Что нужно знать о автомаслах

Всё, что нужно знать о моторном масле — DRIVE2

Что нужно знать о автомаслах

Точная расшифровка цифр SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С

20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С

60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Обратите внимание

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)– обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:SC – автомобили, разработки до 1964 годовSD – автомобили, разработки 1964-1968 годовSE – автомобили, разработки 1969-1972 годовSF – автомобили, разработки 1973-1988 годовSG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатацииSH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатацииSJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойстваSL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации

SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливеCC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условияхCD – автомобили до 1990 г.

, много серы в топливе и тяжелые условия работыCE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбинойCF – автомобили с 1990 г., с турбинойCG-4 – автомобили с 1994 г., с турбинойCH-4 – автомобили с 1998 г.

, под высокие нормы токсичности СШАCI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR

CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров.

Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра – тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF.

Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели).

К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Важно

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API.

Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL.

Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.

А теперь, получив необходимую информацию, можно расшифровать обозначении масла, вынесено в начале материала.

Итак, Semi-Synthetic 10W-40 API SJ/CF ACEA A3/B3 – это полусинтетическое масло, пригодное к использованию при температуре от -20-25 град. С до +35-40 град.

С, для автомобилей разработки 90-х годов с бензиновым или турбодизельным мотором, масло отвечает требованиям API SJ/CF и ACEA A3/B3. И никаких секретов!

Некоторые секреты подбора моторного масла

Когда подходит время замены моторного масла, вопрос «Лить или не лить?» уже не возникает. И основная задача заключается не в том, масло какой торговой марки предпочесть, а в том, как правильно выбрать его тип — независимо от того, кем произведен этот продукт.

Обычно автолюбители не изучают внимательно надписи на этикетке. А чтобы их «расшифровать», нужно разобраться в основных стандартах моторных масел.
Вязкость — не показатель качества

Первое, что бросается в глаза при изучении этикетки масла, — класс его вязкости. А поскольку мы избалованы таким благом цивилизации, как всесезонные масла, речь пойдет только о них.

Совет

Во всем мире принята классификация масел по вязкости, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers — SAE). Все, конечно же, знакомы с такими маркировками как 5W-40, 10W-40 и так далее. Что же они означают?

Первое число с буквой W (Winter — зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, т. е.

как быстро поступит к рабочим поверхностям деталей, и сколько энергии АКБ будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40° С).

Число, которое указано после тире, — это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100° С).

Заблуждаются те, кто думает, что эти показатели можно просто взять и измерить. Ведь величины, о которых мы только что говорили, — это так называемые собирательные числа. Данные классы присваиваются маслу после комплексного измерения его показателей (например, динамической и кинематической вязкости).

Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика — 10W-40, минералка — 15W-40.

Но ведь на украинском рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла.

А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.
API — не просто знак качества

Обратите внимание

Следующий стандарт — API, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы преподносят покупателям эту классификацию как своеобразный знак качества — мол, чем выше класс, тем лучше. На самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.

Согласно API масла делятся на смазочные материалы для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая из этих категорий, в свою очередь, делится на классы.

С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без него.

Классификация масел для двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Начнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. Масла SF предназначены для двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг.

, SG — для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 — 93 годов выпуска. Спрос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требованиям производителей двигателей, снятых с производства и морально устаревших.

В качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», для которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требованиям класса SG.

Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие классы. Но как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигаться вперед семимильными шагами. Поэтому «правление» класса SH продлилось недолго.

Его «наследник», класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.

Но для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года.

Важно

В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигателя).
Экономить можно не всегда

«Третий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.

Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива.

За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) — вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига.

Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа·с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя.

Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится.

Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите.

Вот и получается, что экономить можно не всегда.

Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А — это масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково.

Совет

Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.

Круговая порука

Все три «кита» классификации автомасел связаны между собой. Например, если по API масло относится к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам А1 или А5, так как требования к энергосбережению появились только начиная с класса SJ.

В то же время, если по АСЕА продукт имеет класс А5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровня есть требования к ресурсу для удлиненного пробега между заменами масла.

Еще одна связь — универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по АСЕА.

Классы вязкости также имеют связь с классификацией АСЕА. Обычно энергосберегающим классам А1, В1, А5 и В5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д.). А масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам А2, А3, В2, В3, В4, то есть энергосберегающими не являются.

Вязкость (Viscosity) — внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения. Существуют два показателя: кинематическая и динамическая вязкость.

Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот — «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

Теперь о применении. Для «Жигуленка» или старенькой иномарки (70-х — 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показателями SAE — 15W-40, API — SF/CD или SG/CD, АСЕА — А2/В2.

Обратите внимание

Если вы бороздите необъятные просторы родины на переднеприводном ВАЗе или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API — SH/CF или SJ/CF, по АСЕА — А3/В3. Для двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE — 5W-40 или 0W-40, API — SL/CF, АСЕА — А3/В3/B4.

Заметьте, что в этом перечне не упомянуты энергосберегающие классы и стандарты. Их применение специфично. Поэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загляните в руководство по эксплуатации.

Если же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.Несколько онлайн подборов масел:

Liqui Moly

Castrol
Shell
Mobil1

Все что нужно знать о моторном масле – рекомендации ЗР – журнал За рулем

Что нужно знать о автомаслах

Современный автомобиль постоянно внушает владельцу, что он, в общем-то, наездник (юзер, дебил, пользователь — нужное подчеркнуть). Кончится топливо — дуй на АЗС: тебе его нальют.

Загорится лампочка — дуй в банкомат, а потом на сервис: там тебе выкатят счет.

Но сам никуда не лезь! Тем, кому все-таки интересно немножко покопаться в масляной теме, мы постарались подготовить ответы на самые популярные вопросы, постоянно возникающие в интернете и нашей почте.

Что будет, если в двигателе мало масла?

Будет плохо! Допустимый уровень масла ограничен метками MAX и MIN, выход за которые недопустим.

Если, к примеру, уровень снизится ниже «ватерлинии», то масляный насос начнет время от времени «глотать воздух» — такое обычно происходит при поворотах, ускорениях и замедлениях.

В результате давление масла может понижаться, а часть деталей начнет работать «по сухому», оставаясь без смазки. Чем дольше вы будете «не замечать» низкий уровень масла, тем сильнее будет износ всех трущихся элементов мотора.

Это еще не всё. При низком уровне масла его температура значительно вырастает. Это понятно: меньшему объему нужно охлаждать тот же самый мотор. Из-за этого масло гораздо быстрее утрачивает свои свойства. А силовой агрегат, естественно, начинает перегреваться.

