Хараппская цивилизация

Индская (хараппская) цивилизация, основные городские центры

Хараппская цивилизация

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в

Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII

веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилиза

Обратите внимание

цией. Как и первые две — в Месопотамии и Египте, — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно,

становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX в.), и по разным

причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккад-

ское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы,

строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о

возникновении цивилизации, т. е. гражданского общества и государственности.

Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение

нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде

извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических

раскопок начинает проясняться древнейшая история Данного региона.

Важно

На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э.,

население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов

энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в

долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о

типичных культах плодородия — богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и

орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между

городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им,

а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей,

Совет

и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что,

несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение

городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по

названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты

менее значительные —Чанху-Да-

Сосуд из Чанху-Даро

ро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно

большой интерес представляет Лотхал — важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно,

морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной

Обратите внимание

площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на

восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне

этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку.

Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения.

Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек —

административных

и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом

или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений

(и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В цитадели

Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро.

Важно

Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в

которых могли жить работники.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров

— здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною,

использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под

прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома

разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками.

Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были

нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на

плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает

исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для

Совет

омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные

отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах

древнего мира.

Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления о сельском хозяйстве (хотя,

несомненно, значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах).

Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей

доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было

установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых

животных

Бюст мужчины. Мохенджо-Даро

Танцовщица. Мохенджо-Даро

использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).

Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко

Обратите внимание

применялся обожженный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Раз

нообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит

растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое

количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской

цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного

материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка

так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро.

Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках

Важно

считают танцовщицей (тип тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая

скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные

фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от

аналогичных культовых статуэток предшествующего времени. Видимо, рафинированная городская культура

принадлежала лишь узкому верхнему слою народности, создавшей Индскую цивилизацию. Основная масса

населения жила в условиях, близких к первобытным.

Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные

печати (в отличие от Месопотамии не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух

Печать. Долина Инда

тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для

Совет

шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, было

указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко

содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях

часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство

Месопотамии), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д.

Несомненно, изображения животных — буйвола, «единорога» и т. п.— также имеют сакральный смысл. Одна

из наиболее распространенных сцен — бык перед особого типа «кормушкой» — видимо, указывает на

ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки,

Обратите внимание

восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством

местного происхождения письменности.

Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят порою далеко за пределами долины

Инда — в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о

том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили

в систему ранних цивилизаций Древнего Востока. Основная часть предметов индийского происхождения

в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е.

последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий

в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья

(преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря

Важно

торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена

возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского

побережья.

Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из

помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с об

щественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство было ориентировано на рынок.

На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о

характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствуют о

культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на

Совет

земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в

окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том,

что большое значение придавалось ритуальному омовению.

Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных

надписей-билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему

количеству знаков (около 400), письмо должно иметь морфемнослоговой характер. Статистический анализ со

четаний знаков, проведенный недавно отечественными учеными, позволяет сделать заключения о структуре

языка. Язык протоиндийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским, точнее,

предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Если данный вывод подтвердится, то при дальнейшей

Обратите внимание

интерпретации текстов можно исходить из сравнительной грамматики этих языков (засвидетельствованных

приблизительно с начала н. э.). Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава

населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с

достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал,

накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в

упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы

города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий

и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных

Важно

областях на севере и на полуострове Катхчавар, позднее других колонизованных жителями долины Инда,

дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и

послехараппскими.

Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская

цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-

запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-

Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в

результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов при

родные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными

развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века.

Совет

Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то

мы пока и не знаем.

По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые

общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании го

сударственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-

государственным хозяйством Древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и

письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах

жилых помещений. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени

социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.

После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад», и на месте опустевших городов

Обратите внимание

возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации.

Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как

в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга.

Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего

индуизма.__



Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация)

Хараппская цивилизация

К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра – Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда Хараппской). Затем были открыты менее значительные городища – Чанху-Даро, Калибанган.

В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал – важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом.

Об этом свидетельствуют раскопки верфи, связанной каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив.

Но цивилизация сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Рис. 50. Мохенджо-Даро. Раскопки . III—II тыс. до н. э. Пакистан

Благодаря археологическим исследованиям последних десятилетий Индская цивилизация уже не кажется единой и совершенно неизменной, удается как установить последовательность периодов ее развития, так и выделить отдельные культурные зоны. От собственно долины Инда, составляющей центральную зону, отличаются области, расположенные к западу от Инда, северные области (Рупар, Калибанган, Аламгирпур) и южные (в основном п-ов Катхиявар).

