Правила динамичного вождения: как ездить быстро и безопасно
РАЗУМНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ
Согласитесь, что зима для тех, кто любит динамичную езду, тоже не стала «мертвым сезоном».
Прохождение поворотов в управляемом заносе на легковых автомобилях и кроссоверах, штурм снежной целины на внедорожниках… Да мало ли молодецких забав доступно зимой! И честь и хвала тем, кто не занимался экстремальным вождением на дорогах общего пользования, рискуя собственной жизнью и создавая проблемы другим участникам дорожного движения, а оттачивал мастерство управления автомобилем в условиях зимы на закрытых для постороннего движения площадках.
Весенне-летний период с точки зрения необходимости «включать разум» ничем не отличается от зимы, но имеет свои особенности. На сухом, прогретом солнцем асфальте, сцепление шин с дорогой куда лучше, что и провоцирует прохождение поворотов с гораздо большей скоростью.
Обратите внимание
В этом материале не раз будут приводиться примеры, взятые из практики спортивного вождения, той практики, которая используется в автогонках. Но не как пример для подражания, а лишь для того, чтобы пояснить некоторые законы физики движения автомобиля.
Вы обращали внимание на то, как проходят скоростные повороты пилоты Формулы-1? Посмотрите замедленные повторы, и вы обязательно заметите легкое скольжение. Не начало заноса автомобиля, что неминуемо ведет к потере времени, а именно чуть заметное скольжение буквально на грани сцепления шин с полотном трека.
Если вернуться из жизни спортивной в жизнь «гражданскую», тот самый милый сердцу экстремала свист шин в повороте как раз и говорит о том, что шины начинают терять сцепление с дорогой в поперечном направлении.
И как только баланс между центробежной силой, выталкивающей автомобиль наружу поворота, и коэффициентом сцепления шин с дорогой будет нарушен, произойдет достаточно резкий срыв.
Дальше события могут развиваться лишь по двум сценариям: вам удается компенсировать развитие сноса или заноса, оставаясь в рамках своей полосы движения, или… Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, есть ли рядом другие участники движения, как в попутном направлении, так и на «встречке», или насколько «комфортны» кюветы по обочинам дороги. Примерно то же самое можно сказать и о торможении.
При выходе на обгон оцените ситуацию исходя из собственной скорости, скорости попутного автомобиля и скорости транспортных средств на «встречке». А чтобы увеличить угол обзора не прижимайтесь близко к автомобилю, следующему в попутном направлении.
Участники соревнований на гоночных треках тщательно выверяют точки торможений, стараясь затормозить как можно позже, максимально увеличив дистанцию, на которой автомобиль будет разгоняться.
Инженеры, разрабатывающие шины для современных автомобилей, также стараются сократить тормозной путь как на сухом, так и на мокром асфальте в случае экстренного торможения. И ключевым здесь является слово «экстренного».
Важно
К позднему и излишне активному торможению вашего автомобиля могут быть не готовы те водители, которые следуют за вашим автомобилем. И даже тот факт, что, скорее всего, не вы будете признаны виновником ДТП, вряд ли станет для вас утешением.
И, пожалуй, самое главное, о чем нельзя не сказать, — это предписанный скоростной режим, который мы как законопослушные участники движения обязаны соблюдать. Даже находясь за рулем спорткара или просто мощного автомобиля.
МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ
У меня много друзей-автогонщиков, причем многие из них добились весьма серьезных успехов в спорте. И в «гражданской» жизни они ездят быстро. Нет, не за счет нарушения скоростного режима в городе и на загородных дорогах.
Быстро добраться до пункта назначения им помогает умение просчитывать ситуацию, четко определять дистанцию даже в условиях плотного движения в мегаполисе.
И речь не о противозаконной «игре в шашки» — все маневры осуществляются без помех для других участников дорожного движения, с обязательным использованием сигналов указателей поворота, без резких разгонов и торможений. Подобное происходит и на загородных дорогах — точно рассчитанные обгоны, уверенное, но без намека на экстрим, прохождение поворотов.
Последнее дополнено тем, что даже на незнакомой дороге водитель, обладающий спортивным опытом, готов к любому развитию событий. И здесь знаний, которые дают автошколы, явно недостаточно. Самым сложным является движение в повороте в тех случаях, когда вы поняли что переусердствовали со скоростью на входе.
На самом деле, это весьма частая ситуация при езде по незнакомой дороге, когда крутизна и длина поворотов вам неизвестны, а получить удовольствие от возможностей мощного автомобиля велико. Панацея? Снизить скорость до гарантированно безопасной и проезжать повороты «с запасом», но от этого принципа вы уже отступили.
