Уникальные фото петра 1

Коллекция Петра I (16 фото)

Уникальные фото петра 1

Предлагаю посмотреть на старинные сокровища из сибирской коллекции Петра I.

Очень ценные вещи, наверное стоят целое состояние.

В 1715 году уральский горнозаводчик Никита Демидов прислал в подарок Екатерине I («на зубок» новорожденному царевичу) 100 тысяч рублей золотом и несколько золотых предметов из сибирских курганов.

Эти вещи были найдены бугровщиками – людьми, которые промышляли поиском старинных курганов и извлекали оттуда ценности.

Многие купцы Сибири и Приуралья покупали добытые таким путем сокровища и переплавляли их, наживаясь на сбыте золота.

Обратите внимание

Петр I решил положить этому конец и издал указ, предписывавший все интересные и необычные находки сдавать властям. Вскоре князь М.П. Гагарин, губернатор Сибири, прислал в Санкт-Петербург много старинных золотых предметов, которые и легли в основу первой и единственной в мире коллекции золотых сибирских вещей.

Сначала коллекцию эту хранили в Петровской кунсткамере, а в 1859 году передали в Эрмитаж.

С этого года была учреждена Императорская археологическая комиссия, которой было поручено собирать сведения о памятниках древности и разыскивать предметы старины, относящиеся преимущественно к отечественной истории и жизни народов, обитающих на огромных пространствах России.

С течением времени коллекция разрослась, и составляющие ее экспонаты географически вышли далеко за рамки одних только сибирских курганов. Сейчас в ней находится и знаменитое на весь мир «скифское золото».

…Широкой полосой от Дуная до Енисея (и дальше в Забайкалье и Монголию) тянется огромная степь, разрезанная на части полноводными реками.

С давних пор на этих бескрайних, как море, просторах расселялись родственные народы, не стесняемые никакими преградами. Здесь расцветали однородные культуры и создавались обширные империи, часто не очень долговечные.

Здесь пролегали пути опустошительных завоеваний и великих переселений народов.

Степь, как и море, редко бывала спокойной: то в одном ее месте, то в другом поднимались бури, которые часто заносили курганы (земляные насыпи) – эти характерные черты евразийского пейзажа.

Курганы тянулись во все стороны горизонта, куда бы вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой.

Часто такие горы достигали высоты 20—25 метров и сотен метров в окружности.

Особенно большими размерами и сложностью могильного устройства отличаются курганы с погребениями скифских вождей.

[1] Подавляющее большинство скифских курганов было разграблено еще их современниками, но не только… Так, например, богатые Келермесские курганы в 1903 году были раскопаны не специалистами, а одним кладоискателем – неким техником Д.Г. Шульцем.

Важно

Он раскопал в Прикубанье четыре неразграбленные насыпи, в которых нашел много дорогих вещей – уборы и вооружение погребенных.

И хотя Келермесские курганы были разграблены, впоследствии ученые нашли здесь прекрасное серебряное зеркало, украшенное с тыльной стороны гравировкой и обложенное тонким золотым листом, на котором оттиснуты замечательные рисунки.

Тыльная сторона зеркала разделена радиусами в виде веревочки на восемь секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками.

В центре зеркала эти лепестки образуют большую розетку, а остальная часть каждого сектора заполнена изображениями животных и мифологическими сюжетами, причем те и другие чередуются между собой в правильном порядке.

Так, например, в одном из секторов в полный рост в длинной (до пят) одежде представлена Кибела – крылатая восточная богиня, владычица зверей. Она держит за передние лапы двух львов, трусливо поджимающих хвосты. В соседнем секторе изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана.

Одними из интереснейших экспонатов скифской коллекции стали предметы, обнаруженные в 1862—1863 годы в Чертомлыкском кургане (севернее города Никополя), и среди них великолепный золотой горит – колчан для стрел и одновременно футляр для лука.

Сделал этот горит греческий мастер-ювелир, он же украсил его рельефами на сюжеты античной мифологии.

В двух ярусах, например, на нем изображены сцены, рассказывающие о жизни и подвигах Ахилла – с момента, когда его ребенком обучают стрельбе из лука, до последнего эпизода – когда его мать, богиня Фетида, сжимая в руках урну с прахом погибшего сына, оплакивает его.

Совет

Большие размеры золотой обкладки горита, прекрасно выполненные чеканные рельефы, казалось бы, говорят о том, что такая драгоценная вещь может существовать только в единственном экземпляре.

Но более поздние находки[2] позволили ученым предположить, что ювелирная мастерская в какой-то из греческих колоний Причерноморья изготовила с одной формы несколько горитов и отправила их своим заказчикам (скифским царям) в разные места.

Древние эллины исполнили и знаменитый на весь мир золотой гребень из кургана Солоха – одного из редких неограбленных скифских погребений. Это была громадная насыпь высотой 18 метров, включавшая два погребения. Центральная могила имела форму прямоугольного колодца с двумя камерами, вырытыми по его длинным сторонам.

Найденный в кургане гребень относится к рубежу V—IV веков до нашей эры – периоду расцвета древнегреческого искусства. Создатели гребня учитывали вкусы заказчиков, так как были хорошо знакомы с культурой Скифии. Верхняя часть гребня сделана в виде скульптурной группы, изображающей битву между скифами.

Запечатлен решающий момент схватки, когда всадник и пеший столкнулись с противником, только что потерявшим своего коня.

Детали изображения проработаны настолько тонко, что видна каждая прядь волос на голове одного из воинов, членики панциря на всаднике, нашитые на одежду бляшки-украшения, рана и вытекшая из нее кровь на шее упавшей лошади.

