Заправка в воздухе: США создали новый танкер
19 декабря в городе Сент-Луис корпорация Boeing впервые показала широкой публике MQ-25 — беспилотный летательный аппарат-топливозаправщик. По мнению компании, на современном этапе развития авиации ВМС США это средство больше всего подходит для дозаправки американских палубных самолетов в воздухе. «Газета.Ru» проанализировала характеристики беспилотного танкера.
Беспилотный летательный аппарат-топливозаправщик разработан, чтобы предоставить авиации ВМС США возможность дозаправки топливом в воздухе, в первую очередь, палубных истребителей-штурмовиков типа Boeing F/A-18 Super Hornet, самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G Growler и истребителей 5-го поколения Lockheed Martin F-35C.
По мнению разработчиков, MQ-25 позволит резко увеличить радиус боевого применения палубной авиации ВМС США.
В настоящее время на MQ-25 заканчиваются испытания двигателя. В следующем году летные тесты аппарата будут продолжены уже с палубы авианосца. Разработчики полагают, что MQ-25 будет эффективно интегрироваться с катапультой (в том числе элетромагнитной) и системами обслуживания и подготовки к повторным вылетам.
По словам американского адмирала Дона Гаддиса, знания, умения и навыки разработчиков вселяют в них уверенность в реализации подходов корпорации в создании БЛА этого типа. «Мы будем готовы к летным испытаниям MQ-25, когда создание и контракт на постройку аппарата будут оплачены», — заявил адмирал.
В октябре текущего года командование ВМС США уже согласовало финальные требования для нового беспилотного летательного аппарата. Окончательный вариант документа будет представлен 3 января 2018 года.
Тройной конкурс
Как ранее писала «Газета.Ru», разработка дрона-топливозаправщика, который в состоянии взлететь с авианосца и заправить в полете палубные штурмовики и истребители, является стрежневым аспектом планов ВМС США.
Современные американские палубные самолеты F/A-18 E/F Super Hornet и новейший F-35C Lightning II имеют, по оценкам специалистов, недостаточный радиус действия для решения задач по обнаружению и уничтожению противокорабельных ракет противника на дальних подступах к авианосным ударным группам.
Поэтому было признано целесообразным ввести в боевой состав авиакрыла ударного авианосца беспилотные самолеты-топливозаправщики.
Решение особенно важно для Пентагона, учитывая, что уже существуют управляемые высокоточные противокорабельные ракеты дальнего действия, которые способны уничтожить авианосцы на расстоянии до 1000 миль (более 1609 км) от берега.
К таким ракетам, по оценке американских специалистов, относятся в том числе китайские баллистические ПКР DF-21D, называемые «убийцами авианосцев».
Работы по тематике создания тяжелых БЛА, в том числе предназначенных для эксплуатации с авианосцев, ведутся в США уже достаточно давно, напомнил главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
По словам специалиста, программа CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System — программа создания палубного самолета-топливозаправщика) была развернута в продолжение ранее реализовывавшейся программы по созданию палубного беспилотного разведывательно-ударного летательного аппарата (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike — UCLASS), которая, в свою очередь, являлась продолжением таких ранее существовавших программ, как UCAS-D (демонстратор боевого БЛА) и J-UCAS (единый боевой БЛА).
Таким образом, работы ведутся с конца 1990-х в общей сложности не менее 17 лет.
Как сказал собеседник «Газеты.Ru», за прошедшие годы рядом американских компаний был накоплен существенный опыт как в создании собственно летательных аппаратов, в том числе с использованием технологий малой заметности, так и в части систем управления подобными БЛА.
На настоящий момент в работах по теме создания палубного беспилотного самолета-топливозаправщика принимают участи три крупные компании — Boeing, Lockheed Martin и General Atomics.
Победителя, который получит контракт на создание БЛА, выберут по итогам конкурса.
Дизайн самолета
Четвертый участник конкурса — компания Northrop Grumman, которая представлялась одним из фаворитов, — недавно приняла решение отказаться от участия в данной программе. Вероятно, отчасти это связано с неоднократно менявшимся видением американских военных относительно роли перспективного палубного беспилотника, полагает Денис Федутинов.
Изначально планировалось, что на его борту будут размещены аппаратура разведки и наблюдения, а также оружие. Однако позже было принято решение первоначально сконцентрироваться на более простой задаче дозаправки самолетов в воздухе. Кроме того, подобное решение, как представляется, должно позволить активнее использовать пилотируемые самолеты для ударных задач.
БЛА при этом смогут перевозить больше топлива, чем истребители в подвесных топливных баках.
Что касается непосредственно компании Boeing, то показанное ей фото нового БЛА достаточно любопытно, подчеркивает Денис Федутинов. Ранее в рамках программ по перспективным БЛА ей предлагались аппараты, внешний вид которых был отличен от него.
В частности, выполнивший первый полет в 2011 году БЛА X-45C (получивший наименование Phantom Ray) был спроектирован по схеме «летающее крыло». Этот аппарат, близкий по размерности к современным истребителям, предполагалось использовать для ряда задач, в числе которых — разведка, нанесение ударов по наземным объектам, а также дозаправка других летательных аппаратов.
Продемонстрированные снимки нового БЛА показывают, что аппарат скорее всего выполнен по классической самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и двумя килями.
Как полагает Федутинов, обводы фюзеляжа, а также высокий угол развала килей свидетельствуют о попытках конструктивно снизить заметность аппарата.
Можно предположить, что для эксплуатации на авианосце, аппарат также получит механизм складывания крыла.
В целом создается впечатление, что его облик, по-видимому, будет ближе к аппарату Avengerот компании General Atomics, чем к ранее создававшимся БЛА собственно компании Boeing.
«Посадить на палубу авианосца пилотируемый самолет — очень нелегкое дело. Посадить беспилотный летательный аппарат типа американского XB-47 — задача усложняется на порядок. А уж создать беспилотный палубный летательный аппарат — воздушный танкер, — это, безусловно, выдающее достижение», — пояснил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российской самолетостроительной отрасли.
Lockheed Martin предложила ВВС США новую «невидимку»
Подразделение Lockheed Martin под названием Skunk Works известно всем любителям авиации. Оно занимается секретными разработками и может похвастаться проектированием таких знаменитых машин, как F-22 и SR-71. Теперь эксперты Skunk Works предложили Военно-воздушным силам США уникальный самолет, которого у них никогда не было.
Как сообщает издание Popular Mechanics, речь идет о беспилотном самолете-заправщике, построенном по технологии стелс.
Суть концепции заключается в создании малозаметной авиационной системы, позволяющей производить дозаправку истребителей пятого поколения, таких как F-35, и при этом оставаться невидимыми для противника.
