Афиша Волна: Чем хай-фай отличается от хай-энда? – Архив
перейти на мобильную версию сайта
да
нет
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, по просьбе «Волны» эксперты рассказывают, чем хай-фай отличается от хай-энда и зачем вообще нужны колонки дороже автомобиля.
Михаил Борзенков главный редактор журнала Stereo & Video
«Начнем с самого прагматического определения понятия хай-энда, он же «высокий конец», где определение «высокий» относится прежде всего к цене.
В журнале Stereo & Video испокон веков для простоты понимания, кого в какую рубрику ставить, считалось, что вся аудиотехника до 100 000 рублей за штуку — это хай-фай, а после 100 000 — хай-энд. Просто как дважды два.
Таким образом, ваш музыкальный центр Panasonic за 7500 более или менее подходит по параметрам в категорию хай-фай, а новый трехблочный усилитель NAIM Statement за 200 000 евро, без всяких сомнений, хай-энд.
Однако инфляция, специфика рынков, а также развал аудиоиндустрии в принципе меняют ситуацию.
Если говорить о сущностном определении категории хай-энда, то я бы применил здесь синонимичный термин из лексикона западных аудиожурналистов specialised audio, то есть специализированная аудиотехника.
Не та, которую штампуют огромные корпорации, а та, которую производят фирмы, основанные энтузиастами, стремящимися сделать что-то умеющее по настоящему играть музыку, а не просто воспроизводить невнятное пумканье фоном на кухне.
В этом смысле классическим примером является феномен наушников Beats by Dr. Dre, которые по ценовой категории в своем сегменте (к наушникам мы подходим с другой меркой, нежели к стационарной технике) вполне претендуют на звание хай-энда.
Однако по сути это бастард, рожденный командой ушлых упырей, которые умудряются сотням тысяч наивных покупателей втюхивать отвратительно звучащие, плохо собранные из дрянной пластмассы копеечные уши по 299 долларов за пару.
В то время как за те же деньги можно приобрести действительно высококлассные наушники специализированных фирм с полувековым опытом, таких как Beyerdynamic, Sennheiser или Grado. Вот по этой неровной линии и проходит истинная граница понятий хай-энд и хай-фай.
Технически точного определения того, что принято называть хай-эндом не существует. Это термин «хай-фай» имеет официальный статус и документально зафиксированный набор параметров, которым должна соответствовать техника, претендующая на это звание, хай-энд же — миф, легенда и смутный объект желания».
Самый исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое хай-энд?» содержится вот в этом видео, где на него в несколько нетрезвом виде отвечают все главные специалисты по аудиотехнике России и мира вообще: от главного редактора журнала Pro High End Максима Семейкина до главного разработчика фирмы Marantz Кена Ишиваты.
Саша Хьюман Владелец Xuman Records
«Проще всего объяснить на примере. Я послушал трек группы Pink Floyd «Wish You Were Here» на технике хай-фай и хай-энд и сравнил звучание.
Техника — Samsung HT-F5550K. Заявлено, что играет от 40 герц до 20 килогерц. Само собой, это не частотная «прямолинейка», а возможность этого аппарата хоть как-то сыграть эти частоты. Современный утилитарный агрегат для прослушивания музыкантов вроде Авичи или Rammstein. Звучит вроде неплохо, но ничего специального не происходит.
Хай-энд: техника — PMC fact.12. Это венец хай-энда. Честно-пречестно играет от 26 герц до 30 килогерц. А по факту может и ниже, и выше. Но производители PMC — ребята сверхответственные и честные.
В итоге — можно легко разобрать радиоголоса, которые звучат в основном из правого канала. Сразу ясно, на какой микрофон была записана акустика и голос Гилмора. Слышно прекраснейшую комнату Abbey Road и огромный динамический диапазон записи.
Все слышно так четко, что можно немного тронуться умом».
А так «Wish You Were Here» звучит на ютьюбе
В чем различия между hi-end и hi-fi?
Начнем с определений. Hi-fi – данный термин в употребление касаемо какой-либо звуковой аппаратуры дает гарантию того, что звук очень близок к оригиналу. На продукцию под знаком хай-фай существуют определенные госты, поэтому хуже определенного минимума качества она быть не может.
Hi-end – маркетинговая уловка, аналогично хай-фай в случае если употребляется с звуковым аппаратурой, то это означает показатель высшего качества. Вся загвоздка в том, что на hiend усилитель (http://china-hifi-audio.ru/shop/usiliteli-bewitch) не распространяются госты, поэтому в условиях рынка такая аппаратура имеет беспрецедентное качество.
В производстве hi-end аппаратуры создаются на основе ручной сборки, серебряные провода, массивные корпуса исходя из данных тонкостей, цена на эту продукцию баснословная. Если объяснять значение hi-end в целом, то это выражение означает последнее слово, т.е.
самые лучшие технологии и материалы будут применяться для данной продукции, однако спрос на такую продукцию подкреплен, лишь мифами, а сам по себе практически сведен к нулю из-за невообразимых цен на данную аппаратуру.
В последнее время вопрос кардинального различия качества звука усилителей с пометкой hi-end ставят под сомнения относительно HiFi усилитель (http://china-hifi-audio.ru/shop/usiliteli-bewitch), ибо если сравнить цены и качество, то hi-fi по всем параметрам превосходит hi-end. В случае если финансы вас никак не теснят, то лучше выбрать hi-end.
В целом хай-энд представляет собой лишь бренд, который покупают либо “аудиофилы-фанаты”, либо люди, которым вопрос денег второстепенен. Так как хай-энд создается фактически под удовлетворение потребностей индивидуального клиента.
Другой случай если вам необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество, тогда hi-fi техника более массовая в данном варианте, подойдет как никогда лучше. Экономическая выгода и достойного качества звук доступен каждому по выгодной цене.
Часто пользователей hi-fi и hi-end аппаратуры называют аудиофилы, потому что для таких людей погоня за качеством звука один из немаловажных смыслов жизни.
Качественным вариантом сочетания цены-качества является усилитель Bewitch (http://china-hifi-audio.
ru/shop/usiliteli-bewitch), марка вы выгодном виде зарекомендовала себя на рынке и потому смело можно рекомендовать именно её для покупки аппаратуры.
Итак, мы попытались разобраться в чем заключаются отличие хай-энд от хай-фай, основные отличия в данном случае всего лишь бренд и дизайн. Если вас не затрудняет вопрос выложить кругленькую сумму за звучание вашей любимой композиции, то ваш выбор хай-энд, если ваши цели выше нежели просто наслаждения музыкой, остановитесь на аппаратуре типа хай-фай.
Что такое Хай-энд High-End акустика и чем она отличается от Хай-фай Hi-Fi аппаратуры?
Существует ли грань между акустическими системами Hi-Fi класса и Hi-End сегментом? Существует, но эта грань настолько прозрачная и хрупкая, что определить её иногда можно лишь внимательно ознакомившись с акустической системой. А иногда, лишь только прослушав…
Термин Hi-Fi (чит. Хай-Фай) происходит от английского словосочетания: High Fidelity, что в переводе означает: высокая точность. Имеется в виду, соответствие всех показателей того или иного оборудования определённым стандартам качества.
