Прокачка тормозной системы с abs

Как прокачать тормоза с системой ABS — DRIVE2

Прокачка тормозной системы с abs

Большинство современных автомобилей оснащаются такой нужной и полезной системой как ABS. Благодаря ей колеса автомобиля не блокируются при резком торможении, что увеличивает эффективность тормозов.

Прокачка тормозной системы с АБС, отличается от прокачки тормозов обычного автомобиля. Здесь есть тонкости и нюансы, о которых я постараюсь рассказать ниже.

Ну а пока предлагаю вам краткий экскурс в систему ABS — для чего она нужна и какие функции выполняет.

прокачка

Система ABS и ее назначение

Обратите внимание

ABS (Anti-lock Braking System) – антиблокировочная система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при резком торможении. Основная задача системы не дать заблокироваться колесам автомобиля и не пустить его юзом. Достигается это благодаря изменению давления в тормозной системе.

Из чего состоит система ABS:

— датчики, которые установлены на ступицах колес и передающие информацию о скорости, ускорении и замедлении автомобиля— клапанов управления, которые установлены в тормозной системе. Именно благодаря им изменяется давление.

— Электронный блок управления ABS. Он руководит клапанами управления, получая информация с датчиков.

Как прокачать тормоза на автомобиле с АБС

Прежде чем приступить к прокачке тормозов, необходимо изучить инструкцию. Так как принцип прокачки на автомобиле с АБС и без АБС может различаться.

В автомобилях, у которых в одном узле размещены: блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос, замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы с АБС производится аналогично прокачке тормозов на автомобиле без АБС. Для этого нужно просто отключить систему, вытащив предохранитель.

Прокачка контуров производится при нажатой педали тормоза, прокачной штуцер РТЦ должен быть отвернут. Включается зажигание и насос выгоняет воздух из контура. Закручивается штуцер прокачки и отпускается тормозная педаль.

Потухшая лампочка неисправности ABS — свидетельство правильности ваших действий.

Прокачка тормозной системы с АБС в которой гидромодуль с клапанами и гидроаккумулятор разнесены по отдельным узлам, осуществляется при помощи диагностического сканера для съёма информации с ЭБУ АБС. Вряд ли он у вас есть. Поэтому прокачка тормозов с ABS такого типа, скорее всего должна производиться вами на СТО.

Прокачка тормозной системы с ABS и с электронными системами активации (ESP или SBC) производится только в условиях сервиса.

Процесс прокачки тормозов

Прежде чем приступить к прокачке, необходимо спустить давление в системе, чтобы исключить выбор жидкости. Для этого необходимо около 20 раз нажать на педаль тормоза. Далее начинаем прокачку. Отсоединяем разъёмы на бачке тормозной жидкости.

Прокачка передних колес:

надеть шланг на прокачной штуцер;открыть штуцер на оборот;педаль тормоза выжимается до упора и удерживается в выжатом положении;наблюдаем выход «завоздушенной» смеси;

закручиваем штуцер и отпускаем педаль.

Прокачка заднего правого колеса:

Важно

надеть шланг на прокачной штуцер, открутить его на один оборот;нажать на тормозную педаль до упора, повернуть ключ зажигания в положение «2». При этом педаль тормоза удерживается в нажатом положении;

работающий насос выгонит воздух из системы. То есть, как только тормозная жидкость начинает выходить без воздушных пузырьков, перекрываем штуцер и отпускаем тормоз.

Прокачка заднего левого колеса:

шланг надевается на штуцер и откручиваем его на 1 оборот;НЕ нажимать педаль тормоза;работающий насос выталкивает «завоздушенную» смесь;нажать наполовину на педаль тормоза и завернуть штуцер;

отпустить педаль и дождаться полной остановки насоса.

После прокачки подсоединяем разъёмы к бачку тормозной жидкости и проводим проверку герметичности тормозной системы.

1

Как правильно прокачать тормоза с АБС

Прокачка тормозной системы с abs

Тормозную систему без АБС почему-то водители самостоятельно не боятся приводить в порядок, а, если установлена антиблокировочная система, то тут у многих возникают трудности.

На самом деле сделать прокачку тормозов с АБС и сделать это правильно, не так сложно, хотя есть отличия и моменты, которые необходимо знать.

И, надо знать также, что у каждого автомобиля с АБС есть свои отличия по прокачке и замене жидкости.

Содержание статьи:

Антиблокировочная система тормозов ABS: типы, виды

В зависимости от типа и вида ABS классифицируются на:

  • Одна схема работы система АБС — это, когда все устройства, составляющие АБС, расположены в одном узле. То есть, блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос находятся в одном узле.
  • Вторая схема ABS — это, когда составляющие устройства (блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос) расположены в разных местах. В таком виде тормозной системы, кроме модуля ABS, есть еще модуль ESP и модуль SBC.
  • От того, какой вид тормозной системы в вашем авто, зависит сможете ли вы прокачать эту тормозную систему своими руками

    Если в машине система первого типа, то легко можно сделать правильную прокачку АБС.

    Если в машине система второго типа, то одному и без сканера не справиться, требуется прокачать в сервис на техническое обслуживание.

    Система ABS состоит из:

    • Датчики (устанавливаются на ступицах). При замене ступиц заднего колеса, а также некоторых передних, можно заметить специальные выемки для датчиков. Занимаются передачей данный о скорости движения.
    • Клапаны управления (устанавливаются в тормозной системе). Служат для изменения давления в системе.
    • Электронный блок. Получает информации о скорости от датчиков и регулирует клапаны управления.

    Для достижения хорошего результата, потребуется помощник, с которым сначала надо прокачать тормозную систему передних колес, после — задних.

    Важно! В тормозной системе может быть высокое давление, до 180 атмосфер, поэтому надо сначала стравить давление.

    Стравить, то есть снизить давление можно разрядив аккумулятор давления. Чтобы разрядить аккумулятор давления, надо выключить зажигание и много раз понажимать на педаль тормоза (примерно 20 раз).

    После этого, надо отсоединить разъемы на бачке с тормозной жидкостью. Если вдруг, во время движения, в переднеприводном автомобиле в районе передних колес начались нехорошие звуки: скрежеты, хрусты, то это, скорее всего, признаки неисправности ШРУСа.