Стоит отметить, что применяемые сейчас ВВС США заправщики не могут похвастаться кардинальным снижением показателей радиолокационной заметности. Следовательно, они могут демаскировать не только себя, но и истребители.
Это далеко не первая попытка Lockheed Martin закрепиться на этом поприще. Компания уже выносила на суд общественности свое видение заправщиков, выполненных по технологии стелс. Однако они были пилотируемыми или опционально пилотируемыми.
Малозаметный заправщик в представлении Lockheed Martin / ©Lockheed Martin
Свою роль здесь сыграл тендер для ВМС США, в рамках которого должны создать малозаметный дрон-заправщик, еще до выбора победителя получившего название MQ-25. Победу в состязании одержала компания Boeing, что стало крайне неприятной новостью для привыкшей к успеху на военном поприще Lockheed Martin.
В целом концепции очень похожи. Очевидно, как в случае с флотом, так и с ВВС США, можно будет достичь значительного роста боевого потенциала. В современных условиях дозаправка самолетов в воздухе — один из ключевых моментов, который позволяет как эффективно завоевывать господство в небе, так и наносить удары по наземным объектам противника на большей дальности.
MQ-25. Заправщик для ВВС США может быть на него похожим / ©vpk.nameСейчас ВВС США начали эксплуатировать самолет-заправщик Boeing KC-46, выполненный на базе авиалайнера Boeing 767. Его выбрали для замены самолета Boeing KC-135 Stratotanker, спроектированного еще в 50-е.
Ранее исследовательская организация Air Force Research Laboratory представила модель, демонстрирующую внешность перспективного дозаправщика, похожего на концепт Speed Agile. Впрочем, показанная сейчас машина, возможно, не обладает финальным обликом самолета, а лишь дает общее представление об эволюции его внешности.
Lockheed Martin представила проект палубного беспилотника-заправщика
Рендер MQ-25A Lockheed Martin
Подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin представило проект перспективного палубного беспилотного летательного аппарата — заправщика MQ-25A Stingray.
Как сообщает USNI, новый беспилотник планируется разработать по схеме «летающее крыло», и это будет единственный такой аппарат среди MQ-25A, представленных другими компаниями — Boeing и General Atomics.
Другие участники тендера ВМС США на разработку палубного беспилотника-заправщика намерены создавать свои аппараты по классической самолетной схеме.
Предполагается, что после принятия на вооружение MQ-25A в составе авиагрупп авианосцев должны будут высвободить палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet от выполнения задач по дозаправке других боевых самолетов в воздухе.
При этом аппараты смогут перевозить больше топлива, чем истребители в подвесных топливных баках.
Согласно требованиям ВМС США, палубный беспилотник MQ-25A должен быть способен во время дозаправки отдать другому самолету 6,4 тонны топлива на удалении не менее 500 морских миль от авианосца (926 километров).
Рендер MQ-25A Lockheed MartinПодразделение Skunk Works планирует оснастить свой палубный беспилотник подвесной системой дозаправки D-704. Сегодня такая используется истребителями F/A-18 для дозаправки других самолетов.
Система представляет собой гондолу, со встроенным шлангом с конусом, насосом и воздушной турбиной в носовой части. В полете эта турбина вращается и приводит центробежный насос, перекачивающий топливо. В носовой части аппарата планируется разместить различные системы разведки.
Аппарат будет оснащен трехстоечным шасси. Другие подробности о проекте не раскрываются.
В середине марта текущего года стало известно, что американский авиастроительный концерн Boeing приступил к аэродромным испытаниям своей версии палубного беспилотника-заправщика MQ-25A.
В настоящее время испытания проходит прототип беспилотника, обозначаемый T-1. Проверки проводятся на аэродроме Boeing в Сент-Луисе в Миссури.
Рендер дозаправки истребителя F-35C беспилотником MQ-25A Lockheed MartinBoeing занимается разработкой нового палубного беспилотника с 2012 года.
Закрытая выкатка демонстратора технологий аппарата состоялась еще в ноябре 2014 года, но публично о проекте компания объявила только в декабре 2017 года, опубликовав первую официальную фотографию беспилотника в лобовой проекции.
Специально для испытаний аппарата специалисты Boeing оформили часть аэродрома в Сент-Луисе в виде полетной палубы авианосца, включая и макет катапульты. Другие подробности об испытаниях не раскрываются.
MQ-25A концерна Boeing выполнен по классической самолетной схеме с трапециевидным в сечении фюзеляжем и крылом нормальной стреловидности. Кили аппарата имеют большие углы наклона, благодаря чему в полете они, вероятно, смогут выполнять и роль горизонтальных стабилизаторов. Технические параметры аппарата пока не раскрываются.
В общей сложности на программу разработки MQ-25A военные намерены потратить не более 2,2 миллиарда долларов. Командование ВМС США планирует приобрести 72 палубных беспилотных летательных аппарата — заправщика.
Новые аппараты должны будут выполнять полеты с авианосцев типов «Нимиц» и «Джеральд Форд».
Предполагается, что Stingray в большинстве случаев не будет использоваться для разведки и нанесения ударов по целям противников.
Василий Сычёв
Lockheed Aircraft Corporation Lockheed Martin
Одна из крупнейших аэрокосмических фирм США со штаб-квартирой в Бербенке (Burbank, штат Калифорния). Входит в число 100 крупнейших промышленных корпораций Соединенных Штатов. Lockheed имеет 3 крупных отделения и несколько дочерних фирм в Соединенных Штатах, а также филиалы в Канаде, Австралии, Швейцарии и других странах.
Ее предприятия расположены в 11 городах, находящихся в 5 штатах США. Объем продаж в 1981 г. превысил 6,2 млрд. долл., а число занятых составило 71,3 тыс. человек. “Локхид” производит военно-транспортные самолеты, баллистические ракеты, спутники связи, электронное оборудование и другую технику военного назначения, а также технически сложное оборудование.
Фирма основана в начале 1916 как Loughead Aircraft Manufacturing Co. братьями Allan и Malcolm Loughead, в 1926 переименована в Lockheed Aircraft Co. В 1941 приобрела Vega Aircraft Corporation (основанную ей в 1937, как дочернее предприятие). В 20-е годы выпускает ряд пассажирских самолетов.
4 июля 1927 в воздух поднялся обтекаемый пятиместный самолет Вега, спроектированный Джоном К.Нортропом при участии Ж.Ф. Валти. В 1928-32 на нем был совершен ряд дальних перелетов, в том числе и кругосветные.В 1931 взлетает 5-местный “Orion” с убирающимся шасси. За счет хорошей аэродинамики он обгонял многие истребители того времени.