Изначально этот термин был применим только к звуку и звуковоспроизводящим устройствам. Как, например, немецкий стандарт звука DIN 45000, существующий с 1973 года. Позднее этот стандарт приняли международным и назвали: IEC 60581.
Подобный аудио-стандарт существовал и в СССР, повторенный в 1988-м году, правда с некоторыми минимальными изменениями: ГОСТ 24388-88. Данным стандартам качества отвечала далеко не вся “тогдашняя” музыкальная аппаратура.
И логотип “Hi-Fi” ставился только на высококлассное аудио-оборудование, по тем меркам.
Технологии меняются, и “Хай-Файным” можно назвать любое современное устройство, отвечающее хоть какому-то качеству.
Таким образом, принято негласное решение классифицировать термином “Hi-Fi” аудио воспроизводящее оборудование с высоким качеством звука и сборки, соответствующим Европейским нормам.
В частности, к такому оборудованию относятся акустические системы, аудио-видео проигрыватели, проигрыватели виниловых дисков, тюнеры, ресиверы, усилители мощности, акустические и межблочные кабели и даже мебель.
Так, что же тогда такое Хай-Энд? И чем он отличается от Хай-Фай?
Известный факт, что невозможно постичь совершенство! Потому-что не существует пределов совершенству! При этом, человечество не останавливается на достигнутом. В этом и заключается прогресс. То же самое касательно и звука.
Кого-то устраивает качество музыки с динамика мобильного телефона, кто-то слушает домашнюю напольную акустику в стерео или в многоканальной системе домашнего кинотеатра, а кое-кто находится в вечном поиске эталонного звучания.
Статей о Хай-Энде написано огромное количество и не только в интернете. Положительная статья или отрицательная – в каждой из них написано, что на сегодняшний день нет стандартизации и нормативных документов для определения аудио-видео Hi-End аппаратуры.
Я акцентирую внимание именно на аудио-видео. Да, действительно, как и определение Hi-Fi, так и оборудование High End класса изначально относилось, исключительно, к акустическим системам и устройствам, так или иначе связанным с музыкой.
В частности, это неоправданно дорогие стерео комплекты акустики и аудио-компонентов.
На самом деле, аппаратура High End класса – это “топовая” самая элитная модель в линейке престижного бренда, которая не может иметь стоимость наравне с электроникой широкого потребления. У некоторых производителей в портфолио имеется исключительно премиальный уровень продукции: “Top model“.
Эти производители занимают только “верхнюю полку” на рынке аудиовизуальных решений для домашнего использования. Иногда таких моделей производится в год до нескольких десятков, а иногда несколько единиц, во всём мире. Большая часть этой продукции выполнена вручную “Handmade” с особой ответственностью.
Для производства Хай-Энда используются сверхточные и редкие радиодетали и элементы электронной схемы, а так же добротные комплектующие материалы. Благодаря своему дизайну – это произведение искусства, а не просто прямоугольная коробочка.
И чаще всего Хай-Энд не придерживается канонов, когда речь идёт о бескомпромиссном качестве звука и изображения.
Таким образом можно подбить итог и определить на примере широкополосной “Full Range” акустической системы Maestro Simplicity Mark II от инсталляционной компании HiFi Cinema Ukraine, что такое акустика High End класса:
- напольная однополосная АС с акустическим рупором;
- удвоенная MDF-плита передней панели и основания, что составляет 36 мм, для существенного снижения резонанса корпуса и сведения к нулю его отзвуков;
- лабиринтовые фазоинверторы, позволяющие усилить низкочастотный и высокочастотный диапазоны без дополнительных электронных узлов;
- наличие мраморной подставки и анти резонансных шипов для улучшения акустической развязки с окружающей средой;
- постоянный показатель импеданса (сопротивление 8 Ом), не меняющий демпинг-фактор;
- полоса пропускания: 51…20000 Гц при неравномерности АЧХ +0,2 дБ -0,5 дБ.
И всё же, главный параметр High End акустики, который не возможно померить ни одним прибором в мире, это высочайшее качество звука.
“HIGH–END”, КАК КЛАСС ЗВУКОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ — Сообщество «Hi-Fi, Hi-End и домашние кинотеатры» на DRIVE2
Чем же отличается класс Hi-Fi от High-End? Почему стандарт DIN 45500 столь живуч и до сих пор не претерпел изменений?
Имея опыт профессиональной работы, от создания звукового материала до разработок звуковоспроизводящей аппаратуры, все время задавался вопросами: Чем же отличается класс Hi-Fi от High-End? Почему стандарты DIN 45000, DIN 45500, IEC 60581, ГОСТ 24388-88 столь живучи и до сих пор не претерпели изменений?
Если обращать внимание на параметры измерений АС в классах Hi-Fi и High-End, то окажется, что они практически не отличаются. Однако High-End системы выделяются, как звучанием, так и качеством исполнения. Так чем же вызваны различия, которые любители прослушивания высококачественного музыкального материала отмечают (голосуя своим «Трудовым рублем») в АС класса High-End?
Если вычленить из ассортимента звуковоспроизводящей аппаратуры непосредственно Акустические системы, то понятно, что за качество воспроизведения входящего сигнала отвечают: громкоговорители, кроссоверы, корпуса.
Если принять во внимание, что корпуса и кроссоверы — это элементы, которые хорошо прогнозируются при разработке АС, то громкоговорители, а точнее, их ответственность за то, что готовый проект обязательно «понравится» слушателю остается загадкой.
Раньше мне казалось, что качество звучания, а если быть точнее оценка «нравится», полностью зависит о совершенства конструкций и параметров громкоговорителей, однако это далеко не так.
В своих предыдущих работах над АС класса High-End мы использовали громкоговорители «Morel”, так как считаем, что они наиболее совершенны по конструкции и параметрам в своей ценовой нише.
Однако, звучание АС с этими громкоговорителями высоко оценивался профессионалами, но аудиофилы оставались порой равнодушны.
С другой стороны совершенно не понятен «Ренессанс» АС тридцатилетней давности, когда громкоговорители еще не были столь совершенны в своих параметрах и имели довольно большие нелинейные искажения.
Так что же нам «нравится»? Можно предположить, что оценка «нравится» при прослушивании «Винтажных» АС или спроектированных по идеологии конструирования систем тридцатилетней давности, относится к большому динамическому диапазону, который могут иметь подобные системы, но как быть с нелинейными искажениями, которые сопровождают «громкий звук»?
Возникают вопросы к звуку ламповых усилителей и «винила». С точки зрения присутствия нелинейных искажений они на порядок уступают современным усилительным и считывающим системам, однако они — «НРАВЯТСЯ».
3
Так что же аудиофилы, которые являются основными потребителями оборудования класса High-End, пытаются «услышать» звуковоспроизводящей аппаратуре?
Я и мои коллеги, много обсуждаем данный вопрос, и некоторые ответы или скорее соображения по этому поводу у нас все-таки появляются.
Один из ответов кроется непосредственно в периоде записи музыкального материала.
