экономики, формирование частной собственности и стабилизация финансов путем либерализации цен).

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Политические реформы На январском (1987 г. ) Пленуме ЦК КПСС провозглашалась политика гласности. Все вопросы политического реформирования решались летом 1988 г. на ХIХ партийной конференции. Принятием резолюции «О гласности» создавались фактические условия для политического плюрализма: – последовали реабилитации государственных деятелей 20 -30 -х годов; – создана комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30 -50 -х годов; – произошло ограничение цензуры; – процесс либерализации затронул литературу, печать, кино, театр, телевидение.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Весной 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы (1/3 делегатов I Съезда Советов народных депутатов была выбрана не в территориальных округах, а от общественных организаций). I Съезд начал работу 25 мая 1989 года. На Съезде были сформированы различные подходы к конечным целям перестроечного периода; образовали депутатские группы ( «Межрегиональная» , «Союз» ). Горбачев избран Председателем Верховного Совета СССР. После съезда обсуждались предложения о введении в СССР поста президента. В январе 1990 г. конференция 162 партклубов из 13 республик СССР образовала Демократическую платформу в КПСС, что означало конец существования прежней модели партии. В марте 1990 года III съезд Советов избрал президентом СССР Горбачева. Съезд также отменил в Конституции 6 -ю статью о руководящей роли партии, что привело к формированию новых партий и движений разной направленности (от коммунистических до социал-демократических и национал-патриотических).

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Национальный вопрос Перестройка породила усиление центробежных тенденций в республиках: – активизируются национальные движения; – возникают вооруженные конфликты; – ухудшается положение русскоязычного населения в ряде республик; – набирает обороты борьба за независимость республик (Украина, Грузия, Прибалтика – «парад суверенитетов» ). Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г. ) и Молдавской ССР (1990 г. ). Затем состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8