    Последовательность прокачки АБС

  • Во-первых, ищем и снимаем в блоке предохранителей тот предохранитель, который отвечает за работу антиблокировочной системы.
  • Далее, поднимаем на домкрат и снимаем одно переднее колесо, и ищем штуцер рабочего тормозного цилиндра (РТЦ).
  • После этого, на штуцер надеваем шланчик (от гидроуровня, например).
  • Открываем на один оборот штуцер.
  • Один нажимает на педаль тормоза до упора и удерживает ее в таком положении.
  • Теперь поворачиваем ключ зажигания, чтобы включить гидравлический насос (на панели прибора светится индикатор ABS).
  • Второй человек смотрит как удаляется воздух через шланчик и, после удаления воздуха закручивает штуцер.
  • Педаль тормоза отпускаем только после закручивания штуцера.
  • Теперь, как узнать, что весь воздух вышел из АБС? Это показывает значок ABS на приборной панели, если он потух после удаления воздуха и закручивания штуцера, то весь воздух вышел.
  • Правильная последовательность прокачки АБС системы

    Существует специальный порядок для правильного прокачивания тормозной системы с антиблокировочной системой: правое переднее колесо, потом заднее, потом заднее правое, и, затем заднее левое колесо.

    Если в процессе проведения таких работ ТЖ вытекла из системы, необходимо заполнить систему новой жидкость. А для этого надо знать, какие жидкости можно смешивать и сколько нужно тормозной жидкости для замены.

    Последовательность работы для передних колес:

  • Выключить зажигание (положение ключа «0»).
  • Снять клеммы с бочонка тормозной жидкости.
  • Берем бутылку с небольшим количеством тормозной жидкости и шланг. Один конец шланга опускаем в жидкость, второй надеваем на штуцер и открываем штуцер рожковым ключом.

    Желательно использовать прозрачный шланг от гидроуровня, чтобы было видно: пузырьки воздуха выходят или нет.

  • Нажимаем на тормозную педаль и удерживаем в таком положении.

  • Второй человек (у колеса) смотрит, выходил ли воздух, и, после того, как воздушные пузырьки перестали выходить, он перекрывает штуцер ключом.
  • Как прокачивать задние колеса с АБС:

    Порядок действия отличается по прокачке задних колес. После передних колес, следует прокачивать заднее правое колесо в такой последовательности:

  • Также надеваем шланчик в бутылку с жидкостью и в штуцер суппорта.
  • Выжимаем педаль тормоза до конца.
  • Поворачиваем ключ зажигание в положение «2».
  • Держим педаль тормоза пока гидравлический насос полностью не выгонит воздушные пузырьки.
  • Закрываем штуцер и отпускаем тормоз.
  • Для эффективной прокачки, во время работы с тормозной системой заднего левого колеса, порядок действий надо подкорректировать. А именно:

  • Как и в других случаях, надеваем шланчик, отворачиваем штуцер суппорта на 1 оборот. При прокачке с задним левым колесом, тормоз сразу не нужно выжимать.
  • Поворачиваем ключ зажигания для запуска гидронасоса.
  • После выхода воздуха, нажимаем на педаль тормоза наполовину и закрываем штуцер.
  • Далее, отпускаем тормоз и ждем, когда гидронасос выключится.
  • Выключаем зажигание.
  • Подсоединяем отсоединенный разъем бачка тормозной жидкости (ТЖ).
  • В этом видео показывается способ прокачки тормозов с антиблокировкой на автомобилях Ауди А4, Ауди А6, Фольксваген Пассат Б5 и других.

    Вывод

    После проведения ремонтных и обслуживающих работ с ответственными узлами автомобиля, перед поездкой сначала надо проверить герметичность системы и работоспособность узлов машины.

    ABS — Anti-lock Braking System – это система против блокировки колес при резком торможении. Благодаря тому, что АБС не дает автомобилю «плыть» юзом по дороге, повышается безопасность в экстренных ситуациях. Антиблокировочная система будет правильно работать, если система не завоздушена.

    Посмотрите полезное видео. Испытания показывают, что даже исправная система ABS отключается в конце тормозного пути, поэтому все равно надо дорабатывать ногой.

    Как прокачать тормоза с АБС (ABS) самостоятельно

    Прокачка тормозной системы с abs

    Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Среди нас, скорее всего, нет водителя, который хотя бы раз не испытывал ощущение беспомощности в момент торможения. Когда машина продолжает своё движение, и совсем не в том направлении, в котором хочется водителю. Занос.

    Благо, инженерная мысль не стоит на месте. Современный водитель вооружён такой системой, как ABS. Давайте более подробно остановимся на системе, и посмотрим, возможна ли прокачка тормозов с АБС своими руками.

    Что такое АБС автомобиля

    Прокачка тормозов без помощника

    ABS (Anti-lock Braking System) – антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колёс при экстренном торможении.

    Основной задачей АБС является: регулировка скорости вращения всех колес. Это производится путём изменения давления в тормозной системе автомобиля. Процесс происходит при помощи сигналов (импульсов) с каждого датчика колеса, которые поступают в блок управления  ABS.

    Принцип действия антиблокировочной системы
    Пятно контакта колес автомобиля находится в относительной неподвижности к дорожному полотну. По физике на колеса действует т.н. сила трения покоя.

    С учётом того, что сила трения покоя больше, чем сила трения скольжения, при помощи АБС происходит эффективное замедление вращения колес со скоростью, которая соответствует скорости движения авто на момент торможения.

    Совет

    В момент начала торможения антиблокировочная система начинает постоянно и достаточно точно определять скорость вращения каждого колеса, и синхронизирует её.

    Устройство антиблокировочной системы
    Приведём основные составляющие ABS:

    • датчики, установленные на ступицы колес автомобиля: скорости, ускорения или замедления;
    • клапаны управления, установленные в магистрали основной системы тормозов. Они же являются составляющими модулятора давления;
    • электронный блок управления АБС. Его задача, получение сигнала с датчиков и управление работой клапанов.

    Прокачка тормозов с ABS с учётом особенностей системы

    Прокачка тормозной системы с АБС потребует от вас наличия определённых технических навыков. Кроме того, не будет лишним предварительное изучение мануала по устройству и обслуживанию тормозной системы вашего автомобиля.

