Игры для расширения словарного запаса

10 детских игр для расширения словарного запаса

Игры для расширения словарного запаса

Игры эти хороши тем, что играть в них с детьми можно когда угодно — по дороге в детский сад, в очереди в магазине или поликлинике, во время поездки на поезде, машине или в ожидании посадки в самолет.

Самое главное следите, чтобы ребенку было интересно играть и останавливайте игру как только ребенок начинает отвлекаться.

Развивающие игры на расширение словарного запаса

1.Игра Я вижу

Предложите ребенку выбрать любой из объектов в поле зрения и постараться описать его так, чтобы вы смогли догадаться о чем идет речь, а затем меняйтесь ролями.

2.Игра Описание предметов

Выбираете любой предмет и предлагаете ребенку описать его: какой он величины, из чего сделан, какого цвета, для чего нужен или используется.

Можете рассказать что-то интересное о предмете? Дополните рассказ ребенка. Так вы будете развивать не только словарный запас, но и кругозор малыша.

Постепенно вводите в игру усложнения в виде более подробного разбора предмета. Из чего он состоит, что из него делают и т.д.

3.Игра Последнее слово

Выбираете любую тему и начинаете по-очереди перечислять слова, которые ассоциируются у вас и у ребенка с этой темой. Побеждает тот, кто последним назовет такое слово ассоциацию.

Более простой вариант игры для детей младшего возраста — описание какого-то конкретного предмета.

4. Игра Фантазеры

Попробуйте вместе с ребенком придумать какую-то историю. В зависимости от того, насколько разговорчив ваш ребенок варианты игры могут быть разные.

Для самых маленьких историю придумывает мама, а когда мама замолкает малышу нужно вставить 1-2 слова в рассказ. Когда ребенок освоился, можно поменяться ролями или придумывать историю по очереди предложение за предложением.

5. Игра Что бывает?

Задаете ребенку вопрос «Что бывает… ?» высоким, синим, широким, длинным, веселым, пушистым и т.д. Задача ребенка — назвать подходящий предмет или объект. После того как предмет назван можно предложить сравнить пару предметов с похожими свойствами или подумать какими еще свойствами обладает названный предмет.

Например: Что бывает высоким? Дом. А что выше Дом или дерево? Дом. А из чего бывает дом? Из дерева, из кирпича. А какой может быть дом? Новый, старый, высокий, низкий, бабушкин и т.д.

Признаков может быть бесконечное множество и ребенок учится анализировать, фантазировать, искать разные необычные варианты.

6. Игра Как сказать еще

Один играющий называет слово, а задача второго подобрать синонимы к названному слову. Называйте слова по очереди, ведь именно от вас ребенок черпает новую информацию.

7. Игра Противоположности

Один играющий называет слово, а второй называет противоположное по значению. Затем называет свое слово и игра продолжается.

8. Игра На что похоже

Развивает не только словарный запас, но и воображение. Выбираете любой объект, который находится рядом и предлагаете пофантазировать — на что он похож. На что похоже вон то облачко или вот эта лужица. Что еще бывает полосатым как пешеходный переход и т.д.

9. Игра Репортер

Предложите ребенку рассказать о том, где он был сегодня или вчера. Что делал.  Что ему понравилось, а что нет. Какое событие было самым запоминающимся. Что бы он хотел повторить из этого дня еще раз. То есть составить полноценный репортаж о прошедшем недавно дне или событии.

10. Игра Путешественник

Предложите ребенку пофантазировать — куда бы ему хотелось отправиться в путешествие. Обсудите, все подробности. Что нужно не забыть взять с собой, каким транспортом можно добраться до места. Какие опасности подстерегают вас по дороге и какие интересности встретят вас на месте. Что вы будете делать в путешествии, кого хотелось бы взять с собой. В общем, фантазируйте вместе!

15 игр для развития словарного запаса

Игры для расширения словарного запаса

Переход от лепета новорождённого к разговору «почти как со взрослым» – это большая работа для родителей и ребёнка. Мы поможем вам в этом нелёгком деле.

 

Мы уже привыкли к тому, что одно и то же слово может означать совершенно разные предметы и явления — взрослые знают не понаслышке, что такое контекст. И теперь пришло время познакомить с этим детей.
Предложите своему чаду перечислить те предметы, у которых есть ручка: кружка, дверь и так далее.

А потом задайте вопрос: «А что можно сделать с помощью ручки?». И ответ будет не столь однозначным: «И держаться за неё, и открывать, и писать!».

Находите в обычной жизни слова с «двойным смыслом», когда гуляете, идёте в поликлинику, ждёте общественный транспорт. Так малыш будет максимально включён в изучение окружающего мира.