Во время многоканальной записи, чтобы общий план в фонограмме не «превращался в кашу и какофонию», звукорежиссеры используют эквалайзеры, чтобы сознательно «обеднять обертона» звучания инструментов, для создания общего «Саунда» звукового материала.
Для подобной филигранной работы необходимо оборудование скорее «аналитическое», чем — «музыкальное». Собственно именно этим и отличается профессиональное оборудование от того, что предназначено для прослушивания.
Аппаратура для прослушивания «насыщает» фонограмму обертонами (искажениями) свойственными непосредственно ее конструкции или схемотехнике.
Фонограмма (звуковой материал) приобретает некую «музыкальность», которую создатели (конструкторы) оборудования класса High-End интерпретируют, пользуясь «искажениями», которые присущи тем или иным устройствам для достижения того конечного результата, который ОНИ считают наилучшим. Эта наша «догадка» сродни тому, что происходит между полами человечества: мужчин и женщин — много, а любовь — у каждого СВОЯ. Продукты питания, которые входят в состав салата и салат приготовленный ПОВАРОМ — это разные вещи, хотя качественные показатели у них — ИДЕНТИЧНЫ!
С уважением Фомин Ю.С.
Что такое Hi-Fi и High-End?
Сам термин Hi-Fi это ничто иное как сокращение от High Fidelity (высокая верность), и относится он скорее не к самой аппаратуре а к параметрам качества выполняемых ею функций, проще говоря её соответствие некоему стандарту качества принятому несколько десятков лет назад.
Нет смысла описывать этот стандарт, так как с того времени техника шагнула так далеко, что приведённые в нём цифры кажутся сейчас смешными.
К тому же сейчас любой производитель весьма посредственной техники может «подогнать» свои творения под эти цифры, что отнюдь не прибавит качества звука и изображения его аппаратам.
С течением времени появился более ёмкий термин «High-End». Так что же это такое? High-End не подразумевает наличие какого либо стандарта (в цифрах), единственный «стандарт» это качество и достоверность звука которое Вы слышите, а не читаете в характеристиках. «Но почему же так дорого?» – спросите Вы. Всё очень просто.
High-End – это полное отсутствие каких либо компромиссов и только лучшие комплектующие и эксклюзивная ручная сборка, когда разработчик аппаратуры ограничен только своей фантазией и способностями, при этом ни стоимость исследований ни стоимость готового продукта не имеют значения.
Основная задача при разработке подобной High-End аппаратуры – добиться идеального результата любой ценой.
Итак, научно-технический прогресс не стоит на месте. Новейшие исследования и технологии приводят к увеличению функциональности устройств и их повсеместной миниатюризации.
Телевизоры становятся тоньше и уже почти сливаются со стенами, DVD-плееры почти незаметно возвышаются над полкой и кажется стремятся сравняться по толщине с самим диском.
Вы скажите: «За этим будущее!», и я пожалуй соглашусь, но с небольшой поправкой, это будущее комфорта, удобства и функциональности, но зачастую в жертву качеству звука и изображения.
Да, пожалуй любителю плоских функциональных Hi Tech устройств будет непросто подобрать себе High-End систему.
Скорее он будет шокирован увидев полноразмерные аппараты с очень внушительным весом заполняющие стойки, да ещё и их количество в одной системе воспроизводящей только CD может привести в недоумение (вместо одного аппарата как в супермаркетах их уже от двух до пяти и даже больше).
Но зачем разносить в разные корпуса то, что можно объединить в одном, ведь это экономия места и средств? Не буду вдаваться в подробности в рамках этого раздела, скажу лишь, что это взаимные помехи, господа, и взаимное искажение сигнала, законы физики никто не отменял и компоненты воздействуют друг на друга через вибрации и электромагнитные поля, что существенно ухудшает звук и изображение (детально рассмотрим это позже). А где же десяток ручек и кнопок эквалайзера и прочих непонятных настроек? Да, их Вам тоже найти не удастся, подобная техника уже имеет идеальный звук, пытаться изменить который кощунственно, если быть точнее она настроена таким образом, чтобы не вносить в звук никаких своих «настроек», только идеальная передача того, что записано на диске или пластинке. «Но куда же и как эту систему спрятать, ведь она займёт весьма значительную часть гостиной?» – спросите Вы, поверьте мне, грамотно составленная и настроенная система займет не только место в гостиной, но и огромное место во всей Вашей дальнейшей жизни, став вашим хобби на долгие годы. Вы откроете для себя обсалютно новый мир ощущений и эмоций, который изменит ваши взгляды на кино и музыку навсегда. К тому же именитая система в великолепной отделкой корпусов и потрясающим дизайном будет предметом Вашей гордости и показателем Вашего статуса не меньше чем автомобиль Bentley у порога.
Впечатление от прослушивания любимых музыкальных произведений на High-End аппаратуре аналогично тому, которое можно испытать насухо протерев запотевшее окно через которое Вы много лет смотрели на красивый пейзаж, который и раньше казался прекрасным, но теперь Вы наконец увидели его таким какой он есть на самом деле с миллионами деталей и оттенков. Музыка кристально чиста и полна энергии и драйва, фильмы становятся контрастнее, цвета насыщеннее, звуковые эффекты пробирают до костей…..А впрочем, к чему нам лишние слова, зайдите к нам в Hi-Fi Profi на демонстрацию, ведь лучше один раз увидеть и услышать, поверьте равнодушны не останетесь.
Как отличить Hi-Fi/Hi-end колонки от обычных?
Чтобы разобраться в этом вопросе, первым делом нужно понять, что же такое колонки Hi-Fi. Говоря простым языком, это акустические системы, которые воспроизводят звук с максимальным соответствием оригиналу. Название категории говорит за себя: Hi-Fi – это сокращение от High Fidelity, что переводится как «высокая точность».
Hi-Fi – это честный звук, не опороченный искажениями и дефектами. Такие акустические системы воспроизводят всё, как есть. Звучит привлекательно, однако это может быть как преимуществом, так и недостатком. Всё зависит от качества аудиозаписей.
Чистый сигнал, не требующий аппаратной обработки будет воспроизводиться красочно и глубоко, радуя слушателя близостью к живой музыке. Дорожки, которые изначально имеют ряд недостатков, наоборот, огорчат пользователя, поскольку все дефекты будут выставлены напоказ.
Палка о двух концах, как говорится.
Сравним и поймем
Переходя от теории и общих понятий к конкретным примерам, рассмотрим технические параметры типичного представителя категории простых акустических колонок, среднестатистическую Hi-Fi систему, и заодно уделим внимание аудиоустановке из тех, которые «на любителя» – акустику Hi-End. Итак, давайте начинать!
Стандартная акустика на примере модели Sven MS-230
Эта мультимедийная аудиоустановка хорошо зарекомендовала себя в широких кругах. Она хорошо справляется с задачами любой сложности. На ней качественно воспроизводятся композиции любых стилей. Частотный диапазон 50-18000 Гц отлично раскрывает все тембральные оттенки, позволяя слушателю наслаждаться чистым стереозвуком. Технические параметры лежат в средних пределах.
Стандартная акустика Sven MS-230
Об утонченных вкусовых нюансах, поразительной глубине звука и мощных, плотных басах говорить не приходится, но, вместе с тем, нет и объективных причин для критики. Такой себе стандартный полочный стереокомплект, который оптимально подходит для заурядных бытовых целей.