Совет
Первое желание — экстренно погасить скорость, выжав «в пол» педаль тормоза. Но так как ваш автомобиль уже находится на дуге поворота, тормозные усилия на внутренних, разгруженных, и внешних по отношению к повороту колесах будут разными, что приведет к заносу.
Ситуации может помочь плавное торможение на дуге поворота, но если скорость на входе значительно превышена, то оно будет не столь эффективным. Если автомобиль проявляет недостаточную поворачиваемость, то есть стремится наружу поворота, не пытайтесь «заправить» его в поворот доворотом руля — скорее всего это приведет к скольжению передних колес и заносу задней оси. В этом случае нужно сначала стабилизировать автомобиль, вернув руль в положение, обеспечивающее сцепление передних колес с дорогой.
Занос задней оси, компенсирующее движение рулем в сторону заноса и увеличение тяги… Прием из арсенала дрифтеров, стремящихся пройти всю трассу в управляемом скольжении. Что касается скоростного прохождения поворота, то скорость должна быть погашена до входа в него, тогда разгон можно начинать еще до апекса. И получится быстро.
Более действенным является прием, который в автошколах формулировался так: «прекратить действие, вызвавшее снос или занос». В данном случае речь идет о плавном сбросе газа.
В первую очередь этот прием особенно эффективен при управлении переднеприводными автомобилями — тяга на передних колесах уменьшится, а инерция задней оси сохранится, и автомобиль восстановит движение согласно геометрии поворота.
Если же в повороте начал развиваться занос задней оси, то сначала нужно произвести корректирующее движение рулем в сторону заноса, а затем, работая педалью газа, вернуть автомобиль на нужную траекторию.
На переднеприводных версиях автомобилей нужно увеличить тягу на ведущих колесах, а на автомобилях с задним приводом газ требуется сбросить — снижение тяги на задних колесах позволит автомобилю развернуться в сторону поворота. Что касается полноприводных автомобилей, то здесь все зависит от того, подключаемый или постоянный полный привод, в каком процентном отношении перебрасывается на оси крутящий момент и т. п. Сразу оговорюсь, здесь мы не рассматриваем чисто спортивные приемы прохождения поворотов, включающие такие аспекты, как, например, торможение скольжением.
Напомню, что речь идет о движении по дорогам общего пользования, где мы движемся не по оптимальным с точки зрения скоростного вождения, «спортивным» траекториям, используя всю ширину дороги.
И ДОЖДЬ, И ВЕТЕР…
Едва температура воздуха перевалила нулевую отметку,как я сделал неприятное открытие — езда по зимним дорогам даже на шипованных шинах была удивительно комфортной! С приходом весны я убедился, что тезис о том, что у нас асфальт сходит вместе со снегом — отнюдь не гипербола.
Обратите внимание
Очистившаяся от снега дорога в спальном районе города будто бы пережила ковровую бомбардировку, а весенние дожди только усугубили ситуацию, скрыв под слоем воды настоящие «волчьи ямы». Потому с проездом через лужи нужно проявлять осторожность, смирив гордыню обладателя мощной легковушки или кроссовера — черт его знает, что кроется под зеркальной гладью воды.
Да и глубина имеет значение — если уровень воды доходит до середины ступицы колеса, то форсировать эту преграду стоит особенно осторожно. Кстати, обратите внимание, на какой высоте расположен воздухозаборник двигателя вашего автомобиля — атака глубокой лужи на скорости или экстренное торможение в ней может закончиться для мотора гидроударом.
Я уже не говорю о залитой водой электрике. Пословица «тише едешь — дальше будешь» мне не очень нравится, но в данном случае она вполне может считаться руководством к действию. Да и вообще, мокрый асфальт — субстанция весьма опасная, особенно если уровень сцепления колес с дорогой не соответствует выбранной скорости.
И в этом случае стоит вспомнить «зимние» навыки управления на скользком покрытии. Но в первую очередь любителям динамичной езды стоит весьма серьезно отнестись к выбору шин, обратив особое внимание на их характеристики на мокром покрытии, включая эффективность торможения и стойкость к аквапланированию.
Дело в том, что обеспечить одинаково высокие характеристики шин как на сухом, так и на влажном покрытии чрезвычайно сложно, поэтому принимается или компромиссный вариант, или акценты разработки смещаются в одну из сторон.
При движении в дождь нужно учитывать два фактора: ограниченную видимость и специфику сцепления колес с дорогой
В качестве примера успешного решения этой проблемы стоит привести две модели шин для динамичной езды, производимых компанией Toyo Tires, но о тех технологиях, которые были использованы при разработке моделей Proxes Sport и Proxes ST3, расскажем чуть ниже.
А сейчас еще один «школьный» совет, касающийся прохождения поворотов, который особенно актуален при управлении автомобилем на мокрой дороге. Одна из заповедей спортивного вождения гласит: самое важное — это оптимальная скорость на входе в поворот.
