Воздушная система охлаждения двигателя

Воздушная система охлаждения

Воздушная система охлаждения двигателя

В двигателях с воздушным охлаждением для обеспечения нормального теплового состояния двигателя необходимо увеличить соприкасающуюся с воздухом площадь наружных поверхностей головок и блоков цилиндров для повышения теплоотдачи. Обычно это делают путём оребрения.

От поверхности оребрения тепло, поступающее к головке от стенок камеры сгорания и стенок цилиндра, отводится охлаждающим потоком воздуха.

Положительными особенностями системы воздушного охлаждения являются: несложное обслуживание, надежность в эксплуатации, меньший по сравнению с системой жидкостного охлаждения вес, простота конструкции, упрощение эксплуатации двигателя в безводных районах, а также отсутствие опасности замерзания охлаждающей жидкости в радиаторе и рубашке двигателя (в случае заполнения их водой) при низких температурах.

Обратите внимание

Для получения эффективного и равномерного охлаждения при минимальной затрате мощности в двигателях с воздушным охлаждением применяют дефлекторы. Дефлекторы представляют собой направляющие устройства для подачи охлаждающего потока воздуха к оребренным поверхностям с определенной скоростью и направлением.

При проектировании системы воздушного охлаждения стремятся обеспечить подачу охлаждающего воздуха в первую очередь к наиболее горячим местам головки цилиндров (перемычкам между гнездами клапанов и др.), а также к свечам зажигания (в бензиновых двигателях) и форсункам (в дизелях).

Для улучшения теплопередачи поток охлаждающего воздуха должен “омывать” поверхности охлаждения равномерно и с достаточно высокой скоростью.

Расчет системы воздушного охлаждения автомобильных и тракторных двигателей сводится к определению параметров оребрения двигателя, производительности и размеров вентилятора, а также затрачиваемой на привод вентилятора мощности.

Проведение таких расчетов, вследствие влияния ряда трудно учитываемых факторов, а также из-за отсутствия данных о взаимозависимости расчетных параметров системы охлаждения, весьма сложно и связано с большими трудностями.

В особенности сложен теоретический расчет теплопередачи и аэродинамического сопротивления оребрения двигателя, поэтому на практике при проектировании системы воздушного охлаждения обычно задаются удельной поверхностью оребрения и используют экспериментальные данные прототипов двигателей. В начале расчета задаются исходные параметры, к которым относятся: а) температура, давление и влажность окружающего двигатель воздуха, б) рабочие температуры деталей двигателя, в) расчетный режим работы двигателя.

В качестве расчетной температуры окружающего воздуха принимают температуру равную 40 °С.

Превышение допустимых рабочих температур может вызвать нарушение работы: увеличение нагарообразования, коробление головки цилиндра, закоксовывание и зависание иглы форсунки в дизелях, детонация и калильное зажигание в бензиновых двигателях, повышенный износ цилиндра, поршня и поршневых колец.

Важно

Средняя температура у оснований чугунных ребер цилиндров 130–170 °С; у оснований чугунных ребер головки цилиндров – 170–220 °С. При алюминиевых сплавах средние температуры соответственно 130–150 и 160–200 °С. Минимальные температуры внутренних поверхностей цилиндра и его головки стремятся обеспечить не ниже 130–140 °С, т. е. значительно выше точки росы выпускных газов.

Система охлаждения автомобильного двигателя: устройство и принцип действия

Воздушная система охлаждения двигателя

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и их составные части подвергаются сильному нагреву во время эксплуатации различных транспортных средств. При этом, как перегрев, так и переохлаждение мотора способны спровоцировать выход его из строя.

В связи с этим одной из важнейших задач разработчиков силовых агрегатов является обеспечение оптимального теплового режима их работы.

Грамотно организованная система охлаждения двигателя способствует получению наилучших эксплуатационных параметров ДВС, к которым относятся:

  • Максимальная мощность.
  • Минимальный расход горючего.
  • Увеличенный срок эксплуатации.
  • Влияние температурных параметров на работу мотора

    За один рабочий цикл температура в цилиндрах ДВС изменяется от 80…120 градусов Цельсия во время впуска горючей смеси до 2000…2200 градусов Цельсия в процессе ее сгорания. При этом силовой агрегат достаточно сильно нагревается.

    Если мотор во время работы охлаждается недостаточно интенсивно, то его детали сильно нагреваются и изменяются в размерах. Значительно уменьшается (из-за выгорания) и объем моторного масла, залитого в картер. В итоге увеличивается трение между взаимодействующими деталями, что приводит к их быстрому износу или даже заклиниванию.

    Однако и переохлаждение ДВС отрицательно сказывается на его работе. На стенках цилиндров холодного двигателя происходит конденсация паров топлива, которые, смывая слой смазки, разжижают моторное масло, находящееся в картере.

    Для исключения негативных последствий, связанных с нарушением теплового режима, системы охлаждения проектируются так, чтобы исключить перегрев и переохлаждение мотора в процессе эксплуатации.

    В результате химические свойства последнего ухудшаются, что способствует:

    • увеличенному расходу моторного масла;
    • интенсивному износу трущихся поверхностей;
    • падению мощности силового агрегата;
    • увеличению расхода горючего.

    Классификация

    При работе мотора необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного поглощения (отвода) чаще всего используют воду, воздух или специальную жидкость (тосол, антифриз). Материал теплоносителя определяет способ охлаждения силового агрегата.

    Различают системы:

  • Принудительного воздушного охлаждения.
  • Жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.
  • Жидкостная система охлаждения

    В настоящее время для эффективного охлаждения автомобильных двигателей используют закрытую систему жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

    Конструкция

    В обязательном порядке система содержит расширительный бачок, который служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении ее температуры. Кроме того, через него заливают теплоноситель.

    Также в состав системы входят:

    • водяная рубашка силового агрегата (пространство между двойными стенками блока цилиндров и его головки в местах отвода чрезмерного количества тепла);
    • датчик температуры;
    • биметаллический или электронный термостат, обеспечивающий оптимальную температуру в системе;
    • помпа-насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе;
    • вентилятор, с помощью которого усиливается поток встречного воздуха на основной радиатор системы;
    • радиатор, осуществляющий передачу тепла окружающей среде;
    • радиатор отопителя, предназначенный для передачи тепла непосредственно в салон автомобиля;
    • контрольный прибор, встроенный в панель приборов автомобиля.

    Принцип действия

    Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Постоянно циркулируя внутри системы, она отводит тепло от составных частей мотора, нагревающихся в процессе работы, нагревается, попадает в радиатор, охлаждается в радиаторе встречным потоком воздуха и возвращается обратно.