За счет точно рассчитанного расстояния между фигурами древние мастера достигли композиционного единства, гармонии и равновесия объемных масс. Две горизонтальные полосы с зажатыми между ними фигурками пяти львов служат основанием для главной скульптурной группы и создают переход к зубцам гребня.

Очень характерно изображены на гребне лошади – небольшие, с длинными хвостами и коротко подстриженными гривами. Всадник резко осадил своего коня, и тот встал на задние ноги, а раненая лошадь лежит на спине с поднятыми вверх согнутыми ногами.

Обратите внимание

А в 1853 году во время раскопок близ Феодосии были найдены уникальные по мастерству исполнения серьги. Они явили миру образцы того своеобразного вида древнегреческого искусства, который принято называть микротехникой.

Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края которого покрыты несколькими рядами зерни.

На внутренней поверхности дисков размещены восемь изящных пальметок с розетками у оснований, а центр их украшает пышный многолепестковый цветок.

Главное украшение каждой серьги – многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах. Здесь представлен широко распространенный в Афинах вид спортивных состязаний.

Во весь опор мчатся четыре коня, запряженные в колесницу, которыми управляет крылатая богиня Ника.

Справа от нее стоит воин с большим щитом, готовый вот-вот выпрыгнуть из колесницы, чтобы самому закончить бег до финишной ленты.

Древнегреческий мастер исполнил на серьгах и такие детали, как узор на щите героя-воина, и даже каждое перышко на крыле богини. В «Феодосийских серьгах» зернь настолько мелка, что ее невозможно рассмотреть без лупы.

Только при сильном увеличении видно, что крохотные зерна соединены по четыре и размещены рядами.

Важно

Именно такие детали отделки и создали всемирную славу «Феодосийским серьгам», тем более что изобретенная древнегреческими мастерами техника зерни впоследствии была утрачена.

Неудивительно, что после феодосийской находки эти серьги сразу же привлекли внимание золотых дел мастеров. Многие ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но задача оказалась невыполнимой из-за незнания способа пайки и состава припоя, которые применяли античные мастера.

Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу. Он не смог выполнить лунницу, сплошь покрытую зернью. Крохотные, едва заметные простым глазом золотые шарики в античном памятнике были равномерно распределены по всей поверхности. При создании копии К.

Фаберже не удавалось соединить даже три зернышка – они сливались и не держались на серьге. А ведь он использовал достижения современной ему техники, в частности, оптику, которой не имели античные мастера.

Впоследствии после долгих усилий ювелиры сумели соединить только три зерна вместо четырех, а древняя техника зерни по существу и по сей день остается неизвестной.

Примечания

1. Общим именем «скифы» в науке называется население евразийских степей, жившее от Дуная до Енисея в VII—III веках до нашей эры. Причем состояло оно из многих родственных племен, которые имели свои собственные названия.

2. В Винницкой области, а потом в районе Мелитополя и под Ростовом археологи нашли точно такие же гориты.

Скифское золото из разных коллекций

Пектораль – нагрудное мужское украшение, IV век до н.э.

Пётр Первый: дела сердешные..

Уникальные фото петра 1

pro100_mica

Самым дорогим трофеем Петра I в Северной войне стала, пожалуй, полонянка из Мариенбурга Марта Скавронская (прозванная русскими Катериной Трубачёвой), которую царь впервые увидел в строящемся Петербурге на Троицком острове в покоях Александра Меншикова в конце 1703 г. Пётр заметил прелестницу и не остался к ней равнодушен…

Конклюзия на престолонаследие, 1717 г. Григорий МУСИКИЙСКИЙ

До встречи с Мартой личная жизнь Петра складывалась из рук вон плохо: с женой, как мы знаем, не сложилось, мало того, что она была старомодной, но ещё и упрямой, не способной приноровиться к вкусам супруга. Вспомнить о начале их совместной жизни можно здесь. Напомню только, что царица Евдокия была насильно отвезена в Суздальский Покровский монастырь, в июле 1699 г. пострижена под именем инокини Елены и жила там длительное время довольно-таки вольготно на деньги церковников, недовольных политикой государя.Драматично завершился и многолетний роман царя с белокурой красавицей Анной Монс, тщеславию которой безусловно льстили ухаживания царя и роскошные подарки. Но она его не любила, а просто побаивалась, рискнув, однако, завести роман на стороне с саксонским посланником, за что Пётр надолго посадил обманщицу возлюбленную под домашний арест.

Портреты Петра IНеизвестные художники

Подробнее о перепетиях судьбы Марты Скавронской проследим во времена её царствования, здесь же остановимся только на её отношениях с царём. Итак, царь обратил внимание на хорошенькую аккуратистку и чистюлю Катерину, Александр Данилович же без особого сопротивления уступил её Петру I.

Пётр I и ЕкатеринаДементий ШМАРИНОВ

Пётр I берёт у Меншикова Екатерину Неизвестный художник, из собрания Егорьевского музея Поначалу Катерина была в штате многочисленных метресс любвеобильного русского царя, которых он повсюду возил с собой. Но вскоре своей добротой, мягкостью, бескорыстной покорностью она приручила недоверчивого царя.

Совет

Быстро подружилась с его любимой сеcтрой Натальей Алексеевной и вошла в её кружок, понравившись всем близким Петра.

Портрет царевны Натальи АлексеевныИван НИКИТИН

Портрет Екатерины IИван НИКИТИНВ 1704 году Катерина уже стала гражданской женой Петра, родила сына Павла, через год – Петра.

Простая женщина чувствовала настроения царя, приcпособилась к его тяжёлому характеру, терпела его странности и капризы, угадывала желания, живо откликалась на всё, что его занимало, став для Петра самым близким человеком. Кроме этого, она смогла создать для государя уют и тепло домашнего очага, которого у него отродясь не было.

