Что нужно знать перед установкой ГБО: подводные камни и тонкости процесса
Непомерно растущие цены на бензин вынуждают водителей переходить на газ. И хотя установка газобаллонного оборудования сегодня – популярная услуга, к сожалению, профессионализм некоторых установщиков оставляет желать лучшего, намного лучшего.
Поэтому, желающие экономить на топливе, должны быть осведомлены о некоторых деталях монтажа и использования газобаллонного оборудования.
Более 10 лет в Украине эксплуатируется ГБО, однако у него есть не только сторонники, но и противники.
Казалось бы, машина на газу – экономичный выход в сложившейся ситуации, откуда же взяться негативным мнениям? В своём исследовании, мы столкнулись с отрицательными отзывами как приверженцев ГБО Киев, так и ярых противников “голубого топлива”.
Обратите внимание
Автовладельцы, которые не первый год устанавливают газ на авто, сталкиваются со следующей проблемой: автомобиль, оснащённый ГБО, снабжён вспомогательной системой питания, которая нуждается в обслуживании и может влиять на функционирование иных систем и механизмов двигателя. Как раз об этом факторе собственники авто и забывают.
Само собой, когда система не обслуживается, о какой исправной работе может идти речь?!
Другие же видят корень зла в установщиках этого самого оборудования. И не зря. Мы не ведём речь о людях, которые занимаются установкой ГБО более десятка лет.
Мы говорим о тех, для кого монтаж газового оборудования и ГБО 4 поколения – временный доход и способ накрутить цену. Понятное дело, если человек хочет заработать только в период скачка цен на бензин, о профессионализме и компетентности речь не идёт.
Потому, автовладельцы, сталкиваясь с такими “мастерами” и делают отрицательные выводы о газобаллонном оборудовании как таковом. Исходя из этого, к выбору места монтажа и специалиста, устанавливающего газ на авто, нужно подойти очень серьёзно. Ещё лучше процесс этот контролировать. И чтобы быть в теме, важно разбираться в деталях и знать о препятствиях, которые могут возникнуть в процессе монтажа и последующей эксплуатации. О таких подводных камнях и пойдёт речь в этой статье.
Этап компоновки/сборки
Компоновка элементов газобаллонного оборудования – принципиальный вопрос, поскольку эффективность и слаженность работы системы напрямую зависит от правильного расположения форсунок.
К примеру, форсунки необходимо установить, как можно ближе к месту, где планируется врезка во впускной коллектор (не более 10 см). Это объясняется тем фактом, что мгновение подачи газа соответствует мгновению ввода бензина.
Если же газовые форсунки расположить на большом расстоянии, то вводимый газ должен преодолеть большее расстояние до впускного коллектора. Тогда во впускные клапаны он проникнет с опозданием, и в камеру сгорания проникнет не полный объём.
Такой способ подачи газа приводит к нарушению отзывчивости мотора в момент резкого ускорения, а со временем скажется и на потреблении газа.
Важно
Отсекатель: нужен или нет Некоторые специалисты, монтируя ГБО в Киеве, советуют блокировать отсекатель, который прекращает поступление газа в том случае, если баллон заполнился до отметки, свидетельствующей о наличии в нём точного количества газообразной фракции газа (до 20%). Она компенсирует повышение объёма газа при резких температурных перепадах (к примеру, заправка произошла ночью при отрицательных температурах, а днём стояла жаркая погода). Кроме того, она упреждает возможность разрыва баллона в момент дорожных аварий.
Также заметим, что следствием устранения отсекателя могут быть повреждения редукторов и, что хуже, взрыв баллона. Поэтому, мы бы не стали отрицать необходимость отсекателя, ведь редукторы попросту не выдержат повышенное давление.
Также не стоит давать согласие на предложение мастера подогнуть поплавок, не обдумав вопрос основательно. Кроме того, наличие предохранительного клапана, стравливающего давление более 27 атм., на баллоне обязательно.
А чтобы газ не попал в салон авто, необходимо предусмотреть наличие вентиляционного окна в месте монтажа баллона.
Тепловой режим
Устанавливая газ на авто, нужно понимать, что стандартный двигатель предназначен под особенности сгорания именно бензино-воздушной смеси. В противовес названной, газо-воздушная смесь имеет большее время горения (ведь октановое число последней выше на 10–30 единиц). Потому, когда выпускной клапан открывается, процесс сгорания ещё не закончен.
В результате происходит перегревание некоторых деталей, например, седла выпускного клапана. В случае стандартной езды, без превышения скорости, детали не страдают. А вот при активном скоростном движении жаропрочности недостаточно. Их рабочие кромки перегреваются так сильно, что в момент последующего взаимодействия рабочая поверхность порядком изнашивается.
Если не корректировать тепловые зазоры клапанов, кромки клапанов и сёдел скорее всего пострадают, что неизменно приведёт к уменьшению сжатия и упадку показателей мощности. Вспомогательная система в некотором роде устраняет эту трудность. Суть её – в подаче особой жидкости, уменьшающей темп изнашивания сёдел клапанов.
Избавлением от трудностей с клапанами является обновление головки блока цилиндров, и смена на более жаропрочные сёдла и клапаны. Определённые компании занимаются выпуском таких жидкостей для тех моторов, которые функционируют на газу. Например, Kolbenschmidt изготавливает на заказ сёдла из специфического материала с высоким уровнем жаростойкости.