Хронологически Хараппская культура определяется в границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных зон и отдельных центров датировки могут совпадать не полностью.

Важно

Ученые до сих пор бьются над загадкой самых ранних очагов урабанистической культуры и первых протогосударств в Северной Индии, возникших в III тысячелетии до н.э. Это происходит потому, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро пока не расшифрована.

Скудные данные археологии и религиозные тексты более поздней, ведической эпохи не позволяют представить себе жизнь хараппского общества III тыс. д.н.э. в полном объеме. В распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике.

Имеющиеся сведения позволяют сделать следующие выводы.

Территория, занимаемая обществом Хараппы, значительно больше территорий одновременных Египетской и Месопотамской цивилизаций. Считается, что эта цивилизация была известна шумерам под названием Мелухха.

Расцвет Хараппского общества относится к рубежу III-II тыс. до н.э. О его высоком уровне развития говорят строгая планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее полную и разнообразную информацию о цивилизации дают поселения, число которых достигает почти 1000.

Некоторые города отличались большими размерами, например, Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей по различным оценкам определялось от 35 до 100 тысяч. Были и городки площадью от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га.

Как правило, города обносились мощными стенами. Крупные города состояли из двух частей цитадели и нижнего города. В цитадели размещались зернохранилище, дворец правителя, административные и торговые здания, бассейн для религиозных омовений и культовые строения. Доступ жителей города в цитадель ограничивалась специальными воротами.

В нижнем городе проживала основная часть населения. Застройка городов отличалась четкой планировкой, сеть улиц делила город на прямоугольные блоки-кварталы. Довольно широкие, нередко до 10 м, основные улицы города пересекались под прямым углом. На крупных перекрестках углы домов намеренно округлялись, чтобы не препятствовать движению повозок.

Зажиточные горожане жили обычно в 2-3 этажных домах из обожжённого кирпича, которые, как правило, состояли из нескольких помещений, сгруппированных вокруг дворика, где находились очаги, готовилась пища, и играли дети. Плоские крыши домов покрывались утрамбованной землей и, возможно, в душные летние ночи они служили местом для сна.

Совет

Дома не украшались и не имели окон, но были довольно благоустроены. Обычно в каждом доме имелась кухня и туалетная комната. Для доступа в помещение свежего воздуха в верхней части стен делались прорези.

Город обслуживало сеть выложенных кирпичом колодцев и совершенная, по масштабам того времени, система канализации.

Часть населения, в основном беднота, селилась за городскими стенами, принимая на себя первые удары наводнений и вражеских вторжений.

Население Хараппского общества занималось земледелием, возделывая пшеницу, ячмень, просо, полевой горох, дыни, кунжути и горчицу. Значительное внимание уделялось рисосеянию и садоводству. Выращивали также хлопок, первое знакомство, с которым восходило к раннеземледельческой эпохе.

Нет данных о существовании в этот период крупных оросительных сооружений, но известно об использовании водочерпательного колеса. Вероятнее всего поля орошались естественными разливами рек.

Хараппцы широко использовали паводковые воды, производя обваловку полей для их удержания.

В это время уже применялась система двух урожаев весеннего и летнего, которая сохранилась в аграрной традиции Индии и в наше время.

Земледелие отличалось значительным техническим оснащением деревянный плуг, каменные лемехи, двух- и четырехколёсная повозка.

Обратите внимание

Развивалось у хараппцев и скотоводство, и уже были одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства сводилась к минимуму.

Ремесло, как важнейший компонент Хараппской цивилизации, в полной мере отражало эпоху бронзового века с его нарастающим прогрессом металлургии и металлообработки.

Ремесленники того времени умели получать различные сплавы, в том числе меди с мышьяком, свинцом и оловом. Из них изготовляли инструменты, предметы вооружения и украшения.

Обработке подвергались также золото, в меньшем масштабе свинец и серебро. Железа в городах Хараппской цивилизации не обнаружено.

В изящных изделиях хараппских ювелиров золото сочеталось с полудрагоценными камнями, а изготовление бус превратилось в налаженное производство. Особенно популярными были сердоликовые бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом, в котором мастерство ремесленника сочеталось с взыскательным вкусом художника, было изготовление печатей-амулетов.

