Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Россия работает над созданием «Воздушного старта»

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Уже через 2-3 года российский авиационный ракетный комплекс космического назначения, разрабатываемый в рамках проекта «Воздушный старт», может провести первые испытания.

Последний на сегодняшний день вариант АРКК «Воздушный старт» был представлен на прошедшем в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2013. Реализацией данного проекта занимается Государственный ракетный центр (ГРЦ) им.

Макеева, который разрабатывает его совместно с частной компанией «Полет». Ведущий специалист ГРЦ Сергей Егоров в интервью сайту «Росинформбюро» отметил, что через 2-3 года о нас будут знать все.

По словам Егорова, компания «Полет» готова предоставить для проведения практических испытаний свой самолет Ан-124-100 «Руслан». На начальном этапе испытаний при помощи макетов будет отрабатываться сброс груза с самолета и начальные этапы старта.

Сергей Егоров отметил, что интерес к данному инновационному проекту возрос, в том числе и со стороны Министерства обороны России, и в связи с этим выразил надежду на достижение хороших результатов.

Специалист считает, что данный проект может быть применен для запуска в космос спутников военного назначения.

«Воздушный старт» – это проект, представляющий собой систему, которая в состоянии выводить на орбиту Земли космические аппараты при помощи ракеты-носителя на экологически безопасном топливе, которая стартует с борта большого транспортного самолета А-124-100.

«Руслан» с ракетой на борту, которая находится в многоразовом контейнере, в заданном районе на высоте около 10 000 метров выполняет «горку». В этот момент ракета выбрасывается из контейнера при помощи парогазогенератора, на удалении в 200-250 метров от самолета у нее включается маршевый двигатель и начинается управляемый полет на заданную траекторию орбиты.

Специалист ГРЦ им. Макеева, подчеркнул ряд главных достоинств комплекса с таким методом старта.

В первую очередь – это отсутствие необходимости возведения дорогостоящих стартовых наземных комплексов, использование различных районов пуска, заблаговременное планирование зон отчуждения для падения отделяемой ступени ракеты, а также возможность увеличения полезной нагрузки.

В настоящее время работы над аналогичным проектом активно ведутся и в США. В Америке уже провели несколько успешных испытаний по сбросу крупногабаритных грузов из самолета с применением парашюта. В то же время российский способ покидания самолета крупногабаритным грузом Сергей Егоров считает более безопасным и надежным.

Представитель ГРЦ им. Макеева, считает, что в нашем случае достигается безударный и контролируемый сброс ракеты «Полет» (масса 102 тонны, длина более 30 метров) с нужными перегрузками. В то же время парашютный способ менее предсказуем и подходит лишь для ракет, отличающихся меньшими массогабаритными характеристиками.

В России космические ракеты-носители воздушного базирования стали проектировать еще в середине 90-х годов прошлого века одновременно сразу несколько организаций.

Дальше всех удалось продвинуться разработке, которая была инициирована КБ химавтоматики и авиакомпании «Полет» (оба предприятия из Воронежа), которые в мае 1999 года учредили одноименную корпорацию «Воздушный старт».

Акционерами данной компании вскоре стали ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) и РКК «Энергия» (Королев, Московская область). Однако данные предприятия в начале 2000-х годов вышли из состава корпорации, а их место головного разработчика занял ГРЦ им. Макеева (Миасс, Челябинская область).

Смысл проекта в обеспечении мобильности космических запусков, так как при выводе ракеты с борта самолета нет необходимости строить космодром. Основным элементом комплекса с самого начала проекта должен был стать тяжелый транспортный самолет Ан-124-100ВС «Руслан». В центре России в Самаре на базе аэродрома компании «Полет» предполагалось организовать некоторое подобие «космодрома».

В 2006 году данный проект стал международным: на межправительственном уровне было достигнуто соглашение с Индонезией, которая обязалась построить на своем острове Биак всю необходимую инфраструктуру для базирования самолетов «Руслан» и загрузки на них ракет.

В сентябре 2007 года появилась информация о том, что амбициозный проект вышел на финишную прямую. Первый запуск готовились провести уже в 2010 году, также с одной из западноевропейских компаний был подписан контракт на запуск 6 спутников.

Однако с тех пор о «Воздушном старте» словно забыли.

Вновь вспомнили о нем уже в 2012 году, когда ГРЦ им. Макеева удалось заручиться поддержкой со стороны Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, а также Федерального космического агентства.

Тогда же появилась информация о том, что реализация данного проекта потребует вложения 25 млрд. рублей. При этом постройка «демонстратора» оценивалась в 4 млрд. рублей, общие же затраты в рамках разработки системы «Воздушный старт» были оценены в 25 млрд.

рублей (создание демонстратора – до 3-х лет, реализация проекта – 5-6 лет).

Система «Воздушный старт»

Российская система «Воздушный старт» с применением ракеты-носителя «Полет», относящейся к легкому классу (масса около 100 тонн), в состоянии обеспечить запуски легких спутников на низкие (до 2 тыс. км.), средние (10-20 тыс. км.), геопереходные и геостационарные орбиты, а также отлетные траектории к Луне и планетами нашей Солнечной системы.

Проектом предусматривается запуск ракеты-носителя со спутниками на борту с высот в 10-11 тысяч метров с воздушной стартовой платформы, в качестве которой планируется использовать модификацию самого тяжелого в мире серийно выпускаемого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан», который был создан в 1983 году украинским государственным предприятием АНТК им.

О.К. Антонова.

Также составной частью системы является легкая ракета-носитель «Полет», которая создается с применением самых передовых ракетных технологий, которые были созданы в России в рамках работ по пилотируемой программе ракеты-носителя «Союз» и подтвердивших свою высокую безопасность и надежность. При этом ракета-носитель будет работать на экологически безопасном ракетном топливе (керосин + жидкий кислород).

На первой ступени ракеты применяются модифицированные жидкостные ракетные двигатели НК-43 (НК-33-1), которые были созданы еще в рамках работы над лунной ракетой Н-1 и отработаны до надежности 0,998. В качестве второй ступени ракеты «Полет» планируется использовать третью ступень серийно выпускаемой ракеты «Союз-2» с усовершенствованным ракетным двигателем РД-0124.