Зимой низкий уровень масла также опасен. Возможно такое сочетание температуры окружающего воздуха и вязкости масла, при котором сразу после пуска всё масло будет перекачано насосом в верхнюю часть двигателя, а стекать обратно в поддон, к маслоприемнику, оно не будет успевать.

Сказки про то, как моторы работают вообще без масла, оставим их создателям. Те режимы, в которых кудесники-присадочники гоняют свои моторы на выставках, легко выдерживает любой двигатель, не обработанный никакими присадками и добавками.

Но очень недолго! А при реальной нагрузке мотор без масла помрет через несколько десятков километров, а то и быстрее. Постоянно ездить без масла могут разве что электромобили. Кроме того, если все время ехать под горку, также можно обойтись без смазочных материалов.

А вот ДВС это категорически противопоказано.

Почему масла в моторе вдруг стало мало — вопрос отдельный. Угар — от естественного до высокого, банальная течь — причины могут быть разные. Но об этом не сейчас. Тем, кому интересно, почему моторы кушают масло, советуем заглянуть вот сюда.

На каком моторе надо проверять уровень — на холодном или на горячем?

На остывшем! То есть на том, который немного постоял после работы. Смысл простой: нужно, чтобы масло успело стечь из верхних частей в поддон картера, где его уровень и можно будет определить с помощью щупа.

Надо выждать хотя бы минут десять, иначе замер будет необъективен: значительная часть масла просто не успеет вернуться из магистралей в картер. При этом автомобиль должен стоять по возможности ровно.

Следует вытащить масляный щуп, протереть его ветошью, после чего вставить обратно и вынуть снова.

Интересно, каждый ли водитель сегодня знает про существование вот такого щупа?Интересно, каждый ли водитель сегодня знает про существование вот такого щупа?

Как часто надо менять минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло?

Однако есть очень важный нюанс: эти рекомендации подразумевают некий среднестатистический автомобиль, условия эксплуатации которого неизвестны. Именно поэтому каждый пользователь должен вносить поправку лично под себя.

Как правило, смысл простой: меняй чаще!

Сейчас на рынке автомобилей, в особенности — бюджетных, производитель стремится к снижению такого показателя, как стоимость владения. Снижать расходы на топливо — это хорошо, а вот диктовать жесткую периодичность ТО вне зависимости от условий эксплуатации — дело весьма сомнительное.

Некоторые азиатские фирмы прямо говорят, что замена масла раз в 15 тыс. км пробега — это, мол, нормально, и даже в трудных условиях сокращать межсервисный пробег не рекомендуют.

Важно

Понятно, что цена обладания машиной будет при этом строго определенной и минимальной, но вот что станет с ресурсом?

Многочисленные заявления автопроизводителей, что масло в их моторах может ходить без замены десятки тысяч километров, — это, на наш взгляд, вынужденная рекламная мера, заставляющая их просто повторять высказывания конкурентов. Последние ведь уже наобещали то же самое.

Действительно, ну как можно регламентировать срок замены масла по показаниям одометра, не зная реальных условий использования автомобиля? Одна машина будет неторопливо кататься по спокойным и чистым финским дорогам, вторая сразу же застрянет в пробке на МКАД, а третья будет глотать песок где-то в Средней Азии.

Отсюда очевидный вывод: определять периодичность замены масла должен владелец. Если, конечно, ему хоть немножко жаль свою бибику.

Мы убеждены, что про замену масла по километражу надо забыть: это просто условная верхняя граница допустимых возможностей. В реальности же автомобиль редко находится в тепличных условиях.

Сегодня это стало настолько очевидно, что производители нехотя согласились: дескать, эксплуатацию машины в условиях мегаполиса надо приравнять к особо тяжелой! Ведь постоянное торчание в вялоползущей пробке убивает масло ничуть не хуже грязного бездорожья.

О том, что происходит с маслом в пробках, мы уже рассказывали.

Исходя из этого, мы советуем сокращать межсервисный срок замены масла в полтора-два раза. При этом необходимо периодически оценивать реальное состояние масла — хотя бы по масляному щупу. Если оно сильно грязное или вдруг начинает скатываться подобно капелькам воды — нужна срочная замена. Любителей «страшилок» на масляную тему просим заглянуть сюда.

Как проверить состояние масла?

Мы неоднократно рекомендовали всем простейший приём оценки качества масла. Назовем его «капельной» пробой. Для этого теплое масло с кончика щупа капните на лист пористой бумаги — кусочек газеты, а лучше — пожертвовать бумажным фильтром для кофеварки.

При этом гигиенические салфетки использовать не стоит, т.к. в них уже содержится полтаблицы Менделеева. Если капля растечется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то пока можно ездить дальше: такое масло мотор не прикончит.

А вот если оно соберется в сгусток в точке падения капли и никуда течь не захочет — то это уже беда. Бегом — менять!

Совет

Считается, что средние сроки замены масла — это 5–7 тыс. км для «минералок» и 10–12 тыс. км — для «синтетик». А вообще, лучше всего делать промежуточные ТО через 7,5 тыс. км — удобно, как раз посередине между обычными, пятнадцатитысячными. На всякий случай напоминаем: замена масла всегда сопровождается заменой масляного фильтра.

Кстати, вновь хотим предупредить автовладельцев, ездящих мало. Они порой не меняют масло по нескольку лет, считая, что машина проехала-то всего ничего — тысяч пять или восемь.

Ошибка! Масло в запечатанной канистре такой срок выдержит, но как только его залили в двигатель и тот поработал хоть немного, начинается процесс окисления масла кислородом воздуха.

Ведь внутренняя поверхность всех-всех деталей двигателя составляет несколько квадратных метров, и вся эта поверхность покрыта масляной пленкой. Так что малоездящие товарищи обречены на ежегодную замену масла.

Даже если ежегодный пробег небольшой, менять моторное масло нужно не реже одного раза в год.Даже если ежегодный пробег небольшой, менять моторное масло нужно не реже одного раза в год.

Какое масло доливать?

Что подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень масла снизился ниже минимума?

Лучше всего, конечно же, возить с собой литрушку того масла, которое было залито в машину во время планового ТО. Но если багажник пустой, а в придорожном магазинчике вашего масла не видать, то в качестве временной меры можно долить и другое масло, максимально близкое по группе качества к требуемому.

Все современные масла при сертификации проходят тесты на совместимость с наиболее известными «коллегами», да и не так-то много в мире базовых основ и присадок. Поэтому ни одно современное масло ваш двигатель с ходу не угробит, если вы не будете тому содействовать сами.