    Особенности прокачки тормозов с ABS

    • в автомобилях, у которых в одном узле размещены: блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос, замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы с антиблокировочной системой производится аналогично прокачке тормозов на автомобиле без АБС, нужно отключить систему методом выемки предохранителя. Прокачка контуров производится при нажатой педали тормоза, прокачной штуцер РТЦ должен быть отвернут. Включается зажигание и насос выгоняет воздух из контура. Закручивается штуцер прокачки и отпускается тормозная педаль. Потухшая лампочка неисправности – свидетельство правильности ваших действий.
    • Прокачка тормозной системы с АБС в которой гидромодуль с клапанами и гидроаккумулятор разнесены по отдельным узлам, осуществляется при помощи диагностического сканера для съёма информации с ЭБУ АБС. Вряд ли он у вас есть. Поэтому прокачка тормозов с ABS такого типа, скорее всего должна производиться вами на СТО.
    • Прокачка тормозной системы с ABS и с электронными системами активации (ESP или SBC) производится только в условиях сервиса.

    Как прокачать тормоза с АБС

    Это важно!  Следует помнить, что давление в тормозной системе достигает 180 атм. Поэтому, чтобы исключить выброс тормозной жидкости, перед разъединением тормозных магистралей  у любой системы с ABS, необходимо, произвести разрядку аккумулятора давления. Для этого, при выключенном зажигании, нажать раз 20-ть на тормозную педаль.

    Технология прокачки тормозной системы с АБС

    Прокачка тормозов с ABS, как и прокачка обычной тормозной системы, выполняется с помощником. Выключаем зажигание (положение «0»). Отсоединяем разъёмы на бачке тормозной жидкости.

    Тормоза передних колёс:

    • надеть шланг на прокачной штуцер;
    • открыть штуцер на оборот;
    • педаль тормоза выжимается до упора и удерживается в выжатом положении;
    • наблюдаем выход «завоздушенной» смеси;
    • закручиваем штуцер и отпускаем педаль.

    Тормоз заднего правого колеса:

    • надеть шланг на прокачной штуцер, открутить его на один оборот;
    • нажать на тормозную педаль до упора, повернуть ключ зажигания в положение «2». При этом педаль тормоза удерживается в нажатом положении;
    • работающий насос выгонит воздух из системы. То есть, как только тормозная жидкость начинает выходить без воздушных пузырьков, перекрываем штуцер и отпускаем тормоз.

    Тормоз заднего левого колеса

    • шланг надевается на штуцер и откручиваем его на 1 оборот;
    • НЕ нажимать педаль тормоза;
    • работающий насос выталкивает «завоздушенную» смесь;
    • нажать наполовину на педаль тормоза и завернуть штуцер;
    • отпустить педаль и дождаться полной остановки насоса.

    В обратном порядке: ключ зажигания на «0», подсоединить разъёмы к бачку тормозной жидкости, провести проверку герметичности тормозной системы (см. индикатор неисправности АБС).

    Успехов вам при прокачке тормозов с ABS.

    Как прокачать тормоза с АБС? инструкция для 2 типов системы

    Прокачка тормозной системы с abs

    Прокачка тормозов сопровождается устранением воздушных масс из цилиндров и полости трубопроводов. Данную операцию необходимо считать обязательной при смене составляющих тормозной системы.

    Поскольку в последнее время стала распространенной антиблокировочная система, даже на авто бюджетной категории она входит в состав штатного оборудования, навыки работы в рамках подобной системы должны быть у каждого владельца ТС.

    Как прокачать тормоза с АБС и стоит ли делать это самостоятельно?

    Что такое ABS

    АБС в оригинале расшифровывается как Anti-lock Braking System. Данная система предназначена для предотвращения блокировки колес в случае экстренного торможения.

    Ключевая цель – координирование скорости оборотов колесной системы посредством изменения уровня давления в системе активной безопасности.

    Эффект срабатывает благодаря совместному взаимодействию датчиков колес с блоком, отвечающим за управление.

    Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой подробно рассказывается о том, как устроен датчик АБС.

    Принцип действия

    Считается, что при движении пятно соприкосновения колес машины относительно дороги остается неподвижным в каждый момент времени, в то же время сила трения покоя влияет на колесную базу, если рассматривать явления с точки зрения законов физики. Учитывая превосходство силы трения покоя над аналогичным параметром скольжения, вращение колес существенно замедляется благодаря наличию АБС.

    Когда начинается процесс торможения, АБС определяет скорость оборотов каждого колеса с максимальной точностью и синхронизирует их обороты, в то же время предотвращая блокировку.

    Устройство

    Структурные элементы рассматриваемой системы следующие:

    • на колесных ступицах размещены датчики, отслеживающие такие параметры, как замедление, а также ускорение и непосредственно скорость;
    • магистраль системы активной безопасности оснащена управляющими клапанами, выполняющими роль элементов устройства для координирования давления;
    • электронный блок взаимодействует с датчиками и получает от них сведения, обрабатывает их и управляет клапанами.

    Разновидности

    Чтобы знать, как правильно прокачать тормоза с АБС, следует достоверно знать, к какому типу относится система, внедренная именно в вашем ТС.

    Существует две разновидности системы:

  • В единственном узле могут располагаться все составляющие элементы, в группу которых включены насос, гидравлический аккумулятор и гидравлические клапаны. Процедура прокачки будет благополучной, даже если вы решите выполнить ее самостоятельно.
  • Второй вариант – отдельное расположение упомянутых элементов. В данном случае в составе модуля АБС стоит также рассматривать модуль SBC и ESP. При таком положении вещей водитель не сможет самостоятельно выполнить прокачку, ему понадобится помощь напарника, а также специальный сканер.
  • Технология прокачки

    Предварительно проверьте, в каком состоянии находится резьбовое соединение в зоне штуцера прокачки. При усугубленном коррозионном процессе оно может быть прихвачено намертво. Заранее обработайте металлическую поверхность составом WD-40.

    Если соединение не поддается откручиванию, стоит побеспокоиться о том, чтобы его не сорвать, поэтому воспользоваться услугами СТО было бы оптимальным вариантом.

    Также не забудьте отметить текущее количество жидкости, поставив опознавательный знак на расширительном бачке. Если проигнорировать этот этап, вы рискуете заполнить его жидкостью в избытке. Разъедините штекеры, отвинтите крышку и можете приступать.

    Общие особенности

    Прокачка тормозов с АБС требует наличия напарника. В начале процедуры ключ зажигания ставится на нулевую позицию, а разъемы бачка отсоединяются.