Они вытачивались из стеатита, и на амулете обычно изображалось какое-либо животное (например, бык перед особого рода кормушкой – наиболее распространенный сюжет) и несколько пиктографических знаков.

В отличие от шумерских цилиндрических печатей, индские были плоскими. Замечательным искусством отличались гончары и резчики по камню и слоновой кости.

Рис. 51. Печати из Мохенджо-Даро . III—II тыс. до н. э. Стеатит. Размеры: 1) 2,4 x 2,4 х 0,53 см; 2) 4,06 x 3,95 х 0,8 см; Национальный музей, Исламабад

1) На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных — быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.

2) На печати изображено божество с рогатым головным убором и браслетами на обеих руках. Божество стоит на священном фиговом дереве и смотрит на коленопреклоненного почитателя. На небольшом стуле покоится человеческая голова.

Важно

Сцену довершает гигантский баран и процессия из семи человек. Эти последние носят головные уборы с одним пером, длинные юбки и браслеты на руках. У верхнего края печати имеется несколько символов, один символ помещен под священным деревом.

Эта картинка, возможно, изображает ритуал жертвоприношения божеству с процессией из семи фигур.

В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера.

Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро.

Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

Рис. 52. Статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро . III—II тыс. до н. э. Бронза. Национальный музей, Дели

Важную роль играло прядение и ткачество. Выделывались различные ткани, в том числе из хлопка.

Крупные поселения-города хараппцев это не только центры ремесла, но и торговли, как внешней, так и внутренней. Морская и сухопутная торговля развивала контакты Индской цивилизации с Месопотамией. Одним из перевалочных пунктов, где совершались торговые сделки, были Бахрейнские острова.

О значительной роли торговли свидетельствует большое количество кубической формы каменных гирь со стандартным весом. Исходной единицей служил вес 0,85 г. с последующим удвоением и удесятерением. Появились также линейки из кости, раковин и бронзы.

Совет

О широких внешних связях (по морю и по суше) городов Индской цивилизации говорят находки изделий Хараппской культуры (в основном печатей) на городищах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе).

Некоторые изображения на предметах, найденных в Месопотамии (печати из Телль-Асмара, ваза из Телль-Аграба), считают типично индийскими. Промежуточным звеном между Индией и Месопотамией могли служить острова Персидского залива.

Подтверждением этого являются сходство печатей Бахрейнских островов с индийскими и находки предметов, изготовленных на Бахрейнских островах, в городах Индской цивилизации.

Хараппское общество создало оригинальную систему письменности. Письменность получила достаточно широкое распространение, а грамотность не ограничивалась столичными центрами.

К настоящему времени до нас дошло 2,5 тысяч надписей на керамике, металлических изделиях и печатях-амулетах. Ученые выделили более 400 рисуночных знаков, но расшифровать их пока не удается.

Удалось лишь установить, что хараппцы писали справа налево и что их письменность принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных верований население Хараппской цивилизации поклонялось богине-матери, однако на первый план начал выдвигаться культ верховного мужского божества.

Оно изображалось сидящим на невысоком троне, в рогатом головном уборе, иногда трехликим, в окружении разного рода животных, напоминая позднейшего бога Шиву. Для хараппской цивилизации весьма значительны и традиции анимизма.

Обратите внимание

Обожествлялись некоторые виды животных (слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы), считающиеся священными и в настоящее время.

Подводя итоги, можно отметить, что в Хараппском обществе четко прослеживаются черты городского образа жизни.

Хараппцы находились на первой стадии урбанизации, когда значительный человеческий потенциал и соответствующий ему образ жизни сконцентрировался в единичных крупных центрах.

Внутреннее убранство домов отличалось скромностью, ограничиваясь лежанками и сиденьями, резные ножки которых иногда имели форму ног крупного рогатого скота. Уже уделялось внимание и кулинарии. Хозяйки широко пользовались в приготовлении теста каменными и глиняными ступками.

Свой повседневный быт женщины украшали, используя престижные вещи, к которым относились личные украшения и прежде всего браслеты. Это были браслеты из золота, серебра, меди, раковин и терракоты, из нитей золотых бус. Их носили не только на руках, но и на ногах.

С 1800 г. до н.э. Хараппская цивилизация стала медленно угасать. До сих пор неизвестно, что привело Хараппскую культуру к упадку. Возможно, изменение климата, чрезмерные разливы рек, тектонические толчки, быть может, эпидемии. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы.

Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение шести столетий, приходили в упадок некогда цветущие города.