Игра №2: «Такой же, как…»

Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку расширить словарный запас. Предложите малышу находить сравнения окружающих его предметов.

Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый, как монета. Это упражнение также помогает развивать память и воображение.

Не бойтесь задавать крохе одни и те же предметы для сравнения, так ребёнок научится не повторяться.

Игра №3: «Словарное домино»

Хорошо, чтобы в игре принимало участие несколько человек, но в принципе и пары «папа/мама + ребёнок» тоже будет достаточно. Суть игры в том, чтобы продолжить фразу своего партнёра, но начать нужно обязательно с того слова, на которое было закончено предыдущее предложение. Получаются очень смешные рассказы.

Игра №4: «Рассказы»

Игра позволит малышу ближе познакомиться с разными частями речи и словесными конструкциями. Выглядит это так: вы предлагаете ребёнку рассказать всё, что он знает (что-нибудь придумать от себя тоже не запрещается) о заданном объекте. Например, вот стол, он квадратный, у него четыре ноги, на столе лежит скатерть, он деревянный и так далее.

Одним из лучших способов расширить словарный запас всегда будет чтение. Но во-первых, далеко не все дети сразу начинают любить книги. А во-вторых, до того момента, когда ребёнок сможет складывать буквы в слова, можно легко расширять его словарный запас. Главное – превратить эти занятия в увлекательную игру.

Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.

Игра №6: «От частного к общему»

Как и во многих описанных здесь играх, участвовать могут как двое, так и гораздо больше людей. Эта игра помогает ребёнку разбираться в частном и общем. Вы называете объект (например – кот, дом, машина), а малыш должен перечислить из чего он состоит. Разберём на примере машины: дверь, крыша, сидения, руль и другие «составляющие».

Игра №7: «Угадай, кто это»

Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не называя её напрямую. А он должен угадать.

Игра №8: «Скажи наоборот»

Каждый ребёнок пройдёт через этап отрицания. Вы ему: «Холодно», он вам в ответ: «Тепло!». Почему бы не использовать это в качестве игры? Пусть малыш называет антонимы к словам, которые вы ему перечисляете.

Игра №9: «Закончи вместо меня»

Начинаете фразу вы, а ребёнок должен закончить её на своё усмотрение. Полёт фантазии не нужно ограничивать, но следите за тем, чтобы в истории юного рассказчика была, пусть и своя, но логика, и части речи подходили друг к другу.

Игра № 10: Придуманная история

Мама или пап начинает рассказывать историю, а когда она делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.

Игра № 11: Поводырь

Гуляя на улице, закройте глаза, и пусть малыш опишет, что вас окружает.

Игра № 12: Что может быть?

Кто-нибудь из взрослых называет прилагательное, а кроха к нему – существительные. Например, «чёрное». Что может быть черным? Малыш перечисляет: земля, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные.

Игра № 13: Маленький писатель

Предложите своему чаду 5-7 слов, из которых ему нужно составить рассказ. Если ребёнку сложно «на слух» запомнить слова, то можно использовать цветые картинки. Сначала выбирайте несложный набор: например, лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. А потом, когда кроха привыкнет, усложните задание: возьмите мишку, ракету, дверь, цветок, радугу.

Игра № 14: Мини-путешествие

Превратите прогулку по обычному маршруту – в магазин или детский сад, в приключение. Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. А для этого – обсудите с ребёнком все детали: на каком виде транспорта вы будете путешествовать, что нужно взять с собой, какие опасности могут встретиться по дороге и так далее. И не забывайте делиться впечатлениями!

Игра № 15: Невидимые фигуры

Обратите внимание малыша на проплывающие облака. Что напоминают эти воздушно-небесные «корабли»? А на что похожа крона дерева? Сугроб во дворе? Или вон та лужа, которая встречает вас у выхода из подъезда? Пусть кроха фантазирует от души.

9 веселых игр для развития словарного запаса у детей

Игры для расширения словарного запаса

Развитие речи занимает важное место в воспитании детей. Чем лучше ребенок владеет речью, тем уверенней он себя чувствует. Слова помогают малышу-дошкольнику влиться в детский коллектив, общаться со взрослыми, высказывать свои мысли и желания. Хорошо развитая речь поможет ребенку успешно учиться в школе, общаться и самовыражаться.

Прежде всего, на развитие словарного запаса дошкольника влияет его общение с родителями и другими значимыми для него взрослыми.

И тут ребенок впитывает буквально все: как общаются родители между собой, с ним, с другими взрослыми, как отвечают на вопросы ребенка, какой образ жизни сложился в семье.