    О наличии соответствующих навыков ремонта авто и теоретических знаний следует позаботиться заранее, изучите руководство по эксплуатации системы тормозов вашего авто.

    Далее производятся следующие действия, в зависимости от вида системы:

  • Если речь идет о первом варианте АБС и все ее составляющие являются компонентами единого узла, процедура будет такая же, как в случае отсутствия таковой. Отключите систему путем изъятия предохранителей. Далее активация педали тормоза позволит вам прокачать контуры при отвернутом положении прокачного штуцера РТЦ. При активации зажигания из контура будет выгоняться воздух посредством работы насоса. Остается закрутить штуцер прокачки и оставить педаль тормоза в свободной позиции. Если вы все сделали правильно, лампочка неисправности, которая загоралась ранее, больше не будет вас беспокоить.
  • Если речь идет о системе с отдельными узлами для гидравлического аккумулятора и модуля с клапанами, для реализации процедуры следует подготовить диагностический сканер для получения данных с ЭБУ. Поскольку шансы, что такой прибор у вас есть, стремятся к нулю, стоит отдать машину в руки сотрудников СТО.
  • Системы активации SBC или ESP являются поводом для прокачки в условиях СТО.
  • Поэтапная технология

    Всегда помните об уровне давления, речь идет о 180 атм при максимальных показателях. Чтобы выброс гидравлической субстанции не стал для вас неприятным конфузом, позаботьтесь о том, чтобы аккумулятор, который отвечает за давление, был разряжен. Около 20 раз следует активировать тормоз, при отключенной позиции ключа зажигания. Можно переходить к передней колесной паре.

    Выполняем следующие действия:

  • Первостепенная задача — открытие прокачного штуцера на один оборот, но прежде он должен быть оснащен шлангом.
  • Установите тормоза в максимальной позиции и удерживайте.
  • Завинчивать штуцер следует после окончательного выхода воздушных масс из жидкости. Отпустите тормоза.
  • Заднее правое колесо на очереди:

  • Два первых этапа совпадают с предыдущей последовательностью.
  • Как только вы убедитесь, что воздушные массы более не присутствуют в гидравлической субстанции, можно переходит к заключительным действиям. Они также полностью совпадают.
  • При работе со вторым задним колесом не нужно активировать тормоза. Насос выполнит свои обязанности и вам останется лишь наполовину выжать тормоза и завинтить штуцер. После отпускания педали убедитесь в остановке работы насоса.

    После всех этапов установите ключ зажигания в нулевую позицию, подсоедините разъемы к бачку и проверьте, насколько герметична система активной безопасности.

    Специальный аксессуар для прокачки

    Чтобы не обременять никого необходимостью помогать вам во время процедуры, можно воспользоваться специальным аксессуаром. Речь идет о герметичном небольшом баке, оснащенном двумя трубками.

    Они соединяются со штуцером и вакуумным насосом. Далее тормозная жидкость откачивается в бачок и штуцер закручивается.

    Корпус бака прозрачен, что обеспечит возможность визуального определения наличия воздушных масс в жидкости.

    Итоги

    Какой вариант вы бы ни выбрали, он не будет представлять собой сложностей, если строго следовать поэтапной схеме работ. Помните, если вы не уверенны в своих силах, лучше довериться специалистам. Если же минимальные навыки у вас есть, беспокоиться не о чем.

    Пожалуйста, оцените этот материал!

    (4

    Прокачка тормозов с АБС (видео)

    Прокачка тормозной системы с abs

    В это статье мы расскажем, как правильно проводить прокачку тормозов с АБС.

    Все автомобилисты знают, как важно периодически прокачивать тормозную систему автомобиля. Лишний воздух в тормозной системе ухудшит работу и реакцию тормозов на нажатие по педали.

    Тормозная система современных автомобилей оборудована антиблокировочной системы АБС, которая усложняет прокачку контура тормозов в данном случае. В это статье мы расскажем, как правильно проводить прокачку тормозов с АБС.

    Также читайте про самостоятельную замену тормозной жидкости в автомобиле.

    Признаки необходимости прокачки тормозов с АБС

    В антиблокировочную систему тормозов также попадает воздух. Так как контур такой тормозной системы гидравлический, то воздух заметно ухудшает её работоспособность. Определение скопления воздуха в контуре тормозной системы производится довольно легко. Если отдача педали тормоза при нажатии стала мягче, значит, в тормозной системе появился воздух.

    В Тормозной системы с АБС воздух может появиться в следующих случаях:

    — При ремонте гидравлического привода тормозной системы;

    — При замене суппорта на одной из колёсных ступиц;

    — В случае длительного простоя автомобиля;

    — В случае проводимого ремонта различных узлов тормозной системы автомобиля;

    — При замене всего объема тормозной жидкости в контуре.

    Варианты прокачки тормозов с АБС

    Современная антиблокировочная система состоит из следующих основных составляющих:

    — Насос,

    — Гидроаккумулятор,

    — Блок гидроклапанов.

    Если мы хотим выполнить прокачку тормозов с антиблокировочной системой самостоятельно, то это нам будет под силу лишь при такой АБС, в которой все основные элементы находится в основной части.

    Размещение этих основных элементов в антиблокировочной системе кардинально влияет на вариант прокачки тормозов. Основные элементы антиблокировочной системы могут находиться в основной части системы либо в разных частях системы.

    Если мы хотим выполнить прокачку тормозов с антиблокировочной системой самостоятельно, то это нам будет под силу лишь при такой АБС, в которой все основные элементы находится в основной части.

    При другом типе антиблокировочной системы, когда основные элементы находится в разных частях системы, нам придётся прибегнуть к применению специального оборудования, которое может быть только на станциях технического обслуживания.

    Самостоятельная прокачка тормозов с АБС

    Если основные элементы антиблокировочной системы располагаются в основной части, тогда мы сможем выполнить прокачка тормозов своими руками. В некоторой степени процедура прокачки тормозов с АБС первого типа будет похоже на прокачку тормозов без АБС.

    Для прокачки Тормозов с АБС первого типа нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

    — прозрачная капиллярная трубка,

    — золотник от бескамерной резины,

    — сливная баночка,

    — лейка,

    — тормозная жидкость.

    Также мы не сможем выполнить прокачку тормозов в одиночку, без помощника. Разве только, если мы применим очень длинную сливную трубку.