Важно
Вовремя и с нужной эффективностью затормозить, включить соответствующую пониженную передачу (на автомобилях с механической КП), сместить автомобиль к наружной части дороги (так вы увеличите радиус, и снизите воздействие центробежных сил) — и можно начинать разгон уже на дуге поворота.
Если же скорость на входе в поворот превышена, то выстроить оптимальную траекторию уже не удастся, и вместо удовольствия от динамичного прохождения поворота вам придется заниматься усмирением автомобиля. Особое внимание стоит обратить на вождение в ночных условиях и в условиях плохой видимости.
Во-первых, езда, а тем более езда активная, в таких условиях требует повышенной концентрации. А это ведет к более быстрой утомляемости. Во-вторых, действия водителя в дневных и ночных условиях, даже при движении по хорошо знакомой дороге, могут отличаться: чуть позже торможение и начало маневра, чуть измененная траектория… Поэтому и последствия от желания пройти один и тот же участок днем и ночью с одинаковой скоростью могут отличаться.
Надеюсь, что подобных трамплинов на дорогах общего пользования вам не встретится, но проезд на высокой скорости даже небольших неровностей приведет к разгрузке управляемых колес. А в воздухе, как известно, автомобиль не рулится…
НАДЕЖДА И ОПОРА
Шины — они являются единственным связующим звеном между автомобилем и дорогой, и именно от них во многом зависит безопасность. Особенно безопасность при динамичном вождении. И если вы не ограничиваетесь лишь фактом обладания мощного автомобиля со спортивным характером, а хотите на деле реализовать его возможности, то особое внимание вам стоит обратить на выбор шин.
О тех деталях, на которые стоит обратить внимание при выборе, расскажем на примере двух спортивных моделей, выпускаемых компанией Toyo Tires. Первая из них, Proxes Sport, новинка компании, недавно появившаяся в России пока в ограниченном количестве типоразмеров, но уже в следующем году данная модель будет доступна в 44 типоразмерах с посадочными диаметрами от 17 до 20 дюймов.
Поэтому с подбором необходимого размера проблем не будет. При разработке этой модели в фокусе инженеров Toyo были два ключевых для этого сегмента шин направления: управляемость на высокой скорости и сцепление на мокрой дороге.
Но и остальные характеристики без внимания разработчиков не остались — по сравнению с предыдущей моделью Proxes T1 Sport все они были значительно улучшены.
О том, что шина Proxes Sport обладает спортивным характером, можно судить по дизайну протектора: асимметричный рисунок с зеркальным расположением блоков обеспечивает высокий уровень сцепления и торможения.
Жесткие ребра протектора способствуют точному управлению в поворотах и хорошей курсовой устойчивости, а широкие продольные канавки вместе с эффективно расположенными ламелями помогают эффективно вывести воду из пятна контакта, что позволяет снизить риск аквапланирования и повышает сцепные характеристики на мокрой дороге.
Но это то, что видно невооруженным глазом. Если же говорить о «внутреннем содержании», то есть о резиновой смеси Proxes Sport, то в ее состав входят новые компоненты, способствующие высоким сцепным свойствам как на сухой, так и на мокрой дороге. Для улучшения свойств резиновой смеси в компании Toyo Tires используют собственную технологию Nano Balance.
Совет
Эта технология позволяет моделировать и анализировать взаимодействие компонентов смеси на нано-уровне и смешивать компоненты с высокой точностью. В результате еще один важный момент, который специалисты Toyo не оставили без внимания: модель Proxes Sport демонстрирует высокий уровень комфорта, как акустического, так и амортизирующего.
А поскольку в этом материале мы говорим о динамичной езде, то преимуществом этой шины является и ее высокая износостойкость (в сочетании со всеми высокими характеристиками, описанными выше).
Вторая модель, которую мы рассматриваем в качестве показательного примера шин для динамичной езды, — Toyo Proxes ST3, предназначенная для пикапов, внедорожников и кроссоверов.
И первое, о чем стоит сказать, — это оригинальный дизайн протектора с направленным рисунком, в основу которого было положено три образа: молния, крылья истребителя Stealth и наконечник стрелы.
Стоит отметить, что дизайн протектора не только красив, но и функционален: конусообразные элементы центральной части протектора «отвечают» за курсовую устойчивость и стойкость шины к аквапланированию, а жесткие блоки протектора, выполненные в форме параллелограмма, обеспечивают высокие характеристики на сухом покрытии.
Молниеобразные канавки, идущие от плечевых зон к центру, эффективно отводят воду из пятна контакта шины с дорогой.
