➤ Зимние шины для внедорожника – рекомендации по выбору
Содержание:
С наступлением холодов водители оказываются перед нелегким выбором зимних покрышек на свой автомобиль. Поговорим о том, как правильно выбрать зимние шины для автомобиля с полным приводом, и какие модели предлагают ведущие производители.
Действуем по плану
Чтоб узнать, какие лучше выбрать зимние шины для кроссовера, нужно действовать поэтапно. Рационально будет поступить следующим образом:
Тем, кто часто перемещается по обледеневшим трассам и снегу, необходимо обратить внимание на модели с шипами.
Выбирать покрышки лучше от ведущих производителей шин, таких как Nokian, Michelin, Сontinental и других.
Если стоимость премиальных шин вас не устраивает, можно обратить внимание на средний ценовой сегмент, в котором тоже достаточно большое количество практичных и качественных моделей.
Профессиональные испытания зимней резины проводятся в Европе, России и Украине ежегодно. Наиболее авторитетные издания, публикующие рейтинги автомобильных шин: «За рулем», «Авторевю», немецкий журнал Auto Bild и шведский Vi Bilägare. Они подскажут, как правильно выбрать зимние шины для кроссовера по всем параметрам.
Профессиональные тесты зимних шин
Нелишним также будет просмотреть отзывы водителей о той или иной модели, чтоб узнать, как она ведет себя в реальных условиях.
Стоимость шин может отличаться в разных торговых точках, но все же находится примерно в одном ценовом диапазоне. Слишком низкая цена может говорить о некачественном товаре или подделке.
Для совершения такой серьезной покупки как зимняя резина на кроссовер, необходимо выбрать известный магазин или интернет-ресурс, который дорожит репутацией и предоставляет гарантии на свой товар.
Оптимальное соотношение цена-качество
Каждый водитель хочет выбрать зимнюю резину для кроссовера с хорошими эксплуатационными характеристиками, не переплачивая за нее лишних денег. Рассмотрим стоимость популярных моделей разных производителей:
Шипованные шины
Производитель Модель Стоимость R17 (в долларах) Nokian Hakkapeliitta 9 217 Nokian Nordman 7 138 Michelin X-Ice North 4 137 Сontinental Іce Сontact 2 190 Pirelli Winter Ice Zero 116 Brigestone Blizzak Spike-02 145 Cordiant Snow Cross 130
Фрикционные шины
Производитель Модель Стоимость R17(в долларах) Соntinental Winter Contact TS 850P 380 Continental Conti Viking Contact 6 235 Nokіаn Hakkapeliitta R3 138 Michelin Latitude X-Ice 2 145 Goodyear Ultra Grіp Ice2 138 Cordiant Polar SL 66 Premiorri Via Maggiore Z Plus 45
*Цены актуальны на 20.11.2018
Какие зимние шины выбрать для кроссовера?
Как видно из таблиц, премиальные покрышки стоят на порядок дороже, чем шины среднего класса. Но и среди шин именитых брендов можно выбрать относительно недорогую модель, которая уступает лишь по некоторым показателям.
Так, бренд Nokian предлагает покупателю Nordman 7, который существенно дешевле Hakkapeliitta 9, но отличается хорошими характеристиками торможения и управляемости.
При ограниченном бюджете следует обратить внимание на шины отечественного производства. Например, модель Cordiant Polar SL стоит почти в 2 раза дешевле шин иностранного производителя с похожими параметрами.
Отзывы автомобилистов о зимних шинах для внедорожников
Модель Положительные Отрицательные Cordiant Polar SL За такую цену очень неплохая резина. Беру зимнюю липучку, так как погода у нас переменчивая – то снег с дождем, то почти сибирский мороз. Шина очень хорошо себя показала практически при любых условиях. Достаточно устойчива и проходимость на высоте. Плохо держит лед, несет боком при поворотах. Через 5 тыс. километров вылезла «грыжа».При минус 20 дубеет, а уже при плюс 10 становится чересчур мягкой. Goodyear Ultra Grіp Ice 2 Эти шины мне подходят идеально. Мягкие, тихие и экономные. По сравнению с шипами просто сказка. Езжу уже третий сезон и очень доволен. На машине смотрятся стильно, что тоже немаловажно. Подходят только для мягкой зимы. На льду при большом морозе не очень хорошо слушаются и проходимость по сравнению с шипами никакая. Nokіаn Hakkapeliitta R2 Особо не доверял липучкам, но после покупки Nokіаn поменял свое мнение кардинально. Они по снегу выгребают не хуже шипов и при любых отрицательных температурах остаются мягкими и управляемыми. Единственный минус – лед, но в городе его на дорогах обычно не бывает. Остерегайтесь шин Нокиан российского производства. Езжу на резине этой фирмы еще с начала 2000-х и всегда был доволен. Но в этот раз попал на брак – 2 колеса из 4-х не балансировались. Пришлось возвращать официалам. Очень жаль, качество финское всегда было на высоте, а тут такое… Pirelli Winter Ice Zero Стоят на машине Dodge Grand Caravan. Впечатления от этих колес только положительные. В любой гололед выезжает везде, очень цепкие покрышки. Для кроссовера зимой – просто идеальный вариант + отличая цена. В общем, резина хорошая, но устал уже мелкие камешки и шурупы из протектора вынимать.На трассе на большой скорости нужно быть внимательным – может начать немного заносить Continental Ice Contact 2 Недостатков не обнаружил за 3 года использования. Шипов несколько потерялось, но это нормально, так как вожу я достаточно динамично. По управляемости полный порядок, слушается руля беспрекословно. Проходимость тоже в норме, заезжал даже не обледеневшие горки ради спортивного интереса.Всем рекомендую эту резину – она стоит своих денег. Стоят просто немыслимых денег! И я бы не сказал, что они намного отличаются от моих предыдущих Бриджстоун 7000. Да, в городе ведут себя идеально, но на трассе, особенно если есть подмерзший снег и лед, не очень-то. Постоянно рыскает, приходиться ловить машину по дороге. Жалею выброшенных денег и езжу теперь медленно. Brigestone Blizzak Spike-02 Купил в октябре прошлого года. Резина оправдала все ожидания: отлично тормозит и входит в поворот, даже на льду прекрасно слушается руля. Шип не выпал ни один за 10 тысяч км, что я на ней наездил.Однозначно стоит покупать. Ну очень шумная резина. Я понимаю, что шипы, но гул стоит ужасный. Надеюсь только на то, что шипы немного прикатаются, так как шины новые. По снегу еще не ездили, поэтому сказать ничего не могу.