    В таблице ниже приведен алгоритм прокачки тормозов с АБС первого типа.

    Шаг Описание Многократная прокачка педали тормоза с выключенным двигателем. Нам необходимо снизить давление в тормозной системе. Для этого мы прокачаем 20 раз подряд педаль тормоза с выключенным мотором. Такая нехитрая процедура поможет нам снизить давление. Установка схемы прокачки колёс автомобиля. В инструкции по эксплуатации автомобиля всегда указывается схема прокачки контура тормозной системы. Нам нужно узнать с какого колеса начинать, к какому переходить и на каком колесе заканчивать прокачку контура тормозной системы. Подготовка контура одного колеса к прокачке. Нам необходимо поднять автомобиль на домкрат на том колесе, с которого будем начинать. Далее нам нужно снять колесо, чтобы иметь доступ к тормозному контуру. После этого мы снимаем защитную крышечку со штуцера для прокачки тормозов. После этого мы надеваем прозрачную трубку на штуцер контура, а обратным концом вставляем в сливную банку. Затем мы открываем крышку бачка тормозной жидкости. Подготовка закончена. Процесс вывода воздуха из тормозной системы. Мы садим за руль автомобиля помощника, который будет выжимать нам педаль тормоза. Сперва, мы прокручиваем штуцер контура тормозной системы на один оборот, чтобы открыть слив тормозной жидкости. Затем просим помощника выжать педаль тормоза до конца. Пока он будет нажимать педаль тормоза, у нас через трубочку будет выходить тормозная жидкость с пузырьками воздуха. После этого мы закручиваю штуцер обратно. Прокачка педали тормоза 4-5 раз. С закрытым штуцером контура тормозной системы мы просим помощника понажимать на педаль тормоза с выключенным двигателем 4-5 раз для того, чтобы воздух в системе подошел к штуцеру. Повтор прокачки тормозной жидкости для выхода пузырьков воздуха. После этого мы вновь открываем штуцер и просим помощника давить на педаль тормоза до конца. Такой процесс мы повторяем периодически, пока с тормозной жидкостью не перестанут выходить пузырьки воздуха. Попутно нам нужно будет доливать тормозную жидкость в бачок, если ее уровень будет падать ниже минимального. Прокачка контура тормозной системы задних колес. Нам необходимо открутить штуцер тормозной системы на заднем колесе, выжать педаль тормоза до конца и удерживать её. Далее мы заводим двигатель. Смотрим, как насос тормозной системы выгоняет наружу через трубку тормозную жидкость с пузырьками воздуха. После того, как тормозная жидкость начнёт течь уже без пузырьков воздуха, мы включаем двигатель и закручиваем штуцер, отпускаем педаль тормоза.

    С хорошим помощником работа по прокачке тормозов с АБС по всем четырём контурам тормозной системы занимает порядка полутора часов.

    Прокачка тормозов с АБС второго типа

    Если основные элементы антиблокировочной системы находятся в её разных узлах, тогда для процесса прокачки тормозов необходим будет сканер диагностики.

    Такое оборудование можно найти только на станции технического обслуживания, поэтому нам придётся обратиться к услугам специалистов.

    Если основные элементы антиблокировочной системы находятся в её разных узлах, тогда для процесса прокачки тормозов необходим будет сканер диагностики.

    Сканер диагностики не только стоит дорого, но и настраивается под каждую отдельную марку автомобиля. Следовательно, лучше всего обратиться в фирменную станцию технического обслуживание автомобилей вашей марки.

    Обычно прокачка тормозов с АБС второго типа на станции технического обслуживания стоит недорого, порядка 200 рублей за каждое колесо.

    Надеемся, что наши советы по прокачке тормозов с АБС помогут вам выполнить данную работу самостоятельно и сэкономить на этом деньги. Также предлагаем прочитать материал — Меняем барабанные тормоза на дисковые тормоза.

    Как прокачать тормоза с АБС. Важные шаги при прокачке тормозной системы с АБС своими руками

    Прокачка тормозной системы с abs

    Прокачать тормоза с АБС ничуть не сложнее, нежели делать прокачку традиционной тормозной системы автомобиля. Но чтобы правильно удалить воздух из тормозной системы, на котором установлена система ABS, рекомендуется разобраться с принципом и схемой её работы именно для вашего авто.

    Поскольку в зависимости от модели схема прокачки может незначительно отличатся.

    К примеру, когда блок гидроклапанов и гидроаккумулятор с насосом находятся в одном узле, то, что замена жидкости, что прокачка тормозной системы с АБС будут производиться по аналогичной схеме, как и прокачка тормозов без АБС.

    Типы систем АБС

  • ABS включает: блок гидроклапанов, гидроаккумулятор, насос (прокачивается в гаражных условиях);
  • Насос, гидроаккумулятор и блок гидроклапанов размещены по разным узлам, такая тормозная система кроме модуля ABS включает в себя и дополнительные модули ESP, SBC (прокачивается в условиях СТО).

    Необходимо иметь диагностический сканер чтобы контролировать клапана модулятора.

  • Исходя из особенностей, можно сделать вывод, что прежде как прокачать тормоза с АБС определитесь с типом именно вашей системы так как данная инструкция будет актуальна лишь для стандартной антиблокировочной системы.

    Процесс прокачки тормозов с АБС

    Дабы качественно выполнить поставленную задачу желательно производить прокачку с помощником, начиная прокачивать тормозную систему с передних колес, затем задних (правое и левое).

    Давление в тормозной системе с АБС может колеблется до 180 атм, именно по этому первым делом нужно сбросить его.

    Сброс давления происходит методом разрядки аккумулятора давления. Для этого выключите зажигание и около 20 раз нажмите на педаль тормоза. А затем для перехода к следующему этапу прокачки тормоза отключите разъемы на бачке с тормозной жидкостью.

    Общий принцип как прокачать тормоза с АБС

  • Находим и извлекаем предохранитель в блоке отвечающий за работу АБС;
  • Откручиваем колесо и находим штуцер РТЦ для прокачки тормоза;
  • Начинаем прокачивать тормоза с абс при выжатой педали;
  • Включаем гидравлический насос (включив зажигание, на приборной панели загорится лампочка АБС) и ждем пока весь воздух не выйдет;
  • Закручиваем штуцер и отпускаем педаль тормоза, если лампочка АБС больше не горит – все сделано правильно и воздух полностью вышел.
  • Последовательность удаления воздуха из ТС

    Начинаем прокачивать тормоза с переднего правого, а потом левое. Процедура происходит при выключенном зажигании (положение на «0») и снятой клемме на бачке ТЖ.