Стоит обратить внимание на те решения, которые обеспечивают блокам жесткость, — это и их небольшой наклон, препятствующий деформации, что, в свою очередь, повышает стойкость к неравномерному износу и улучшает тормозные характеристики. Что касается конструкции шины, то она соответствует шинам, предназначенным для высокоскоростной езды, а двухслойный каркас придает конструкции необходимую жесткость и прочность, без чего нельзя добиться высокого уровня управляемости и курсовой устойчивости.
PROXES SPORT
Шина относится к сегменту, который требует от разработчиков особого внимания — такие шины должны быть универсальными: обладать высоким уровнем комфорта для эксплуатации в «гражданских» условиях, иметь хорошую износостойкость и быть готовы к проверке скоростью, по которой так соскучились за зиму любители динамичной езды. А так как почитателям адреналина не страшен «ни дождь, ни ветер» то разработчики Proxes Sport постарались обеспечить шине одинаково высокие характеристики и на мокром, и на сухом асфальте.
PROXES ST3
Обратите внимание
Быструю езду любят не только обладатели седанов или хетчбэков, но и многие владельцы кроссоверов и внедорожников (к примеру, Kia Mohave) не прочь «прохватить» по очистившейся от снега дороге, а то и на трек-день отправиться.
Вот для них-то и предназначена модель Proxes ST3, шина, визитной карточкой которой стал оригинальный и эффектный дизайн протектора.
А с учетом качества наших дорог стоит обратить внимание и на конструкцию шины — двухслойный каркас обеспечивает этой модели необходимую жесткость и прочность.
На правах рекламы
Несколько советов по правильной эксплуатации шин
Известно ли вам, что высокая «ходимость» резины зависит не только от ее качества, от бренда производителя и стоимости шины, но и не в последнюю очередь и от правильной эксплуации её потребителем.
Причем этот срок службы может быть увеличен по сравнению со среднестатическим до полутора раз. И это совершенно нельзя списывать на исключительное везение при приобретении резины, а вполне достижимый результат.
Как же его добиться?
Известно ли вам, что при отличии давления в колесах всего на какие-то 10% вниз относительно рекомендованных изготовителем величин можно потерять до 15% предполагаемого пробега шин?
Тем не менее, даже зная об этом, водители зачастую ездят со слегка приспущенными колесами. Поскольку такую небольшую разницу (примерно 0,25 атмосферы) на глазок не определить, а брать лишний раз в руки манометр не всегда хочется и просто лень. В итоге грузовые шины изнашиваются значительно быстрее, чем при соблюдении номинального давления.
Известно ли вам, что от правильной балансировки колес зависит не только комфортность езды?
А ведь доказано, что разница в изношенности резины на правильно и плохо отбалансированных колёсах может составлять до нескольких десятков процентов.
Известно ли вам, что при попытке установить камеру в бескамерную шину может полностью нарушиться её геометрия?
Важно
Виной этому послужат пузыри воздуха, которые неизбежно образуются между покрышкой и камерой.
Хампы не дадут этим воздушным пузырям выйти, а при большой скорости движения воздух внутри нагревается, что запросто может спровоцировать разрыв покрышки. Если даже этого и не случится, может необратимо нарушиться брекерный слой колеса.
В итоге покрышка годится только на выброс. Хорошо ещё, если она разорвётся на пустой, достаточно ровной дороге, а не на напряжённой трассе или в повороте.
Известно ли вам, что по периметру каждого не восстановленного должным образом прокола корд будет прогрессивно разрушаться?
А это может привести к тому, что как-нибудь в районе бывшего прокола возникнет сначала характерная «залысина», а затем появится и «грыжа».
Известно ли вам, что не слишком аккуратная езда, с использованием частых торможений «в пол» может окончательно «убить» ваши шины за какие-то 5-7 тысяч км?
Если к этому еще добавить резкий стиль вождения, в итоге получится, что шины вы будете менять столь же часто, как свечи, страдающие от низкокачественного бензина.
Кроме всего сказанного, правильная эксплуатация резины просто невозможна при неисправной подвеске и неправильно сделанном «сходе-развале». Из-за этих недочетов неравномерный износ «убьет» ваши покрышки быстрее, чем трасса из гвоздей.
Совет
Вывод: правильная эксплуатация – это всего лишь житейская ежедневная аккуратность. А её соблюдение порой бывает жизненно важно, поскольку напрямую влияет на вашу безопасность.
LADATUNING.NET
Разворот на 360 градусов
Главная – Экстрим на дороге
Итак, кровь в жилах кипит и требует приключений. А только что просмотренный «Форсаж» требует продолжения. И вот вы решаете поразить друзей популярным разворотом на 360 градусов. Если так, то вот несколько советов о том, как выполнить этот довольно сложный трюк и не упасть в грязь лицом.