Акустическая система Hi-Fi на примере модели Yamaha NS-333
Мощные стереоколонки Yamaha NS-333 будут греть душу аудиофилов с утонченным музыкальным слухом.
Акустическая система Hi-Fi Yamaha NS-333
Японские разработчики потрудились на славу, создавая эту модель. Описать ощущения, возникающие при прослушивании аудиокомпозиций на системе NS-333, достаточно просто: они похожи на чувство абсолютной гармонии. Баланс и уравновешенность. Типичная характеристика акустики Hi-Fi.
Hi-End колонки на примере Burmester B10
Как и все другие звуковоспроизводящие устройства уровня Hi-End, эта аудиоустановка рассчитана на узкий круг аудиоманов с изощренным музыкальным вкусом. Оценить объективно эту систему практически невозможно, поэтому будем руководствоваться субъективными мнениями.
Пользователи, отдавшие предпочтение модели Burmester B10, ценят ее за особую окраску звуковых волн. Верхние частоты слегка смягчены, а средние и низкие, наоборот, более чем насыщены.
Некое изменение звукового сигнала присутствует, этого не отнять, но оно не выходит за рамки разумного.
Hi-End колонки Burmester B10
Можно долго спорить по поводу тех или иных особенностей, связанных с частотным диапазоном, чувствительностью и окраской мелодии.
Одни слушатели будут говорить, что звук кажется слишком холодным, другие начнут распинаться по поводу неудовлетворительной окраски высоких частот, а третьи будут в полном восторге. Мнения разделятся, но никто не скажет, что система скучна.
Эффект присутствия и ощущение близости оригинальному звучанию гарантировано. Как, собственно, и подобает акустике категории Hi-End.
На первый взгляд разницы в качестве звучания нет, но стоит лишь прислушаться нутром, и все отличия становятся очевидными. Каждый может выбрать для себя то, что придется по вкусу и получать максимум удовольствия от прослушивания любимых композиций!
Что такое Hi-Fi и High-End
В статье рассматриваются особенности подходов к разработке аудиоаппаратуры, рассчитанной наразные слои потребителей.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление максимально приблизиться к живому звучанию музыки.
Поэтому, как бы не проводились тестирования звуковой аппаратуры, эталоном качества её работы всегда был живой звук.
При этом именно максимально достоверное воспроизведение звука удостаивалось наивысшей оценки. Но это было в прежние времена, теперь всё не совсем так.
Появление стандарта Hi-Fi и концепции High-End. Он был разработан в 1973 г. в Германии.
Суть его сводилась к тому, чтобы формализовать минимальные, потем временам, требования к параметрам аудиоаппаратуры, обеспечивающих достойное воспроизведение ею звука.
Многие считают, что концепция High-End появилась позже стандарта Hi-Fi и является его развитием. Однако это не так. Дело в том, что концепция High-End зародилась гораздо раньше, примерно в 1962 году, и не имеет со стандартом Hi-Fi ничего общего.
При этом отличительная особенность концепции High-End — это то, что единственным критерием качества аппаратуры является метод экспертной оценки её звучания, независимо от её технических характеристик.
Важно, что для такой оценки было достаточно мнение одного единственного человека.
В начале 1960-х годов концепция High-End, безусловно, несла некоторое здравое зерно, поскольку измерительная техника тех лет была весьма далека от совершенства, да и малодоступна.
Первое время стандарт Hi-Fi, для производителей аудиоаппаратуры, был очень хорошим стимуломк развитию и совершенствованию их изделий.
В течение 15-20 лет, с момента появления стандарта Hi-Fi, появилось очень много высококлассной аудиоаппаратуры. Причём многие аппараты имели схожее звучание, и вскоре рынок был ими переполнен.
В итоге прибыли производителей аудиоаппаратуры уменьшились, и они начали искать маркетинговое решение, способное изменить эту ситуацию.
«Полезность» концепции High-End. Тогда они и вспомнили о концепции High-End. Ведь несмотря на технические параметры, сам по себе критерий «А вот мне очень нравится звучание этого аппарата» позволяет продавать всё, что угодно. Удачность концепции High-End ещё и в том,
что она предполагает создание эксклюзивной техники, а именно:
- сделанной специально для вас;
- сделанной вручную такими же любителями и ценителями музыки, как и вы.
Правда при этом потребителя никто не спрашивает, а нужны ли ему дорогущие позолоченные ножки, литые из металла много килограммовые передние панели, и нужен или не нужен ему регулятор тембра — его просто не устанавливают и всё. При этом все эти эксклюзивные аппараты
продаются по очень завышенной цене, зато они и приносят сверхприбыль. Разумеется, покупателя, к такому повороту в развитии аудиотехники, надо было подготовить.
Т.е. объяснить покупателю, что казавшиеся ему непреложными истины на самом деле неправильны, и дело обстоит как раз наоборот. Иными словами, надо заставить покупателя поверить в несбыточную мечту, т.е.
в сказку, а именно в великолепное качество звучания аппаратуры High-End, которое, конечно же, куда лучше, чем у аппаратуры Hi-Fi, которая просто скучно и правильно воспроизводит звук.
И в самом деле, как эти десятки килограмм металла, светящиеся оранжевыми нитями накала и потребляющие огромную мощность, могут звучать плохо?
В целом адептов аппаратуры High-End можно разделить на такие группы:
улучшать свою аудиоаппаратуру, якобы, стремясь достичь совершенства. А в случае с аппаратурой Hi-Fi они попадают в тупик- «Если параметры и так лучше некуда, то что же улучшать?». Вот они и покупают High-End, основываясь на мнении других лиц, утверждающих, что да, этот аппарат очень дорогой, но зато он звучит лучше всех.
Дорогая аудиоаппаратура существовала всегда, но только с появлением концепции High-End
она приобрела идеологическое, именно идеологическое, а не техническое обоснование. И идеология High-End оказалась способной удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей:
10-100 тыс. USD.
Как видим, раскрученная концепция High-End не более чем удачный маркетинговый ход. Акак он связан с качеством звучания такой аппаратуры?
Течения в концепции High-End. Вроде бы указанные выше обстоятельства должны были подтолкнуть ведущих производителей аудиоаппаратуры и электронных компонентов для неё поддержать модное течение High-End.
Они просто обязаны были, следуя моде, начать производство новых компонент с «оригинальным» и «особым музыкальным» звучанием.
Вполне могло бы возобновится производство германиевых транзисторов, на которых собирались High-End УМЗЧ в 1960-егоды, или «очень музыкальных» ЦАПов, впервые выпущенных в начале 1990-х.
Но этого не произошло. Все производители электронных компонентов продолжают улучшать параметры своих изделий.
При этом в своих datasheet они рекомендуют применять для аппаратуры как Hi-Fi, так и High-End, только очень хорошие компоненты.
Такие компоненты стоят дорого, и это одна из причин, почему в аппаратуре High-End их применяют довольно редко. Вроде бы сложилась противоречивая ситуация- адепты High-End ратуют за неповторимое и
высокое качество звучания, компоненты для производства таких устройств имеются.