На первоначальном этапе эксплуатации ракет «Полет» в целях минимизации затрат и уменьшения времени на ее разработку двигательная установка первой ступени ракеты может быть принята аналогичной установке на первой ступени легкой ракеты-носителя «Союз-1» разработки «ЦСКБ-Прогресс»: с уже существующими маршевым двигателем НК-33А и рулевым 4-камерным двигателем РД 0110Р.

Для доставки космических спутников на орбиты различной высоты и отлетные траектории ракета-носитель может оснащаться разгонным блоком, который является улучшенной модификацией разгонного блока «Л» ракеты-носителя «Молния», с установленными на нем кислородно-керосиновыми ракетными двигателями 11Д58МФ (тягой 5 тс). Работы по данному двигателю в настоящее время ведутся в РКК «Энергия» им. С. П. Королева.

Применение в проекте «Высотный старт» уже существующих российских ракетных технологий может положительно сказаться на сроках и стоимости разработки системы, обеспечив ей наилучшие экономические и технические характеристики.

Наилучшим вариантом размещения создаваемой системы на территории нашей страны может стать строящийся космодром «Восточный».

Близость акватории Тихого океана обеспечивает наилучшие условия для выбора оптимальных трасс на активном участке полета ракеты-носителя «Полет».

Схема функционирования системы

После того как ракета-носитель «Полет» и космический разгонный блок будут доставлены на российский космодром «Восточный» или в космопорт на индонезийском острове происходит интеграция ракеты-носителя и спутника.

Монтаж спутника на ракету может производиться в специально построенном на космопорте техническом комплексе или же непосредственно в самом самолете-носителе.

После окончания процесса сборки пускового комплекса и проведения всех необходимых проверок, заправки самолета-носителя, космического разгонного блока и ракеты происходит вылет самолета в расчетную зону запуска.

Схема полета данной системы обеспечивает запуск спутников на земную орбиту с почти любым наклонением. Это достигается за счет того, что самолет может провести пуск ракеты на удалении в 4-4,5 тысячи км. от космопорта.

При этом зона пуска ракеты при планировании каждого конкретного полета будет подбираться, исходя из условия обеспечения заданного наклонения орбиты космического спутника, расположения трассы полета и районов падения отделяемых элементов ракеты в малосудоходных акваториях Мирового океана.

Также при выборе маршрута запуска будет учитываться необходимость посадки «Руслана» после пуска ракеты-носителя на одном из ближайших аэродромов, который в состоянии принимать самолеты подобного класса.

В расчетной зоне пуска ракеты для создания максимально комфортных начальных условий полета, самолет-носитель выполняет фигуру пилотажа под названием «горка» с выходом на параболическую траекторию, которая позволяет обеспечить на 6-10 секунд режим полета, который близок к невесомости. В этот момент нормальная перегрузка на ракету «Полет» не превысит 0,1-0,3 единицы. Такое решение позволяет в 2-2,5 раза увеличить десантируемую массу ракеты по сравнению с обыкновенным десантированием в режиме горизонтального полета, а значит повысить ее грузоподъемность.

В момент, когда самолет-носитель на режиме «Горка» достигнет максимального угла наклона траектории к местному горизонту (угол кабрирования порядка 20°) происходит выброс ракеты из самолета при помощи специального пускового контейнера с применением пневматической системы выталкивания, оснащенной пороховым аккумулятором давления.

Процесс выхода ракеты «Полет» из «Руслана» занимает порядка 3-х секунд, продольная перегрузка в этот момент не превышает 1,5 единицы.

После процедуры десантирования ракеты и последующей реализации участков полета ее первой и второй ступеней, а также космического разгонного блока, осуществляется отделение космического спутника и его выход на заданную орбиту.

Стоит отметить, что технология десантирования с самолета тяжелых грузов, существенно превышающих по массе грузы, которые десантируются в обычном горизонтальном полете, была реализована еще в СССР в 1987-1990 годах в рамках работ по программе «Энергия-Буран». Данная технология отрабатывалась в рамках спасения многоразовых ракетных блоков первой ступени ракеты «Энергия» и предусматривала десантирование тяжелых грузов в режимах полета самолета близких к состоянию невесомости.

Энергетические возможности

Использование ракеты-носителя «Полет» позволяет выводить на орбиту спутники массой до 4,5 тонн при их выводе на низкие экваториальные орбиты, до 3,5 тонн – на низкие полярные орбиты, до 0,85 тонн – на орбиты навигационных систем «ГЛОНАСС» или «Galileo», до 0,8 тонн – на геостационарные орбиты. В случае оснащения геостационарных спутников апогейной двигательной установкой, которая обеспечивает переход спутника с геопереходной орбиты на геостационарную, легкая ракета «Полет» может обеспечить вывод на геостационарную орбиту спутников массой до 1 тонны. На отлетные траектории к другим планетам Солнечной системы, а также к Луне она может доставить космические аппараты массой в 1-1,2 тонны. Такие возможности по грузоподъемности «Воздушному старту» обеспечивает запуск с высоты порядка 10-11 тысяч метров.

А вот посмотрите какой проект недавно реализовали в США:

«Военный Паритет». Компания Lockheed Martin и Агентство по ПРО США успешно испытали прототип баллистической ракеты-мишени средней дальности воздушного базирования eMRBM (Extended Medium-range Ballistic Missile) над полигоном Юма (шт. Аризона), сообщает ASDNews 14 мая 2013 года.

Полномасштабный прототип ракеты-мишени был сброшен на высоте 25000 футов с грузового отсека тяжелого транспортного самолета С-17 ВВС США.

После раскрытия парашютной системы ракета отделилась от поддона, затем совершила свободное падение (ракета не была оснащена двигательной установкой).

В тесте принимали участие специалисты субподрядных организаций Orbital Sciences Corp. и Dynetics. Испытание по полной программе намечено на конец этого года.

Lockheed Martin разрабатывает eMRBM для испытаний систем ПРО. «Эта новая мишень предназначена для повышения степени имитации реальной обстановки, чтобы системы ПРО наработали опыт для действий в боевой операционной среде», заявил вице-президент Lockheed Martin Space Systems Company Джон Холи (John Holly).