Новая семья стала для царя опорой и тихой желанной пристанью…

Пётр I и ЕкатеринаБорис ЧОРИКОВ

Портрет Петра ВеликогоАдриан ван дер ВЕРФФ Пётр I и Екатерина, катающиеся в шняве по НевеГравюра XVIII века НХ Помимо всего прочего, Екатерина обладала железным здоровьем; она скакала на лошадях, ночевала на постоялых дворах, месяцами сопровождая царя в его путешествиях и довольно спокойно переносила походные невзгоды и лишения, весьма непростые по нашим меркам. А когда же было необходимо, она абсолютно естественно вела себя в кругу европейских вельмож, превращаясь в царицу… Не было военного смотра, спуска корабля, церемонии или праздника, на которых она бы не присутствовала.

Портрет Петра I и Екатерины IНеизвестный художник

Приём у графини СкавронскойДементий ШМАРИНОВ

После возвращения из Прутского похода Пётр в 1712 году сыграл свадьбу с Екатериной. К тому времени у них уже было двое дочерей, Анна и Елизавета, остальные дети, скончались, не прожив и пяти лет от роду.

Они венчались в Петербурге, вся церемония была устроена не как традиционное брачное торжество русского самодержца, а как скромная свадьба шаутбенахта Петра Михайлова и его боевой подруги (в отличие, например, от пышной свадьбы племянницы Петра Анны Иоанновны и герцога Курляндского Фридриха Вильгельма в 1710 г.

)

Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г. Гравюра Алексея ЗУБОВА

И Екатерина, не образованная, не имевшая никакого опыта жизни в верхах, действительно оказалась той женщиной, без которой царь не мог обходиться. Она умела ладить с Петром, гасить вспышки гнева, она могла его успокоить, когда у царя начинались сильные мигрени или судороги.

Все тогда бежали за “другом сердешным” Екатериной. Пётр клал ей голову на колени, она что-то тихо говорила ему (её голос будто завораживал Петра) и царь затихал, затем засыпал и через несколько часов просыпался весёлым, спокойным и здоровым.

Отдых Петра I Михаил ШАНЬКОВ Пётр, конечно, очень любил Екатерину, обожал красавиц-дочерей, Елизавету и Анну.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы ПетровныЛуи КАРАВАКК

Алексей Петрович

А что же царевич Алексей, сын Петра от первого брака? Удар по нелюбимой жене рикошетом попал и в ребёнка. Он был разлучён с матерью и отдан на воспитание тёткам отца, которого видел редко и с детства побаивался, чувствуя себя нелюбимым.

Обратите внимание

Постепенно вокруг мальчика сформировался круг противников Петровских преобразований, которые прививали Алексею дореформенные вкусы: стремление к внешнему благочестию, бездействию и удовольствиям.

Царевич жил весело в “своей компании” под предводительством Якова Игнатьева, привыкал пировать по-русски, что не могло не вредить его здоровью, не очень крепкому от природы. Поначалу грамоте царевича обучал человек образованный и искусный ритор Никифор Вяземский, а с 1703 г.

воспитателем Алексея стал немец, доктор права Генрих Гюйссен, составивший обширный учебный план, рассчитанный на два года. По плану помимо изучения французского языка, географии, картографии, арифметики, геометрии, царевич упражнялся в фехтовании, танцах, конной езде.

Иоганн Пауль ЛЮДДЕН

Надо сказать, что царевич Алексей вовсе не был тем патлатым убогим, тщедушным и трусливым истериком, которым его порой изображали и изображают доселе.

Он был сыном своего отца, унаследовал его волю, упрямство и отвечал царю глухим неприятием и сопротивлением, которое пряталось за демонстративным послушанием и формальным почитанием. За спиной Петра вырос недруг, не принимавший ничего из того, что делал и за что боролся его отец…

Попытки привлечь его к государственным делам особым успехом не увенчались. Алексей Петрович бывал в армии, участвовал в походах и баталиях (в 1704 году царевич был в Нарве), исполнял различные государственные поручения царя, однако делал это формально и неохотно. Недовольный сыном, Пётр отправил 19-летнего царевича за границу, где тот в течение трёх лет кое-как учился, в отличие от искрометного родителя, всему прочему предпочитая покой. В 1711 г. практически против своей воли женился на вольфенбюттельской кронпринцессе Шарлотте Кристине Софии, свояченице австрийского императора Карла VI, а в затем вернулся в Россию.

Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Царевич Алексей Петрович и Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская

Иоганн-Готфрид ТАННАУЭР                                                     Григорий МОЛЧАНОВ
Навязанную ему жену Алексей Петрович не любил, а сох по крепостной своего учителя Никифора Вяземского Ефросинье и мечтал на ней жениться. Шарлотта София родила ему в 1714 г.

дочь Наталью, а через год – сына, названного в честь деда Петром. Тем не менее до 1715 г. отношения отца и сына были более-менее сносными. В том же году при крещении в православную веру царица была наречена Екатериной Алексеевной.

Портрет семьи Петра I. Пётр I, Екатерина Алексеевна, старший сын Алексей Петрович, дочери Елизавета и Анна, младший двухлетний сын Пётр.

Григорий МУСИКИЙСКИЙ, Эмаль на медной пластинке

Царевич верил в свою планиду, будучи убеждённым в том, что является единственным законным наследником престола и, сжав зубы, ждал своего часа.

Царевич Алексей Петрович

В.