Но вот сама аппаратура High-End, зачастую, собирается из весьма посредственных деталей, и звучит, соответственно, довольно скверно. Дело в том, что под общим названием «High- End» существует как минимум 4 в корне отличающихся друг от друга течения в среде производителей аудиоаппаратуры.
Рассмотрим их:
от неплохих до просто ужасных с техническойточки зрения (например, КНИ = 3…5%, или полоса пропускания 80 Гц…16 кГц). Звучание, соответственно, может быть от хорошего до весьма специфического, чтобы не сказать очень плохого. Здесь многое будет зависеть от того, с какой аппаратурой работает такой УМЗЧ, и жанра музыки.
устройства, и стоит оно, соответственно, дороже.
High-End имеют право на жизнь, поскольку, при всей своей непохожести, удовлетворяют такие же непохожие запросы различных типов потребителей. Но, повторимся, безусловно, хорошие изделия относятся только к первой из перечисленных выше групп.
Несуразные идеи High-End. Одна из ценимых в среде аудиофилов, книг — это произведение Роберта Харли «Энциклопедия High-End аудио». Вот некоторые выдержки из неё:
Разумеется, такие, мягко говоря, противоречивые легенды и идеи (с технической точки зрения-
это явная чушь) вводят в заблуждение технически неграмотных и легко внушаемых людей.
При полном отсутствии чётких канонов, такая искусственно созданная путаница позволяет, по ходу дела, придумывать новые понятия и нюансы и спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу.
При этом самые ярые адепты High-End полностью отвергают любой научный подход к звуку.Для них не существуют ни метрология, ни психоакустика, ни статистика.
У них есть только большая совокупность плохо понятных даже им самим «понятий» и крайне субъективное ощущение «вовлечения в музыку именно здесь и сейчас». Выполняя запросы маркетологов, такие адепты-пропогандисты High-Endизо всех сил пытаются вовлечь покупателя в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Почти как шаман при плясках с бубном.
Каков он «свой звук»? Что же такое этот «свой» звук, который так настойчиво рекомендуют искать адепты и пропагандисты High-End? Возможно, в самом деле, можно найти звучание: чистое, неповторимо-выразительное, воздушное, детальное, ясное, раскрывающее целый ряд музыкальных нюансов. Но с одной оговоркой: такое звучание будет подходить только вам. При этом остальные слушатели назовут его каким-то слишком аналитичным, резковатым, скучным и бесцветным. Думаем, легко согласиться с тем, что такой вариант наличия «своего звука» крайне маловероятен.
А вот в ситуации, когда звучание понравилось и вам и большинству других слушателей, можно ли говорить о его «неповторимости»? Возможно, оно просто неискаженное, и именно поэтому понравилось и вам, и всем тем, кто ценит не окрашенность, а натуральность? Хотя всегда найдется кто-то, кому и такое звучание не понравилось. Но есть статистика: в ходе любого слепого прослушивания, лучшие оценки от слушателей получали именно аппараты с лучшими техническими характеристиками. А ведь этот факт — это просто нож в сердце адептам High-End.
Отметим, что подавляющая часть аудиоэкспертов, как и людей вообще, относится к тем, кто
имеет нормальный слух. Т.е. они отличаются способностью отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание, менее точному звучанию. В связи с этим хочется привести мнение известного специалиста в области звуковоспроизведения Н. Махамедзянова:
Нужно учитывать ещё один момент. Современная высококачественная аудиоаппаратура — это изделие, «готовое к употреблению». Если в его работе и есть недостатки, то они не будут повторятся при прослушивании разных записей. Ведь не все аудиозаписи идеальны. Например, на одном из аудиотреков есть навязчивое «цыканье» высоких частот (бывает такой дефект). Если
вы его уберете, посредством изменения настроек аудиокомплекса, то на другой, правильной записи, вы ощутите в её звучании потерю прозрачности и воздуха.
В последнее время среди таких «исправителей» записи часто звучат голоса, ратующие за
«теплый звук». Такие адепты High-End непонятно почему решили, что неискаженный звук «холодный» и его надо исправлять «согреванием». Вот только непонятно, как и насколько, и откуда им вообще известно, как должно быть правильно.
Подведем итоги.
Если аппаратура класса Hi-Fi разрабатывается для воспроизведения исходного звукового сигнала с минимальными искажениями, то для аппаратуры High-End искажения сигнала вещь вполне допустимая, даже приветствуемая — звук же стал «теплее» и приобрел «неповторимое звучание».
Поэтому при выборе любой аудиоаппаратуры, если вы предпочитаете качественного звучания, всегда надо учитывать мнение звукорежиссеров, людей очень хорошо в такой аппаратуре разбирающихся, а именно: «надо приобретать максимально точную аппаратуру».
Аудио мифы и реальности: Хай-энд или ювелирные украшения для аудиофила
Расскажу о своем отношении к классу аудиотехники «хай-энд» на личном примере.
Лет 5 назад один мой знакомый решил собрать себе систему кинотеатра для дома. Он привлек меня, как специалиста, для того, чтобы я собрал ему правильный комплект. Сразу скажу, что финансовых трудностей покупатель не испытывал, однако, покупать дорогое оборудование изначально не собирался.
Особых музыкальных требований не было, главное, чтобы все было «хорошо». Знакомому были предложены оптимальные (на мой взгляд) комплекты из старших в линейке ресиверов таких фирм как Yamaha, Denon и соответствующих DVD аппаратов.
Что касается акустики, то она выбиралась не столько по звуку, сколько по дизайну, и знакомый стал посещать магазины и салоны, торгующие аудиотехникой, в надежде найти то, что ему по душе.И вот после не очень продолжительных поисков, он позвонил мне и радостно заявил, что нашел то, что он хочет.
Выбор его пал на электронику фирмы Thule Audio и на акустику фирмы Piega. Я резонно поинтересовался: почему, собственно, именно это? На что знакомый ответил, что его привлекло цветовое сочетание золотого и черного в отделке корпусов аппаратов и то, что это «хай-энд». Словом, красиво и престижно. Акустика понравилась своим дизайном.
Колонки были сделаны из алюминия, они действительно выглядели красиво в металле, но покупателю понравился почему-то черный цвет, который пришлось заказывать и переплачивать чуть-ли не 50% за то, что алюминиевый корпус покрасят черной краской. На мой взгляд варварство, но на вкус и цвет, как говорится,…
Я пытался отчаянно взывать к благоразумию знакомого, предупреждая его о том, что ему, как неподготовленному пользователю, будет непросто управлять этой системой, что в случае технических проблем с аппаратурой я уже ничем не смогу ему помочь, что нюансы звука он вряд-ли различит и т.д. Мои доводы оказались напрасными – черный цвет победил.
