Ремонт тормозной системы ваз

Ваз 2109: ремонт тормозов в домашних условиях

Ремонт тормозной системы ваз

Тормозная система ВАЗ 2109

Надежность работы тормозов вашего автомобиля является неотъемлемой частью безопасного передвижения водителя и пассажиров. Своевременное диагностирование поломок системы и ремонт своими руками поможет сохранить узлы в рабочем состоянии на долгое время.

Ремонт тормозной системы автомобиля ВАЗ 2109

На авто ВАЗ 2109 установлена рабочая система тормозов у которой диагональное разделение контуров, это увеличивает безопасность при движении авто.

Работа переднего правого и заднего левого тормозных механизмов обеспечивается одним контуром гидропривода тормозов, правого заднего и левого переднего – другой тормозной контур.

Обратите внимание

При несвоевременном отказе одного контура в системе тормозов можно использовать второй, при этом он обеспечивает достаточную эффективность в работе. Гидравлический привод тормозов включает вакуумный усилитель поз. 6, двухконтурный регулятор поз. 9 давления задних тормозов.

Ручной тормоз обеспечивает торможение задних колес.Ремонт любого тормозного узла авто ВАЗ 2109 выполняется после обнаружения неисправностей.

Замена тормозных колодок

Если на авто ВАЗ 2109 стала меньше 1,5 мм толщина фрикционных накладок, заклепочное соединение с основанием стало слабым, на поверхностях накладок имеются сколы или глубокие царапины их необходимо снять.

Порядок проведения работ:

  • Автомобиль фиксируется а неподвижном состоянии.
  • Отсоединяется аккумуляторная батарея.
  • Проверяется уровень жидкости тормозной. Для того чтобы она не пролилась при сдавливании поршней ее нужно откачать до отметки ниже «МАХ».
  • Снимается колесо.
  • От грязи очищаются поверхности суппорта и тормозного диска.
  • На стойке из кронштейна вынимается уплотнитель, который еще служит и держателем тормозного шланга.
  • Отгибаются усики стопорной шайбы болта фиксации направляющего пальца.
  • Откручивается болт и откидывается корпус.
  • Снимаются тормозные колодки.
  • При замене колодок штангенциркулем проверяется толщина фрикционных накладок, она не должна быть меньше 1,5 мм.
  • Сборка выполняется в обратной последовательности.

 Замена главного тормозного цилиндра

Ремонт основного тормозного цилиндра на ВАЗ 2109 чаще всего не приводит к нужному результату. Поэтому его нужно поменять на новый.
Итак:

  • Автомобиль обесточивается. Отсоединяется от аккумуляторной батареи минусовая клемма.
  • От датчика, указывающего уровень тормозной жидкости, отсоединяется колодка с проводами.
  • Ослабляется затяжка тормозных трубок, не выкручивая их.

Замена главного тормозного цилиндра

  • Отворачиваются гайки фиксации к вакуумному усилителю главный тормоз, выкручиваются и отсоединяются тормозные трубки.
  • Со шпилек снимается тормозной цилиндр.
  • При необходимости удаляется бачок с жидкостью для тормозов. Для этого нужно медленно раскачивая вынуть ножку устройства из втулки посадочного гнезда.
  • После проведения осмотра, устранения дефектов или замены цилиндр устанавливается на место.
  • После установки нового узла гайки можно полностью затянуть.
  • Бачок ставится на место, заливается тормозная жидкость до метки «МАХ».
  • Вытесняется весь находящийся там воздух. Для этого отверстие для установки передних тормозных трубок закрываются пальцами. Помощник аккуратно нажимает на тормоз, что создает давление в системе до выхода из отверстий воздуха.
  • Не опуская педаль тормоза при появлении жидкости одеваются и закручиваются тормозные трубки.
  • Аналогично подсоединяются задние трубки.
  • Работа заканчивается прокачкой тормозов.

Подтеки на тормозном щитке или внутренней стороне колес чаще всего указывают на плохое состояние манжет, реже на выход со строя поршня – образование на нем царапин, послуживших причиной нарушения герметизации.
Ремонт тормозного цилиндра возможен, но чаще всего его нужно заменить.

Порядок выполнения работ

Итак:

  • Автомобиль ВАЗ 2109 ставится на первую передачу, снимается колесо.
  • Удаляются барабан и колодки тормозные, которые можно только разъединить, при этом снимается верхняя стяжка пружины.
  • Металлической щеткой от грязи очищаются болты, фиксирующие цилиндр к тормозному щитку и тормозную трубку. Ослабляется затяжка болтов.
  • Тормозная трубка глушится резиновым колпачком или кусочком дерева.
  • Трубка полностью откручивается.
  • Откручиваются болты крепления тормозного цилиндра, при этом он придерживается рукой с обратной стороны. Деталь снимается.
  • Новый цилиндр устанавливается в обратной последовательности.
  • После окончания работ необходимо задний тормозной контур прокачать.

