Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

Гбо 4 поколения

Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

Темой нашей сегодняшней статьи станет общее описание, принцип работы, комплектация, а также ответ на вопрос о стоимости Гбо 4 поколения.

Развитие бензиновых систем впрыска топлива, появление фазированного впрыска и применение новых, более быстродействующих бензиновых электронных блоков управления, привели к повышению удельной мощности бензинового двигателя внутреннего сгорания, и повышению его экономичности и экологичности (уменьшение выбросов вредных веществ продуктов сгорания бензина в атмосферу). Разработчики и проектировщики газобаллонного оборудования тоже не остались позади движения прогресса. Вместо «медленного» и морально устаревшего ГБО-3 на горизонте появилось новое поколение ГБО 4, которое удовлетворяло требования по обеспечению мощности и экологичности современных двигателей внутреннего сгорания.

Стандартный комплект Гбо 4 поколения

Газобалонное оборудование 4-го поколения состоит из:

  • Газового баллона. Это одна из основных составляющих частей оборудования, подходить к выбору баллона нужно тщательно и со всей ответственностью.
  • Мультиклапана с запорной аппаратурой. О том, как самостоятельно установить мультиклапан в баллон мы подробно описывали в этой статье.
  • Магистралей (расходной и заправочной). О том, какую магистраль предпочесть можно узнать из этой статьи.
  • Редуктора. Это ключевой элемент системы, выбирать редуктор нужно исходя из мощности двигателя и стиля езды, а отдавать предпочтение лучше именитым брендам.
  • Микрокомпьютера – электронного блока управления газовым оборудованием, который еще часто называют «газовыми» мозгами.
  • Газовых форсунок (по количеству цилиндров двигателя), которые могут быть объединенные в общую рампу. Форсунки различаются по скорости работы, материалу и конструкции изготовления. Наиболее дешевый и относительно надежный вариант — это штоковые газовые форсунки Valtek.
  • Кнопки переключения газ-бензин.
  • Газовых фильтров (грубой и тонкой очистки).
  • Датчиков температуры (измеряют показатели охлаждающей жидкости).
  • Трех клапанов – входного или заправочного, выходного или расходного и аварийного или скоростного;

Схема оборудвоания ГБО 4-го поколения выглядит следующим образом:

  • Дополнительным узлом системы 4-го поколения иногда выступает Вариатор угла опережения зажигания, который способен продлить срок службы двигателя, работающего на газу, увеличить его мощность и снизить расход газа.

Принцип работы гбо 4 поколения

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания при работе 4 поколения ГБО  выглядит следующим образом:

  • Двигатель автомобиля заводится в штатном режиме на бензине, и работает на нем до достижения определенной температуры охлаждающей жидкости. Эта температура задается индивидуально в настройках электронного блока управления газовой установкой и обычно равняется 40 градусам.
  • Температуру измеряет датчик температуры (обычно устанавливается на редукторе). Далее сигнал о достижении необходимой температуры охлаждающей жидкости обрабатывается «газовыми» мозгами.
  • Газовый ЭБУ прекращает подачу сигнала на бензиновые форсунки, что приводит к прекращению подачи бензина в двигатель и открытию газового клапана на мультиклапане, который расположен в баллоне.
  • Пропан-бутановая смесь в своей жидкой фазе, через расходную магистраль, поступает  в газовый редуктор испаритель, где испаряется до газообразного состояния, после чего подается в рампу форсунок.
  • Пока газовые форсунки не получат сигнал на открытие от «газового» мозга впрыск газовой смеси в цилиндр двигателя не происходит.
  • Подачей кратковременных сигналов на газовые форсунки достигается впрыск порции газа в необходимый момент. Газовые форсунки пропускают сквозь себя газ через калиброванные отверстия, чем обеспечивается подача необходимой порции топлива.

Преимущества (плюсы) Гбо 4 поколения

По сравнению с предыдущими поколениями ГБО 4 имеет ряд неоспоримых преимуществ, давайте выделим некоторые из них:

  • Отсутствие характерных для работы газобалонного оборудования предыдущих поколений «хлопков» при работы двигателя на газу.
  • Относительно небольшое падение мощности двигателя по сравнению с его работай на бензине, а при условии использования вариатора угла опережения зажигания потеря мощности практически отсутствует.
  • Более экономный расход газа, по сравнению с предыдущими поколениями за счет более рационального и точного впрыска газовой смеси в форсунки.
  • Легкость в эксплуатации, не отличимая для водителя от эксплуатации автомобиля на бензине.

Недостатки гбо 4 поколения

  • Незначительно уменьшение мощности двигателя.
  • Повышенный износ седел выпускных клапанов и самих клапанов (справедливо).
  • Увеличение потребления бензина, по сравнению с предыдущими поколениями, которые позволяют заводить авто непосредственно на газу.

Стоимость установки

Цена комплекта оборудования Гбо 4 поколения и стоимость установки обычно рассчитывают в евро, т.к. оборудвоание закупается именно в этой валюте.

Обычно цена на комплект оборудования с установкой стоит в пределах 350-500 евро, в зависимости от комплектующих и жадности установщиков.

Последние же рассчитывают стоимость своих услуг в процентном соотношении к стоимости комплекта газобалонного оборудования.

Вывод

ГБО4 поколения обеспечивает оптимальный мощностной и экономичный режим двигателя работы на газу и на данный момент является оптимальным по соотношению цена/качество поколением газобалонного оборудования.

Особенности установки ГБО 4-го, 5-го поколения. Преимущества и недостатки

Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

С древних времён в автомобильной истории производители в качестве топлива рассматривают газ, а не привычный бензин и солярка. История газобаллонного оборудования начинается официально с 1928, когда профессор В. С.

Наумов проводил испытания газогенераторной установки собственной конструкции на шасси автомобиля Фиат-15 Ter. Сейчас возможно иметь обе системы в своей машине, то есть бензино-газовый или дизельно-газовый, или газо-дизель.

Любому водителю следовало бы разобраться в рентабельности такой «инсталляции», так как применение газа вместо 92 или 95 бензина имеет не только положительный, но негативный опыт установки ГБО.

Преимущества установки ГБО на инжекторный двигатель

Если подойти с точки зрения экономии, то у газа неоспоримое преимущество, так как в сумме потраченных средств на 1 км пробега на пропан-бутане в два, а на метане в три раза меньше применения бензина марки АИ-92, то есть в результате выходит соотношение стоимости 10:6. Второй момент, у газа имеется более высокое октановое число в диапазоне 95–112.