  • Надеваем шланг, с бутылочкой, на штуцер и открываем его (рожковым ключом). Надавать нужно именно прозрачный шланг, чтобы было видно пузыри воздуха, а также другой конец шланга должен быть полностью помещен в жидкость.
  • Выжимаем полностью педаль и держим, докуда не выйдет весь воздух.
  • Закрутить штуцер и отпустить педаль как пойдет жидкость без воздуха.
  • Задние колеса прокачивается с включенным зажиганием на положении ключа «2».

  • Как и при прокачке передних колес надеваем шланг на штуцер для прокачки на суппорте.
  • Выдавив полностью педаль, поворачиваем ключ зажигания (чтобы запустить гидравлический насос). Наблюдаем за выходом воздуха и контролируем уровень тормозной жидкость в бачке (периодично доливаем).

    Чтобы насос не выше из строй нужно все время следить за уровнем ТЖ (чтобы не допустить работу «всухую»). А также не позволять непрерывно работать больше 2 мин.

    3.Штуцер перекрываем после полного выхода пузырьков воздуха, а также выключается насос и отпускается тормоз.

  • Чтобы правильно прокачать тормоза с абс на заднем левом колесе последовательность действий нужно немного изменить.

  • Как в предыдущих случаях сначала надеваем шланг на штуцер и откручиваем не полностью, а только на 1 оборот, причем педаль не нужно выжимать.
  • Поворачиваем ключ зажигания, чтобы запустить гидравлический насос.
  • Как только воздух выйдет, выжимаем тормозную педаль до половины и закручиваем прокачивающий штуцер.
  • После чего отпускаем тормоз и ждем остановки насоса.
  • Выключаем зажигание и подключаем снятый разъем с бачка.
  • Если прокачивать тормоза нужно вместе с модулятором ABS то информацию по такой процедуре можно посмотреть тут.

    В обязательном порядке после того как прокачали тормоза прежде чем выезжать нужно проверить герметичность системы и отсутствие подтеков. Контрольно проверить уровень тормозной жидкости.

    Прокачка тормозов с АБС: как правильно это делать

    Прокачка тормозной системы с abs

    В процессе ремонта в тормозную систему зачастую попадает воздух (это происходит при потере конструкцией герметичности, замене тормозной жидкости и пр.). Понять, что есть излишек воздуха, можно по мягкому и увеличенному ходу педали. Избавиться от него поможет прокачка тормозов.

    Многие автомобили оборудованы системой ABS: прокачка подобной системы будет иметь определенные особенности.

    Содержание:

  • Устройство системы АБС
  • Как правильно прокачивать тормаза с ABS
  • Устройство системы ABS

    До того, как приступить к работам, стоит ознакомиться с общим устройством антиблокировочной системы.

    Она состоит из следующих составных частей:

  • датчиков скорости;
  • клапанов, являющихся модуляторами движения (находятся в магистрали тормозной системы);
  • главного блока управления, обрабатывающего информацию, поступающую от датчиков, и регулирующего работу клапанов путем уменьшения или увеличения тормозного давления.
  • Как правильно прокачать тормоза с АБС

    Перед началом процедуры нужно определить, какой именно разновидностью АБС оборудовано транспортное средство.

    Первый возможный вариант – расположение составных элементов конструкции (насоса, аккумулятора, клапанов) в одном месте. Это наиболее простая схема, вследствие чего прокачка тормозов с АБС вполне может быть осуществлена самостоятельно.

    Порядок действий будет следующим:

  • Найти предохранитель, обеспечивающий исправное функционирование системы, и вынуть его из гнезда.
  • Вывинтить прокачивающий цилиндр штуцер.
  • Завести автомобиль, нажав тормозную педаль (при этом на панели обязательно должна загореться лампочка ABS).
  • Запустить насос, дождаться, когда воздух выйдет.
  • Если лампочка перестала гореть, завершить процедуру (погасший индикатор будет свидетельствовать о том, что всё сделано верно).
  • Как прокачать тормоза с АБС, если узлы размещены не в одном месте? Выполнение этой операции потребует наличия дорогостоящего устройства (сканера), считывающего данные, поступающие с блока ABS, поэтому если его нет, логично будет сразу обратиться в специализированный сервис, что обойдется намного дешевле.

    Правильная прокачка тормозов с АБС второго типа тоже осуществляется в определенной последовательности (необходимо понимать, что представленная ниже инструкция представляет собой общие рекомендации, которые могут различаться для разных моделей автомобилей).

    Для начала следует уменьшить давление: выключается зажигание, затем педаль тормоза нажимается примерно 15 раз, далее отключаются разъёмы на ёмкости с тормозной жидкостью.

    Прокачка начинается с передних колес авто:

    • на штуцер надевается шланг (это обязательно делается при заглушенном двигателе), после чего он открывается на 1/2 оборота;
    • выжимается и фиксируется педаль газа (тормозная жидкость должна начать выходить наружу с образованием пузырьков);
    • после прекращения появления пузырьков прокачной штуцер плотно закручивается.

    Тормоза на задних колесах будут прокачиваться по отдельности.

    Сначала правое колесо:

    • на открученный полностью штуцер надевается шланг;
    • тормозная педаль выжимается и включается зажигание;
    • начавший работать насос избавит систему от скопившегося в ней воздуха (процедуру пора прекращать, если пузырьки в выходящей жидкости отсутствуют).

    Для регулировки тормозов левого заднего колеса действовать необходимо таким образом:

    • надеть на штуцер шланг, вывернуть его на целый оборот;
    • не трогать тормоз;
    • запустившийся насос начинает выкачивать тормозную жидкость с примесями воздуха;
    • нажать тормозную педаль примерно наполовину;
    • завинтить штуцер;
    • отжать педаль;
    • после полной остановки насоса подсоединить разъемы к емкости с топливной жидкостью.

    Как прокачать тормоза с ABS, чтобы не бояться за собственную безопасность? Для этого после завершения работ надо убедиться, что система герметична, а подтекания отсутствуют. Залив тормозную жидкость до требуемого уровня, стоит протестировать тормоза: не рекомендуется сразу сильно разгоняться – лучше для начала проверить работу тормозной системы на небольшой скорости.