Прокачка тормозов

Если в процессе ремонта происходило снятие или разборка элементов тормозной системы: усилителя вакуумного, цилиндров тормозных или магистрали в систему может попасть воздух.

При замене элементов в одном контуре можно прокачивать только в этом контуре, в остальных случаях: при снятии главного цилиндра или замены тормозных трубок вся система требует прокачки.

При выполнении работ нужна помощь другого человека, тормозная жидкость, резиновая и виниловая трубки, пластиковая бутылка.

Последовательность прокачки:

  • Правое заднее и левое переднее колесо;левое заднее и правое переднее:
  • Со всех штуцеров снимаются колпачки. Ослабляется их затяжка.
  • Новая жидкость заливается в бачок.
  • Помощник должен от семи до девяти раз нажимать на тормозную педаль, чтобы
  • Увеличить давление в системе:

    • Продолжая давить педаль в пол, на штуцер одевается резиновый шланг, ослабевается его затяжка, из системы выпускается воздух вместе с тормозной жидкостью. По выходящим в пластиковую бутылку пузырькам воздуха его хорошо заметно. Шланг одним концом опускается в жидкость, как показано на фото.

    Прокачка тормозов ВАЗ 2109

    • Штуцер заворачивается и давление нагоняется снова.
    • Данная операция проводится до прокачки всей системы пока весь воздух не выйдет из нее. Во время прокачки проверяется периодически уровень жидкости в бачке.
    • Протягиваются все штуцера и для предохранения от загрязнения одеваются резиновые колпачки.
    • Тормозная жидкость меняется при ухудшении ее смазывающих свойств. В дальнейшем это приводит к увеличенному износу цилиндров калипера в системе тормозов, выталкивающих тормозные колодки и прижимающих их к ротору. Инструкция рекомендует выполнять замену тормозной жидкости через два или три года

    Замена тормозной жидкости

    Итак:

    • Во время прокачки тормозов происходит вытеснение из системы воздуха, при замене старой жидкости на новую прокачка продолжается до тех пор пока из штуцеров не будет идти чистая жидкость.
    • Сливать старую нужно со всех колес, крест накрест. Во время работы необходимо периодически доливать тормозную жидкость.

    Как отремонтировать рычаг привода ручника

    Ремонт устройства заключается в замене изношенного механизма на новый после снятия его с авто ВАЗ 2109. Повреждениями могут быть: износ фиксирующих зубьев, заклинивание или поломка рычага, выход со строя фиксирующего механизма.
    Итак:

    • Отключается аккумуляторная батарея.
    • Под автомобилем откручиваются гайки, фиксирующие уравнитель к тросу привода, сначала отворачивается контргайка, затем регулировочная.
    • С тяги рычага ручника снимается уравнитель.
    • В салоне автомобиля удаляется вся декоративная обшивка между передними сидениями. Снимается пластиковая крышка туннеля, перед этим с рукоятки для переключения скоростей снимается чехол. Удаляется люк в туннель.
    • В сторону отодвигается ковролин.
    • С оси снимается стопорное кольцо, тяга привода.

    Ремонт рычага привода ручника

    • При необходимости откручивается и удаляется рукоятка, меняется стяжная пружина.
    • Сборка механизма выполняется в обратной последовательности.

    Замена вакуумного усилителя

    Механизм на авто ВАЗ 2109 меняется после подтверждения его неработоспособности. В других случаях демонтаж узла вакуумного усилителя выполняется при ремонте кузова.
    Работа выполняется под капотом и в салоне авто:

    • От усилителя тормозов отсоединяется вакуумный шланг.
    • Разъединяются датчик уровня тормозной жидкости и колодка с питающими проводами.
    • Затем работы выполняются в салоне автомобиля. С пальца, который соединяет педаль тормоза и тягу вакуумного усилителя, снимается стопорная скоба. Детали разъединяются.
    • Под капотом откручиваются гайки, фиксирующие главный тормоз цилиндра. Снимается цилиндр, отводится в сторону.
    • Откручиваются гайки, удерживающие кронштейн и усилитель к кузову авто, снимается все в сборе.
    • После проведения ремонтных работ сборка выполняется в обратной последовательности.

    Проверка обратного клапана вакуумного усилителя

    Неисправность вакуумного усилителя определяется затруднительным ходом педали тормоза. Это ухудшает качество торможения и в конечном итоге может влиять на безопасность управления автомобилем.

    Перед заменой старого усилителя необходимо проверить его работу и работу обратного клапана. Работоспособность механизма проверяется путем нажатия несколько раз на педаль тормоза. Это создаст повышенное давление в системе.

    Педаль тормоза должна занять верхнее положение. При не опущенной педали запускается двигатель.

    При отсутствии неисправностей педаль опускается в пол. В противном случае необходимо проверить герметичность обратного клапана и качество соединения шланга.