Я уже не помню точно, во сколько обошелся комплект из электроники и акустику, но явно больше $20000. В систему входило следующее:
Установив и подключив все оборудование, я столкнулся с первой проблемой: у DVD проирывателя Thule DVA250 не работал нормально видео выход. Пришлось ехать к продавцу (тогда была фирма с названием «Хай-энд центр») и просить сделать что-либо с нерабочим аппаратом. Аппарат заменили на другой, проблема была решена, и система наконец-то заработала.Что могу сказать о звуке? Несмотря на то, что акустика в помещении была расставлена не так как надо, а так, как позволяло помещение, система звучала неплохо. Можно ли воплотить подобный звук в данном помещении, потратив при этом, скажем, в 4 раза меньше? Да, абсолютно! Но что куплено, то куплено и знакомый начал наслаждаться своим кинотеатром.После первых дней общения с системой он понял, что управлять системой при помощи дешевых китайских пультов от Thule он не может. Несмотря на то, что в отделке пультов присутствовал золотой цвет, эргономика была чудовищной: все кнопки были одного размера и одного цвета, надписи читались плохо, а над размещеним самих кнопок никто вообще не думал. Ничего не скажешь – «хай-энд»! – терпи… Честно говоря, я не понимаю, почему к процессору, который стоит $5000 нельзя приложить достойный пульт? Ведь управление процессором подразумевает не только влючение и выключение! В итоге знакомый попросил меня приобрести ему Philips Pronto. После того, как я запрограммировал ему этот пульт, он смог пользоваться системой полноценно.Прошло пару лет, знакомый позвонил мне и встревоженно заявил, что с системой что-то не то, звука нет. Оказалось, что всего-навсего сгорел усилитель мощности. Ну не беда, подумал я, есть же у них сервис – отвезем туда.
Повез я тяжеленный аппарат в фирменный сервис. Первое, что я увидел, войдя в сервис, были горы коробок с надписью «Odeon». Сначала мелькнула мысль, что я попал явно не к людям, ремонтирующим «хай-энд», но мне ответили, что ремонтом Thule занимаются именно они.
Потом, уже в разговоре, я понял, что человек, говоривший со мной, действительно разбирается в вопросе и хорошо знает эту технику.
Он объяснил, что аппарат сгорел из-за того, что в последнем поколении Thule стал применяться поверхностный монтаж компонентов (SMD), а поскольку вся внутренняя плата находится под напряжением даже в режиме Standby (грамотно, ничего не скажешь!), она постоянно греется и через 2-3 года эксплуатации эти аппараты вылетают.
Мастер сразу предупредил меня, что починить аппарат будет очень непросто, т.к. детали к этой технике им никто не поставляет, а замену требуют очень многие компоненты, которые просто так не купишь. Специалист посоветовал мне самому поискать детали и пообещал сделать аппарат, когда все необходимое будет собрано.
Я оставил аппарат в сервисе и пустился на поиск деталей. Поиск деталей не был моим главным приоритетом в жизни, поэтому детали я собрал только через несколько месяцев. Привезя их в сервис, я обнаружил, что сам сервис исчез без следа. От него осталась только дверь, ни объявления, ни записки – ничего… Вместе с сервисом исчез и усилитель за $5000!
К счастью, хозяин аппарата человек серьезный, и дарить кому попало даже сломанный аппарат тогда не собирался. Я не знаю как, но аппарат он нашел в каком-то другом сервисе, естественно, не отремонтированным. К тому времени, продукция кудесников из Дании привлекла другого дистрибьютера, и появился новый сервис, который теперь официально чинил Thule.
Усилитель благополучно перекочевал в другой сервис. Пошел второй год, как обладатель «хай-энд» системы, уже не такой счастливый, сидел без звука…Тем временем, меня приглашают на очередную конференцию по «хай-фай» и я узнаю, что на ней будут представители Thule.
Как же я обрадовался! Мне уже очень хотелось поговорить с теми людьми, которые создали эту «чудесную» технику и спросить их, как же ее теперь чинить? На конференцию приехал сам Anders Thule, проектировщик и создатель знаменитых аппаратов. Я не стал его смущать «глупыми» вопросами в ходе его презентации.
По окончании я отвел его в сторонку и задал свои вопросы с глазу на глаз, чтобы он не краснел перед аудиторией. Я пересказал ему всю детективную историю с аппаратом и спросил его, что мне теперь делать и как чинить аппарат. Велико же было мое удивление, когда сам конструктор аппарата сказал мне, что его починить НЕЛЬЗЯ, он не ремонтируется! «Как же мне быть тогда?» – спросил я.
Anders ответил, что он продаст мне новый аппарат по «очень сладкой» цене, а про починку моего аппарата предложил забыть. Вот так! Я передал знакомому этот вариант, и тот сразу согласился купить новый аппарат, понимая, что ремонт может длиться вечно. Заплатив более $3500, он стал обладателем второго усилителя, а больной аппарат перекочевал в кладовку «до лучших времен».
Радость наша была преждевременной. Я подключил новый аппарат к системе и стал проверять работу. Велико же было мое удивление, когда через пару минут прослушивания исчез звук.
Подойдя к системе, я обнаружил, что на красном сегментном дисплее процессора стали хаотично появляться символы, которые сильно напомнили те, которые я видел в старом фильме «Хищник», когда побежденный алиен запустил отсчет самоликвидации. Я инстинктивно сделал два шага назад, и через пару секунд индикатор погас совсем. Взрыва не произошло (и на том спасибо)…
Ремонт процессора в сервисе «Qualitech» что на улице Алабяна (именно этот сервис официально чинит Thule) продолжался несколько месяцев, причем безрезультатно. Хозяин аппарата, уже окончательно возмущенный тем, что около двух лет он не может ни смотреть телевизор, ни слушать музыку, нашел сам какой-то сервис, где ему пообещали починить аппарат. Я сначала не поверил, но эти ребята действительно вернули к жизни процессор, и после 2-х годичного перерыва система заработала вновь!
Мои выводы из этой печальной истории:
В заключение скажу свое отношение к продукции Thule Audio.Действительно, усилители Thule звучат очень хорошо, они обладают хорошими показателями мощности, притом относительно компактны. Стоят ли они своих денег? Поскольку я не рассматриваю их как ювелирное украшение, то отвечаю: НЕТ. Подобного звука я бы добился, купив, хотя-бы тот же Marantz за четверть цены.Естественно, я не сужу о всем классе техники «хай-энд» по этому частному случаю. Однако, принцип, по котрому делаются очень многие дорогостоящие аппараты, здесь виден очевидно.Меня самого часто привлекают аппараты, которые сделаны виртуозно с эстетической точки зрения. Приятно на них смотреть, даже когда они не звучат. Но поскольку я прежде всего СЛУШАЮ, а потом уже СМОТРЮ НА эту технику, мой разум берет верх, и я предпочитаю технику, которая прежде всего звучит, а уже потом выглядит.
P.S. Теперь главное, чтобы последний уцелевший компонент системы – DVD проигрыватель жил долго и счастливо! Мне кажется, что он переживет всех, т.к. фактически это аппарат фирмы Philips, только снабженный другим блоком питания, некоторыми новыми деталями и золотыми контактами выходов. Правда по цене в 10(!) раз дороже своего донора…
Что такое Hi-Fi? Часть 1. Немного истории
Hi-Fi. Что же это на самом деле? Какую аппаратуру и записи можно относить к Hi-Fi, а какую – нет? У целых поколений “рожденных в СССР”© данный термин ошибочно ассоциируется с отцовскими усилителями “Вега” или “Прибой” и колонками S-90.