    При необходимости включается вентилятор, усиливая эффективность охлаждения. Для замкнутых систем охлаждения температура теплоносителя не должна превышать 126 градусов Цельсия. Таким образом, обеспечивается оптимальный тепловой режим работы силового агрегата.

    Дополнительные функции

    Кроме своей главной задачи – отвода тепла от нагревающихся элементов, жидкостная система охлаждения двигателя обеспечивает также:

    • Прогрев силового агрегата в холодное время года

    В современных системах жидкостного охлаждения предусмотрено два контура, по которым может циркулировать охлаждающая жидкость. Это сделано для того, чтобы в момент пуска холодного двигателя, когда его детали и сама жидкость имеют низкую температуру, циркуляция теплоносителя осуществлялась по малому кругу (мимо радиатора).

    Обеспечивается это термостатом, который в момент, когда температура поднимется до определенного уровня (70-80 градусов Цельсия), открывается, давая возможность теплоносителю циркулировать по большому кругу (через радиатор). Таким образом, осуществляется ускоренный процесс прогрева двигателя.

    • Нагревание воздуха в салоне автомобиля

    В холодное время года с помощью горячего теплоносителя происходит нагревание воздуха в салоне автомобиля. Для этого служит дополнительный радиатор, установленный в салоне и оснащенный собственным вентилятором. С их помощью тепло, отобранное от горячей жидкости, распространяется по всему объему салона.

    • Снижение температуры нагнетаемого в цилиндры воздуха

    Специально для двигателей, оснащенных турбонагнетателями, предусмотрены двухконтурные системы, в которых один контур обеспечивает охлаждение жидкости, а второй – охлаждение воздуха.

    Кроме того, контур охлаждения теплоносителя также представляет собой двухконтурную систему, один контур которой охлаждает головку блока цилиндров, а другой – сам блок.

    Это вызвано тем, что в турбированном моторе температура головки блока цилиндров должна быть ниже температуры самого блока на 15…20 градусов Цельсия. Особенностью такой системы охлаждения является то, что каждый контур контролируется собственным термостатом.

    Достоинства и недостатки

    Жидкостная система охлаждения двигателя присутствует практически у всех современных автомобилей. Принципиально отличаясь от систем воздушного охлаждения, она гарантирует:

    • равномерное и быстрое прогревание силового агрегата;
    • эффективный отвод тепла в любых условиях эксплуатации двигателя;
    • снижение затрат мощности;
    • стабильный тепловой режим работы мотора;
    • возможность использования выделяемого тепла для нагревания воздуха в салоне и пр.

    Среди немногочисленных недостатков жидкостной системы охлаждения можно отметить:

    • необходимость регулярного обслуживания и сложность ремонта;
    • повышенную чувствительность к изменениям температуры.

    Неисправности и способы их устранения

    Всем системам жидкостного охлаждения свойственны характерные неисправности. Чаще всего встречаются:

  • заклинивание термостата в закрытом положении (циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу);
  • поломка помпы;
  • повреждение выпускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка;
  • утечка теплоносителя вследствие разгерметизации системы (повреждение уплотнителей, коррозия и пр.).
  • Кроме того, достаточно часто термостат заклинивает в положении «Открыто» (теплоноситель циркулирует по большому кругу), что увеличивает время прогрева холодного мотора и способствует нестабильности теплового режима при его дальнейшей работе.
  • Все эти неисправности характеризуются значительным повышением рабочей температуры силового агрегата, что может привести к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.

    Устраняются все дефекты путем замены неисправных и/или поврежденных деталей или комплектующих.

    Воздушная система охлаждения

    Моторами воздушного охлаждения оснащались транспортные средства в 50-70 годах прошлого века. Типичными представителями таких автомобилей являются «Запорожец» или FIAT 500. Сейчас моторы с воздушным охлаждением в автомобилестроении практически не встречаются.

    Конструкция и принцип действия

    Конструктивно система принудительного воздушного охлаждения монтируется в подкапотном пространстве транспортного средства и состоит из:

    • отсасывающего или нагнетающего вентилятора;
    • направляющих ребер рубашки охлаждения двигателя;
    • органов управления (дроссельные заслонки, управляющие подачей воздуха или муфта, регулирующая частоту вращения вентилятора в автоматическом режиме);
    • температурного датчика, установленного в силовом агрегате;
    • контрольного прибора, выведенного на приборную панель в салоне автомобиля.

    Охлаждение мотора осуществляется встречным холодным воздухом. Для усиления его потока чаще всего используют вентилятор нагнетающего типа. Он усиливает поток холодного плотного воздуха и обеспечивает его подачу в больших количествах при малых энергетических затратах.

    Отсасывающий вентилятор требует больших затрат мощности, однако обеспечивает более равномерный отвод тепла от деталей силового агрегата.

    Достоинства и недостатки

    Моторы с принудительным воздушным охлаждением отличаются:

    • простотой конструкции;
    • низкими требованиями к изменению температуры окружающей среды;
    • небольшим весом;
    • несложным техническим обслуживанием.

    К недостаткам системы воздушного охлаждения относят:

    • большую потерю мощности мотора, которая расходуется на обеспечение работы вентилятора;
    • высокий уровень шума во время работы вентилятора;
    • недостаточное охлаждение отдельных элементов двигателя из-за неравномерного обдува;
    • невозможность использования излишков тепла для обогрева салона.

    Как устроен ДВС с воздушным охлаждением?

    Воздушная система охлаждения двигателя

    Для нормальной работы двигателя необходима температура 80 – 90 градусов. А температура в цилиндре в рабочем состоянии может расти до 2000 градусов, что разрушительно влияет на детали.

    Система охлаждения в машине позволяет мотору не перегреваться в жару и не промерзать в мороз.

    Нарушение температурного режима чревато быстрым износом деталей, повышенным расходом топлива и масла, падением мощности двигателя.

    Таким образом, система охлаждения контролирует температурные пределы для идеальной работы автомобиля.

    Предназначение воздушного охлаждения

    Прямое предназначение системы охлаждения – поддерживать оптимальную температуру для работы двигателя. Система охлаждения отвечает и за нагрев воздуха в салоне, за охлаждение моторного масла и рабочей жидкости коробки-автомат, иногда охлаждается приемный коллектор и дроссельный узел. В результате сгорания топлива рассеивается 35% тепла.

    Принцип работы воздушной системы охлаждения

    Название говорит само за себя – поток воздуха главный в воздушной системе охлаждения. С воздухом отводится тепло от цилиндров, головки блока и масляного радиатора.