Высотный вариант легкого транспортного самолета Lockheed 10 Electra (1937 г), оснащенный двигателями с турбонагнетателем Пратт-Уитни XR-1340-43, стал первым в мире самолетом с полностью герметизированной кабиной.
С 1935 Lockheed выпускает также боевые самолеты.
За годы второй мировой войны корпорация совершила крупный скачок, превратившись из небольшого предприятия в крупнейшего подрядчика Пентагона. В конце 1936 г. в ней было занято всего 1200 человек, а к середине 1943 г. число работающих достигло 94 тыс. человек. С 1939 по 1945 она выпустила 19273 машин различных типов.
Из них 9923 высотных скоростных истребителей P-38 Lightning, использовавшихся также в качестве разведчика и истребителя-бомбардировщика. Первый послевоенный рекорд дальности был установлен в 1946 морским разведывательным самолетом P2V-1 Neptun, пролетевшим 18082 км.
Разработка передовых технологий на фирме Lockheed в послевоенный период ведется в Advanced Development Projects office, больше известном как “Skunk Works” (переделанное “Skonk Works” – название популярной полосы художника-карикатуриста Аль-Каппа в юмористической газете “Ли'л Эбнер”), расположенном в Palmdale (Калифорния).
Это подразделение было создано для разработки ХР-80 – прототипа P-80 (F-80) “Шутинг Стар”. Этот первый истребитель с ТРД, поступивший на вооружение ВВС США взлетел 8 января 1944 и успешно применялся в войне в Корее. С 1950 по 1959 выпускался его учебно-тренировочный вариант T-33. F-94 “Старфайр” (1949) стал первым всепогодным реактивным перехватчиком ПВО США. Корпорация сделала большой бизнес на войнах в Корее и Индокитае.
Для ЦРУ были созданы стратегические разведывательные самолеты U-2 и А-12, беспилотные разведчики D-21, для ВВС – SR-71 Blackbird и легкий истребитель F-104A, для ВМФ – патрульный P-3 „Orion” и палубный S-3A „Viking”.
Были разработаны пассажирские самолеты – поршневые “Констеллейшен” и “Супер Констеллейшен”, турбовинтовой “Electra”, реактивные “JetStar” и L-1011 „Tristar”.
После неудачи с проектом СПС L-2000, а затем и проигрыша рынка пассажирских перевозок широкофюзеляжному DC-10, Lockheed в 70-х гг. прекращает разработку пассажирских лайнеров.
Военно-транспортные самолеты C-130 „Hercules”, C-141A и B Starlifter долгое время составляли основу ВТА США. С-5А “Galaxy” – стал крупнейшим военно-транспортным самолетом в мире. В 1978 г. прямые заказы Пентагона составили 30%, а контракты военного характера по бюджетам других правительственных ведомств – еще 18% всего объема производства этой корпорации. “Локхид” принимала участие в разработке и производстве баллистических ракет для подводных лодок “Поларис”, “Посейдон” и “Трайдент”. В начале 70-х годов, когда “Локхид” из-за афер с продажей самолетов попала в трудное финансовое положение, правительство США фактически спасло ее от банкротства, гарантировав займы на крупную сумму. “Локхид” активно действует на международном рынке вооружений. В середине 70-х годов были разоблачены многочисленные аферы этой корпорации, систематически занимавшейся подкупом влиятельных иностранных деятелей. В начале 1993 Lockheed приобрела самолетостроительное отделение фирмы “Дженерал дайнэмикс” (истребитель F-16 и др.). В марте 1995 Lockheed Co. и Martin Marietta Co. объединились в Lockheed Martin с общим персоналом в 190 000 чел.
В настоящее время в Lockheed Martin совместно с Boeing ведутся работы по созданию истребителя 5-го поколения F-22, перспективного истребителя JSF (прототип X-35), беспилотного разведчика DarkStar, прототипа одноступенчатого космического корабля многоразового использования X-33.
Кларенс Л. “Келли” Джонсон (Clarence L. “Kelly” Johnson) (27.11.1910 – 21.12.1990)– крупнейший конструктор военных самолетов, директор Skunk Works до 1975.
Начинал свою карьеру на фирме “Локхид” в 1933 в качестве разработчика инструментальной оснастки. Создал ок.
40 типов боевых самолетов, среди них такие этапные в истории авиации, как истребитель F-104 Starfighter (первый серийный самолет со скоростью М>2), стратегические разведывательные самолеты U-2 (1955), A-12 (1962) и SR-71 Blackbird (1964).
Бенжамин (Бен) Рич (Ben R. Rich)
NASA наняло Lockheed Martin для создания тихого сверхзвукового самолета
Аэрокосмическое агентство NASA поделилась некоторыми деталями о разработке нового экспериментального летательного аппарата Low-Boom Flight Demonstrator (LBFD).
Агентство заключило контракт на его создание еще в 2016 году, а сейчас рассказало о том, что пришло время к его разработке и созданию.
Если эксперимент LBFD окажется успешным, то он сможет стать отправной точкой для разработки тихой сверхзвуковой технологии, а также создания сверхзвуковых и очень тихих пассажирских авиалайнеров.
На прошедшей пресс-конференции заместитель директора Управления по исследованиям технологий аэронавтики Джейвон Шин объявил о том, что компания Lockheed Martin построит для агентства новый сверхзвуковой самолет.
Стоимость контракта составляет 247,5 миллиона долларов. Представитель компании, также принимавший участие в этой конференции, пояснил, что этот самолет станет не просто прототипом, а настоящим исследовательским судном.
Первые тестовые полеты нового сверхзвукового самолета должны будут начаться в 2021 году.
Основная цель проекта – создание летательного аппарата с технологией, позволяющей снизить шум преодоления звукового барьера, что в перспективе позволит использовать самолеты, оснащенные такой технологией над американским континентом.
Полеты экспериментального самолета будут проводиться над несколькими выбранными американскими городами, после чего NASA планирует провести опрос их жителей и узнать, слышали они чего-нибудь.
В агентстве надеются, что успешный эксперимент позволит снять давний запрет на полеты сверхзвуковых самолетов над сушей.
Для большинства коммерческих авиаперелетов вот уже почти полвека существует четкое ограничение скорости – 660 миль в час (около 1000 км/ч).
С этой скоростью самолет стандартного размера, идущий на высоте 30 000 футов (около 9 км), преодолевает звуковой барьер и создает 30-мильный (48 км) непрерывный звуковой удар.
В первом, приземном слое атмосферы возмущения при взлете и посадке самолета вызывают довольно неприятные последствия – стекла бьются, штукатурка трескается, а животные на фермах просто сходят с ума. В результате сверхзвуковые перелеты над территорией США находятся под запретом с 1973 года.