Постепенно утрачивались навыки градостроительства, ремесленного мастерства, художественного вкуса, все меньше появлялось привозных вещей. Вероятно, оказалась забытой и письменность.

Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры.

Важно

В периферийных областях на севере и на юге – на п-ове Катхиявар, – позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты Хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели Хараппской культуры.

Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными.

Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть, прежде всего, связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

После гибели Хараппской культуры на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно.

Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга.

Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Индуизм – религиозно-социальная система, совокупность ритуалов, религиозной практики, религиозных взглядов, традиций, мифологии, санкционированных священными книгами (ведами) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй, главные боги – Шива и Вишну.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Индская (Хараппская) цивилизация, основные городские центры

Хараппская цивилизация

Развивалась внутри Древнеиндийской цивилизации.

Это высокоразвитая цивилизация, возникшая на местной основе. Ее поселения обнаружены теперь на огромной территории: более чем на 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. В наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек.

В ту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились и административные власти, но большинство населения — земледельцы и скотоводы — продолжало жить общинами в сельской местности. Хараппская цивилизация существовала с 2500 по 1700 гг.

до н.э.

О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства.

Совет

Улицы шли параллельно друг другу, пересекались под прямым углом; главные улицы были довольно широкими — до 10 м.

Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и «нижнего города».

В цитадели находились, там же были и дома жрецов, в «нижнем городе» проживало основное население. Общение между двумя частями было ограничено: существовали специальные ворота, которые могли закрываться, дабы не допускать простых жителей в цитадель. Зажиточные горожане жили в двух- и даже трехэтажных домах.

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством. В некоторых поселениях были найдены остатки риса.

В речных долинах широко использовали ирригацию. Были уже приручены домашние животные, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, были одомашнены собака, кошка, осел.

Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения.

Хараппские города были крупными центрами торговли, как внутренней, так и внешней. Особенно активной была торговля с Месопотамией. Она осуществлялась и морем, и сухопутным путем.

На острове Бахрейн находился «перевалочный пункт»; тут встречались торговцы из Индии и торговцы, направлявшиеся из Месопотамии на Восток. О морской торговле говорит открытие в Лотхале (хараппский город недалеко от совр.

Бомбея) печатей с изображением судов с мачтами.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

Обратите внимание

К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились также на керамику, металлические изделия. Выделено более 400 различных знаков. Направление письма — справа налево, установлена принадлежность языка населения Хараппской цивилизации к протодравидийскому языку.

Закат и упадок цивилизации протекал по-разному в различных районах, и, возможно, причины в каждом конкретном случае были неодинаковы (разливы рек, изменение климата, тектонические толчки, эпидемии и т. д.). Одной из причин гибели цивилизации была малярия.

Индоарийские племена пришли несколько веков позднее падения Хараппской цивилизации.

Она же – Индская цивилизация. Это одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине реки Инд до прихода ариев, в II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро.

Индская, также называемая протоиндской или хараппской) развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н. э. и просуществовала около тысячи лет. Следы этой дравидийской цивилизации найдены на полуострове Катхиявар в Гуджарате, а в 1922 г. археологи обнаружили остатки поселений бронзового века: Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).

Ее назвали Хараппской цивилизацией – по имени одного из главных ее городов – Хараппы. В городе жили около 80 тыс. жителей. Существовала Хараппская цивилизация 4-5 тыс. лет до н.э. Между 2600 и 1900 годами до н. э.

общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше. В XIX веке до н. э.

протоиндийская цивилизация перестала существовать.

Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

Важно

СVII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской.

В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства.

Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.

Письменность долины Инда учёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин.

Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».

Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921-22 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

Совет

Вопрос об этнической принадлежности не решён, хотя чаще всего предполагается связь с носителями дравидийских языков.

Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением гаплогруппы L Y-хромосомы.

Индская (Хараппская) цивилизация

Хараппская цивилизация

Индская (Хараппская) цивилизация – это одна из самых древних цивилизаций, занимавшая огромную площадь земли в долине Инда и Сарасвати в 3300-1300 до н. э. У данной цивилизации было развито сельское хозяйство, земледелие, охота, скотоводство и рыболовство.

Жители долины Инда начали первыми выращивать хлопок для производства тканей. В архитектуре использовалась глина для изготовления кирпичей и керамики,обжиг в печах придавал изделиям прочность.

Имелось 3 самых крупных города Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро, в которых происходили важные промыслы для развития и ремесла. Дома строились 2-хэтажными с канализационными туннелями и туалетами,что сильно впечатляет для такого значительно древнего периода.