    Порядок проверки на ВАЗ 2109 обратного клапана

    Итак:

    • Проверяется герметичность в месте соединении шлангов и штуцером на трубе для впуска и обратным клапаном.
    • Проверяется проверка самого клапана. Перед этим шланг отсоединяется, а с помощью отвертки клапан снимается с усилителя.
    • На штуцер натягивается герметичная груша, сдавливая которую выпускается через клапан воздух. После отпускания груши если она не разжалась, значит клапан в хорошем состоянии, держит вакуум. В другом случае его нужно поменять.

    Как заменить регулятор давления тормозов

    Распределение нагрузки, другими словами по тормозным цилиндрам тормозной жидкости, при поворотах производит регулятор давления тормозов ВАЗ 2109.
    Появление заносов кузова при торможении может говорить о неисправности регулятора, при рабочем состоянии остальных узлов:

    • Упругий рычаг необходимо отсоединить от балки задней подвески. Для чего снимается стопорное кольцо, затем извлекаются палец и серьга.
    • Все тормозные трубки специальным ключом отсоединяются от регулятора. После отсоединения все трубки нужно промаркировать. Это облегчит работу при сборке узла. Для того чтобы не было утечки масла глушатся все отверстия.
    • Снимается кронштейн со шпилек на кузове вместе с регулятором.
    • Отсоединяется регулятор от кронштейна и на его место ставится новый.
    • Сборка выполняется в обратном порядке.

    Периодическое обслуживание и своевременный ремонт всех узлов тормозной системы обеспечит надежность и безопасность автомобиля ВАЗ 2109. Как правильно выполнять ремонтные работы можно посмотреть на видео.

    Тормозная система ВАЗ 2110.(2112). Ремонт и особенности

    Ремонт тормозной системы ваз

    1 – тормозной механизм переднего колеса;
    2 – трубопровод контура «левый передний–правый задний тормоза»;
    3 – главный цилиндр гидропривода тормозов;
    4 – трубопровод контура «правый передний–левый задний тормоза»;
    5 – бачок главного цилиндра;
    6 – вакуумный усилитель;
    7 – тормозной механизм заднего колеса;
    8 – упругий рычаг привода регулятора давления;
    9 – регулятор давления;
    10 – рычаг привода регулятора давления;
    11 – педаль тормоза;
    А – гибкий шланг переднего тормоза;
    В – гибкий шланг заднего тормоза

    На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой – левого переднего и правого заднего.

    При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

    В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов.

    Стояночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

    Вакуумный усилитель

    1 – корпус вакуумного усилителя;
    2 – чашка корпуса усилителя;
    3 – шток;
    4 – регулировочный болт;
    5 – уплотнитель штока;
    6 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра;
    7 – возвратная пружина диафрагмы;
    8 – шпилька усилителя;
    9 – фланец крепления наконечника;
    10 – клапан;
    11 – наконечник шланга;
    12 – диафрагма;
    13 – крышка корпуса усилителя;
    14 – уплотнительный чехол;
    15 – поршень;
    16 – защитный чехол корпуса клапана;
    17 – воздушный фильтр;
    18 – толкатель;
    19 – возвратная пружина толкателя;
    20 – пружина клапана;
    21 – клапан;
    22 – втулка корпуса клапана;
    23 – буфер штока;
    24 – корпус клапана;
    А – вакуумная камера;
    В – атмосферная камера;
    С, D – каналы

    Резиновая диафрагма 12 вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг.

    Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана размещен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.

    При нажатии на педаль перемещается толкатель 18, поршень 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются.

    Важно

    При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 12.

    За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который действует на поршень главного цилиндра.

    При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

    Привод регулятора давления

    1 – регулятор давления;
    2, 16 – болты крепления регулятора давления;
    3 – кронштейн рычага привода регулятора давления;
    4 – штифт;
    5 – рычаг привода регулятора давления;
    6 – ось рычага привода регулятора давления;
    7 – пружина рычага;
    8 – кронштейн кузова;
    9 – кронштейн крепления регулятора давления;
    10 – упругий рычаг привода регулятора давления;
    11 – серьга;
    12 – скоба серьги;
    13 – шайба;
    14 – стопорное кольцо;
    15 – палец кронштейна;
    А, В, С – отверстия

    Регулятор давления

    1 – корпус регулятора давления;
    2 – поршень;
    3 – защитный колпачок;
    4, 8 – стопорные кольца;
    5 – втулка поршня;
    6 – пружина поршня;
    7 – втулка корпуса;
    9, 22 – опорные шайбы;
    10 – уплотнительные кольца толкателя;
    11 – опорная тарелка;
    12 – пружина втулки толкателя;
    13 – кольцо уплотнительное седла клапана;
    14 – седло клапана;
    15 – уплотнительная прокладка;
    16 – пробка;
    17 – пружина клапана;
    18 – клапан;
    19 – втулка толкателя;
    20 – толкатель;
    21 – уплотнитель головки поршня;
    23 – уплотнитель штока поршня;
    24 – заглушка;
    А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром;
    В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;
    К, М, Н – зазоры

    Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

    Регулятор давления 1 (рис. Привод регулятора давления) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления.