    How to bleed ABS brakes (+ device system) — DRIVE2

    Прокачка тормозной системы с abs

    Как прокачать тормоза с АБС (+устройство системы)

    Как проверить автомобильный генератор своими руками ссылка 1
    Как проверить ДМРВ своими руками ссылка 2

    Прокачка тормозов с ABS с учётом особенностей системы ↑Прокачка тормозной системы никогда не была чем-то очень сложным и проблематичным для автомобилистов, выполнение этой работы отнимало в среднем 1,5-2 часа.

    Однако с появлением автомобилей с системой ABS задача существенно усложнилась, и на вопрос как прокачать тормоза с АБС большинство водителей не смогут ответить. Поэтому прокачка тормозной системы с АБС потребует от вас наличия определённых технических навыков.

    Кроме того, не будет лишним предварительное изучение мануала по устройству и обслуживанию тормозной системы вашего автомобиля.

    Процесс прокачки тормозной системы с АБС нельзя назвать трудоемким или через чур сложным, вся проблема заключается в том, что нужно знать последовательность выполнения этой работы и тогда все получится.

    Особенности прокачки тормозов с ABS:

    • в автомобилях, у которых в одном узле размещены: блок гидроклапанов, гидроаккумулятор и насос, замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы с АБС производится аналогично прокачке тормозов на автомобиле без АБС

    Для того чтобы прокачать такую тормозную систему с АБС выполните следующие пункты:1. Найдите предохранитель, который отвечает за работу всей системы ABS и извлеките из гнезда. Тем самым вы отключите систему полностью.2. Открутите штуцер РТЦ (рабочий тормозной цилиндр) и приступайте к прокачке3.

    Прокачка тормозов с АБС производится при выжатой педали, чтобы проверить действие включите зажигание, на панели приборов загорится индикатор неисправности ABS. (Не откручивайте штуцер с отпущенной тормозной педалью)4. Включите зажигание и дождитесь когда насос полностью выгонит воздух из системы.5. Закручивается штуцер прокачки и отпускается тормозная педаль6.

    Закручивается штуцер прокачки и отпускается тормозная педаль

    7. Когда лампочка погаснет — это будет означать, что система прокачана правильно.

    • Прокачка тормозной системы с АБС в которой гидромодуль с клапанами и гидроаккумулятор разнесены по отдельным узлам, осуществляется при помощи диагностического сканера для съёма информации с ЭБУ АБС. Вряд ли он у вас есть.

    Поэтому прокачка тормозов с ABS такого типа, скорее всего должна производиться вами на СТО.
    • Прокачка тормозной системы с ABS и с электронными системами активации (ESP или SBC) производится только в условиях сервиса.

    Однако, как же прокачать тормоза с таким АБС? ↑Это важно! Следует помнить, что давление в тормозной системе достигает 180 атм. Поэтому, чтобы исключить выброс тормозной жидкости, перед разъединением тормозных магистралей у любой системы с ABS, необходимо, произвести разрядку аккумулятора давления. Для этого, при выключенном зажигании, нажать раз 20-ть на тормозную педаль.

    Технология прокачки тормозной системы с АБС

    Прокачка тормозов с ABS, как и прокачка обычной тормозной системы, выполняется с помощником. Выключаем зажигание (положение «0»). Отсоединяем разъёмы на бачке тормозной жидкости.

    Тормоза передних колёс:Выключаем зажигание• надеть шланг на прокачной штуцер;• открыть штуцер на оборот;• педаль тормоза выжимается до упора и удерживается в выжатом положении;• наблюдаем выход «завоздушенной» смеси;

    • Когда пузырьки закончатся закрутите штуцер и отпустите педал.

    Тормоз заднего правого колеса:• надеть шланг на прокачной штуцер, открутить его на один оборот;• нажать на тормозную педаль до упора• Включите зажигание, педаль тормоза не отпускаете

    • работающий насос выгонит воздух из системы. То есть, как только тормозная жидкость начинает выходить без воздушных пузырьков, перекрываем штуцер и отпускаем тормоз.

    Теперь пришла очередь прокачать Тормоз заднего левого колеса• шланг надевается на штуцер и откручиваем его на 1 оборот;• НЕ нажимать педаль тормоза;• работающий насос выталкивает «завоздушенную» смесь;• нажать наполовину на педаль тормоза и завернуть штуцер;• отпустить педаль и дождаться полной остановки насоса.

    • Выключите зажигание, подключите разъемы к бачку ТЖ.

    По завершению проверьте нет ли подтеканий, убедитесь в герметичности тормозной системы. Долейте тормозную жидкость в бачок до необходимого уровня. На этом прокачка тормозов с АБС может считаться законченной. Соберите инструмент, помойте руки и проверьте работу тормозов в движении. Будьте осторожны, не разгоняйтесь сильно, сначала проверьте тормоза на небольшой скорости.

    АЗБУКА АБС

    АБС: ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА
    Известно: если при экстренном торможении “в пол” передние колеса блокируются, то автомобиль становится неуправляемым. Крутить руль в этом случае совершенно бесполезно.

    Опытный водитель тормозит прерывисто, давая колесам провернуться, что позволяет вырулить в нужную сторону и, может быть, объехать неожиданно возникшее препятствие.

    Но у многих ли из нас хватит самообладания хоть на миг ослабить нажим на педаль тормоза, когда машина с визгом летит, быть может, в свой последний путь?

    1

    Обратите внимание

    Рис. 1. Функциональная схема АБС Teves Мk II: 1 – гидронасос; 2 – аккумулятор давления; 3 – ЭБУ; 4 – колесные датчики; 5 – блок электромагнитных гидроклапанов.

    То, что сложно для человека, под силу бесстрастной электронике. И вот уже на блокирование колес педаль отзывается частыми резкими толчками, что свидетельствует: АБС работает, и теперь у вас есть возможность отвернуть в сторону от опасности!

    АБС: КАК ОНА УСТРОЕНА

    На рис. 1 приведена функциональная схема типичной АБС.

    Сразу обратим внимание на электронасос 1 и аккумулятор давления 2: эти узлы необходимы, чтобы умная электроника смогла управлять тормозным усилием независимо от реакции водителя (напомним – в аварийной ситуации он, как правило, просто давит на педаль “до упора”).