    Вся система состоит из вентилятора (приводится в движение от шкива коленчатого вала ремнем), охладительных ребер цилиндров и головки, съемного кожуха, дефлекторов и контрольных приборов.

    На вентиляторе стоит защитная сетка, чтобы исключить попадание посторонних предметов.

    Воздушный поток принудительно поступает к двигателю при помощи алюминиевых лопастей вентилятора. Движется воздух между ребрами охлаждения, а потом равномерно распределяется с помощью дефлекторов на все детали мотора.

    Вентилятор состоит из направляющего диффузора (по окружности в нем имеются неподвижные радиально расположенные лопасти переменного сечения, чтобы направлять поток воздуха) и ротора с 8 радиально расположенными лопатками. Лопасти диффузора меняют направление потока воздуха, и он движется в противоположную от вращения ротора сторону. Это увеличивает давление воздуха и лучше охлаждает двигатель.

    Чтобы увеличить площадь поверхности для контакта с воздухом, на блок и головку блока цилиндров установлены дополнительные ребра. В минуту вентилятор может подать 30 кубов воздуха, что позволяет двигателю работать при температуре от –40° до +40°. Термостаты и заслонки позволяют регулировать интенсивность охлаждения двигателя.

    Естественное воздушное охлаждение

    Самым простым способом охлаждения двигателя является естественное воздушное охлаждение. На внешней поверхности цилиндров стоят ребра, через которые и отдается тепло. Такая система охлаждения стоит на мотоциклах, мопедах, поршневых двигателях и др.

    Принудительное воздушное охлаждение

    В системе принудительного воздушного охлаждения есть вентилятор и ребра охлаждения. Кожух покрывает вентилятор и ребра. Это способствует направлению воздушного потока и препятствует проникновению тепла извне.

    Преимущества и недостатки

    Преимущества двигателей с воздушным охлаждением:

    1. Простота конструкции. Легко ремонтировать.

    2. Незначительный вес.

    3. Надежность.

    4. Недорого.

    5. Хорошие показатели холодного запуска мотора.

    Недостатки:

    1. Создает шум.

    2. Увеличиваются размеры мотора.

    3. Неравномерность обдува и локальный перегрев.

    4. Чувствительность к качеству топлива, масла и запчастей.

    Внимание! Даже тонкий слой грязи на корпусе мотора снижает продуктивность охлаждения. Поэтому нужно тщательно следить за чистотой корпуса двигателя.

    Распространённые поломки

    Датчик показывает повышение температуры масла в картере – охлаждающая система дает сбой в работе. Немедленно заглушите мотор и выясните причину. На приборной панели загорается лампа, которая сигнализирует о неполадках. Причина может быть в обрыве ремня вентилятора. Очень редко случаются проблемы в работе термостата.

    Где применяются двигатели з воздушной системой охлаждения

    Двигатели с воздушной системой охлаждения применяются все меньше (их вытесняет жидкостное охлаждение) в машиностроении (компактные малолитражки, дизельные ДВС, грузовики, техника сельского хозяйства).

    Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания –

    Воздушная система охлаждения двигателя

    Работа двигателя внутреннего сгорания (ДВС) приводит к чрезмерному нагреванию всех его деталей и без их охлаждения функционирование главного агрегата транспортного средства невозможно. Эту роль выполняет система охлаждения двигателя, которая также отвечает за обогревание салона авто.

    В турбированных двигателях с ее помощью снижается температура воздуха, нагоняемого в цилиндры, а в АКПП эта система охлаждает жидкость, которая применяется для ее работы.

    Отдельные модели машин оснащают масляным радиатором, который принимает участие в терморегуляции масла, использующегося для смазки двигателя.

    Система охлаждения ДВС бывает воздушная и жидкостная

    Обе эти системы не идеальны и имеют как достоинства, так и недостатки.

    Преимущества воздушной системы охлаждения:

    • небольшой вес двигателя;
    • простота устройства и его обслуживания;
    • невысокая требовательность к температурным изменениям.

    Недостатки воздушной системы охлаждения:

    • большой шум от работы двигателя;
    • перегрев отдельных деталей мотора;
    • невозможность выстроить цилиндры блоками;
    • затруднительность в использовании выделяемого тепла для обогревания салона авто.

    В современных условиях автопроизводители предпочитают оснащать свои машины преимущественно двигателями с системами жидкостного охлаждения. Воздушные конструкции, охлаждающие узлы мотора, встречаются очень редко.

    Преимущества жидкостной системы охлаждения:

    • не такой шумный двигатель по сравнению с воздушной системой;
    • высокая скорость начала работы при запуске мотора;
    • равномерное охлаждение всех деталей силового механизма;
    • меньшая предрасположенность к детонации.

    Недостатки жидкостной системы охлаждения:

    • дорогое техническое обслуживание и ремонт;
    • возможное вытекание жидкости;
    • частые переохлаждения мотора;
    • замерзание системы в периоды морозов.

    Структура жидкостной системы охлаждения двигателя

    К основным составляющим жидкостной системы охлаждения ДВС относятся следующие детали:

    • «водяная рубашка» двигателя
    • вентилятор;
    • радиатор;
    • помпа (центробежный насос);
    • термостат;
    • бачок расширительный;
    • теплообменник отопителя;
    • составляющие элементы управления.

    Водяная рубашка двигателя – это плоскость между стенками агрегата в тех местах, которым требуется охлаждение.

    Радиатор системы охлаждения – это механизм, который предназначен для отдачи созданного работой двигателя тепла. Узел представляет собой конструкцию из многих изогнутых алюминиевых трубой, которые также имеют дополнительные ребра, способствующие большей теплоотдаче.

    Вентилятор используется для ускорения циркуляции воздуха, обволакивающего радиатор. Вентилятор включается при граничном нагревании охлаждающей жидкости.

    Центробежный насос (другими словами – помпа) обеспечивает беспрерывное движение жидкости во время работы двигателя. Привод для помпы может быть разным: ременной, например, или шестеренный. На авто с турбированными двигателями часто устанавливают добавочные насосы, которые способствуют циркуляции жидкости и запускаются из блока управления.

    Совет

    Термостат – это устройство в виде биметаллического (или электронного) клапана, расположенного между входным отверстием радиатора и «рубашкой охлаждения». Этот прибор обеспечивает нужную температуру жидкости, служащей для охлаждения ДВС.

    Когда мотор остывший, термостат закрыт, поэтому принудительная циркуляция остужающей жидкости проходит внутри двигателя, не затрагивая радиатор. В момент нагревания жидкости до граничной температуры клапан открывается.

    В этот момент система начинает функционировать во всю свою мощь.