А чем выше у топлива антидетонационная стойкость, тем меньше вреда для двигателя и нагрузки на шатунно-поршневую группу двигателя, и следовательно, увеличение его моторесурса процентов на 35 – 45%.

Иными словами пробег автомобиля увеличивается в 1,5-2 раза, прежде чем возникнет необходимость капремонта, а сама работа двигателя будет более плавной и мягкой.

В дополнение к этому, срок ресурса недешёвого каталитического нейтрализатора в выхлопной системе и свечей зажигания заметно увеличивается.

Дело в том, что когда сгорает газ, то никакого нагара на поршнях на свечах, на клапанах не образуется, и отсюда увеличение их ресурса на сорок процентов.

Так же следует учесть – в газе отсутствует свинец, окисления которого выводят из строя не только лямбда-зонды с нейтрализаторами, но и уничтожают камеры сгорания ГБЦ. В связи с этим при проведении техосмотра отсутствуют проблемы с экологией.

Обратите внимание

Газ также интересен тем, что с ним можно реже менять моторное масло, так как оно почти не разжижается, и поэтому сроки замены увеличиваются на тридцать – сорок процентов. Ну и о последнем плюсе ГБО это его меньшая взрывоопасность.

Много людей спорят с этим, пытаясь доказывать обратное, и всё потому, что про свойств газа не знают.

Секрет в том, что газ закачивается в баллоны в сжиженном виде, и происходит очень сильное его охлаждение при резком переходе в газообразное состояние, приведём пример: когда температура окружающего воздуха будет + 20° С, то газ охладится до – 130° С! И вопрос – что горит при такой температуре?

Видео по установке ГБО

Недостатки и проблемы при установке ГБО

С преимуществами применения газа разобрались, теперь перейдём к недостаткам и проблемам. Первый из них – это уменьшение полезного объёма багажника, ведь баллон надо где-то размещать. Второй минус связан с экономическими потерями на саму установку автомобильную газобаллонную установку, стоимость которой выльется в сумму примерна в пределах $ 400 – 700.

Если двигатель у вашего автомобиля соответствует мировым экостандартам Евро-3, 4 и более, то цена уже возрастаёт до $ 800 – 1500.

Помимо этого, при работе на газовой топливе у двигателя изменяются технические характеристики – снижается максимальная скорость на 4-5%, мощности падает на 15-20%, тяга на 7-8%, увеличивается расход голубого топлива на 10 % на 100 км для по сравнению с бензиновым аналогом. Правда, всё это не относится к двигателям, которые изначально были разработаны для работы на газу самим производителем.

Естественно, из за увеличения на автомобиле количества дополнительного оборудования влечёт за собой увеличение потенциальных отказов при нормальной работе двигателя. Ещё один момент.

Если возникают неисправности и отказы, то появляется ещё одна проблема, начинается с того, что слесари-газовики, скорее всего, отправят вас к мотористам, из за якобы виноватой штатной топливной аппаратуры, а мотористы в свою очередь, валят всю вину на неисправности ГБО.

Это происходит из за того, что при работе двигателя на газу по каким то внешним признакам определить раннее зажигание невозможно, так как вообще отсутствует стук пальцев.

Ёщё следует знать, что на «инжекторный» автомобиль, с лямбда-зондом и катализатором допускается устанавливать ГБО только при наличии системы лямбда-контроля.

Важно

Также необходим постоянный контроль за состоянием зазоров ГРМ по верхней границе допуска, а то клапаны просто-напросто могут прогореть. В довесок к этому газ для воспламенения требует более высокое напряжение, чем в состоянии выдать заводская катушка зажигания.

Также следует учесть, что давление сгорания газа в своём пике намного превышает давление, которое возникает при работе на бензине.

В связи с этим рекомендуется «поставить» более усиленные поршни, клапаны и поршневые кольца.

Работники сервисных центров по установке ГБО 4 и 5 поколения очень часто не соблюдают эти условия, и тем более не сообщают их хозяину автомобиля, для того, чтобы не терять клиентуру.

Также многие из этих специалистов сами не знают, что ГБО 3 и 4 поколения не разрешается ставить на высокооборотистые и высокотехнологичные двигатели без необходимой дополнительной помогающей доработки.

Она заключается в установке смазочной системы сёдел клапанов, так как из-за чего они подвержены повышенному износу, то быстро уходят в тепловые зазоры и подгорают клапаны.

К подобным двигателям, например, относятся буквально все силовые агрегаты с прямым впрыском бензина FSI автоконцерна VAG (VW -Audi), моторы 2.2 (Z22YH) бренда Opel, GDI-семейка от Mitsubishi и др.

Они имеют слишком мягкие клапаны и их сёдла, которые при переходе на газовое топливо запросто могут сгореть. Теперь стоит подсчитать все достоинства и недостатки использования ГБО, и следует задуматься о целесообразности его установки на свой автомобиль.

Установка ГБО 4-го поколения видео

Гбо 4-го поколения: отличие от предшественников, конструкция оборудования, плюсы и минусы, производители четвертого поколения

Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

С момента выпуска первого газобаллонного оборудования произошли существенные неимения не только в принципах работы двигателей внутреннего сгорания, но и в устройствах, которые позволяют инвертировать их под альтернативное топливо. В настоящее время наибольшую распространённость имеет ГБО 4 поколения.

Чем это газобаллонное оборудование отличается от своих предшественников, как его устанавливать, и что предлагают известные производители таких устройств — ответы на эти вопросы в данной статье.

Чем отличается 4-е поколение от предшественников

Первые два варианта оборудования по переоснащению работы автомобиля с бензина на газ не могли точно дозировать топливо при разных нагрузках на двигатель.

Попытка дозировать газовое горючее была сделана только при изобретении ГБО 3-го поколения. Но в этой аппаратуре был существенный недочёт. Так как ГБО устанавливали параллельно с бензиновой системой подачи топлива, это не давало в полной мере реализовывать контроль расхода газа. 

Электронный узел, который находился на смесителе-дозаторе, запаздывал принимать сигналы от лямбда-зонда. Итогом была запоздалая реакция переключения работы двигателя автомобиля на газ.