    На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5.

    Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

    Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления.

    Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (см. подраздел 6.4.2). В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис.

    Регулятор давления) соединяются с главным цилиндром, В – с левым, а С – с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

    В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см. рис. Регулятор давления) поджат рычагом 5 (см. рис. Привод регулятора давления) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис.

    Регулятор давления), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21.

    Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

    При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса.

    Совет

    Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются.

    Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В.

    При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться.

    За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

    При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. Привод регулятора давления) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. Регулятор давления) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

    При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14.

    Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе.

    Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

    Обратите внимание

    При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса.

    Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления.

    Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

    Важно

    В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

    Главный цилиндр с бачком

    1 – корпус главного цилиндра;
    2 – уплотнительное кольцо низкого давления;
    3 – поршень привода контура «левый передний–правый задний тормоза»;
    4 – распорное кольцо;
    5 – уплотнительное кольцо высокого давления;
    6 – прижимная пружина уплотнительного кольца;
    7 – тарелка пружины;
    8 – возвратная пружина поршня;
    9 – шайба;
    10 – стопорный винт;
    11 – поршень привода контура «правый передний–левый задний тормоза»;
    12 – соединительная втулка;
    13 – бачок;
    14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости;
    А – зазор

    Главный цилиндр с последовательным расположением поршней. На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.

    Тормозной механизм переднего колеса

    1 – тормозной диск;
    2 – направляющая колодок;
    3 – суппорт;
    4 – тормозные колодки;
    5 – цилиндр;
    6 – поршень;
    7 – сигнализатор износа колодок;
    8 – уплотнительное кольцо;
    9 – защитный чехол направляющего пальца;
    10 – направляющий палец;
    11 – защитный кожух

    Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных колодок. Скоба образуется суппортом 3 и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами.

    Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 10, которые установлены в отверстиях направляющей 2 колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 9.

    К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4, из которых внутренняя имеет сигнализатор 7 износа накладок.

    В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.

    Тормозной механизм заднего колеса

    1 – гайка крепления ступицы;
    2 – ступица колеса;
    3 – нижняя стяжная пружина колодок;
    4 – тормозная колодка;
    5 – направляющая пружина;
    6 – колесный цилиндр;
    7 – верхняя стяжная пружина;
    8 – разжимная планка;
    9 – палец рычага привода стояночного тормоза;
    10 – рычаг привода стояночного тормоза;
    11 – щит тормозного механизма

    Колесный цилиндр

    1 – упор колодки;
    2 – защитный колпачок;
    3 – корпус цилиндра;
    4 – поршень;
    5 – уплотнитель;
    6 – опорная тарелка;
    7 – пружина;
    8 – сухари;
    9 – упорное кольцо;
    10 – упорный винт;
    11 – штуцер;
    А – прорезь на упорном кольце

    Тормозной механизм заднего колеса (рис. Тормозной механизм заднего колеса) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном.

    Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9 (рис.

    Колесный цилиндр), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25–1,65 мм.

    Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) тормозных колодок.

    Когда из-за износа накладок зазор 1,25–1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис.

    Колесный цилиндр) прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа.

    С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

    Привод стояночной тормозной системы

    Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2, регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. Тормозной механизм заднего колеса) ручного привода колодок и разжимной планки 8.

    1 – защитный колпачок;
    2 – корпус датчика;
    3 – основание датчика;
    4 – уплотнительное кольцо;
    5 – зажимное кольцо;
    6 – отражатель;
    7 – толкатель;
    8 – втулка;
    9 – поплавок;
    10 – неподвижные контакты;
    11 – подвижный контакт

    Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 датчика с уплотнителем 4 и основание 3 с отражателем 6 поджимаются зажимным кольцом 5 к торцу горловины бачка.

    Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика – неподвижные контакты 10.

    Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1.

    Важно

    При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.

    Ремонт Тормозной Системы Ваз 21099 ~ AUTOINTERLINE.RU

    Ремонт тормозной системы ваз

    Ремонт тормозной системы ваз 21099

    особенности конструкции тормозной системы на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    Вакуумный усилитель тормозов. Резиновая диафрагма 10 (рис. 8.2) вкупе с корпусом 21 клапана, делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную камеру А и атмосферную камеру В. Камера А соединяется с впускной трубой мотора. Корпус 21 клапана пластмассовый.

    На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13. В корпусе клапана расположен шток 1 привода головного цилиндра тормозов с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратимые пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толкатель 15.