Отзывы взяты с сайтов: www.drive2.ru, http://avtocity365.ru/, http://ek.ua/, auto.tut.by, otzovik.com.
Главный критерий выбора – условия эксплуатации шин
При выборе учитывать необходимо следующие факторы:
- Индивидуальный стиль вождения. Тем, кто любит скорость и резкие маневры даже зимой, подойдут шипованные шины. Причем большое значение будет иметь надежность их креплений в посадочных гнездах.
- Зона перемещения. Для перемещения по городу лучше выбрать мягкие и комфортные липучки с асимметричным строением протектора, а вот любителям загородных поездок лучше приобретать покрышки с крупными шашечными блоками и агрессивным рисунком.
- Качество дорожного покрытия. Для некачественных дорог, где велик риск угодить в яму, необходимо иметь шины с усиленными боковыми частями.
- Погодные условия в регионе. От того, насколько суровыми или непредсказуемыми бывают зимы в вашем регионе, зависит выбор рисунка протектора и наличие шипов. Для сырых зим лучше покупать покрышки с развитой дренажной системой, а для снежных и морозных – эффективную на скользком покрытии шиповку.
Видео — ТОП-20 нешипуемых зимних шин для кроссоверов и внедорожников ЗИМА 2018 Видео — ТЕСТ-ОБЗОР: ТОП-5 зимних шин 2017-18. Какие шины лучше?
Основные рекомендации по выбору зимних шин
С приходом осени перед автолюбителями встает сложный вопрос касательно смены летней резины на зимнюю.
Безусловно, это не является проблемой для тех, у кого комплект зимних шин уже имеется в наличии и дожидается своего часа, но для водителей, которые не успели об этом позаботиться, придется нелегко, ведь надо поспешить с покупкой, но при этом сделать грамотный выбор в пользу качественного продукта.
Приобретая зимние шины для своего авто важно учитывать многие факторы, начиная характеристиками транспортного средства, и заканчивая климатическими условиями, присущими именно вашему региону. Давайте рассмотрим более детальный перечень основополагающих факторов, влияющих на выбор зимних покрышек. Чему, прежде всего, необходимо уделить пристальное внимание?
Зимние шины: с шипами или без?
Основным отличительным признаком шипованной резины от обычных моделей зимних покрышек является наличие специальных шипов, благодаря которым увеличивается сцепление на льду или укатанном снеге. В продаже можно найти как продукцию с уже установленными шипами, так и отдельные наборы шипов для самостоятельной ошиповки резины.
Причем не стоит забывать о том, что от количества шипов зависит уровень сцепления автомобиля с дорогой, поэтому для максимальной эффективности наличие шипов лучше увеличить – это повлияет на снижение тормозного пути. Расположение шипов на резине должно носить беспорядочный характер, поскольку при их размещении вдоль прямой линии желаемого эффекта от установки вы не получите.
Форма шипов бывает обычной круглой либо прямоугольной, причем во втором случае у шипов имеются угловатости, которые способствуют лучшему врезанию в обледенелую поверхность дороги.
Обратите внимание
В северных областях и сельской местности, где характеры жуткие морозы и наличие не прочищенных заледенелых дорог, будет целесообразнее всего приобрести исключительно шипованные зимние покрышки.
Жителям теплых регионов и городов, в которых преобладают «мягкие», умеренные зимы и на дорогах преимущественно чисто, вполне уместной будет покупка нешипованной зимней «обуви» для автомобиля, иначе именуемой, как фрикционная.
Данным особенностям эксплуатации способствует несколько причин: во-первых, шипы на чистом дорожном покрытии значительно увеличивают тормозной путь и ухудшают разгон, вдобавок к этому сильно уменьшается сцепление с дорогой, и управляемость становится хуже. Во-вторых, большинство в курсе, что шипованная резина создает много шума.
Стоит отметить, что фрикционная резина бывает европейского и скандинавского типа. Европейские шины обладают хорошим сцеплением на мокрых, сухих либо присыпанных мокрых снегом дорогах. Эта резина имеет водоотталкивающие каналы не только на самом протекторе, но и на грунтозацепах.
Зимняя европейская резина, которая выпускается с рисунком в спортивном стиле, обладает глубиной протектора равной всего 6-7 мм. Использование таких моделей предназначено преимущественно для езды по чистым и, желательно, сухим дорогам, что, в большинстве своем, довольно редкое явление в нашей стране.
Следовательно, на европейской спортивной резине будет сложно выехать даже из заснеженной стоянки, особенно если машина оснащена автоматической коробкой передач. Лучше всего европейские шины подходят для эксплуатации в условиях мегаполисов, езды по трассе и поездок за рубеж.
Если европейская резина больше подходит для теплых зим, то скандинавская, наоборот, широко востребована в регионах с устойчивой морозной погодой и адаптирована под сложные климатические условия. Она имеет разряженный рисунок, который состоит из небольших прямоугольников и ромбиков – такая разновидность фигур благоприятно отражается на КПД резины.
Зимние шины: рисунок протектора
От рисунка протектора зависит эффективность изделия, поэтому выбирая его, следует отталкиваться от следующих нюансов:
— форма рисунка. Отличная результативность присутствует у шин, протектор которых выполнен в форме кубиков, размещенных в шахматном порядке;
— глубина протектора. Чаще всего данный показатель составляет порядка 9-10 мм. Лучше отдавать предпочтение моделям с ламелями, находящимися на протекторе, которые способствуют увеличению сцепления с асфальтом, что особенно важно при перемещении по мокрым трассам и тонкому льду, обволакивающему всю дорожную поверхность;
— наличие грунтозацепов. Они располагаются по краям шины и отлично справляются со сцеплением на грунтовых и заснеженных дорогах.
Кстати, грунтозацепами также называются и специальные цепи, которые надеваются непосредственно на колеса автомобиля, но, сейчас, речь идет не о них, а о выступах, находящихся по краям протектора.
Помимо этого, существуют шины с ребрами, которые располагаются среди шашечек – такие модели изделий больше всего подходят для регионов с теплыми зимами, когда преобладает слякоть, потому как с помощью ребер осуществляется вывод влаги из-под шашечек.
