Илья репин – биография, личная жизнь, фото

Женщины Репина…Такие разные и такие любимые… | Волшебная сила искусства

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

 Как-то в письме одному из своих друзей, только-только женившемуся, Илья Ефимович Репин написал: “Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе..

Репин И.Е. Портрет Верочки Шевцовой, впоследствии жены художника 1869г

    Первой любовью Ильи Репина была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова,  которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику.  Вере пока было девять лет, а юноша Илья только подавал надежды и устраивался под крылышком Крамского, который и водил его по домам творческой интеллигенции.

   Известно, что Вера влюбилась в Репина будучи еще студенткой Мариинского института. Когда в 1872 году ей исполнилось 16 лет, Илья и  серьезная Вера с толстой косой, молчаливым нравом и несомненным талантом внимательной слушательницы вышла за художника замуж. И сразу заняла место в его рисунках и этюдах.

Будучи на 10 лет младше Репина, юная Шевцова едва ли соответствовала интеллектуальному уровню своего гениального супруга, однако была девушкой участливой, дружелюбной и по-детски непосредственной. 

Портрет Веры Репиной (1878)

Автопортрет.1878г.

Репин писал жену самозабвенно. А она рожала ему детей, одного за другим.

Вера Алексеевна целиком и полностью разделяла интересы мужа, она не была чужда искусству и даже до замужества училась рисованию. Она была музой художника, часто позировала ему для его живописных работ.

Ренин.Вера Шевцова.

Отдых. Портрет жены художника.1882

Обратите внимание

1873-1876 годы они  провели  за границей .Репин  успел побывать в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Париже и Лондоне. Написал множество этюдов, пейзажей, портрет Тургенева. Именно эта поездка помогла ему овладеть пленэрной живописью

 Репин в кругу семьи. 1883. В кресле – Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла – Вера Ильинична.

      По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника.

 Репин И.Е. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве) 1879

    Но однако при этом, как пишет В.П.Зилоти, она все же старалась жить интересами своего мужа: “Вспоминаю, как-то раз, в Москве, мы с сестрой Сашей заехали к Репиным.

Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине.

      «И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами – и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день.

Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью».

    А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника

!”

    Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Как позже вспоминала одна из дочерей, в их доме атмосфера была настолько накалена, что “за обедом иногда тарелки летали”.

Портрет В. И. Репиной, дочери художника в детстве. 1874

 Портрет Нади Репиной. 1881, 

 Портрет Ю. И. Репина, сына художника, в детстве. 1882  

 Стрекоза. 1884   

 Осенний букет. 1892 Портрет дочери Веры Репиной.  

   А находящийся на пике популярности художник блистал и вовсю флиртовал с дамами. И не только, разумеется, флиртовал. О чем жена, хоть и молчала, была прекрасно осведомлена: страсть полыхала на лице Репина алым огнем. Он отдавался чувству полностью.

      Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Долгое время дружил он с дочерью Льва Толстого Татьяной, был увлечен одной из талантливейших своих учениц Верой Веревкиной.

Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Ее портрет висел у него на даче в “Пенатах”.

В порывах вдохновения не только картины мог писать – письма сочинял истинно поэтические!

Портрет художницы В. В. Веревкиной. 1916

Портрет Званцевой  1889

Влюбился, скажем, в юную художницу Званцеву, и начал спорить в мастерстве с писателями:

 “Как я вас люблю! Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство мое к вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя… Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением… Даже искусство отошло куда-то и Вы, Вы – всякую секунду у меня на уме и в сердце. Везде Ваш образ.

Ваш чудный, восхитительный облик, Ваша дивная фигура с божественно-тонкими, грациозными линиями и изящнейшими движениями! Как я прежде не видел всего этого? Удивляюсь, не понимаю! Как не мог видеть раньше Ваших душевных особенностей, Вашей нравственной красоты. Ваша душа так неподражаема, так изящна, в ней столько простоты, и правды, и глубины ума…

Важно

       В конце концов, Вера потребовала развода. И напоследок отомстила супругу чисто по-женски: настроила всех четверых детей против отца. Репин до конца жизни вкушал горькие плоды этой мести – с детьми у него так и не сложилось близких или хотя бы ровных отношений.

       Вторая жена Репина вызвала недоумение тех, кто с ним общался, еще более, нежели первая. “Вот-то чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке”, – не церемонясь, высказался критик Стасов о ней, о Наталье Нордман, дочери адмирала шведских кровей и совершенно оригинальной девице.

Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903,

     Она была на 19 лет младше Репина. Совершенно некрасива, но, говорят, в определенный момент начинала очаровывать всех присутствующих. А быть в центре внимания Наталья обожала – не в пример Вере Шевцовой.

К тому же ее смело можно было относить к богеме, то есть, к “своей”: Нордман пописывала незатейливые пьесы, говорила на шести языках и сносно фотографировала – по тем временах это хобби было редкостью.

Но Наталья вообще слыла женщиной уникальной.

 Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900

      Поселившись в имении Пенаты, супруги открыли “репинские среды”, на которые неизменно съезжалась масса гостей… плотно перед этим покушавших у себя в столовых. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято… сеном. Ну, или, в лучшем случае, какими-нибудь корешками да овощами – Нордман увлекалась вегетарианством.