    При нажатии на педаль тормоза передвигаются толкатель 15, поршень 12, а прямо за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При всем этом камеры А и В разобщаются. При предстоящем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой.

    Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор меж поршнем и клапаном и канал D, делает давление на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается совместно со штоком 1, который действует на поршень головного тормозного цилиндра.

    При отпущенной педали тормоза клапан отходит от собственного корпуса, и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются меж собой.

    Регулятор давления тормозов регулирует на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 давление в гидравлическом приводе тормозных устройств задних колес зависимо от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Регулятор давления тормозов включен в оба контура тормозной системы, и через регулятор давления тормозов тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

    Регулятор давления тормозов 1 (рис. 8.3) прикреплен к кронштейну 9 2-мя болтами 2 и 16. При всем этом фронтальный болт 2 сразу укрепляет вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления тормозов.

    На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 закреплен двуплечий рычаг 5.

    Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески.

    Совет

    Кронштейн 3 вкупе с рычагом 5 за счет округлых отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора давления тормозов (см. подраздел «Регулировка привода регулятора давления»).

    В регуляторе давления тормозов четыре камеры: А и D (рис. 8.4) соединяются с главным тормозным цилиндром, В — с правым колесным цилиндром задних тормозов, С — с левым колесным цилиндром задних тормозов.

    В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 8.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 8.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18.

    При этом клапан 18 отжимается от седла, в результате чего образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21.

    Через эти зазоры камеры регулятора давления тормозов А и D сообщаются с камерами В и С.

    При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть поршень из корпуса.

    Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются.

    Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В.

    При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах регулятора давления тормозов D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться.

    Обратите внимание

    За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21.

    При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 8.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 8.4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

    При отказе контура тормозов правый передний-левый задний тормоз уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14.

    Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной тормозной системе.

    Характер изменения давления на выходе регулятора давления тормозов такой же, как и при исправной тормозной системе.

    При отказе контура тормозов левый передний-правый задний тормоз давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса.

    Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, т.е. регулятор давления тормозов в этом случае работает как ограничитель давления.

    Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.

    Важно

    В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

    Главный тормозной цилиндр (рис. 8.5 — 8.5.a) с последовательным расположением поршней.

    На корпусе главного тормозного цилиндра крепится тормозной бачок 13, в наливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости.

    Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.Рис. 8.5.a. Главный тормозной цилиндр автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    Ремонт тормозов ВАЗ 2109

    Связь, коммерческие запросы: garage.kravchenko@gmail.com. Помощь каналу: ПриватБанк 5168 7556 3188 1725, WMZ …

    ВАЗ 21099. Ремонт тормозной системы + мелкое ТО

    Прокачиваем тормоза ВАЗ 21099. Остальные колеса прокачивается по тому же принципу. Не забывайте доливать…

    3 — поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; А — зазор

    Скоба образуется передним тормозным суппортом 3 (рис. 8.6) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами.

    Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверстиях направляющей тормозных колодок.

    В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и управляющей тормозных колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4.

    В полости тормозного цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительной манжетой 7. За счет упругости манжеты поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском.

    В вариантном исполнении на автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 устанавливаются тормозные колодки с сигнализатором износа тормозных колодок.Рис. 8.6.

    Тормозной механизм переднего колеса автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — тормозной диск; 2 — направляющая тормозных колодок; 3 — тормозной суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — уплотнительная манжета; 8 — защитный чехол направляющего пальца; 9 — направляющий палец; 10 — защитный кожух

    Совет

    Основным элементом тормозного цилиндра заднего колеса является разрезная упорная манжета 9 (рис. 8.8), установленная на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25—1,65 мм.

    Упорные манжеты 9 вставлены в тормозной цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига манжеты по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. 8.7) тормозных колодок.

    Когда из-за износа тормозных накладок зазор 1,25-1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 8.8) прижимается к буртику манжеты 9, вследствие чего упорная манжета сдвигается вслед за поршнем на величину износа тормозных накладок.

    С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорной манжеты. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном.Рис. 8.7.

    Тормозной механизм заднего колеса автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — гайка крепления ступицы; 2 — ступица заднего колеса; 3 — нижняя стяжная пружина тормозных колодок; 4 — тормозная колодка; 5 — направляющая пружина; 6 — колесный тормозной цилиндр; 7 — верхняя стяжная пружина; 8 — разжимная планка; 9 — палец рычага привода стояночного тормоза; 10 — рычаг привода стояночного тормоза; 11 — щит тормозного механизма

    Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 8.9), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. 8.7) ручного привода задних тормозных колодок и разжимной планки 8.

    Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа.

    Корпус 2 (рис. 8.10) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навинчивается на горловину тормозного бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, изготовленными на основании 3.

    Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1.

    Обратите внимание

    При понижении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации в комбинации приборов.Рис. 8.10.