Различают два основных вида рисунка протектора зимних шин:
1). Направленный. Имеет форму ёлочки. Резина с таким рисунком превосходно справляется с поворотами, и как нельзя лучше подойдет для новоиспеченных водителей. Данный вид рисунка легко определяется по наличию крупной стрелки сбоку шины и присутствию надписи «rotation».
2). Ненаправленный. Автомобильная продукция с ненаправленным рисунком создана для эксплуатации в черте города, при отсутствии суровых морозов и обильных осадков в виде снега, к тому же, покрышки такого типа прекрасно подойдут для владельцев старых машин с поведенным от времени кузовом.
Кроме этого, рисунок может быть классическим симметричным, либо асимметричным — когда одна часть колеса, чаще всего внутренняя, предназначена для передвижения по снежному и ледяному покрытию, а другая – хорошо справляется с ездой по сухим поверхностям.
Если рассматривать вопрос детальнее, то важно знать, что при эксплуатации машины в поселках, селах и деревнях в условиях заснеженной зимы лучше выбирать шины, протектор которых состоит из отдельно расположенных элементов, причем их форма может быть совершенно разной: кубики, ромбики, снежинки и т.п. Глубина рисунка подобных изделий, как правило, составляет около 10 мм.
Классической считается резина с глубиной протектора 7-8 мм – на такой продукции имеются широкие канавки с продольным расположением, и поперечные зазоры среднего диаметра. Эти шины универсальны и могут быть с направленным и ненаправленным рисунком.
Перед покупкой зимних шин стоит учитывать, что:
1). «Обувать» зимние шины нужно лишь тогда, когда среднесуточная температура снизится до 7 градусов тепла.
2). Один комплект зимней резины может использоваться на протяжении 2-4 сезонов, и покупать новый следует в тех случаях, когда глубина протектора станет меньше 4 мм.
3). Зимние шины «обуваются» согласно указанным маркировкам.
4). Новая покупка должна пройти период обкатки, при котором стоит всячески избегать экстренных торможений. Также следует плавно набирать скорость, и аккуратно проходить повороты. Осторожность никогда не повредит, и даже наоборот, поможет увеличить срок службы резины.
5). Рекомендуется покупать сразу 4 покрышки, так как приобретение только 2 колес может крайне негативно отразиться на управляемости авто.
6). При установке шипованной резины, скорость вашего автомобиля не должна превышать отметки в 120 км/ч, в противном случае шипы попросту выпадут. Кроме того, пока шины новые и еще не притерлись к дороге, на первых порах не рекомендуется разгоняться более 80 км/ч.
7). Если на вашем автомобиле нет ABS, следует ориентироваться на покупку шин, у которых нет горизонтальных каналов и водоотводов – это поможет существо сократить тормозной путь.
При выборе зимних покрышек необходимо обратить особое внимание на:
— дату выпуска (обозначается 4 цифрами, к примеру, «0115» — где «01» указывает на 1 неделю, а «15» – 2015 год). Отдавайте предпочтение изделиям с более свежей датой выпуска, ведь хранить шины можно не больше 3-4 лет.
Если же на покрышке проставлен 3-х значный код, то это знак того, что резина была выпущена до 2000 года.
Расшифровка маркировки здесь точно такая же, как и на современных моделях, но с единственным отличием – в конце ставится лишь одна цифра, указывающая на код года;
— внешние характеристики (на поверхности продукции не должно быть пузырьков);
— маркировку шин и цветные метки. Ведь, как говорилось ранее, резина для автотранспорта с установленной ABS и прочими системами, а также покрышки для машин, которые не оснащены ими – отличается между собой.
— размеры покрышек. Они подбираются согласно рекомендациям производителя именно для вашего авто;
— износостойкость — обозначается надписью «Treadwear». Чем больше данное значение, тем лучше. К примеру, стандартный вариант «400» – рассчитан на использование шин в течение 4 сезонов.
— индекс скорости. Этот фактор значительней всего влияет на стоимость резины, и обычно он представлен в виде буквенного обозначения от «H» до «Z». Каждая буква символизирует максимально допустимую скорость во время эксплуатации.
Выбираем зимние шины – полезные советы – журнал За рулем
10 ноября 2016 года
В большинстве своем наши автолюбители сознательны, и им не надо лишний раз объяснять, что менять шины по сезону необходимо. Для тех же, кто продолжает ездить в холода на летней резине, Госдума уже обсуждает возможность введения штрафа в 2000 рублей.
Раз водителей собираются наказывать рублем, то появляется много вопросов. Страна у нас большая, и где-то снег выпадает рано, а где-то его может и не быть вовсе. Потому разумно предположить, что каждый регион должен сам определять период, когда нужно переходить на сезонную «обувь».
Рисунок протектора и состав резиновой смеси летних шин не предназначены для использования зимой.Рисунок протектора и состав резиновой смеси летних шин не предназначены для использования зимой. Зимняя шина не дубеет на морозе, а шипы помогут при торможении на льду.Зимняя шина не дубеет на морозе, а шипы помогут при торможении на льду.
Обычно шины рекомендуют менять, когда температура воздуха стабильно держится возле отметки + 7 градусов. Если столбик термометра опускается ниже, ездить на летних шинах уже чревато аварией. Резиновая смесь при низких температурах дубеет, и ее тормозные свойства ухудшаются.
Величину пятна контакта шин с дорогой, в разном диапазоне скоростей, проверяют с помощью высокоскоростной камеры. Она расположена под стеклом.Величину пятна контакта шин с дорогой, в разном диапазоне скоростей, проверяют с помощью высокоскоростной камеры. Она расположена под стеклом. Зимние шины должны хорошо отводить воду из пятна контакта. Для этого на фирменных автополигонах сделаны системы полива.Зимние шины должны хорошо отводить воду из пятна контакта. Для этого на фирменных автополигонах сделаны системы полива.
Ориентируясь на погодные условия пяти крупных городов России, расположенных в разных частях страны, мы решили разобраться, когда водителям следует подумать про сезонную смену шин и какие колеса выбрать — шипованные, нешипованные или всесезонных шин будет вполне достаточно.
Калининград
Город расположен на берегу Балтийского моря. Благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим зимы тут теплее, чем в Средней полосе России. Преобладает облачная и пасмурная погода.
