Краткая история письменности

Происхождение письменности

Краткая история письменности

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Обратите внимание

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.

Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны.

В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.

Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003..

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Важно

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

(Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. греческие ?? славянскиеМм

История возникновения письменности

Краткая история письменности

Лекция
№1.История возникновения письменности

Письменность, как и звуковая речь, есть
средство общения между людьми, и служит
для передачи мысли на расстоянии и
закрепления её во времени. Письменность
является частью общей культуры данного
народа, а значит и частью мировой
культуры. История мировой письменности
знает следующие основные виды письма:

  • пиктографическое,
  • идеографическое,
  • слоговое,
  • буквенно-звуковое .

Пиктографическое (картинное)
– самое древнее письмо в виде наскальных
рисунков первобытных людей;

Идеографическое
(иероглифическое) –
письмо эры ранней государственности и
возникновения торговли (Египет, Китай).
В IV-III тысячелетиях до
н. э.

в Древнем Шумере (Передняя Азия), в
Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем
Китае
возник другой
способ письма: каждое слово передавалось
рисунком, иногда конкретным, иногда
условным. Например, когда речь шла о
руке, рисовали кисть руки, а воду
изображали волнистой линией. Так же
определенным символом обозначали дом,
город, лодку…

Такие египетские рисунки
греки назвали иероглифами: “иеро”
– “священный”, “глифы” –
“высеченный на камне”. Текст,
составленный иероглифами, выглядит как
серия рисунков. Это письмо можно назвать:
“пишу понятие” или “пишу идею”
(отсюда научное название такого письма
– “идеографическое”).

Чрезвычайным достижением
человеческой цивилизации стало так
называемое слоговое
письмо
, изобретение
которого происходило на протяжении
III-II тысячелетий до н.
э.
Каждый этап
становления письменности фиксировал
определенный итог в продвижении
человечества по пути логического
абстрактного мышления.

Совет

Сначала – это
расчленение фразы на слова, затем –
свободное пользование рисунками-словами,
следующий шаг – расчленение слова на
слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей
учат читать по слогам. Упорядочить
запись слогами, казалось бы, что может
быть естественнее! Да и слогов много
меньше, чем составляемых с их помощью
слов.

Но чтобы придти к такому решению,
понадобились многие столетия. Слоговым
письмом пользовались уже в III-II
тысячелетиях до н. э. в Восточном
Средиземноморье.
Например,
преимущественно слоговым письмом
является знаменитая клинопись.
(Слоговым способом до сих пор пишут в
Индии, в Эфиопии.)

буквенно-звуковое
(фонематическое) письмо, выражающее
фонематический состав языка. Фонемы
обозначают отдельные звуки речи и в
зависимости от произношения могут
варьироваться.

Наше письмо не может
передать все звуковые нюансы языка и
призвано лишь дифференцировать
(различать) слова.

Русский алфавит имеет 33
знака
, тогда как
фонематический строй языка состоит из
39 фонем.

Буквенно-звуковая система
письма
– основа письма
многих народов мира, языковая специфика
которых нашла отражение и в фонографическом
составе их алфавитов. Так в латинском
алфавите – 23 знака,
в итальянском – 21,
чешском – 38,армянском
39
т. д.

Знаки алфавита графически
отличаются друг от друга и в своём
простейшем начертании представляют
графемы
(неизменная форма букв, входящих в
алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных
и прочих формообразований).

Графематический состав алфавита
складывался в течение многих веков на
основе требований того или иного языка,
требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит
появился около 16 в.
до нашей эры. Известно, что Семитские
племена, жившие на Синайском
полуострове
, переняли
из египетского письма целый ряд
знаков-идеограмм, обозначив ими первые
звуки названий тех или иных предметов.
Так возникло первоначальное буквенное
письмо.

Финикийцы,
восприняв и усовершенствовав его, в
свою очередь послужили посредниками в
движении буквенно-звукового письма с
Юго-Восточного Средиземноморья к
грекам.

Древнейшие греческие буквы
появились в 8 в. до
нашей эры,
но только
к 4 в.

до нашей
эры обрели относительную завершенность,
графическую простоту и ясность.Обратите внимание

В 3 в. до
нашей эры
существует
и латинский алфавит.
Латиняне (жители Рима и его окрестностей,
отсюда и название – латинский) заимствовали
этрусский алфавит, сложившийся на основе
греческого.

На рубеже новой эры письмо
располагалось между двумя линейками,
было сплошным, отсутствовали интервалы
между словами, геометричность форм букв
затрудняла написание.