Само собой, цена этих деталей, как и ГБО 4 поколения, выше, нежели стандартных.
«Чип-тюнинг», блок управления или вариатор? Выше мы описали проблемы, связанные с догоранием газо-воздушной смеси.
Совет
С целью минимизации этого явления, а также чтобы показатели мощности двигателя не снижались, практикуются несколько способов доработки. Их задача состоит в увеличении угла опережения зажигания под иные, чем у бензина, характеристики.
Перемена угла опережения происходит при помощи: 1. Чип-тюнинга. 2. Вариатора. 3. Двух программного блока управления двигателя.
Первый способ (чип–тюнинг) не особо удобен, т.к. в случае функционирования на бензине, показатели заметно понижаются. Стоимость вариатора колеблется от 3–х до 6–ти сотен грн., а цена блока управления “Январь” для ГБО Киев – более 3000 грн.
Свечи зажигания
Устанавливая газобаллонное оборудование, следует позаботиться и об особых свечах зажигания, поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси выше, чем у бензино-воздушной. Такие “газовые” свечи отличаются уменьшенным межэлектродным зазором. Кроме того, центральный электрод изготовлен из других материалов.
Почему чувствуется запах газа?
Проблема запаха газа исключается, если монтаж газа на авто выполнен верно и установлены специфические шланги.
Если вы почувствовали запах буквально после завершения установки и мастер не может устранить сложность, вывод один: установщик не компетентен в вопросе или же решил выгадать на приобретении шлангов.
Ещё один показатель непрофессиональной работы монтировщика и неверной регулировки оборудования – если запах газа чувствуется из выхлопной трубы.
ГБО при скоростной езде
По той причине, что время горения газа выше, нежели бензина, любители агрессивной езды, так или иначе будут сталкиваться с перегревом отдельных компонентов двигателя. “Чип-тюнинг” не является панацеей, однако выход всё же имеется.
Некоторые компании, специализирующиеся на выпуске газового оборудования (к примеру, Zenit Pro и BRC), и разрабатывают электронные блоки управления.
Обратите внимание
Это техническое оснащение автоматически переключается для работы на бензине в том случае, если мотор раскручивается до оборотов более 4000 об/мин. Есть ещё один способ избежать перегрева – бензиновые форсунки, подающие 10–15% топлива.
Остаток же компенсирует подающийся газ. ГБО 4 поколения решает проблему снижения динамических характеристик автомобиля, а цена оборудования демократична и приемлема.
ГБО как альтернатива бензину: плюсы и минусы + Т.к. октановое число выше 100, достигаются более подходящие обстоятельства использования двигателя и исключается возможность детонации, а значит, возрастает его эксплуатационный срок. + Износ групп двигателей значительно снижается.
+ Газ и воздух смешиваются гораздо лучше, потому происходит однородное распределение газо-воздушного состава в цилиндре. В результате, достигается более мягкий режим эксплуатации автомобиля.
+ По сравнению с применением бензина, масло медленнее теряет свои свойства, ведь газ существенно не загрязняет моторное масло продуктом горения. Как следствие, масло меняется реже.
+ В сравнении с бензином, от газа образуется значительно меньше нагара, поскольку в испарившемся виде газ существенно чище, нежели бензин. + Если одна из систем по какой-либо причине отказа, всегда можно задействовать вторую, ведь авто на газу работает на двух видах топлива, включая бензин.
– Уменьшается максимальная мощность (в среднем, на 6–7%). Однако ранний угол опережения может в некоторой степени исправить ситуацию. При установке ГБО 4 поколения, потеря мощности двигателя минимальна (не более 2%). – Уменьшается полезный объём багажника, поскольку значительную его часть занимает баллон с газом.
– Следует воздерживаться от запуска холодного двигателя, если температура за окном составляет ниже 0 градусов. Однако, в случае аварий, запуск всё же возможен.
Как правильно пользоваться газобаллонным оборудованием / ГБО
Вот вы стали счастливым обладателем газобаллонного автомобиля, но как же теперь включить этот самый газ? И как это сделать правильно? Само собой разумеется, что баллон должен быть заправлен газом. Сколько заправлять и как? Давайте обо всем по порядку.
Заправка баллона
В отличие от бензина, визуальный контроль здесь затруднен. Надо помнить, что баллон можно заправить только на 80% его полного объема. Т.е.
, если у вас баллон 50 л, то зайдет в него 40-42 л в зависимости от температуры окружающей среды.
Но, если вы не отказались от отсекателя-погремушки во время установки (об этом читайте в статье о ГБО), то бояться нечего, он автоматически ограничит литраж, а лишние литры вам вернут, благо теперь все электронное.
Вырабатывать газ из баллона можно до полного опорожнения, двигатель, при правильно отрегулированном ГБО, будет работать устойчиво. Но при этом Сборник Советов КАКru.ru предупреждает, что выработка любого топлива до нуля может быть опасной в движении.
Например, двигатель может внезапно заглохнуть на обгоне, либо на перекрестке и т.п. При этом в случае с ГБО есть свой нюанс. Если на бензине при опорожнении бака могут наблюдаться те или иные признаки этого (дерганье и т.п.), то на газе всё по-другому.
Двигатель перестает тянуть, но не глохнет полностью, он дожигает пары из баллона. Это надо вовремя распознать и быстро переключить на бензин. Но вернемся обратно на АЗС.