Калининград
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средняя температура, °C −1,5 −1,1 +2,0 +7,3+ 12,5 +15,5 +18,1 +17,6 +13,1 +8,4 +3,3 −0,3 +7,9 Норма осадков, мм 68 49 52 36 54 79 77 97 74 82 83 73 824
«Липучки», то есть нешипованные шины, больше всего популярны в южных регионах России.«Липучки», то есть нешипованные шины, больше всего популярны в южных регионах России.
Ориентируясь на таблицу, можно увидеть, что о сезонной смене резины водителям нужно задумываться в октябре. Мягкий климат способствует тому, чтобы выбрать нешипованную резину. Водители так и делают. По опросу портала drom.ru, «липучки» в Калининграде выбирают 78,4% водителей, а всесезонные — 16,2%. Шипы тут непопулярны — им отдают предпочтение всего 2,7% водителей.
Краснодар
Климат Краснодара переходный, от умеренно-континентального к влажному субтропическому. Он схож с итальянским Миланом. Зимы тут мягкие.
Краснодар
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средняя температура, °C +0,6 +1,1 +5,5 +12,2 +17,2+ 21,3 +24,1 +23,7 +18,5 +12,3 +6,1 +2,1 +12,1 Норма осадков, мм 66 54 58 51 68 86 56 44 46 56 73 77 735
Водители Южного региона России переобуваются редко. Еще бы — скажем, в районе Сочи снега зимой может и не быть вовсе, а температура воздуха стабильно держится выше +10 градусов. В итоге летняя резина вполне подходит для поездок в зимние месяцы. Нешипованные шины ставят те, кто часто выезжает в горы, куда-нибудь на Красную Поляну.
Но существует и обратная сторона медали. В Сочи снег выпадает редко, но когда это случается, он становится стихийным бедствием. Общественный транспорт ходит с перебоями, на дорогах множество аварий. Мокрый снег — основная причина образования наледи на дорогах.
В Краснодаре зима холоднее и снега бывает больше, потому большинство водителей все-таки переобувают свои автомобили. Ориентируясь на среднюю температуру, делать это надо в ноябре. Нешипованные и всесезонные шины вполне подойдут.
Но, покупая всесезонку, надо помнить, что универсальных шин, одинаково хорошо работающих в мороз и жару, не бывает. Потому смотрите на боковину покрышки. Если там стоит значок снежинки, как, скажем.
Важно
на всесезонке от Yokohama, эти покрышки можно смело использовать зимой.
Напоследок совет от местных жителей. Таксисты в этом городе переобувают свои машины всегда. Так что в случае плохой погоды можно воспользоваться их услугами, а свой автомобиль на летней резине оставить дома.
Москва
Москва
Климат столицы влажный, умеренно-континентальный, с четко выраженной сезонностью. Сильные холода и палящий зной непродолжительны. Морозы в зимний период стоят не более двух-трех недель.
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средняя температура, °C −6,5 −6,7 −1 +6,7 +13,2 +17,0 +19,2 +17,0 +11,3 +5,6 −1,2 −5,2 +5,8 Норма осадков, мм 52 41 35 37 49 80 85 82 68 71 55 52 707
Ориентируясь на прошедшие несколько зим, можно утверждать, что в столице это время года преподносит автовладельцам немало сюрпризов. Наступление холодов всегда неожиданно и сопровождается длинными очередями на шиномонтажи. Меняют шины чаще всего в октябре, когда столбик термометра стабильно показывает +6–8 градусов.
Шипованные шины незаменимы на льду.Шипованные шины незаменимы на льду.
Дороги зимой бывают как сухими, так и заваленными снегом. Может пройти и ледяной дождь. В последнем случае без шипов не обойтись. Посему мы советуем выбирать шипованную резину.
Да, на «гвоздях» будет шумнее, но и возможных неприятностей меньше. По опросу drom.ru, московские водители так и делают. В среднем 51,3% столичных автомобилистов выбирают шипованные шины и только 38% — «липучки». Есть и те, кто передвигается на летней резине. Но таких немного, всего 5,1%.
Видимо, убедить этих товарищей, что смена шин необходима, смогут только штрафы.
Омск
Сибирский город славится морозной зимой. Среднегодовая температура +2,1°C. Среднегодовое количество осадков — 400 мм.
Омск
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средняя температура, °C −16,3 −15 −7,3 +3,7 +12,5 +18,0 +19,6 +16,9 +10,4 +3,5 −7,3 −13,8 +2,1 Норма осадков, мм 23 18 17 21 35 51 66 54 37 30 34 29 415
Судя по таблице, о смене резины нужно задуматься в конце сентября — начале октября.
Что выбрать, если на улице мороз, а снега много? Ответ очевиден: шипованные шины! Как рассказывают местные жители, от столичных дорог омские отличаются принципиально. Зимой на трассах снежный накат, причем даже в городе.
Есть и крайне неприятные ледяные «шишки». Они образуются, если вовремя не убран снег, а машины раскатывают его до льда. Наскочить на такую «шишку» на скорости опасно. Автомобиль может бросить в сторону.
А на гололеде удержать его сложно.
Зимние шины для кроссоверов должны не терять эластичность в мороз, при этом их боковины должны быть достаточно крепкими, чтобы проезжать по каменистым грунтовкам.
Зимние шины для кроссоверов должны не терять эластичность в мороз, при этом их боковины должны быть достаточно крепкими, чтобы проезжать по каменистым грунтовкам.
Так что шипы — лучший вариант. Всесезонные шины мы бы ставить не советовали.
Зимы тут слишком холодные, в —25 градусов резиновый состав всесезонок будет просто дубеть на морозе, и эффективность торможения снизится.
Владивосток
Зимой во Владивостоке господствует сухой и холодный континентальный воздух. Стоит ясная морозная погода. Средняя продолжительность зимнего периода — 132 дня.
Владивосток
Возможны сильные снегопады и дождь. Нередки случаи, когда скорость ветра при метели составляет 15–20 м/с. Тогда на дорогах образуются сильные снежные заносы, которые мешают работе транспорта.
Оттепели могут быть в любой зимний месяц. Но они непродолжительны, всего один-два дня.