    Датчик аварийного уровня тормозной жидкости автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — защитный колпачок; 2 — корпус датчика; 3 — основание датчика; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — зажимное кольцо; 6 — отражатель; 7 — толкатель; 8 — втулка; 9 — поплавок; 10 — неподвижные контакты; 11 — подвижный контакт

    Рис. 8.1. Схема тормозной системы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — тормозной механизм переднего колеса; 2 — трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз; 3 — главный тормозной цилиндр; 4 — трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз; 5 — бачок главного тормозного цилиндра; 6 — вакуумный усилитель тормозов; 7 — тормозной механизм заднего колеса; 8 — упругий рычаг привода регулятора давления тормозов; 9 — регулятор давления тормозов; 10 — рычаг привода регулятора давления тормозов; 11 — педаль тормоза; А — гибкий шланг переднего тормоза; В — гибкий шланг заднего тормоза

    Рис. 8.2. Вакуумный усилитель тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — шток; 2 — уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 3 — чашка корпуса усилителя; 4 — регулировочный болт; 5 — уплотнитель штока; 6 — возвратная пружина диафрагмы; 7 — шпилька усилителя; 8 — уплотнительный чехол; 9 — корпус вакуумного усилителя; 10 — диафрагма; 11 — крышка корпуса вакуумного усилителя; 12 — поршень; 13 — защитный чехол корпуса клапана; 14 — воздушный фильтр; 15 — толкатель; 16 — возвратная пружина толкателя; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка корпуса клапана; 20 — буфер штока; 21 — корпус клапана; А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; С, D — каналы

    Рис. 8.3. Привод регулятора давления тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — регулятор давления тормозов; 2,16 — болты крепления регулятора давления тормозов; 3 — кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 — штифт; 5 — рычаг привода регулятора давления тормозов; 6 — ось рычага привода регулятора давления тормозов; 7 — пружина рычага; 8 — кронштейн кузова; 9 — кронштейн крепления регулятора давления тормозов; 10 — упругий рычаг привода регулятора давления; 11 — серьга; 12 — скоба серьги; 13 — шайба; 14 — стопорное кольцо; 15 — палец кронштейна; А, В, С — отверстия

    Рис. 8.4. Регулятор давления тормозов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — корпус регулятора давления тормозов; 2 — поршень; 3 — защитный колпачок; 4, 8 — стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — опорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 13 — кольцо уплотнительное седла клапана; 14 — седло клапана; 15 — уплотнительная прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 — уплотнитель головки поршня; 23 — уплотнитель штока поршня; 24 — заглушка; A, D — камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н — зазоры; Е — дренажное отверстие

    Рис. 8.5. Главный тормозной цилиндр с тормозным бачком автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — уплотнительное кольцо низкого давления; 3 — поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; 9 — шайба; 10 — стопорный винт; 11 — поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 — соединительная втулка; 13 — тормозной бачок: 14 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А — зазор

    Рис. 8.8. Задний колесный тормозной цилиндр автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    Важно

    1 — упор тормозной колодки; 2 — защитный колпачок; 3 — корпус тормозного цилиндра; 4 — поршень; 5 — уплотнитель; 6 — опорная тарелка; 7 — пружина; 8 — сухари; 9 — упорная манжета; 10 — упорный винт; 11 — штуцер; А — прорезь на упорной манжете

    Рис. 8.9. Привод стояночной тормозной системы автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:

    1 — кнопка фиксации рычага ручного тормоза; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — защитный чехол; 4 — тяга; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка троса

    Тормозная система ВАЗ 2109

    Ремонт тормозной системы ваз

    Тормозная система (далее по тексту ТС) автомобилей, производимых отечественными машиностроительными заводами вплоть до 1989-1990 годов, не отличались наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих простоту, удобство и высокий уровень безопасности в процессе эксплуатации транспортного средства. Не явилась исключением из «правила» тормозная система «ВАЗ 2109». Водитель «девятки» (самой популярной и престижной в то время модели) мог лишь мечтать о системах, подобных современным «ABS», «SBS» или «EBD».

    Устройство и схема тормозной системы ВАЗ 2109

    Рассматривая тормозную систему «девятки» следует сделать существенную оговорку о том, что она, по сути, – оптимизированная копия системы тормозов «ВАЗ 2108», поскольку именно эта модель первой получила такую тормозную систему.

    От своей предшественницы «ВАЗ 2109» досталась ТС, главной конструктивной особенностью которой стало диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации.

    Своеобразное разделение «зон ответственности» (за функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого – тормозной контур) позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров.

    Одним словом, такая схема тормозной системы «ВАЗ 2109», посредством перераспределения функций между контурами, компенсирует риск возникновения негативных последствий при отказах элементов тормозной системы.

    Основополагающим принципом схемы функционирования тормозной системы «ВАЗ 2109» является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство  «девяток», оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).
    Структура ТС включает два основных элемента:

    • Тормозной механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса.