Все операции по присоединению/отсоединению заправочного пистолета выполняет работник АЗС, вы должны ему лишь предоставить доступ к ВЗУ и переходник, если требуется.
Если на улице жарко и баллон горячий, то заправка затруднена и медлительна, т.к. в баллоне высокое давление, которое препятствует заправке. Но есть хитрый фокус.
Трудности, как правило, возникают только при завершении заправки, т.к. давление при наполнении баллона повышается.
Важно
Чтобы процесс продолжался, необходимо раскачивать кузов авто в поперечном направлении, а для баллона это в продольном. Газ охлаждает стенки баллона и давление падает.
Если работник АЗС отвлекся, то внимательно следите за соединением пистолет-ВЗУ, особенно, если последнее стоит у вас в багажнике или под углом. Иногда газ прорывается через уплотнитель, что не есть хорошо, т.к. это и экономические потери (деньги на ветер) и неприятный запах.
Ах, да! Перед заправкой обязательно убедитесь в том, что наполнительный вентиль открыт полностью.
Переход на газ
Вот баллон полон, можно в путь, но все же не спешите. Проверьте, полностью ли открыт расходный вентиль на мультиклапане (баллон). Если да, то, не забыв одеть на ВЗУ крышечку (а их часто теряют), садимся за руль и… Заводим двигатель на бензине, если он не прогрет – прогреваем.
Переход на газ осуществляется в два этапа: 1) Сначала на переключателе ставим режим «ничего», дожидаемся выработки бензина. На карбюраторных машинах это займет большее время. 2) Как только двигатель пробует заглохнуть, включаете режим «Газ».
Как правило, двигатель не останавливается, но, может, и понадобится применение стартера.
В случае обратного перехода на бензин, переключатель переводится на «Бензин» сразу без задержки в нейтральном положении.
Зачем же нам теперь бензин?
В действительности – зачем? Во-первых, на всякий случай, вдруг нежданно-негаданно газ закончится или возникнут проблемы с ГБО. Во-вторых, для прогрева двигателя.
Можно, конечно, на газе прогревать, но в том случае, если:
— температура +5 °С и выше; — вы уверенны на 100 и более процентов, что отсутствуют проблемы с двигателем; — если прогрев на бензине 1-2 раза на этой неделе уже осуществлялся; — если запуск на бензине не представляется возможным.
Для карбюраторных двигателей Сборник Советов КАКru.ru рекомендует хотя бы 1-2 раза в неделю запускать и прогревать на бензине, т.к. их необходимо периодически «взбадривать».
Совет
Дело в том, что, несмотря, казалось бы, на выработанный бензин, при переходе на газ он все-таки остается в поплавковой камере.
Это позволяет: сохранить целым поплавок (в пустой камере, при движении, он бьется о стенки); поддерживать в «тонусе» диафрагму ускорительного насоса.
Для всех типов двигателей периодическое использование бензина помогает промывать систему – жиклеры, форсунки, клапаны и т.п.
При этом надо заметить, если вы оставили машину, не переключив на бензин, завести ее на нем потом будет достаточно сложно (только карбюраторная).
Поэтому очень удобно, подъезжая к месту стоянки переключиться на бензин, и запуск будет беспроблемным. Если вы все-таки решили заводить ее на газе, то перед тем, как остановить двигатель, переведите переключатель в положение «ничего» и дождитесь, пока двигатель не заглохнет сам.
Зачем? Чтобы выработать газ из редуктора, что повышает безопасность, продлевает жизнь диафрагмам редуктора и за одно проверяет работоспособность газового клапана.
Менее критично, если не глохнет после переключения «Бензин-ничего». В этом случае нельзя только переходить на газ.
Перед длительной стоянкой (3 дня и более) желательно перевести на бензин и закрыть оба вентиля на баллоне.
Еще ряд советов по эксплуатации
При эксплуатации газобаллонного автомобиля необходимо придерживаться следующих правил, которые относятся в основном к карбюраторным авто.
Запуск холодного и прогретого двигателя на газе, если смеситель стоит между карбюратором и впускным коллектором, необходимо производить при закрытом дросселе (педаль «газа» не трогаем) и открытой воздушной заслонке (подсос утоплен) – прямо как на инжекторных.
Реакция на вытягивание подсоса несколько неадекватна. Сначала обороты немного растут, а потом резко падают – это переобогащение смеси.
Обратите внимание
Из этого вытекает второй совет – газ требует больше воздуха, чем бензин, соответственно, требуется более частая смена воздухофильтра (на любом авто). Кроме того, с фильтра карбюраторного двигателя надо снять войлок – сопротивление снизится. Сборник Советов КАКru.ru рекомендует менять фильтр 2 раза в год – перед началом лета и осенью (зимой пыли меньше).
Плюс ко всему, если предусмотрено конструкцией, необходимо после каждой 1000 км сливать конденсат из редуктора при прогретом двигателе.
Остывший конденсат становится густым, поэтому и сливают его на прогретом двигателе. Рациональней это сделать после поездки. Большинство пробок редукторов имеют на наружной поверхности насечки, а внутри шестигранник под ключ. Заворачивать же пробку можно и от руки – это позволить потом ее также от руки и отвернуть.
А также крайне желательно производить внешний осмотр.
Обслуживание и ремонт
Конечно, операции по ремонту и ТО, связанным с разборкой, даже частичной, необходимо производить на СТО. Но всё же есть ряд нехитрых работ, которые поддадутся владельцу без проблем.