Совет

Данный недостаток был устранён при появлении газобаллонного оборудования 4 поколения. Дозатор-распределитель в комплектацию нового устройства уже не вошёл. Расход газа на автомобиле с ГБО 4 выполняется с помощью электромагнитных форсунок. Благодаря такой схеме стало возможным обеспечить высокий уровень точности дозировки при подаче газа в цилиндры.

ГБО 4 поколения можно комплектовать автомашины с двигателем, оснащенным турбо системой. Моноинжекторные автомобили с моновпрыском целесообразней ставить на 2-е и 3-е поколение ГБО.

Конструктивные элементы ГБО 4-го поколения

Вся линейка поколений ГБО имеет общие конструктивные элементы: баллонная установка и мультиклапан, проводящие каналы, выдерживающие высокое давление, газовый клапан, газовый редуктор и магистраль с низким давлением.

Газовое оборудование 4 поколения для автомобилей оснащено рампой, в которую вмонтированы электромагнитные форсунки и управляющий ими электронный блок. Появились датчики температурного режима и контроллеры давления газового горючего. Сенсорные датчики в салоне автомобиля позволяют контролировать состояние среды.

Чтобы чётко представить себе схему ГБО, её можно поделить условно на три составные части:

  • Баллон для газа.
  • Электроклапан, который устанавливают на горловине баллона. Его основная роль — регулятора заправки баллона и экономного и безопасного его расхода в дальнейшем.
  • Узел подготовки, распределения и впрыска газового горючего.
  • Следует подробно остановиться на устройстве газового мультиклапана. В него входит комплект:

    • три клапана – для заправки топливом, его расхода и аварийный;
    • указатель заправки газа;
    • топливная газовая трубка.

    Аварийный клапан перекрывает расходный канал при неожиданной утечке газа в случае обрыва или повреждения соединительных трубок между баллоном и двигателем.

    В комплекты ГБО 4 поколения для 6 и 8 цилиндров, входят газовые тройники. Для распределения газа имеется следующий набор:

  • Две разновидности газового редуктора — одноступенчатый (если используется пропан), двухступенчатый редуктор (для метана). Устройство предназначено для перевода топлива из жидкого состояния в газообразное. Двухступенчатый газовый редуктор, кроме того, влияет на давление газа.
  • Форсуночная рейка с жиклёрами.
  • Два фильтра для очистки газа от вредных примесей.
  • Как работает ГБО 4-го поколения

    Как работает гбо 4 поколения на инжекторном двигателе:

  • Электросхема блока управления подключается к проводке между узлом, ответственным за контроль штатной топливной системой и форсунками. Очень важно при установке ГБО сделать правильную распиновку блока эбу.
  • Импульс, который подаёт блок к форсункам, считывает прибор управления газовой установкой. Данный сигнал является основой для расчёта объёма газа, который потребуется подать в цилиндр двигателя автомобиля.
  • Затем сигнал направляется к газовой рампе. Благодаря газовому редуктору у газа в рампе создан определённый уровень давления. Электромагнитная форсунка открывает клапан и газ устремляется к впускному коллектору.
  • С помощью такого же импульса клапан форсунки будет отключаться. Таким образом будет поставлено столько газа, сколько его потребуется при данной нагрузке на двигатель автомобиля.
  • Функцию контролера за подачей газового топлива в данном случае осуществляет штатный электронный блок с помощью сигналов от лямбда-зонда.

    Блоку управления газобаллонного оборудования лишь остаётся преобразовать импульс от штатного блока в соответствии с требованиями, нужными для нормального функционирования двигателя автомобиля на газу. Это и есть главное отличие, которое имеет комплект ГБО 4 поколения. Сравнение явно в пользу последнего.

    Запускают двигатель на бензине. На газу это делают только в крайних аварийных случаях, когда неисправна бензиновая система. Дело в том, что газ создаёт высокую нагрузку на диафрагму редуктора, нанося ему вред, и он быстро выйдет из строя.

    Когда двигатель автомобиля достаточно прогреется, произойдёт его автоматический переход на газовое горючее. Когда давление газа упадёт до порогового показателя, двигатель переключится снова на бензин. Об этом оповестит звуковой сигнал.

    Как эксплуатировать: особенности гбо 4 поколения

    Переоснащение автомобиля на газ 4 поколения — это возможность эксплуатировать двигатели на бензине и газу. Переключать топливо нажатием кнопки можно, не выходя из автомобиля как ручной регулировкой системы, так и автоматической.

    На небольшой панели управления автомобиля имеются светодиодная сигнальная лампочка, показывающая уровень газа и переключатель горючего. Панель может располагаться в любом месте панели автомобиля, где водителю удобно наблюдать за сигналами.

    Что показывает индикатор? Если горит один из четырёх зелёных светодиодов, это значит, что в баллоне 10 литров газового горючего. Его хватит примерно на 100-120 километров. Красный светодиод свидетельствует о том, что газа осталось крайне мало — километров на 50. Это значит, что нужно пополнить баллон на ближайшей заправке.

    Есть ещё одна красная лампочка, расположенная в верхней части панели. Мигающий режим говорит о том, что машина работает на бензине, готовится переход на газ. Так будет при каждом запуске мотора, пока происходит прогрев автомобиля и температура не доберётся до нужной отметки шкалы.

    Обратите внимание

    Особенность дублирования бензиновой и газовой систем питания поднимает в разы уровень надёжности работы двигателя автомобиля. Увеличивается продолжительность пробега автомобиля одной заправкой бензина и газа. Бывают ситуации, когда ГБО очень выручает, например при дальних поездках, когда между населёнными пунктами большое расстояние и нет возможности заправиться.

    Ещё одна особенность ГБО: повышается защита от угона автомашины. Если снять коммутатор, а это сделать не сложно, то поставка газа и бензина на инжектор будет блокирована.

    Если в автомобиле стоит дорогостоящая система впрыска топлива, оснащённая катализатором очистки выхлопов, то получится двойная выгода. Экономится дорогое топливо АИ-98 и увеличивается срок службы дорогого устройства.

    Газовое оборудование ставят на автомобили, которые соответствуют Евро-3 и выше. Систему импульсной подачи газовоздушных смесей контролирует отдельный блок управления, оснащённый микропроцессором. Обрабатывая сигналы от микропроцессора, блок посылает импульсы, которые открывают форсунки для впрыска газа. По такому же принципу блокируются форсунки на подачу бензина.