    • Тормозной привод, функциональным назначением которого является передача преобразованного усилия на торможение от водителя к тормозному механизму.

    Гидравлический привод тормозной системы «девятки» мало отличается от приводов ТС большинства «классических моделей» Волжского автозавода и состоит:

    • Главного тормозного цилиндра (поз.3)

    • Вакуумного усилителя тормозов (поз.6).

    • Тормозной педали (поз.11).

    • Расширительного бака, оснащенного датчиком уровня рабочей жидкости (поз.5).

    • Передних (поз.1) и задних (поз.7) тормозных механизмов.

    • Регулятора давления тормозов (поз.9) с рычагом (поз.10) и упругим рычагом привода (поз.8).

    • Трубопроводов двух раздельных тормозных контуров (поз.2 и поз.4).

    • Системы гибких шлангов переднего (поз. А) и заднего (поз. В) тормозов.

    Технические усовершенствования, реализованные в ТС «ВАЗ 2109», касаются отдельных элементов системы (главный тормозной цилиндр, регулятор давления, вакуумный усилитель тормозов и т.д.) и носят настолько узкоспецифический характер, что обычному любителю, как правило, не интересны.

    Система стояночного (ручного) тормоза, установленная на «девятке», имеет тросовый привод и основана на затормаживании задних колесных барабанов тормозными колодками посредством их раздвижения.

    Ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 своими руками

    В данной части нашего повествования мы рассмотрим процедуры ремонта узлов тормозной системы «девятки». Итак:

    Замена тормозных колодок

    При уменьшении толщины фрикционных накладок до величины в 1,5 миллиметра заклепочное соединение, связывающее их с основанием, теряет жесткость. Это приводит к образованию глубоких царапин (сколов) на поверхности накладок. Перед установкой новых накладок их необходимо тщательно удалить.

    Работы по замене выполняются следующим образом:

    • На автомобиле, зафиксированном в неподвижном состоянии, отключается «-» клемма аккумуляторной батареи.

    • Выполняется контроль уровня тормозной жидкости в системе. Уровень, соответствующий середине отрезка между отметками «MIN» и «MAX», считается наиболее приемлемым, поскольку предотвращает выдавливание рабочей жидкости в процессе сжатия поршней.

    • Демонтируется колесо.

    • Поверхность тормозного диска и суппорта очищается от загрязнений.

    • Снимается уплотнитель стойки кронштейна, фиксирующий тормозной шланг.

    • Демонтируется шплинт фиксации стопорной шайбы крепежного болта направляющего пальца.

    • Выкручивается фиксирующий болт, откидывается корпус и демонтируются тормозные колодки.

    • После замены фрикционных накладок установка элементов тормозного узла выполняется в обратном порядке.

    Замена ГТЦ (главного тормозного цилиндра)

    Как правило, ремонт неисправного ГТЦ не обеспечивает получение необходимого результата. Поэтому на практике используется такой метод ремонта тормозного узла, как замена его новым.

    • Порядок выполнения ремонтных мероприятий выглядит следующим образом:

    • Транспортное средство обесточивается посредством отсоединения минусовой клеммы аккумулятора.

    • Снимается колодка проводов датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.

    • Не отсоединяя полностью, ослабляется фиксация тормозных трубок.

    • Отворачиваются гайки, соединяющие ГТЦ с ВУТ (вакуумным усилителем тормозов).

    • Выкручиваются и удаляются тормозные трубки.

    • ГТЦ снимается со шпилек, а на его место устанавливается новый агрегат, после чего затягиваются гайки.

    • Уровень тормозной жидкости доводится до отметки «MAX».

    • Подсоединяются трубки тормозных магистралей.

    • Проводятся мероприятия по удалению воздуха из контура тормозной системы

      Замена задних тормозных цилиндров 

    Симптомами нарушения работоспособности тормозного цилиндра являются подтеки тормозной жидкости на внутренней поверхности колесного диска.

    Они свидетельствуют об ухудшении состояния уплотнительных манжет или о нарушении герметичности узла из-за  образования царапин на поршне. Ремонт тормозного цилиндра может быть эффективен, но для этого необходимы соответствующие знания и навыки.

    Поэтому, наиболее распространенным методом устранения неисправности задних тормозных цилиндров служит все же его замена. Выполняется это так:

    • Рычаг КПП устанавливается в положение, соответствующее первой передаче и демонтируется колесо.

    • Выполняется демонтаж тормозного барабана и тормозных колодок. В некоторых случаях колодки могут оставаться на месте, необходимо лишь произвести их разъединение посредством снятия верхней пружины.

    • Болты крепления цилиндра к тормозному щитку и тормозная трубка очищаются от загрязнений.

    • Фиксирующие болты ослабляются на несколько оборотов.