Обратите внимание

Не меньшее значение для пополнения словарного запаса ребенка имеют игры для развития речи. Ребенок учится отвечать на вопросы, развивается его слуховое внимание и произношение.

Игры на пополнение словарного запаса

Описываем все, что видим

Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, во время покупок он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить.

Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы.

Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?

Волшебный мешочек

Для этой игры можно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.

Закончи предложение

Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например:

  • Наступило утро и Миша… (проснулся)
  • В лесу Катя впервые увидела… (зайчика)
  • Набежали тучки и … (пошел дождик)
  • Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку.

    Игры с карточками

  • Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, животные Африки). Пусть он назовет и опишет животных.
  • Подберите карточки на разные темы. Дайте ребенку задание составить по ним рассказ.
  • Съедобное-несъедобное

    Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча.

    Найди предмет

    Родитель называет какую-нибудь букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, котрые начинаются с этой буквы.

    Подбери определение

    Родитель называет прилагательное, а ребенок подыскивает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т.д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т.д.

    Сценка с игрушками

    Важно

    Взяв несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Зайка и Мишка. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела.

    Так он научится вести диалог и задавать вопросы.

    В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные ситуации, с которыми у ребенка есть трудности (нежелание ходить в детский сад, отказ мыть руки перед едой, страх первым подойти и познакомиться и т.д.).

    Сочиняем рифмы

    Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, куплет – скелет. Сочиняйте небольшие стихотворения:

    Весна-красна пришла
    И цветов нам принесла.

    Игры для увеличения словарного запаса

    Игры для расширения словарного запаса

    Нет сомнения в том, что речь — это материал, из которого образуется язык, и средство его долговечности. Вот почему в подобных играх в качестве основного вида общения широко используются беседы и диалоги.

    Когда мы играем в такие игры, мы должны отдавать себе отчет в том, насколько важна роль беседы и диалога в расши- рении словарного запаса ребенка. Во время диалога количество слов, воспринимаемых памятью, увеличивается и начинает более активно использоваться мозгом.

    Многие словарные группы сделаны доступными для ребенка и подкреплены использованием их в разговоре и диалоге. Эти игры не только способствуют тому, чтобы ребенок произносил слова правильно и узнавал различные ритмы, производимые буквами и звуками, но еще и запечатлевают эти слова в его памяти.

    Поэтому ребенок при необходимости быстро и легко вспоминает эти слова, и за счет этого увеличивается беглость его речи. Ниже представлено не- сколько таких игр.

    Буквы

    Дети вместе быстро, не делая ошибок, произносят весь ал- фавит по порядку. Когда дети уже хорошо запомнят буквы, алфавитное соревнование можно начать с конца и до начала алфавита. Можно также использовать гласные звуки фатха (а), дамма (у) и касра (и), например, в игре между Умаром и его отцом.

    Складывание слов

    Разрежьте лист цветного картона на 28 карточек (по числу букв арабского алфавита), размером 7 x 4 см, затем на каждой карточке напишите одну букву. После этого сделайте следующее:

    Переверните все карточки буквами вниз и перемешайте их.

    Каждый из участников соревнования выбирает себе 5

    карточек и читает написанные на них буквы.

    Затем ребенок пытается сложить из них столько слов,

    сколько он сможет, используя все 5 букв или некоторые из них.

    Тот, кто сумеет сложить наибольшее количество слов,

    оказывается победителем.

    П р и м е р

    Из написанных выше букв можно сложить следующие слова. Буквы в скобках обозначают гласные звуки фатха (а), дамма (у) и касра (и):

    Ахмад (мужское имя) ахм(а)р (красный) х(а)м(и)да (поблагодарил)   ах(а)д (один из)   р(а)х(и)м(а) (простил)   х(а)рам (святое, заповедное место)   х(у)мр (красные)   д(а)мар (разрушение)   ахр(а)м (входить в особое риту- альное состояние)

    Складывание предложений

    Эта игра похожа на предыдущую игру, только на кусочках картона пишутся слова — существительные, глаголы или предлоги. Каждый ребенок должен выбрать определенное количество слов, чтобы сложить столько правильных предложений, сколько возможно.

    П р и м е р

    Напишите на маленьких карточках следующие слова:

    фи (в)

    мин (из)

    аля (на)

    иля (к)

    Мухаммад (мужское имя)

    Хасан (мужское имя)

    Нух (мужское имя) Миср (Египет) Сурийя (Сирия)

    Филистин (Палестина) йал'аб (играть) йаджлис (сидеть)

    йуджахид (бороться, усердствовать)

    хазин (грустный)

    радж'аа (возвращаться)

    шахид (мученик)

    кура (мяч)

    алъ-маджд (слава)

    алъ-джанна (Рай)

    ас-садик (друг)

    алъ-'адль (справедливость)

    ан-нар (огонь)

    Попросите каждого ребенка выбрать 5 карточек и прочесть написанные на них слова. Вы можете сами прочесть эти слова, если дети не умеют читать.