Создание алфавита
славяно-русской системы письма –
«Кириллицы» относится к
концу 9 началу 10 в
.

Творцами славянской азбуки на основе
византийского письма были братья Кирилл
(Константин Философ, имя Кирилл он принял
не задолго до смерти) и Мефодий,
уроженцы г.

Солуни (Солоники) в Македонии.
Славянский язык был их родным, а воспитание
и образование они получили греческое.

Наряду с кириллицей
существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолго
и была полностью вытеснена кирилловским
письмом.

Из истории древнерусского
шрифта выделяются основные каллиграфические
варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо
(по древнейшим русским рукописям,
дошедшим до нас);

с 14 века
полуустав,
послуживший образцом для первопечатного
шрифта в середине 16
века
;

в начале 15
века
получают
распространение различные виды скорописи.

Устав
– ранняя каллиграфическая форма
кириллицы. Буквы устава имели почти
квадратные пропорции и отличались
прямолинейностью и угловатостью форм.
В строке они расставлялись свободно,
промежутков между словами не было.

Примером классического
уставного письма является «Остромирово
евангелие», написанное в 1056-1057 годах

дьяконом Григорием по заказу новгородского
посадника Остромира. Уставное письмо
довольно трудоемко для написания.
Начертание букв устава требовало частой
смены положения орудия письма. Буквы
больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав
– разновидность каллиграфического
варианта кириллического письма. Текст,
выполненный полууставом, имеет более
светлую общую картину. Буквы округлее
и мельче, слова и предложения разделены
четкими промежутками, начертание более
простое, пластичное и быстрое, чем в
уставном письме. Контраст штрихов
меньше; перо затачивается острее.

Важно

Появляется много сокращений под титлами,
а также много различных надстрочных
знаков, ударений (сил) и целая система
знаков препинания. Письмо приобретает
заметный наклон. Полуустав просуществовал
до тех пор, пока жила рукописная книга.
Он же послужил основой для шрифтов
первопечатных книг.

Первая на Руси
печатная книга «Апостол» была изготовлена
книгопечатником Иваном Федоровым в
1564 году.

Русская вязь
– особое декоративное письмо,
употреблявшееся с 15
века
главным образом
для выделения заглавий. Различают два
вида вязи: круглую и
угловатую
(штамбованную).

Один из основных приемов вязи – мачтовая
лигатура, в которой два соседних штриха
(штамба) двух букв превращались в один.
Пустоты, образовавшиеся при этом,
заполнялись уменьшенными овальными
или миндалевидными формами букв, а так
же полумачтами (полуштамбами) соседних
букв.

Выполненные золотом или киноварью
надписи несли особую художественно-декоративную
нагрузку в различных памятниках
письменности.

Почти одновременно с
образованием полуустава в деловом
письме развивается скоропись,
которая быстро проникает и в книги.
Скоропись 14 века
очень близка к полууставу.

В 15 веке
она становится более свободной, получает
значительное распространение; ею пишутся
различные грамоты, акты, книги. Она
оказалась одним из самых подвижных
видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись,
отличаясь особой каллиграфичностью и
изяществом, превратилась в самостоятельный
тип письма.

В 17 веке полуустав,
перейдя из церковных книг в делопроизводство,
преобразуется в гражданское
письмо
.

В это время
появляются книги образцов письма –
«Азбука славянского языка…» (1653г.),
буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с
великолепными образцами букв различных
стилей: от роскошных инициалов до букв
простой скорописи.

Реформа алфавита и шрифта,
проведенная Петром I
в начале 18 в
.

способствовала распространению
грамотности и просвещения. По форме,
пропорциям и начертанию гражданский
шрифт был близок старинной антикве.
Новым шрифтом стали печатать всю светскую
литературу, научные и государственные
издания. Первые книги нового образца
были изданы в Москве в 1708году.

8

Письменность

Краткая история письменности

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами.

Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел.

Совет

Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus  «нарисованный» и греч. grapho –  пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea –  понятие и grapho –  пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Обратите внимание

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма.

Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры.

Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии.

Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца.

Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Важно

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари.

Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака.

Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Совет

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите.

Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки.

Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы.

По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме.

Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Обратите внимание

Современная славянская азбука возникла на основе азбуки, составленной братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. н. э. Хотя еще до них был известна другая разновидность славянского письма – глаголица.