Орудия труда производились медными и оловянными.Торговля осуществлялась с Месопотамией,Средней Азией, Шумером и Аравией. В Инде существовал сбор налогов, который взимался зерном, после чего его запасали в огромных зернохранилищах городской цитадели на случай голода.

  Письменность представляла из себя иероглифы которые до сих пор недошифрованы. Существует гипотеза,что жители “Инды”писали справа налево.Символы были в виде  рисунков и пиктограмм, напоминающих животных и деревья.

  Зажиточные горожане жили в удобных домах с внутренними домами. Лестницы вели на плоскую крышу, служившую для работы и отдыха. Во внутренние дворы выходили деревянные балконы. Кровати представляли собой деревянные рамы с натянутыми на них кожаными ремнями. В летнюю жару люди часто спали на крышах, где по ночам было прохладнее.

Здесь же наверху могли сушить плоды про запас.  Мебели было мало, зато в доме имелись колодцы и бани со стоками в проходящие под улицами канавами. Cточные канавы пролегали под улицами. Если они засорялись, рабочие могли залезть в них через смотровые люки.

В домах имелись туалеты, соединённые со сточными канавами, а в домашних колодцах всегда плескалась прохладная вода. Гигиене придавалось особое значение, и купание могло быть частью религиозных обрядов.  К жилым зданиям примыкали крепость или цитадель, где находились наиболее важные здания.

Обратите внимание

Двери выходили на улицу, но окна для безопасности были обращены во двор.  В Мохенджо-Даро находилась самая большая купальня, которая служила для омывания правителей и жрецов перед религиозными церемониями.

Женщины долины Инда носили изящные украшения из золота, серебра, раковин и драгоценных камней,сердолика и красного кварца. Керамика,чаще красная с чёрным орнаментом,отличалась высоким качеством.Резчики создавали замечательные изделия из стеатита (мыльного камня), мылкого на ощупь,мягкого минерала.

Из него вырезали и печати,которыми метили свою собственность купцы.  Земледельцы широко использовали ирригацию и собирали по 2 урожая в год. Охотники долины Инда охотились с копьями, добывая мясо для семей. Это было не только ремеслом, но и развлечением древних жителей.

Для богатого и надёжного улова в море, плелись прочные рыболовные сети из хлопка.

Цивилизация долины Инда имела развитые связи с другими странами. Олово,которое добавлялось к меди для выплавки бронзы, и драгоценные камни везли по суше из Афганистана и Персии. Купцы путешествовали и морем.

В Лотхале была гавань,куда по каналу заходили во время прилива торговые суда и разгружали товары на склады у доков. Торговали слоновой костью,деревом,хлопковыми тканями,драгоценными камнями и пряностями.

  Хараппские суда плавали из Лотхала в Дильмун (Бахрейн) для обмена товарами с купцами из Шумера.

  Существует ряд гипотез упадка хараппской цивилизации. Её крах мог произойти по причине природных катастроф – наводнений, засух, эпидемий.

Или из-за расточительного отношения к природе: население росло, требовалось всё больше пастбищ, всё больше вырубалось деревьев на топливо и постройки. Обеднела почва и исчезли богатые урожаи.

  Окончательный удар нанесли арийские племена, которые вторглись в долину Инд около 1500 года до н.э. в поисках новых мест поселения.

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация)

Хараппская цивилизация

К настоящему
времени памятники Индской цивилизации
найдены более чем в 200 пунктах Западной
и Северной Индии, в Синде, Белуджистане
и на побережье Аравийского моря – на
огромной площади, простирающейся на
тысячу километров с севера на юг и на
полторы тысячи километров с запада на
восток.

Первыми были
исследованы два наиболее крупных
городских центра – Мохенджо-Даро и
Хараппа (по названию последнего и вся
археологическая культура именуется
иногда Хараппской). Затем были открыты
менее значительные городища – Чанху-Даро,
Калибанган.

В последние годы раскопки
ведутся преимущественно в периферийных
районах. Особенно большой интерес
представляет Лотхал – важный форпост
южной зоны цивилизации, бывший, возможно,
морским портом.

Важно

Об этом свидетельствуют
раскопки верфи, связанной каналами с
рекой, впадающей в Камбейский залив.

Но цивилизация
сохраняет все же условное наименование
Индской, ибо основные ее центры находились
в бассейне этой великой реки.