    Расширительный бачок используется для заливания охлаждающей жидкости. Этот узел компенсирует также изменение количества жидкости в системе во время изменения температуры.

    Радиатор отопителя – механизм, предназначенный для подогрева воздуха в салоне транспортного средства. Его рабочая жидкость набирается непосредственно возле входа в «рубашку» мотора.

    Главным элементом координации системы охлаждения ДВС есть датчик (температурный), электронный блок управления, а также исполнительные устройства.

    Особенность работы системы охлаждения двигателя

    Система охлаждения работает под контролем системы управления силовым агрегатом. Насос запускает циркуляцию жидкости в «рубашке охлаждения» двигателя. Учитывая степень нагрева, жидкость перемещается либо по малому, либо по большому кругу.

    Чтобы двигатель быстрее прогрелся после запуска, жидкость циркулирует по кругу малому. После ее нагревания термостат открывается, предоставляя жидкости возможность циркулировать через радиатор, на выходе с которого на жидкость воздействует поток воздуха (встречного или от работающего вентилятора), который ее охлаждает.

    Далее остывшая жидкость поступает опять в «рубашку охлаждения» и весь процесс повторяется снова и снова.

    В моторах с турбонаддувом может использоваться двухконтурная система охлаждения. Особенностью ее работы есть то, что один контур контролирует охлаждение нагнетаемого воздуха, а второй – охлаждение двигателя.

    Система воздушного охлаждения двигателей

    Воздушная система охлаждения двигателя

    Систему воздушного охлаждения двигателя применяют для от­вода теплоты от цилиндров, их головок и масляного радиатора сма­зочной системы. Масляный радиатор расположен с правой сторо­ны двигателя.

    В систему охлаждения входят ребра охлаждения цилиндров 12 (рис. 29) и их головок 10, вентилятор, съемный кожух 9, дефлек­торы и приборы контроля работы системы.

    Рис. 29. Схема воздушного охлаждения дизеля Д-120: 7 — ведущий шкив вентилятора и генератора; 2 — приводной ремень; 3 — генератор; 4 — ведомый шкив привода вентилятора; 5 — защитная сетка; 6 — вал вентилятора; 7 — направляющий аппарат вентилятора; 8 — ротор вентилятора; 9— кожух; 10 — головка цилиндра; 11, 13 и 14— соответственно задний (направляющий щиток), средний и передний дефлекторы; 12 — цилиндр  

    Вентилятор состоит из рабочего колеса (ротора) 8 и неподвиж­ного направляющего аппарата 7, отлитых из алюминиевого сплава. На роторе имеются восемь радиально расположенных лопаток, а на направляющем аппарате — 23 лопасти переменного сечения, равномерно размещенные по окружности. Ротор закреплен на од­ном валу 6 со шкивом 4, который приводится во вращение клино­видным ремнем 2 от шкива коленчатого вала. Вал 6 вращается на двух шариковых подшипниках одноразового смазывания, установ­ленных в ступице направляющего аппарата. Последний прикреп­лен к кронштейну крышки распределительных шестерен.

    Вентилятор подает в систему охлаждения около 30 м3 воздуха за 1 мин. Этого количества воздуха достаточно для нормальной рабо­ты двигателя, когда температура окружающего воздуха 40 оС. Чтобы в вентилятор не попадали посторонние предметы, на направляю­щий аппарат надевают быстросъемную защитную сетку 5.

    Воздух, нагнетаемый вентилятором, направляется кожухом в межреберное пространство цилиндров и головок.

    Тепловое состояние двигателя с воздушным охлаждением регу­лируют дроссельным диском, установленным под защитную сетку 5 вентилятора (на входе охлаждающего воздуха в вентилятор), а также включением и отключением масляного радиатора переклю­чателем, расположенным на корпусе центрифуги.

    Обратите внимание

    В холодное время года (при установившейся температуре 5°С и ниже) масляный радиатор отключают от смазочной системы, а диск крепят под за­щитную сетку вентилятора.

    При установившейся температуре ок­ружающего воздуха выше 5°С радиатор включают в смазочную си­стему двигателя, а диск снимают с вентилятора.

    Показатель работы системы воздушного охлаждения — темпера­тура масла в картере двигателя, контролируемая термометром, расположенным на щитке приборов. Там же находится красная лампа, которая загорается при обрыве ремня вентилятора.

    Методы и способы предупреждения неисправностей. Основные неисправности систем охлаждения, их признаки, причины, способы устранения.

    Для достижения работоспособного состояния системы охлажде­ния необходимы: оптимальная температура охлаждающей жидко­сти (85…95°С) или оптимальная температура масла (55…100°С); хорошая теплопроводность стенок водяной рубашки и трубок ра­диатора; наличие регулируемого потока воды и воздуха.

    При снижении температуры охлаждающей жидкости от опти­мального значения на 30…40°С увеличивается расход топлива на 10%. В результате длительной работы двигателя с перегревом ох­лаждающей жидкости нарушается смесеобразование, что приводит к неполному износу трущихся деталей двигателя.

    Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения не­обходимо выполнять следующие правила.

    В систему жидкостного охлаждения следует заливать чистую, же­лательно мягкую воду. Признак мягкой воды — способность хоро­шо мылиться. К наиболее простым способам смягчения жесткости воды, взятой из колодцев, рек, родников, прудов и озер, относят­ся: предварительное кипячение; добавление соды или антинакипинов (например, 10… 12 мг тринатрийфосфата на 1 л воды).

    Заполнять радиатор надо до уровня горловины верхнего бака. Во время работы нельзя допускать, чтобы уровень воды был ниже 8 см от верхней плоскости заливной горловины.

    Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя нужно постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель: от резкой Смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.

    Важно

    Зимой вода может замерзнуть в системе охлаждения двигателя, что приводит к образованию трещин на его деталях, поскольку при замерзании воды ее объем увеличивается. Вследствие этого стенки блоков цилиндров, головки и трубок радиатора разрыва­ются. Поэтому перед длительной стоянкой воду из системы ох­лаждения необходимо слить.

    Следует помнить, что у У-образных двигателей воду сливают через три краника (два на блоке цилиндров и один на радиаторе), а у рядных — через два (из блока цилиндров и радиатора).

    Желательно в зимнее время в систему охлаждения заливать ан­тифриз, самый распространенный из которых Тосол А-40М. Он предназначен для круглогодичного использования в системе ох­лаждения в течение двух лет.

    Антифриз при нагревании расширяется больше, чем вода, по­этому в систему его не доливают примерно 2 л. При понижении уровня антифриза в радиаторе, если не было его утечки через неплотности, доливают воду, так как она испаряется из анти­фриза.