Она во многом схожа с кириллицей, отличаясь лишь количеством букв (в глаголице – 40, в кириллице – 44), а также цифровым значением и написанием букв. 24 из 44 букв кирилловского алфавита совпадали с греческими.

Остальные обозначали звуки, присущие лишь славянской речи.

Появление и развитие письменности отражает путь, который прошло человечество, познавая окружающий мир и свое место в нем. Благодаря ей мы можем восстановить основные этапы этого пути.

[wp_ad_camp_1] Как, вы еще не читали? Ну, это зря…

[wp_ad_camp_3]

Возникновение письменности

Краткая история письменности

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
      Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

      Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

      Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  • месопотамский (шумеры)
  • египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  • письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).
  •       Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

         Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.      Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о “письме” скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, “состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел”. Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание.

    Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл “письма”. Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы — военная храбрость скифов.

    Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.       Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал “письмо”: “Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел”.

          Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.       Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков.

    Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный и греческого grapho — пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке.

    Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др.       Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е.

    Важно

    достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков.

    Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.       На рубеже IV — III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу — пиктограмма, которая служит подписью к рельефам.

    Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол — символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами — это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей — шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу.

    Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?       Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины — два звука НБ.

    И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

          Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.

          В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.

          Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками — иероглифами (от греческого hieroglyphoi — священные письмена).

          В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке – время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог.

    Совет

    Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.       Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности.

    Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.       Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский.

    Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.

          Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей — и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени.

    Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была “настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита”, — писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.       У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.       В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.

          Создаются письменности и в странах современной Африки.

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен! 1

    Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

    История развития письменности , развития письменности

    Краткая история письменности

    Письменность — одно из величайших изобретений в истории, а возможно, и самое великое, поскольку летописи — это начало истории и одна из основ цивилизации.

    Пока не было письменности, человеческое общество зависело от своей памяти; с появлением письменности все могло быть записано. Сведения о торговых сделках, приказы короля или наставления священника, расчеты архитектора — все становилось доступным за пределами зрения или слуха человека и даже за пределами его жизни.

    Письменность в значительной степени способствовала превращению старых городов — государств в крупные национальные образования. Однако до сих пор никто не знает, как она была изобретена и где появился первый алфавит.

    В ледниковый период — около 20 тыс. лет назад — люди нарисовали на стенах пещер на юге Франции изображения животных и людей, а также начертали загадочные знаки.

    Обратите внимание

    В одной пещере изображена лошадь, окруженная 80 знаками «Р».

    Однако это еще не письменность: подобно символам в современной математике и нотам в музыке, знаки передают информацию, но недостаточно пригодны, чтобы выразить даже самые простые мысли или идеи.

    Первые писцы

    Первым народом с настоящей системой письменности были шумеры, жившие в Месопотамии (современный Ирак) ровно за 3 тыс. лет до н. э. Похоже, что их письменность — результат развития бухгалтерской системы в связи с потребностями быстро развивающейся экономики. Самым ранним из известных «документов», по-видимому, является часть отчета о налогах.

    Шумеры писали в основном на глиняных дощечках путем нажатия на влажную глину заостренным в виде клина кончиком тростника, делая отметины, напоминающие следы птиц в грязи. Первоначально эти знаки обозначали определенные предметы, или «пиктограммы», однако позднее приобрели более абстрактное значение.

    Эта письменность известна как клинопись. Позднее она была принята в Вавилонской, Ассирийской и Персидской империях. Ею пользовались на Ближнем Востоке в течение 3000 лет.

    Возможно, вам также будет интересна статья: Крито-микенская культура

    В то же самое время в Древнем Египте жрецы создали иероглифы, которые в отличие от клинописи часто включали в себя узнаваемые образы: сову, змею, руку и даже человеческую фигуру, стоящую на голове.

    Эти символы выражали как идеи, так и звуки. Их вырезали на камне, рисовали на предметах или наносили кистью на папирус-египетскую бумагу. Последняя из известных иероглифических надписей была сделана в Египте в 394 г.

    История развития письменности

    Китайское письмо, состоящее из абстрактных «букв», появилось где-то во II тысячелетии до н. э.

    Некоторые ранние иероглифы представляют собой явно стилизованные изображения, скажем человеческой фигуры, луны, лошади, дерева, но в большинстве из них невозможно узнать предмет, который они обозначают.

    Китайское письмо с его тысячами знаков – самая древняя действующая система письменности она оказала сильное влияние на другие дальневосточные письмена, особенно японские.