    Попросите каждого ребенка сложить как можно больше предложений, причем необязательно использовать все слова.

    В процессе этой игры дети логическим и практическим

    Совет

    путем, не зная разницы между существительным, глаголом и предлогом, научатся правильно строить именные придаточные и глагольные обороты.

    После того как дети внимательно изучат эти слова, вы можете перейти к другой группе слов.

    Классификация

    Дайте детям набор из различных слов и попросите их разделить эти слова на группы определенным образом.

    слов, чтобы сложить столько правильных предложений,

    сколько возможно.

    П р и м е р

    Напишите на маленьких карточках следующие слова:

    фи (в)

    мин (из)

    аля (на)

    иля (к)

    Мухаммад (мужское имя)

    Хасан (мужское имя) Нух (мужское имя) Миср (Египет) Сурийя (Сирия)

    Филистин (Палестина)

    йалаб (играть)

    йаджлис (сидеть)

    йуджахид (бороться, усердствовать)

    хазин (грустный)

    радж'аа (возвращаться)

    шахид (мученик)

    кура (мяч)

    аль-маджд (слава) алъ-джанна (Рай) ас-садик (друг)

    алъ-'адль (справедливость)

    ан-нар (огонь)

    Попросите каждого ребенка выбрать 5 карточек и прочесть написанные на них слова. Вы можете сами прочесть эти слова,

    если дети не умеют читать.

    Попросите каждого ребенка сложить как можно больше предложений, причем необязательно использовать все слова.

    В процессе этой игры дети логическим и практическим путем, не зная разницы между существительным, глаголом и предлогом, научатся правильно строить именные

    придаточные и глагольные обороты.

    После того как дети внимательно изучат эти слова, вы можете перейти к другой группе слов.

    Классификация

    Дайте детям набор из различных слов и попросите их разделить эти слова на группы определенным образом.

    П р и м е р 1

    Обратите внимание

    Расположите следующие слова по соответствующим колонкам («люди — животные — растения») джамаль (верблюд)

    Умар (мужское имя)

    Хасан (мужское имя)

    кирд (обезьяна) зарафа (жираф) Хусайн (мужское имя) хисан (лошадь)

    дик (петух)

    ивазза (гусь)

    джауз (орех(и)

    лауз (миндаль)

    Майсара (мужское или женское имя)

    Мус'аб (мужское имя)

    П р и м е р 2

    Правильно расставьте следующие слова по группам в соот- ветствии с теми местами, где они используются («поле — кухня — школа»)

    бутаджаз (вентиль газовой плиты)

    лахм (мясо)

    калам (ручка) фас (топор) химар (осел) дик (петух) мауз (бананы)

    джамуса (буйвол)

    мандхада (стол)

    суббура (доска)

    курумб (капуста)

    варака (лист бумаги)

    Последовательность букв

    Начните эту игру, произнеся какое-либо слово. Затем попросите детей сказать другое слово, начинающееся на последнюю букву первого слова. Пусть дети дальше по очереди продолжают эту игру.

    П р и м е р

    амаль (работа)

    люба (игра или игрушка)

    тамр (финик)

    румх (копье)

    Хусам (мужское имя)

    Маджди (мужское имя)

    йал'аб (игра)

    багль (мул)

    Слова без точек

    Попросите детей вспомнить некоторое количество букв, у которых нет точек.(Некоторые из арабских букв имеют точки, например . В эту игру могут играть два человека и более; каждый из них по очереди называет слово, и тот, кто останавливается первым, выходит из игры. Вот примеры таких слов:

    Адиль (мужское имя) Умар (мужское имя) Ала (мужское имя)

    'Имад (мужское имя) Далалъ (женское имя) лахм (мясо)

    химар (осел)

    Матрух (город в Египте)

    румх (копье)

    Хусам (мужское имя)

    В этой игре дети узнают о значении точек и пунктуации в арабском языке.

    Рыбалка с буквами

    Вырежьте из дерева, пластика или другого материала буквы алфавита разного размера. Затем положите их в стеклянный сосуд или другой большой контейнер, наполненный водой. Сделайте также маленький крючок для того, чтобы вылавливать буквы из воды.

    Выберите какое-нибудь слово. Затем каждый ребенок должен как можно быстрее выудить буквы этого слова из воды.