         Незамысловатые кушанья ставились на вращающийся стол, и каждый гость занимался самообслуживанием – это была еще одна прихоть интересной женщины Натальи. По всему дому были развешаны предупреждения: “Не ждите прислугу, ее нет”.

      Ей могла вступить в голову любая блажь: например, не носить меховую шубу, а утеплять зимнее пальто сосновыми опилками. Результаты таких экспериментов были предсказуемыми: пневмония и все-таки адекватная русским морозам одежда.

     Репин был очарован своей женой. Писал ее, конечно, лепил скульптурный профиль. А она читала ему зарубежные газеты, приобщала к помощи сиротам да обездоленным и создавала семейный уют вперемежку с громкими выходками и эпатажем перед гостями. 

 И. Е. Репин и его жена Н. Б. Нордман-Северова в “Пенатах”. Фото 1905.

 И.Е.Репин и его жена Н.Б.Нордман-Северова (в центре) с гостями у знаменитого “крутящегося” стола, сервированного к приему гостей. Куоккала.1900-е годы. К.К.Булла    

Совет

        Почему они расстались? Наверное, устали друг от друга. Стареющий Репин, которому и в молодые годы не слишком удавалось сдерживать свои бурные порывы, и громкая яркая женщина с трудом уживались под одной крышей.

     Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому часто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

      Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев отвез в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но потом появилась вновь. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом.

   Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е.Репина. Куоккала 1910. 

 “Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов – одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, – удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных…

     От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. Мы, друзья Ильи Ефимовича, попытались было уверить ее, будто ей следует гонорар за первое издание репинской книги, вышедшей некогда под ее номинальной редакцией. Но она не приняла и этих денег. ”

       В 1914 году умерла.  В “Пенатах” стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.

Илья Ефимович вернулся в Пенаты накануне своего семидесятилетия. Он прожил еще шестнадцать лет, окруженный друзьями и почитателями, к нему переехали дочери…

Репин все чаще вспоминал любимую женщину.

«Осиротелый, я очень горюю о Н. Б. и все больше жалею об ее раннем уходе, – признавался он. – Какая это была гениальная голова и интересный сожитель!»

Однажды в усадьбу залетела серая пичужка и, посидев на бюсте Нордман, стоявшем перед окнами, улетела в сад. «Может быть, это ее душа сегодня прилетела…» – тихо молвил Илья Ефимович.

  

 Репин в своей мастерской, 1909 год

Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и В.И.Репина в мастерской художника в Пенатах, 1914

      Репин умирал, а его старшая дочь просила его подписывать холсты и рисунки, чтобы повысить их ценность. Только с приездом младшей дочери Татьяны Репин ощутил настоящую заботу. Говорят, что перед смертью он сложил пальцы так, будто держит кисть.

Это было 29 сентября 1930 года. Когда Советская Армия в 1939 году перешла финскую границу, дочь Вера сбежала, оставив усадьбу в полном беспорядке. Во время Второй мировой войны фашисты сожгли “Пенаты”.

Хорошо, что еще в 1941 году все документы и картины были вывезены на родину.

        За несколько лет до смерти Репин писал: “Да, я чувствую, что успех мой был чрезмерен, и я должен быть наказан забвением”.

Обратите внимание

     Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний “Далекое близкое”. Илья Репин дал потомкам неподражаемый пример огромной работоспособности и умения преодолевать многие невзгоды. Преодолевать во имя творчества саму судьбу.  

 

Усадьба в Пенатах.

Могила Репина в Пенатах.

Использованы материалы сайтов.

http://ljwanderer.livejournal.com/59800.html

http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=184498372&journalid=2011031&go=prev&​​​categ=1

http://7days.ru/caravan/2013/4/ilya-repin-samoed/1

http://blog.i.ua/community/1951/773075/ и др

Биография Ильи Репина

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года.

Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. С юного возраста живописец оттачивал свое мастерство, прикладывал все усилия для повышения творческих навыков. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.

Благодаря этому талантливому педагогу мир увидел таких творцов, как Кустодиев, Серов, Куликов и Грабарь.

Тяга к искусству

Трудно было предсказать, что обычный мальчик из семьи военного поселенца может стать величайшим живописцем. Лишь его мать, Татьяна Степановна, вовремя заметила талант сына, когда тот помогал ей украшать яйца перед Пасхой. Однако у родителей не было денег на уроки рисования, поэтому Илюшу отдали в школу топографии.

Вскоре после этого учебное заведение закрыли, и школьник пошел в мастерскую к иконописцу Бунакову. Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле.

С 1859 по 1863 гг.

Илья ездил по городам и селам, украшая церкви и получая за это незначительное финансовое вознаграждение. Вскоре он накопил сто рублей и отправился в Петербург поступать в художественную школу. С 1864 он учился в заведении, принадлежащем Обществу поощрения художеств.

После его окончания юноша со второй попытки смог стать студентом Академии художеств. Наставником Репина был И. Н. Крамской.

За восемь лет художник успел завоевать уважение преподавателей и однокурсников, позднее Илья даже начал руководить собственной мастерской в академии. Также он получил несколько золотых медалей.

К примеру, в 1869 его наградили за рисунок «Иов и его друзья».

В 1870, за год до окончания академии, он начал работать над первым масштабным холстом под названием «Бурлаки на Волге». Картина была написана по заказу князя Владимира во время путешествия по Волге, она произвела фурор в международном сообществе.