Это в основном работы по выявлению видимых дефектов и утечек. Если с первым всё понятно, то со вторым давайте разберемся.
Приготовьте мыльный раствор и помазок, запустите двигатель на газе.
Намыливая помазком соединения, проверяйте отсутствие утечки по отсутствию пузырения.
Проверяются стыки (соединения): — трубка или клапан ВЗУ; — трубки и фланец мультиклапана на баллоне (вентили открыты); — трубки и фланец фильтра на газовом клапане; — трубки редуктора. Как правило, проверка герметичности смесителя не требуется, т.к.
он работает под низким (практически атмосферным) давлением. Кроме того, проверьте, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под штуцеров крепления шлангов на редукторе. Не забывайте сдавать раз в 2 года баллон на проверку. А через 3-5 лет или 30-50 тыс.
км (в зависимости от качества газа, ГБО и температурных условий) придется заменить резиновые (или силиконовые) уплотнители.
При соблюдении правил эксплуатации и качественном газе мембраны (диафрагмы) в редукторе служат долго (более 5 лет), но в случае выхода их из строя можно заменить, приобретя ремкомплект.
Вот так примерно обстоят пропанобутановые дела.
Почему не метановое ГБО?
Говоря о плюсах и минусах установки газа на авто, мы также сказали о том, что помимо смеси пропана и бутана, также используется метан. Но подробно этот газ Сборник Советов КАКru.ru не рассматривал, рекомендовать тоже не стал и вот почему. Метан (СН4) – углеводородный газ легче воздуха и в 4-5 раз дешевле бензина АИ-80.
Вот его бы поставить! Но не всё так однозначно. Бесспорный плюс метана, даже в сравнении с пропанобутановой смесью – очень низкая цена. Но это дезавуируется множеством минусов. Стоимость метанового ГБО и его установки достаточно велика (в разы дороже, чем пропанового ГБО). Очень мало метановых заправок (опять-таки меньше, чем пропановых).
Громоздкое и тяжелое ГБО. Последнее связано с тем фактом, что у метана очень низкая критическая температура, т.е. уже при нормальной температуре не удастся удержать жидкость от кипения. Это заставляет не сжижать его, а сжимать. Для того чтобы вошло больше, увеличивают давление до 200 атм., против 16 атм. у пропана.
Важно
Что приводит к утолщению баллона и трубопроводов и, естественно, к увеличению массы, а также к непостоянству давления из-за зависимости от заполнения баллона. Кроме того, сжатый газ куда менее энергоемок, чем сжиженный. Т.е. на баллонах одинаковой вместительности, авто на сжиженном газе пройдет бОльший путь.
Например, на 50-ти литровом баллоне автомобиль ВАЗ 2101…07 проходит 450…500 км, тогда как на метане в тех же условиях он пройдет 100…150 км. Мало? Тогда надо увеличивать объем баллона, а это приведет к тому, что авто будет возить одни баллоны, т.к. грузоподъемность не резиновая.
Для сравнения: пропан-бутановый баллон изготовлен из стали, с толщиной стенок 3…4 мм, а метановый – 8…10 мм, т.е. даже сам баллон будет в 2-2,5 раза тяжелей пропанового.
Это всё делает применение метанового ГБО на легковых авто практически невозможным.
Техника безопасности
Завершая рассказ, затронем тему техники безопасности при эксплуатации авто на газе. По физико-химическим свойствам, газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Многие скажут, что баллон в багажнике – это ужасно.
Но, вникнув в суть дела можно понять, что ничего ужасного тут нет. Как известно из курса химии любые вещества горят только в присутствии окислителя, например, кислорода воздуха, тогда как взрыв возникает только в герметичном (закрытом) пространстве.
Баллон герметичен, но, увы, к разочарованию скептиков, там нет воздуха. А, если баллон разорвет? Да, тогда газ будет контактировать с воздухом, но взрыва не будет, т.к. закрытым объемом в этом случае и не пахнет. Исключение в этой ситуации – гараж.
Вот почему официально и нельзя хранить газовую машину в гараже. А, если и хранить ее там, то требуется закрыть все вентили.
А вдруг ДТП? Во-первых, как правило, наиболее страшные и тяжелые ДТП – это лобовые, они и самые частые, на втором месте – боковые.
Но даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем Сборник Советов КАКru.
ru должен сказать, что по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы.
Совет
И почему многие думают, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной стенки как у жестебанки. А насколько безопасен бензобак? Бак тонок, и пробить его можно достаточно просто, кроме того, бак находится ближе к заднему бамперу и у него меньше «форы» по отношению к баллону, до которого нужно сплющить весь багажник.
А что если в баке хранить как можно меньше бензина? Тут палка о двух концах. С одной стороны малое количество бензина уменьшает пожарную нагрузку, но с другой – увеличивает тяжесть последствий от взрыва, т.к. бензина мало, а воздуха много. При этом бензин плещется и интенсивно испаряется. А, как известно сами жидкости не горят – горят их пары.
Бак же герметичен и вероятность взрыва достаточно велика. Т.о. басни про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей, так и остаются баснями. А все неприятности опять-таки возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, который игнорирует правила эксплуатации и обслуживания ГБО.