Рис.
50.
Мохенджо-Даро.
Раскопки
.
III—II тыс. до н. э. Пакистан

Благодаря
археологическим исследованиям последних
десятилетий Индская цивилизация уже
не кажется единой и совершенно неизменной,
удается как установить последовательность
периодов ее развития, так и выделить
отдельные культурные зоны. От собственно
долины Инда, составляющей центральную
зону, отличаются области, расположенные
к западу от Инда, северные области
(Рупар, Калибанган, Аламгирпур) и южные
(в основном п-ов Катхиявар).

Хронологически
Хараппская культура определяется в
границах 2300-1700 гг. до н.э., но для разных
зон и отдельных центров датировки могут
совпадать не полностью.

Ученые
до сих пор бьются над загадкой самых
ранних очагов урабанистической культуры
и первых протогосударств в Северной
Индии, возникших в III тысячелетии до
н.э. Это происходит потому, что индская
письменность Хараппы и Мохенджо-Даро
пока не расшифрована.

              
Скудные данные археологии и религиозные
тексты более поздней, ведической эпохи
не позволяют представить себе жизнь
хараппского общества III тыс.
д.н.э. в
полном объеме.

В распоряжении ученых
почти нет дат, имен, реальных исторических
событий, сведений об административной
структуре и политической динамике.
Имеющиеся сведения позволяют сделать
следующие выводы.

Территория,
занимаемая обществом Хараппы, значительно
больше территорий одновременных
Египетской и Месопотамской цивилизаций.
Считается, что эта цивилизация была
известна шумерам под названием Мелухха.

Совет

Расцвет Хараппского
общества относится к рубежу III-II тыс. до
н.э. О его высоком уровне развития говорят
строгая планировка городов, монументальная
архитектура, наличие письменности,
системы мер и весов и произведений
искусства. Наиболее полную и разнообразную
информацию о цивилизации дают поселения,
число которых достигает почти 1000.

Некоторые города
отличались большими размерами, например,
Хараппа и Мохенджо-Даро, площадь которых
составляла 2-2.5 кв. км, а число жителей
по различным оценкам определялось от
35 до 100 тысяч. Были и городки площадью
от 5 до 12 га и мелкие поселки до 1 га.

Как правило, города
обносились мощными стенами. Крупные
города состояли из двух частей цитадели
и нижнего города. В цитадели размещались
зернохранилище, дворец правителя,
административные и торговые здания,
бассейн для религиозных омовений и
культовые строения. Доступ жителей
города в цитадель ограничивалась
специальными воротами.

В нижнем городе
проживала основная часть населения.
Застройка городов отличалась четкой
планировкой, сеть улиц делила город на
прямоугольные блоки-кварталы. Довольно
широкие, нередко до 10 м, основные улицы
города пересекались под прямым углом.
На крупных перекрестках углы домов
намеренно округлялись, чтобы не
препятствовать движению повозок.

Зажиточные горожане
жили обычно в 2-3 этажных домах из
обожжённого кирпича, которые, как
правило, состояли из нескольких помещений,
сгруппированных вокруг дворика, где
находились очаги, готовилась пища, и
играли дети. Плоские крыши домов
покрывались утрамбованной землей и,
возможно, в душные летние ночи они
служили местом для сна.

Дома не украшались
и не имели окон, но были довольно
благоустроены. Обычно в каждом доме
имелась кухня и туалетная комната. Для
доступа в помещение свежего воздуха в
верхней части стен делались прорези.

Город обслуживало сеть выложенных
кирпичом колодцев и совершенная, по
масштабам того времени, система
канализации.

Часть населения, в основном
беднота, селилась за городскими стенами,
принимая на себя первые удары наводнений
и вражеских вторжений.

Обратите внимание

Население Хараппского
общества занималось земледелием,
возделывая пшеницу, ячмень, просо,
полевой горох, дыни, кунжути и горчицу.
Значительное внимание уделялось
рисосеянию и садоводству. Выращивали
также хлопок, первое знакомство, с
которым восходило к раннеземледельческой
эпохе.

Нет данных о
существовании в этот период крупных
оросительных сооружений, но известно
об использовании водочерпательного
колеса. Вероятнее всего поля орошались
естественными разливами рек.

Хараппцы
широко использовали паводковые воды,
производя обваловку полей для их
удержания.

В это время уже применялась
система двух урожаев весеннего и летнего,
которая сохранилась в аграрной традиции
Индии и в наше время.

Земледелие
отличалось значительным техническим
оснащением деревянный плуг, каменные
лемехи, двух- и четырехколёсная повозка.