    Cистема датчиков ГБО определяет концентрацию топлива:

    • степень давления газа;
    • уровень температуры редуктора;
    • измеряет температуру газа.

    Когда давление газа снижается, электронная система выключает газовые форсунки и вводит в работу бензиновые. Двигатель автомобиля начинает работать на бензине.

    Что выбрать: пропан или метан?

    ГБО четвертого поколения может работать на метане или пропан-бутане. Но по конструкции такое газобаллонное оборудование будет несколько отличаться. У метана более высокое давление, поэтому баллоны соответствующие. Обязательно ставят на газовую магистраль фильтр от примесей.

    Газовая магистраль должна быть предназначена для применения под высоким давлением. У газового редуктора для автомобиля на метане имеется две секции, для поэтапного снижения давления газа до необходимого показателя. Остальная конструкция ГБО такая же.

    Минус метана — большой вес ёмкости, а это не всегда применимо к легковым автомашинам. Заправок для метановых систем гораздо меньшее количество. Однако такой газ более дешёвый, и его целесообразно применять на коммерческих автомобилях.

    ГБО для пропан-бутана по габаритам и весу гораздо меньшие, так как этот газ сжиженный. Поэтому автовладельцы останавливают на нём свой выбор. У редуктора ГБО под пропан только одна секция. Очищают газ от примесей с помощью фильтра, включенного в схему сразу после газового редуктора.

    Как установить оборудование самостоятельно

    При самостоятельной установке ГБО 4-го поколения на инжекторный автомобиль следует правильно расположить газовое оборудование и выполнить врезку во впускной коллектор, проверить герметичность системы. Наиболее сложный этап — подключить ГБО к штатной системе электрического питания. Важно не перепутать кабели электропроводки.

    Краткое описание действий по самостоятельной установке ГБО на автомобиль:

  • Для седанов используют цилиндрические газовые баллоны, которые крепят возле задней стены багажника. В хэтчбеках устанавливают тороидальную ёмкость в выемку, где обычно стоит запаска. Закрепляют газовые баллоны с максимальной надёжностью. При этом мультиклапан должен оказаться вверху.
  • Отмечают места выхода газовой магистрали. Прорезанные отверстия, диаметром больше, чем газовая магистраль, обрабатывают антикоррозионным раствором. Для защиты газовой магистрали от повреждения острыми кромками, в отверстие вставляют отрезок пластмассовой трубки.
  • Устанавливают устройство для заправки газом. Это должно быть удобное чистое место. (в багажнике, под бампером, внутри бампера). Магистраль от баллона не должна мешать или подвергаться механическим воздействиям.
  • Газовые магистрали для устойчивости можно прикрепить к бензиновым трубам.
  • Производят закрепление редуктора ГБО на кузове или подрамнике.
  • Подключают редуктор ГБО к системе охлаждения двигателя.
  • Подводят к газовому редуктору патрубок с вакуумом от впускного коллектора. В него врезают штуцер, чтобы соединить трубкой с редуктором.
  • Подводят к редуктору газовую магистраль высокого давления. Нельзя забывать о таком важном элементе — как фильтр от механических примесей.
  • В коллекторе (предварительно снятом) делают отверстия для штуцеров подачи газа и подачи вакуума к редуктору. Перед тем, как вкручивают штуцеры, резьбу смазывают герметиком.
  • Коллектор устанавливают на место.
  • В верхней части коллектора устанавливают рампу с форсунками.
  • В газовую магистраль врезают ещё один фильтр.
  • Все трубопроводы ГБО стягивают в местах соединения хомутами.
  • Устанавливают в автомобиль блок управления газовым оборудованием по инструкции-схеме с цветовым делением проводов. Блок располагают с таким расчётом, чтобы обеспечить к нему доступ и одновременно минимизировать длину кабелей.
  • Монтаж ГБО на автомобиль является сложным процессом, требующим вмешательства во внутренние агрегаты машины и проведения серьёзных диагностических работ. При установке ГБО 4 поколения Стаг новую прошивку авто не делают, так как она считывает информацию с «родных» мозгов.

    Регулировку электронного газового редуктора итальянской марки Томасетто следует доверить специалисту.

    Все «за» и «против»

    Достоинств у гбо четвертого поколения гораздо больше, чем недочётов.

    Преимущества следующие:

    • экономия газа, так как происходит дозирование газовой смеси при разных режимах работы двигателя автомобиля;
    • двигатель автомобиля работает мягко, без «хлопков», характерных для предыдущих установок;
    • значительное увеличение экологичности двигателя автомобиля, соответствие Евро3 и Евро-4, так как газ сгорает полностью;
    • мощность двигателя автомобиля снижается не более, чем на 2 процента;
    • плюс ГБО 4 поколения в его универсальности, так как оно подходит почти для всех современных марок автомобилей;
    • у гбо 4 поколения аппаратная совместимость с системой диагностики EOBD;
    • все блочные разъёмы, которые применяются при установке ГБО, являются унифицированными, поэтому ошибок при монтаже не будет;
    • современные технологии изготовления газового оборудования гарантируют надёжную и долговечную работу.

    Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание, в случае, если динамические характеристики ГБО во время эксплуатации автомобиля ухудшились:

    • возможно, неисправны или неправильно настроены газовый дозатор и газовый редуктор ГБО 4 поколения;
    • засорился фильтр ГБО;
    • низкая температура газового топлива зимнее время.

    Какие причины могут привести к тому, что автомобиль долго не заводится:

    • неисправна диафрагма редуктора ГБО, либо неправильно настроена программа;
    • расходный электромагнитный клапан автомобиля имеет дефект (заедает якорь или происходит короткое замыкание витков);
    • отказал электронный блок ГБО (нет импульса на подачу газа или сигнал не соответствует нужному объёму горючего);
    • неисправен стартер автомобиля, из-за которого падает заряд в аккумуляторе во время запуска, поэтому клапаны не действуют;
    • снизилось давление в головках цилиндра двигателя автомобиля по причине износа поверхностей поршней и цилиндра;
    • при использовании вакуумного редуктора иногда происходит недостаточное разрежение и необходимость подсоса.

    В последнем случае выручит принудительная подача газового топлива с помощью дополнительно установленного в автомобиль электромагнитного насоса.