Чтобы избежать многих неприятностей следует перевести питание на бензин и перекрыть подачу газа от баллона в случаях:
— появления запаха газа в салоне;
— неустойчивой (некорректной) работы двигателя. Возобновить работу на газе можно только после устранения причин. Кроме того, запрещается: — эксплуатация газобаллонного автомобиля с истекшим сроком освидетельствования ; — работа двигателя газобаллонного автомобиля при неисправном газовом оборудовании и наличии утечек газа из системы; — ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение, например, в гараж; — въезжать и выезжать из гаража на газе; — хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями мультиклапана; — производить какой-либо ремонт, замену газобаллонной аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа; — подтягивать гайки соединений ГБО, находящиеся под давлением; — производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении; — производить проверку герметичности соединений открытым огнем;
— стоять во время заправки возле газонаполнительного шланга.
Соблюдая все эти правила по технике безопасности и эксплуатации (а это несложно), ездить можно так же спокойно и уверенно, как вы это делали до установки ГБО на свой автомобиль. Об экономии же говорилось, вы ее однозначно почувствуете при каждой заправке.
Установка газового оборудования на авто по всем правилам
Установка газового оборудования на автомобиль позволяет в большинстве случаев существенно снизить расходы автовладельца на топливо. В отличие от бензина газ стоит значительно дешевле. Поэтому если раньше вы проезжали определенный километраж на бензине, например, за 1000 рублей, то на газовом топливе вы его проедете всего за 600-700 рублей.
Ранее мы уже детально рассказывали о газобаллонном оборудовании для автомобилей: его устройстве и принципе работы, видах, поколениях, производителях, и об основных критериях выбора ГБО (все подробности смотрите по этой ссылке).
Следующий важный шаг, как нам кажется, – это ознакомление наших читателей с технологией установки газового оборудования на авто, и процедурой его правильного оформления в органах ГИБДД.
Также обращаем Ваше внимание на то, что если пробег машины в год не превышает 10-15 тыс. км, то окупаемость установки ГБО на авто составит не менее 1-1,5 лет. Более точно рассчитать срок окупаемости газового оборудования Вы можете самостоятельно, используя наш калькулятор окупаемости ГБО.
Правила оформления ГБО при установке на автомобиль
За установку газобаллонного оборудования на легковой автомобиль, в случае отсутствия регистрации данной процедуры, предусмотрен не только штраф в размере 500 руб (КоАП, Ст. 12.5, ч. 1), но и арест машины. Эксплуатация таких транспортных средств запрещена. Впрочем, это касается и внесения других изменений в конструкцию без соответствующего разрешения.
Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе и установки газового оборудования на автомобиль, предусмотрено Разделом 4 Главы V Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
По новым правилам (приказ МВД России, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС и выдаче свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности) устанавливать ГБО на авто придётся в следующем порядке:
На всё про всё может уйти от двух дней до двух месяцев. Но помимо затрат времени, вся эта процедура потребует от автовладельца и определенных финансовых расходов – порядка 10-18 тыс. рублей без учета стоимости ГБО и его установки.
Имейте в виду, что демонтаж газового оборудования, ранее законно установленного и надлежащим образом оформленного в ГИБДД, также будет считаться внесением изменений в конструкцию. А это, в свою очередь, повлечет за собой прохождение тех же процедур и расходов, что и при установке газобаллонного оборудования на автомобиль.
Также стоит отметить, что после установки ГБО законодательством предусмотрено проведение периодических испытаний газового оборудования с оформлением свидетельства по установленной форме. Периодичность испытаний совпадает с периодичностью освидетельствования баллонов:
- Раз в 2 года для ГБО на сжиженном газе (пропан-бутане);
- Раз в 5 лет для ГБО на компримированном природном газе (метане).
Для владельцев машин с ранее установленным газовым оборудованием, и не имеющим свидетельства о соответствии внесенных в конструкцию автомобиля изменений требованиям безопасности, мы видим минимум три варианта действий:
В любом случае, установка ГБО на автомобиль становится всё менее доступной процедурой для рядового автолюбителя и, на наш взгляд, со временем станет прерогативой в основном коммерческого транспорта.
Порядок монтажа газобаллонного оборудования при его установке на автомобиль
После выбора газобаллонного оборудования можно приступать к его установке в автомобиль. Подробную видео-инструкцию по монтажу газового оборудования 4-го поколения смотрите чуть ниже.
Перед началом установки необходимо определиться с местами крепления заправочного клапана (обычно под бампером или в районе заправочной горловины бензобака) и кнопки переключения топлива (газ/бензин) в салоне машины.
На время монтажа газового оборудования аккумулятор должен в обязательном порядке отсоединяться от бортовой сети автомобиля!
Первым элементом ГБО, который устанавливают на авто, является газовый редуктор. Его задача состоит в снижении давления газа и поддержании постоянного давления на выходе из редуктора. Сам редуктор закрепляют на неподвижных и устойчивых элементах в моторном отсеке.
Обратите внимание
Затем к нему подсоединяют резиновые шланги, по которым поступает антифриз из системы охлаждения двигателя для подогрева редуктора в процессе работы. В большинстве автомобилей подключаться к системе охлаждения следует параллельно, то есть между блоком двигателя и радиатором печки (так называемый, малый круг).
Далее обычно устанавливают электромагнитный клапан, который также крепится к кузову автомобиля (желательно как можно ближе к редуктору).
После этого монтируют и подключают электронный блок управления или, как его еще называют, контроллер – он является “мозгом” газовой установки. Для выполнения такой работы необходимо владеть базовыми знаниями по устройству электрической системы автомобиля и иметь схему подключения электронного блока управления газом.