В сознании детей 90-х прочно укоренились заблуждения в виде бум-боксов и сотен различных музыкальных центров всех форм и размеров, наводнивших просторы когда-то Великого и Нерушимого подобно цунами. Для поколения нулевых это ПК с установленных WinAmp-ом и кучей MP3-файлов непонятного качества.
Почему все это не является Hi-Fi? Стартуем новый цикл статей, отвечающих на эти вопросы. И начнем, как всегда, с истории вопроса
От лампы к транзистору
Ни для кого не секрет, что сам термин является сокращением от High Fidelity. И обозначает ничто иное, как Высокую Достоверность.
То есть записи музыкальных произведений и аппаратуру для их воспроизведения, позволяющие получать результат, максимально приближенный к оригиналу.
То есть в идеальном случае вы не должны при слепом тестировании отличить “живое” выступление исполнителя от воспроизводимой записи. Это и есть та заветная цель, которая двигала и продолжает двигать техническую сторону аудио-индустрии вперед.
Сменялись методы звукозаписи и инструменты постобработки, сменялись носители записей и аппаратура для воспроизведения. Но цель до определенных пор оставалсь неизменной.
Так было ровно до того момента, пока в 60-е годы, на волне рок-н-ролла, битло- и роллинго-мании, на заре зарождения современной популярной музыки (такой, какой мы ее знаем до сих пор), основные игроки рынка не решили делать все для максимальной экономической доступности музыки широким массам.
Фактически спрос начал формировать предложение. И законы рынка окончательно воцарились на ранее подчиненном исключительно энтузиастам поприще.
Дорогой читатель, бро, не пойми меня неправильно. Да, до этого были патифоны, относительно дешевые радиолы и шеллаковые пластинки. Был некий рынок относительно дешевого “популярного” аудио. Но никому из воротил рынка не приходило в голову лепить на это ярлыки Hi-Fi.
И это явное, очевидное для потребителя разграничение сохранялось до описанного мною периода. Потребители с достатком ниже среднего могли себе позволить только нечто дешевое и не слишком качественное. Но они и понимали это! Настойщий Hi-Fi был уделом представителей среднего класса и выше.
Просто потому, что себестоимость Hi-Fi-аппаратуры никогда не могла (и до сих пор не может) быть низкой.
Но истерия вокруг рок-н-ролла, бурные 60-е, хиппи, Джими Хендрикс, Битлы, Роллинги, Розовый Флойд, изобретение транзистора – все это породило невиданный доселе спрос на звукозаписи и аппаратуру для их воспроизведения.
И как результат – технические возможности для его удовлетворения с очень низкой себестоимостью. Транзисторные радиоприемники, усилители, магнитофоны – все это в разы дешевле в изготовлении, чем ламповая аппаратура. Да, эксплуатационные характеристики у транзисторных/герконных/мосфетных агрегатов лучше.
С этим тоже никто не будет спорить. Но по качеству звука… Тут есть вопросы без однозначных ответов.
Компактная кассета. Такой fail, что аж win
Аппаратура для воспроизведения – не единственное, что требовало перевода на рельсы массовости и максимальной дешевизны в изготовлении. Носители звукозаписей также требовали перемен для удовлетворения все возрастающего спроса.
Именно удовлетворение спроса на компактный, максимально дешевый и не требующий дорогостоящей аппаратуры для воспроизведения носитель привело в 70-е годы к смене господствующего в массовой культуре формата с винила на компактные кассеты.
До этого момента магнитная лента и “бобинные” мангитофоны на самом деле являлись, скорее, уделом звукозаписывающих компаний, нежели потребительским форматом.
И все на первый взгляд было неплохо. Но… Дешевые компактные кассеты (существовали и дорогие, в разы более качественные) обладали тем, что на сегодняшний день принято называть “фатальным недостатком” ©. А точнее, этих недостатков было несколько:
- размагничивание. Магнитный носитель, увы, не слишком надежен и долговечен. Опасность может подстерегать на каждом углу. Потому назвать кассету более надежным, чем винил, носителем нельзя;
- механика и наличие огромного количества подвижных частей, подвергающихся износу. Стертые ролики, растягивающаяся со временем лента. Вездесущая пыль, вычистить которую (в отличие от винила) практически невозможно. Аппаратура, требующая отнють не меньшего, чем у виниловых проигрывателей, количества подвижных частей и элементов;
- перемотка. В отличие от секундного действия с установкой иглы звукоснимателя на виниле в нужное место, слушателю приходилось перематывать кассету. Тратить время. Это банально неудобно. Всевозможные технические ухищрения, на которые пошли японские производители, частично решали проблему, но вели к серьезному росту себестоимости аппаратуры;
реверс. необходимость переставлять кассету на другую сторону. Да, изобретение магнитофонов с автореверсом эту проблему решило. Но стоимость такой аппаратуры, как и ее сложность, заметно возрасли.
Не все инновации одинаково полезны
К концу 70-х все уже прекрасно поняли, что адекватной замены винилу из кассет не получилось. Да, получилось немного дешевле. Но вот с качеством звучания, эксплуатационными характеристиками и удобством использования были серьезные проблемы.
Цель-максимум – получение единого формата носителя как для ценителей Hi-Fi, так и для массового рынка – достигнута не была. Винил продолжал оставаться основным форматом в Hi-Fi-системах для домашнего прослушивания.
Его качество звучания, удобство в эксплуатации и надежность при должном уходе позволяли серьезным меломанам тех лет даже и не помышлять о переходе на что-то другое. Но была единственная проблема, побороть которую с учетом особенностей формата невозможно. Эта проблема – механический износ пластинок.
Игла звукоснимателя оказывает на дорожки механическое воздействие при каждом прослушивании. Это – основной принцип считывания записи. Суть винила. И обратная сторона медали приводит к тому, что при каждом последующем прослушивании качество звука немного ухудшается. Дорожки деградируют от механического воздействия.
И из композиций пропадают столь важные и любимые меломанами детали. Для отслеживания этого процесса была изобретена и стандартизирована целая шкала состояний виниловых пластинок. Но это совсем другая история.
CD и цифровая революция
Фактический провал компактных кассет, крупные габариты и деградация винилов при эксплуатации – все это висело над индустрией звукозаписи дамокловым мечем. Мечта о едином формате как для искушенных и состоятельных меломанов, так и для не слишком богатых потребителей оставалась мечтой. Но прогресс не стоял на месте.
Постепенная компьютеризация всего, что только можно компьютеризировать, и гений японских инженеров привели к тому, что принято считать началом цифровой революции в аудио. К появлению DAT-магнитофонов. Этот гибрид магнитной ленты и цифрового формата записи дал доселе полностью аналоговой отрасли второе дыхание.
Возможности компьютерной постобработки развязали руки звукорежиссерам. Сократили время и снизили затраты на создание тех или иных эффектов. Расширили их номенклатуру. Позволили быстро создавать то, что мы сейчас называем миксами.