    Игра в отгадывание

    Один из детей выходит из комнаты, в то время как другие выбирают какое-нибудь слово (вещь), о котором этому ребенку

    нужно будет задать много вопросов, пока он не отгадает, что это за вещь. Вот некоторые из возможных вопросов:

    — Что это — животное, растение или неодушевленный

    предмет?

    — Какого оно цвета? Можем ли мы его видеть? На что оно похоже?

    — Где мы можем его найти?

    — Есть ли подобная вещь у нас дома?

    С помощью этой игры дети учатся задавать вопросы и от-

    Важно

    вечать на них. Когда им приходится связывать вместе обрывки получаемой ими информации для того, чтобы

    угадать слово, они также привыкают мыслить логически.

    Языковые карточки

    Эта игра похожа на ту, что мы уже знаем, но она отличается по своей структуре и направленности.

    Как ее сделать?

    Игра состоит из двух частей. Первая часть включает в себя буквы и делается из 28 картонных карточек размером 7×4 см.

    Каждая карточка делится на четыре вида и содержит одну букву или более в соответствии со следующим образцом:

    Вторая часть включает в себя картинки и изображения,

    распределенные по 12 картонным карточкам того же размера. Четыре вида этих карточек состоят из животных, растений и неодушевленных предметов. Каждый из этих видов насчитывает четыре картинки с изображением животных, растений и неодушевленных предметов.

    Таким образом, общее количество языковых карточек — 30:

    28 карточек с буквами и 12 карточек с картинками.

    Вы можете через некоторое время менять картинки, содер- жащиеся в вышеуказанных группах, или заменять эти группы другими (птицы, средства передвижения, виды работы и так далее).

    Как играть?

    В этой игре участвуют два игрока: сначала карты раздает один игрок, а в следующем раунде — другой.

    Раздающий карты игрок берет себе 4 карты, 4 передает своему сопернику, а 4 кладет на стол.

    Совет

    Каждый из игроков по очереди выкладывает карту. Если эта карта содержит такие же буквы, что и другая выложенная карта, или, по крайней мере, такое же количество других букв, тогда игрок берет эту карту и откладывает ее в сторону.

    Тот, у кого оказывается карта с изображением животного,

    берет себе все выложенные карты, когда подходит его очередь.

    Если выложена только одна карта, когда подошла очередь

    хода того игрока, у которого есть лишь одна одинаковая карта, тогда этот игрок получает 10 или 20 очков, в

    зависимости от типа карты.

    В конце очки подсчитываются таким образом: 30 очков тому, у кого набралось наибольшее количество карт; 10 очков

    тому, у кого оказалось 2 одинаковые карточки с буквами, и 20

    очков тому, у кого есть 2 одинаковые карточки с изображением животных.

    В начале игры вы должны установить определенное число

    очков (например, 300 или 400). Победителем становится тот,

    кто первым наберет это количество.

    В эту игру лучше всего играть вдвоем, но можно делать это и втроем.

    Как говорилось ранее, можно играть в эту игру, внеся в нее

    некоторые изменения по сравнению с тем, как в нее играют обычно. Эта игра может быть адаптирована для того, чтобы она годилась для всех уровней обучения.

    Игры на развитие словарного запаса

    Игры для расширения словарного запаса

    Игры – лучшие мамины помощники в развитии умственных способностей ребенка. Правильно подобранная игровая деятельность способна улучшить память, внимание, речь и даже увеличить словарный запас.

    Представляю вашему вниманию подборку самых эффективных игр на развитие словарного запаса. Играйте с удовольствием!

    Рассказ про игрушку. Взрослый берет любую игрушку и начинает ее подробно описывать. Например, «Это медведь, он большой, мягкий, пушистый, коричневого цвета. У него есть глазки, носик, ушки, голова, лапки, животик, спинка, хвостик.

    Он очень любит свою хозяйку, сейчас ее поцелует, обнимет и погладит». Далее вы предлагаете ребенку описать другую игрушку по такому же сценарию.

    Если малышу трудно построить рассказ самостоятельно, можно помогать ему вопросами «Кто это? Какого цвета? Размера? Давай опишем его части тела? Что он любит делать?»

    Эта игра увеличивает словарный запас, развивает внимательность и учит малыша строить небольшой, но содержательный рассказ.

    Сравни игрушки. Далее вы можете посадить две игрушки рядом и попросить малыша сравнить их по разным характеристикам: размер, цвет, фактура, характер и так далее. Советую сравнивать героев как из одной категории (медведь большой и маленький), так из противоположных (медведь и кукла).

    Такая игровая деятельность обогатит словарный запас и разовьет в ребенке наблюдательность, научит сравнивать и анализировать.