Чтобы упростить задачу, нужно отыскать место в пучке электропроводки автомобиля, в котором можно одновременно найти все сигналы:
- Сигнал от датчика кислорода (лямбда-зонда);
- Сигнал бензиновых форсунок;
- Обороты двигателя.
При наличии простого лямбда-зонда нужно подключаться к сигнальному проводу параллельно (напрямую), а если в автомобиле установлен широкополосный зонд UEGO, тогда следует подключаться последовательно, разрезав сигнальный провод (смотрите на видео ниже).
Проводку к бензиновым форсункам можно реализовать с помощью разъема, либо путем впайки в жгут проводки. Обычно к бензиновым форсункам от блока управления впрыском топлива проходят два электрических провода: питающий и сигнальный. Для впаивания в проводку следует найти сигнальные провода форсунок, разрезать их и подключиться по схеме.
Следующий сигнал, который необходим блоку управления газом – это обороты двигателя. Его можно найти в жгуте проводов катушки зажигания.
Переключатель топлива газ/бензин устанавливается в кабине водителя. К нему подключаются несколько проводов:
Очень ответственной операцией при установке автомобильного газового оборудования является сверловка отверстий во впускном коллекторе под штуцеры (ввёртыши) от газовых форсунок. Важно чтобы отверстия были выполнены таким образом, чтобы вкрученные в них штуцеры находились под тем же углом, что и бензиновые форсунки.
В полученных во впускном коллекторе отверстиях нарезается резьба под газовые штуцеры, а перед завинчиванием самих штуцеров на их резьбу наносят специальный герметик, устойчивый к воздействию высоких температур.
После завинчивания штуцеров на них надевают газовые шланги, которые, в свою очередь, подключают к газовым форсункам. Эти шланги должны быть одинаковой длины.
Газовые форсунки предназначены для дозирования газа непосредственно во впускной коллектор двигателя.
Они, как правило, располагаются на общей рампе и крепятся в непосредственной близости от впускного коллектора двигателя.
Подключение электрических разъемов к форсункам осуществляется в той же последовательности, что и выполненное ранее на заводе подключение бензиновых форсунок. На фото ниже можно увидеть подключенный блок газовых форсунок.
Окончательную очистку газа, попадающего в форсунку, обеспечивает фильтр паровой фазы. Он устанавливается непосредственно за редуктором и подключается входом к нему, а выходом к блоку газовых форсунок.
Далее в общей части впускного коллектора сверлится отверстие под штуцер для отбора вакуума, после чего на вкрученный в него штуцер надевается шланг, который соединяется с вакуумным патрубком газового редуктора для регулировки производительности последнего.
Важно
Газовый баллон обычно подбирается, исходя из размеров ниши для запасного колеса. В нише выполняются два отверстия под болты для крепления баллона и одно большое отверстие для вентиляционного сапуна. Во избежание появления коррозии, полученные отверстия обрабатываются антикоррозийным составом.
Перед закреплением газового баллона в нише автомобиля, в него устанавливается мультиклапан. Этот узел монтируется таким образом, чтобы поплавок уровня газа двигался снизу вверх. Далее баллон помещается в нишу и закрепляется двумя болтами.
К мультиклапану подключаются:
- Газовая трубка (вход) от заправочного клапана;
- Газовая трубка (выход) к электромагнитному клапану;
- Электрические провода индикации уровня и от электромагнитного клапана.
Вентиляционный сапун предназначен для вывода возможных утечек газа наружу машины. Он вставляется в нижнюю часть газового баллона и прикручивается к нему саморезами, а со стороны днища его герметизируют таким образом, чтобы вода не попадала под баллон.
Когда основные части газового оборудования будут установлены в автомобиль, можно начинать монтаж газопроводных трубок согласно монтажной схемы. Все газовые трубки прикрепляются с помощью металлических клипс и саморезов.
Вдоль проложенной газовой магистрали укладываются электрические провода электромагнитного клапана и индикации уровня газа, которые крепятся зажимными пластиковыми стяжками.
На завершающем этапе установки ГБО на автомобиль монтируется заправочное устройство (клапан). В заранее выбранном для этого месте сверлятся три отверстия: одно для самого клапана, и два – для его крепления. После соединения с газовой трубкой клапан устанавливается на место и закрепляется.
После завершения установки газобаллонного оборудования, к блоку управления газа подключается диагностический сканер, который проверяет правильность считывания всех параметров и проводит автокалибровку оборудования. Затем, во время работы мотора на газе, все соединения проверяются на герметичность.
А для того, чтобы автомобиль в любой ситуации правильно работал на газовом топливе, обязательно необходимо провести настройку системы управления газом в движении (так называемая, настройка множителя).
Установка ГБО от профессионалов – это гарантия экономии и Вашей безопасности. Грамотно установить и настроить газовое оборудование на автомобиль могут только специалисты, прошедшие соответствующую подготовку.
На видео ниже вы можете наглядно ознакомиться с профессиональной установкой газового оборудования на автомобиль и его настройкой в сертифицированном сервисном центре.
Видео-инструкция по установке ГБО на автомобиль
Нужно ли регистрировать ГБО в ГИБДД в 2019 году: особенности
Автовладельцам, которые планировали переделать своего «железного коня» и не были в курсе, нужно ли регистрировать ГБО в ГИБДД в 2019 году, надобно подготовиться к прохождению этапов установки и оформления оборудования по новым правилам. Те, кто будут не в соответствии с законами использовать установленный ГБО, будут вынуждены заплатить штраф, а тем, кто будет уклоняться от оформления оборудования грозит снятие машины в учета.