    Следует помнить, что антифриз очень ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом в шланг, а так­же курить и принимать пищу во время работы с ним.

    При ЕТО проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крыш­ку заливной горловины радиатора перегретого двигателя, следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, кото­рые могут вырваться из горловины. Сильная утечка воды из слив­ного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить.

    При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и нагнетать солидол 3…4 раза шприцем.

    Проверяют натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяже­нием ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия на ремень в его средней части с определенным усилием образуется прогиб. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжением роликом.

    Совет

    В последнем случае ослабляют контргайку и ввертывают натяж­ной болт 15 (см. рис. 26), после чего гайку плотно затягивают. При установке новых ремней через 3…4 ч работы дизеля их повторно подтягивают.

    Следует иметь в виду, что при чрезмерном натяжении ремня вентилятора возникает преждевременный износ подшипников и ремня, а при слабом натяжении — перегрев двигателя и повышен­ный износ ремня.

    При ТО-3 необходимо промыть систему охлаждения Специаль­ным раствором.

    Для удаления накипи из двигателей с чугунной головкой исполь­зуют раствор каустической соды (100 г соды и 15 г керосина на 1 л воды). Сняв термостат, заполняют систему охлаждения раствором и прогревают двигатель.

    По истечении 10 ч снова пускают двигатель и, прогрев его на малой частоте вращения коленчатого вала около 15 мин, останавливают.

    Отъединив нижний шланг, сливают раствор и промывают систему охлаждения чистой водой для удаления шлама.

    В двигателях с воздушным охлаждением нужно очистить защит­ную сетку вентилятора и межреберное пространство цилиндров и головок.

    При СТО проверяют работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в посуду с горячей водой. При температуре 70 °С отверстие основного клапана термостата начинает открываться, а при температуре 85 °С оно полностью откроется. По­казания дистанционного термометра сравнивают с показателями жид­костного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора

    В процессе работы могут возникнуть следующие неисправности системы охлаждения (табл. 3)

    Таблица 3

    Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1148;

    Виды и типы систем охлаждения в современных двигателях внутреннего сгорания — ДВС

    Воздушная система охлаждения двигателя

    На данной схеме отображена наиболее распространенная схема водяного охлаждения типового ДВС. С такими системами работает подавляющее большинство современных автомобилей.

    В современных двигателях насчитывают два механизма и три (либо четыре) системы:

    • механизм распределения потоков топливовоздушной смеси и отработавших газов — называется ГРМ;
    • кривошипно-шатунный (КШМ) — это механизм «координации» движения поршней в цилиндрах с работой систем питания и, если это предусмотрено конструкцией — системы зажигания;
    • система питания;
    • система смазки;
    • система зажигания — только для бензиновых (инжектор и/или карбюратор) и газовых ДВС, в дизельных эта система не нужна;
    • система теплоотвода, то есть — охлаждения.

    В момент возгорания рабочей смеси температура в цилиндрах может достигать выше 2000° (двух тысяч градусов) Цельсия, а система охлаждения призвана поддерживать расчетный температурный баланс, который колеблется от 90 до 120 градусов.

    С точки зрения теоретической механики, применяемые в современных ДВС жидкостные системы, на самом деле, являются гибридными или комбинированными.

    Однако на практике, да и сами сервисмены, называют ее жидкостной, а чаще — водяной, хотя вместо воды уже давно используют антифризы.

    Жидкостные системы охлаждения — специфика

    Почему вода? Почему водяная система охлаждения двигателя? Ответ очевиден, в автомобильных моторах как раз она и была. Еще и сегодня ездят по нашим дорогам автомобили старых конструкций, в которых даже не был предусмотрен расширительный бачок. За ненадобностью.

    А рабочая температура колебалась в районе 70-90 градусов.

    В современных же ДВС применяется так называемая герметичная система, и повышенное давление (до 1,4 атмосферы) позволяет современным антифризам не кипеть при температурах до 120 градусов и — конечно же — не замерзать до минус 70-80 градусов по Цельсию.

    Подавляющее большинство жидкостных систем охлаждения работают от центробежного водяного насоса (помпы), а также под действием естественных законов физики — конвекции, нагревания и охлаждения.

    Основные составляющие жидкостной системы охлаждения

    Системы эти бывают одноконтурными, двух- и многоконтурными. Устройство системы охлаждения двигателя — не сложно, в ее «стандартный перечень» входят:

    • рубашка охлаждения самого блока цилиндров;
    • рубашка охлаждения головки (или головок) блока цилиндров, обе имеют так называемые рёбра охлаждения, они – наружные, именно поэтому теория автомобиля и называет данную систему комбинированной;
    • один или несколько радиаторов охлаждения;
    • один или несколько вентиляторов принудительного охлаждения радиаторов (или радиатора, если он один);
    • жидкостный насос, который механики между собой называют водяным насосом или помпой; конструктивно является насосом центробежного типа, приводы — шестеренчатый, ременной или электрический;
    • термостат (в двухконтурных системах старого типа моторов без применения электроники);
    • расширительный бачок с крышкой не герметичной, а тарированной под определенное давление;
    • соединительные патрубки системы охлаждения двигателя;
    • теплообменник отопителя салона (или теплообменники отопителей частей салона в многозонных системах климат-контроля);
    • датчик (или датчики) температуры ОЖ;
    • электронный блок управления охлаждением, а также вентиляцией и отоплением салона.

    В руке у механика тот самый пресловутый термостат, разделяющий систему на два контура. При разогреве двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому, так называемому «малому кругу», не попадая в радиатор. Прогрев рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров до рабочих температур происходит быстрее.

    Система охлаждения дизельного двигателя принципиально не отличается от системы бензинового. Различия — в конструкциях, объемах, мощностях и некоторых других параметрах, но не в типе применяемого топлива.

    Охлаждение масла

    Система смазки в современных автомобильных моторах, помимо своей главной задачи — смазки трущихся деталей, — выполняет еще одну – теплоотводную: моторное масло отбирает часть тепла от работающих сопряженных частей мотора. Во многих современных двигателях даже предусмотрен собственный маслоохладитель, который в иных технологических картах и наставлениях так и называется — масляный радиатор.

    Применяется ли сегодня воздушное охлаждение?

    Да, применяется, и вполне успешно. В современном моторостроении различают два их типа: естественное (обдувом набегающего воздуха) и принудительное (при помощи вентиляторов).