В 1872 появилось еще одно произведение искусства «Воскрешение дочери Иаира», также принесшее автору медаль. Его Репин представил в качестве дипломной работы, и ее признали лучшей за все время существования академии.

Частые переезды

После окончания Академии художеств юноша получил деньги для совершенствования своего мастерства за границей. В 1872 он приобрел имение в Витебской губернии, а потом отправился в путешествие по Европе.

За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика.

Там же он встретил своего кумира — художника Мане.

Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии. Важно

В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках.

После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики.

В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. В их числе «Иван Грозный и его сын», «Не ждали», «Запорожцы» и «Юбилейное заседание Государственного совета» (заказ Александра III).

После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии. В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930.

До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа.

Личная жизнь

Со своей первой супругой Репин познакомился еще в 1869 году. Тогда он только начинал увлекаться портретами. Вера Шевцова, сестра его друга, была первой натурщицей для художника. Через три года они поженились. В браке родились дочери Вера, Надежда и Татьяна, а также сын Юрий.

После 15 лет совместной жизни супруги решили развестись.

Второй женой Репина стала Наталья Нордман. Вместе они жили в Пенатах (Финляндия). Женщину многие не любили, особенно часто ее критиковал друг художника Корней Чуковский. В 1914 она умерла, а Илья так и не смог жениться снова.

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

Илья Репин: биография

Творчество русского художника Ильи Репина — на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.

Портрет Ильи Репина. Художник Валентин Серов

История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника.

Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области).

Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.

Родители Ильи Репина

Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда.

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова.

Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Илья Репин в молодости

Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.

Автопортрет Ильи Репина

Совет

В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об Иване Крамском, художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Живопись

Работы юноши из Чугуева попали к конференц-секретарю академии. Тот, ознакомившись, отказал Илье, раскритиковав за неумение рисовать тени и штрихи. Илья Репин не опустил руки и остался в Санкт-Петербурге. Сняв комнатку в мансарде, парень устроился в рисовальную школу, на вечернее отделение. Вскоре учителя хвалили его как самого способного ученика.

Илья Репин работает в мастерской

В следующем году Илья Репин поступил в академию. Внести плату за учебу студента согласился петербургский почт-директор и благотворитель Федор Прянишников.

8 лет в академии принесли художнику бесценный опыт и знакомство с талантливыми современниками — Марком Антокольским, Василием Поленовым и критиком Владимиром Стасовым, с которым жизнь связала на десятилетия.

Ивана Крамского живописец из Чугуева назвал учителем.

Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил умершую подростком сестру и представил, какие выражения лиц были бы у родных, если бы девушка воскресла. Картина ожила в воображении и принесла первую славу.

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира»

В 1868 году студент, набрасывая этюды на берегу Невы, увидел бурлаков. Илью поразила пропасть между праздно шатающейся публикой и тягловой живой силой.

Репин набросал сюжет, но отложил работу: впереди был выпускной курс. Летом 1870 года живописцу выпала возможность побывать на Волге и вторично наблюдать работу бурлаков.

На берегу Илья Репин встретил прообраз бурлака, которого изобразил в первой тройке с головой, обвязанной тряпкой.

Обратите внимание

Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в России и Европе. Каждый из нарисованных рабочих несет черты индивидуальности, характера, пережитой трагедии. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Слава о талантливом живописце из Санкт-Петербурга докатилась до Москвы. Меценат и предприниматель Александр Пороховщиков (предок известного российского актера) заказал Илье Репину картину для ресторана «Славянский базар». Художник взялся за дело и летом 1872 года представил готовую работу, получившую похвалы и комплименты.

Весной следующего года Илья Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Австрию, Италию и Францию.

В Париже познакомился с импрессионистами, работы Эдуарда Мане вдохновили на создание полотна «Парижское кафе». Но чуждая культура и манера модного во Франции импрессионизма раздражали русского реалиста.

Рисуя картину «Садко», на которой герой пребывает в чужом подводном царстве, Репин, похоже, представлял себя.

Картина Репина «Садко»

В середине 1870-х за работу «Садко» живописцу присвоили академическое звание, но некоторые критики не удержались от ядовитых замечаний в адрес Репина, указав на разительные отличия между волжскими бурлаками и «человеком в аквариуме».

Возвратившись из Европы на родину, Илья Репин 11 месяцев жил в родном Чугуеве. В Москву переехал поздней осенью 1877 года и, примкнув к передвижникам, написал «Царевну Софью».

Для погружения в материал Репин поселился рядом с Новодевичьим монастырем и трудился над полотном год, изучая архивы, посещая театральные мастерские и музеи. Полотно оценили неоднозначно, безоговорочное восхищение выразил лишь Крамской.

Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Важно

Три года Илья Репин трудился над полотном «Крестный ход в Курской губернии». Первое название картины – «Чудотворная икона». Типажи для работы живописец собирал в Чернигове, Киеве и Курске, перенося сроки окончания все дальше.

Репин представил картину в 1883 году и снова услышал неоднозначные оценки. Одни увидели в изображении напор, силу и мощь, другие лишь изобличение взглядов Ильи Ефимовича на жизнь.

Позже художник не раз прибегал к библейским сюжетам, подарив миру гениальные полотна «Голгофа», «Искушение Христа» и «Тайная вечеря».