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Средняя температура, °C −12,2 −8,5 −1,9 +4,9 +9,8 +14,0 +18,3 +20,8 +16,4 +9,4 −0,3 −9,9 +5,1 Норма осадков, мм 10 25 35 62 95 89 164 145 92 59 41 26 844
Судя по данным таблицы, менять колеса жителям Владика надо в конце сентября — начале октября. При такой зиме мы бы рекомендовали шипованные покрышки. Однако, по данным опроса drom.ru, 69,7% водителей Приморского края предпочитают «липучки».
Скорее всего, это связано с тем, что подавляющее большинство автовладельцев шины везут из Японии, а там использование шипов запрещено. Популярны и всесезонки. Их выбирает 19,4% водителей. А вот на шипованных шинах передвигается всего 5,9%.
* Источник — Wikipedia
Зимние шины, рекомендации по выбору
С наступлением холодов каждый автовладелец задается вопросом, а стоит ли сразу же менять летние шины на зимние. Когда это лучше сделать, какого производителя предпочесть. Практика применения зимних шин, а также большинство автолюбителей однозначно ответили — да, так как от этого зависит не только их личная безопасность, но и безопасность их близких, родственников, друзей, знакомых.
Для начала немного теории. Одна из главных задач любой шины легкового автомобиля – это хорошие сцепные свойства с дорожным покрытием в сочетании с отличной управляемостью.
В холодное время года, когда окружающая температура не поднимается выше +5 градусов, летние шины теряют свою эластичность и начинают дубеть, следовательно, резко ухудшаются сцепные свойства с дорожным покрытием, увеличивается тормозной путь, ухудшается управляемость. Автомобиль может пойти юзом или сорваться в занос.
Совет
Поэтому для этих целей производители разработали зимние шины. Для их производства применяют особый состав каучука, который при отрицательных температурах не теряет свою эластичность и не дубеет. Более того, протектор зимней шины имеет больше прорезей и большую высоту, чем протектор летней.
Все это позволяет зимней шине не терять сцепные свойства, как на сухом асфальте, так и в рыхлом снегу.
Если вы большую часть своего времени эксплуатируете автомобиль в городских условиях, где чаще всего снег, грязь, соленая кашица или сухой асфальт, то смело ставьте зимние шины без шипов. Если постоянно выезжаете за город, где на дорожном покрытии утрамбованный или рыхлый снег, или местами гололед, то ставьте шипованные шины.
Во всех случаях всегда ставьте шины своего размера, который производитель прописал в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. От этого зависит не только управляемость и удобство эксплуатации, но и долговечность подвески, а также правильное функционирование спидометра.
Итак, вы решили сменить летние шины на зимние, а за окном столбик термометра не поднимается выше +5 градусов, смело езжайте на шиномонтаж.
А по поводу, какого производителя предпочесть, решайте сами. В наше время существует большое количество предложений зимней резины.
Достаточно вбить в поисковик, например, «купить зимние шины (город) «, и вы получите список продавцов, предлагающих зимние шины на любой вкус. И тут уже все зависит от ваших желаний и тех средств, которыми вы располагаете.
В любом случае самая дешевая зимняя шина, зимой ведет себя лучше, чем самая дорогая летняя.
Всего хорошего и удачи вам на дорогах.
Рекомендации по выбору зимних шин
Зимние шины обычно служат 2-4 сезона. При их стирании сокращается глубина протектора, если эта глубина достигает 4 миллиметров, то шину нужно менять. Для зимних шин делают такой состав для шин, что колесо имеет возможность прилипать к скользкому покрытию. Если в вашем регионе заснеженные условия или гололед, необходимо выбирать мягкие зимние шины.
На асфальтном покрытии шины будут не менее эффективными, но они будут быстрее изнашиваться, так как здесь нужна более твердая резина. Этот фактор очень тяжело определить на ощупь, но продавец наверняка вам сможет посоветовать конкретный товар. Зимние шины с ассиметричным рисунком протектора зачастую оказываются очень эффектными.
При этом наружная часть шины будет отвечать за движение по асфальту. Внутренняя часть будет отвечать за движение по заснеженной дороге. Такие шины нужно устанавливать в определенном направлении, для этого нужно обратить внимание на маркировку.
У зимней шины есть определенные размеры, их нужно выбирать по рекомендациям автопроизводителя. Если взять более широкую шину, то контакт колеса с дорогой увеличится.
Но в этом случае масса автомобиля будет распределяться так, что это сцепление будет сокращаться.
Обратите внимание
Если вы видите, что нет размера шины, которая вам нужна, то можно взять шины, которые будут немного меньше по ширине, чем это необходимо, но высота профиля должна быть несколько больше.
Многие автолюбители меняют резину на машине только после того, как выпадет первый снег, а на дороге появится гололедица. Именно по этой причине количество аварий в зимнее время увеличивается. При температуре семь градусов резину нужно менять на зимнюю. Нужно учитывать тот факт, что зимние шины требуют от нас бережной эксплуатации на первых сотнях километров.
Обкатка должна проходить без резких торможений, в повороты нужно входить аккуратно, тогда шины смогут сохранять свои свойства в течение длительного времени. Это влияет на тот фактор, сколько будут держаться шипы на вашей резине.
Многие хотят поставить зимнюю резину только на ведущие колеса и сэкономить на этом. Но следует учитывать, что это обязательно отражается на поведении машины и не всегда наилучшим образом. Как только машина тронется с места, мы замечаем положительные изменения.
Но уже на дороге может возникнуть несколько неприятных моментов.
У машин с задним приводом при торможении масса переносится на передние колеса. В этом случае толку от зимних шин мы практически не имеем.
Такой автомобиль при повороте будет плохо слушаться руля, особенно с шипованной шиной на задних колесах. У переднеприводных автомобилей в этом случае будут аналогичные проблемы.
Если установить зимнюю шину на передние колеса, то машина будет только быстрее трогаться, но при торможении задние колеса будут идти юзом.
Поэтому если уже и покупать зимнюю резину, то это должен быть полный комплект. При спокойном темпе езды можно не почувствовать разницы. Но в неожиданных ситуациях автомобиль себя лучше ведет именно с зимней резиной.
Как выбрать зимние автошины
Синоптики уже предупредили водителей о необходимости смены летней резины на зимнюю. Между тем и выбор оптимальных шин для холодного сезона, и их эксплуатация, и даже хранение нередко вызывают вопросы у автолюбителей.