Совет №1. Никогда не пробуйте тренироваться в разворотах и подобных трюках на сухом асфальте – вы можете нанести довольно сильный урон вашему автомобилю. Обычно такого рода обучения проходят на льду, хотя многие инструкторы считают, что на льду учится гораздо сложнее.
Совет №2. Площадка, на которой вы собрались выполнять свои трюки должна быть достаточно широкой и длинной.
Совет №3. Избавьтесь от страха. Если вы боитесь исполнять этот трюк – лучше не беритесь. Самое главное, что следует запомнить при тренировке разворота на 360 градусов – когда автомобиль начинает вращаться, нельзя нажимать на педаль тормоза, так как колеса сразу же блокируются и управлять автомобилем становится невозможно.
Совет №4. Нельзя нажимать на педаль тормоза! (ну это чтобы вы не забыли).
Совет №5. Любой трюк требует тренировки.
Совет №6. Не забудьте пристегнуть ремни безопасности!
Итак, как же выполнить такой популярный для западных кинофильмов трюк как разворот на 360 градусов? Если вкратце, то самое главное – это развернуть автомобиль на 180 градусов и не дать ему скользить в сторону, а затем мастерски прекратить вращение выравниванием передних колес.
И конечно же, убедитесь, что шины у вас в полном порядке. Иначе, жди беды. Если приобретаете шины через интернет, убедитесь, что компания проверенная, почитайте отзывы на форумах автомобилистов и только тогда сделайте правильный выбор. Скажем, на сайте MVO существует длже система универсального подбора шин по разным критериям. К тому же цена там вполне адекватная.
Инструкция по развороту на 360 градусов
Для того чтобы вы не запутались в том, когда и в какую сторону нужно поворачивать руль, отметим – данная инструкция описывает поворот в левую сторону (то есть, против часовой стрелки).
- Разгоните автомобиль на второй передаче до скорости 40-50 км в час.
- Немного поверните руль вправо.
- Отпустите педаль газа, а затем очень плавно поверните руль влево. Далее продолжительно нажимайте на педаль газа, чем вы вызовете вращение автомобиля.
- Не отпуская педали газа, снова поверните руль вправо.
- После разворота на 180 градусов, отпустите педаль газа и выжмите педаль сцепления.
- Выравнивая колеса, отпустите педаль сцепления и добавьте обороты для дальнейшего движения по прямой.
Благодаря этому трюку вы не только сможете поражать всех своим мастерством в управлении автомобилем, но и сможете научится быстро реагировать и избегать опасных ситуаций в случае, когда машину начинает заносить на скользкой дороге.
Несколько полезных советов для начинающих автомобилистов
Чтобы получить водительские права, нужно выучить некоторые правила, правильно себя вести и соблюдать все ограничения, предусмотренные законом. К сожалению, многое из этого забывается при первом же самостоятельном выезде на дорогу… Эти простые трюки помогут вам чувствовать себя за рулем гораздо увереннее!
Правильное расположение боковых зеркал
Если боковые зеркала расположены неправильно — вы не сможете наблюдать за частью дороги. Для того, чтобы устранить слепые зоны, регулируйте зеркала до тех пор, пока они не будут полностью ориентированы на дорогу (вы должны видеть двигающуюся сзади машину!).
Привыкните к машине
Если вы недавно получили права или у вас был автомобиль другого размера, вам нужно научиться чувствовать габариты. Сделайте такое упражнение: положите на асфальт пластиковую бутылку без пробки (или другой безопасный предмет) и и аккуратно наедьте на неё колесом до характерного звука. Это упражнение поможет вам привыкнуть к габаритам машины.
Идеальная парковка
В случае перпендикулярной парковки, чтобы избежать трения бампера о тротуар, нужно ориентироваться по зеркалу: его нижняя сторона соответствует кромке тротуара.
В случае параллельной парковки, чтобы избежать трения колес о бордюр, прикрепите у основания ветрового стекла кусочек клейкой ленты так, чтобы он соответствовал линии тротуара. Это поможет не портить резину.
Правильно проезжайте через лужу
Если перед вами находится лужа, перед ней нужно замедлить скорость, но нельзя этого делать когда машина уже в воде. Если вы слишком быстро въехали в лужу, есть риск, что вода попадет в топливную систему двигателя, и автомобиль остановится.
Кроме того, существует опасность аквапланирования, что делает автомобиль неуправляемым из-за потери сцепления с дорогой. Проезжая через большую лужу не следует быстро замедлять ход.
Обратите внимание
Нажимайте на педаль тормоза несколько раз, поскольку механическое трение вызывает нагрев, который высушивает воду.
Следите за маневрами высоких транспортных средств
Не смотрите только на транспортные средства, двигающиеся впереди вас. Обратите внимание на маневры высоких автомобилей, таких как грузовики и автобусы. Их водители лучше видят дорогу и могут знать причины блокировки трафика. Чтобы перестроиться для преодоления препятствия, внимательно следите за их маневрами.