Но при первой возможности все же проведите плановую замену всего масла. Кстати, это еще полезно и потому, что остаток масла, еле улавливаемый щупом, очень быстро стареет, так что риск дальше кататься на нем, даже после доливки свежего, будет высоким.

Вам это надо? Промывать при этом двигатель или нет, можно почитать здесь, а также вот здесь.

Как долить масло?

При этой операции трудно что-либо испортить. Основная опасность — не перепутать заливную горловину двигателя и, скажем, горловину коробки передач: такие случаи были. Вторая возможная неприятность — вылить половину канистры мимо. Чтобы этого не случилось, пользуйтесь воронкой, только чистой.

Обычно у большинства автомобилей уровень между риской MAX и MIN на щупе соответствует примерно одному литру масла. Если вам тяжело сразу оценить необходимый объем доливки, то старайтесь не торопиться, время от времени проверяя щупом уровень масла. Только не забывайте дать ему время добраться до поддона картера.

Перелив масла не столь опасен, как недолив, но лучше не надо!

Новое масло может иметь различные цвета. Не пугайтесь, если в моторе оно вскоре потемнеет — это верный признак того, что масло уже работает и приносит пользу!Новое масло может иметь различные цвета. Не пугайтесь, если в моторе оно вскоре потемнеет — это верный признак того, что масло уже работает и приносит пользу!

О цвете, вкусе и запахе масла

На вкус моторное масло особо никто не пробует. И вам не советуем…На вкус моторное масло особо никто не пробует. И вам не советуем…

Вначале о цвете. Учтите, что даже новое масло в канистре может не быть светлым. Многие производители, используя переработанную основу масла, допускают цвет вплоть до светло-коричневого. А в двигателе масло может только темнеть.

Причем если у вас дизель, то потемнение происходит сразу после первого пуска двигателя на новом масле. В девяностых годах прошлого века, когда и автосервисы, и автовладельцы были изрядно криминализированы, дело доходило чуть ли не до стрельбы. И всё потому, что после замены масло в дизеле мгновенно становилось черным.

И начинались разборки: мол, ты масло не менял вообще!

Новые времена стали чуть мягче, а владельцы — чуть грамотнее. И теперь понимающие люди радуются, когда масло постепенно темнеет. Это значит, что оно работает, моющие присадки заставляют грязь не задерживаться на стенках двигателя, а плескаться в масле и вместе с ним уходить. Желательно почаще, о чем и написано выше.

Определить состояние масла по запаху могут только истинные гуру…Определить состояние масла по запаху могут только истинные гуру…

А что касается запаха, то тут можно отметить несколько вариантов.

Обратите внимание

Если масло сильно окислилось, то не стоит удивляться запаху тухлых яиц. Такое масло способно вызывать коррозию узлов мотора.

Если в масло попал бензин, то такое масло пахнет… Правильно — чем же еще, если не бензином?

Запах серы — это запах горелых спичек. Побочные продукты сгорания — оксиды серы и вода — способны создать серную кислоту. С ней сражаются пакеты присадок масла, но если они уже отработали своё, ждите проблем.Все, что нужно знать о моторном масле — рекомендации ЗР

Все что нужно знать о моторных маслах

Что нужно знать о автомаслах

  • Моторное масло является не чем иным, как смазочным материалом, служащим для того, чтобы уменьшить трение в подвижных частях двигателя внутреннего сгорания. Для долгой безотказной работы двигателя необходимо применять только рекомендованные автопроизводителем моторные масла.

    О допусках моторных масел

    Для нормальной работы многих современных двигателей автопроизводители могут предъявлять повышенные требования к качеству используемого моторного масла.

    Часто они не ждут выхода очередной международной спецификации и заявляют о том, что сами провели испытания, на основе которых определенные моторные масла подошли под их новые более жесткие требования, а определенные – нет.

    После таких заявлений автопроизводители принимают на себя гарантийные обязательства в части долговечности двигателей только при условии использования указанных ими типов масел.

    Производители масел должны подтвердить соответствие определенным требованиям конкретного автопроизводителя, и только после этого могут наносить на бирку своего продукта номер соответствующей спецификации.

    Автоконцерны, надо отдать им должное, периодически испытывают различные моторные масла и публикуют списки допущенных к использованию в своих моторах масел.

    В общем, допуск – это определенный стандарт моторного масла, в котором соблюдены все требования производителя автомобилей для использования в применяемом им двигателе конкретной модели или линейки автомобилей.

    Важно

    На каждом уважающем себя масле (точнее на этикетке его канистры) всегда будут указаны допуски, по которым масло прошло сертификацию. Если такой информации на канистре нет – поставьте ее обратно на полку в магазине.

    Для чего нужны допуски?

    Все очень просто – каждый автоконцерн использует свои технологии производства двигателей. Детали двигателя у каждого концерна могут отличаться по химической составляющей материала, из которого они изготовлены.

    И вот из-за этой химии и начинается вся катавасия с допусками: никто заранее не знает, как поведут себя те или иные присадки конкретного моторного масла, взаимодействуя с деталями конкретного мотора.

    Вот именно для этого и проводятся испытания, и присваиваются определенные допуски маслам.

    И вот именно поэтому не бывает «хуже» или «лучше» масла – что хорошо одному мотору, может совершенно не подойти другому.

    Еще важным аспектом является толщина масляной пленки, оставляемая тем или иным маслом на стенках цилиндров. При превышении допустимого для двигателя значения эта пленка будет способствовать перегреву мотора. А чем чреват перегрев, думаю всем известно.

    Стоит добавить, что допустимая толщина пленки у каждого конкретного мотора каждого автопроизводителя своя, соответственно, не каждое масло подойдет мотору еще и из-за нее. При недостаточной толщине пленки масло будет гореть больше допустимого значения.

    Короче, как ни крути – допуски вещь важная.

    Но не все автоконцерны имеют свои собственные требования к качеству моторного масла.

    Совет

    Чаще всего этим занимаются европейские заводы, но тенденция идет к тому, что скоро допуски будет иметь каждый автопроизводитель.

    Все дело в конкурентной борьбе, в процессе которой выпускают все новые и новые высокотехнологичные двигатели непохожие на конкурентов, и эти моторы требуют уже определенной качественной смазки.

    Каким образом присваиваются допуски?

    Получить допуск довольно непросто.

    Для получения допуска от определенного концерна на свою продукцию производитель масла должен пройти процедуру сертификации конкретного продукта у конкретного производителя автомобилей (естественно, за свой счет).

    Автопроизводитель в специализированных лабораториях проводит необходимые анализы и испытания. И только после этого на этикетку можно писать определенный, выданный производителем допуск.