    Профилактические мероприятия

    Уход и обслуживание системы ГБО включает в себя следующие мероприятия:

  • Необходимо регулярно осматривать ГБО на предмет её герметичности, чтобы исключить утечку газа. У пропана и метана характерный запах. Почувствовав неладное, конкретное место протечки можно обнаружить, намылив предполагаемые стыки, трещины и соединения, выполненные с помощью хомутов, мыльным раствором. В первую очередь проверяют уплотнители на гайках на предмет изношенности, соединения резиновых трубок со штуцерами.
  • Чистят или меняют газовый фильтр через 10 тыс. пробега либо при очередной замене масла в двигателе. В большинстве систем не нужно отсоединять трубку, достаточно перекрыть кран мультиклапана на баллоне.
  • Примерно раз в два года следует снимать и делать профилактическую очистку газового редуктора. Делают это осторожно, нужно следить за тем, чтобы не порвалась мембрана. После окончания работ выполняют проверку на предмет утечек газа. От этого зависит безопасность эксплуатации ГБО.
  • Масло в газовом двигателе автомобиля загрязняется гораздо меньше, однако менять его следует с периодичностью, указанному автопроизводителями.
  • После монтажа ГБО обязательно выполняют корректировку угла зажигания, так как время сгорания и октановое число у газового горючего большее. Требуется более раннее зажигание, то есть больший угол опережения. Корректировку угла зажигания (УОЗ) производят при помощи электронного вариатора.

    Для качественного техобслуживания автомобиля лучше становиться на регулярные осмотры в техцентр.

    Производство ГБО 4 поколения

    Газобаллонные установки для автомобилей производят в Европе и в Китае. Есть из чего выбирать. Причём многие европейские компании размещают производство газобаллонного оборудования в Китае.

    Некоторые эксперты считают, что самый высокий рейтинг среди заводов-изготовителей ГБО у марки STAG (Польша). Сам блок управления ГБО Стаг делают в Польше, другие детали которые входят в комплект могут быть произведены в Италии или в Польше по итальянской лицензии.

    Качественные характеристики ГБО очень высокие, с названием польской фирмы знакомы многие автомобилисты.

    Важно

    Много положительных отзывов о ГБО Зенит. Многоступенчатую проверку качества проходит ГБО 4 поколения Digitronic. Рассчитан Диджитроник для автомашин с различными характеристиками.

    Стоит обратить внимание на Lovato газовое оборудование 4 поколения. На рынке газобаллонного оборудования кроме Ловато распространены марки BRC, Bigas International AutoGas System, Autogas systems. Большое распространение имеют сервисные центры по установке газового оборудования марки Омвл

    Страны-лидеры по выпуску ГБО – Италия и Голландия. Многие специалисты выбирают голландские модели.

    Аргумент весьма веский — газобаллонное оборудование широко используют в этой стране из-за дорогого бензинового топлива и жёсткого контроля за газовым оснащением со стороны государства.

    В этой стране для владельцев авто с ГБО предусмотрены некоторые льготы. Среди отечественных ГБО можно назвать недорогое оборудование Альфа для авто с инжекторной системой впрыска.

    Двигатель с ГБО преимущества и недостатки. ГБО 4 поколения

    Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

    Автомобиль с установленным газовым оборудованием отличается от автомобилей, работающих на других видах топлива. Он сочетает в себе экономичность дизеля, при этом сохраняет мягкость и бесшумность бензинового мотора в сочетании с легкостью запуска и простотой обслуживания газовой установки.

      В качестве примера рассмотрим автомобиль с установленным газовым оборудованием фирмы «AG AUTOGAS SYSTEMS». Газовая установка данного типа называется системой последовательного распределенного впрыска испаренного газа SGI.

    И теперь после трех лет ее эксплуатации накопился опыт, которым можно поделиться с теми, кто хочет покупать или устанавливать газобаллонное оборудование на легковой автомобиль, и некоторыми соображениями о преимуществах и недостатках такой установки.

      Описание устройства системы ГБО 4 поколения.  Система состоит из баллона емкостью 55л, но ограничение рабочей заправки – 45л. Отключение заправочного клапана происходит автоматически. Баллон имеет форму цилиндра и занимает значительную часть багажника.

    Совет

    Но если Вы с семьей собрались на юг, то места для двух больших чемоданов вам вполне хватит.Баллон соединен с заправочным клапаном, врезанным справа в бампер, с помощью гибкого резинового шланга с двойной внутренней металлической оплеткой. Он может повредиться об острые края отверстия в полу багажника .

    Поэтому при заправке автомобиля, желательно находиться поблизости для контроля процесса. На заправках требуют обязательно поднять капот в целях безопасности.  На выходе из баллона установлен мультиклапан, который включает подачу газа при переключении с бензинового топлива на газ.

    Посредством медной трубки диаметром 8мм газ подается на фильтр очистки, магистральный электромагнитный клапан и далее на одноступенчатый редуктор-испаритель. На редуктор постоянно подается охлаждающая жидкость (врезка в систему охлаждения двигателя – параллельно с обогревателем).

    В редукторе происходит испарение газа и установка постоянного избыточного давления независимо от нагрузки на двигатель. После редуктора газ поступает на газовый инжектор, который подает топливо в каждую из 4-х форсунок, установленных на впускном коллекторе напротив впускных клапанов (на ряде систем они не электромагнитные, а механические).

    Если установлены электромагнитные форсунки с электронным управлением, то тогда инжектор-распределитель отсутствует. Управление инжектором и другими элементами осуществляется отдельным электронным блоком, который рассчитывает момент и продолжительность впрыска для каждого цилиндра в отдельности по сигналам бензинового компьютера.

     Независимо от положения переключателя вида топлива запуск двигателя всегда осуществляется на бензине. После прогрева двигателя до определенной температуры (обычно70-75 град. С) происходит автоматическое переключение на газ (естественно, если переключатель установлен в положение “газ”).

    Переключатель вида топлива расположен на маленькой панели совместно с индикатором уровня топлива. Индикатор уровня газового топлива – светодиодный: 4 диода зеленого цвета и один – красного.

    Еще один красный диод расположен вверху панели – он мигает при старте двигателя и положении переключателя «газ (LPG)» и показывает, что пока двигатель работает на бензине, но “готовится” к переключению на газ. Один горящий зеленый диод – это 10 л газа (или 100км – в городе, или 120км на трассе).