ГРЭЙТБАХ                                                     Неизвестный художник
Но вскоре после родов Шарлотта София умерла, её погребли в Петропавловском соборе 27 октября 1915 года и в тот же день Пётр вручил Алексею Петровичу письмо Объявление моему сыну (написанное, кстати, 11 октября), в котором обвинил царевича в ленности, злом и упрямом нраве и грозил лишить его престола: тебя наследства лишу, отсеку как член тела, пораженный гангреной, и не думай, что один ты у меня сын и что это я только для острастки пишу: истинно исполню, ибо за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею, то как могу тебя, непотребного, пожалеть?

Портрет царевича Петра Петровича в виде Купидона Луи КАРАВАКК28 октября у царя родился долгожданный сын Пётр Петрович, “Шишечка”, “Потрошёнок”, как его позже любовно называли родители в письмах. И претензии к старшему сыну стали серьёзнее, а обвинения суровее. Многие историки считают, что такие перемены не обошлись без влияния на царя Екатерины и Александра Даниловича Меншикова, прекрасно понимавших незавидность своей судьбы в случае прихода на царство Алексея Петровича. Посоветовавшись с близкими людьми, Алексей в своём письме отрёкся от трона: “А ныне, слава Богу, брат у меня есть, которому, дай Боже здоровья”.

Портрет царевича Алексея ПетровичаИоганн Пауль ЛЮДДЕН

Дальше – больше. В январе 1716 г. Пётр написал второе обвинительное письмо “Последнее напоминание ещё”, в котором потребовал от царевича пострижения в монахи: А буде того не учинишь, то я с тобой, как с злодеем, поступлю. И на это сын дал формальное согласие.

Но Пётр прекрасно понимал, что в случае его смерти начнётся борьба за власть, акт об отречении станет простой бумажкой, из монастыря можно выйти, т.е. по любому Алексей останется опасным для детей Петра от Екатерины. Это была совершенно реальная ситуация, царь мог найти немало примеров из истории других государств. В сентябре 1716 г.

Алексей получил третье письмо от отца из Копенгагена с приказом немедленно явиться к нему. Тут нервы царевича сдали и он в отчаянии решился на побег… Проехав Данциг, Алексей с Ефросиньей скрылся, прибыв в Вену под именем польского шляхтича Кохановского.

Важно

Он обратился к своему свояку, императору австрийскому с просьбой о покровительстве: Я пришёл сюда просить императора… о спасении жизни моей: меня хотят погубить, меня и бедных детей моих хотят лишить престола,

и если цесарь выдаст меня отцу, то это все равно что сам меня казнит; да если бы и отец меня пощадил, то мачеха и Меншиков не успокоятся до тех пор, пока не замучат до смерти или не отравят. Мне кажется подобными заявлениями царевич сам подписал себе смертный приговор.

Алексей Петрович, царевич Гравюра 1718 г.

Австрийские родственники от греха подальше спрятали несчастных беглецов в тирольский замок Эренберг, а в мае 1717 г. перевезли его и Ефросинью, переодетую пажом, в Неаполь в замок Сан-Эльмо.

С большим трудом, чередуя разнообразные угрозы, обещания и уговоры, посланным на розыск капитану Румянцеву и дипломату Петру Толстому, удалось вернуть царевича на родину, где в феврале 1718 года он официально в присутствии сенаторов отрекся от престола и примирился с отцом. Однако вскоре Пётр открыл следствие, для которого была создана пресловутая Тайная канцелярия.

В результате следствия несколько десятков человек были схвачены, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Николай ГЕ

Пётр I и царевич АлексейКузнецовский фарфорВ июне в Петропавловскую крепость попал и сам царевич. По юридическим нормам того времени Алексей, безусловно, воспринимался как преступник. Во-первых, ударившись в бега, царевич мог быть обвинён в государственной измене. На Руси вообще никогда ни один человек не имел права свободного выезда за границу вплоть до 1762 года, до появления манифеста О вольности дворянства. Тем более, отправиться к иноземному государю. Это было абсолютно исключено. Во-вторых, в то время преступником считался не только тот, кто совершил нечто преступное, но и тот, кто это преступное умыслил. То есть судили не только за дела, но и за намерения, и в том числе намерения, даже невысказанные вслух. Достаточно было в этом признаться на следствии. И любой человек, царевич – не царевич, повинившийся в чем-то подобном, подлежал смертной казни.

Допрос царевича Алексея Книжная иллюстрация

А признался Алексей Петрович на допросах в том, что в разные годы в разное время он с разными людьми вёл всякие разговоры, в которых так или иначе подвергал критике деятельность отца. Никакого явного умысла, связанного, например, с государственным переворотом в этих речах не было. Это была именно критика. За исключением одного момента, когда царевича спрашивали – вот если бы венский цесарь пошел с войсками на Россию или дал бы ему, Алексею, войска, чтобы добиться престола и свергнуть отца, то он бы воспользовался этим или нет? Царевич отвечал положительно. Подлили масла в огонь и признательные показания возлюбленной царевича Ефросиньи.

Пётр I пошёл на суд, подчёркивая, что это суд справедливый, что это суд высших чинов государства, которые решают государственную проблему. А царь, будучи отцом, не вправе выносить такое решение. Он написал два послания, адресованные духовным иерархам и светским чинам, в которых как бы испрашивал совета: …боюсь, Бога дабы не погрешить, ибо натурально есть, что люди в своих делах меньше видят, нежели другие в их. Також и врачи: хотя б и всех искуснее который был, то не отважится свою болезнь сам лечить, но призывает других.

Петр I: биография императора в портретах

Уникальные фото петра 1

Светская живопись начала развиваться в России именно при Петре I, и на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле. Как художники изображали императора в разные периоды его жизни — расскажет материал портала «Культура.РФ».