«Мишень eMRBM была испытана для проверки оборудования воздушного базирования и системы сброса в номинальном режиме, в будущем планируется проверить эксплуатационные характеристики для целевых испытаний», заявила директор программы разработки мишеней и мер противодействия (Targets and Countermeasures Program) компании доктор Патриция Дэр (Patricia Dare).

В настоящее время Lockheed Martin занимается разработкой и производством 17 ракет-мишеней с различной дальностью полета, в том числе пяти eMRBM. В рамках программы производства мишеней компания с 2003 года выпустила 27 изделий для проверки систем ПРО.

До этого времени компания произвела 17 ракет-мишеней по другим контрактам. С 1998 года Lockheed Martin добилась непревзойденного результата успешности (98%) в пусках ракет-мишеней наземного, морского и воздушного базирования малой и средней дальности.

А посмотрите на проект примерно такого плана, который уже был в СССР: ПРОГРАММА «СПИРАЛЬ» или всем известная программа Мечта Антонова: Ан-225 «Мрия»  , а вот еще  интересный «АТЛАНТ» Мясищева Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=34393

Вверх на электричестве: электросамолёты будущего

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Наиболее реальными на сегодня кажутся перспективы электросамолетов, построенных по гибридной схеме.

Это означает, что движитель летательного аппарата (винт или винтовентилятор) будет приводиться в движение электромотором, а вот электричество он получит от генератора, вращаемого… газотурбинным двигателем (или другим ДВС).

На первый взгляд такая схема кажется странной: от ГТД хотят отказаться в пользу электродвигателя, но не собираются этого делать.

Гибридных проектов в мире тоже уже немало, однако нас в первую очередь интересует Россия. Работы по электросамолету, в частности с гибридной схемой, велись в разных научных институтах авиационного профиля — таких, как ЦАГИ или ЦИАМ.

Сегодня эти и некоторые другие учреждения объединены (с 2014 года) под эгидой Научно-исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского», призванного стать единым мощным «мозговым трестом» отрасли.

Задача комплексирования в рамках центра всех работ по электроавиации возложена на Сергея Гальперина, которого мы уже цитировали в начале статьи.

Эскиз одного из вариантов российского регионального самолета с гибридной силовой установкой (ГТД — электрогенератор — электромотор)

1. Вспомогательная силовая установка на топливных элементах

  • Водородные топливные элементы
  • Турбокомпрессор для обеспечения высотности

2. Турбовальный газотрубный двигатель

  • Для вращения генератора
  • Вспомогательное или основное энергопитание

3. Электрогенератор

  • На основе высокотмпературной сверхпроводимости при мощностях выше 500−800 кВт

4. Система передачи энергии

  • На основе высокотемпературной сверхпроводимости или кабель с жидкостным охлаждением

5. Аккумуляторные батареи

  • Буфер энергии
  • Вспомогательное или основное энергообеспечение

6. Электродвигатель

  • На основе высокотемпературной сверхпроводимости при мощностях выше 500−800 кВт

«Переход на электродвигатели в авиации открывает немало интересных перспектив, — говорит Сергей Гальперин, — но рассчитывать на создание коммерческого электросамолета с приличной для российских условий дальностью на чисто химических источниках энергии (батареях или топливных элементах) в ближайшем будущем не приходится: слишком разнится энергетический потенциал килограмма керосина и килограмма аккумуляторов. Гибридная схема могла бы стать разумным компромиссом. Надо понимать, что ГТД, непосредственно создающий тягу, и ГТД, который будет приводить в движение вал генератора, — это совсем не одно и то же.

Дело в том, что у самолета в ходе полета значительно изменяются энергетические потребности. На взлете авиационный двигатель развивает мощность, близкую к максимальной, а при движении на крейсерском участке (то есть большую часть полета) энергопотребление самолета снижается в 5−6 раз.

Таким образом, традиционная силовая установка должна уметь работать в широком диапазоне режимов (не всегда оптимальных с точки зрения экономики) и быстро переходить от одного к другому. Ничего подобного не потребуется от ГТД в гибридной установке.

Он будет подобен газовым турбинам электростанций, которые работают всегда в одном и том же, самом экономически выгодном режиме. Работают годами, без остановки».

Ce-liner Концепт полностью электрического самолета, разработанный немецким исследовательским институтом Bauhaus Luftfahrt. Авторы полагают, что прогресс в области электробатарей позволит их детищу пролетать до 1300 км на одной зарядке уже к 2030 году, а к 2040-му — до 3000 км.

С помощью генератора ГТД сможет вырабатывать энергию для непосредственного питания электродвигателей, а также для создания запаса в аккумуляторах. Помощь аккумуляторов понадобится как раз на взлете.

Но поскольку работа электромоторов на взлетном режиме продлится всего несколько минут, запас энергии не должен быть очень большим и батареи на борту могут быть вполне приемлемыми по размеру и весу. У ГТД при этом никакого взлетного режима не будет — его дело спокойно вырабатывать электричество.

Таким образом, в отличие от авиадвигателя ГТД в гибридном электросамолете будет менее мощным, более надежным и экологичным, проще по конструкции, а значит, дешевле и, наконец, будет обладать большим ресурсом.

Дуем на крыло

При этом переход на электродвигатели открывает перспективы принципиальных новшеств в конструкции гражданских самолетов будущего. Одна из наиболее обсуждаемых тем — создание распределенных силовых установок.

Сегодня классическая схема компоновки лайнера предполагает две точки приложения тяги, то есть два, редко четыре, мощных двигателя, висящих на пилонах под крылом.

В электросамолетах рассматривается схема размещения большого числа электродвигателей вдоль крыла, а также на его концах. Зачем это нужно?

Дело опять же в разнице взлетного и крейсерского режимов. На взлете при малой скорости набегающего потока летательному аппарату для создания подъемной силы необходимо крыло большой площади. На крейсерской скорости широкое крыло мешает, создавая избыточную подъемную силу.

Проблема решается за счет сложной механизации — выдвижных закрылков и предкрылков.