    А нужно ли это производителю моторного масла?

    Ну, как сказать. Легковые машины это высококонкурентный товар, для продажи которого необходимо много рекламы. Для удержания старых и привлечения новых покупателей автоконцерны исхищряются как могут. Частенько начинаешь слышать слоганы: «Только с этим маслом…» и т.д.

    Некоторая правда в этом есть. У каждого концерна есть различные двигатели – быстрый, мощный, тяговитый, экономичный и т.д. То же относится и к коробкам передач: робот, вариатор, АКПП и т.д.

    На сегодняшний день существует просто огромное количество разнообразных моторных масел от сотен производителей. Конкуренция – не меньше чем среди автомобилей. А значит, наличие на канистре того или иного допуска является весомым аргументом для покупателя масла. И наоборот – отсутствие необходимого допуска на приглянувшемся масле зачастую служит причиной отказа от его покупки.

    Масло с каким допуском мне необходимо покупать?

    Эту информацию вы можете почерпнуть из сервисной книги или инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Покупая моторное масло, обязательно читайте информацию на этике с обратной стороны канистры.

    Именно там и нужно искать необходимые вам цифры с допусками.

    Обратите внимание

    Если необходимого вам допуска на канистре вы не нашли, значит это масло скорее всего двигателю вашего автомобиля не рекомендовано либо не проходило соответствующей сертификации у автопроизводителя.

    Ниже будут приведены наиболее распространенные допуски от различных автоконцернов.

    Допуски моторных масел для VAG (AUDI, SEAT, SKODA, Volkswagen):

    Допуски моторных масел для Daimler Chrysler / Mercedes-Benz:

    Допуски моторных масел для BMW:

    Допуски моторных масел для GM ( Opel, Chevrolet, Saab):

    Допуски моторных масел для Ford:

    Допуски моторных масел для Renault:

    Допуски моторных масел для FIAT Group:

    Допуски моторных масел для PSA Peugeot-Citroen:

    При выборе моторного масла следует также учитывать следующие моменты:

    • Список масел, допущенных к применению в том или ином моторе, постоянно меняется, некоторые новые масла получают допуск, старые, наоборот, могут его терять. Этот момент нужно внимательно отслеживать.
    • Цвет масла в канистре ни на что не влияет. Цвет ему придают присадки. Например, масло с молибденом вообще похоже на «отработку».
    • Стоит очень важно относиться к такому понятию как «тяжелые условия эксплуатации». Наверное, мало кто знает, что постоянная езда в городе, да еще и на короткие расстояния, да еще и с пробками расценивается именно как «тяжелые условия». Масло в таком случае рекомендуется менять в 1.5-2 раза чаще, чем при обычных условиях. Чтобы не быть голословным – откройте техкнигу вашего автомобиля и внимательно почитайте главу о периодичности замены масла до конца. Именно до конца. Потому как укороченные интервалы замены масла описаны в конце главы.
    • Если масло почернело после 1-2 тысячи км. пробега, то это не означает, что оно какое-то некачественное. Просто оно хорошо вымыло сажу в вашем моторе.
    • Нежелательно смешивать «минералку» и «синтетику». Все дело в том, что неизвестно как присадки «минералки» растворятся в синтетической среде, и наоборот.
    • Если неизвестно, что за масло использовал предыдущий владелец машины, то стоит перед заменой промыть двигатель промывочным маслом. Если же прошлый владелец – вы, и масло лили только качественное, то промывать двигатель смысла нет.

    Помимо допусков существуют еще и различные классификации масел. Остановимся на них чуть подробнее.

    Виды масел.

    Минеральное моторное масло. Эти масла производятся при помощи рафинирования и дистилляции нефти. В этом масле достаточно большое количество присадок, которые очень быстро теряют свои свойства.

    Такие масла являются самыми дешевыми, но и менять их необходимо чаще остальных. Такое масло никогда не стоит применять в тяжелых условиях эксплуатации.

    На старом отечественном автопроме его применение оправдано большим значением вязкости, которое не позволяет появляться течам в старых изношенных уплотнениях.

    Синтетическое моторное масло. Создано при помощи синтеза химических соединений определенного типа. По сравнению с «минералкой» масло обладает следующими плюсами:

    • повышенная текучесть, которая способствуют увеличению мощности и снижению расхода топлива,
    • масло легко прокачивается при низких температурах,
    • масло обладает высокой температурой испарения, а значит, не боится перегрева,
    • масло не окисляется и не парафинизируется в процессе эксплуатации,
    • имеет увеличенный срок службы.

    Из-за указанных выше достоинств цена на «синтетику» существенно выше цены на «минералку».

    В качестве компромисса между двумя описанными типами масел существуют полусинтетические масла, полученные путем смешивания «синтетики» и «минералки». Масло на выходе получается дешевле синтетического, но при этом обладает лучшими свойствами, чем минеральное.

    Классификации моторных масел

    При покупке моторного масла, помните о допусках производителя, описанных выше. Более дорогое и качественное масло может не походить мотору вашей машины по допускам.

    Вязкость по SAE

    Вязкость является одной из важных характеристик моторного масла, влияющая на легкость запуска остывшего двигателя в зимний период. SAE – это международный стандарт, который получил повсеместное распространение. Согласно ему, масла делятся на: всесезонные, летние и зимние.

    Летние масла обозначаются обычным числом через десяток – 20, 30 и до 60.

    Зимние масла имеют в обозначении литеру «W» и диапазон цифр через пятерку: 0W, 5W и т.д.

    Всесезонные масла имеют два обозначения (зимнее и летнее): 5W30, 10W40 и т.д. Первая цифра, которая является зимним индексом, показывает, при какой температуре можно использовать масло. Стоит отнять от первого числа 35, и вы получите минимальную зимнюю температуру, при которой масло будет сохранять свои свойства. Например, для 5W40 это будет минус 30 градусов (5 минус 35).

    Сезонные моторные масла сейчас практически нереально встретить. Практически все автопроизводители рекомендуют использовать всесезонные моторные масла.

    API-классификация

    Важно

    Изначально делит масла на две категории – «C» и «S». Для дизелей используют категорию «C», соответственно, для бензиновых моторов – «S». Для обозначения данной классификации сперва используют одну из этих двух букв, а потом указывается еще одна латинская буква.

    И вот чем ближе к концу латинского алфавита она расположена, тем более качественным является моторное масло. Например: SH, SL, SM – для бензиновых моторов. Или: CF, CF-2, CH-4, CI-4 для дизелей. Что за цифры 2 и 4? Это указание на двух и четырехтактные моторы.