Портрет из «Царского титулярника»

Неизвестный художник. Портрет Петра I. «Царский титулярник»

Петр I родился 9 июня 1672 года в большой семье царя Алексея Михайловича.

Петр был четырнадцатым ребенком, что, впрочем, не помешало ему впоследствии занять русский престол: старшие сыновья царя умерли, Федор Алексеевич правил только в течение шести лет, а Иоанн Алексеевич в будущем стал лишь соправителем Петра.

После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю.

В этом возрасте, еще до раннего вступления на престол, он и был изображен в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет. «Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу.

Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.

Гравюра Лармессена

Лармессен. Гравюра Петра I и его брата Ивана

Эта французская гравюра изображает двух малолетних российских царей, правящих одновременно — Петра I и его старшего брата Ивана. Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта.

Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки, и вовсе страдал слабоумием). В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, венчались на царство.

Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.

Портрет Питера ван дер Верфа

Питер ван дер Верф. Портрет Петра I. Ок. 1697. Эрмитаж

После смещения с роли регента царевны Софьи в 1689 году Петр стал единоличным правителем. Его брат Иван добровольно отказался от престола, хотя номинально считался царем. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей.

В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром.

Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Гравюра Андриана Шхонебека

Андриан Шхонебек. Петр I. Ок. 1703

После возвращения в Россию Петр I запустил реформы, направленные на европеизацию страны.

Для этого он предпринял меры самого разного порядка: запретил ношение бород, осуществил переход на юлианский календарь, перенес Новый год на 1 января. В 1700 году Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть принадлежавшие ранее России земли и выйти к Балтийскому морю.

В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.

Портрет Ивана Никитина

Иван Никитин. Портрет Петра I. 1721. Государственный Русский музей

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства.

При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук.

Совет

В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.

Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.

Портрет Луи Каравакка

Луи Каравакк. Портрет Петра I. 1722. Государственный Русский музей

В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон.

Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I).

Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.

Портрет Иоганна Готфрида Таннауэра

Иоганн Готфрид Таннауер. Портрет Петра I. 1716. Музей Московского Кремля

На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра.

Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Иван Никитин. «Петр I на смертном одре»

Иван Никитин. Петр I на смертном одре. 1725. Государственный Русский музей

В последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль.

8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина.

Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.

Петр Первый и его парадиз

Уникальные фото петра 1

Петр I — великий русский император и невероятно притягательная и творческая личность, поэтому интересные факты из биографии царя династии Романовых будут интересны каждому. Постараюсь рассказать то, что точно невозможно встретить в любых школьных учебниках.

Петр Первый по новому стилю родился 8 июня, по знаку зодиака — близнецы. Неудивительно, что именно Петр Великий стал новатором для консервативной Российской империи. Близнецы — это воздушный знак, который отличается легкостью в принятии решений, острым умом и удивительной фантазией.

Только «горизонт ожидания» обычно себя не оправдывает: грубая реальность слишком разнится с голубыми мечтами.

Необычный факт о характере Петра Великого

По расчетам квадрата Пифагора характер Петра 1 состоит из трех единиц, это значит, что император отличался спокойным характером.

Считается, что именно человек с тремя или четырьмя единицами наиболее подходит для работы в государственных структурах.

Для примера человек с одной или пятью, шестью единицами отличается деспотичным характером и готов «идти по головам» ради власти. Итак, у Петра Первого были все предпосылки для занятия царского трона.

Наследник ли?

Бытует мнение, что Петр Первый не родной сын Алексея Михайловича Романова. Дело в том, что будущий император отличался сильным здоровьем, в отличие от своего брата Федора и сестры Натальи. Но это только предположение. А вот рождение Петра было предсказано Симеоном Полоцким, он сообщил государю, что скоро у него родится сын, который войдет в российскую историю великим вседержителем!

А вот жена Императора Екатерина I была крестьянского происхождения. Кстати, это первая женщина, которая была в курсе всех государственных дел. Петр обсуждал с ней все и прислушивался к любым советам.

Новатор

Петр Первый внес множество новых идей в российский быт.

  • Во время путешествия по Голландии обратил внимание, что кататься на коньках гораздо удобнее, если они не привязаны к обуви, а прикреплены намертво к специальным ботинкам.
  • Для того, чтобы солдаты не путали право и лево, Петр I приказал примотать к левой ноге сено, к правой — солому. При занятиях строевой подготовкой командир вместо привычных нам: «правой — левой», командовал «сено — солома». Кстати,раньше умели различать право и лево только образованные люди.
  • Петр интенсивно боролся с пьянством, особенно у придворных. Чтобы полностью искоренить недуг, он придумал свою систему: выдавать чугунные, семикилограммовые медали за каждый загул. Такую награду вешали на шею в полицейском участке и ходить с ней нужно было не меньше 7 дней! Самостоятельно снять было невозможно, а попросить кого-нибудь — опасно.
  • Петра I впечатлили своей красотой заморские тюльпаны, он привез луковицы цветов из Голландии в Россию в 1702 году.

Любимое занятие Петра I — стоматология, он с таким интересом выдирал больные зубы у всех, кто только попросит. Но иногда так увлекался, что мог вырвать и здоровые!

Подмена Петра I

Самый необычный и интересный факт в российской истории. Исследователи А.Фоменко и Г.Носовский утверждают, что факт подмены был и приводят весомые доказательства для подтверждения. В те времена имена будущим наследникам трона давались в соответствии с днем ангела о православным канонам, вот тут и открылось несоответствие: день рождения Петра Первого выпадает на имя Исакий.

Петр Первый с молодости отличался любовью ко всему русскому: носил традиционный кафтан. Но после двухгодового пребывания в Европе государя стал носить исключительно модную европейскую одежду и больше никогда не надевал любимый когда-то русский кафтан.

  • Исследователи утверждают, что вернувшийся из далеких стран самозванец имел строение тела, отличное от Петра Первого. Самозванец оказался выше и худее. Считается, что Петр 1 на самом деле раньше не был ростом в два метра, это логично, потому что рост его отца составлял 170 см, деда — 167. А приехавшего из Европы царя — 204 см. Поэтому бытует версия, что самозванец не стал носить излюбленную одежду царя по причине несоответствия размера.
  • У Петра I была родинка на носу, но после пребывания в Европе родинка таинственно исчезла, это подтверждают многочисленные портреты государя.
  • Когда Петр вернулся из заграничного похода, он не знал, где находится старейшая библиотека Ивана Грозного, хотя тайна о ее местонахождении передавалась по наследству. Царевна Софья постоянно посещала ее, а новый Петр не мог найти хранилище редких изданий.
  • Когда Петр вернулся из Европы его сопровождающие состояли из голландцев, хотя когда царь только отправлялся в путь с ним было русское посольство состоящее из 20 человек. Куда делись 20 русских подданных за два года пребывания царя в Европе, остается тайной.
  • После приезда в Россию Петр Первый старался обходить стороной своих родственников и соратников, а потом от всех избавился разными способами.

Именно стрельцы объявили, что вернувшийся Петр — самозванец! И устроили бунт, который был жестоко подавлен.

Это очень странно, ведь в стрелецкие войска отбирались только приближенные царя, звание стрельца передавалось по наследству с подтверждения царя.

Поэтому каждый из этих людей однозначно был дорог Петру Первому до поездки в Европу, а теперь он подавил восстание самым жестоким способом, по историческим данным было уничтожено 20 тыс. человек. После этого армия была полностью переформирована.

Кроме того, находясь в Лондоне Петр Первый заключил свою жену Лопухину в монастырь без объявления причины и взял в жены крестьянку Марту Самуиловну Скавронскую-Крузе, которая в будущем станет императрицей Екатериной I.

Исследователи отмечают, что спокойный и справедливый Петр Первый стал настоящим деспотом после возвращения из заграничного похода, все его приказы были направлены на уничтожение русского достояния: российская история была переписана немецкими профессорами, многие русские летописи бесследно исчезли, была введена новая система летоисчисления, отмена привычных мер измерения, репрессии против духовенства, искоренение православия, распространение алкоголя, табака и кофе, запрет на выращивание целебного амаранта и многое другое.

Так ли это на самом деле, остается догадываться, все исторические документы тех времен, имеющиеся у нас, невозможно считать действительными, т.к. всё было многократно переписано. Остается лишь догадываться и предполагать,можете посмотреть еще и фильм на эту тему.

В любом случае, Петр I — значимая личность российской истории.

Петр I

Уникальные фото петра 1

300 лет назад этот человек вершил великие дела в Российской Империи, основал культурную столицу и импортировал в нашу страну кучу всяких полезностей. Но увы, подвиги каждого человека со временем забываются, и теперь лишь монументальная копия напоминает о былом величии этого человека. Как вы уже поняли, речь идёт о Петре I.

Памятник ему занимает 10 место в списке самых уродливых памятников мира, что я упорно не могу понять. Кто-то хочет, чтобы его поскорее снесли, потому что он портит исторический облик города, кто-то наоборот ратует за то, чтобы оставить его в покое. По мне, так этот памятник- один из самых красивых из тех, что я видел. Либо у меня просто дурной вкус…

Попасть на этот памятник я хотел ещё со времен, когда был совсем ещё мальчишкой. Часто проезжал мимо него и не мог оторвать глаз от красоты этого памятника… И вот однажды, волею судеб я оказался на самой вершине Петра I. Небольшая история нашей полазки, впечатления и конечно же фотографии. Удачного просмотра!

24 фото

Фотографии и текст Марат Дюпри

Обратите внимание

Самая лучшая и запоминающаяся моя полазка произошла крайне спонтанно. Да, до меня туда пытались попасть многие.

Но не всем это удавалось: кого-то засекали при подходе к памятнику, кого-то разворачивали назад задолго до входа на искусственный островок, кто-то и вовсе, дойдя до памятника, не смог найти залаз.

Мною обуревали сомнения, но разве не они ли главные враги человека? Отбросив сомнения, я сказал, что готов лезть. Конечно, я не знал, удастся ли нам это сделать, но попробовать стоило…

Мы стали гулять до 3 часов ночи. Когда пробил этот решающий час, все заметно нервничали. Все таки не хотелось, 3 часа прошатавшись на улице, облажаться при залазе.

Забегая вперёд, скажу, что для меня это был, пожалуй, самый сложный залаз, ибо такие физические нагрузки при восхождении на вершину я никогда ещё не испытывал)) В общем, опущу первые этапы залаза на памятник, пусть это будет проще простого, перейду непосредственно к моменту, когда мы уже стояли на островке со статуей.

Удивительным образом не попавшись на глаза охране (да, удача играет очень большую роль в этой экспедиции), нам осталось лишь перепрыгнуть 1.5 метровую пропасть, войти в узкую дверь и подняться на самый верх.

С трудом зайдя внутрь памятника, я оказался в настоящем пекле — казалось, температура воздуха в памятнике нагрелась до отметки 40 градусов! Пот лился с меня градом, но что поделать, скоро окажемся на свежем воздухе! А внутри памятника, кстати, правили бал полчища мохнатых пауканов:

Поначалу мною обуревали аффективные позывы, и я ещё не до конца понимал, что происходит. Ну, представьте, что вы долго о чем-нибудь мечтали, и вот, в одночасье ваша мечта начала потихонечку сбываться.

Поверить в это было поначалу очень и очень сложно.

Я поднимался в жуткой духоте по железным ступенькам, гулким эхом раздающимся по всему памятнику, и в голову закрадывались мысли о «маленьких людях» и о том, что же ждет меня дальше.

Важно

Выйдя на свежий воздух, меня сковал ледяной ветер. Температура воздуха опустилась до +3 градусов, но до конца мы ещё не добрались.

Дальше путь шёл по металлическим скобам, которые в конце вели уже на самый верх, и у них не было страховочного короба! В общем, одно неверное движение — и можно было сорваться с высоты 100 метров, что было вполне реально, ибо уже при залазе мы основательно задубели от холода:

На верхушку памятника мы залезли, когда в Москве была глубокая ночь — 4 часа.

Я поднимался налегке, без штативов с маленькой фотосумкой, чем ОЧЕНЬ облегчил себе залаз внутрь, другие же пыхтели, влача за собой штативы Но оделся я явно не по погоде в тоненькую куртку, и несложно предположить, что уже через 5 минут я стал дрожать от холода.

Но это никак не повлияло на моё настроение: я был по-настоящему счастлив. Фактически, вся моя руферская «карьера» сводилась именно к этому — к залазу на Петра I. На меня нахлынули неописуемые эмоции, пока все фотографировали город, я молча сидел и с улыбкой наблюдал за тем, как Москва живёт своей жизнью.

Когда я начал осознавать, что совсем скоро просто-напросто околею от такого дубака (все были тепло одеты, кроме меня), начало всходить солнце. Начинался новый день. Утро подарило нам свет, и наблюдать зарождение нового дня с такой точки было особенно специфично. Кстати, вам ничего не напоминает этот остров на фотке?

Обводной канал и город в пурпурном цвете:

Я не знаю, как убирать пересветы, да и вообще извините, что так плохо обработал эту фотку))

Немножко Кремля:

Как хорошо, что в башне «Федерация» есть электронные часы! Всегда можно узнать, во сколько начался рассвет, и когда нужно сваливать!

Почти все время я сидел около спуска, ибо давно мечтал оказаться именно в этом месте, сделать кадр, где я свесил свои ноги над пропастью…Очень атмосферно, очень. Это нельзя как-то описать, это надо попробовать. И я бы многое отдал, чтобы оказаться там вновь:

Верхушку памятника венчал флюгер, который качался от ветра. Для нас это было приятной неожиданностью, ибо когда я до него дотронулся, он стал описывать круги)

Совет

На самом деле, лезть по таким скобам совсем не страшно, хотя многие считают иначе… Видимо, я всё же немного не боюсь высоты…

Ну что ж, пришло время потихоньку спускаться. Я пристально смотрел за ситуацией на земле: все охранники уже проснулись и в количестве 10 человек ходят около места нашего вылаза — грядёт пересмена. Волнительно. Тут нам пришла в голову мысль залезть на руку Петра. На этой фотке вы без труда поймете, как мы добрались до плаща Петра I!

Постановочный кадр «Отдай!»:

Лезть на руку было более, чем опасно: металл покрылся испариной и было очень скользко. Но Саня всё же решил полезть на неё:

Тогда я до сих пор еще не осознавал, что сбылась моя руферская мечта!

Поскольку я не брал штатив, то абсолютно все кадры я снимал с рук на повышенном значении шумоподавления, посему все фотки вышли немного шумные. Саша на руке:

И вы опять-таки поняли, как мы шли обратно )

И вот мы уже спустились на кораблик. Кстати, на этой фотке видны 2 лестницы, которые ведут наверх:

Модный ботинок Петруши и Храм Христа Спасителя, который молча наблюдал за тем, как какие-то букашки ползают по телу Петра I.

Моя самая главная крышная мечта осуществилась. Также смотрите статьи «Самые уродливые здания в мире» и «Самые необычные здания».

Редкие фото времен царской россии

Уникальные фото петра 1

Жизнь в царской России была по разным оценкам непростой и удивительной. Могущественная империя стремительно наращивала экономическое благосостояние. И естественно сильная монархическая Россия расстраивала лидеров капиталистического мира.

За всю историю планеты — ни одно государство в мире не пострадало от такого количества войн, как Россия. Она падала и поднималась. Так случилось и с могущественной царской Россией. Что случилось с жизнью страны после прихода к власти большевиков — об этом написано немало статей, книг…

Сегодня рассмотрим жизнь царской России до ее распада. Уникальные фотографии того времени, дошедшие до нас иллюстрируют очень разную жизнь — богатую и бедную…

Крестьяне на реке Уссури, 1843

Карабахский негр, 1870

Абхазские негры или кавказские негры — небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа. Появились на Кавказе примерно в XVII веке. По одной версии были завезены изначально как рабы, по другой — потомки античных колхов.

Фотография Джорджа Кеннана.

Подаяние, Нижний Новгород, 1870-1875 гг

Фотография Андрея Карелина.

Крестьяне Нижегородской губернии, 1870-е

Фото И.Рауля

Оренбургские казаки с верблюдами., 2-я половина XIX века

Батум (Батуми). Городская пристань, 1880-е гг

В 1878 году город был освобождён объединённым грузино-российским войском, и вошёл в состав России по Берлинскому мирному договору между Россией и Турцией.

Верхние городские ряды, Москва, 1886

Самобытные рекламные вывески и чудесные уличные фонари

Крушение императорского поезда, 17 октября 1888 г

Осенью 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были тяжелораненые и умершие среди слуг, однако члены царской семьи остались невредимы: они на тот момент находились в вагоне-столовой.

Однако крыша вагона всё-таки обвалилась, и, по словам очевидцев, Александр держал её на плечах до тех пор, пока не подоспела помощь.

Следователи, выяснявшие причины крушения, резюмировали, что семья чудом спаслась, а если царский поезд и дальше будет ездить на такой скорости, то чуда во второй раз может и не произойти.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 г

Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение.
Был основан при Екатерине Второй в 1764 году.

Фонтан на Лубянской площади, конец 1890-х

Фонтан в центре Лубянской площади был водоразборным. Извозчики поили из него своих лошадей за копейку ведро.

Муши (носильщики тяжестей), Кавказ. Конец 1890-х гг

Фотография Д. И. Ермакова.

Конный трамвай, 1890-1900-х гг., Станция конки у Серпуховских ворот

Подвоз воды в тюрьму и огороды, Нерчинская каторга, 1891

Нерчинская каторга — Знаменитая каторга в Сибири. Славилась тем, что помимо простых уголовников туда ссылали и политических заключенных. Первыми узниками Нерчинской каторги были декабристы, позже  участники польского восстания. Самые знаменитые узники — Н. Чернышевский, Ф. Каплан, Г. Котовский…

«Русские горки» на Марсовом поле, Санкт-Петербург. 1895

Самым старым упоминанием о горках считается увлечение катанием на санях в зимнее время в России в XVII веке. Ледяные горки, построенные по указу Петра I под Санкт-Петербургом, имели высоту примерно 25 м и угол наклона около 50°.

Екатерина II была настолько увлечена ледяными горками, что приказала построить их для личного использования на территории царской резиденции.

Существует несколько мнений относительно того, кто первый предложил оборудовать сани колёсами. Некоторые историки полагают, что впервые такие горки появились при Екатерине II в садах Ораниенбаума в 1784 году.

Обратите внимание

Множество других историков утверждают, что это произошло во Франции.

В Париже в 1812 году были открыты Les Montagnes Russes à Belleville, что переводится как «Русские горки в Бельвилле». Вагонетки этих горок были оборудованы колёсами, которые фиксировались в рельсе и обеспечивали безопасность при больших скоростях.

Красная площадь, 1896 г

Велогонщики, 1896, Велодром в Стрельне, Санкт-Петербург

Фотография Карла Буллы

Подводные работы на строительстве моста через Енисей, Красноярск.
1896-1899 гг

Императрица Мария Федоровна на рыбалке, Петергоф, 1896

Нравится мне этот снимок. Начиная от удочки, резного стульчика, до головного убора императрицы)

Девушки Олонецкой губернии, 1899. Сейчас Республика Карелия

Из отчет этнографа М.А.Круковского.

Как и сейчас, в начале 20 века женская одежда предполагала большее богатство красок и форм, чем мужская.

Чего только не носили девушки Олонецкой губернии! Сарафаны на лямках, платья с пышным до локтя рукавом, рубахи с узором, пышные передники и даже мужские портки! Последний предмет в женском гардеробе был отнюдь не данью моде, а зачастую суровой необходимостью. Бедные крестьянки надевали то, что было в доме, выбирать могли только зажиточные барышни.

Молодые девушки, как правило, носили платья светлых тонов, пожилые женщины— одежду в темных тонах. Совсем маленьких девочек, так же, как и мальчиков , одевали в домотканые рубахи. Но уже с 5-6 лет малышки носили сарафанчики со всеми взрослыми атрибутами: рюшами, широкими рукавчиками и воротничками. Девочки из бедных крестьянских семей — те же рубашки с юбками.

Однако и в бедных и в богатых семьях всегда были свои праздники. А в такие дни женщины Олонецкой губернии наряжались от души: белая рубашка с кружевным воротничком и пышным рукавом, перевязанным ленточками, с прямой широкой юбкой и витиеватым узором… На голове — чепцы, декорированные «коронами» из ткани.

Наказание плетьми на Сахалинской каторге, 1899

Уральский казак, 19 век

Кулачный бой, Праздник Троицы вблизи Царёва Городища, 1900-е

В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками.

Взвешивание и первичная разделка осетровых, Астрахань, конец XIX-начало ХХ века

Русский самокатчик, Жандармы 1900-е

Грязевые ванны, Сакское озеро, 1900-е

Конка у Александровского сада, Санкт-Петербург, 1900-е

Рыбалка на «Черном пруду», 1900-е, Нижегородская губерния

Кто сказал, что рыбалка — это исключительно мужское занятие?

Нефтедобыча в Баку, Конец XIX — начало XX века

Его еще называли «Черный город» — на территории города находилось в свое время около 150 заводов по добыче нефти. Все это удовольствие находилось до 1870 года в черте города.  Вот что пишет побывавший в Чёрном городе в 1890 году:

«Все черное, стены, земля, воздух, небо. Вы чувствуете нефть, вдыхаете испарения, резкий запах удушает вас. Вы идете среди облаков дыма, которые закрывают небо»

Николай II с иконой благословляет солдат, 1904-1905

Бурлак на Волге, 1904

Цесаревич Алексей на прогулке, Царское село, 1906

Невеста в свадебном наряде. Якутия, 1905

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке, Сентябрь 1908 г

В бухте Улисс, на заднем плане эскадренный миноносец «Грозовой».

Старый пасечник, 1908, Задонский уезд. Воронежская губерния

Продолжение следует…

Рекомендуем также:

УНИКАЛЬНЫЕ ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ МОСКВЫ 30-ЫХ ГОДОВ

64 ГЕНИАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

УНИКАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОСКВЫ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 9
2 / 9
3 / 9
4 / 9
5 / 9
6 / 9
7 / 9
8 / 9
9 / 9