    Обратите внимание

    При загорании красного индикатора (аналогично загоранию лампы, сигнализирующей о малом количестве топлива в баке) можно проехать: в городе 50-55км, и до 80 км на трассе. Панель обычно устанавливают слева внизу от рулевой колонки, где расположен регулятор угла положения фар.

    Это очень неудобно , так как приходилось постоянно наклоняться, чтобы ее увидеть. Поэтому панель лучше перенести на место глухой кнопки рядом с кнопкой включения обогрева заднего стекла.

      Преимущества системы ГБО 4 поколения «AG AUTOGAS SYSTEMS»: 

    • Потеря мощности двигателя минимальна (от 1 до 2% по теории). Если из опыта, то потеря абсолютно незаметна, а машина идет мягче, детонации не бывает никогда, хотя на бензине, особенно на 92-м российском (на белорусском и украинском заметно меньше) детонация – достаточно частое явление. Лучше заправлять 95-м, а где есть, то и 98-м бензином
    • Отсутствие топливного насоса для подачи газа;
    • Выполнение нормативов токсичности ЕВРО-4.
    • Минимальный расход топлива – на трассе – 8,5-9л/100км в городе – суммарно с бензином – 11,5-12л /100км

     Как уже говорилось ранее, запуск двигателя происходит всегда на бензине. Если не дать двигателю прогреться хотя бы пару минут, а поехать без прогрева, то при средней поездке в городе в 10 км переключение на газ произойдет примерно на 8-9-м километрах поездки зимой и 3-4м км летом. То есть практически вся поездка пройдет на бензине.

    Поэтому совет: дайте двигателю прогреться хотя бы минуты две – летом, минут пять – зимой в морозы. Это полезно для любого двигателя, а в нашем случае обеспечит переход на экономичный газ примерно через 1-1,5км поездки. Можно ускорить процесс переключения на газ следующим образом.

    Остановившись на красный свет, выжимаю сцепление и нажимаю на педаль акселератора, увеличивая обороты. Если температура двигателя около 70?С, то такой прием дает практически 100% переключение.

    При этом будет слышен характерный щелчок срабатывания мультиклапана, и красный мигающий индикатор гаснет, а красный индикатор уровня газового топлива загорается, и если топлива больше, чем десять литров, то через несколько секунд красный гаснет, а последовательно загораются зеленые диоды, показывающие количество топлива в баллоне.

    Когда двигатель готовится к переключению, появляется характерный металлический стук, который можно принять за стук клапанов. На самом деле, электронный блок включил инжектор-распределитель, но мультиклапан еще не сработал, и незаполненный газом инжектор работает вхолостую, издавая этот звук.

    Система долго переключается на газ даже после кратковременной остановки двигателя в холодное время года. Поэтому, если Вы предполагаете, что остановка будет короткой и хотите оставить работу двигателя на газу, по возможности не выключайте двигатель.
      Обслуживание системы ГБО.  1.Еженедельно   1.1 Визуальный осмотр и проверка системы на утечку.

    Найти утечку легко можно по «аромату» одоранта, который специально добавляют в газ для придания ему запаха (сам по себе нефтяной газ пропан-бутан – запаха не имеет), либо с помощью мыльной эмульсии. Чаще всего причина утечки – лопнувшая трубка, износ резиновых уплотнений, или слабая затяжка соединений и хомутов на трубках.  1.2 Слив конденсата из редуктора-испарителя.

    Важно

    Внизу на любом редукторе есть пробка для этой операции. Конденсат похож на масло, и если его не сливать есть опасность его закоксовывания и нарушения нормальной работы испарителя.   2. Ежемесячно. При полностью пустом баллоне открутите медную трубку и снимите фильтр – он стоит сразу после бака в моторном отсеке.

    Удалите из фильтра черный порошок, которым он забит, очистите или лучше замените, если сумеете найти фильтроэлемент. Не потеряйте и не забудьте поставить при сборке маленький магнит, находящийся внутри фильтра.  3. Раз в 2 года снимайте и чистите редуктор. Сложного в разборке ничего нет, но будьте внимательны и не повредите мембрану.

    После сборки обязательно проверьте утечки мыльной эмульсией. Если все же есть сомнения в своих силах, то лучше обратиться к специалистам.   Экономика потребления топлива двигателем “газ-бензин” затраты в руб. на 100 км для различных режимов: вид топлива расход цена 1л Сумма —————————————————– Город бензин 6л/100км 25руб. 150,0руб.

    + газ 6л/100км 13руб. 78,0руб. —————————————————– ИТОГО стоимость проезда 100км 228,0руб. —————————————————– Трасса бензин 1,5л/100км 25руб. 37,5руб. газ 9л/100км 13руб. 117,0руб. —————————————————– ИТОГО стоимость проезда 100км 154,5руб. —————————————————– город бензин 12л/100км 25руб. 300,0руб. трасса 8л/100км 25руб. 200,0руб. —————————————————–   Выводы по экономике делайте сами, исходя из цен на топливо в Вашем регионе.

      Выводы:

    • Вследствие более высокого октанового числа газа по сравнению с бензином, обеспечиваются более благоприятные условия эксплуатации двигателя, следовательно, увеличивается его долговечность.
    • Обслуживание газобаллонного оборудования простое и не добавляет значительных хлопот автовладельцу
    • Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования 4-го поколения и выше при эксплуатации и в городских условиях, и при регулярных поездках на дальние расстояния дает неплохую экономию.

    Таким образом, обладая экономичностью дизеля, автомобиль с газовым оборудованием сохраняет все достоинства бензинового мотора.

    Гбо 4-го поколения

    Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

    Газобаллонное оборудование 4-го поколения — самый распространенный на сегодняшний день вид ГБО во всем мире. Принцип работы заключается в распределенном впрыске газовоздушной смеси через форсунки, подведенные каждая к своему цилиндру. В Гбо 4-го поколения газ поступает в двигатель в газообразном виде, из-за того что жидкий газ предварительно испаряется в редукторе.

    Данная конструкция позволяет использовать ГБО 4 под разные виды газа: как для компримированного природного газа — метана, так и для сжиженного нефтяного газа — пропан-бутана. Четвертое поколение уникально и тем, что может использоваться как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Важно знать, что у ГБО под дизель есть свои особенности и ограничения.