Таким образом себестоимость доведения трека от состояния изначальных студийных или концертных записей до завершенного произведения, пригодного для записи на носитель, снизилась многократно. Качество же при этом не только не снизилось, но в некоторых случаях даже возрасло.
А раз в студиях звукозаписи стали применяться цифровые носители и форматы, то и путь дальнейшего развития для конечного слушателя также был предрешен. Конец 70-х и начало 80-х ознаменовалось рождением CD.
Казалось бы, этот формат сам по себе лишен всех недостатков своих предшественников. Он не подвергается механическому воздействию при воспроизведении. Он компактен.
То есть возможно как домашнее, так и портативное его применение. Никакого реверса или перемотки. Практически исчезла необходимость в уходе.
Качество записи не должно ничем уступать винилу… Но увы, время расставило все на свои места.
Краеугольным камнем стала аппаратура для воспроизведения. Пионер CD-проигрывателей, компания Philips, в начале 80-х годов выпустила свои версии такой техники. И так уж случилось, что им суждено было стать легендами. Но обо всем по порядку. Давайте для начала разберемся, что является наиболее важными компонентами такого проигрывателя:
- механика и считывающая головка. То, что принято называть “транспортом”. Чем качественнее и долговечнее данная составляющая, тем лучше;
- ЦАП. Увы, чистых “транспортов”, без встроенного перекодирования цифрового потока в аналоговый сигнал, даже на заре существования формата было крайне мало. Ведь для конечного массового потребителя важна простота применения. Необходимость покупки дополнительного внешнего ЦАП-а нелегко пояснить даже сейчас. Тогда же это сделать было еще труднее.
От качества этих двух частей зависит конечный результат. Philips же, выпуская первые в мире проигрыватели CD, поставил своим инженерам задачу – обеспечить звук, максимально приближенный по качеству к винилу. Сама задача была обусловлена необходимостью пояснить серьезным меломанам и аудиофилам тех лет необходимость перехода на CD.
То есть, что называется, показать товар лицом. Таким образом, ни о каких компромиссах в плане качества компонентов и удешевления схемотехники и речи быть не могло. В прогрователи моделей 101 и 303 устанавливали самые лучшие на тот момент ЦАП-ы и абсолютно неубиваемую механику. Такой “золотой стандарт” сделал свое дело. Формат прижился.
Как в массовой культуре, так и в Hi-Fi-среде.
Вечная классика
Но праздник не может длиться вечно. И вслед за бесчилсенными лицензионными копиями 101 и 303-х проигрователей производители начали выпускать гараздо более дешевые в изготовлении и доступные конечному пользователю решения. Закономерно, качество “транспорта”, ЦАП-ов и общей схемотехники снижалось. И тут началось самое интересное.
Война за сознание потребителя. Обман под названием CD quality
Осуществив, как им казалось, мечту единого формата аудиозаписей на рынке, производители начали кампанию по размыванию в сознании покупателя границы между Hi-Fi и обычной, бюджетной аппаратурой.
Catch был в том, что CD завоевал к середине 80-х место под солнцем даже в глазах серьезных аудиофилов-винильщиков. Заставив их как минимум признать равенство форматов. Но сделано это было исключительно за счет бескомпромиссно качественной аппаратуры.
Вот только покупателям об этом говорить совершенно не обязательно.
А что же важно для покупателя? Формат удобен в эксплуатации, лишен недостатков предшественников, а качество звучания признано на тот момент уже всеми ведущими аудио-изданиями и экспертами. Всё! На этом уже можно делать успешную рекламную кампанию.
Продвигая проигрователи CD по все более и более низким ценам. Задавать вопросы о том, за счет чего снижена цена, будут единицы. Остальные же примут это как удешевление Hi-Fi. Но увы, в данном случае мы имеем дело с классическим примером подмены понятий.
Калосая CD-плеела! Осеня калосай! Недолага!
На самом деле по миру миллиардными тиражами расходились уже не бескомпромиссные творения аудио-инженеров, но сверхдешевые устройства, способные хоть как-то считать и преобразовать в аналоговый сигнал записи на CD. А к Hi-Fi это, как мы с вами понимаем, уже не имеет никакого отношения.
Действительно качественные и сравнимые со 101 и 303 аппараты продолжали появляться. Но стоили они уже баснословных денег и становились уделом единиц энтузиастов, понимающих настояще положение дел. Так свормировался небольшой и закрытый от масс рынок современного Hi-Fi.
И была достигнута основная цель – окончательно размыть в головах абсолютного большинства потребителей грань между Hi-Fi аппаратурой/звучанием и аудио-ширпотребом. Сформировав таким образом обоснованный и устойчивый спрос на дешевую технику и максимально широкой аудиотрии.
Одним из основных рекламных средств новой эпохи стал придуманный маркетологами термин “CD quality”.
Затея по отождествлению качества звучания CD-записей, обеспечиваемого проигрывателями класса 101/303, с тем, что выдавали бюджетные поделки, увенчалась оглушительным успехом.
И вот уже миллиарды потребителей сметали с полок как стационарные плееры, так и портативные Disсman-ы. А у автопроизводителей появился законный повод включить CD-плеер в перечень дополнительных опций для новых моделей авто.
Так в головах абсолютного большинства жителей планеты термин Hi-Fi утратил свое значение и смысл. Появилось ложное суждение – раз на этом стоит маркировка CD quality, то это уже Hi-Fi.
Эту заветную словесную конструкцию можно встретить и сегодня! В первую очередь на упаковках огромного множества Bluetooth-гарнитур без поддержки aptX и прочем аудио-ширпотребе.
И сегодня, равно как и во второй половине 80-х годов, эта фраза является 100% обманом в подавляющем большинстве случаев.
Современные форматы и продолжение обмана
Время шло. Технологии и всеобщая компьютеризация привели к тому, что появились цифровые форматы хранения аудиозаписей, не требующие привычных носителей. На смену CD пришла эра MP3. iPod и прочие портативные плееры, обширные аудиотеки на ПК – все это её узнаваемые атрибуты. Но одно оставалось неизменным.
Вы угадали! То самое волшебное словосочетание “CD quality”. Это самое магическое качество нам обещали авторы формата AAC – та самая “какая-то фруктовая компания”©. Об этом же гордо сообщали диски с MP3 128 Kbps. Киевляне наверняка помнят их россыпи на рынке “Петровка” в первой половине нулевых. Словосочетание все еще работало.
А в набирающем обороты Internet-е десятками появлялись и появляются по сей день статьи, рассказывающие нам с вами о том, что услышать разницу между MP3 128 и CD можно только на “аппаратуре за много-много тысяч $”. Как только неправдивость этого утверждения стала очевидной, публикации уступили место “MP3 320 vs CD”. Суть осталась той же.
Фактически звукозаписывающие компании были заинтересованы в сохранении CD-формата в статусе фактического золотого стандарта качества. И продвижении заведомо ущербных форматов с пережатием (потеря качества) за счет успешного сопоставления их с CD. Пережатые форматы – наследие ограниченного дискового пространства и малого объема накопителей портативных устройств.
Выходцы из тех времен, когда свободное место на жестком диске было на вес золота, а карта памяти объемом 512 МБ была роскошью.
172 Kbps. CD quality. “Не, ну а чё?”©