О том, когда предпочесть “липучки” шиповке, как продлить жизнь колесам и на чем можно сэкономить, а на чем категорически нельзя, “РГ” рассказал региональный директор оператора технической помощи на дорогах “Русский АвтоМотоКлуб” Николай Степанов.
Какие компании подняли цены на автомобили в России
Зимние покрышки на рынке представлены обширным ассортиментом продукции европейского, российского и азиатского производства, что позволяет каждому подобрать оптимальную “обувь” для автомобиля на период холодов. Однако мало кто из автолюбителей разбирается в тонкостях грамотного подбора и эксплуатации зимней резины. Потому начать стоит с основ.
Зимние шины, которые можно найти в российских магазинах, подразделяются производителями на следующие категории:
- шипованные – традиционны в большинстве регионов РФ;
- фрикционные – нешипованные покрышки “скандинавского” типа или попросту “липучки”, они рассчитаны на суровые зимы и обеспечивают сцепление с покрытием за счет специального рисунка ламелей специфической глубины;
- центральноевропейские – еще один тип нешипуемых шин, которые используются только в мягком континентальном климате.
Все шипованные покрышки в обязательном порядке маркируются производителем, в то время как зимняя резина без шипов не имеет специальных отметок. Рекомендую перед покупкой уточнять у продавца или на сайте производителя тип нешипованных покрышек и возможность их эксплуатации в регионе, в котором вы проживаете.
Названы самые популярные в России марки авто
В условиях кризиса многие автолюбители убедились, что даже не самые кондиционные бывшие в употреблении зимние шины предпочтительнее любых летних.
Это объясняется тем, что производители подбирают химический состав резины таким образом, чтобы покрышка оптимально справлялась с условиями эксплуатации.
Важно
Для лета важна сопротивляемость нагреву и трению, для зимы – сохранение пластичности при низких температурах, обеспечивающее сцепление с дорогой.
Выбор – приобретать бывшие в употреблении покрышки или новые – зачастую упирается в бюджет, а потому остается сугубо индивидуальным. Если вам важна безопасность, отдайте предпочтение новым шинам!
Что выбрать автомобилистам юга России
Хоть центральноевропейская резина номинально считается зимней и рассчитанной на использование при минусовой температуре, создавалась она для езды по расчищенному асфальту и обладает плохим сцеплением с заснеженной или обледенелой дорогой. Такие покрышки подойдут исключительно автомобилистам, живущим в самых южных российских регионах.
Рекомендации для водителей из северных регионов
Новый Skoda Kodiaq оказался дешевле Volkswagen Tiguan и Nissan X-Trail
Если в вашем регионе езда по асфальту в зимнее время – редкость, ваш выбор – шипованные покрышки.
Предпочтение стоит отдать резине с ассиметричным рисунком протектора, а вот конфигурация шипов – зависит от личных предпочтений и класса транспортного средства.
Шипованные покрышки предварительно следует обкатать, передвигаясь на автомобиле со скоростью, не превышающей 60-75 км/ч, а в последующей эксплуатации важно избегать спортивного и экстремального стиля вождения.
Если повышенная шумность шипованных покрышек для вас – веский изъян, отдайте предпочтение покрышкам “скандинавского” типа. Их же я бы рекомендовал автомобилистам, проживающим в крупных населенных пунктах, сталкивающихся с мокрым асфальтом или снежной кашей после обработки дорожного полотна коммунальными службами.
Что предпочесть жителям московского региона
Для Москвы и Подмосковья выбор сводится к покупке шипованной либо фрикционной резины. Покрышки с шипами устойчивее на льду и укатанном снегу, в то время как фрикционные – оптимальный выбор для ежедневного передвижения по городу, особенно в условиях холодного асфальта или снежной каши.
Часто выезжаете за город или проводите выходные в деревне, а отпуск – на горнолыжном курорте? Выбирайте шиповку.
Но учитывайте, что при движении на высоких скоростях по асфальту теряются шипы и ощутимо ухудшаются характеристики шины в целом.
С течением времени шипованная резина ощутимо меняет свойства, в то время как фрикционные покрышки отличает большая долговечность, особенно при аккуратном вождении и бережном уходе.
Если избегать интенсивного торможения при плюсовой температуре и следовать скоростным режимам, предписанным для дорог, фрикционная резина способна служить 5-6 сезонов с минимальной потерей технико-эксплуатационных характеристик.
Как бы скептически к этому ни относились многие автолюбители, стоимость зимней резины действительно прямо пропорциональна ее качеству.
Совет
Дороговизна современных покрышек связана с тем, что на производстве используются самые передовые технологии и компоненты, а разработчики инвестируют астрономические суммы в исследования и поиск оптимального рисунка протектора для конкретных условий эксплуатации.
Этим же объясняется и тот факт, что каждое новое поколение шин пусть незначительно, но превосходит предшественников по характеристикам.
Что важно учитывать при покупке
Прежде всего, следует обратить внимание на DOT-маркировку, а именно на ее последние 3-4 цифры. К примеру, комбинация цифр “2015” означает, что комплект резины был произведен в 20 неделю 2015 года. Хотя теоретически срок годности шин составляет 10 лет с момента выпуска, нарушение условий хранения способно критически сказаться на эксплуатационных характеристиках покрышек.
Как сэкономить, покупая новые шины, и увеличить их срок эксплуатации в разы
Ряд простых рекомендаций способен существенно продлить жизнь резине даже при интенсивной эксплуатации в условиях, близких к экстремальным. Если говорить о хранении, то вам следует:
- увеличить давление в шинах на 0,5 бара от рекомендованного производителем, так как за лето оно снизится;
- при хранении в сборе с дисками допускается укладка в стопку или подвешивание на крюки, вмонтированные в стену;
- покрышки без колесного диска лучше ставить вертикально, периодически поворачивая.
При эксплуатации (особенно если вы замечаете неравномерность износа покрышек на переднем и заднем мостах) меняйте шины местами каждые 10-12 тыс. км пробега. При использовании направленной резины обращайте внимание, чтобы указатель располагался по часовой стрелке. Для безаварийной эксплуатации автомобиля убедитесь, что глубина протектора шин на одной оси не отличается более чем на 2 мм.