Самолеты меньшего размера, взлетающие с небольших аэродромов и имеющие для этого большие крылья, вынуждены идти на крейсерском участке с неоптимальным углом атаки, что приводит к дополнительному расходу топлива.

От идеи к реализации: 12 этапов проектирования стартапа

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Идею проекта Gurulook, социального сервиса поиска товаров по картинкам с игровыми элементами, где пользователь размещает фотографию понравившейся вещи, а другие юзеры публикуют ответ в виде ссылки на искомый товар, нам подсказали сами клиенты.

В группах Kitmall и Kupinatao (наших интернет-магазинах товаров из Китая) в социальных сетях стали часто появляться запросы с просьбой помочь в поиске товара. Пользователи натыкались на красивую вещь в интернете, а где ее найти не знали. В какой-то момент они стали публиковать запросы с просьбой найти «похожее платье» или что-то еще и прилагали картинку.

Пришлось создать отдельную тему для обсуждения «помогите найти». И вот здесь появилась идея создания сервиса.

Этап №2: Команда

Соберите людей, которым понравится ваша идея: на стадии запуска бизнеса большую ценность имеет потенциал работника и «горящие глаза».

От того, каких людей вы привлечете для работы над проектом, во многом зависит его успех. Выявить таких людей из остальной массы не составляет труда.

Они, как правило, энергичны, инициативны и душой «болеют» за дело (читайте статью Командообразование для стартапа: 7 распространенных HR-ошибок).

Этап №3: Рынок

Постарайтесь оценить размеры рынка. Если рынок предлагаемых вами услуг еще не сформирован, постарайтесь проанализировать данные аналогичных и смежных сегментов.

Для определения рентабельности вложений в ваш проект необходимо понимать, сколько существует потенциальных потребителей.

Изучите конкурентов, выявите их сильные и слабые стороны и на основании этого сформулируйте свои уникальные преимущества.

Этап №4: Концепция

На данном этапе вы составляете краткое описание исходных гипотез о своем бизнесе. Начать стоит с формирования цели: что, зачем и, самое главное, для кого вы хотите создать. Желательно подкреплять эту информацию цифрами.

Важно подробно исследовать целевую аудиторию и на основании полученной информации нарисовать для себя портрет предполагаемого клиента. Это поможет более четко определить его потребности и грамотно сформировать предложение.

От правильного выбора целевой аудитории напрямую зависит показатель конвертации пользователя в постоянного потребителя.

Нужно понимать, что помимо основной аудитории — той, на которую вы в первую очередь будете ориентировать проект, может существовать еще и вторичная — лица, потенциально заинтересованные в вашем продукте. Опишите, как вы видите клиента из каждой группы.

Важный момент — оценка численности аудитории, готовой платить за ваш продукт. Как правило, эта группа людей гораздо меньше общего числа потенциальных пользователей. Пристальное внимание следует уделить анализу стратегических перспектив проекта (SWOT-анализ), а также возможным способам его монетизации.

Опишите, как будет изменяться доход компании в течение трех лет? Какой посещаемости нужно за это время достичь, чтобы добиться нужных вам показателей? После того, как появилась ясность с доходами, приступайте к прогнозированию расходов на тот же период. Исходя из этого, оцените возможную прибыль.

Если вы планируете привлекать инвестиции, то заранее определите их долю в проекте.

Этап №5: Техническое задание

В детальном проектировании стартапа на данной стадии нет особого смысла. Проект развивается и наращивается в реальном времени, учитывая пожелания пользователей и новое видение автора, пока не будет полностью реализована вся его концепция в рамках исходной идеи. Начинать разработку технического задания разумно с деления всего проекта на отдельные, целостные этапы.

Этап №6: Прототип

Не начинайте привлекать инвестиции в стартап, не построив прототип. Создайте проект продукта с набором базовых характеристик. Прототип должен быть простым для понимания и применения. Это могут быть схемы страниц, показывающие, какая информация и элементы управления должны располагаться в разделах сайта. Так вы сможете увидеть, как будет работать стартап до его программирования.

Этап №7: Тестирование

Как только прототип будет готов, попросите знакомых начать пользоваться им. Ваша задача — определить, правильно ли вы обозначили проблему и удовлетворяет ли предлагаемое вами решение потребности потенциального пользователя. Тестирование прототипа позволило нам усовершенствовать некоторые элементы сервиса.

Ключевая идея Gurulook — возможность поиска товара по картинкам. Для пользователей оказалось важной максимально простая и удобная загрузка фото. Проанализировав замечания юзеров, мы упростили процесс публикации фото и добавили дополнительные возможности по изменению его размера.

Этап №8: Альфа-версия

Это стадия, на которой проект уже готов, но еще не протестирован. В процессе внутренних тестов в интерфейс вносятся некоторые мелкие коррективы, которые не были учтены при разработке и создании технического задания. Начинаются переговоры с первыми клиентами.

Этап №9: Закрытая бета-версия 

У проекта появляется небольшое количество последователей, привлеченных для тестирования продукта. После тестирования производится работа над ошибками. В ходе закрытого бета-тестирования мы проанализировали цветовые предпочтения аудитории и осознали необходимость произведения редизайна сайта.

Этап №10: Публичная бета-версия 

Ведется умеренно активное привлечение пользователей, заинтересованных в тех услугах, которые вы предлагаете, либо пользователей, постоянно находящихся в поиске чего-то нового. Задача номер один на этой стадии: превратить изначальные гипотезы основателей о рынке и потребителях в факты. Параллельно ведется работа над ошибками.

Бета-тестирование сервиса показало, что задуманные варианты геймификации не были активно восприняты целевой аудиторией. Мы предполагали, что у женской аудитории заведомо будет соревновательный интерес. За активность в Сети мы начисляли им рейтинг, но нигде его не публиковали. Это не вызывало интереса. В связи с этим было принято решение несколько видоизменить проект.

Мы стали визуализировать рейтинги на главной странице, добавили лидерборды за неделю. Немного пересмотрели и сам механизм начисления баллов: изначально баллы участником начислялись за публикуемые в ответах ссылки, сейчас баллы начисляются в том случае, если пользователь, перейдя по ссылке, совершает покупку.

Эти баллы впоследствии можно использовать для оплаты своих покупок в интернет-магазинах-партнерах.

Этап №11: Запуск

Начало работы проекта, его продвижение и оформление пакета юридических документов. Даже после полной реализации исходной идеи успешный стартап продолжает развиваться: совершенствуются техническая и идейная составляющие, исправляются всплывающие ошибки. Здесь же встает вопрос о регистрации товарного знака.

Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать в том случае, когда вы вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно пока не стало. Товарный знак имеет территориальное ограничение: если он зарегистрирован в России, то и охраняется он только в России.

Зарегистрировать товарный знак в США возможно в том случае, если вы использовали его в течение двух лет.

Этап №12: Поиск инвесторов (часто может следовать за этапом создания прототипа)

Важно понять, какую часть бизнеса вы готовы отдать инвестору. Чтобы у проекта были шансы на жизнь, некоторые специалисты рекомендуют отдавать не более 15-25%.

Устраивайте встречи с большим числом инвесторов, найдите несколько потенциально заинтересованных партнеров и переходите к переговорам о структуре сделки и ее закрытии. Не бойтесь оспаривать предложения инвесторов и предлагать свои условия.

Четко определите границы контроля инвестора и варианты выхода из бизнеса. Обязательно пропишите эти вопросы.

Олег Жук, ведущий разработчик в компании VirtoWay

Минэкономразвития объявило о старте проекта по формированию инновационных кластеров

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

По итогам конкурса по формированию инновационных кластеров будет выбрано, как минимум, 5 регионов, где в будущем появятся объединение предприятий. На сегодняшний день известно, что возможная финансовая поддержка на развитие проектов будет приходить из федерального бюджета.

«Министерство воспринимает этот проект как следующий этап работы над «пилотными» инновационными территориальными кластерами», – рассказал заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев на совещании, посвященном разработке конкурса.

По мнению участников совещания, опережающие темпы роста проектов могут быть достигнуты благодаря достижению ими мирового уровня инвестиционной привлекательности.Отметим, Министерством уже разработаны предложения и подходы по распределению господдержки кластеров-лидеров. Также известно, что в помощь субъектам Федерации будут предоставлены рекомендации по формированию заявки на свой проект.

Напомним, всего в регионе действует 5 промышленных кластеров: нефтегазового машиностроения, авиационный, радиоэлектронный, мебельный и электромеханики.

Также «ГЧ» уже писала о том, что в ближайшее время в Воронежской области появится новый промышленный кластер – турбонасосный. Два региональных предприятия – АО «НИИ лопастных машин» и ОАО «Турбонасос» – подали соответствующие документы в Минпромторг.

Подобные проекты всегда достигают высокой оценки со стороны властей и в большинстве своем финансируются из средств федерального бюджета. Так, в числе приоритетов Государственной Думы 6-го созыва было создание условий для развития промышленного производства и улучшения инвестиционного климата.

В частности, был принят важнейший закон о промышленной политике и в результате создан федеральный Фонд развития промышленности, который в прошлом году предоставил займы двум компаниям на реализацию промышленных проектов в Воронежской области.

Помимо этого, по данным департамента промышленности, на программы поддержки местных производств в прошлом году было привлечено более 11 миллиардов рублей из федерального бюджета. Из них 8 миллиардов были выделены предприятиям оборонного комплекса, более 3 миллиардов рублей – на гражданские заводы и фабрики региона.

Таким образом, в прошлом году предприятия Воронежской области из федерального бюджета получили почти в 4, а по гражданским отраслям – в 34 раза больше средств, чем годом ранее.

В 2016 году работа в этом направлении продолжается.

В частности, порядка 200 миллионов рублей предусмотрено в федбюджете на развитие инфраструктуры индустриального парка «Масловский», причем первый транш в почти 27 миллионов рублей уже поступил в Воронежскую область.

Технологии, которые удивят Boeing: в России создают электросамолет будущего

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

В России работают над созданием летающей опытной площадки для отработки технологий электросамолета будущего….

Читать полностью…

Помните, как Петр Порошенко радовался открытию вентиля в Турции? Так вот Болгария уже заявила, что она сокращает транзит газа через Украину. Причем эти же самые объемы она будет прокачивать по тому самому газопроводу, который «помогал» открывать великий «гений» украинской нации….

Президент Владимир Путин обратил внимание на российское птицеводство — то, что кормило жителей СССР перед распадом страны. Это стало ответом на американские санкции и вызовом для западных конкурентов. В данный момент к рыночным испытаниям готовят обновленный вид советской курицы-бройлера…

Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура выявила факты выдачи гражданам Китая незаконных разрешений на строительство ресторана и гостиничного комплекса на Байкале. Бизнес оказался незаконным…

Швейцарский суд по просьбе Украины лишил Газпром доходов от операторов «Северного потока» и «Северного потока – 2». Правда, Нафтогазу радоваться рано: все средства от этих компаний будут идти не на Украину, а швейцарским приставам. Помешает ли это работе «Северного потока» и стройке «Северного…

Россия праздновала День народного единства, а в Эстонии варили трубу. Сварен первый шов газопровода Balticconnector. Через Балтийское море труба должна соединить эстонские газовые сети с Финляндией…

Украинский «Нафтогаз» из последних сил пытается забрать $2,56 млрд. у российского «Газпрома» и продолжить реализацию ранее озвученного «плана Б». Ему очень хочется и дальше паразитировать на России, поэтому попытки «доить» ее, он не прекратит….

Выступая на церемонии подписания контракта на поставки американского СПГ польскому государственному газовому предприятию PGNiG, американский министр энергетики Рик Перри назвал подписание контракта «великим днем для Европы»….

Не в первый раз китайские аграрники в России уличены в порче, а то и отравлении земли. Представители надзорных ведомств не однажды сообщали об обнаружении на территории китайских хозяйств опасных отравляющих веществ. Запрещенные химикаты находили как в земле под парниками, так и в выращенных…

После сентябрьского провала наша валюта всё же заметно окрепла. Однако в скором времени всё может поменяться, поэтому сейчас самое время прикупить валюты, особенно, если на новогодние праздники планируются поездки за рубеж….

Европейский суд по правам человека не разделяет мнение нынешних киевских властей о том, что граждане Украины не имеют права делать со своей землей, которая находится в их собственности, все то, что им хочется. Если Киев не отменит мораторий на продажу земли уже в 2019 году, то каждому гражданину…

9 ноября сайт Минфина США сообщил, что срок завершения сделок с компаниями Олега Дерипаски опять продлен….

Компания «Роснефть» объявила зарубежным потребителям нефти, что будет выставлять штрафы за просрочку платежей, связанную с санкциями Евросоюза и США. Вслед за ней аналогичные решения приняли «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»….

Пожалуй, впервые в истории США сложилась ситуация, когда общее число вакансий там выше, чем количество безработных. Это означает, что бизнес в большинстве секторов расширяется, а рост зарплат остаётся под контролем….

Краткий мануал по участию в программе «Старт» (1 млн.р. для вашего проекта)

Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Наверное многие из участников хабра-сообщества слышали о конкурсе «СТАРТ», проводимым Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по народному, Фондом Бортника). Суть конкурса — безвозмездное субсидирование стартапов в различных отраслях (ИТ, медицина, машиностроение и тд.) размером 1млн.

рублей в первый, с возможность продолжения и получения 2млн.р. во второй и 3 млн.р. в третий год. В первый год деньги даются приблизительно 20% проектам, которые подали заявку (если точнее, 107 из 515 проектов в 2010г).
Для получения финансирования нужно пройти конкурсный отбор в своём регионе, тратить полученные деньги согласно обязательствам по гос.

контракту, сдавать отчёт о работе раз в полтора месяца, и главное – это безвозмездно (не нужно возвращать).

Но, не смотря на значимость события, информации об этом конкурсе очень мало, участники и победители программ зачастую приходят со стороны ВУЗов, при том что попробовать свои силы и получить деньги могли бы и многие IT-стартапы (говорим о тех, кому эти деньги очень нужны, так как процесс участия в программе достаточно трудоёмкий).

В этой статье я хотел бы поделиться своим опытом участия в программе «СТАРТ-10», это будет полезно как для тех кто подаёт заявку, так и для тех кто станет победителем и продолжит работать с Фондом. Информации мало, она раскидана, и, с непривычки, вся бумажная волокита напрягает и приводит к задержкам и проблемам.

Как всё происходит и как начать

Если быть кратким, то вся работа по программе в течение года проходит через следующие этапы. Подача заявки и участие в конкурсе:

  • Регистрация юр.

    https://www.youtube.com/watch?v=4Dwv5U8In5E

    лица (обязательное условие с 2011 года)

  • Подача заявки на регистрацию интеллектуальной собственности (программы ЭВМ или БД)
  • Оформление и подача заявки через сайт Фонда (2 мес)
  • Оценка заявки экспертами в онлайн (2 мес)
  • Презентация проекта в живую перед региональной комиссией
  • Оглашение победителей (спустя месяц после презентации)

Дальнейшая работа по гос.контракту:

  • Передача прав на интеллектуальную собственность вашему юр.лицу (при необходимости)
  • Регистрация НИОКР (вся ваша деятельность проходит как научно-исследовательская работа)
  • Составление научно-технических и финансовых отчётов
  • Завершение контракта и итоговый отчёт
  • Отбор проектов на второй год финансирования

Текст получился достаточно большим, поэтому я решил разделить его на две части, осветить в первой всё, что касается вашей заявки и процедуры отбора, а советы по работе сделать во второй.

Подача заявки и участие в конкурсе

Начало подачи заявок стартует после очередного ежегодного анонса, так, в 2009 году был анонсирован СТАРТ-10, а не так давно, 2 ноября, был объявлен «СТАРТ-11».

Последний день подачи заявок для направления IT – 1 февраля 2011 года, 22-го марта будут известны победители, а в промежутке между этими двумя числами вам нужно будет презентовать свой проект в живую перед региональной комиссией.

Важно – конкурс анонсируется раз в год, поэтому если вы по каким-либо причинам пропаритесь, то придётся ждать следующего года (зато будет время подготовить хороший прототип). Некоторое количество мест для стартовцев выделялось на Селигере, но там свой отбор через программу «УМНИК», и например, мы бы туда никак не попали.

Собственно, мы и узнали про этот конкурс в 2009 году, в момент окончания приёма заявок, сильно заинтересовались «миллионом на халяву», посмотрели что деньги даются не только на науку, но и на классические стартапы и решили попробовать свои силы в 2010 (так, в участниках СТАРТ-09 был замечен timepad.ru, а в СТАРТ-10 insales.ru).

Наш проект — конструктор сайтов для малого бизнеса http://www.altedit.ru — является, некоторым аналогом того же insales, но направлен на свою область. То есть проект явно не наукоёмкий, хотя и трудозатратный (в один момент решили попробовать написать свой продукт и пришли вот к такой идее и своему пониманию SaaS-инструментов для создания сайтов, которые бы хотели развивать, тиражировать на разные ниши и языки).

Теперь подробнее как это было, что из себя представляет заявка, где её заполнять, что писать.

Заявка — это фактически расширенный бизнес-план, который включает:

  • Научно-техническое обоснование проекта (почему вы круты и где инновации)
  • Кусок, которые можно назвать классическим бизнес планом (как вы заработаете денег на всей затее)
  • Детальная смета расходов (расписать все статьи расходов для 1 млн.р.)
  • План работ по этапам(кварталам) на предстоящий год и общий план на 2-й и 3-й год
  • Информация о вас как о команде (участники, опыт, семейное положение)

Заполняется всё по жесткой форме в специализированной системе «ФОНД». Система старая, неудобная, главное — работает. Представляет собой кучу формочек для введения данных в строго заданном формате, поэтому даже если у вас есть какие-то наброски бизнес-плана, то доработать их и занести в систему — дело непростое и требует времени.

Важно:

Если вы пройдёте конкурсный отбор, то вся ваша писанина(план работ, суммы, сроки) будет автоматически использована для заключения гос.контракта, по которому придётся отчитываться. Поэтому лучше делать реальный и жизнеспособный план и заранее продумать ваши расходы.

Мы сразу решили писать все документы и делать расчёты для бизнес-плана самостоятельно.

Сейчас, смотря со стороны, я вижу «колхозность» все этих документов, но это дало большую уверенность — я мог отстаивать цифры и фразы в этом бизнес-плане, уверенно чувствовать себя на защите проекта перед региональной комиссией, поэтому рекомендую делать документы самостоятельно и вам.

Регистрация интеллектуальной собственности(ИС)

Для участия в конкурсе вам нужно в обязательном порядке подать заявку на регистрацию интеллектуальной собственности.

В случае ИТ-проектов, как правило, регистрируется программа для ЭВМ(ПрЭВМ) или база данных, что ощутимо проще чем патентование и по большему счету, является просто формальностью.

Причём, для подачи заявки вам достаточно просто собрать пакет документов для регистрации ПрЭВМ, оплатить пошлину, отправить всё почтой в Роспатент и просто получить входящий регистрационный номер.

Сама заявка может рассматриваться месяц-другой(хотя есть и пошлины ускоряющие процесс), но для участия в СТАРТе вам нужен только входящий регистрационный номер, который присваивается практически сразу и который можно узнать по телефону.

ИС можно регистрировать как на компанию, так и на вас как на физ.лица, но во втором случае, если вы выиграете СТАРТ, то для заключения гос.контракта вам придётся передать права(отчуждение авторского права) от вас как от физ.лиц вашей компании.

Это опять же — лишние бумажки, долго и муторно, придётся оплачивать пошлину, поэтому рекомендую оформлять сразу на компанию.

Ещё раз — регистрация программы ЭВМ, это просто формальность, для этого не нужно иметь работающую программу, достаточно заполнить заявление и приложить пару десятков страниц кода(да, попахивает некоторым маразмом — распечатывать сомнительные куски кода на А4 и высылать их почтой).

Оценка проекта экспертами

После подачи заявки, ваш проект будет оценен двумя экспертами, при этом обещаются толковые эксперты из вашей отрасли. Оценка происходит по интернету непосредственно через систему подачи заявок, оцениваются несколько критериев (научно-техническое обоснование, новизна, рынок и коммерциализация, команда), оценка суммируется.

Результат оценки онлайн-экспертов и их комментарии вам не будут доступны (в дальнейшем будет опубликована только итоговая оценка и список победителей), но она будет играть важную роль в дальнейшем при презентации проекта перед региональной комиссией.

Рекомендую посмотреть какие были проекты на СТАРТ-10 и как они были оценены.

Обоснование проекта, бизнес-план, команда

Мне не особо хочется давать наставления по тому как надо писать бизнес-планы(я и сам это не умею). Главное понимать, что проект должен обладать некой научной новизной, иметь продуманный план монетизации и вы были в состоянии это чётко изложить.

Наш проект был очень далёк от инноваций и науки и это было откровенно слабое место в заявке, но мы постарались хоть как-то закрыть эту брешь подготовленным лечевом и это сработало.

Так же рекомендую учесть, что если вы подаёте заявку, то хотя бы на бумаге ваш проект должен принести вам денег не меньше чем вы просите у государства (а просите вы 6 млн за три года, соответственно, проект должен их отбить) — момент очевидный, но в ходе живых презентаций я лишний раз убедился, что одни — показывают такой прогнозируемый уровень дохода, которые просто не отобьёт гос.вложения, другие — слишком завышенные цифры, что сразу рождает дополнительные вопросы. Как и в классическом посевном инвестировании, большую роль в оценке проекта играет команда, её практический опыт работы, и даже такие вещи как возраст сотрудников и их семейное положение. Имхо, тут стоит потратить пару лишних часов и понятным грамотным языком описать, почему вы отлично подходите для реализации проекта. Если у вас нет окончательно сформированной команды, то как вы будете набирать людей, как решите текущие проблемы.

Смета расходов

Перед вами стоит задача расписать как потратите миллион рублей на год вперёд, причём есть достаточно много ограничений. Первое – деньги даются только на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Вы не можете покупать на них мебель и офисную технику, нанять менеджера по продажам.

Но, например, можете потратить на основные средства производства (для IT-проектов я бы попробовал протащить серверное оборудование) и оплату работ соисполнителей, аренду офиса, ведение счёта и связь.

Кроме ограничения на что тратить, есть ещё и ограничения по суммам:

  • На офис – не более 5% (50тр загод), при стоимости офиса не более 500р/м2
  • На прочие расходы(телефон, инет, банк) – ещё 5%
  • Организации соисполнители – по памяти, не более 30%
  • Заработная плата – не более 20тр/мес на человека

Для большинства IT-проектов, 1 млн.

р – это относительно немного расходов на плюшки вроде офиса и всё оставшееся на зарплату сотрудников, которая будет официальной, и с которой вы будете платить налоги. Напомню, что с 01.01.2011 нас ждёт повышение налогов, и если раньше мы, как упрощёнщики, платили с зарплаты 27.2% (13% НДФЛ, 14% отчисления в ПФР на накопительную и страховую часть, 0.

2% — отчисления в ФСС на страхование от несчастных случаев), то теперь это будут более печальные 39.2% (13+26+0.2). Выводы делайте сами, но если вы грамотно впишите соисполнителей, покупку необходимого оборудования или ПО(как средств производства), то сможете сократить налогооблагаемую базу.

Все прочие расходы нужно распределить заранее – например, банковское обслуживание – 5,000р за год, интернет – 20,000р, телефон – 8,000р. Когда мы заполняли документы, то не знали, что это все цифры перейдут в гос.

контракт, но тем не менее старались делать реальный бизнес план (и сам плану работ и смету расходов), попали достаточно точно и это ощутимо облегчило жизнь в дальнейшем.

Миллион рублей это не так много (учитывая, что около 250тр у нас уходит на налоги при текущей ставке), но даёт хороший импульс для старта – позволяет снимать небольшой офис, купить минимальную технику, мебель (правда, сначала мы утащили всё из дома) и платить зарплату в 15т.р. троим сотрудникам на поддержание штанов. Полезный совет, проверенный на собственной шкуре — в последние дни перед подачей заявок, от наплыва страждущих, сервер Фонда может начать дико тормозить или вообще падать на неопределенный промежуток времени — лучше иметь ввиду, однако это не помешало нам отправить заявку за пару часов до окончания их приёма. «Запрыгни в уходящий поезд» — моё жизненное кредо, от которого, к сожалению, никак не могу избавиться 🙂

Презентация проекта перед региональной комиссией

У нас она проходила в Новосибирском Академгородке, в Институте вычислительных технологий СО РАН — команды со всего Сибирского Федерального (Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Томск, Омск, Красноярск и т.д.) округа должны были заслать своих представителей.

По СФО всего было 35 проектов, 10 стало победителями (всего было 515 заявок, 107 победителей). Презентация проходила в два дня, по установленному графику, мы попали в конец первого.

Как и с заявкой дотянули всё до последнего часа — писали доки, снимали ролик, в итоге не спавши я сел за руль (благо из Томска ехать не так долго — часа 4, но улице было почти -30, а в авто еле работала печка и это было проблемой 🙂 ).

Приехали перед самым выступлением, оставшиеся минуты потратили на доделку презентации на чужом ноуте и шлифовку выступления, и к сожалению, не успели познакомиться с другими участниками. Попутно нам шепнули на ухо, что наша заявка имеет хорошую т оценку от онлайн-экспертов — не знаю, на сколько это было правдой, но немного ободрило.

На каждый проект выделялось по 10-15 минут — порядка 5 минут на саму презентацию и оставшееся — ответы на вопросы членов комиссии. Экспертная комиссия — в основном это учёные мужи, по 50-60 лет(была и пара молодых кадров), конечно, имхо они достаточно далеки от многих проектов, но точно, имеют достаточный жизненный опыт и в состоянии отсеять неадекват.

Мы сразу понимали, что самое слабое место в нашей заявке, по которому нас будут долго гонять — это вопрос науки и новизны, но так как реальной и науки и новизны мало, то всё пришлось высасывать из пальца.

Живой интерес к проекту из жюри проявила пара человек, с одним мы долго спорили на тему является ли связка LAMP — бесплатным ПО (в бизнес-плане у нас не было предусмотрено расходов на программное обеспечение для разработки), а с другим есть ли на российском рынке идентичные решения.

В целом, презентация прошла скомкано и средненько, из плюсов — я был заряжен, и думаю это оставило хорошее впечатление. В итоге, мы превысили установленный лимит времени в два раза и с непонятными ощущениями «ходи оно всё конём» поехали домой работать над проектом дальше.

Результаты были объявлены практически через месяц, сия новость была отправлена друзьями по смс, и застала нас в том же Новосибирске. Мы были очень обрадованы и самим фактом и тем, что наши усилия не пропали напрасно, строили планы, но впереди ждала куча изменений, работы и куча бумажек. Ещё момент, если не ошибаюсь, то уже на СТАРТ-10 часть регионов устраивали видео-трансляцию презентаций в Фонд, имхо, это правильная идея, которая позволит повысить качество оценки проектов.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Достаточно легко подать заявку
  • Большой процент победителей
  • Кураторы проектов и сотрудники Фонда относятся по-человечески и помогают с документами, а не посылают на хрен из-за мелких косяков, (выражаю реальную благодарность нашему куратору Никулину Александру Николаевичу и фин.

    отделу Фонда)

  • Став победителем программы вы автоматически получаете бонусы для участия в других региональных программах
  • Адекватная политика Фонда по отбору проектов. (Дают шанс в том числе и коммерческим стартапам, а не только научным проектам.

    Или, например, со СТАРТ-10 для ИТ-проектов было добавлено направление SaaS)

Минусы

  • Достаточно много бумажной работы — прежде всего это отчётность для Фонда и белая бухгалтерия(соответственно, лучше подыскать бухгалтера на удалёнку).
  • Приходится подстраивать реальность под то, что вы писали в заявке — устраивать народ, платить зарплаты, стараться делать те вещи, которые указаны в плане, чтобы потом не было проблем с отчётами.
  • Мало информации — я сильно ощущал потребность в просто и чётком мануале что и когда делать, а не во фразе «ну разве вы не читали текст гос.

    контракта». Документация от Фонда написана таким языком, что пока прочтёшь до конца, уже забудешь, что было в начале.

  • Гос.финансирование — мало, медленно и отдаляет вас от реального рынка

Полезные ссылки

Заключение и выводы

Не смотря на обилие текста, принять участие в программе СТАРТ не так сложно. Сама программа построена достаточно толково и деньги могут стать хорошим подспорьем для молодых проектов. На своем собственном примере, я могу сказать, что гос.

деньги позволили отказаться от работы на аутсорсе через elance (иногда балуюсь, но очень редко) и заниматься проектом полный рабочий день, кроме этого работать всей командой в офисе, что ощутимо повышает продуктивность. Но не смотря на это, если у вас есть толковый проект и есть возможность найти хорошего профильного инвестора, то я рекомендую именно этот путь.

Пойдя по нему вы получите больше денег, менторство, опыт, связи. Кроме этого работа с инвестором или тем более бутстреппинг, гораздо сильнее нацелены на результат, а гос.деньги отрывают от рыночных реалий и дают возможность какое-то время пожить в «домике», разрабатывая эфемерный продукт, который может не выдержать столкновения с рыночными реалиями.

В любом случае, попробовать создать свой продукт/компанию очень интересно и стоит того, чтобы попробовать и получить опыт такой работы. Желаю удачи! PS: Статья была написана спустя год после событий, поэтому какие-то ньюансы я мог упустить, да и в целом было достаточно тяжело структурировать информацию и сделать читаемый текст, но надеюсь что это она принесёт пользу.

Хотел опубликовать ещё месяц назад, чтобы помочь, тем кто готовил заявки на СТАРТ-11, но нечаянно убил черновик и руки просто опустились.

Буду рад любым дополнениям и уточнениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 9
2 / 9
3 / 9
4 / 9
5 / 9
6 / 9
7 / 9
8 / 9
9 / 9