Если свободного места на участке немного, а хранилище для овощей и солений необходимо, не остается ничего другого, как построить подвал в гараже. Удобство такого сооружения состоит в том, что оно и летом, и зимой будет защищено от осадков. При зимнем хранении овощей можно не опасаться и критического снижения температуры в подполе, особенно когда в гараже имеется отопление.
Виды погребов со схемами
Устройство погреба в гараже лучше начинать при постройке. Это даст возможность спланировать хранилище самым удобным образом, надежно защитить стены от осыпания грунта и сделать выход там, где не будет помехи. Но чаще всего погреба начинают строить в уже готовых помещениях. Начиная планировать гараж с подвалом, нужно рассчитать прочность перекрытия потолка нижнего помещения так, чтобы он смог выдержать вес автомобиля, который будет стоять в гараже.
В небольшом строении люк входа чаще всего располагают под днищем автомобиля и совмещают его со смотровой ямой. Варианты такого устройства входа подразумевают изготовление более длинного отверстия, чем необходимо для простого входа. Ширина рассчитывается так, чтобы колеса находились по обе стороны от люка. При проведении ремонтных работ достаточно открыть вход в погреб, чтобы получить смотровую яму.
Если позволяют габариты гаража, то люк можно сделать в любом свободном углу, где он не будет мешать движению автомобиля. Оборудовать такой гараж смотровой ямой сложно, если подпол занимает центральную часть здания. В просторных гаражах (на 2 стояночных места) под погреб отводят территорию, которую занимает только 1 машина. Под второй можно сделать смотровую яму.
Существуют способы, как сделать подвал в гараже без большого объема земельных работ. Такие разновидности не предусматривают спуска человека под землю, а глубина их составляет всего около 1-1,5 м. Неглубокие хранилища устраивают в местностях с высоким стоянием грунтовых вод, где нет возможности сделать полноразмерную яму (до 2,5 м).
В маленькой яме можно хранить небольшое количество овощей и солений. Полузаглубленные хранилища удобно располагать там, где не проходит автомобиль во время движения в гараже, или сделать их совмещенными со смотровой ямой. Для этого потребуется расширить ее на 40-50 см в обе стороны, сделать полки для хранения. Потребуется возведение мощного потолочного перекрытия над полками и устройство крышки для самой ямы.
Необходимые инструменты и материалы
Строительство или ремонт погреба в гараже потребует применения специальных инструментов:
- лопаты;
- емкостей для удаления грунта;
- строительного уровня с отвесом;
- болгарки;
- сварочного аппарата.
Чтобы оборудовать подвал под гаражом, потребуются материалы для обустройства грунтового или бетонированного пола в яме, отделки стен и возведения перекрытий. Наиболее распространенный вариант работ — бетонирование. Будут нужны: песок, цемент и щебень фракцией до 5 см. Для армирования бетона и устройства люка подготовьте металлопрокат в виде прочных швеллеров, уголка 5х5 см и арматурной сетки или прутка. Соединяя гараж с подвалом в проект общего строительства, удобнее всего использовать для перекрытий бетонные плиты.
Принципы обустройства напольного основания в гаражном подвале
Устройство подвала в гараже начинают с рытья котлована. Его глубина должна быть больше расчетной высоты помещения на 40-50 см. На выровненное дно укладывают подушку из 20-25 см утрамбованной ПГС и 20-25 см щебня. Материалы насыпают слоями и тщательно трамбуют.
Если есть опасность подтопления (неглубокое залегание почвенных вод), то в проект погреба под гаражом включают изготовление плиты для основания. Засыпанную подушку пропитывают расплавленным битумом, а затем заливают монолитную бетонную плиту толщиной не менее 20 см. Бетон армируют сеткой или прутком.
В сухих грунтах поверх подушки можно сделать пол из глины. Для этого поверх подушки насыпают слой влажной глины, трамбуют и выравнивают его. На глину стелят гидроизоляцию (рубероид в 2 слоя, со склейкой битумом). Поверх изоляции снова засыпают глину и трамбуют ее. Иногда поверх этого слоя в погреб под гаражом кладут дощатое половое покрытие на лагах.
Стены подвала — как сделать их надежными?
Для защиты погреба от сырости со стен котлована в сырых местностях устраивают бетонные стены с гидроизоляцией. Это нужно учесть при копке котлована и сделать его немного шире, чем требуемые размеры подвала. При формировании плиты в жидком бетоне закрепляют вертикальную арматуру по периметру стен. После заливки стяжки пола и ее просыхания в течение 10-15 суток начинают возведение стен из бетона:
- строят опалубку, чтобы арматура оказалась внутри нее;
- заливают бетон и дают ему схватиться 12-24 часа;
- снимают опалубку и ставят ее выше, по краю уже залитого слоя, снова заполняют и дают застыть;
- повторяют процесс, пока высота стен не достигнет уровня пола в гараже.
Прежде чем продолжать работы по строительству подвала в гараже, бетонному сооружению дают выстояться 21 день. Затем на внешнюю сторону стен наносят расплавленный битум, а после его застывания засыпают грунтом промежуток между стенками погреба и выкопанной ямы. Надежно защищает от сырости и облицовка из пенобетонных блоков.
На сухих грунтах стены подвала под гаражом своими руками обкладывают кирпичом, листовым шифером или делают деревянную облицовку. Такая отделка стен предотвратит осыпание грунта при движении автомобиля поверх перекрытия погреба.
Перекрытие потолка и вентиляция
При одновременном возведении подвала и гаража легче всего установить перекрытие из бетонных плит заводского изготовления. Стройматериалы нужно постелить поверх уже оборудованного погреба. Его стены в этом случае служат фундаментом гаража и должны быть монолитными или газобетонными толщиной не менее 40-50 см.
Если котлован копали в уже построенном гараже, то перекрытия проще сделать из швеллеров, укладывая их так, как будет расположена смотровая яма с погребом, в местах прохождения колес автомобиля. Промежутки между швеллерами забрать железобетонной затяжкой не менее 5 см толщиной (кроме отверстия смотровой ямы). Поверх затяжки заливают бетон слоем толщиной не менее 10-15 см.
При строительстве погреба в гараже необходимо предусмотреть приточно-вытяжную вентиляцию. Рационально вывести ее трубы на улицу, чтобы в погребе не скапливались вредные газы от выхлопа машины. Внутри подвала вентиляционные патрубки располагают в противоположных углах, опуская первую трубу до уровня пола, а другую поднимая как можно ближе к потолку. Если подвал занимает все пространство под гаражом, можно вывести вентиляцию через крышу, а приточную трубу установить в цоколе гаражного помещения.
Вход в подвал
Раму люка сварить из уголка 5х5 см. Ее монтируют на отверстие входа и приваривают к швеллерам при помощи отрезков металла. Если подвал будет служить смотровой ямой, предварительно спроектировать, как удобнее будет открывать люк:
- сделать съемную крышку;
- устроить откидные люки на петлях;
- соорудить раздвижную систему (по принципу двери-купе).
Важно предусмотреть такой вариант открывания люка, при котором крышка не будет мешать свободному ходу автомобиля при установке его над ямой.
Если вход в погреб выполнен отдельно, то делают простую крышку на петлях. Чтобы исключить возможность падения и травмы, ручку делают скрытой. Петли желательно приварить так, чтобы они как можно меньше выступали над полом.