Правильно расположите зеркало заднего вида
Не все водители знают, что зеркала оснащены двумя режимами, которые могут быть выбраны в зависимости от времени суток. В частности, есть ночная позиция, которая позволяет избежать ослепления фарами едущего сзади автомобиля.
Использование ручного тормоза
Недавним ученикам автошкол наверняка знакомо правило, что при парковке нужно использовать ручник. Но зимой велика вероятность того, что он просто примерзнет. Поэтому в холодное время года лучше оставлять машину на передаче или в режиме паркинга (для автоматических трансмиссий).
Если впереди едущий автомобиль замедляется
Если вы находитесь на многополосной проезжей части или на участке дороги, на котором можно совершить обгон — запомните одно правило.
Если автомобиль, расположенный впереди вас или сбоку, тормозит, не спешите его обгонять.
Он мог замедлить движение из-за человека, появившегося на дороге, из-за животного или какого-то другого препятствия. При обгоне можно легко создать аварийную ситуацию на дороге.
Не поворачивайте колеса во время ожидания поворота
Когда вы находитесь на дороге, и вам нужно сделать левый поворот, кажется совершенно естественным повернуть колеса влево и ожидать момента, чтобы можно было ехать. Но это неправильно.
Важно
Ситуации на дороге бывают разные, и в случае внезапного удара сзади вашу машину неминуемо вынесет на встречную полосу.
Поэтому очень важно держать колеса прямо и поворачивать их только тогда, когда наступает подходящий момент.
Шины и безопасность
Роль шин в безопасности автомобиля трудно переоценить. Именно шины связывают автомобиль с дорогой и должны выполнять свои функции при любых дорожных условиях. Однако иногда сами автовладельцы, вследствие своих ошибок могут свести на нет все присущие шинам высокие качества, заложенные в ее конструкцию производителями.
Можно выделить такие основные ошибки:
- неправильный выбор шин,
- неправильный монтаж,
- неправильное рабочее давление,
- неправильная балансировка,
- неправильные углы установки,
- несвоевременная замена.
Давайте рассмотрим эти ошибки подробнее.
Выбор резины
Итак, что касается выбора шин. Нужно запомнить, что нельзя зимой использовать на автомобиле летние покрышки, а летом соответственно зимние. Не зря ведь в каталоге шин от любого производителя несколько их моделей.
Водителю не обязательно знать состав резины, из которой сделана шина и ее конструкцию, важно помнить, что зимние и летние шины рассчитаны на эксплуатацию в определенных условиях, а иначе характеристики резины значительно ухудшаются и это обязательно отразится на безопасности вождения. Зимой — зимняя резина, летом – летняя. Только так.
Монтаж покрышек
Теперь о неправильном монтаже. Это касается шин, с так называемым направленным рисунком протектора. Канавки протектора на этих шинах сделаны таким образом, что эффективно удалять воду из пятна контакта с дорогой они могут только, когда вращаются в определенную сторону, которая указывается на боковине шины.
При вращении в противоположную сторону, вода удаляется значительно хуже, что приводит к «аквапланированию», или «всплыванию» автомобиля на лужах даже при сравнительно небольшой скорости. Самое неприятное, что вас ждет в этом случае – полная потеря управляемости автомобиля.
Так что будьте внимательны при установке покрышек.
Давление в шинах
Не менее важно контролировать и поддерживать требуемое давление в шинах. Обычно оно указывается производителем при разной нагрузке автомобиля. При повышенном давлении уменьшается площадь контакта шины с дорогой, кроме того сама шина становится более жесткой.
Это приводит к увеличению тормозного пути и уменьшает демпферирующие свойства шины.
Если же давление ниже нормы то ухудшается управляемость автомобиля, увеличивается расход топлива из-за возросшего сопротивления качению и возрастает опасность разбортовки шин на поворотах.
Правильная балансировка
Правильная балансировка колес тоже вносит свой вклад в безопасность движения. Неправы те, кто это недооценивают. Биение не отбалансированого колеса сопровождается циклическим изменением давления в зоне пятна контакта с дорогой, что постоянно изменяет сцепные свойства.
Все это может привести к уводу автомобиля в сторону при торможении, что очень опасно. Кроме того постоянные вибрации, вызванные несбалансированным колесом передаются на элементы подвески и кузов автомобиля, что приводит к поломкам, которые в свою очередь могут привести к аварии.
Углы установки
А так ли важен правильный угол установки колес? Конечно, многие согласятся, что этот показатель существенно влияет на ресурс шин, но оказывается это еще и немаловажный фактор безопасности.