В 1885-м мастер представил поклонникам новый шедевр – полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Полотно показали на выставке передвижников, но трактовка сюжета не понравилась Александру III. Царь приказал не допускать работу на выставки, но в защиту творения Репина выступили десятки именитых людей. Император снял запрет.

Картину «Не ждали» мэтр представил в 1888-м, и ее тут же признали очередным шедевром. На полотне Илья Репин мастерски передал психологические портреты персонажей.

Интерьером для полотна стала комната дачи в Мартышкино под Петербургом. Лицо главного героя Репин изменял неоднократно, даже когда картина попала в экспозицию галереи Павла Третьякова.

Илья Репин тайно пробирался в зал и переписывал лицо нежданного гостя, пока не добился желаемого выражения.

Картина Репина «Не ждали»

Совет

Летом 1880-го живописец отправился в Малороссию, прихватив с собой ученика Валентина Серова. В творческом запое он рисовал все: избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Репину был удивительно близок местный веселый народ.

Результатом поездки стали полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Гопак. Танец запорожских казаков». Первая работа появилась в 1891-м, вторая — в 1927 году. Работу «Дуэль» Илья Репин написал в 1896-м.

Ее приобрел Третьяков, поместив картину в московской галерее, где она хранится в наши дни.

Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Особенное место в наследии художника занимают царские заказы. Первый поступил Илье Репину в середине 1880-х от Александра III. Царь пожелал увидеть на полотне прием волостных старшин. После успешно выполненного первого заказа поступил второй. Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» нарисована в 1903-м. Из «царских» картин знаменит «Портрет Николая II».

Картина Репина «Портрет Николая II»

На закате дней мэтр творил в финской Куоккале, в имении «Пенаты». В Финляндию к пожилому мэтру приезжали коллеги из Советского Союза, уговаривая перебраться в Россию. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся.

За несколько лет до кончины у Репина отнялась правая рука, но Илья Ефимович не представлял, как жить без работы. Он писал левой, пальцы которой вскоре перестали слушаться хозяина. Но недуг не стал препятствием, и Репин продолжал трудиться.

Картины Репина «Большевики» и «Царевна Софья»

В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Какое-то время оно хранилась у американского коллекционера, потом «Большевики» попали к Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу.

В 2000-х хозяева выставили коллекцию на лондонский аукцион «Сотбис».

Чтобы не допустить дробления коллекции, русский бизнесмен Алишер Усманов выкупил все 22 полотна, в числе которых и «Большевики».

Экспозиция выставляется в городе на Неве.

Личная жизнь

Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей — трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие — с матерью.

Первая жена Ильи Репина Вера на картине «Отдых»

Илья Репин запечатлел родных на портретах. На картине «Отдых» изобразил юную супругу, старшей дочери Вере посвятил картину «Стрекоза», младшей Наде – полотно «На солнце».

Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Именно к ней в «Пенаты» отправился живописец в начале 1900-х. Обратите внимание

Наталья Нордман, вторая жена Ильи Репина

Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы покидают его, он становится «форменным лентяем». Последние месяцы перед кончиной рядом с отцом были дети, поочередно дежурившие у постели.

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты» в Куоккале

Художника, отпраздновавшего в августе 86 лет, не стало в сентябре 1930 года. Его похоронили в имении «Пенаты». В России и странах СНГ действует 4 музея художника, самый известный — в Куоккале, где он провел последние три десятка лет.

Произведения

  • 1871 – «Воскрешение дочери Иаира»
  • 1873 – «Бурлаки на Волге»
  • 1877 – «Мужик с дурным глазом»
  • 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
  • 1880-1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • 1881 – «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
  • 1884 – «Не ждали»
  • 1884 – «Стрекоза»
  • 1885 – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • 1896 – «Дуэль»
  • 1896 – «Портрет императора Николая II»
  • 1903 – «Тайная вечеря»
  • 1909 – «Самосожжение Гоголя»
  • 1918 – «Большевики»
  • 1927 – «Гопак. Танец запорожских казаков»

Фото

Илья Репин (24 июля 1844 — 29 сентября 1930). Некролог и биография

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»

Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью.

Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.
Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал.

В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.
За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников — Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике.

За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина — это личность, яркая и характерная.

Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.

Портрет И. Репина кисти его ученика, В. Серова

Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой — в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.
Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.
Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина — утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Автопортрет И. Репина (1899 г.)

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург.

Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г.

 Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.

1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.

1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве.

Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г.

 Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г.

Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне — институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р.

Люксембург (ранее — Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне — Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее — Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К.

Важно

Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне — памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.

8.

Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне — пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.
Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу.

Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.
Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне — Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».
В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма.

Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Могила И. Репина в его усадьбе «Пенаты»

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».
«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe.

И вeликoдyшeн, милocтив твopeц — пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».
«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо.

Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».
«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг — быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».

Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства
«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он — воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это — Русский Художник, с двух заглавных букв».

Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».

Корней Чуковский, писатель и друг Репина

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».

Корней Чуковский, писатель и друг Репина

Ссылки

Страница Ильи Репина в «Википедии»
Книга Корнея Чуковского «Илья Репин» в электронной библиотеке «Литмир»
Книга воспоминаний И. Репина «Далёкое близкое» на сайте LiveLib
Сайт, посвящённый Илье Репину

Также может быть полезно:

Вадим Репин: биография скрипача, фото и интересные факты :

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

Виртуоз, покоривший сердца самых искусных меломанов и почитателей классики, музыкант из Новосибирска с мировым именем – Вадим Репин, скрипач. Фото маленького Вадима, дающего один из первых своих концертов, представлено в статье. С тех пор его стали называть ребенком-вундеркиндом.

Ранние годы

В 1971 году в новосибирском роддоме на свет появился будущий гений – Вадим Репин, скрипач. Биография его практически с самого рождения пестрит яркими концертами и ошеломительным успехом с юных лет.

В возрасте 5 лет, не успев взять скрипку в руки, юный виртуоз дает свой первый концерт спустя полгода. Под эгидой наставника Захара Брона Вадим с юношеских лет выигрывает золото в самых серьезных конкурсах. В 18 лет он становится самым молодым призером за всю историю, победив в конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе.

Он начинает выступать в самых престижных концертных залах, сотрудничая с самыми именитыми дирижерами мирового уровня. На данный момент Вадим Репин входит в ТОП-5 самых высокооплачиваемых скрипачей мира.

Становление гения

Ввиду такого стремительного успеха было бы справедливым решить, что Вадим – потомственный музыкант, с детства окруженный профессиональными скрипачами и творческой атмосферой.

Однако это совсем не так, он вырос в обычной, среднестатистической семье. Его отец был художником, а мать работала медсестрой. Вадим Репин очень тепло отзывается о матери, считая свой успех исключительно ее заслугой, ведь именно мама первая заметила музыкальные способности сына.

Уже с детства маленький Вадим проявлял интерес к музыкальным игрушкам, он мог часами подбирать мелодии, услышанные по радио. Когда мальчику исполнилось 5 лет, мать отвела его в музыкальную школу. В то время как его соратники по саду мирно посапывали в тихий час, Вадим Репин отправлялся на урок сольфеджио и очень гордился собой.

Совет

Мама бросила работу и самоотверженно посвятила все свое время музыкальному развитию сына. Несмотря на отсутствие у нее музыкального образования, женщина с удовольствием училась вместе с мальчиком.

Мама Вадима Репина всегда воспитывала в сыне скромность, что, вероятно, не дало развиться звездной болезни у юноши. Даже после оглушительного успеха в столь раннем возрасте родители не относились к сыну как к вундеркинду, поощряя скромное поведение.

Первая скрипка

Самым первым инструментом музыканта была скрипка, сделанная новосибирским мастером Михаилом Дефлером, о котором Вадим до сих пор вспоминает с благодарностью. Однако уже в возрасте 11 лет ему посчастливилось получить свою первую скрипку Страдивари, которую для него достал сам министр культуры из государственной коллекции.

Несмотря на то что Вадиму очень нравился его первый инструмент, а полученная Страдивари была не полноразмерная, с ней у него открылись новые возможности. Это была единственная в своем роде скрипка в мире, ее звучание не отличалось от “взрослых” форматов. Спустя еще 3 года 14-летний Вадим Репин получает полный Страдивари.

Однако в данный момент виртуоз играет на скрипке Гварнери. Музыкант объясняет это тем, что скрипки Страдивари своим совершенством и элегантностью в какой-то степени диктуют свои правила, направляя звук в сторону божественного, неземного звучания.

Гварнери, в свою очередь, был известен тем, что словно вырубал свои скрипки из куска дерева.

На первый взгляд они казались бесформенными и грубыми, на деле же они обладают идеальными пропорциями и широким диапазоном звукоизвлечения, что завоевало сердце Вадима Репина.

Личная жизнь

Публике недостаточно владения одним фактом того, что Вадим Репин – скрипач. Биография, жена, дети, фото из семейного архива – вот какие подробности зачастую интересуют любопытных поклонников.

Известно, что гений из Новосибирска был дважды женат, сейчас находится в счастливом браке с балериной Светланой Захаровой. Есть сын от предыдущего брака, со Светланой воспитывает дочь.

Музыкант желает представать перед общественностью исключительно как Вадим Репин – скрипач. Биография, жена, дети – все это является неким табу для обсуждения. Вадим считает, что его личная жизнь не должна становиться общественным достоянием, и всячески ограждает частную жизнь от вторжения прессы.

Секрет счастливого брака

Во всем мире широко известно, что Вадим Репин – скрипач. Биография, жена – эти темы очень интересуют женскую часть поклонников его творчества. После новости об очередном разводе музыканта-виртуоза интерес женщин снова возрастал, однако завидный жених сейчас абсолютно счастлив в третьем браке со Светланой Захаровой.

Несмотря на нежелание освещать свою личную жизнь, Вадим охотно признается в любви к своей супруге во всевозможных интервью. Он поэтично и пылко описывает супружеские чувства, считая, что их многое объединяет в духовном и эмоциональном плане.

Обратите внимание

Ввиду своей творческой деятельности оба супруга часто находятся в разъездах, на гастролях в разных уголках планеты, порой их разделяют десятки тысяч километров. Скрипач однажды признался в одном интервью, что чувствует себя неполноценным, когда любимая так далеко.

Сама Светлана, успешная прима-балерина мирового масштаба, считает, что одним из ключевых факторов счастливого брака является общность взглядов и бесконечная любовь к искусству. Супруги часто посещают театры и выставки, с упоением обсуждают увиденное и услышанное, делятся друг с другом своими ощущениями и видением.

Новорожденная дочь – муза и второе дыхание

Вадим Репин с супругой Светланой Захаровой стали счастливыми родителями в 2011 году. Как признается сам Вадим, рождение дочери открыло в нем новые грани, дочь для него является неиссякаемым источником вдохновения, счастья и энергии.

У музыканта также подрастает сын от предыдущего брака. Скрипача часто спрашивают, хотелось бы ему, чтобы дети шли по стопам родителей, однако он не настаивает конкретно на музыкальной карьере, хотя отмечает, что было бы неплохо, если бы они развивались в творческих направлениях. Известно, что его сын очень поглощен спортом.

Ввиду катастрофической занятости обоих родителей и плотности гастрольного графика воспитание дочери взяла на себя мама Светланы. Творческая чета все же старается как можно больше времени проводить с дочкой, путешествуя всей семьей.

График скрипача расписан на 2-3 года вперед

Вадим не скрывает, что руководствуется тремя факторами при принятии решения о проводимых концертах: финансовая составляющая, престижность мероприятия и дружба. Такие критерии отбора пришлось составить в силу занятости и большого количества предложений.

Серьезные концерты мирового уровня, как правило, планируются за несколько лет до проведения, поэтому гастрольный график Репина бывает часто забронирован на 2-3 года. Скрипач сетует на то, что составление расписания выступлений – дело сложное, довольно часто приходится отказываться от заманчивых предложений.

При этом музыкант старается придерживаться определенного лимита и не давать больше ста концертов за год, так как ставит качество превыше всего. Репин не раз упоминал о необходимости восстанавливаться после концерта, в последнее время в этом ему помогает роль отца и любимого супруга.

И.Е. Репин: родословная гения

Илья репин – биография, личная жизнь, фото

Репин один из немногих русских художников оставивших после себя прекрасные мемуары.

В книге  «Далекое близкое» Илья Ефимович рассказывает о своей семье, с большой любовью художник вспоминает мать и отца, старшую сестру Устю, дядей, двоюродных сестер и братьев по материнской линии Бочаровых, чугуевских друзей и знакомых.

Яркие эмоциональные картинки раскрывают перед нами мир детства и юности художника. При этом Илья Ефимович до конца своих дней не знал точной даты рождения матери, происхождения своей фамилии, ошибочно отрицал свои казачьи корни.

Восстановить подробности генеалогии рода великого художника помогли бесстрастные свидетели – архивные дела из фондов украинских и российских архивов.

Представители отцовского рода Репиных впервые в чугуевских документах упоминаются  в конце 18 века. Материнский род Бочаровых имеет более глубокие местные корни, но большая распространенность фамилии усложняет выявление прямых предков.

Оба деда – Репин Василий Ефимович и Бочаров Степан Васильевич – были казаками прославленного на всю Россию Чугуевского казачьего полка. Степан Бочаров участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 и во 2-м Персидском походе 1796 года.

Жизнь чугуевцев в 18 века была подобна укладу казачьих станиц.

Собственно и сам чугуевский полк  вел свое начало от переселенных сюда Петром Первым в ходе реформы армии 1700-м году донских казаков и калмыков.

Важно

Несмотря на то, что служба их была регулярной, то есть оплачиваемой государством, им были пожалованы многие привилегии и вольности. Почти полтора столетия спустя  сам Репин заметил эту родственность:

 «Кстати, о казаках. В Чугуеве  стоят донские, и для меня  теперь  ясно  как  божий  день, что чугуевцы с ними родные  братья: язык, привычки, песни, типы – словом, это  те же  казаки; да  и  давно  ли  чугуевцы  перестали  быть  казаками?!»

            Особенности чугуевского наречия, воспроизведенные в воспоминаниях художника подтверждают эту догадку.

В архивных записях бабушка Анастасия Титовна Репина (в девичестве Костромытина) упоминается как  казачка или казачиха. До недавно было известно только её прозвище – Репиха. Будучи уже вдовой в почтенном возрасте она исполняла роль главы семейства.

«В украинском военном поселении, в городе Чугуеве, в пригородной слободе Осиновке, на улице Калмыцкой наш дом считался богатым. Хлебопашеством Репины не занимались, а состояли на положении торговцев и промышленников. У нас был постоялый двор.

Домом правила бабушка. Широко замотанная черным платком, из-под которого виден был только бледный крупный нос, она с раннего утра уже ворчала и бранилась с работниками и работницами, переворачивая кадки и громадные чугуны, проветривавшиеся на дворе.

Отец мой, билетный солдат, с дядей Иваней занимались торговлей лошадьми и в хозяйство не мешались».

Многие факты из воспоминаний Репина говорят о том, что семьи его предков, как и многие чугуевцы, придерживались старообрядческой веры. Воспитание детей в таких семьях основывались на крепких нравственных традициях: духовной порядочности, трудолюбия и телесной чистоплотности.

Введение военного поселения в Чугуеве в 1817 году коренным образом изменила жизнь местного населения. Чрезмерная регламентация жизни воспринималась как унижения достоинства казаков. Звание военных поселян, которые стали носить с того времени все чугуевцы считалось презренным.

            В семье деда-Репина было 5 дочерей и 3 сына, старший из которых Ефим стал отцом художника. В юности Илья исполнил портреты всех ближайших родственников. К сожалению, их местонахождение неизвестно.

В конце 2010 года совершенно неожиданно в Финляндии на аукционе был продан портрет тёти Марфы Васильевны, по мужу Радовой, которая была к тому же его крестной матерью художника.

Портрет её мужа мастера серебряных дел Радова  Ивана Федоровича был написан Репиным в 1876 и находится сегодня в собрании …… под названием « Мужик с дурным глазом».

Совет

            Портрет двоюродной сестры– Олимпиады Васильевны Борисовой – монахини Николаевского женского монастыря был написан в 1887 году. По её просьбе художник исполнил для монастыря одну из известнейших своих работ  «Николай Мирликийский спасает от смерти трех невинно осужденных». Удалось установить, что Олимпиада была дочерью тети Татьяны Васильевны Репиной (в замужестве Борисовой).

            Нельзя сказать, что Илью Ефимовича связывала со всеми родственниками по отцовской линии трепетная дружба, но он не оставлял их вниманием и вплоть до революции помогал материально как сестре-монахине, так и одинокой престарелой тете – Прасковье Васильевне.

            У  деда художника по матери – Бочарова Степана Васильевича и его жены Пелагеи Минаевны было 2 сына и 4 дочери, одна из которых Татьяна стала матерью художника. Родственники матери занимают в воспоминаниях Ильи особое место. Эту семью отличали очень теплые отношения. Старшие братья были талантливыми людьми.

Со временем Дмитрий дослужился до звания майора кирасирского полка. Он показывали хорошие результаты в учебе и был зачислен для обучения в экспериментальную школу по методу английского педагога Ланкастера. Обучение не только предметам, но и азам методики преподавания позволило ему дать домашнее образование своей сестре Татьяне.

«Маменька рассказывала, что дядя Митя выучил ее грамоте; другие две сестры ее, Груша и Параня, были неграмотны, а маменька с дядей Митей вместе учила все его уроки; они оба проявили большую охоту к чтению, и брат Митя приносил ей книги из библиотеки кантонистов. Особенно они зачитывались Жуковским, и маменька многие из его поэм знала наизусть, например “Громобоя” и др.

И часто по вечерам, когда дядя до приезда своей семьи пил с нами чай, они с маменькой вспоминали свое детство со всеми подробностями.

А когда приходил дядя Федя, то непременно появлялся графинчик водочки; дяденька Федя быстро поддавался чувствительности и начинал всхлипывать, а тетя Груня сейчас же затягивала какую-нибудь старинную песенку, и вся родня скоро была в родственных слезах восторга и пела хором. С особенным чувством серьезности запевалась одна протяжная песня:

Ты взойди, солнце, над горою,

Над высокою, над крутою, над крутою…»

Надо сказать, что первым домашним учителем будущего великого художника была его мама, хорошо освоившая науку брата.

            Две младшие сестры Татьяны Степановны не были столь талантливы. Прасковья умерла молодой, оставив после себя сироту-сына Трофима  Чаплыгина. Одинокая Агрофена (тётя Груша) была доброй тетей Илье и приемной матерью Трофиму.

Обратите внимание

            Двоюродный брат Репина Трофим Петрович Чаплыгин был близким другом детства. Именно с ним  Илья Ефимович связывал свое первое увлечение рисованием.

«Красок  я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками  Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водою на стол, и мы взяли устину азбуку, чтобы ее некрашеные картинки он мог раскрашивать красками Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую; то, что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелеными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом; мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!

Быстро пролетали эти дни праздников с Тронькой. Мы никуда не выходили и ничего не видели, кроме наших раскрашенных картинок, и я даже стал плакать, когда объявили, что Троньке пора домой.

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так в них впился, в свои красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.»

            Работа научных сотрудников чугуевского музея в архивах позволила восстановить родословную семьи Чаплыгиных до шести поколений. Современные представители этой ветви родственников Репина живут и работают в Санкт-Петербурге.

            В семье Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных, по воспоминаниям художника, кроме него было ещё трое детей – Устя, Иван и Василий. Как удалось установить по церковным метрическим книгам: ещё трое сыновей, рожденные до появления на свет Ильи, умерли младенцами.  Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи.

Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве.

Брат Василий, проявивший талант в музыке, сделал хорошую карьеру музыканта – окончил консерваторию и играл в Мариининском театре в Санкт-Петербурге.

            Илья Ефимович Репин стал главой собственной семьи в возрасте 28 лет. Молодой Репин учился в Академии художеств, когда подружился с сыном известного архитектора Алексея Шевцова. В их доме он познакомился со своей будущей женой,  Верой Алексеевной Шевцовой.

11 февраля 1872 года  молодые обвенчались.

Поздней осенью она разрешилась первенцем – дочерью, названной в ее честь Верой, через два года, тоже осенью, в Париже родилась Надя, позже в молодой семье появились Юрий и Татьяна, получившая своё имя в честь бабушки – нежно любимой маменьки Татьяны Степановны.

Важно

К сожалению, прожив в браке 15 лет супруги развелись. В 1900 году Илья Ефимович связал свою жизнь, без оформления официальных отношений, с другой женщиной – Натальей Борисовной Нордман. Переехал в поселок Куоккала в Финляндии, где построил дом по собственному проекту. 14 лет совместной жизни также  закончились разъездом и смертью Нордман от болезни.

            Старшая дочери Вера и Надя собственных семей  и детей не имели. Сын Юра стал художником,  женился и жил недалеко от отца в поселке Куоккала. Два его сына Дмитрий и Георгий, последние из носителей фамилии Репин в этой ветке родословной,  наследников после себя не оставили.

            Татьяна Ильинична после окончания гимназии училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она выходит замуж за военного, поручика Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа.

Вскоре они возвращаются, так как Николай Геннадьевич решает поступать в Инженерную академию. 22 марта 1902 года в молодой семье появляется первый ребенок, девочка, ей дают имя Татьяна. Вторая дочь Любочка умерла младенцем.

Вскоре супруги расстались.

            В 1892 году, еще до семейных разладов, Илья Ефимович купил имение в Здравнево под Витебском, в современной Белоруссии. Здесь семья проводила много времени вместе.

Для двух Татьян – дочери и внучки художника- этот дом стал родным на многие годы. 12   трудных послереволюционных лет прожили они в Здравнево. Сыграли свадьбу младшей Тасеньки, здесь родились ее четверо детей, правнуки великого художника: Валентин, Кирилл, Галина, Роман.

Осенью 1918 года в помещении теперь уже бывшей репинской дачи по просьбе местных крестьян и по разрешению властей открылась школа для  детей.

Учились в школе дети из окрестных деревень общей численностью до 60-75 человек, классы располагались в бывших спальнях домочадцев.

Совет

Преподавали здесь трое: Татьяна Ильинична, ее дочь Татьяна Николаевна и Иван Дмитриевич Дьяконов, будущий муж младшей Татьяны.

Илья Ефимович неоднократно обращался с письмами в разные инстанции и, в частности, в отдел музеев, прося бережного отношения к дому, полного художественных произведений самого мастера и его сына Юрия, известного к тому времени художника, просил защиты и опеки для своих близких. Прошения с просьбой дать охранное удостверение дому оставались безответными.

Впоследствии, после отъезда семьи здание репинской дачи было продано на дрова. С домочадцами же власти становились все непримиримее. Начинались годы раскулачивания, годы попрания всех  прав и достоинств человека. В год 80-летия художника Татьяне Ильиничне удается побывать у отца теперь уже за границей.

Вместе с собой она берет в поездку внука, первенца своей Татьяны Валентина. 

Уже в 1923 году Татьяна-старшая по состоянию здоровья  перестает преподавать в школе. Над Татьяной Николаевной  так же нависает угроза увольнения – ей ставят в вину посещение церкви. На семью льются ложные донесения. Нависает угроза раскулачивания и отправки в Сибирь.

В постоянной переписке с родными в Пенатах Татьяна Ильинична рассказывала о происходящих событиях, просила отца его содействия. В это время спасение семьи внучки художника и самой Татьяны Ильиничны было только в одном – выезде из страны.

Так, летом 1930 года,  сначала после многочисленных просьб самого Репина, личной переписки с Ворошиловым  и другими высокопоставленными лицами и, наконец, после телеграммы сестры Веры «Приезжай скорее – папа очень болен» получено необходимое разрешение и семья Репиных-Язевых-Дьяконовых перезжает в Финляндию.

Илья Ефимович болел, болел смертельно, и вскоре, в сентябре 1930 года его не стало. Так семья осталась без самого главного человека, главного заступника и кормильца.

Надо было жить дальше…

Через полгода семью постигло новое несчастье – умерла Надежда Ильинична, средняя дочь художника.

Обратите внимание

Оставшееся наследство, а это были полотна мастера, разделили между детьми и чтобы выручить деньги, устраивали выставки-продажи.

Татьяна Ильинична вместе с семьей дочери решают перехать во Францию. Там, с 1918 года живет ее подруга детства и юности Лидия Кузнецова, по мужу Карсавина, жена известного религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. Какое-то время семья жила в их доме.

На вырученные от продажи нескольких завещанных картин деньги семья смогла купить деревенскую ферму недалеко от Бордо и вскоре переехала туда на постоянное место жительство.

Пахали на коровах, выращивали пшеницу, занимались разведением домашней птицы, работали день и ночь.

В семье уже было пятеро детей, самый младший родился во Франции и назвали его Иваном. Старшие дети пошли во французскую школу и вскоре, как все дети, свободно говорили на чужом языке. А вот дома был только русский.

Вскоре случилось новое горе. Заразившись в школе, от инфекционного заболевания умирает старший сын Татьяны Николаевны Валентин.

Несмотря на скромность доходов, родители прикладывают все силы для обучения детей. Старший, Кирилл, поступает в техническую школу и впоследствии становится инженером. Становится инженером и Роман.

Последние годы своей жизни супруги Дьяконовы провели в другой части Франции. Старший сын Кирилл поселяется недалеко от города Сент-Этьен,  на юго-востоке Франции в 60 км от Лиона. Вскоре он покупает небольшой домик для своих родителей и они вместе с Галиной переезжают на новое место. К этому времени Иван Дмитриевич был уже парализован, все четверо детей оказывали посильную помощь родителям.

Важно

Многочисленные потомки Ильи Ефимовича Репина все живут во Франции, они все имеют французское гражданство и носят фамилию Дьяконофф.
В семье у старшего Кирилла четверо детей. Их имена имеют аналоги в двух языках: Иван, Надин – Надежда, Мишель – Михаил, Серж – Сергей.

Бучастая Светлана Ивановна, директор  ХММ И.Е. Репина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 9
2 / 9
3 / 9
4 / 9
5 / 9
6 / 9
7 / 9
8 / 9
9 / 9