    Угадай игрушку. Когда все игрушки подробно описаны, можно посадить их в ряд перед ребенком и поиграть в угадай-ку. Сначала вы описываете любую игрушку (например, «коричневый, пушистый, мягкий…»), а ребенок должен угадать, кто это. Затем малыш описывает игрушку вам, а вы отгадывайте.

    Дети обожают игры в загадки. Особенно малышу понравится, что он сможет загадать игрушку взрослому. Если вы еще сделаете вид, что усиленно думаете и пытаетесь найти правильный ответ, ребенок будет в восторге.

    – Игрушки играют в сказку. Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок.

    Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу.

    Обратите внимание

    Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» – кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.

    Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!

    – Группируем игрушки по признакам. Выкладываем много разных игрушек и просим ребенка положить в коробку только те, которых объединяет определенный признак (например, цвет, мягкость, участие в определенной сказке и так далее). Крайне полезно будет показать малышу, что разные по смыслу и значению предметы могут быть в одной группе. Например, желтая чашка и желтый утенок.

    Такая игра не только увеличит словарный запас, но и научит объединять предметы по признакам. Разовьет наблюдательность и умение анализировать.

    Предложенные игры можно проводить и без мяча. Однако, как показывает практика, детям дошкольного возраста дополнительное действие к речи (кидание мяча) необходимо, чтобы игра  не казалось скучной. Суть игры в том, что вы кидаете друг другу мячик и по очереди называете слова:

    – «Я знаю 5..» и далее называем любую категорию (имена, фрукты, животные, цвета и т.д.).

    Антонимы. Вы называете слово (например, мягкий), ребенок – противоположное по значению (твердый).

    – Синонимы. Вы называете слово (например, мягкий) и потом по очереди подбираете к нему схожие по значению (нежный, приятный и т.д.).

    Кто может быть таким? Например, вы называете «кто может быть…красным?» и далее по очереди вспоминаете подходящие предметы (помидор, снегирь, бабушкина кофта, нос у деда мороза, щечки и так далее)

    Эти игры обогащают словарный запас и знакомят ребенка с такими понятиями как синонимы, антонимы, расширяют кругозор. Кроме того, подключение мелкой моторики при взаимодействии с мячом способствует лучшему запоминанию новых слов.

    – Раскладываем целое на части. Суть игры в том, что вы вместе с ребенком рассматриваете предмет и описываете, из чего он состоит. Например, дерево состоит из ствола, веток, листочков, кроны, корней, коры и так далее. Не забывайте показывать ребенку эти части и описывать, для чего они.

    Вся прелесть этой игры в том, что вы можете проводить ее в любом месте (в поездке, на прогулке, в очереди и так далее). Подробное описание предметов расширяет кругозор, обогащает словарный запас, развивает сосредоточенность и наблюдательность, Кроме того внимательное созерцание открывает художественные способности и успокаивает.

    Из частей составляем целое. Вы называете составные части, ребенок называет предмет (например, ствол, крона, корни – дерево).

    Это игра универсальна по своему значению. Кроме обогащения словарного запаса, она развивает внимание, память. Умение из частей составить целое (индукция) лежит в основе логического и пространственного мышления.

    – Группируем предметы. Вы называете «Чашка, тарелка, вилка, нож – что это?» – посуда. «Лиса, медведь, заяц, волк- что их объединяет?» – «Они – животные». И игра наоборот, когда вы просите ребенка перечислить все, что относится к определенной категории. Например, что находится на кухне? Или каких птиц он знает?

    – Правда или ложь. Вы говорите любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), а ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

    Стоит отметить, что любовь к этой игре с возрастом не проходит. Примерно с 6-7 лет вы можете загадывать ребенку исторические, биологические и другие интересные факты. Таким образом, будет увеличиваться словарный запас и общая эрудированность.

    – Скажи по-другому. Вы называете предложение, а ребенок говорит, как можно сказать иначе. Например, Зайка бежит (скачет, прыгает), Пароход идет (плывет, движется)…

    – Закончи предложение. Вы говорите фразу, а ребенок продолжает.

    «Мальчик побежал в.. Девочка пошла в… Папа пришел… Маша идет медленно, а Даша идет… Можно сказать, что он не идет, а…»

    Важно

    Примерно, с 5-6 лет можно намеренно изменить варианты двух предыдущих игр и поиграть с ребенком в путаницу. Когда вместо логичного окончания предложения, игрок называет что-то «из ряда вон выходящее».

    Например, «Маша идет медленно, а Даша идет… еще медленнее, потому что он – черепаха». Это не только позабавит вас и ребенка, но еще раскроет творческий потенциал и, конечно,  увеличит словарный запас.

    Продолжи рассказ. Вы говорите первое предложение (важно, чтобы оно было интригующим и увлекательным), а ребенок должен составить короткий рассказ. Например, «Я иду сегодня в зоопарк. И что я там буду делать?»

    Залог успеха этой игры в том, чтобы выбрать интересную тему, на которую малышу будет интересно размышлять и говорить.  Если ребенок мечтательно закатил глазки и завел долгий монолог, вы успешно справились с игрой!

    – Придумываем совместную сказку. Ваша цель придумать и рассказать совместную сказку. Для этого вы по очереди говорите предложения, таким образом, чтобы они были связаны между собой единым сюжетом.

    Эту игру можно проводить перед тем, как идти спать, сделав ее «предсонным» ритуалом. Как показывает практика, дети всегда очень охотно сочиняют совместные сказки. Обязательно попробуйте!

    – Ассоциации. Очень популярная игра среди детей всех возрастов. Суть в том, что вы и ребенок по очереди описываете словами предмет, а оппонент должен его отгадать за минуту или 30 секунд (в зависимости от возраста ребенка). Особенно увлекательно играть в ассоциации компанией от 3 человек.

    В магазинах продаются уже готовые наборы игр типа Ассоциации, где игроки должны описать слово, написанное на карточке .

    Игр на развитие словарного запаса существует великое множество. Главное, начать их проводить, а далее вы с ребенком будете изобретать все новые и новые.

    Общайтесь с детьми весело и увлеченно!

    Если вы хотите узнать больше о том, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА И СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ, то приглашаю вас в ОНЛАЙН-КЛУБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ “БОЛТАЙ-КА”. 

    Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

    Как расширить словарный запас

    Игры для расширения словарного запаса

    В статье «Словарный запас ребенка в 3 года» уже приводились некоторые способы работы над расширением и активизацией словаря.

    Здесь я хочу еще раз напомнить родителям, что вся работа по развитию малыша должна проводится в игровой форме, а не в форме добровольно-принудительных занятий.

    Если взрослые организуют веселую, интересную игру, малыш будет стремиться к новым знаниям, а не уклоняться от них.

    Дидактические игры на расширение словарного запаса для детей 2-3 лет

    Мама, папа, ребенок. Играя в эту, казалось бы, простую игру, малыш обогащает свой словарь названиями животных, не только так, как мы знакомили его с младенчества: киска, или мяу, собачка или вава.

    Ребенок узнает, и в процессе многократного повторения запоминает, как называют животного женского рода, то есть маму; животного мужского рода — папу, и их ребенка. Маленькому ребенку не просто запомнить, например, что лошадь-это мама, конь -папа, а ребенок -жеребенок.

    Для того, чтобы ему было легче усвоить эти знания, предлагаю посмотреть замечательный развивающий мультфильм, где звучит забавная песенка.

    Совет

    Чтобы запомнить названия животных, совсем не обязательно постоянно показывать этот мультфильм ребенку, просто в часы досуга напевайте вместе эту песенку. Ведь песенки всегда запоминаются легче. Распечатайте карточки с изображением животных и подбирайте их к каждому куплету.

    Когда малыш усвоит названия домашних животных и их детенышей, усложните игру — начинайте придумывать аналогичные куплеты  о диких животных: мама -слониха, папа -слон, а ребенок -?

    Учим глаголы

    Известно, что скачок в развитии речи происходит благодаря обогащению речи глаголами. Поэтому взрослые должны объяснять малышу свои действия: мама гладит белье, папа читает газету, бабушка вяжет. Также полезно рассматривать сюжетные картинки и спрашивать ребенка, какое действие он видит, если же он затрудняется-подскажите ему.

    Побуждайте ребенка комментировать картинки не одним словом, а фразами: крокодил читает газету.

    Дидактические игры для детей 3-5 лет

    Еще один вариант расширения словарного запаса ребенка- образование прилагательных от существительных. Для игры понадобятся карточки с изображением фруктов, ягод, овощей.

    Процесс словообразования довольно захватывающий для ребенка, в игре развивается сообразительность, мышление, воображение.
    Какой сок (компот)
    Покажите малышу карточку с изображением фруктов, ягод.

    Сок из яблок- какой?

    Варенье из малины-какое?

    Варим суп (кашу)
    Аналогичная игра. Какой суп варится в этой кастрюле? Из чего?

    Готовим салат

    Кто где живет
    Расширяем словарный запас посредством слов, обозначающих названия жилищ различных животных и насекомых, кроме того, ребенок получает представление об окружающей природе, развивается память, внимание. Можно использовать как настольную игру — пазлы.

    Когда ребенок усвоит знания о жилищах животных, закрепите их, поиграйте в словесную игру: бросая малышу мяч, задаете вопрос: кто живет в улье; а кто живет в конуре?

    Словесные игры для детей

    Кто что ест

    В эту игру также можно поиграть, как в настольную. Игра способствует расширению словарного запаса, внимания, памяти, сообразительности.

    Игры на расширение словарного запаса для детей  5-7 лет

    Синонимы

    Сначала объясните ребенку, что такое синонимы, покажите картинки, изображение на которых можно назвать разными словами:

    В такую игру рекомендуется играть с более старшими детьми, когда у ребенка возникнет понимание, что существуют слова, схожие по смыслу, но обозначающие один и тот же предмет, действие или признак предмета.

    Предложите ребенку к картинкам подобрать еще схожие по смыслу слова. В такие игры можно играть и без картинок, например организуйте игру-соревнование: кто придумает к заданному слову подобрать больше синонимов.

    Антонимы

    Аналогично проводится игра в антонимы — слова, противоположные по значению.

    Обратите внимание

    Когда ребенок поймет смысл игры, играйте, перебрасывая мяч. Называете слово и бросаете мяч ребенку, он должен придумать слово, противоположное по значению и назвав его, бросить мяч обратно: легкий-тяжелый; черный-белый; большой- маленький; верх-низ; горячо-холодно и т.д.

    11 мощных приемов расширения словарного запаса

    Игры для расширения словарного запаса

    Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

    Лексикон: виды

    По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

    • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона — свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
    • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
    • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

    Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

    Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

    Упражнения для расширения словарного запаса

    Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

    • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
    • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
    • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
    • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
    • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

    Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

    Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

    Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии.

    Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться.

    Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

    • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
    • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени — слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

    Пополнение лексикона с выделением времени

    Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

    • Чтение. Чтение — богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы — везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
    • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
    • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
    • Дневник. Еще одно полезное занятие — ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
    • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

    Для этого важно:

    • ежедневно включать новые слова в речь;
    • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
    • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
    • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

    Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.

    Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

    Игры для расширения словарного запаса ребенка

    Игры для расширения словарного запаса

    Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. 1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 2. Описание объекта.

    Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

    Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: “Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?” Можно просто спросить: “Какой он?” Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 3. За кем последнее слово.

    По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл. 4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. “Вот автомобиль, а что у него есть?” – “Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…” – “А что есть у дерева?” – “Корень, ствол, ветки, листья…” 5. Описываем свойства предметов.

    Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: “Что бывает высоким?” – “Дом, дерево, человек…” – “А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?” Или: “Что бывает широким?” – “Река, улица, лента…

    ” – “А что шире – ручеек или река?” Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов “высота”, “ширина” и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.. 6. Придумываем историю.

    Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово. 7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему – существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные.

    «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой… 8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга. 9. Найти повтор.

    Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу». 10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой – маленький». 11. Игра в синонимы.

    Например, синоним к слову «палка» – трость, клюка, костыль, посох. 12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок – его продолжение и окончание: – Оля проснулась и… (стала умываться). – Коля оделся и… (побежал гулять). – он замерз и… (пошел домой). – стали они играть… (с зайчиком).

    – зайчик испугался и… (побежал, спрятался) – девочка обиделась и… (ушла, заплакала). 13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется? 14. Бюро путешествий.

    Важно

    Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие.

    Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями. 15. Всегда под рукой.

    Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, – например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся.

    Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку. 16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется.

    Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок. 17.

    Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился.

    Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре. 18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся. 19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

    • Чего нужно избегать в общении с любимым мужчиной?

      Как говорится в одной известной притче, мужчины и женщины завезены на Землю с разных планет, поэтому им так трудно иногда понимать друг друга. Но если относится к своему партнеру с уважением и бережностью, то большинства проблем можно избежать, важно только помнить о некоторых особенностях мужской половины человечества.

    • Стыд и эмоциональный шок

      Стыд – это ощущение, что что-то внутри нас коренным образом не в порядке. Это глубокое унижение, не в чем-то конкретном, а в самом нашем существе. Из-за него мы теряем связь с нашими жизненными энергиями и восприимчивостью.

    • Финансовые проблемы

      Решать финансовые проблемы возможно, но еще проще не решать их. Если вы не можете добиться желаемых результатов, нужно посмотреть на свое поведение несколько со стороны.

    • Психология общения: 6 правил влияния на людей

      Психология общения: 6 правил влияния на людейПравило первое: искренне интересуйтесь другими людьми. Человек, который не интересуется своими собратьями, испытыва

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 11
    2 / 11
    3 / 11
    4 / 11
    5 / 11
    6 / 11
    7 / 11
    8 / 11
    9 / 11
    10 / 11
    11 / 11