    Схема установки Гбо 4-го поколения

    Преимущества Гбо 4-го поколения

    Одно из важных преимуществ газобаллонного оборудования 4-го поколения — его универсальность:

    • можно использовать оба вида газа
    • подходит на большинство современных автомобилей

    Стоимость у ГБО 4 примерно в 3—4 раза дешевле чем стоимость ГБО 5. Например, в Москве цена установки газобаллонного оборудования 4-го поколения на среднестатистический легковой автомобиль — 23000 руб. Данная сумма включает в себя всю установку ГБО «под ключ»: подкапотное оборудование, все магистрали, газовый баллон, запорную арматуру, заправочное устройство, а также монтаж всей системы.

    Редуктор, рампа и блок управления Гбо 4-го поколения

    Еще одно достоинство — большое количество официальных установочных центров по всей России, специализирующихся именно на монтаже Гбо 4-го поколения.

    Пользователю важно найти специализированный установочный центр, с надежными поставщиками и дистрибьюторами, а не «серого» установщика, который сделает монтаж дешевле, но без гарантий и ненадлежащего качества. Доступность запасных частей — тоже большой плюс.

    В отличие от ГБО 5, запасные части, комплектующие и прочие детали газобаллонного оборудования 4-го поколения, легко приобрести в любом установочном сервисе.

    Баллон ГБО-4 поколения с мультиклапаном

    Недостатки Гбо 4-го поколения

    ГБО 4 не подходит на современные двигатели с технологией непосредственного впрыска топлива в цилиндры: TSI, TSI, TFSI, DGI. Пожалуй, это единственный значимый недостаток системы 4-го поколения.

    С другой стороны, моторы с непосредственным впрыском устроены таким образом, чтобы расходовать топливо экономичней, чем моторы более ранних версий.

    В связи с этим увеличивается срок окупаемости и без того дорогого ГБО 5-го поколения.

    Установить ГБО 4

    Поставить Гбо 4-го поколения можно в любом установочном центре «OMVL». Вы можете заказать установку на нашем сайте или позвонить напрямую в ближайший к вам установочный центр.

    В чем отличия гбо пятого и четвертого поколения?

    Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

    Рассмотрим принцип работы ГБО 4 поколения и ГБО 5 поколения,и определим основные отличия между ними, их преимущества и недостатки.

    Отличие ГБО 4 от ГБО 5

    Наиболее распространенным является ГБО 4 поколения. Это система для инжекторных двигателей, параллельно которым устанавливается газовый инжектор. Он состоит из блока управления, редуктора, газовых форсунок, баллона. Блок управления газа подключается параллельно с бензиновым блоком и берет информацию с бензиновых форсунок.

    В него заложены свои карты, которые заранее прописываются программистом. В результате анализа данных, блок управления передает информацию на систему подачи газа. В самой программе можно вручнуюподкорректировать подачу топлива на конкретных мощностных режимах. Что касается стоимости, то ГБО 4 поколения не на много дороже ГБО предыдущих поколений.

    5 поколение ГБО отличается жидкой подачей газа в цилиндр, причем работает оно только на пропане.

    В баллоне пропана установлен насос (как в бензобаке на бензин), а газ подается под давлением на рампу форсунок, после чего они впрыскивают жидкий газ, который принимает газообразную форму уже в коллекторе.

    В этой системе нет редуктора, а ее цена выше других поколений. Более того, ГБО на метане не существует в 5 поколении, поэтому оно является не таким распространенным.

    Тем не менее, существуют автомобили, которые нельзя перевести на ГБО 4 поколения или возникает какая-то проблема в установке, например, вывести подогрев редуктора. Поэтому, в основном эта система устанавливается на дорогие автомобили.

    Рассмотрим ГБО 5 поколения плюсы и минусы.

    Преимущества:

    • Топливная экономичность. Несмотря на то, что между ГБО 4 и 5 поколения нет существенного отличия, в последнем случае газа израсходуется больше чем бензина, но экономичность достигается большой разницей между ценой на бензин и на газ.
    • Потеря мощности. Потери мощности ГБО 5 и 4 поколений, при эксплуатации, практически не чувствуется, особенно по сравнению с оборудованием предыдущих поколений.
    • Основным преимуществом ГБО 5 поколения является то, что автомобиль, при низкой температуре, можно заводить, используя только газ.

    Недостатки ГБО 5 поколения:

    • Цена. ГБО 5 поколения значительно дороже ГБО 4 поколения.
    • Высокие требования к качеству газа. При использовании газа низкого качества аппаратура быстро приходит в негодность.
    • Ремонт топливной аппаратуры 5 поколения не производится в принципе, а осуществляется только замена деталей. Например, основной дорогостоящей деталью является газовый насос. Основной фильтр вмонтирован в самом насосе, а дополнительных фильтров не предусмотрено. В случае его засорения, придется менять насос.

    Механизмами подачи газа

    ГБО 4 поколения характеризуется тем, что в ней используется редуктор с одной ступенью для пропана или двумя ступенями для метана.

    Сам редуктор стабилизирует давление подачи газа (пропан – 1,2 бар, метан – 1,8 бар) при любой работе мотора. Из редуктора через фильтр газ идет в форсуночную планку.

    Ее функция состоит в том, чтобы осуществлять дозировку газа, подаваемого в мотор. На впускном коллекторе размещены штуцеры распылители. С планки на распылители поступает газ.

    Далее процесс корректируется с помощью блока управления. На блок управления приходят данные от различных датчиков, обрабатываются и полученная информация передается на газовые форсунки. Происходит сопоставление режима работы газовых и бензиновых форсунок.

    В результате этого, предупреждается возникновение хлопков при переходе с бензина на газ, и работа автомобиля остается плавной. В последующем, происходит корректировка от газовых датчиков температуры и давления на магистральном трубопроводе.

    В случае падения давления, блок управления автоматически переведет систему питания на бензин.

    Совет

    Рассмотрим, как происходит подача газа на ГБО 5 поколения. В газовом баллоне находится насос высокого давления и фильтр. Насос гонит газ в сниженном состоянии к четырём газовым форсункам по армированным шлангам. Здесь газ находится в жидком состоянии и подается прямо к цилиндрам.

    В мини предкамерах он смешивается с воздухом, и эта топливная смесь перемещается к цилиндрам. Естественно в этом моторе существуют свечи зажигания и бензиновая топливная магистраль.