    По этой классификации допускается использование масла выше по своим характеристикам, чем требует автопроизводитель. Например, вместо масла SF можно смело заливать SM при соответствии допусков.

    Если при обозначении допусков по API вы увидели на этикетке что-то типа: SH/CI-4, то это значит, что масло подходит, как для бензиновых, так и для дизельных моторов.

    Помимо API на канистре может быть указано обозначение ЕС1 или ЕС2, обозначающие класс энергосберегающих свойств масла. Чем выше, указанное число, тем больше топлива будет экономить применение такого масла.

    ACEA

    Европейская классификация, делающая упор на противоизносные свойства моторного масла. Обозначается латинской буквой (А- бензин, B и E – дизель) и цифрой. Чем выше цифра, тем лучшими характеристиками обладает масло. После этого через дефис указывают год спецификации. Например: A2-96, A5-2002, B4-98, B5-2002, E4-98 и т.д.

    В 2004 году у спецификации появилась литера «C», которая предполагает, что масло может использоваться и в бензиновых и в дизельных моторах.

    Так какое же масло лить в мотор моей машины?

    Для начала советуем обратиться к техкниге вашего автомобиля. Там будет указана как минимум классификация необходимого масла, а иногда и конкретный допуск. Но помимо этого стоит учитывать и ряд факторов, а именно:

    • тип и возраст двигателя,
    • условия, в которых вы эксплуатируете автомобиль (легкие – преимущественно трасса, тяжелые – преимущественно город или бездорожье и т.д.),
    • пробег двигателя.

    Например, вы обладатель старых Жигулей, в которых для всевозможных уплотнений двигателя используется нитрильная резина, которая несовместима с синтетическим маслом.

    Или вы покупаете сезонное зимнее масло, хотя зимой не эксплуатируете машину. Или в очень «усталый» мотор вы льете дорогущую синтетику, что ему не поможет уже никак, только капремонт.

    Или у вас мощный современный дорогой автомобиль, а вы купили ему «минералку».

    Что значит «условия эксплуатации»?

    Масло не должно терять своих вязкостных свойств в определенном температурном диапазоне.

    Совет

    Зимние показатели масла рассчитаны на температуру холодного пуска двигателя, а значит, чем меньше этот показатель, тем легче можно прокачать масло по системе при отрицательных температурах.

    Для сильно отрицательных температур идеально подходят масла с вязкостью 0W. При выборе масла стоит учитывать и где ночует ваш автомобиль зимой. Например, при ночевке в отапливаемом гараже нет смысла покупать масло 0W.

    Для летнего параметра масла производители обычно рекомендуют использовать значение 40. Оно оптимально подходит для европейских стран и средней полосы РФ. В таких тяжелых условиях, как, например, тропики или пустыня применяют масла с летним значением 60.

    Стоит сказать и о двигателях, работающих на сжиженном газе – это ведь тоже относится к условиям эксплуатации.

    Газ не содержит в себе жидкой составляющей, и именно поэтому интервал замены масла на таких ДВС увеличивают в 1.5-2 раза. Для таких условий стоит брать масло с летним классом SAE 50.

    Кроме того, в продаже есть масла, на канистрах которых четко указано, что это масло разработано для агрегатов, работающих на сжиженном газе.

    Износ двигателя.

    Необходимо понимать, что в разные жизненные циклы мотора следует использовать разное масло. Например, обкатка нового двигателя, которая подразумевает притирку деталей, обычно требует одного вида масла, которое уже залито на заводе.

    Обратите внимание

    Это масло рекомендуют слить на определенном небольшом километраже, и залить предусмотренное.

    Обычно для обкатки применяется масло низкого качества, зачастую – минеральное со специальными присадками, которые способствуют дополнительному трению.

    После прохождения определенного километража обкатка считается пройденной, заводское масло необходимо слить, а вот заливать уже требуется масло, рекомендованное автопроизводителем. Как правило, это высококачественное моторное масло, способное максимально увеличить ресурс двигателя.

    Со временем мотор изнашивается, зазоры между его трущимися элементами увеличиваются, и расход маловязкого масла начинает расти. Вот тут уже стоит переходить на более вязкое масло, которое не так будет расходоваться. И так далее – со временем придется поднимать и поднимать вязкость.

    Именно поэтому и стоит выбирать масло, исходя и из степени износа двигателя.

    Интервалы замены масла и масляный аппетит ДВС.

    Необходимо периодически контролировать уровень масла и не допускать ухода уровня ниже минимальной отметки. Если уровень постоянно снижается, то масло стоит доливать.

    Самый распространенный интервал замены масла – 10 000 км. При агрессивном стиле езды, в дизелях или если вы преимущественно передвигаетесь на короткие расстояния в городе, то замену масла стоит производить чаще. В сильно изношенных агрегатах масло также «стареет» быстрее – в него попадают частицы пыли, сажа, недогоревшее топливо и т.д.

    Теперь о маслах «Long Life», интервал замены которых составляет 15-25 тысяч км.

    Мнение автора этой статьи таково – если вы ездите преимущественно по городу, поездки ваши сопровождаются частым стоянием в пробках, то не стоит пользоваться таким моторным маслом.

    Если вы передвигаетесь преимущественно по трассам, то можете смело его применять. Движение на большое расстояние с постоянной скоростью является самым щадящим режимом работы для двигателя.

    Что делать, если необходима доливка, а нужного масла нет?

    Сколько людей, столько мнений. Многие категорически против смешения разных масел. Некоторые считают, что смешивать можно все и со всем. Кто-то считает, что можно смешивать масла, но только от одного производителя, и в соотношении 10% к 90%.

    Важно

    Лично мое мнение, можно смешивать масла с одинаковыми допусками. В случае небольшой доливки можно даже долить масло другого производителя, но такой же вязкости.

    В критических случаях можно доливать вообще какое угодно моторное масло. Но потом стоит произвести полную замену.

    Однозначно нельзя мешать синтетику и минералку, но повторюсь – в самом критическом случае, чтобы доехать до точки ремонта можно смешать и их.

    Думаю даже, производители делают все возможное для совместимости своих продуктов с продуктами других марок, иначе б на канистрах стояло строгое предупреждение о недопустимости смешивания. Но не стоит принимать мое мнение за истину, я тоже могу заблуждаться, и сам не мешаю масла без крайней на то необходимости.

  • Что нужно знать о моторном масле

    Что нужно знать о автомаслах

    Качество моторного масла влияет на срок службы двигателя и его текущее состояние. Очень важно найти правильный подход к выбору марки и типа масла, понимать отличительные особенности продукции.