Что собой представляет ГБО
В последнее время дизтопливо и бензин существенно подорожали. Конечно же, такое подорожание никому не понятно, ведь расценки не нефть понизились.
Впрочем, не зависимо от причин такого подорожания, водители вынуждены в целях экономии использовать топливо с меньшей стоимостью.
Ели автомобиль с водородным двигателем или электроратор – не ваша цель, то присмотритесь к газобаллонному оборудованию.
Совет
ГБО, встраиваемое в авто, никак не влияет на утрату динамических характеристик, дает возможность машине функционировать без перебоев, на жидком топливе и на газу.
Разработано 6 поколений ГБО, зачастую в них применяется метан или пропан-бутан.
ГБО четвертого поколения – самая распространенная система, так как при его монтаже другие конструкционные элементы машины не затрагиваются.
Нужна ли регистрация ГБО
Многие точно не знают, нужно ли регистрировать газовое оборудование на авто в ГИБДД. Ранее монтаж газовых баллонов не относитлся к конструкционным изменениям авто. Ранее нужно было хорошенько постараться, что переделка автомобиля под газ была проведена законно.
В 2015 году кое-что поменялось в законодательстве и вопросы, нужно ли оформлять газовое оборудование автомобиля в ГБДД и как пройти техосмотр, стали немного яснее, однако не полностью. Еще через некоторое время был введен закон, в котором четко были установлены требования к изменениям в конструкции транспортных средств. Но и тогда все не было нормально урегулировано.
Но на сегодня все изменилось, и всем, кто не в курсе нужно ли ставить на учет газовое оборудование в ГАИ в России в 2019 году, скажем без сомнений – что время, когда, когда вопрос не могли нормально урегулировать, к счастью, закончилось. Отныне процедура разработана до мелочей.
Отношение ГИБДД к ГБО
В некоторых регионах России за изменению конструкции ТС, предусмотренную заводом-производителем, предусмотрены штрафы – 500 рублей. Нечасто автолюбители жалуются, что они получают указание разобрать уже вмонтированное ГБО и предоставить для осмотра. Если не выполнить это требование, то автомобиль может быть снят с учета.
Часто инспекторы совместно с работниками технадзора выполняют рейды по выявлению ГБО. В некоторых субъектах России работники ГИББД предписывают водителям авто с газом административные нарушения. Они могут заключаться, к примеру, в размещении баллонов с газом в багажнике ТС на месте колеса-запаски. Специалисты рекомендуют доказывать в судебном порядке свою невиновность.
К сожалению, в 2019 году проблемы с ГИБДД из-за ГБО никуда не денутся, если система была монтирована незаконно, водитель использует баллоны с газом, которые не прошли плановую проверку или прошли ее, но нарушили сроки. Баллоны, которые не надежно закреплены, также являются нарушением.
Новшества
Нужно понимать, что установка ГБО на автомобиль по новым правилам – это не так просто. Это достаточно затратная по времени процедура, к тому же и не дешевая.
По примерным подсчетам, нужно будет выложить из кошелька близко 15-20 тысяч + цена самого оборудования и монтажных работ. Но результат, поверьте, того все же стоит, ведь в дальнейшем придется намного меньше тратиться на топливо.
Требования к установке – что поменялось
С начала 2019 года действуют новые правила установки газового оборудования. Согласно ним, нужно обязательно иметь разрешение на не полное изменение конструкции ТС и бумагу, которая доказывает, что данные коррективы не нарушают технику безопасности.
Дабы выполнить и узаконить переделку машины, в 2019 году регламент ГИБДД о внесении изменений в конструкцию ТС с ГБО устанавливает такой план действий:
- В МРЭО подается заявление, где указывается, что нужно получить разрешение на установку газобаллонного оборудования и проведение техэкспертизы.
- Если работники МРЭО дают добро, то установить ГБО позволяется лишь в центрах, которые имеют сертификат на подобные манипуляции.
- Выполняется проверка и оформляется документ, который доказывает, что выполненные изменения не нарушают безопасность.
- Отметки о подобных изменениях обязательно вносятся в паспорт машины, и делается новое регистрационное свидетельство.
Но это не все, ведь новые требования к газовому оборудования на авто в 2019 году устанавливают, что нужно время от времени проверять ГБО, подтверждая результаты проверки специальными сертификатами. Тестирование должно осуществляться одновременно с поверкой баллонов:
- ГБО на метане – каждые 5 лет;
- ГБО на пропан-бутане – каждые 2 года.
Увы, но на этом новости про ГБО на авто не заканчиваются. Еще одно новшество предусматривает, что хозяина переделанных машин должны будут хорошенько потратиться. Отныне переделка ранее вмонированого оборудования, которое не было зарегистрировано, также считается конструкционным изменением. То есть, владельцы таких ТС должны будут выполнить действия, что и при установке ГБО.
Коррективы в регистрации
Новые требования к регистрации ГБО в 2019 году заставляют выполнять оформление оборудования, пройти ряд проверок и собрать большой пакет справок и разных выписок.
В 2019 году цена регистрации в ГИБДД по новым правилам ГБО увеличилась. Суммарная стоимость состоит:
- Пошлина за регистрационное с-во и изменения в техпаспорте;
- Уплата за техосмотр после установки ГБО, получение диагностической карточки.