    В автомобилестроении можно вспомнить некоторые модели Volkswagen Group — Porsche, Beetle, он же – Kafer, а также итальянский Fiat-500, французский Citroën 2CV, чешскую легковушку Tatra-613 или родной и до боли знакомый всенародный автомобиль СССР — Запорожец.

    История моторостроения может вспомнить и тракторные двигатели с воздушным охлаждением, а также грузовые автомобили с многоцилиндровыми дизельными моторами. Та же, например, чешская 12-тонная Tatra выпускалась вплоть до 2010 годов и до сих пор «в строю». К слову, кабина водителя этого самосвала нагревается специальным электрическим отопителем, а салон Запорожца — автономным… бензиновым.

    На фото — «тот самый» 8-цилиндровый V-образный дизельный силовой агрегат Tatra с непосредственным воздушным охлаждением. Рабочий объем 12,7 литра с турбонаддувом и интеркулером, мощностью — от 312 до 442 л.с., с крутящим моментом — от 1400 до 2100 Нм, в рамках соответствия требованиям стандартов от Евро 2 до Евро 5.

    Испарительные системы охлаждения

    В современном автомобилестроении широкого применения не нашла.

    Механика ее работы сводится к тому, что вода доводится до температуры значительно выше точки кипения, и температура падает в результате ее испарения.

    Применялась в экспериментальных моделях авиастроения в самом начале XX века, а сегодня подобную конструкцию можно встретить на дизелях мощностью до 20 л.с. — на минитракторах, в мобильных мотоблоках и тп.

    Неисправности системы охлаждения двигателя

    Соты радиаторов забиваются мелкой пылью, насекомыми и другими дорожными загрязнениями, в результате теплопроводность радиатора падает, и температурный режим двигателя нарушается.

    Кроме того, радиаторы подвержены механическим повреждениям на высоких скоростях, именно поэтому, например, отличительным признаком мощной и высокоскоростной машины является мелкоячеистая сетка в широких и огромных воздухозаборниках.

    Кавитационное разрушение жидкостного насоса классической конструкции.

    Наиболее затратной неисправностью автомеханики называют поломку водяного (жидкостного) насоса.

    Стоит водителю прозевать стрелочный указатель в красной зоне температурного указателя или загоревшийся красным светом индикатор на панели приборов, и последствия могут оказаться весьма печальными.

    Вплоть до капитального ремонта двигателя.

    Также периодически выходят из строя:

    • датчики и указатели;
    • может прохудиться патрубок или ослабнуть хомут на соединениях патрубков;
    • не включаются вовремя вентиляторы охлаждения;
    • иногда выходит из строя клапан давления в пробке расширительного бачка.

    Эти и многие другие неисправности приводят к утере антифриза, перегреву блока и его головки (головок) и, в конце концов, к выходу мотора из строя. Любое подозрение на неисправность в системе охлаждения должно быть водителем немедленно установлено и устранено.

    Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

    При критическом перегреве происходит:

    • периодический уход стрелки указателя температуры на приборной панели к красному сектору (либо появление красного индикатора в тех автомобилях, где указатель не предусмотрен);
    • потеря мощности двигателя казалось бы «в безобидных ситуациях»;
    • неадекватно высокий жар в районе моторного отсека.

    При недостаточном нагреве:

    • стрелка «не отрывается» от нижнего сектора указателя температуры на приборной панели;
    • не тухнет желтый (или, в некоторых конструкциях, – белый) индикатор указателя температуры;
    • в результате двигатель «тупит», не развивает должной мощности – и особенно тогда, «когда это нужно» — на подъеме, при обгоне, при экстренном маневрировании и/или разгоне.

    Диагностика негерметичности охлаждающей системы

    Одной из главных причин неисправности системы является падение уровня антифриза в расширительном бачке. Помимо банальных потёков в негерметичных соединениях, может выйти из строя и пробка на бачке с тарированным клапаном контроля давления. Охлаждающая жидкость, а точнее вода из раствора этиленгликоля (пропиленгликоля) банально испаряется, и уровень ОЖ – падает, мотор перегревается.

    За уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке следить не трудно. Об этом постоянно напоминают и упоминают: и преподаватели в автошколах, и различные наставления для водителей… а моторы как кипели, так и продолжают кипеть. На радость механикам и мотористам…

    Контроль уровня охлаждающей жидкости

    Контролировать этот уровень следует постоянно. К слову, в процессе эксплуатации (в течение рабочего дня) он в бачке может (и должен) меняться. Это — нормально. Ненормально — когда этот уровень опускается ниже нижней отметки, что означает потерю жидкости, либо – выше, что может означать, например, прорыв картерных газов в систему охлаждения. И это — уже крайне тревожный звонок.

    В условиях профильной СТО контроль уровня и давления в системе осуществляется при помощи специального оборудования и инструмента. Рядовой автовладелец имеет в своем арсенале только один прием — систематический визуальный контроль уровня в верхнем бачке радиатора (на автомобилях старых конструкций, без расширительного бачка) либо — в расширительном бачке по специальным рискам – max и min.

    Прозеваешь — беда!

    Система охлаждения двигателя

    Воздушная система охлаждения двигателя

    Надежная и безаварийная работа ДВС (двигателя внутреннего сгорания) не может быть осуществлена без системы охлаждения. Ее основные принципы функционирования удобно представить в виде схемы системы охлаждения двигателя.

    Основное предназначение системы – отвод избыточного тепла от двигателя и предохранение его от перегрева. Дополнительная функция – обогрев автомобиля печкой отопителя салона.

    Устройство и принцип работы, отображенный на схеме, у разных типов автомобилей примерно одинаковы.

    Схема, элементы системы охлаждения и их работа

    Основные элементы, из которых состоит схема системы охлаждения двигателя, встречаются и схожи у разных типов моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.

    Общая схема жидкостной системы охлаждения двигателя

    Жидкостное охлаждение мотора дает возможность в равной мере забирать тепло со всех узлов и деталей двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки. Двигатель с использованием водяного охлаждения создает меньше шума, чем двигатель с воздушным охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при пуске.

    Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и элементы:

    • рубашка охлаждения (водяная рубашка);
    • радиатор;
    • вентилятор;
    • термостат;
    • жидкостный насос (помпа);
    • расширительный бачок;
    • соединительные патрубки и сливные краны; 
    • отопитель салона.
    • Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой») принято считать сообщающиеся между двойными стенками полости в тех местах, где наиболее нужен вывод избыточного тепла.
    • Радиатор. Предназначен для рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он конструктивно состоит из множества изогнутых трубочек с дополнительными ребрами для увеличения теплоотдачи.
    • Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже гидравлической муфтой, при срабатывании температурного датчика охлаждающей жидкости усиливает набегающий на авто воздушный поток. Вентиляторы с “классическим” (постоянно включенным) ременным приводом встречаются в наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.
    • Центробежный жидкостный насос (помпа) в системе охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Привод помпы чаще всего реализован с помощью ремня или шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с непосредственным впрыском топлива, как правило, снабжены дополнительной помпой.
    • Термостат – главный узел, регулирующий потоки охлаждающей жидкости, устанавливается обычно между входным патрубком радиатора и «водяной рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде биметаллического или электронного клапана. Назначение термостата – поддержание заданного рабочего температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех режимах работы двигателя.
    • Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы охлаждения меньших размеров и расположен в салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том, что радиатор отопителя передает тепло в салон, а радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.

    Принцип работы

    Принцип работы жидкостного охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.

    Принцип работы системы охлаждения двигателя

    Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода – в процессе эксплуатации образуют осадок и накипи, нарушающие нормальную работу всей системы.

    Вода не бывает химически чистой в принципе (за исключением дистиллированной) – в ней содержатся примеси, соли и всевозможные агрессивные соединения. При повышенной температуре они выпадают в осадок и образуют накипь.

    Обратите внимание

    В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в процессе эксплуатации разлагаются, а продукты распада отрицательным образом сказываются на работе механизмов: на внутренних поверхностях металлических элементов появляется коррозионный налет и наслоения органических веществ.

    Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать различные посторонние загрязняющие субстанции: масло, моющие средства или пыль. Также могут попасть и специальные герметики, используемые для аварийной заделки повреждений в радиаторах.

    Все эти загрязнения оседают на внутренних поверхностях узлов и агрегатов. Они характеризуются плохой теплопроводностью и забивают тонкие трубки и соты радиатора, нарушая эффективную работу системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.

    Видео о том, как устроено охлаждение мотора, принцип работы и неисправности

    Ещё кое-что полезное для Вас:

    Промывка

    Промывка системы охлаждения двигателя — процесс, которым очень многие водители нередко пренебрегают, что рано или поздно может вызвать фатальные последствия.

    Производить подобные работы рекомендуется одновременно с заменой охлаждающей жидкости. Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, делать это необходимо от 1-го раза в календарный год до одного раза в три года.

    Признаки того, что пора промывать

  • Если стрелка указателя температуры находится не в середине, а стремится к красной зоне во время движения;
  • В салоне холодно, печка отопления не дает достаточную температуру;
  • Вентилятор радиатора включается слишком часто
  • Промыть систему охлаждения простой водой невозможно, поскольку в системе концентрируются загрязнения, которые не удаляются даже водой, нагретой до высоких температур.

    Накипь удаляется с помощью кислоты, а жиры и органические соединения – исключительно щелочью, заливать же в радиатор одновременно оба состава нельзя, так как они согласно законам химии взаимонейтрализуются. Производители средств для промывки, пытаясь решить эту проблему, создали целый ряд средств, которые условно можно разделить на:

    • щелочные;
    • кислотные;
    • нейтральные;
    • двухкомпонентные.

    Первые два слишком агрессивны и в чистом виде почти не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные виды очистителей, содержащие оба раствора — щелочной и кислотный, которые заливаются поочередно.

    Наибольшую востребованность имеют нейтральные очистители, не содержащие в своем составе сильных щелочей и кислот. Эти средства обладают разной степенью эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для капитальной промывки охлаждающей системы мотора от сильных загрязнений.

    Промывка системы охлаждения

    Промывка системы охлаждения

  • Сливается антифриз, тосол или вода. Перед этим необходимо на пару минут завести двигатель.
  • Залить в систему воду и очиститель.
  • Включить двигатель на 5-30 минут (зависит от марки очистителя) и включить обогрев салона.
  • По истечении обозначенного в инструкции времени двигатель нужно заглушить.
  • Слить отработанный очиститель.
  • Произвести промывку водой либо специальным составом.
  • Залить свежую охлаждающую жидкость.
  • Работы по промывке системы охлаждения просты и доступны: их могут выполнять даже неопытные автовладельцы.

    Эта операция существенно продлевает моторесурс двигателя и поддерживает его эксплуатационные характеристики на высоком уровне.

    Неисправности

    Существует ряд наиболее распространенных неисправностей в системе охлаждения двигателя:

  • Завоздушивание системы охлаждения двигателя: устранить воздушную пробку.
  • Недостаточная производительность помпы: заменить помпу. Выбрать помпу с максимальной высотой крыльчатки.
  • Неисправен термостат: устраняется заменой на новое устройство.
  • Низкая производительность радиатора охлаждающей жидкости: промывка старого или замена стандартного на модель с более высокими теплоотводящими качествами.
  • Недостаточный уровень производительности основного вентилятора: установка нового вентилятора с более высокой производительностью.
  • Видео — определение неисправностей системы охлаждения в автосервисе

    Регулярный уход, своевременная замена охлаждающей жидкости гарантирует длительную эксплуатацию автомобиля в целом.

    Как развоздушить систему охлаждения двигателя?

    Воздушная система охлаждения двигателя

    Наличие завоздушенности в системе охлаждения чревато проблемами как для двигателя, так и других узлов автомобиля. В частности, может случится перегрев или печка будет плохо греть. Поэтому, любому автомобилисту полезно знать, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения. Данная процедура довольно тривиальна, так что будет под силу даже начинающему и неопытному, автолюбителю.

    Ввиду своей важности, мы расскажем о трёх методах удаления воздуха. Но сначала поговорим, как понять, что имеют место воздушные пробки и о причинах их появления.

    Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:

    • Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
    • Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
    • Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
    • Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.

    Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.

    Причины возникновения воздушных пробок

    Завоздушивание системы охлаждения может быть вызвано рядом неисправностей.