Длина экспериментального аппарата LBFD будет составлять 29 метров, или примерно размер небольшого бизнес-лайнера. Высота полета будет составлять 17 тысяч метров. Машина сможет развивать скорость в 1,4 раза превосходящую скорость звука (примерно 1600 км/ч).
Ранее NASA сообщало, что в рамках проекта планируется создать сверхзвуковой летательный аппарат, чей уровень шума не будет превосходить диапазон 60 до 65 дБА. По громкости это будет сопоставимо со звуком спортивного автомобиля на шоссе или монотонного гула разговоров в переполненном ресторане.
Заправка в воздухе: США создали новый танкер
19 декабря в городе Сент-Луис корпорация Boeing впервые показала широкой публике MQ-25 – беспилотный летательный аппарат-топливозаправщик. По мнению компании, на современном этапе развития авиации ВМС США это средство больше всего подходит для дозаправки американских палубных самолетов в воздухе. “Газета.
Ru” проанализировала характеристики беспилотного танкера.
Беспилотный летательный аппарат-топливозаправщик разработан, чтобы предоставить авиации ВМС США возможность дозаправки топливом в воздухе, в первую очередь, палубных истребителей-штурмовиков типа Boeing F/A-18 Super Hornet, самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Boeing EA-18G Growler и истребителей 5-го поколения Lockheed Martin F-35C. По мнению разработчиков, MQ-25 позволит резко увеличить радиус боевого применения палубной авиации ВМС США. В настоящее время на MQ-25 заканчиваются испытания двигателя. В следующем году летные тесты аппарата будут продолжены уже с палубы авианосца. Разработчики полагают, что MQ-25 будет эффективно интегрироваться с катапультой (в том числе элетромагнитной) и системами обслуживания и подготовки к повторным вылетам. По словам американского адмирала Дона Гаддиса, знания, умения и навыки разработчиков вселяют в них уверенность в реализации подходов корпорации в создании БЛА этого типа. “Мы будем готовы к летным испытаниям MQ-25, когда создание и контракт на постройку аппарата будут оплачены”, – заявил адмирал. В октябре текущего года командование ВМС США уже согласовало финальные требования для нового беспилотного летательного аппарата. Окончательный вариант документа будет представлен 3 января 2018 года.
Тройной конкурс
Как ранее писала “Газета.Ru”, разработка дрона-топливозаправщика, который в состоянии взлететь с авианосца и заправить в полете палубные штурмовики и истребители, является стрежневым аспектом планов ВМС США.
Современные американские палубные самолеты F/A-18 E/F Super Hornet и новейший F-35C Lightning II имеют, по оценкам специалистов, недостаточный радиус действия для решения задач по обнаружению и уничтожению противокорабельных ракет противника на дальних подступах к авианосным ударным группам.
Поэтому было признано целесообразным ввести в боевой состав авиакрыла ударного авианосца беспилотные самолеты-топливозаправщики. Решение особенно важно для Пентагона, учитывая, что уже существуют управляемые высокоточные противокорабельные ракеты дальнего действия, которые способны уничтожить авианосцы на расстоянии до 1000 миль (более 1609 км) от берега.
К таким ракетам, по оценке американских специалистов, относятся в том числе китайские баллистические ПКР DF-21D, называемые “убийцами авианосцев”. Работы по тематике создания тяжелых БЛА, в том числе предназначенных для эксплуатации с авианосцев, ведутся в США уже достаточно давно, напомнил главный редактор журнала “Беспилотная авиация” Денис Федутинов.
По словам специалиста, программа CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System – программа создания палубного самолета-топливозаправщика) была развернута в продолжение ранее реализовывавшейся программы по созданию палубного беспилотного разведывательно-ударного летательного аппарата (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike – UCLASS), которая, в свою очередь, являлась продолжением таких ранее существовавших программ, как UCAS-D (демонстратор боевого БЛА) и J-UCAS (единый боевой БЛА). Таким образом, работы ведутся с конца 1990-х в общей сложности не менее 17 лет. Как сказал собеседник “Газеты.Ru”, за прошедшие годы рядом американских компаний был накоплен существенный опыт как в создании собственно летательных аппаратов, в том числе с использованием технологий малой заметности, так и в части систем управления подобными БЛА. На настоящий момент в работах по теме создания палубного беспилотного самолета-топливозаправщика принимают участи три крупные компании – Boeing, Lockheed Martin и General Atomics. Победителя, который получит контракт на создание БЛА, выберут по итогам конкурса.
Дизайн самолета
Четвертый участник конкурса – компания Northrop Grumman, которая представлялась одним из фаворитов, – недавно приняла решение отказаться от участия в данной программе. Вероятно, отчасти это связано с неоднократно менявшимся видением американских военных относительно роли перспективного палубного беспилотника, полагает Денис Федутинов.
Изначально планировалось, что на его борту будут размещены аппаратура разведки и наблюдения, а также оружие. Однако позже было принято решение первоначально сконцентрироваться на более простой задаче дозаправки самолетов в воздухе. Кроме того, подобное решение, как представляется, должно позволить активнее использовать пилотируемые самолеты для ударных задач.
БЛА при этом смогут перевозить больше топлива, чем истребители в подвесных топливных баках. Что касается непосредственно компании Boeing, то показанное ей фото нового БЛА достаточно любопытно, подчеркивает Денис Федутинов. Ранее в рамках программ по перспективным БЛА ей предлагались аппараты, внешний вид которых был отличен от него.
В частности, выполнивший первый полет в 2011 году БЛА X-45C (получивший наименование Phantom Ray) был спроектирован по схеме “летающее крыло”. Этот аппарат, близкий по размерности к современным истребителям, предполагалось использовать для ряда задач, в числе которых – разведка, нанесение ударов по наземным объектам, а также дозаправка других летательных аппаратов.
Продемонстрированные снимки нового БЛА показывают, что аппарат скорее всего выполнен по классической самолетной схеме с крылом нормальной стреловидности и двумя килями. Как полагает Федутинов, обводы фюзеляжа, а также высокий угол развала килей свидетельствуют о попытках конструктивно снизить заметность аппарата.
Можно предположить, что для эксплуатации на авианосце, аппарат также получит механизм складывания крыла. В целом создается впечатление, что его облик, по-видимому, будет ближе к аппарату Avengerот компании General Atomics, чем к ранее создававшимся БЛА собственно компании Boeing.
“Посадить на палубу авианосца пилотируемый самолет – очень нелегкое дело.
Посадить беспилотный летательный аппарат типа американского XB-47 – задача усложняется на порядок. А уж создать беспилотный палубный летательный аппарат – воздушный танкер, – это, безусловно, выдающее достижение”, – пояснил “Газете.Ru” высокопоставленный источник в российской самолетостроительной отрасли.
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест – сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Гигантский самолет-невидимку создает Lockheed Martin
Беспилотный самолет P-175 Polecat впервые представлен в этом году компанией Lockheed Martin на выставке в Фарнборо. Его размах крыльев – около 30 м, самолет не имеет хвостового оперения и фактически представляет собой немного уменьшенную версию бомбардировщика В-2.
Самолет отличается целым рядом новых технологических и конструктивных решений. Он на 90% выполнен из композитных материалов и состоит всего из 200 частей.
Благодаря отказу от традиционных технологий, удалось существенно снизить стоимость и сроки разработки самолета – он был создан всего за 18 месяцев и обошелся компании в скромные $27 млн. Самолет создан подразделением Skunk Works.
Как сообщает DefenseTech, в планах Пентагона – обновление флота дальних бомбардировщиков, которые должны поступить на вооружение к 2018 году, и пионерские разработки Lockheed Martin будут как нельзя кстати.
Для скрепления деталей друг с другом вместо заклепок использован клеевой состав – это не только позволило кардинально снизить себестоимость самолета и трудоемкость его изготовления, но и позволило дополнительно существенно снизить эффективное сечение рассеивания радарного излучения.
По всей видимости, P-175 Polecat явился развитием совместного проекта компаний Boeing и Lockheed Martin RQ-3A DarkStar начала 90-х годов, предусматривавшего создание высотного беспилотного разведчика, способного совершать длительные автономные полеты.
Первый самолет из двух построенных потерпел катастрофу в ходе испытательного полета 22 апреля 1996 года, однако второй подвергся модификации и впоследствии летал без происшествий.
Официально программа DarkStar была завершена в 1999 году, однако, по мнению ряда источников, ВВС США с интересом отнеслись к разработке учитывая потенциально высокую скрытность самолета в сравнении с аналогами и качество поставляемой информации.
Polecat уже совершил два полета с дозвуковой скоростью на высоте около 5 тыс. м, однако его предназначение – полеты на сверхзвуковой скорости и на высотах свыше 20 тыс. м. На таких высотах не образуется инверсионный след, и это дополнительно существенно снизит заметность самолета. Предполагается, что самолет сможет совершать автоматический полет с момента взлета до посадки.
Специалисты компании Lockheed Martin, активно работающие над созданием “морфных” самолетов, надеются наделить Polecat способностью менять свою форму в полете в зависимости от решаемой задачи.
Это позволит, например, высотному самолету с большим размахом крыльев “сложить” их, превратившись в скоростной аппарат специально для атаки цели, а потом вернуться в прежнюю аэродинамическую конфигурацию.
На больших высотах самолет может формировать из фюзеляжа вертикальное хвостовое оперение, что позволит значительно улучшить маневренность аппарата на сверхбольших высотах. Специалисты полагают, что “морфное” хвостовое оперение могло бы оказаться очень полезным для беспилотных самолетов, базирующихся на авианосцах.
Lockheed Martin F-35: впечатляющее несчастье
В адрес самолета F-35 не прекращается волна критики со стороны СМИ и военных. Считается, что он не соответствует современной философии воздушного боя и из-за этого ВВС США рассматривают возобновление производства истребителей F-15 и F-16. Давайте разберемся, что плохого в F-35? Может, просто его изобретатели сделали такую же ошибку, как и Берия.
Действия истребителей строились по схеме, предложенной еще во время Второй мировой войны первым асом СССР Александром Покрышкиным. Суть её такова «высота-скорость-маневр-огонь» и «пуля-дура, самолет-молодец».
Иными словами, внимание акцентируется на том, чтобы самолет был способен догнать противника и приблизиться к нему на расстоянии поражения ракетой «воздух-воздух» или пушечного выстрела.
Если имеет место быть маневренный воздушный бой, то обязательно превзойти противника в рамках пилотажных качеств.
Но инженеры, начиная с 3-го поколения этих самолетов всё дальше стали отходить от закона «пуля-дура», основной акцент, делая на интеллектуальное преображение воздушной машины.
Появились импульсные радары и ракеты с инфракрасной головкой наведения. Теперь цели, находящиеся за пределами видимости может легко и быстро поражать боровое оборудование, оснащенное инновационной системой.
Советские самолеты МиГ-19 и МиГ-21, американские F-4 «Фантом» и F-104 «Старфайтер» являются типичными представителями этого поколения истребителей. Оснащение интеллектуальным оборудованием военного вооружения со временем только усиливается и особенно это проявлено в 4-м и 5-м поколении самолетов.
Перед инженерами F-35 стояла дилемма «платформа или собачья свалка». Самолет классического типа обычно строится в рамках формулы Покрышкина, однако разработка истребителей интеллектуально типа, которые могут использовать средства поражения на большой дистанции, по мнению инженеров F-35, уменьшает функциональность этих воздушных машин до обычной платформы компьютеризированного типа.
Основная задача этой платформы заключается в том, что быть «стартовой площадкой» и центром управления одновременно. Давно уже относительно боевых машин все чаще используют термин «комплекс», который подчеркивает интеграцию интеллектуализации вооружения в «интеллект» воздушной машины Унивпера.
Вы можете себе представить, что с помощью платформы не только возможно избежать попадания в место действия ПВО противника, но и не нужно будет догонять, скрываться от самолета неприятеля или вести с ним маневренный воздушный бой, называемый еще «собачьей свалкой». Ракета, которая запущена с большого расстояния сама найдет цель еще до того, как та увернется от удара.
В случае, когда воздушной машине придется участвовать в решении боевых задач в небе, контролируемом неприятелем, то лучше, если акцент будет сделан на систему, которая сможет сбить ракету с толку.
Еще более оптимальным вариантом станет ситуация при которой неприятель самолет просто не увидит.
Вот поэтому конструкторы F-35 значительное внимание уделили разработке радиолокационной малозаметности машины.
Вооружения и оборудование высокоинтеллектуального типа одна из многих отличительных способностей этого самолета. Чиновники военного ведомства запланировали создание воздушной машины для 3-х видов вооруженных сил Америки – морской пехоты, ВВС и ВМС.
И действительно, к чему затрачивать усилия и денежные ресурсы на разработку трех разных типов истребителей, если можно сделать один самолет с незначительными, как тогда казалось военным, модификациями? Это и объяснение парадоксу: к чему при уже созданном самолете 5-го поколения типа F-22, в Америке стали конструировать F-35.
Первый самолет предназначен для воздушного боя и может наносить молниеносные удары по любым объектам и, конечно, уничтожать истребители противника. Второй самолет многоцелевого назначения, у него в зависимости от типа модификации, истребление наземных вражеских объектов и поддержки союзников на поле боя имеют такую же важную роль, как и уничтожение вражеских самолетов.
Пьер Спрей, являющийся одним из основных конструкторов самолета F-16 в своем интервью, которое он дал журналисту американского сайта Diff.com, назвал F-35 «индюком». В США эта птица считается символом сытости и глупости. Спрей говорил, что любые попытки сконструировать универсальный истребитель типа F-35 обречены на провал.
Если рассматривать этот самолет вертикального взлета, который предназначен для морской пехоты, то огромная двигательная установка просто «съест» существенную часть грузоподъемности воздушной машины. Что же касается крыльев, то их небольшая величина не способна обеспечить нужную маневренность ни для поддержки наземных сил, ни для воздушного боя.
Еще одним минусом, который, кстати, тоже касается маневренности, будет отличие вариантов, разработаных для ВМС и ВВС. Наибольшая скорость этого самолета составляет 1,6 Маха, что совсем не поражает воображение, потому как у современных воздушных машин США, России и Европы, например, таки как F-15 и F-16, скорость или аналогичная или превышает 2 Маха.
F-35 обладает определенной «невидимостью», но она, исходя из данных, размещенных на американском сайте Fool.com, возможна только в том случае, если самолет несет все свои ракеты и бомбы внутри, а такое бывает лишь при задействованных 17% из его возможностей. Если вооружение находится на внешних подвесках, то истребитель будет заметен точно так же, как и обычные самолеты.
В связи с этим вспоминается одна история, рассказанная бывшим замом генерального конструктора воздушных машин Андрея Туполева Леонидом Кербером в своей книге «Туполевская шарага».
Лаврентий Берия еще до начала ВОВ прикладывал все усилия для того, чтобы убедить Сталина начать строительство некого суперсамолета. Туполев же выдвигал предложение о строительстве пикирующего бомбардировщика среднего типа, который впоследствии и сконструировали, назвав Ту-2.
«Товарищу Сталину было доложено о ваших предложениях», – пояснил Берия Туполеву. Вождь согласился с моим мнением, что в настоящее время нам необходима не такая воздушная машина, а дальний, высотный, пикирующий четырехмоторный самолет под названием ПБ-4.
Мы не хотим наносить уколы булавкой (палец Берии указал на чертеж АНТ-58 – ТУ-2 в будущем) и не станем убивать дикого зверя в его берлоге!…
Поэтому подумайте (он кивнул сторону заключенных, среди которых был и Туполев) и сделайте все, чтобы через 30 дней были готовы предложения по ПБ-4. Я всё сказал!».
Такое задание можно назвать бредовым. Ограниченный выбор: герметичная кабина, высотный, соответственно, ограниченный обзор. А пикировщику, который прицеливается своим самолетом, как раз таки необходим максимальный обзор.
Дальний и четырехмоторный самолет будет по определению тяжелым. Потому как во время пике ПБ-4 постоянно бы подвергался гораздо бы более интенсивным перегрузкам, чем, например, при бомбометании во время горизонтального полета.
Он должен обладать только прочной конструкцией, но это в конечном итоге привело бы к утяжелению веса воздушной машины. И пикирование предназначено для воздушных ударов с небольшой высоты, а такой огромный самолет в этой ситуации превратился бы в удобную мишень для противника. И, в конце концов, воздушная машина не может без маневренности, которой не будет у этого тяжеловоза.
«Иными словами, – по воспоминаниям Кербера, – много «против» и нет «за», кроме простейшей мысли о том, что американцы и немцы уже обладают одномоторными самолетами, и мы в СССР обязательно должны их переплюнуть, назвав машину даже не «царь-колокол», а «царь-пикировщик!».
Немного подумав, Туполев принял решение, что строительство такого монстра возможно, но делать этого не нужно. Он отстоял свою точку зрения и в конечном итоге летчики СССР стали летать на лучшем самолете ВОВ Ту-2. Конечно, разработчики F-35 не приняли к сведению опыт «туполевцев» и вероятно даже не имели представления о нем.
Американский журнал Popular Mechanics назвал F-35 «впечатляющим несчастьем», а один летчик-испытатель этого самолета считает, что воздушная машина «не стоит и гроша».
Кроме того, издание, ссылается на рассекреченный документ, случайно или неслучайно попавший на страницы ресурса War is Boring, который раскрывает информацию о проведенных тестовых воздушных боях между самолетами F-35 и F-16, уже более 40 лет находившимися на вооружении США.
F-16 был нагружен топливными баками, а F-35 летел в облегченном варианте, однако, первый самолет в условиях реального боя показал гораздо лучшие качества, чем у конкурента. Даже шлем пилота F-35, который стоил 400 000 долларов не смог обеспечить весь необходимый спектр информации и оказался слишком большим, чтобы быть удобным и позволять летчику при необходимости оглядываться назад.
Компания «Локхид Мартин», являющаяся разработчиком не стала принимать участие в дебатах, оспаривающих выводы пилота. Представители «Локхид Мартин» лишь заявили, что F-35 нужен, как самолет, способный уничтожить вражескую воздушную машину до начала боя».
Скорее всего, подобные тесты, помимо высокой стоимости F-35, стали еще одной причиной, согласно которой Пентагон начал рассматривать решение о закупки 72 самолетов типа F-15, F-16 и даже F/А-18.
Хотя эти машины были сконструированы еще 40 лет назад.
Конечно, собирались приобретать не первые модели, а их модернизированные версии, которые вместе с 300 самолетами F-15 и F-16 смоли бы существенно усилить F-22 и F-35 в рамках реального воздушного боя.
Согласно планам Пентагона, F-15 и F-16 останутся на службе до 2045 года, а может быть и дольше. И это значит, что «старики» по количеству значительно превысят F-22 и F-35 до 2020 года.
Министерством обороны США планируется к 2038 году закупить 2547 воздушных машин типа F-35. Сумма сделки составит более 400 млн долларов, что делает этот проект самым дорогим в истории Америки. Если сравнить с другими фактами, то, например, то общая стоимость лунного проекта «Апполон» с учетом инфляционных рамок на 2005 год не превысила 170 млрд долларов.
А здесь средства потрачены не только на закупку F-35, но и еще на эксплуатационное обслуживание до момента списания последнего такого самолета. Иными словами, американские военные в конечном итоге заплатят из кармана налогоплательщиков 1 триллион долларов, если не больше. И при этом такой самолет совсем не оправдывает надежд, которые на него возлагались.
Британский журнал The Week считает, что «пора это все заканчивать».
«Единственный момент, исходя из которого, никаких таких шагов не было принято до сих пор – это потраченные огромные денежные средства».
Некоторые военные аналитики придерживаются мнения, что боевые задачи могут быть наилучшим образом решены с помощью самолетов F-16 и F-18, нежели чем дорогостоящего F-35, – рассказывает автор журнала.
«А как насчет постоянно афишируемого превосходства Америки в воздухе и надобности иметь парк суперсамолетов XXI века, предназначенных для сдерживания Китая?» – спрашивает журналист. – У нас нет такого самолета, а мог бы быть.
Лучшей мотивацией для конструкторов, производящих военные самолеты – это разработка качественной техники и демонстрация того, что Америка способна «сбить» находящуюся в настоящий момент в «полете» не функционирующую программу, которая стоит 1,3 триллиона долларов. Будет ли у правительства США политическая воля для такого решения?»
Что же всё-таки произошло с F-35? Похожая ситуация была с истребителем МиГ-3, произведенным в СССР незадолго до ВОВ.
Популярная в то время доктрина о возможных боях на больших скоростях и высотах определила внешний облик этого самолета.
Но в жизни получилось совсем по-другому, немецкие пилоты не стали устраивать соревнования с советскими самолетами, а предпочли вести бои на средних и малых высотах, к тому же далеко не на «полном газу».
И получилось так, что созданный для боев на больших высотах МиГ-3 оказался слишком неповоротливым и тяжелым на малых и средних высотах, что в конечном итоге повлияло на решение о его выводе из «первой линии» и применении только в подразделениях противовоздушной обороны.
Самолеты F-35, как и МиГ-3 можно назвать жертвой действующей доктрины, которая не соответствовала современным технологиям ведения боя. Давайте вспомним, что говорили о F-35 его разработчики, «этот самолет рассчитан на быстрое уничтожение вражеских воздушных машин до начала маневренных боевых действий».
Но, как выяснилось впоследствии во время летных испытаний, характерологические особенности воздушной машины F-35 не гарантируют ему возможность осуществить это. И, скорее всего, истребителю не уйти от «собачьей свалки», где уже находятся «МиГи» и «Су» из России и спроектированные по их подобию китайские самолеты, выигрывающие в плане маневренности у F-35.
Ситуация с F-35 могла бы быть в Америке не столь драматичной, если бы не продолжающаяся эра стратегического партнерства Бориса Ельцина и Билла Клинтона. В этом случае США могли бы не испытывать беспокойства о вероятных стычках в ближайшем будущем между американскими и российскими самолетами.
Но пришли перемены, и Россия стала проводить активную международную политику, которая иногда идет вразрез с планами США. Война в Сирии представляет собой наглядную демонстрацию военной авиации России.
К сожалению сейчас весьма реальна возможная перспектива военного столкновения между Россией и НАТО, в этом плане всё гораздо сложнее, чем было 20 лет назад. И США необходимо думать о том, что они могут противопоставить «МиГам» и «Су» из России.
А усовершенствованные «старики» F-16 и F-15 по своим техническим характеристикам, маневренности и динамике, скорее всего, гораздо лучше подойдут для этой роли, чем инновационный самолет F-35.
вернуться назад
Lockheed Martin отказалась от разработки учебного самолета
Американская компания Lockheed Martin отказалась от планов по разработке нового учебного самолета для ВВС США, который должен будет заменить устаревшие T-38 Talon. Как сообщает Flightglobal, компания решила предложить американским военным модернизированную версию корейского учебного самолета T-50A Golden Eagle.
Презентация прототипа самолета в США состоялась 11 февраля 2016 года.
Проектированием нового самолета Lockheed Martin занималось подразделение Skunk Works. Работа уже завершена на 80 процентов. По оценке американской компании, решение о закрытии проекта было принято по нескольким причинам, важнейшей из которых являются сроки.
Корейский T-50 уже практически полностью готов к серийному производству.
Кроме того, по оценке Lockheed Martin разработка нового учебного самолета по стоимости обошлась бы в восемь раз дороже, чем организация серийного производства T-50A в США.
Модернизированный T-50 получит бортовое радиоэлектронное оборудование с открытой архитектурой, благодаря чему разработка новых сенсоров и устройств для T-50A сторонними компаниями значительно ускорится. Кроме того, открытая архитектура позволит быстрее и дешевле проводить модернизацию самолетов.
Первая публичная демонстрация замены для T-38, разработанной на базе Golden Eagle, состоялась в середине декабря прошлого года. Самолет разработала южнокорейская компания KAI совместно с Lockheed Martin. Совместно с американской же компанией корейская собиралась предлагать T-50 ВВС США на тендер T-X, однако Lockheed Martin при этом планировала разработать и собственный самолет с нуля.
В прототипе самолета корейская компания установила большой многофункциональный дисплей высокого разрешения и интегрированную систему дозаправки в воздухе. Кроме того, корейский прототип T-X получил несколько систем обучения; каких именно, не уточняется. Другие подробности о представленном самолете не уточняются.
Наземные и летные испытания прототипа T-X планируется начать до конца текущего года, а в 2017 году перегнать самолет для испытаний в США.
Согласно требованиям ВВС США, новые учебные самолеты должны иметь кабину пилота схожую с кабинами истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. На T-X должны быть установлены системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара.
Военные планируют приобрести 350 новых учебных самолетов, которые заменят устаревшие Talon, стоящие на вооружении с 1961 года.
Помогите статье попасть в ТОП!
Вы рекомендуете статью
Добавить
закладку
Убрать
закладку
F-35: самоубийственный полет за $ 50 тысяч в час. Творение Lockheed Martin не сможет занять даже второе место среди истребителей
На прошлой неделе стало известно, что Пентагон выражает серьезную озабоченность ходом доработок истребителя F-35. При этом был перечислен ряд технических проблем, которые необходимо решить для того, чтобы потраченные на разработку громадные деньги не улетели на ветер.
В действительности, проблем у истребителя существует больше, чем указано в докладе военного ведомства. И в некоторых из них повинен именно Пентагон, пожелавший получить «в одном флаконе» лишь одни достоинства, причем универсальные.
Этот истребитель пятого поколения, во-первых, должен был избавиться от недостатков, которые конструкторы Lockheed Martin заложили в свою предшествующую машину — F-22.
Во-вторых, он должен работать одновременно на три вида вооруженных сил — ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты.
В связи с чем решения, прекрасно устраивавшие ВВС, оказались никудышными для моряков. Так, из-за радикальных требований к малозаметности, гак на палубном самолете, захватывающий трос аэрофинишера, расположили на расстоянии всего лишь метра от стойки основного шасси. Из-за этого посадка на авианосец стала сложнейшим трюком, выполнение которого под силу считанным единицам пилотов.
Проблема серьезная, потому что гак в целях снижения незаметности в полете убирается в гондолу. Перемещать гондолу ближе к хвосту проблематично. Если же сделать гак выдвижным телескопическим, то существенно снизится его прочность.
Ситуация с F-35 сложилась довольно парадоксальная. Уже построены и находятся в опытной эксплуатации 175 самолетов. Пентагоном заказано более 2400 самолетов. Еще свыше 800 — министерствами обороны стран-членов НАТО.
Причем эти страны прилично вложились в разработку финансово. Но самолет пока еще слишком сырой, чтобы говорить о его перспективах. Конструкторы беспрерывно что-то в нем меняют, что-то дорабатывают. При этом первый полет F-35 совершил аж в 2006 году, то есть 10 лет назад.
Испытания, которые должны дать добро на принятие самолета на вооружение, постоянно переносятся. Недавно их начало передвинули на 2017 год. То есть самолет может появиться в строевых частях в лучшем случае в конце 2018 года.
К этому времени Т-50 разработки ОКБ Сухого, относящийся к пятому поколению, будет уже год в строю.
Поскольку американский истребитель должен обслуживать три рода войск, разработаны три его модификации.
F-35А — для ВВС.
F-35B — для Корпуса морской пехоты. Он должен эксплуатироваться на легких авианосцах без катапульты и десантных кораблях. F-35B — это самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.
F-35C — для ВМС, эксплуатируется на авианосцах с катапультой и аэрофинишером.
Каждой из этих машин присущи свои недостатки и конструктивные просчеты. Но есть и общие для всех модификаций.
Катапультирование способно убить пилота
В момент покидания самолета кресло с пилотом начинает вращаться, создавая большую нагрузку на шейные позвонки. Если вес пилота ниже определенного уровня или существуют особенности конституции, то позвоночник может сломаться.
Тяжелый и ненадежный двигатель
Pratt & Whitney F135, как отмечают эксперты, получился «самым большим, горячим и тяжелым двигателем, который когда-либо устанавливался на истребитель». Причина кроется в его универсальности.
Двигатель был создан для всех трех модификаций. Но для самолета с вертикальной посадкой понадобилось использовать турбовентилятор, который обслуживается двигателем.
Такая дополнительная нагрузка привела к ухудшению характеристик Pratt & Whitney F135.
А это потянуло за собой еще одну неприятность. В настоящий момент допустимая перегрузка на виражах снижена с 9g до 4,6g. Также уменьшено и ускорение разгона. Время набора скорости от 0,8 М до 1,2 М увеличено на 8 секунд. Данные параметры абсолютно неприличны даже для самолетов четвертого поколения.
Также отмечается невысокая надежность двигателя, его частые отказы. Но если повысить надежность вполне реально, то бороться с избыточным весом весьма проблематично.
Охлаждение электронных систем
Двигатель F-35 невозможно запустить, если топливо слишком теплое. Дело в том, что для охлаждения электроники самолета используется топливо. Что создает реальную проблему в жарких географических поясах.
Так, на американских базах в Аризоне топливо для F-35 приходится хранить в белых баках под навесом. Однако возможны и более экстремальные условия, когда не обойтись без охлаждающего оборудования.
Также самолет не может находиться долго перед стартом в заправленном состоянии, даже если залить в баки керосин должной температуры.
Невысокая маневренность
Она вызвана не просчетами конструкторов, а предъявленными Пентагоном требованиям к самолету. По маневренности F-35, у которого отсутствует возможность изменять вектор тяги, никак не тянет на самолет пятого поколения. Соответственно, эта характеристика улучшаться не будет.
Взрывоопасность топливной системы
В истребителе предусмотрено заполнение освобождающегося пространства в топливных баках инертными газами. Это необходимо для вытеснения воздуха, который при определенных условиях способен привести к возгоранию и взрыву топлива. Бортовая система, генерирующая инертные газы, работает нестабильно при определенных режимах. В связи с чем наблюдается неполное вытеснение воздуха из баков.
Сложная и долгая дозаправка
На F-35А и F-35С используется классическая система дозаправки самолета в воздухе — «горловина — штанга». На F-35В — «шланг — конус». Эта система требует от пилота сложных маневров, чтобы подсоединиться к топливозаправщику. К тому же за счет невысокого давления в системе перекачки на заправку F-35 В требуется в 3 раза больше времени, чем для других модификаций самолета.
Сложности с программным обеспечением
Программное обеспечение самолета, пожалуй, наиболее отстающая по времени составная часть проекта. Программный код должен иметь около 10 млн. строк. К настоящему моменту из-за этого отставания самолеты способны ограниченно применять лишь некоторые виды вооружения.
В конце прошлого года заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл информировал Конгресс о том, что «из 243 параметров программного обеспечения, включаемых в декларацию о начальной боевой готовности, все за исключением восьми показателей проходят завершающую доработку и проверку».
Однако представитель Главного бюджетно-контрольного управления США, осуществляющего контроль за выполнением программы, так прокомментировал значимость этих «мелких проблем»: «Некоторые из характеристик, вызывающих сомнение, такие как, например, работа системы сбора и обобщения данных от средств обнаружения, а также радиоэлектронной борьбы, являются ключевыми элементами преимуществ нового самолета по сравнению с моделями, состоящими на вооружении».
Большое лобовое сопротивление
F-35 в бесфорсажном режиме находится где-то на грани выполнения требований к самолету пятого поколения.
То есть если его скорость и превышает скорость звука в бесфорсажном режиме, то по самому минимуму.
Разработчики настаивают на 1,2 М, эксперты заявляют, что реально этот параметр не может превышать 0,9 М. Кстати, у Су-35, самолета поколения 4++, бесфорсажная скорость равна 1,1 М, у F-22 — 1,7 М.
Ну а максимальная скорость у F-35 на форсаже и вовсе неприличная — 1,6 М.
Произошло это из-за того, что разработчики загнали все три модификации в один и тот же корпус. Он оказался слишком широким, имеющим высокое лобовое сопротивление, из-за того, что все модификации подогнали под «толстяка» — F-35 В, в который надо было запихнуть вентиляторы для вертикальной посадки.
Рекордная дороговизна эксплуатации
Три года назад производитель заявил, что стоимость одного часа полета F-35 будет равна 24 тыс. долларов. Теперь эта цифра возросла до 50 тысяч. Час полета F-22 обходится в 20 тыс. долларов.
В эту сумму, разумеется, входит не только и не столько, стоимость сгоревшего керосина, но и затраты на работу наземных служб, зарплата пилота, стоимость узлов, заменяемых во время регламентных работ и ремонта.
Это самая высокая в мире стоимость эксплуатации истребителя.