- Дополнительные уплаты.
Нужно сказать, что для владельцев ТС, которые ездят на газе, есть и более приятные новости. Регистрация в ГАИ не требуется, если:
- В ПТС авто есть отметка о том, что переделка возможна, если заменить части оборудования, которые предназначены для данной модели машины.
- ГБО было вмонтировано в машину еще на заводе, на стадии изготовления.
- Оборудование устанавливалось и регистрировалось по законам, которые действовали на тот момент.
Ознакомившись с новшествами 2019 года, смело можно сделать выводы, что установка и регистрация газобаллонного оборудования на автомобили стала намного затратней и по времени, и по финансам.
Какой штраф за ГБО без регистрации?
Содержание автомобиля является довольно дорогостоящим удовольствием. Поэтому многие водители ищут разнообразные способы, чтобы сэкономить на этом.
Наиболее эффективный из них — уменьшение затрат на топливо. С этой целью на автомобиле устанавливают газовое оборудование.
Технически газобаллонное оборудование может быть установлено на любой автомобиль. Стоимость такого топлива приблизительно в два раза ниже, чем бензина.
Таким образом, оборудование окупается довольно быстро. Эффект особенно ощутимый при ежедневном использовании автомобиля в коммерческой деятельности.
Стоит детально рассмотреть процесс оформления ГБО в ГИБДД, и какой штраф за газовое оборудование на автомобиле в 2019 году, установленное с нарушением.
Регистрация газового оборудования в 2019 году
Переоборудование автомобильных средств регламентируется такими документами:
В соответствии с регламентом при установке ГБО будет применятся две проверки:
При выборе организации, что занимается установкой газового оборудования, важно учитывать, что без копий сертификатов и лицензий, ГБО узаконить невозможно.
Если при проверке инспектор ГИБДД заметит установленное оборудование без соответствующих документов, то транспортное средство будет помещено на штрафстоянку, а владельца привлекут к административной ответственности.
В некоторых случаях проверку проходить не нужно. Это касается момента, когда производитель предусматривает установку газового оборудования на автомобиль.
Имеется в виду, что модификацию данной модели, оснащенную ГБО, делают на заводе. Тогда проверка не требуется.
Видео: Регистрация ГБО в ГИБДД (Газобаллонное оборудование для авто)
Преимущества и недостатки газобаллонного оборудования
Решение об установке газобаллонного оборудования на свое авто имеет ряд преимуществ:
Основные недостатки данной установки:
Но несмотря на все эти отрицательные моменты, переоборудование окупается за короткий период времени.
Поэтому многие автовладельцы и руководители различных транспортных компаний переходят на газ и экономят на этом значительную сумму денег.
При этом они обязаны понимать, какой штраф за установку газового оборудования на автомобиль без разрешения, им грозит.
Если владелец авто принял решение перейти на газ, то данную процедуру следует осуществлять в соответствии с правилами и изменениями, внесенными в ПДД с 1 сентября 2016 года.
Обратите внимание
Следует учитывать, что штраф за установку ГБО без регистрации составляет 500 рублей. В статье 12.5 ч.1 КоАП указано случаи, когда может быть наложен штраф за ГБО:
Лучше устанавливать газобаллонное оборудование в соответствии с требованиями. В противном случае можно тщательно ознакомиться, какой штраф за ГБО без регистрации.
Установку газового оборудования самостоятельно проводить не нужно. Так как необходим документ организации, которая выполняла данную работу и сертификат на систему.
Кроме того, законодательством предусмотрены штрафы за самовольное подключение газового оборудования.
Основная цель наказания заключается в предотвращении негативных последствий. Если данный вопрос не будет никем контролироваться, то наступит полный беспорядок.
Самовольная установка газового оборудования подвергает опасности не только других автомобилистов, но и всех, кто находится возле такого авто. Размер штрафа не поменялся и составляет 500 рублей.
За первичное нарушение предусмотрена ответственность — штраф 500 рублей. При этом в течении 10 дней следует оформить необходимые документы об изменении конструкции автомобиля.
Повторный штраф заменяется Постановлением о запрете на эксплуатацию машины, а также водителю грозит арест на 15 суток.
Каждый владелец авто должен сделать выводы, что несмотря на то, что штраф за незарегистрированное ГБО не очень большой, необходимо оформить установку в соответствии с правилами. За повторное нарушение грозит более серьезное наказание.
Порядок переоборудования
Чтобы избежать штрафов за незарегистрированное ГБО, необходимо придерживаться установленной процедуры:
Следуя вышеперечисленным пунктам можно не волноваться за безопасность транспортного средства и избежать штрафов за несанкционированное переоборудование.
Перечень необходимых документов
Для регистрации ГБО нужно собрать следующий пакет документов:
Для предварительной технической экспертизы:
Чтобы внести изменения в техническую документацию после установки ГБО, дополнительно нужно предоставить:
Таким образом, устанавливать газовое оборудование следует в соответствии с правилами. Это даст возможность избежать штрафов.
Изначально нужно провести две экспертизы, затем необходимые работы по установке конструкции. После проведенных работ зарегистрировать факт изменений и пройти технический осмотр.
В дальнейшем, для безопасности, проводить регулярную проверку состояния ГБО и фиксировать это документально. За нарушение требований грозит штраф в сумме 500 рублей.