    Среди них:

    • Разгерметизация системы. Она может возникнуть в самых разных местах — на шлангах, штуцерах, патрубках, трубках и так далее. Разгерметизация может быть вызвана механическим повреждением отдельных ее частей, их естественным износом, снижением давления в системе. Если после того как вы устранили воздушную пробку, в системе снова появился воздух, значит, она разгерметизирована. Следовательно, необходимо делать диагностику и ее визуальный осмотр с целью выявления поврежденного места.
    • Неверная процедура долива антифриза. Если он был залит широкой струей, то велика вероятность возникновения явления, когда воздух не может выйти из бачка, поскольку зачастую горловина у него узкая. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо заливать охлаждающую жидкость не спеша, давая воздуху покидать систему.
    • Неисправность воздушного клапана. Его задача состоит в том, чтобы убрать лишний воздух из системы охлаждения, и не допустить попадания его извне. В случае неисправности воздушного клапана происходит подсос воздуха, который распространяется по рубашке охлаждения двигателя. Исправить ситуацию можно ремонтом или заменой крышки с упомянутым клапаном (чаще всего).
    • Неисправность помпы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. В случае, если фибра или сальник помпы пропускают воздух извне, то он естественным образом попадает в систему. Соответственно, при появлении описанных симптомов рекомендуется проверить этот узел.
    • Утечка охлаждающей жидкости. По сути, это является той же разгерметизацией, поскольку вместо антифриза в систему попадает воздух, образуя в ней пробку. Утечки могут быть в самых разных местах — на прокладках, патрубках, радиаторах и так далее. Проверить эту неисправность не так сложно. Обычно потеки антифриза видны на элементах двигателя, ходовой или других частях машины. При их обнаружении необходимо провести ревизию системы охлаждении.
    • Выход из строя прокладки ГБЦ. При этом антифриз может попадать в цилиндры двигателя. Одним из ярких симптомов такой неполадки является появления белого дыма из выхлопной трубы. При этом часто в расширительном бачке охлаждающей системы наблюдается значительное бурление, обусловленное попаданием в нее выхлопных газов.

    Каждая из описанных выше причин может навредить узлам и механизмам автомобиля. В первую очередь страдает двигатель, поскольку нарушается его нормальное охлаждение. Он перегревается, из-за чего износ повышается до критического. А это может привести к деформации его отдельных частей, выходу из строя уплотнительных элементов, а в особо опасных случаях даже к его заклиниванию.

    Также завоздушивание приводит к плохой работе печки. Причины этого аналогичны. Антифриз плохо циркулирует и не переносит достаточного количества тепла.

    Далее перейдем непосредственно к методам, с помощью которых можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Они отличаются по способу выполнения, а также сложности.

    Методы удаления воздушной пробки из системы охлаждения

    Существует три основных метода, с помощью которых можно устранить воздушную пробку. Перечислим их по порядку. Первый метод отлично подходит для автомобилей ВАЗ. Алгоритм его будет следующим:

  • Снимите с двигателя все защитные и прочие элементы, которые могут помешать вам добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
  • Отсоедините один из патрубков, которые отвечают за нагрев дроссельного узла (неважно, прямой или обратный).
  • Снимите крышку расширительного бачка и накройте горловину неплотной тканью.
  • Подуйте внутрь бачка. Таким образом вы создадите небольшое избыточное давление, которого будет достаточно для того, чтобы лишний воздух вышел через патрубок.
  • Как только из отверстия для патрубка пойдет антифриз, сразу наденьте патрубок на него и желательно зафиксируйте хомутом. В противном случае воздух опять попадет в него.
  • Закройте крышку расширительного бачка и соберите обратно все снятые ранее элементы защиты двигателя.
  • Второй метод проводится в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение 10…15 минут, после чего выключите его.
  • Снимите необходимые элементы дабы добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
  • Не снимая с него крышку, отсоедините один из патрубков на бачке. Если система была завоздушена, то из него начнет выходить воздух.
  • Как только польется антифриз, сразу же установите патрубок на место и зафиксируйте его.
  • При выполнении этого будьте аккуратны, поскольку температура антифриза может быть высокой и доходить до значения +80…90°С.

    Третий метод того, как удалить воздушную пробку из системы необходимо выполнять так:

  • Необходимо поставить машину на возвышенность таким образом, чтобы ее передняя часть была выше. Важно, чтобы крышка радиатора была выше остальных частей охлаждающей системы. При этом поставьте машину на ручник, а лучше установите под колеса упоры.
  • Дайте поработать двигателю 10…15 минут.
  • Открутите крышки с расширительного бачка и радиатора.
  • Периодически нажимайте на педаль акселератора и доливайте в радиатор охлаждающую жидкость. При этом из системы будет выходить воздух. Его вы заметите по пузырькам. Продолжайте процедуру, пока весь воздух не выйдет. При этом можно включить печку на максимальный режим. Как только термостат откроет задвижку полностью и в салон пойдет очень горячий воздух, значит, воздух из системы был удален. Одновременно с этим нужно проверить наличие выходящих из охлаждающей жидкости пузырей.
  • Что касается последнего метода, то на машинах с автоматически включаемым вентилятором системы охлаждения можно даже не перегазовывать, а спокойно дать двигателю нагреться и дождаться, пока вентилятор включится.

    Одновременно с этим движение охлаждающей жидкости усилится, и под действием циркуляции воздух выйдет из системы. При этом важно добавить охлаждающую жидкость в систему, с тем, чтобы вновь не допустить завоздушивания.

    Как видите, методы того, как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения двигателя, достаточно простые. Все они основаны на том факте, что воздух легче жидкости.

    Поэтому необходимо создать условия, при которых воздушная пробка будет вытеснена из системы под давлением.

    Однако лучше всего не доводить систему до того состояния и вовремя предпринимать профилактические меры. О них мы расскажем далее.

    Общие рекомендации по профилактике

    Первое, на что нужно обращать внимание, это уровень антифриза в системе охлаждения. Всегда контролируйте его, а при необходимости доливайте.

    Причем если приходится доливать охлаждающую жидкость очень часто, то это первый звонок, говорящий о том, что с системой что-то не в порядке, и необходима дополнительная диагностика.

    Также контролируйте отсутствие пятен от утечки антифриза. Делать это лучше на смотровой яме.

    Важно

    Старайтесь пользоваться тем антифризом, который рекомендован производителем вашего автомобиля. А покупки совершайте в проверенных лицензированных магазинах, сводя к минимуму вероятность приобретения подделки.

    Дело в том, что некачественная охлаждающая жидкость в процессе многократного нагрева может постепенно испаряться, а вместо нее в системе образуется воздушная пробка.

    Поэтому не пренебрегайте требованиями производителя.

    Вместо заключения

    Напоследок хотелось бы отметить, что при появлениях описанных признаков завоздушивания системы, необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и ее проверку. Ведь воздушная пробка значительно снижает эффективность работы системы охлаждения. Из-за этого двигатель работает в условиях повышенного износа, что может привести к его преждевременному выходу из строя.

    Поэтому постарайтесь при обнаружении завоздушивания избавиться от пробки как можно быстрее. Благо, сделать это может даже начинающий автолюбитель, поскольку процедура несложна и не требует использования дополнительных инструментов или приспособлений.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 11
    2 / 11
    3 / 11
    4 / 11
    5 / 11
    6 / 11
    7 / 11
    8 / 11
    9 / 11
    10 / 11
    11 / 11