    История развития письменности

    Важно

    Большая часть остального мира пользуется алфавитом – системой, в которой знаки отражают звуки, а в определенной комбинации образуют слова.

    Наиболее важными алфавитами являются латинский, употребляемый в большинстве западноевропейских языков; кириллица, используемая русскими и некоторыми другими славянскими народами; девана-гари — санскритское письмо; а также греческий, арабский и древнееврейский алфавиты.

    Во многих языках используются варианты этих алфавитов с добавлением букв для особых звуков или изъятием их, если необходимо.

    Несмотря на внешние различия между этими алфавитами и их многочисленным и ответвлениями, все они связаны, так как образовались от общего предка.

    Запись послания

    Первый алфавит, который назывался северосемитским, по-видимому, использовался в XVII или XVI в. до н. э. в Палестине.

    Никто точно не знает, как он возник, но, возможно, он был изобретен финикийскими купцами, торговавшими в Средиземноморье, которым требовались более быстрые способы описания сделок, чем клинопись или иероглифы.

    Алфавит состоял из 22 букв, и его польза была быстро доказана. На протяжении нескольких столетий его различные варианты были приняты на Ближнем Востоке и распространились вплоть до Италии и Индии.

    История изобретения письменности и ее поэтапное становление

    Краткая история письменности

    Письменность – важнейший элемент в развитии человечества, с ее помощью люди могут пополнять запас знаний и передавать его последующим поколениям. Письмо представляет собой специальную систему знаков, которая предназначена для формализации и фиксации данных.

    История изобретения письменности берет начало с момента возникновения графических изображений, которые позволяли древним людям общаться и передавать информацию.

    Формирование и совершенствование письменности – сложный и длительный процесс, занявший не одно тысячелетие и прошедший несколько этапов развития.

    Древнейшие способы письма

    Простейшим вариантом письменности считается пиктографическое письмо — система передачи информации с помощью рисунков. Изображение на камне и дереве различных событий из жизни людей было первой попыткой фиксации информации.

    Рисунки представляли собой взаимосвязанный рассказ и служили способом общения. Этот вид письма был далеко несовершенен. Изображения можно трактовать по-разному, следовательно, суть такого послания была неоднозначной.

    Кроме этого, такой способ не позволял фиксировать абстрактные понятия и информацию, которую сложно нарисовать.

    С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо.

    При этом способе письма каждое слово обозначалось определенным символом. Их назвали иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядит как набор рисунков. Этот вид письма использовали три великие цивилизации древности:

    • шумерская письменность – древними шумерами использовалась одна из разновидностей идеографического письма – клинопись. Символы, похожие на клинья, наносились на глиняные дощечки, из которых составлялись целые библиотеки. Клинописное письмо возникло в III тысячелетии до н.э.;
    • египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта. Эта система представляла собой сочетание рисунков и специальных знаков, обозначавших слова. Более 6000 иероглифов использовались для описания окружающего мира, религиозных обрядов и различных событий из жизни людей;
    • китайская письменность – иероглифическое письмо в древнем Китае сформировалось во II тысячелетии до н.э. из пиктографического письма. Символы размещались вертикальными столбцами и имели очень сложное начертание. Данная система включала огромное количество иероглифов, запомнить которые было весьма сложно.

    Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации. Поэтому далее история изобретения и становления письменности проходит следующий этап – создание алфавита.

    Самые ранние алфавиты

    Настоящим прорывом в формировании системы передачи информации стало создание звукового письма. По мере совершенствования письменности, слова разделялись на слоги, из которых выделялись отдельные звуки, и, наконец, каждому звуку стал соответствовать определенный символ.

    Со временем такой вид письма получил широкое распространение, так как для точного воспроизведения речи требовалось запомнить лишь пару десятков букв.

    Одним из первых алфавитов был финикийский. Он включал 22 буквы, расположенные в установленном порядке.

    Совет

    Каждая буква имела свое значение, например, буква алеф – это вол, бет – дом и т. д.

    Дальнейшее развитие алфавит получил в греческой письменности, которая произошла от финикийской. В греческом алфавите количество букв увеличилось.

    Порядок остался прежним, однако буквы потеряли свое смысловое значение.

    Латинский алфавит произошел от греческого и стал одним из главных в огромной Римской империи. Некоторые буквы видоизменились, однако их порядок остался прежним.

    Изначально в латинском алфавите была 21 буква, затем, по мере приспособления к устной речи, его состав расширялся. Современный латинский алфавит является основой письменности многих языков мира.

    Древнейшие славянские письмена выполнялись с помощью двух видов азбуки – глаголицы и кириллицы. Они отличались количеством букв и способом их написания. Глаголица вполне соответствовала старославянскому языку. Буквы этого алфавита по своему происхождению связаны с греческим, древнееврейским и самаритянским алфавитами. В кириллице значилось 43 буквы.

    Часть их была заимствована из византийского письма, часть изобретена заново в соответствие с особенностями славянского языка.

    История изобретения письменности отражает основные вехи в развитии и совершенствовании человечества. Благодаря различным способам передачи информации бесценные знания, накопленные за годы эволюции, сохраняются и передаются потомкам.

     

    История письменности

    Краткая история письменности

    Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

    Письменность, как уже говорилось, – один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры.

    Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям – в отличие от устной речи.

    Первые письменные памятники – это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние – летописи и памятные надписи царей и знатных людей.

    Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

    Обратите внимание

    Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию.

    Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской.

    У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов.

    В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

    С появлением письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках.

    История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без искажений попадает в руки современного специалиста.

    Значение письменных памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её возникновению эпоха нередко называется доисторией.

    Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

    Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам.

    Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III–IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних.

    Важно

    Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика – наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале.

    Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.

    Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

    Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

    Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт – в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

    Человек, конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной возникновения пиктографии – «рисуночного письма».

    Пиктография ещё не собственно письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал последовательность фактов, о которых должен поведать.

    Со временем рисунки становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в «рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь.

    Появляется так называемая фразография – при этой системе «рисуночного письма» отражается уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.

    Папирус. «Книга мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет

    Совет

    Наиболее развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся через идеограммы – закреплённые знаки того или иного значения.

    В отличие от современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название идеограмм – «иероглифы» («священная резьба») – восходит к древним грекам.

    Так они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние века до новой эры была понятна только местным жрецам.

    Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.

    Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

    Древнейшей многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров, известную со второй половины IV тысячелетия до н. э.

    Но шумеры ли были её создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является родиной «своей» письменности.

    Символические «рисуночные» знаки, сходные по начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и Балкан VII–VI тысячелетий до н. э.

    В древнем захоронении конца VI–V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии, обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна. Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с ней).

    Обратите внимание

    Материал – глина – и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало предположений.

    Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера.

    Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире письменным памятником.

    По мере развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э. выдавливались на глине с помощью примитивного клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись».

    Клинописное изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные народы Ближнего Востока.

    При этом некоторые из них до того имели собственную систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у хаттов в Малой Азии.

    Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

    В Египте иероглифическое письмо возникло также в IVтысячелетии до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь главными материалами для письма были камень и папирус.

    Значки вырезались или рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и сложность.

    Важно

    Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого знания.

    Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II–I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

    Древнейшей письменностью Европы (если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского моря, Криту и Кипру.

    Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие письма, – диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки, обозначавшие слоги.

    Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и некоторым другим народам Средиземноморья.

    Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма – китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов.

    Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами.

    В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II – I тысячелетий до н. э.

    Совет

    обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.

    Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

    Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее – ольмекское появилось в Мексике во II – начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков.

    В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями.

    До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

    Центром дальнейшего развития письма от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма, уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков, иероглифические письменности.

    Самый развитый из «морских» народов Ближнего Востока – финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку.

    Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни раз меньше, потому заучить их гораздо легче.

    К финикийскому алфавиту восходят все многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая.

    В Греции появилось и само слово «алфавит» – оно происходит от названия первых букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»).

    Обратите внимание

    От греческого алфавита произошли самые распространённые в средневековой Европе системы письма – латинский алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.

    Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

    Наличие письменных памятников немало проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов. Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно неизвестных в современном мире языках.

    Другие (скажем, древнеегипетские иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания. Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит очередь его «чтеца»-дешифровщика.

    Дешифровка неизвестных систем письменности давно стала важным направлением в языковедении.

    Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы – памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст.

    Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах.

    Подлинная удача для историка – находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

    С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 – 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне.

    Важно

    На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой – загадочными для тогдашней науки иероглифами.

    Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.

    Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

    Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н.

    э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 – 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка – шумерского.

    В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей.

    Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва.

    Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922–1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки.

    Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 10
    2 / 10
    3 / 10
    4 / 10
    5 / 10
    6 / 10
    7 / 10
    8 / 10
    9 / 10
    10 / 10