Выбор зимней резины: 3 главных правила
Рад снова приветствовать Вас дорогие читатели на страницах сайта. Как гласит народная мудрость «готовь сани летом…», ну дальше Вы знаете. Выбор зимней резины – тема, актуальная практически круглый год. Опытные водители заблаговременно готовятся к сезону и приступают к выбору и в конце августа – начале сентября.
Менее дальновидные – начинают выбор непосредственно перед осенне-зимнем сезоном, а самые недальновидные – уже зимой. Весной тема приобретения зимних покрышек не менее актуальна, так как продавцы опустошают свои склады и можно приобрести достойный комплект процентов на 10–20 ниже сезонных цен.
Перед выбором шин водителю необходимо определится с несколькими вещами. И так по порядку…
В этой статье я позволю себе уважаемые читатели не только изложить информацию, но и дать несколько полезных советов. Благо, мой уровень образования и опыт вождения, чисто теоретически, могут дать право мне это сделать.
Шипованная или фрикционная резина
На эту тему в интернете огромное количество материалов, мнений и отзывов. Даже я давным-давно писал статью о нелегком выборе между шипами и липучкой.
Кто-то приводит графики и замеры, представленные известными издательствами, на которых действительно фрикционная резина лучше справляется со снежной кашей.
Липучка комфортнее, в акустическом плане, она наносит меньший вред дорожному полотну.
Но все это отходит на второй план, когда вы не сможете въехать в обледенелую гору, беспомощно крутя колесами. Поэтому жителю любого города центральной России и даже Москвы, с ее весьма хорошими и достаточно чистыми в зимний период дорогами, я бы рекомендовал именно шипы.
Посадочный диаметр
Это касается только тех автолюбителей, которые приобретают комплект резины вместе с дисками, да и то не всех. Здесь можно неплохо сэкономить и при этом ничего не теряя, а даже приобретая.
Если в руководстве пользователя есть разброс по диаметру резины, то на зиму лучше приобретать шины с меньшим посадочным диаметром и более высоким профилем.
Например, на моём предыдущим авто Форд Фокус 2 летние шины имеют размерность 205/55R16, а на зиму я поставил 195/65R15.
Преимущества такого подхода очевидны:
- на дорогах после обильного снегопада, даже после прохода снегоуборочной техники образуется наледь, и поездка по ней сравни езде по стиральной доске. Резина с более высоким профилем будет лучше демпфировать неровности, что положительным образом сказывается на общем комфорте поездки;
- немаловажное преимущество – это цена. Чем меньше посадочный диаметр резины, тем ниже стоимость. Может доходить до того, что на автомобиль С класса, зима с диаметром 17, будет стоить также как комплект пятнадцати дюймовых шин вместе с дисками.
Тоже немаловажный параметр для зимы. Если для летней резины, все более – менее понятно, чтобы реализовать больший крутящий момент, подаваемый на ведущие колеса, необходима резина с большей шириной.
Зимой данный принцип работает далеко не всегда. Во-первых, обледенелые дороги не дадут в полной мере реализовать потенциал мощного автомобиля. Второе касается в основном небольших автомобилей с маленькой массой.
Какая складывается ситуация: чем выше ширина, тем больше пятно контакта, соответственно меньше давление на поверхность. А соответственно меньшее давление на опорную поверхность, в большинстве случаев отрицательно сказывается на сцеплении колеса с дорогой.
Обратите внимание
Другими словами получаем большую вероятность пробуксовки колес, что не есть хорошо.
Выбор резины очень ответственный процесс и надеюсь мои рекомендации помогут Вам быстрее сориентироваться и сделать правильный выбор. До скорых встреч.
С уважением, автор блога Андрей Кульпанов
Какие выбрать зимние шины
Приход зимы для автомобилистов – это не только снег и мороз. Эта ещё и извечная суматоха – подготовка автомобиля к неблагоприятному времени года. Насколько уверенно будет держаться автомобиль на заснеженной дороге или при гололеде во многом будет зависеть от зимних шин.
Приход зимы для автомобилистов – это не только снег и мороз. Эта ещё и извечная суматоха – подготовка автомобиля к неблагоприятному времени года.
Насколько уверенно будет держаться автомобиль на заснеженной дороге или при гололеде во многом будет зависеть от зимних шин.
Конечно, можно всю зиму проездить и на летней резине, но при этом рискуя и собственной машиной, и представляя опасность для других участников дорожного движения. В то же время разнообразные модели зимних шин совершенно по-разному ведут себя в тех или иных условиях.
Определиться, остановить свой выбор на конкретном комплекте зимней резины довольно непросто. Зачастую, чтобы понять, что лучше будет для Вас и Вашего автомобиля, приходится опираться на многолетний опыт и приобретать уже зарекомендовавшую себя продукцию.
Тем более, что выбор зимней резины зависит от погодных условий, преобладающих в Вашем регионе. Поэтому однозначно сказать, что какие-то одни зимние шины лучше других нельзя. Но всё же какие-то общие рекомендации по выбору зимней обуви для Вашего авто сделать можно.
По поводу того, шипованную или нешипованную резину брать на зиму, ответ неоднозначен. С теоретической точки зрения шипы должны обеспечивать более высокий коэффициент сцепления колес с дорогой, что особенно важно в гололед.
Но порой нешипованная зимняя резина ведет себя на скользкой дороге на порядок выше шипованных моделей покрышек. В чем же дело? Поведение автомобиля на дороге зависит не только от наличия/отсутствия шипов. Определяющими факторами также являются химический состав резины, рисунок протектора.
Давайте попробуем разобраться, что же будет лучше в конкретных условиях?
Важно
В условиях гололеда или накатанного снега с помощью шипов достигается увеличение коэффициента сцепления зимних шин с дорогой. Существует два варианта либо Вы сразу приобретаете шипованные зимние шины, либо производите ошиповку обычной зимней резины.
Понятно, что чем больше будет шипов на шине, тем лучше будет вести себя машина (сократится тормозной путь, снизится вероятность пробуксовки). А для большей эффективности шипы должны располагаться не на одной линии, а хаотично разбросаны по поверхности шины.
Только помните, что ошиповать можно не каждую резину – уточняйте этот вопрос с продавцом.
Из импортных шипованных шин на скользкой дороге хорошо себя зарекомендовала модель Nokian Hakkapeliitta. Их особенность (начиная с четвертой модели) в том, что шипы в сечении имеют квадратное сечение, а не круглое как у других.
За счет этого обеспечивается лучшее качество сцепления с дорогой. Последняя модель 2006 года под индексом 5 в зависимости от необходимого типоразмера обойдется Вам от 100 до 450 у.е. за одну шину.
При езде по глубокому снегу на управляемость автомобиля влияет не только наличие шипов, но и рисунок протектора зимней резины. Как правило, наиболее эффективны оказываются зимние шины с множеством прямоугольных шашечек, расположенных в шахматном порядке. Важна также и глубина рисунка – у большинства моделей этот параметр составляет от 9 до 10 мм.
На сцепление с дорогой влияет и наличие мелких полосок (ламелей) на протекторы шин. За счет них и шипованные, нешипованные зимние шины лучше держатся за дорогу. На Ваших дорогах большую часть зимы лежит мокрый снег или даже напрочь отсутствует, тогда надо задуматься о покупке нешипованных зимних шин.
Во-первых, будут малоэффективны при разгоне и торможении на асфальтной дороге. Во-вторых, из-за шипов уменьшается пятно контакта колеса с дорогой, что приводит к уменьшению коэффициента сцепления и, как следствие, ухудшению управляемости автомобилем. В-третьих, при езде по асфальту шипованные зимние шины будут служить дополнительным источником шума.
На что же обратить внимание при выборе нешипованных зимних шин. На мокром снегу лучшее поведение автомобиля обеспечивает резина с направленным рисунком протектора, который способствует отводу слякоти из-под колеса. Рисунок таких зимних шин схож с летними дождевыми, в которых строение протектора напоминает елочку.
Среди нешипованных зимних шин одними из лучших считаются Continental ContiVikingContact3. Цена на эти шины лежит в пределах 75 до 210 у.е. – всё зависит от типоразмера для Вашего автомобиля.
Зимние шины в среднем служат 2-4 сезона. Когда они истираются – глубина протектора становится меньше 4 мм – приходит пора их замены. Состав резиновой смеси для зимних шин подбирается таким образом, что колесо как бы «прилипает» к скользкому покрытию.
Совет
Поэтому для езды в заснеженных условиях или при гололеде больше подходят более мягкие зимние шины. На асфальтном покрытии в зимнее время мягкие шины будут также эффективны, но быстрее изнашиваются – нужны более твердая резина.
На ощупь этот фактор определить тяжело, но что-то конкретное может посоветовать продавец (на основании отзывов покупателей).
Более эффективными зачастую оказываются зимние шины с ассиметричным рисунком протектора.
При этом, например, наружная часть шины отвечает за движение по асфальтному покрытию, внутренняя – по заснеженному. Следует, только правильно устанавливать такие шины согласно нанесенной на ней маркировке.
Размеры зимних шин (впрочем как и летних) стоит выбирать из тех, что рекомендованы автопроизводителем. Если брать намного больше по ширине, то пятно контакта колеса с дорогой, естественно, увеличится. Но при этом масса автомобиля распределится таким образом, что сцепление шины с поверхностью дороги уменьшится.
Если уже не оказалось необходимого размера, то лучше выбрать немногим меньшую по ширине модель зимних шин, но при этом большую по высоте профиля. Многие «обувают» свой автомобиль в зимние шины только после выпадения первого снега и появления гололеда на дорогах. Это зачастую становится причиной увеличения количества аварий в начале зимы.
В общем случае рекомендуется менять резину на зимнюю уже при температуре 7 градусов. Причем зимние шины как шипованные, так без них требуют бережной эксплуатации на первых нескольких сотнях километров.
Обкатку без резких торможений, с плавными разгонами и аккуратными вхождениями в повороты рекомендуется для того, чтобы шины сохранили свои свойства на долгое время. Особенно это повлияет на то, сколько продержатся шипы в резине. Многих интересует, можно ли поставить зимнюю резину только на ведущие колеса, и таким образом сэкономить.
Такое решение повлияет на поведение машины, но не всегда лучшим образом. Естественно, при трогании с места почувствуется заметное изменение в положительную сторону, но в поведении автомобиля на дороге могут возникнуть несколько неприятных моментов.
Например, на заднеприводных авто при торможении масса переносится на передние колеса, в итоге, получается польза от зимней резины на задних колесах невелика. Или при входе в поворот автомобиль с задним приводом с шипованной резиной только задних колесах на обледенелой дороге будет также плохо слушаться руля. И такой проблемы не лишены и переднеприводные авто.
Обратите внимание
Зимние шины только на передних колесах позволят быстрее трогаться. Но при торможении, и даже при сбрасывании скорости задние колеса пойдут юзом. Поэтому если покупать, то уже полный комплект зимней резины. Конечно, если выдерживать спокойный темп езды, то в принципе Вы моежете и не почувствовать разницы.
Но в неожиданных ситуациях (экстренном торможении, заносе) Ваш автомобиль будет более уверенно держаться на дороге при комплектации одинаковой зимней резиной. И тем легче Вам будет им управлять. Если Вы купите шипованную зимнюю резину, но из-за изменчивой погоды придется «выгнать» авто на асфальт, то придется более аккуратно.
Резкий старт и экстренное торможение недопустимы, если не хотите за один раз растерять все шипы. Также не забывайте наклеивать на свой автомобиль знак «Ш» – остальные водители будут иметь в виду, что у Вас будет более короткий путь торможения, и, соответственно, будут держать большую дистанцию.
И в заключение, хотелось бы посоветовать фирмы, зимних шины которых неплохо себя зарекомендовали. Среди российских фирм можно посмотреть зимние шины Amtel или КЯ (Красный Яр), импортные – это Nokian, Michelin, Continental, Pirelli, BridgeStone.
На российских зимних шинах вполне можно отъездить пару сезонов, импортная «обувка» хоть и стоит дороже, но вполне может быть в эксплуатации в два раза дольше. Но и купить зимние шины российских производителей можно за 60-90 у.е. за колесо. Стоимость аналогов импортного производства начинается от 100 и вплоть до 500 у.е. за шину. Это, конечно, не означает, что отечественная резина хуже импортной, сложившиеся мифы о качестве российских шин неоправданны. Поэтому можно отдавать предпочтение какой-то конкретной марке, но в то же время не отказываться от покупки обувки, сделанной на заводах нашей страны.
В остальном, выбор зависит только от Вас!
Нравится? Поделись!