Во – первых неправильный угол установки колес может нарушить геометрию пятна контакта с дорожным покрытием, а это ухудшит сцепление шины с дорогой. Во-вторых, это может способствовать уводу автомобиля в сторону.
Все это в итоге ухудшит устойчивость и управляемость автомобиля.
Своевременная замена шин
Что касается времени, замена шин по состоянию глубины рисунка протектора, то, хотя в ПДД и указано, что у легковых автомобилей глубина протектора должна составлять не менее 1,6 мм, но у многих производителей свои требования и, наверное, к ним нужно прислушиваться. Рекомендуется менять летнюю резину при остаточной высоте протектора 2мм, а зимнюю – 4мм.
Безопасность на велосипеде в дождливую погоду
ПодробностиПросмотров: 12863
В этой статье я приведу несколько правил, которые сделают езду на велосипеде более безопасной. Соблюдение этих правил может сохранить ваше здоровье и сделает езду более комфортной.
- Старайтесь всегда ездить в шлеме, даже небольшая травма головы может привести к непоправимым последствиям. При покупке шлема обратите внимание на то, чтобы шлем соответствовал стандартам безопасности и был удобным;
- Одевайте защитные очки, они защитят глаза от попадания грязи и насекомых. Используйте специальные велосипедные очки, обычные стеклянные очки, при попадании камней могут разбиться и повредить глаза.
- По возможности катайтесь в велоодежде, при ее разработке учитывались особенности велосипедного спорта. Велоодежда призвана уменьшить утомляемость велосипедистов и сохранить их здоровье.
- При езде не слушайте музыку через наушники, это отвлекает от дороги и происходящего вокруг, и может быть чрезвычайно опасно.
- Так как велосипедист является не просто участником дорожного движения, но и водителем транспортного средства, он должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
- Старайтесь контролировать скорость езды на велосипеде. При выборе скорости обращайте внимание на состояние дороги и ваш опыт.
- Сигнализируйте руками о намерение повернуть или остановиться.
- При езде держитесь как можно правее на дороге, не двигайтесь по встречной полосе.
- Не перевозите никого на велосипеде без специальных средств, например специального детского сидения.
- При движении по дороге будьте внимательны, следите за ямами, водосточными решетками, камнями и т.д., аккуратно съезжайте на обочину мягкая обочина может стать причиной падения. Если не уверены в надежности в дороге, лучше слезть с велосипеда и перейти данный участок пешком, ведя велосипед рядом.
- Двигаясь по автомобильной дороге нужно быть особенно внимательным. Велосипедист очень плохо заметен для других участников движения. Для улучшения своей заметности используйте габаритные огни, звонки, специальную одежду со светоотражающими полосками. Научитесь останавливать велосипед в любой необходимый момент.
- Всегда соблюдайте дистанцию необходимую для торможения.
- При движении держите руль хотя бы одной рукой. Помните, что любая неровность дороги может резко дернуть руль в сторону, и он может выскочить из рук.
- Не допускайте того, чтобы с руля свисали какие-либо предметы, при попадании в спицы они могут стать причиной резкого поворота руля.
- По дороге велосипеды должны двигаться в колонну по одному.
- Не ездите на велосипеде в состоянии опьянения или приема каких-либо медикаментов нарушающих координацию или снижающих скорость реакции. Также не садитесь на велосипед в состоянии сильного переутомления.
- Даже соблюдая все ПДД будьте предельно внимательны, не все участники дорожного движения имеют достаточный опыт и знания.
Езда под дождем очень плохо сказывается на велосипеде и его компонентах, поэтому старайтесь избегать езды во время дождя или погружения велосипеда в воду. Влага может привести к выведению из строя компонентов велосипеда или сокращению срока их службы.
При езде во время дождя тормоза велосипеда работают хуже, для их срабатывания придется прилагать больше усилий, а тормозной путь будет больше.
Во время дождя видимость и сцепление с дорогой становятся хуже, поэтому нужно лучше рассчитывать скорость движения и снижать ее при поворотах.
Безопасность при езде в темное время суток
Езда в условиях ограниченной видимости очень опасна. Всегда следите чтобы светоотражателями на велосипеде были чистые и исправные. Установите на велосипед переднюю фару и задний фонарь, это поможет вам видеть дорогу перед велосипедом и позволит водителям проезжающих мимо машин вовремя заметить вас. Также для улучшения заметности оденьте яркую одежду со светоотражающими полосками.
Безопасность при эксплуатации велосипеда
Велосипед является механическим устройством у которого существует свой срок службы, который зависит от условий его эксплуатации, переносимых нагрузок, материала из которых изготовлены его компоненты, от периодичности его обслуживания и других факторов.