    Также интересным станет процесс производства и суть происхождения этого продукта.

    Начнем с того, что моторное масло выполняет основную задачу, которая заключается в предотвращении процессов трения. Его компоненты обволакивают поверхность мотора, создавая пленку, предназначенную для защиты. Также этот вид автомобильной продукции предотвращает появление процессов коррозии, способствует снижению температуры, когда это необходимо, очищает поверхность.

    Где покупают масло? В фирменных магазинах с сертифицированной продукцией приобретать надежней.

    Какие характеристики нужно учесть:

    • вязкость,
    • класс качества,
    • тип.

    Типы бывают следующими:

    • минеральный,
    • синтетический,
    • полусинтетический.

    Чем отличаются представленные существующие типы масел? Все они изготавливаются на основе нефти, которая очищается и рафинируется. Основные отличия – вязкость и составляющие компоненты.

    Если говорить о том, какое масло лучше – синтетическое или минеральное, то выигрывает синтетическое. Оно адаптировано к определенным условиям, поскольку содержит комплекс максимально подходящих соединений.

    На практике преимущества синтетической продукции проявляются в следующих качествах:

    • процесс смазывания упрощается;
    • высокая стойкость к перепадам температур;
    • широкий диапазон рабочих температур;
    • с течением времени даже при длительных простоях состав практически не меняется (это незначительно воздействует на концентрацию, что на практике не ощущается).

    Синтетический продукт оценивается дороже. Альтернатива – полусинтетическое средство, но по качеству оно уступает.

    Перед покупкой нужно уточнить совместимость масла с мотором, а также учесть время года.

    Можно ли смешивать

    Смешивать масла не рекомендуется в любом случае. Рассмотрим ситуации, которые обычно возникают. Как на них реагировать?

    У вас есть два вида масел – каждого осталось понемногу. Одно синтетическое, другое органическое. Смешивать нельзя ни в коем случае.

    Если осталось два вида, например, синтетического масла, но разных производителей, все равно смешивать не рекомендуется – это может повлечь непредвиденные последствия, поскольку у синтетической продукции отличаются компоненты.

    Единственный возможный вариант, когда актуально смешивание, – это взять два масла одного производителя, одного типа, одной марки (или разных, но производитель должен быть один, поскольку химическая основа будет общей).

    Теоретически возможно смешивание синтетики и минерального состава. Такой микс делать самостоятельно опасно – последствия предугадать не удастся. Многие не видят ничего зазорного в такой идете, но риск – дело лишнее.

    Сравнительно недавно США и Европа внедрили новый стандарт – API и ACEA соответственно. При производстве продукции существует требование – масла должны смешиваться между собой вне зависимости от бренда. Это значит, что состав предусматривает хаотичную возможность миксования. Конечно, если вы решите рискнуть, то убедитесь, что выбранная вами канистра отмечена соответствующим стандартом.

    Отличия в вязкости

    Текучесть и вязкость – это один и тот же показатель, который важен в выборе продукции для автомобиля. В названии именно он и обозначается. Например, рассмотрим 5W30. 5W – это вязкость при низких температурных показателях. 30 – это цифровое обозначение, показывающее степень качества создания пленки на поверхности мотора при высоких температурных данных.

    Производитель автомобиля и используемого мотора выносит рекомендации по выбору масла. Их лучше учитывать. Чем выше показатель вязкости, тем меньше расход продукции, тем прочнее и толще пленка появится на элементах системы.

    Однако не для любого мотора это актуально. Если для состава, из которого выполнен мотор, нужна высокая вязкость, а автомобилист сэкономит и купит жидкое масло, оно плохо защитит двигатель.

    Совет

    В таком случае расход увеличивается, ускоряется износ, риски повышаются.

    Чем меньше цифровое значение по вязкости, тем больше масло подойдет для нового авто. Если пробег большой, то и вязкость лучше взять выше. Универсальный вариант – 5W40. Есть продукция, в которой последнее число не двухзначное, а однозначное. К таким вариантам лучше относиться с осторожностью – они не всесезонные.

    Происхождение масел

    Впервые моторное масло появилось в 1873 году. Патент оформил Джон Эллис. Он исследовал нефтяной состав на предмет его возможного применения в медицине, но исследования показали, что хороший результат удается достигнуть в бытовом применении, путем смазывания рабочих поверхностей, находящихся в движении.

    Базовое масло – основа для создания продукции, применяемой для улучшения качества езды и продления срока службы элементов автомобиля. В него добавляются синтетические или минеральные компоненты, улучшающие свойства присадок.

    Что такое базовое масло? Углеводороды, получаемые путем очистки нефти и ее рафинирования. С помощью макрополимерных присадок повышается вязкость продукта. Соответственно, их состав и концентрация влияют на результат.

    Что нужно знать о растительном масле

    Что нужно знать о автомаслах

    Из чего состоит растительное масло?

    Основные вещества, входящие в состав растительных масел, — триглицериды. Это глицерин, соединенный с жирными кислотами.

    Жирные кислоты могут быть насыщенными и ненасыщенными. У насыщенных в линейной цепи атомов углерода типа (-С-С-С-) все остальные связи (у каждого атома углерода — 4 связи) заняты атомами водорода. У ненасыщенных между атомами углерода двойные связи: они не насыщены водородом, отсюда и название.

    Ненасыщенные кислоты делятся на мононенасыщенные и полиненасыщенные. Мононенасыщенные — это кислоты с одной двойной связью. Чаще всего это омега-9-кислоты, в первую очередь олеиновая кислота, которой много в оливковом масле. Полиненасыщенные — это омега-6 и омега-3-кислоты.

    Омега-6 — это, например, линолевая кислота, которой много в подсолнечном масле и масле из виноградных косточек. Пример омега-3 — линоленовая кислота, содержащаяся в льняном, рапсовом и соевом масле. Омега — это последний от карбоксильной группы атом углерода (он же — ближайший атом к молекуле глицерина).

    Цифра означает первый атом с двойной связью, если считать от молекулы глицерина.

    Насыщенных жирных кислот тоже довольно много, самые распространенные — пальмитиновая и стеариновая, они в значимых количествах присутствуют во всех растительных маслах, но больше всего их в пальмовом.

    Еще в растительном масле есть лецитин, воск, жирорастворимые витамины А и Е, фитостерины и много других веществ в следовых количествах, которые могут или не могут растворяться в жире — встречаются и тяжелые металлы, и пестициды, и гербициды. Многое из того, чем обрабатывают растения и что осело на растениях из выхлопных труб с соседней дороги, неплохо растворяется в жире и обязательно окажется в масле.

    Хочу, кстати, сказать сразу про пальмитиновую кислоту и пальмовое масло, предвосхищая отдельный вопрос. Пальмовое масло не вреднее других масел, не вреднее говяжьего жира и других природных жиров. Однажды Гринпис в какой-то стране запустил рекламу: кто-то откусывает сладкий батончик, а в нем обнаруживается палец орангутанга.

    Обратите внимание

    Считалось, что тогда ради плантаций пальмового масла активно вырубались тропические леса, и орангутанги не знали, куда им деваться. Вот почему к пальмовому маслу стали так враждебно относиться: люди все перепутали, и эта путаница породила массовое заблуждение.

    Насколько я знаю, сейчас страны, где живут орангутанги, высадили отдельные пальмовые плантации, а обезьянам создали прекрасные условия для жизни. Но пальмовое масло все никак себя не реабилитирует.

    Чем одно растительное масло отличается от другого?

    Различие состоит и в жирных кислотах, и в сопутствующих веществах, оказавшихся в растении. Основное различие, конечно, в кислотах.

    Например, в оливковом масле 60% содержащихся жирных кислот приходится на олеиновую кислоту. Еще в нем есть пальмитиновая и линолевая кислоты, но в гораздо меньшем количестве, и конкретное количество зависит от того, где выращивали оливки, какая погода была в этому году и так далее.

    Условия роста растения очень сильно влияют на состав масла. Кроме погодных условий, есть еще такая зависимость: чем севернее растет масличное растение, тем больше в нем ненасыщенных жирных кислот. А вот в подсолнечном масле до 70% содержания жирных кислот приходится на линолевую кислоту.

    В рапсовом около 50–60% олеиновой кислоты и где-то 8% линоленовой кислоты.

    Оливковое масло по своему составу заметно отличается от всех других масел. И про него принято думать, что оно очень полезное. На самом же деле особенной пользы от олеиновой кислоты никакой нет.

    Или, скажем иначе: от нее нет вреда, а это уже большой плюс. Она физиологически нейтральна.

    Если из омега-3 и омега-6-жирных кислот организм в дальнейшем синтезирует простагландины и другие физиологически активные вещества, то омега-9-кислоты — это только источник энергии.

    Для чего и как масло рафинируют?

    Масло рафинируют, чтобы очистить его от побочных продуктов. При этом надо понимать, что рафинация не влияет на свойства кислот, содержащихся в масле. Рафинация бывает химической и физической.

    Основное их отличие в том, каким способом из масла удаляются свободные жирные кислоты, которые не прикреплены к молекуле глицерина и существуют в масле сами по себе.

    Их надо убирать, поскольку они придают маслу горький вкус. Начну по порядку.

    Как люди додумались до рафинации? Сначала обнаружили в масле свободные жирные кислоты и решили: «Давайте от них избавимся, а то масло очень горчит». Для этого смешали масло с щелочью, с которой свободные кислоты очень легко реагируют, и получили мыло. А потом в сепараторе избавили масло от мыла с помощью воды.

    Это и есть химический метод очистки, бояться которого совсем не нужно. После этой процедуры масло отправляется на очень чувствительный анализ.

    И если в нем находят хотя бы незначительный процент мыла, его начинают вымывать снова и делают это до тех пор, пока мыло полностью не исчезнет, иначе оно будет мешать в дальнейшем процессе производства.

    От горечи избавились, и все равно что-то не то: стоит маслу немного постоять, как в нем начинает плавать что-то похожее на медузу. Отфильтровали масло и оказалось, что эта медуза — воск.

    Что делать с воском? Выяснили, что при сильном охлаждении он выпадает в осадок, который можно легко отфильтровать — так люди додумались до процесса винтеризации (от английского слова « winter», «зима»).

    Важно

    Масло охлаждают, долго выдерживают в большой емкости в холоде, воск кристаллизуется, и его убирают.

    Избавились от воска, а у масла все равно есть осадок: что-то рыхлое на дне. Это лецитин. Из-за чего он выпадает? Лецитин умеет захватывать из воздуха воду, после чего в масле начинает происходить процесс гидролиза — расщепление триглицеридов.

    Из-за этого образуются свободные жирные кислоты, и масло снова начинает горчить, то есть начинает портиться. От лецитина избавляются промыванием масла водой.

    Есть еще одна причина, почему он мешает: при высокотемпературной обработке масла лецитин начнет пригорать.

    Когда масло избавили от горечи, восковой медузы и осадка, люди решили придать ему симпатичный цвет. Зачем это нужно? Вот подсолнечному маслу повезло — оно, даже будучи нерафинированным, имеет нарядный оранжевый оттенок, который не отбивает аппетита.

    А вот нерафинированное рапсовое и соевое могут быть устрашающего зеленого цвета болотной жижи. Люди научились отбеливать масло с помощью отбельной глины, которая состоит из остатков микроводорослей, живших во времена динозавров.

    После того, как масло смешивают с этой глиной, а потом отфильтровывают, оно светлеет.

    Процесс задумывался как эстетическая история, но потом, с развитием технологий, выяснилось, что на этой отбельной глине прекрасно сорбируется все не очень полезное, что растение приобретает — пестициды, гербициды, тяжелые металлы и так далее.

    Совет

    Нет горечи, осадка, медузы, хороший цвет, — но пахнет масло не очень. Тогда решили масло дезодорировать. Процесс дезодорации тоже возник из эстетических соображений, но потом оказалось, что он полезен.

    Все лишнее, что из масла не убрали во время отбелки, окончательно уходит на этой стадии. При температуре 250 градусов через слой масла продувают па, причем при очень низком давлении (2 мм ртутного столба), почти равном вакууму.

    И тогда все, что не абсорбировалось на глине, стремительно разрушается и с паром выдувается через вакуумную систему — вместе с запахами.

    Но сейчас химическую рафинацию почти не используют и масло щелочью не обрабатывают. Оказалось, что на самом последнем этапе, в процессе дезодорации, если использовать большее количество пара, жирные кислоты спокойно улетят сами.

    И поэтому сейчас чаще всего масло очищают по укороченной схеме: убирают лецитин, убирают воск, отбеливают масло и загоняют его в дезодоратор, где убираются и запах, и свободные жирные кислоты.

    Так проще и экономичней — если многократно промывать масло водой, образуется много отходов, а мыло забирает с собой слишком много жира.

    Что такое трансжиры и откуда они берутся?