    Кроме того, электронному блоку управления 3 (ЭБУ) надо ”знать”, вращаются ли в данный момент колеса и с какой скоростью. Эту информацию выдают датчики 4, контролирующие каждое колесо. Ведь может возникнуть ситуация, когда скользкое дорожное покрытие под одним из колес провоцирует его раннее блокирование.

    Тогда ЭБУ по сигналу от этого колеса выдает команду ослабить тормозное усилие, предотвращая занос и разворот автомобиля. Правда, при этом тормозной путь будет таким, как если бы все колеса оказались на скользкой дороге. Но разработчики считают, что важнее в любом случае сохранить управляемость и возможность маневрирования.

    Последний из узлов АБС – блок электромагнитных клапанов 5, которые, собственно, и управляют давлением жидкости.

    В каждом из контуров тормозной системы предусмотрено два клапана – впускной, который открывает путь жидкости из аккумулятора давления к рабочему цилиндру, когда надо увеличить тормозное усилие, и выпускной, позволяющий жидкости уйти обратно в бачок, когда давление надо ослабить.

    Эти клапаны при исправной АБС либо открываются поочередно, либо закрыты, если давление в контуре должно сохраняться неизменным. Наконец, важно знать, что в обесточенном состоянии впускные клапаны открыты, а выпускные – закрыты. Это позволяет при отказе АБС просто отключить ее (например, вынув предохранитель F54 (рис. 2) или сняв разъем с ЭБУ) и тормозить, как на обычном автомобиле.

    АБС: В ЗДРАВИИ И В БОЛЕЗНИ

    Важно

    Принципиальная схема соединений АБС фирмы Teves, установленной, в частности, на автомобилях “Фольксваген-Пассат” 1990 года выпуска в качестве дополнительного оборудования, приведена на рис. 2. Как видите, она не слишком сложна. И тем не менее стоит сделать несколько важных замечаний для тех, кто отважится на самостоятельный ремонт АБС.

    1. Прежде чем снять аккумуляторную батарею и проводить сварочные работы на автомобиле, обязательно отсоедините штепсельный разъем от ЭБУ АБС при выключенном зажигании. Этот блок в “Пассате” расположен под подушкой заднего сиденья.

    2. При проведении окрасочных работ ЭБУ не должен подвергаться воздействию температуры 85°С более двух часов.

    3. Перед любыми работами с тормозной системой разрядите аккумулятор давления, нажав не менее 20 раз на педаль тормоза при выключенном зажигании, иначе в системе сохранится давление около 180 атм.

    4. Будьте осторожны, включая зажигание при разгерметизированной гидросистеме, так как в этом случае заработает насос тормозной жидкости.

    Теперь приступим к проверке узлов АБС. Для работников сервисных центров выпускают считывающие устройства, позволяющие снять информацию с системы самодиагностики. Вещь дорогая и практически недоступная автолюбителю.

    Мы же обойдемся обычным радиолюбительским тестером, которым измеряют напряжение и сопротивление в электрических цепях. Подсоединять выводы прибора придется к контактам разъема ЭБУ, что требует аккуратности и сноровки.

    Поэтому большую часть проверок будем производить при выключенном зажигании и снятом разъеме ЭБУ, тогда тестер можно легко подключить к контактам колодки на жгуте проводов. Итак, изучаем таблицу проверки АБС.

    Совет

    Поясним правила пользования таблицей. Измерять напряжения или сопротивления нужно между указанными во второй графе выводами разъема ЭБУ АБС – в колодке, расположенной на жгуте проводов. При этом только пп. 35–40 проверяем с подключенным ЭБУ, в остальных случаях разъем снят.

    Последняя графа указывает возможную причину неисправности, если результаты измерений не соответствуют указанным в пятой графе. При этом мы рассматриваем лишь случаи дефектов в узлах системы, считая, что электронный блок исправен.

    Это тем более оправданно, что ремонт ЭБУ в домашних условиях невозможен, а заменить какой-либо узел целиком вполне по силам рукастому и смекалистому автолюбителю.

    Если вы все сделаете правильно, то об этом вас известит погасшая через некоторое время после включения зажигания контрольная лампа АБС на щитке приборов – как и положено при исправной системе.

    Какая электрическая схема соответствует действительности- сказать не могу (не вникал)

    Эта

    Zoom

    Или эта

    Рис. 2. Принципиальная электросхема соединений АБС Teves Мк II. Обозначения из латинской буквы и цифры (например, W/2 или U2/10) указывают на разъем в блоке предохранителей и реле (буква) и его контакт (цифра).

    Цифра около точки соединения с ”массой” показывает расположение этого соединения в автомобиле (22 – на гидроузле, 28 – на перегородке моторного отсека, 39 – под подушкой заднего сиденья слева).

    Предохранители 53 и 54 устанавливаются непосредственно под соответствующими реле над основной частью блока реле и предохранителей. Нумерация узлов, не относящихся к АБС, соответствует схеме ”Фольксваген-Пассат” в ЗР, 1998, № 10.

    Обратите внимание

    И в заключение – несколько рекомендаций по замене узлов. Еще раз повторим, что перед разъединением гидросистемы необходимо сбросить давление в ее аккумуляторе 20-кратным нажатием на педаль тормоза при выключенном зажигании. Прокачка контуров, соединенных с насосом, имеет свои особенности.

    Итак, вы надели на штуцер прозрачную трубочку и опустили ее конец в баночку с тормозной жидкостью. Теперь нажмите на педаль тормоза, отверните штуцер для прокачки и включите зажигание. При этом включится насос АБС, который выгонит воздух из системы.

    Как только перестанут выходить пузырьки, отпустите педаль, заверните штуцер и выключите зажигание.

    Перед монтажом нового датчика вращения колес нанесите слой смазки на поверхность посадочного гнезда и установите новое уплотнительное кольцо.

    Конечно, АБС других моделей отличаются от описанной выше и таблица неисправностей к ним может не подойти. Но общие принципы построения систем те же, и если вам удастся найти схему АБС для вашей машины, то, сравнив ее с рис. 2, несложно скорректировать и таблицу диагностики. Поэтому наши рекомендации, надеемся, будут небесполезны в любом случае.

    “Таблица проверки АБС”

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 11
    2 / 11
    3 / 11
    4 / 11
    5 / 11
    6 / 11
    7 / 11
    8 / 11
    9 / 11
    10 / 11
    11 / 11