    Данная система подключена через систему управления двигателем, поэтому происходит считывание и педали газа, и подачи воздуха, и положения заслонок, в том числе дроссельных.

    Время открытия форсунок

    Конструкция газовых форсунок во многом схожа со строением аналогичных бензиновых деталей, но они отличаются своими параметрами. Так, площадь сечения проходящих каналов в газовых форсунках в десятки раз больше. Это необходимо поскольку объем газа, подаваемого в цилиндр, в 250 раз превышает объем бензина.

    Еще они отличаются электрическим сопротивлением: у газовых – 1-3 Ом, у бензиновых 16-17 Ом. Более того, бензиновая форсунка открывается при импульсе 12 В, но в результате подачи такого напряжения на газовую форсунку, поскольку сопротивлении намного меньше, она моментально выйдет из строя.

    Газовые форсунки открываются, используя широтно-импульсную модуляцию, что не дает обмотке перегреваться.

    У газовых форсунок есть основные параметры от которых зависит равномерность работы двигателя, расход топлива и т.д.

    Рассмотрим основные параметры газовых форсунок:

    • Линейность работы, то есть время открытия форсунки линейно, должно зависеть от объема поступающего газа. В дешевых форсунках такой линейности не наблюдается. Это ведет к перерасходу газа, потере мощности, подгоранию клапанов, выходу из строя каталитического нейтрализатора.
    • Время отклика, то есть как быстро реагирует форсунка на поступление сигнала про ее открытие или закрытие. Чем оно меньше, тем лучше. Большое время реакции сказывается на точности дозирования газа.
    • Производительность, то есть выдача одинаковой порции газа на каждый цилиндр. Для дешевых моделей это очень проблематично.
    • Стабильность параметров в широком диапазоне температур. Эта характеристика напрямую зависит от качества материала из которого изготовлена форсунка.
    • Стабильность характеристик по мере износа. Очень важно чтобы эта характеристика не изменялась больше чем на 5% на протяжении всего срока службы.

    Простота в обслуживании

    Визуальная диагностика и обслуживание системы ГБО 4 поколения должны проводится каждую неделю, что поможет исключить возможность утечки газа. Чаще всего, ее причиной становятся лопнувшая трубка, износ уплотнителей или слабые соединения.

    Определить такую проблему можно по запаху либо с помощью мыльной эмульсии. Также, раз в неделю, необходимо сливать конденсат из редуктора-испарителя. Для этой процедуры предназначена пробка, расположенная в нижней части редуктора. Конденсат похож на масло.

    Его накопление может вызвать нарушения в работе испарителя.

    Ежемесячной очистке подлежит и фильтр (процедура выполняется при пустом баллоне). Для этого необходимо открутить медную трубку и вынуть фильтрующий элемент. Внутри фильтра находится маленький магнит, постарайтесьне потерять егов процессе работы .

    Очистку редуктора необходимо проводить раз в 2 года.

    Важно! При снятии редуктора будьте внимательны и не повредите мембрану.При сборке пользуйтесь мыльной эмульсией на обнаружение герметичности.

    В обслуживание ГБО 5 поколения не нуждается, оно может проводится только на СТО в случае поломки.

    Газовое оборудование 4 поколения: что нужно знать

    Преимущества и недостатки 4-го поколения гбо

    Повышение ценника на АЗС на бензин и дизельное топливо вынуждает автомобилистов задумываться о способах экономии на поездках. Одним из решений дано проблемы является использование различных альтернатив жидкому топливу. Приходится изучать устройство ГБО 4 поколения, чтобы перевести своего железного коня на потребление газа.

    Особенности газового оборудования

    Производители в нашей стране и за рубежом предлагают потребителям пятое поколение ГБО, однако, автолюбители отдают предпочтение проверенной временем системе предыдущей версии. Это связано не только с дороговизной более новой системы, но и с ее ремонтопригодностью, обкатанностью в разных ситуациях.

    Современная газовая установка 4 поколения может быть установлена на различные типы транспорта:

    • легковой автомобиль;
    • грузовики;
    • микроавтобусы;
    • общественный транспорт;
    • коммерческие авто и пр.

    На рынке можно обнаружить два основных типа систем:

    • Компримированная (КПГ). Используется сжатый природный газ (метан CH4).
    • На сжиженном нефтяном газе (ГСН). В комплектах применяют по отдельности или смеси из пропана и бутана (C3H8 и C4H6 соответственно).

    Принято считать, что более опасным окажется метан. Даже небольшое количество этого химического вещества способно у человека вызвать быстрое отравление, слепоту, удушье и пр. Молекула газа мельче, чем у ГСН, поэтому для нее требуется более толстостенные и высокогерметичные газопроводы, емкости и пр.

    Основные принципы работы

    Так как работает ГБО 4 поколения в комбинированном режиме топливо+газ и в монотопливном цикле (исключительно бензин или исключительно газ), то автомобилисты могут самостоятельно выбирать предпочтительный вариант езды в конкретный момент. Эта особенности делает систему весьма популярной среди автовладельцев легковушек.

    Имеется также режим автоматического переключения между типами топлива. Конструкторы разработали довольно небольшую по габаритам панель управления. В ней присутствует светодиодная подсветка, где по индикаторам можно узнать о количестве топлива в емкостях.

    Зачастую монтаж панели осуществляется с левой стороны около рулевой колонки. Эта зона эргономична для комфортных манипуляций.

    Использование индикаторов

    Инженеры предусмотрели на панели 4-го поколения ряд из 4 зеленых индикаторов, завершающийся одним красным огоньком. Данный элемент был перенесен и в 5-е поколение.

    Ориентироваться в сигналах просто. Следует лишь учитывать важные факторы:

    • один горящий зеленый огонек соответствует примерно 10 л газа;
    • десятилитровой порции газового топлива хватает на 200 км пути в среднем;
    • загоревшаяся красная лампа свидетельствует об ограничении запаса хода в 40-70 км;
    • при горящем красном светодиоде стоит отправиться на заправку поскорей.

    Присутствует отдельный красный светодиод, который либо потух, либо функционирует в моргающем режиме. В первом случае – авто работает на газу. При моргании ДВС сжигает только бензин и ожидается автоматическое переключение на газ.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 10
    2 / 10
    3 / 10
    4 / 10
    5 / 10
    6 / 10
    7 / 10
    8 / 10
    9 / 10
    10 / 10