Развивалось у
хараппцев и скотоводство, и уже были
одомашнены коровы, буйволы, овцы, козы,
свиньи, ослы. Роль охоты и рыболовства
сводилась к минимуму.

Ремесло, как
важнейший компонент Хараппской
цивилизации, в полной мере отражало
эпоху бронзового века с его нарастающим
прогрессом металлургии и металлообработки.

Ремесленники того времени умели получать
различные сплавы, в том числе меди с
мышьяком, свинцом и оловом. Из них
изготовляли инструменты, предметы
вооружения и украшения.

Важно

Обработке
подвергались также золото, в меньшем
масштабе свинец и серебро. Железа в
городах Хараппской цивилизации не
обнаружено.

В изящных изделиях
хараппских ювелиров золото сочеталось
с полудрагоценными камнями, а изготовление
бус превратилось в налаженное производство.
Особенно популярными были сердоликовые
бусы с травленым орнаментом.

Особым промыслом,
в котором мастерство ремесленника
сочеталось с взыскательным вкусом
художника, было изготовление
печатей-амулетов.

Они вытачивались из
стеатита, и на амулете обычно изображалось
какое-либо животное (например, бык перед
особого рода кормушкой – наиболее
распространенный сюжет) и несколько
пиктографических знаков.

В отличие от
шумерских цилиндрических печатей,
индские были плоскими. Замечательным
искусством отличались гончары и резчики
по камню и слоновой кости.

Рис.
51.
Печати
из Мохенджо-Даро
.
III—II тыс. до н. э. Стеатит. Размеры: 1) 2,4
x 2,4 х 0,53 см; 2) 4,06 x 3,95 х 0,8 см; Национальный
музей, Исламабад

1)       На
квадратной печати изображен трехглавый
зверь, сочетающий в себе черты трех
важных культовых животных — быка,
единорога и антилопы. Животное могло
символизировать то или иное божество,
либо обозначать природную стихию или
время года.

2)       На
печати изображено божество с рогатым
головным убором и браслетами на обеих
руках. Божество стоит на священном
фиговом дереве и смотрит на
коленопреклоненного почитателя. На
небольшом стуле покоится человеческая
голова.

Сцену довершает гигантский
баран и процессия из семи человек. Эти
последние носят головные уборы с одним
пером, длинные юбки и браслеты на руках.
У верхнего края печати имеется несколько
символов, один символ помещен под
священным деревом.

Эта картинка, возможно,
изображает ритуал жертвоприношения
божеству с процессией из семи фигур.

В отличие от Египта
и Месопотамии для Индской цивилизации
совсем не характерна монументальная
скульптура (вряд ли она изготавливалась
из непрочного материала, скажем дерева).
Все сохранившиеся изображения небольшого
размера.

Совет

Наиболее известна статуэтка
так называемого правителя-жреца,
найденная в самом крупном здании цитадели
Мохенджо-Даро.

Небольшую бронзовую
фигурку обнаженной женщины в ожерелье
и со множеством браслетов на руках
считают танцовщицей (типа тех, что и
много позже жили при индуистских храмах).

Рис.
52.
Статуэтка
танцовщицы из Мохенджо-Даро
.
III—II тыс. до н. э. Бронза. Национальный
музей, Дели

Важную роль играло
прядение и ткачество. Выделывались
различные ткани, в том числе из хлопка.

Крупные
поселения-города хараппцев это не только
центры ремесла, но и торговли, как
внешней, так и внутренней. Морская и
сухопутная торговля развивала контакты
Индской цивилизации с Месопотамией.
Одним из перевалочных пунктов, где
совершались торговые сделки, были
Бахрейнские острова.

О значительной
роли торговли свидетельствует большое
количество кубической формы каменных
гирь со стандартным весом. Исходной
единицей служил вес 0,85 г. с последующим
удвоением и удесятерением. Появились
также линейки из кости, раковин и бронзы.

О широких внешних
связях (по морю и по суше) городов Индской
цивилизации говорят находки изделий
Хараппской культуры (в основном печатей)
на городищах Месопотамии (Ур, Киш,
Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья)
и Южной Туркмении (Алтын-Тепе).

Некоторые
изображения на предметах, найденных в
Месопотамии (печати из Телль-Асмара,
ваза из Телль-Аграба), считают типично
индийскими. Промежуточным звеном между
Индией и Месопотамией могли служить
острова Персидского залива.

Подтверждением
этого являются сходство печатей
Бахрейнских островов с индийскими и
находки предметов, изготовленных на
Бахрейнских островах, в городах Индской
цивилизации.

Обратите внимание

Хараппское общество
создало оригинальную систему письменности.
Письменность получила достаточно
широкое распространение, а грамотность
не ограничивалась столичными центрами.

К настоящему времени до нас дошло 2,5
тысяч надписей на керамике, металлических
изделиях и печатях-амулетах. Ученые
выделили более 400 рисуночных знаков, но
расшифровать их пока не удается.

Удалось
лишь установить, что хараппцы писали
справа налево и что их письменность
принадлежит к протодравидскому языку.

В сфере религиозных
верований население Хараппской
цивилизации поклонялось богине-матери,
однако на первый план начал выдвигаться
культ верховного мужского божества.

Оно изображалось сидящим на невысоком
троне, в рогатом головном уборе, иногда
трехликим, в окружении разного рода
животных, напоминая позднейшего бога
Шиву. Для хараппской цивилизации весьма
значительны и традиции анимизма.

Обожествлялись некоторые виды животных
(слоны, обезьяны, собаки, быки, птицы),
считающиеся священными и в настоящее
время.

Подводя итоги,
можно отметить, что в Хараппском обществе
четко прослеживаются черты городского
образа жизни.

Хараппцы находились на
первой стадии урбанизации, когда
значительный человеческий потенциал
и соответствующий ему образ жизни
сконцентрировался в единичных крупных
центрах.

Важно

Внутреннее убранство домов
отличалось скромностью, ограничиваясь
лежанками и сиденьями, резные ножки
которых иногда имели форму ног крупного
рогатого скота. Уже уделялось внимание
и кулинарии. Хозяйки широко пользовались
в приготовлении теста каменными и
глиняными ступками.

Свой повседневный
быт женщины украшали, используя престижные
вещи, к которым относились личные
украшения и прежде всего браслеты. Это
были браслеты из золота, серебра, меди,
раковин и терракоты, из нитей золотых
бус. Их носили не только на руках, но и
на ногах.

С 1800
г. до н.э. Хараппская цивилизация стала
медленно угасать. До сих пор неизвестно,
что привело Хараппскую культуру к
упадку. Возможно, изменение климата,
чрезмерные разливы рек, тектонические
толчки, быть может, эпидемии. Можно
утверждать с достаточной уверенностью,
что она не погибла в результате внезапной
катастрофы.

      Обширный
материал, накопленный к настоящему
времени археологами, показывает, как
постепенно, в течение шести
столетий, приходили
в упадок некогда цветущие города.

 Постепенно
утрачивались навыки градостроительства,
ремесленного мастерства, художественного
вкуса, все меньше
появлялось привозных вещей. Вероятно,
оказалась забытой и письменность.

 Происходила
смена городов сельскими поселениями и
варваризация культуры.

В периферийных
областях на севере и на юге – на п-ове
Катхиявар, – позднее других колонизованных
жителями долины Инда, дольше сохранялись
характерные черты Хараппской культуры,
постепенно сменявшейся позднехараппской
и послехараппскими.

Упадок городов
сопровождался проникновением в долину
Инда более отсталых племен с северо-запада,
однако не эти набеги явились причиной
гибели Хараппской культуры.

Некоторые
области Северо-Западной Индии к настоящему
времени превратились в пустыни и
полупустыни, и вполне возможно, что в
результате нерационального ведения
поливного земледелия и вырубки лесов
природные условия района стали менее
благоприятными.

Совет

Огромный разрыв
между немногочисленными развитыми
центрами и обширной сельской периферией
способствовал хрупкости цивилизации
бронзового века. Но подлинные причины
гибели хараппских городов должны быть,
прежде всего, связаны с их историей, а
ее-то мы пока и не знаем.

После гибели
Хараппской культуры на месте опустевших
городов возводят свои бедные лачуги
племена, которым еще только суждено
было вступить в эпоху цивилизации.
Однако период расцвета городов долины
Инда не прошел бесследно.

Прямое влияние
Хараппы чувствуется как в энеолитических
культурах Центрального Индостана II
тысячелетия до н.э., так и у племен
бассейна Ганга.

Культурное наследие
Индской цивилизации сохраняется в
религиозных верованиях и культах
позднейшего индуизма.

Индуизм – религиозно-социальная система, совокупность ритуалов, религиозной практики, религиозных взглядов, традиций, мифологии, санкционированных священными книгами (ведами) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй, главные боги – Шива и Вишну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7