    • Отверстие тормозной трубки глушится посредством колпачка (деревянной пробкой), после чего трубка демонтируется.

    • Болты крепления цилиндра выкручиваются полностью, после чего агрегат удаляется со своего штанного места.

    • Установка нового агрегата производится в порядке, обратном описанному выше.

    • Финальным этапом ремонтного процесса должен стать процесс удаления воздуха из заднего контура тормозной системы.

    Ремонт рычага привода стояночного тормоза 

    Единственным вариантом устранения неисправности, характеризующейся такими симптомами, как повышенный износ зубьев фиксации положения рычага, его механическое повреждение или заклинивание, нарушение работоспособности механизма фиксации, является замена устройства новым. Выглядит это следующим образом:

    • Транспортное средство обесточивается посредством отключения аккумуляторной батареи.

    • Под днищем автомобиля отворачиваются регулировочная и контрольная гайка, посредством которых трос привода крепится к уравнителю.

    • Уравниель демонтируется с тяги рычага стояночного тормоза.

    • В салоне автомобиля освобождается от пластика и декоративной обшивки люк тоннеля крепления рычага.

    • Удаляется стопорное кольцо тяги привода.

    • Освобождается от фиксации (при необходимости) и демонтируется рукоять рычага стояночного тормоза и меняется стяжная пружина.

    • Сборка узла производится в последовательности, обратной приведенной выше.

     Порядок замены вакуумного усилителя тормозов 

    • Вакуумный шланг отсоединяется от вакуумного усилителя тормозов (далее ВУТ).

    • Колодка (с проводами питания) отстыковывается от датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.

    • В салоне транспортного средства удаляется стопорная скоба пальца, соединяющего тормозную педаль с тягой ВУТ, после чего выполняется разъединение деталей.

    • В подкапотном пространстве откручиваются гайки фиксации ГТЦ, сам агрегат снимается и убирается в сторону.

    • Освобождаются узлы крепления кронштейна и ВУТ к кузову автомобиля, что позволяет демонтировать весь узел в сборе.

    • Сборочные мероприятия выполняются в обратном порядке.

     Контроль работоспособности обратного клапана ВУТ 

    Проверка функционирования механизма производится посредством многократного нажатия тормозной педали, создающего высокое давление в тормозной системе. Тормозная педаль занимает крайнее верхнее положение.

    После запуска силового агрегата педаль, опустившаяся вниз, свидетельствует об исправной работе обратного клапана. Иной результат является призывом к проведению проверки его герметичности и герметичности шланговых соединений.

    Герметичность клапана производится при помощи герметичной груши, одетой на штуцер присоединения шланга. Нажимая на грушу, инициируем выпуск воздуха через клапан. Отпуская грушу, наблюдаем за его состоянием. Разжавшаяся груша свидетельствует о нарушении герметичности обратного клапана и необходимости его замены исправным.

    Совет

    Замена регулятора давления в тормозной системе

    Наиболее характерным признаком нарушения работоспособности служит «заносов кузова» транспортного средства, возникающее в результате неравномерного распределения нагрузки (давления тормозной жидкости) по тормозным цилиндрам системы. Процесс замены регулятора включает в себя выполнение следующих мероприятий:

    • Отсоедините упругий рычаг от задней балки. Для этого необходимо удалить стопорное кольцо, извлечь палец и серьгу.

    • Посредством специального ключа отстыкуйте (предварительно промаркировав) тормозные трубки, подведенные к регулятору. Во избежание утечки рабочей жидкости отверстия трубок необходимо заглушить.

    • Демонтируйте кронштейн совместно с регулятором.

    • Снимите регулятор с кронштейна и замените его.

    • Соберите узел, выполнив действия, описанные выше, в обратном порядке.

    Основы безопасной эксплуатации тормозной системы «ВАЗ 2109» 

    Как уже говорилось выше, исправность элементов тормозной системы – основа эксплуатационной и дорожной безопасности. Это накладывает на водителя определенный круг обязанностей, в числе которых и своевременный ремонт тормозной системы «ВАЗ 2109». Наиболее распространенными неисправностями ТС, оказывающими существенное влияние на ее работоспособность, считают:

    • Низкая эффективность функционирования ТС, в том числе и стояночной ее составляющей.

    • Рост хода (холостого) педали гидравлического привода.

    • Нарушение герметизации контуров тормозной системы, вызывающее утечку рабочей жидкости.

    • Увеличение усилия, необходимого для нажатия тормозной педали.

    • Смещение (увод) транспортного средства от прямолинейной траектории, возникающее в момент торможения.  

    Наиболее распространенными способами своевременного обнаружения неисправностей ТС являются регулярный визуальный осмотр узлов (агрегатов) системы, контроль уровня тормозной жидкости и анализ работоспособности тормозных элементов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 7
    2 / 7
    3 / 7
    4 / 7
    5 / 7
    6 / 7
    7 / 7