    В обработке растительных масел есть еще один необязательный этап — гидрогенизация: растительное масло из жидкого состояния переводят в твердое, чтобы его можно было намазывать на хлеб. Процесс разработали в начале XX века для замены дорогостоящего сливочного масла (а до этого маргарин делали из твердых животных жиров).

    Если в масле много ненасыщенных жирных кислот, то есть кислот с двойными связями, оно в обычных условиях находится в жидком состоянии. Чтобы оно стало твердым, нужно эти двойные превратить в одинарные. Для этого на очень высоких температурах через масло продувают водород, чтобы двойные связи жирных кислот стали одинарными.

    Обратите внимание

    В процессе гидрогенизации работают три физических объекта: масло, водород и катализатор.

    На активных центрах катализатора происходит разъединение двойных связей в молекуле жирной кислоты, и в это место или присоединяется молекула водорода, или же, при дефиците водорода, молекула может, так сказать, провернуться вокруг оси, и тогда сформируется трансизомер.

    Представьте себя жирной кислотой. На месте головы у вас двойная связь. Руки чуть согнуты в локтях и приподняты, в общем, вы похожи на букву Т. В природных жирах жирные кислоты находятся именно в таком положении.

    И вот вас прогнали через гидрогенизацию, но водород к вам не присоединился, а произошли следующие изменения: ваша правая рука поднялась вверх, левая же осталась внизу. Таким образом вы изобразили трансизомер.

    Вроде бы у вас ничего не изменилось, кроме трансфигурации. Но когда такой трансизомер поступает в организм, это не очень хорошо.

    Во-первых, где-то он ведет себя как насыщенная жирная кислота и способствует накоплению холестерина.

    Во-вторых, когда трансизомеры участвуют в биологических процессах организма, то наш наивный организм расценивает их как ненасыщенную жирную кислоту и тут же пытается ее куда-нибудь встроить.

    Например, мембрана наших клеток в ощутимом количестве состоит из жирных кислот, которые мы получаем из пищи. И вот организм смотрит на трансизомер и считает: «О, олеиновая кислота, дай-ка я ее встрою в мембрану». А как мы помним, жирные кислоты имеют форму буквы Т. Организм из этих кирпичиков в виде буквы Т строит мембрану, и все подходит друг другу.

    Но вот вместо буквы Т организму попадается корявая штука с задранной вверх рукой: одна, вторая, пятая. Образуются пробелы, как в тетрисе. И, вероятно, ощутимое количество таких неправильных молекул приводит к некоему сбою в организме. Какому именно — это уже к физиологам.

    Но нам с вами нужно быть спокойными.

    Важно

    С трансизомерами борются все, и в нашей стране с ними воюют даже больше, чем, например, в США: отечественные нормы куда строже. У нас уже год как серьезно следят за тем, чтобы в продукте было не более 2% трансизомеров в жировой фазе, — и производители, и контролирующие органы.

    Возьмем, допустим, какое-нибудь песочное печенье с 30%-ным содержанием жира: у нас допускается не более 0,6 г трансизомеров в 100 г продукта (2% от жира в продукте), а в США — 2 г в 100 г продукта (2% от массы продукта).

    Полезно ли рафинированное масло?

    Никто не может гарантировать, что в растении, из которого делалось масло, не накопились вредные вещества.

    Поэтому если мы говорим о пользе, то полезней для человека будет от греха подальше вытащить из масла все, чем продавать нерафинированное масло, в котором неизвестно сколько пестицидов и тяжелых металлов.

    Когда говорят о пользе масла, то обычно имеют в виду содержащиеся в нем жирорастворимые витамины. Но да, рафинация не очень бережно обращается с витаминами, и после очистки их в масле остается немного, процентов 30.

    Впрочем, все масло, которое выпускается на больших заводах в промышленных масштабах и которое стоит у нас в магазинах с надписью «нерафинированное», проходит как минимум две стадии обработки.

    Если в купленном вами нерафинированном масле нет очевидного осадка на дне и в нем не плавает медуза, то две фазы очистки точно были: гидратация, когда из масла убирают лецитин, и винтеризация, устраняющая восковую медузу.

    Повторю: так делают на большинстве крупных предприятий, но за маленькие крафтовые бутылочки я отвечать на могу.

    Можно ли жарить на нерафинированном масле?

    Не стоит. Все самое нехорошее с маслом происходит, когда оно нагревается до температур выше 150 градусов в присутствии кислорода.

    При этом все тяжелые примеси типа лецитина и стеринов (в том числе жирорастворимых витаминов) начинают пригорать на любых шероховатостях поверхности и образуют целый букет как продуктов термического распада жиров и сопутствующих веществ, так и продуктов окисления жиров и продуктов их распада и/или полимеризации. Проще говоря, начинают образовываться неполезные для человека вещи — например, акролеин, на основе которого даже делают боевое отравляющее вещество.

    На открытом воздухе при температуре от 150 до 200 градусов масло начинает быстро окисляться. В нем образуются перекиси, которые объединяются друг с другом.

    Совет

    И если процесс жарки будет очень и очень долгим, то на каком-то этапе мы можем получить олифу. Поэтому даже рафинированное масло нельзя использовать много раз — это касается масла для фритюра.

    Его надо менять часто, пожарили два-три раза — и все. А еще лучше каждый раз лить новое.

    Есть ли смысл в смеси рафинированных масел?

    Это маркетинговое явление, вспомните, как сильно очищается масло и как мало в нем остается витаминов. Можно предположить, что у такой смеси становится лучше жирнокислотный состав, но на самом деле нет. Если вы чувствуете в смеси рафинированного подсолнечного и рафинированного оливкового масел вкус оливкового масла — ради бога, покупайте, если вам нравится.

    Как хранить растительное масло?

    Рафинированное масло может храниться до года, при условии, что оно находится в темном месте, в плотно закрытой посуде и еще лучше — хранится в холоде. У нерафинированного срок годности меньше.

    При окончании срока годности производитель не гарантирует, что масло будет соответствовать тому стандарту, который заявлен на упаковке, по показателям качества и безопасности. Если по-простому, есть большая вероятность, что по истечении срока годности процессы окисления и/или гидролиза приведут масло в состояние полной негодности.

    В подсолнечное масло на заводе, при разливе в бутылку, добавляют азот, чтобы масло лучше хранилось. Масло насыщают азотом до такой степени, что оно похоже на бутылку газировки, которую взболтали и открыли крышку, а после разлива в бутылку еще наливают немного жидкого азота и тут же закупоривают крышкой. Если бутылка герметичная, то после всех этих операций она будет упругой.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 8
    2 / 8
    3 / 8
    4 / 8
    5 / 8
    6 / 8
    7 / 8
    8 / 8