Проводите регулярную проверку велосипеда на предмет внешних повреждений, при обнаружении каких либо неисправностей устраняйте их, а лучше обращайтесь к профессионалам. Вовремя заменяйте неисправные компоненты или узлы велосипеда.
Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками. Советы и рекомендации как самому сделать развал схождение колес
Ни для кого не станет новостью, что неверно налаженный сход развала колеса, может привести не только к ухудшению качества покрышки, но и увеличить расход топлива. Именно поэтому, к выставлению схода развала стоит подойти ответственно.
Своими силами настроить сход развал совсем не сложно, как может показаться сначала. Мы попытаемся рассмотреть этот вопрос подробно и дать оптимальные советы новичкам механикам.
Стабилизация пары управляющих колес – это тот самый важный аспект, который влияет на устойчивость машины на дороге.
Что это значит? Колеса должны двигаться по прямой линии, а минуя поворот возвращаться в исходное положение.
Следуя из этого, острая необходимость процедуры стабилизации колес разъясняется очень просто. Когда автомобиль двигается, колеса, которые не стабилизированы, уходят в сторону в результате толчков от дороги.
Тогда водитель должен возвращать колеса в нужное (прямолинейное) положение. Учитывая то, что это происходит постоянно, человек за рулем сильнее устает. К тому же, контакты рулевого привода быстрее износятся.
А с увеличением скорости, растущая неустойчивость становиться не безопасной.
От чего зависит стабилизация управляемых колес? Ответ просто: от их схождения или развала. Регулировка схода развала колес может быть произведена в автомастерских, но вполне возможно решить эту проблему и своими руками.
Первое, что необходимо сделать, это определить необходимость регулировки схода развала.
Рассмотрим это по пунктам:
Как регулируется сход развал?
Для ремонта вам будут необходимы:
- линейка;
- мел;
- стандартный набор инструментов;
- шнур с отвесом;
- ровная площадка с ямой или подъемником.
Сначала потребуется выяснить: насколько точно было произведено схождение раньше. Т.е. «нулевое» ли положение у рулевой рейки при прямолинейном движении. Как это сделать? Следуем дальнейшим указаниям: поставить автомобиль на ровной поверхности.
Затем повернуть максимально руль в одну сторону, сделав метку сверху на руле (посередине круга) повернуть руль до упора в другую сторону. При этом необходимо посчитать количество целых оборотов и частей целой окружности (долей). Когда посчитали поделить полученное количество на 2 и повернуть руль в это положение.
Если данный результат совпадает с привычным положением руля, то «нулевое» положение рейки выставлено. Если нет, это придется сделать самим.
Как выставить «нулевое» положение?
Необходимо снять руль, для этого отвинтите гайку. После зафиксировать его в посчитанном нами «нулевом» положении (спицы руля должны располагаться симметрично).
Теперь мы будем ориентироваться по этому положению.
Дабы себя проверить, нужно поочередно вращать руль влево/право — в обе стороны он должен поворачиваться на одинаковое количество оборотов, по этому поворачивая колесо до предела в стороны, подщитывайте их.
Далее нужно ослабить стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну тягу следует немного выкрутить, а вторую закрутить на такое же самое количество оборотов (это очень важно!). Такую процедуру можно сделать один раз и более не менять положение руля. А в дальнейшем – лишь регулировать схождения.
Как отрегулировать схождения колес?
После проверки прямолинейность нужно проверить степень загруженности транспорта, давления в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля. После этого уже можно приступить непосредственно к проверке и настройке схождения.
Для определения уровня схождения колес, следует вычислить разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Для этого нужно использовать специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.
Чтоб измерить схождение линейка устанавливается меж колес, таким образом, чтоб наконечники труб уперлись в бок покрышек, а цепочки дотрагивались до земли.
Совет
Когда вы установите стрелку на нулевое положение, машину следует немного перекатить вперед, чтоб линейка очутилась сзади оси колес. При этом стрелка должна показывать уровень схождения.
В случае несовпадения с нормой она должна быть откорректирована.
Для того, что бы отрегулировать схождение колес нужно вращать соединительные муфты боковых рулевых тяг. Когда эта операция проведена, контрольные гайки необходимо надежно затянуть.
Регулировка угла развала колес
Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли.
После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу.
С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.
Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90?.. Повторить несколько раз и записать результаты.
Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров.
Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.
Помните, что на автомобилях с задним приводом допускают норму угла развала передних колес, где-то в пределах +1 — +3 мм, а у машин с передним приводом такая норма равна от -1 до +1 мм.
Обратите внимание
После завершения всей процедуры, не забывайте проверять затяжку всех тех болтов, которыми вы проводили регулировку. А в после завершения регулировки развала схождения проверьте выравнивание автомобиля на дороге.
Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.
Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.
Самостоятельное выполнение такой не легкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах.