Фредерик Стендаль: биография и творчество :

Стендаль – биография, личная жизнь, фото

Темой нашего обозрения станет известный французский писатель Ф. Стендаль. Биография (кратко) этого человека будет представлена вашему вниманию ниже.

Общие сведения

Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.

С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером.

Обратите внимание

Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.

Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.

Образование и военная служба

Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.

Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.

После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.

Стендаль, биография которого насыщена интересными фактами, участвовал в военных походах Наполеона в Германии, Австрии, Италии и России. В походах он записывает свои размышления о музыке и живописи.

В составе наполеоновской армии стал очевидцем Бородинского сражения и пожара в Москве. Прошел Оршу и Смоленск, был на Вязьме.

События военной компании в России поразили его патриотизмом и величием русского народа.

Поездка в Италию

Поражение Бонапарта и восстановление власти Бурбонов, к которым у него было негативное отношение, вынуждают Стендаля выйти в отставку и следующие 7 лет провести в итальянском Милане.

Писатель влюбляется в Италию, ее язык, оперу, живопись и женщин. Италия стала для Стендаля второй родиной, сюда он переселяет своих героев. Темперамент итальянцев он считал естественным, не похожим на французский.

В Милане Стендаль познакомился с поэтом Байроном

Важно

Фредерик Стендаль, биография которого была весьма печальной, в Италии начинает литературное творчество и издает первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815) и «История живописи в Италии» (1817).

В Италии начинается движение республиканцев-карбонариев, которых Стендаль поддерживает и финансирует. Но в 1820 г. его друзья карбонарии попадают под преследование, и ему пришлось уехать во Францию.

Жизнь в Париже

Зарабатывать на жизнь писатель Стендаль, биография которого была очень не простой, стал работой в газетах и журналах.

Но власти Парижа уже были осведомлены о его знакомствах. Печататься пришлось в английских и французских журналах без подписи автора.

Двадцатые годы XIX в. отмечены активным творчеством и публикациями.

Выходит в свет книга «Трактат о любви», памфлеты «Расин и Шекспир», первый роман «Арманс» и новелла «Ванина Ванини». Издатели предлагают издать путеводитель по Риму, так появляется книга «Прогулки по Риму».

Стендаль роман «Красное и черное» показал миру в 1830 г. Время действия романа совпадает с эпохой реставрации, в которую жил автор. А основу для сюжета Стендаль прочитал в газете, в колонке криминальной хроники.

Несмотря на плодотворную работу, психологическое и материальное состояние Стендаля оставляют желать лучшего. У него нет стабильного заработка, преследуют мысли о суициде. Писатель пишет несколько завещаний.

Дипломатическая и творческая работа

Политические изменения во Франции в 1830 г. позволяют Стендалю поступить на государственную службу. Он назначен послом в Италию, в Триесту, а позже – в Чивита-Веккию. На консульской работе он и закончит свою жизнь.

Рутинная, однообразная работа и проживание маленьком портовом городке навевали на Фредерика скуку и одиночество. Чтобы развлечься, он стал путешествовать по Италии, ездить в Рим.

Совет

Проживая в Италии, Фредерик Стендаль продолжает литературную деятельность. В 1832-1834 гг. написаны «Воспоминания эгоиста» и роман «Люсьен Левен». Автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара» выходит в 1836 г.

Период 1836-1839 гг. Ф. Стендаль проводит в Париже, в длительном отпуске. Здесь он пишет «Записки туриста», изданные в Париже в 1838 г., и последнюю законченную книгу «Пармская обитель».

Последние годы жизни и творчества

Незадолго до смерти писатель смог вернуться в Париж, выхлопотав себе отпуск в ведомстве. В это время он уже был тяжело болен и слаб, что с трудом мог писать, и потому диктовал свои тексты.

Мрачное настроение не покидало Ф. Стендаля. Он думает о смерти и предвидит, что может умереть на улице.

Так и случилось. В марте 1842 г. писатель совершал прогулку, когда его сразил апоплексический удар. Он упал посреди улицы и спустя несколько часов умер.

Гроб с телом непризнанного гения пришли проводить лишь трое его друзей.

Французские газеты сообщили лишь о погребении на Монмартре «неизвестного немецкого стихотворца».

Надгробная плита Стендаля, по его просьбе в знак любви к Италии, содержит короткую надпись: «Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил».

Отношение к религии и формирование взглядов

В детстве Стендаля воспитывал иезуит Райян. После занятий с ним и чтений Библии, Анри возненавидел священнослужителей и религию и на всю жизнь остался атеистом.

Ему чужда мораль аскетизма и покорности. По мнению писателя, лицемерие охватило французское общество. Никто не верит в догмы католической церкви, но вынужден принимать личину верующего. Полное овладение церкви умами французов является ни чем иным, как проявлением деспотизма.

Обратите внимание

Отец писателя был самодовольным буржуа, а мир Стендаля формировался на противоположных взглядах. Основой была свободная личность, со своими особыми чувствами, характером и мечтами, не признающая установившихся понятий долга и пристойности.

Писатель жил в эпоху перемен, наблюдал и сам участвовал. Кумиром того поколения был Наполеон Бонапарт. Жажда сильных переживаний и энергия действия составляли атмосферу эпохи. Стендаль восхищался талантом и отвагой Наполеона, что повлияло на его мировоззрение. Характеры литературных героев Стендаля изображены в соответствии с духом эпохи.

Любовь в жизни писателя

В Италии, в свою первую поездку, Фредерик Стендаль встретил свою безнадежную и трагическую любовь – Матильду Висконти, жену польского генерала Дембовского. Она рано умерла, но успела оставить след в его жизни и память, которую он пронес через всю жизнь.

В своем дневнике Стендаль написал, что в его жизни было 12 имен женщин, которые он хотел бы назвать.

Признание таланта

«Литературная слава – лотерея», – говорил писатель. Биография и творчество Стендаля не были интересными его современникам. Должная оценка и понимание пришли спустя 100 лет, в XX веке. Да он и сам отмечал, что пишет для малого числа счастливцев.

На фоне знаменитости Бальзака в 1840 г., интересная биография Стендаля была не известна, его не было в списке французских писателей.

Прилежные сочинители того времени, сейчас благополучно забытые, издавались десятками тысяч экземпляров. «Трактат о любви» Ф. Стендаля продали лишь в 20 экземплярах.

По этому поводу автор шутил, называя книгу «святыней», потому что мало кто смеет к ней прикоснуться. Знаковый роман «Красное и черное» издавался только 1 раз.

Критики сочли романы Стендаля не заслуживающими внимания, а героев безжизненными автоматами.

По-видимому, причина кроется в несоответствии существовавших стереотипов в литературе с жанром его творчества. Пристрастие к личностям с абсолютным авторитетом, подобным Наполеону, противоречило правилам того времени.

Отсутствие признания при жизни не помешало Ф. Стендалю войти в число величайших новеллистов своего времени.

Интересные факты из биографии Стендаля

Свой литературный псевдоним Анри Бейль взял по названию города Stendhal в Германии. В этом городе родился знаменитый искусствовед Винкельман, живший в XVIII веке, идеи которого оказали влияние на немецких романтиков.

Свою профессию Ф.Стендаль называл: «Наблюдение за поведением человеческого сердца».

В январе 1835 г. Стендаль был награжден орденом Почетного легиона.

Название романа «Красное и черное» символично и спорно, дискуссии в среде ученых и литературоведов не прекращаются. По одной из версий, красное – цвет революционной эпохи, в которую выпало жить автору, а черное – символ реакции. Другие сравнивают красное и черное со случаем, определяющим судьбу человека.

Важно

А третьи усматривают в сочетании цветов проблему выбора главного героя Жюльена. Быть военным (красное), как при Империи или священником (черное), что более почетно во время Реставрации.

Союз красного и черного – это не только контраст, противоположность, а еще сходство, взаимный переход одного в другое, конфликт и смежность жизни и смерти.

Оценка творчества Ф. Стендаля

Сам Фредерик Стендаль, краткая биография которого была поведана в статье, причислял себя к романтикам, в своих произведениях ставил на первое место внутренний мир и переживания героев. Но внутренний мир основывался на четком анализе, осмыслении социальной жизни, реалистическом мышлении.

В своем отношении к жизни, что нашло отражение в творчестве, Стендаль проверял все события и понятия личным опытом, а опыт произрастает из наших личных чувств и переживаний. Единственным источником познания, считал он, являются наши ощущения, следовательно, не может быть морали с ним не связанной.

Движущая сила и мощный стимул поведения героев кроется в жажде славы и засуженного одобрения.

Создатель жанра реалистично-психологического романа – Фредерик Стендаль, использовал в своих романах тему противопоставления молодых и старых героев, где молодость и энергия выступают против тупости и деспотичности.

Главные, любимые герои его романов вступают в конфликт с обществом господствующей буржуазии и победившего «чистогана».

Грубая социальная среда, исполненная косных взглядов и привычек, препятствует развитию независимой мысли и свободной личности.

Писателя относят к передовым и ранним практикам реализма.

Творчество Ф. Стендаля имеет два основных тематических направления:

  • Италия и книги об искусстве.
  • Описание французской действительности в то время, которое он жил, после Французской Революции.
  • Стендаль. Подробная биография

    Стендаль – биография, личная жизнь, фото

    Мари-Анри Бейль (Marie-Henri Beyle) (псевдоним Стендаль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа – родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля.

    Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон.

    Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция. С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму.

    Совет

    Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

    Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал её важность.

    Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

    В 1799 Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу.

    Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники из семейства Дарю выхлопотали для Бейля назначение на север Италии, и юноша навсегда влюбился в эту страну.

    В 1802, постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера».

    Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель.

    В 1805 он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке.

    Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

    В 1812 Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.

    После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году».

    Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов.

    Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает в качестве основного псевдонима название родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами — карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я.

    Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его сердце.

    В 1820 в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину.

    Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи.

    Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей.

    В 1822 он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 в Париже увидел свет манифест французского романтизма — трактат «Расин и Шекспир».

    В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика.

    Обратите внимание

    В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827), повесть «Ванина Ванини» (1829).

    В том же 1829 ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

    После установления 28 июля 1830 Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где в качестве консула он проработает до самой смерти.

    В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил.

    С 1835 по 1836 был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

    15 января 1835 награждён орденом Почётного легиона.

    Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839.

    За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838) и последний роман «Пармская обитель». Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 привлёк один из популярнейших французских романистов Бальзак в своём «Этюде о Бейле».

    Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

    Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала.

    Важно

    В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами.

    23 марта 1842 года в Париже Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта. Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию. Похоронен Стендаль на кладбище Монмартр.

    Произведения:

    Романы и повести:

    Первый роман — «Арманс» («Armance», т. 1-3, 1827) — о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.

    «Ванина Ванини» («Vanina Vanini», 1829) — повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини

    «Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831) — важнейшее произведение Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.

    В авантюрном романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит пуританская традиция европейской литературы.

    Незаконченные художественные произведения:

    Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» («Lucien Leuwen», 1834-1836, опубликован 1929).

    Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» («Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» («Souvenirs d'égotisme», 1832, изд.

    1892), неоконченный роман «Ламьель» («Lamiel», 1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913).

    Итальянские повести

    Разбирая архивы Папского государства эпохи Возрождения, Стендаль обнаружил немало романтических историй, которые в 1830-е подготовил для печати под названием «Итальянские хроники» («Chroniques italiennes»). Отдельное издание этих историй последовало в 1855.

    Биография

    Произведения

    • Арманс
    • Ванина Ванини
    • Красное и чёрное

    Критика

    Ключевые слова: Стендаль, Stendhal, Мари-Анри Бейль, Marie-Henri Beyle, реализм, психологический роман, биография Стендаля, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 19 в, жизнь и творчество Стендаля

    Стендаль – биография знаменитости, личная жизнь, дети – СelebrityBook

    Стендаль – биография, личная жизнь, фото

    Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

    В биографии Стендаля было много интересных фактов, о которых мы расскажем прямо сейчас.

    Итак, перед вами краткая биография Стендаля.

    Биография Стендаля

    Мари-Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле, Франция. Он рос в семье юриста Шерюбена Бейля.

    Мать будущего писателя, Шерюбена Бейля, умерла, когда ему едва исполнилось 7 лет. После этого воспитанием мальчика занимались отец и тетя.

    Интересно, что отношения с ними у Стендаля так и не сложились. Больше всего Анри любил дедушку, который серьезно повлиял на становление его личности.

    Совет

    Дед был очень грамотным и эрудированным человеком. Интересен факт, что однажды он даже общался с Вольтером, когда посещал город Ферней.

    Именно он дал внуку прекрасное начальное образование, благодаря чему Стендаль проучился в школе только 3 года.

    Детство и юность

    С самого детства Стендаля интересовала философия, логика, история искусств и точные науки. Кроме этого он восхищался полководцем и политиком Наполеоном Бонапартом.

    В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

    Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу.

    Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

    В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

    После этого он посетил Австрию и Германию. Где бы ни находился писатель, он делал подробные заметки о тех местах. Через несколько лет в биографии Стендаля происходит переломный момент.

    Он все чаще разочаровывается в действиях Наполеона, которого не так давно считал кумиром. В результате он решает покинуть службу и вернуться обратно домой.

    Приехав во Францию, Стендаль активно занялся изучением философии и филологии.

    Творческая биография Стендаля

    После того, как Наполеон был отстранен от власти, на французском престоле оказались представители Бурбонов. Не желая признавать их власть, Стендаль переезжает из Франции в Италию, где поселяется в Милане.

    Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

    Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

    Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

    Обратите внимание

    Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

    В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

    Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

    Произведения Стендаля

    В 1822 г. Стендаль опубликовал книгу «О любви», непохожую на его предыдущие произведения.

    Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

    После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

    В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

    В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

    К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

    После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

    Личная жизнь

    В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

    При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

    Смерть

    Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

    Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

    За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

    Важно

    Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

    Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

    Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

    Стендаль биография

    Анри Мари Бейль (1783-1842), более известный под псевдонимом Стендаль – выдающий французский писатель, один из родоначальников литературного жанра «реалистический роман».

    Изучая непростую, во многом противоречивую биографию Стендаля, становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.

    Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юге-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.

    К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и, самое главное – способностью мыслить.

    Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.

    Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта, который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полке Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.

    Французская столица встретила его благосклонно и подарила три года для получения настоящего образования. Он изучал английский язык, философию, историю литературы, много писал и читал. В этот же период он стал убежденным врагом церкви и всего, что связано с мистикой и потусторонним.

    Совет

    В 1805 году Стендаль вынужден был восстановиться на военную службу. С 1806-1809 года он участвовал во всех европейских сражениях наполеоновской армии. В 1812 году добровольно, по собственному побуждению отправился на войну с Россией. Он пережил Бородинское сражение, своими глазами наблюдал гибель Москвы и вместе с остатками некогда великой наполеоновской армии бежал через Березину.

    Французский писатель всегда справедливо восхищался духом и доблестью русского народа. В 1814 году он переехал в Италию.

    В Милане писатель прожил семь лет. В краткой биографии Фредерика Стендаля отмечено, что именно в этот период он написал свои первые серьезные работы: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» и многие другие. Там же, в Италии, впервые его книги начали публиковаться под псевдонимом «Стендаль».

    В 1821 году из-за царящей  в Италии политики насилия и запугивания он вынужден был бежать на родину. В Париже, переживая сложное материальное положение, он работал в качестве литературного и художественного критика. Это не облегчало его участи, но помогало держаться на плаву.

    В 1930 его назначили  на государственную должность – французским консулом в Триесте. В этот же год в свет вышел самый известный его роман – «Красное и чёрное».

    23 марта 1842 года классик французской литературы умер. Это случилось на улице во время прогулки.

    • Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
    • На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
    • В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом Байроном, творчеством которого, задолго до их знакомства, он безмерно восхищался.

    Будь в числе первых на доске почета

    Стендаль. Биография и обзор творчества

    Стендаль. Биография и обзор творчества

    Под именем Стендаль вошел в литературу замечательный французский писатель Анри Мари Бейль, который родился 23 января 1783 г. в Гренобле в семье адвоката. Стоит заметить, что при жизни Стендаль не был известен как романист, однако был очень популярен как автор книг о достопримечательностях Италии.

    Мама писателя умерла, когда ему было семь лет, поэтому его воспитанием занимались тетя и отец, с которыми у мальчика были очень тяжелые отношения.

    Он искренне любил своего деда, который был поклонником писателей эпохи Просвещения и познакомил маленького Анри с произведениями Вольтера и Дидро. В своей автобиографии Стендаль позже писал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном.

    Обратите внимание

    Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…».

    С юности увлекался искусством, литературой, но мечтал стать математиком и собирался поступить в Политехническую школу Парижа, куда и направился в 1779 г. Однако бурные исторические события во Франции привели Стендаля в армию Наполеона, куда он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк.

    Его влиятельные родственники использовали все свои связи, чтобы отправить его служить на север Италии, которую писатель любил до конца своих дней. В 1802 г. он разочаровывается в политике Наполеона и подает в отставку. Живет некоторое время в Париже, изучает философию, английский язык и литературу. В 1805 г.

    он возвратился на службу в армию и, будучи военным чиновником, объездил полмира — Италия, Германия. Австрия. В 1812 г. он стал участником русской кампании Наполеона, побывав в Смоленске, Вязьме, стал свидетелем битвы при Бородино и видел пожар Москвы. Он был крайне впечатлен русским народом: «В России я увидел патриотизм и настоящее величие.

    Я поражен тем, что деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно*.

    В 1830-е гг. он вновь возвращается на военную службу в должности консула в Триест, а затем — в портовый городок Чивитавеккья, где и проработал консулом до самой своей смерти.

    В маленьком городке Стендалю было очень скучно, а бумажная волокита совсем не оставляла времени для творчества. В 1832 г. он начинает работу над «Воспоминаниями эгоиста», а в 1834 — над романом «Люсьен Левен», который он забросил, так и не окончив.

    А с 1835 г. увлеченно пишет автобиографическую книгу — «Жизнь Анри Брюлара».

    С 1836 по 1839 гг. Стендаль попросил длительный отпуск и переехал в Париж. Это было очень плодотворное время. Он написал «Записки туриста» и свой последний роман «Пармская обитель».

    Важно

    В юности Стендаль заразился сифилисом, который тогда не умели лечить. В дневнике он писал, что принимает препараты ртути (побочных эффектов от которых намного больше, чем пользы) и йодистую соль калия.

    Постепенно он становился так слаб, что ему было трудно держать перо, и он диктовал свои тексты, работая до самого последнего дня. 22 марта 1842 г. он потерял сознание на улице и скончался спустя 2 часа, предположительно от аневризмы аорты.

    В своем завещании он попросил написать на могильной плите: «Арриго Бейль. Миланец. Писал. Любил. Жил.» Писатель похоронен на кладбище Монмартра.

    Стендаль стал связующим звеном между Просвещением XVIII в. и реализмом XIX в., став первым писателем-реа-листом.

    Первые книги Стендаля появились в 1815 г., во время его пребывания в Италии в должности отставного офицера армии Наполеона, и были посвящены музыке и живописи. Лишь в 1820-е гг., когда Стендаль возвращается в Париж и включается в борьбу романтиков за новую литературу, он обращается к художественной прозе.

    Публикует трактаты; «О любви» в 1822 г. и «Расин и Шекспир» в 1823 г. В этих; своих творениях он боролся за истинный романтизм, т. е. реализм.

    Однако, стараясь защитить настоящее современное искусство, Стендаль создает абсолютно новую, реалистичную эстетику, которая нашла свое отражение в его бессмертном произведении — романе «Красное и черное».

    «Красное и черное»

    . Второе название произведения — «Хроника XIX столетия». Именно в данном романе сосредоточено стремление Стендаля не просто рассказать о судьбах разных героев, об их жизненных перипетиях, но и описать саму эпоху, в которой происходит действие романа.

    Стендаль

    Стендаль – биография, личная жизнь, фото

    (настоящее имя — Анри Мари Бейль)

    (1783-1842) французский писатель

    Анри Бейль родился в провинциальном французском городе Гренобле в семье нотариуса. Его отец был роялистом и во время Реставрации стал помощником мэра города. Мать писателя умерла, когда Анри был еще ребенком, и его воспитанием занимались отец и тетя, которые были сторонниками консервативного религиозного воспитания. Стендаль рано разошелся с семьей в политических взглядах.

    Выбранный отцом в качестве гувернера аббат Райан лишь усилил отвращение мальчика к религии и монархии. Большое влияние на формирование взглядов будущего писателя оказал его дед — энциклопедист Анри Ганьон, который воспитывал своего внука на идеалах просветителей XVIII века.

    В 1796 году Стендаль поступил в Центральную школу Гренобля, где проявил большие способности к математике. В 1799 году он окончил школу со специальным призом по математике, что давало ему преимущество при поступлении в Политехническую школу в Париже.
    Совет

    Однако, приехав в Париж, Стендаль неожиданно отказывается поступить в Политехническую школу. В течение нескольких месяцев он находится в состоянии депрессии. Ему помогает его кузен Пьер Дарю, служащий в военном министерстве. Стендаль поступает на службу в военное министерство, а в мае 1800 года уже вместе с армией Наполеона участвует в итальянском походе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление. Позднее он возвращался туда несколько раз и называл ее своей «родиной по выбору».

    В 1802 году наступил перерыв в его военной карьере. Выйдя в отставку, Стендаль жил в Париже в тяжелейших материальных условиях. В течение нескольких лет он изучал философию, литературу, психологию. В эти годы Стендаль начал писать свои первые произведения: трагедии, комедии, драмы. Однако ни одно из них не было поставлено в театре, ни одно не было опубликовано.

    Лишенный средств к существованию, он вновь поступает на военную службу в 1806 году. С армией Наполеона участвовует в войнах против Пруссии и Австрии. Будучи интендантом, по делам службы он был в различных странах Западной Европы. В качестве адъютанта генерала Мишо участвовал в походе Наполеона на Россию.

    Стендаль относился к армии Наполеона как к революционной, а наполеоновские войны воспринимал как продолжение революционной борьбы против монархии и феодального мира. Поэтому, став свидетелем поражения императора в 1814 году, он был глубоко потрясен крахом Наполеона и реставрацией династии Бурбонов. После Реставрации Стендаль, которого события 1814 года застали в Италии, отказался вернуться в Париж. Он участвовал в движении карбонариев — тайной революционной организации, боровшейся за освобождение страны от австрийского владычества. Впоследствии писатель отразил эти события в повести «Ванина Ванини» (1829). В эти же годы Стендаль познакомился с революционными итальянскими романтиками и написал свои первые очерки по истории искусства, среди них — «История живописи в Италии» и «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

    В 1821 году Стендаль, заподозренный в участии в организации карбонариев, был вынужден покинуть Италию и вернулся в Париж. Он приехал во Францию в разгар споров между поэтами-романтиками и поэтами-классицистами. Период с 1822 по 1830 годы — это время активной публицистической деятельности Стендаля. Живя в Париже, он написал трактат «О любви» (1822), свою важнейшую работу по эстетике «Расин и Шекспир» (1823—1825), «Жизнь Россини» (1824). Поддержав романтиков, Стендаль по существу выступил с манифестом писателя-реалиста. В «Расине и Шекспире» он провозгласил принципы нового искусства. Их можно свести к следующим тезисам: нет вечного искусства; искусство, как и понятие прекрасного, создается эпохой; нет единых понятий красоты для всех времен и народов, как утверждали классицисты; искусство должно стоять на уровне больших исторических проблем своего времени и отвечать эстетическим запросам людей определенной исторической эпохи. «Нам нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная народом».

    Политические и эстетические взгляды писателя наиболее полно воплотились в его лучшем романе «Красное и черное» (1831). Роман был написан в период острой политической борьбы накануне Июльской революции 1830 г. , положившей конец эпохе Реставрации. Он имеет подзаголовок «Хроника XIX века». «Красное и черное» — это картина эпохи Реставрации, эпохи несправедливости, абсурда, трусливой злобы и подлости. В основе сюжета романа был материал судебной хроники, прочитанный Стендалем в газете в 1827 году: семинарист Антуан Бертье был отправлен на гильотину за то, что стрелял в церкви в свою бывшую любовницу.

    Однако из судебной хроники писатель заимствовал простое происхождение героя, мотив преступления из ревности и суть приговора. Частному случаю писатель придал широкий, обобщающий смысл. В центре романа — талантливый плебей, сын крестьянина Жюльен Сорель, погубленный условиями французской действительности. Основной конфликт между героем романа и правящими классами эпохи Реставрации разворачивается в широкую картину современного писателю французского общества. Приговор эпохе Стендаль произносит устами Сореля в заключительной речи на суде, где герой расценивает свой смертный приговор как месть всем простолюдинам, посмевшим попытаться завоевать себе место в обществе, достойное их ума и способностей.

    Июльская революция 1830 года принесла Стендалю жестокое разочарование. В марте 1831 года в качестве французского консула в Триесте он вновь едет в Италию. Участвует в итальянском национально-освободительном движении, надеясь на осуществление своих идеалов в этой стране и теряя надежду на скорые перемены на родине. В Италии он продолжает работать над романом «Люсьен Левен» (не окончен), романом «Жизнь Анри Брюлара» и «Итальянскими хрониками».
    Обратите внимание

    В 1838 году в период пребывания в Париже Стендаль написал свой последний большой роман — « Пармская обитель» — за 53 дня. Это был своеобразный гимн настоящей любви, свободе, борьбе итальянцев за национальное освобождение.

    В 1842 году, вновь приехав из Италии в Париж, Стендаль скоропостижно умер.

    Биография – Стендаль (Анри-Мари Бейль)

    Стендаль – биография, личная жизнь, фото

    (1783-1842)

    Один из величайших французских писателей XIX века Анри Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля (Стендаль – название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман).

    Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный деятель, увлекался идеей Просветительства и был почитателем Вольтера. Но с началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден был даже прятаться.  Мать мальчика рано умерла, и семья надолго оделась в траур. Отец не проникался воспитанием сына, доверив его католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстью и смелостью.

    В 1797 году Стендаль вступил в Гренобле в Центральную школу, целью которой было введение в республике государственной и светской учебы вместо религиозной, и вооружению молодого поколения, знаниями и идеологией буржуазного государства, которое зарождалось. Здесь парень увлекался математикой. По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней больше двух лет, а затем подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем.

    Стендаль был сторонником идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, особенно после захвата последним престола Франции и превращения в императора, было, однако, достаточно критичным. Некоторые замечания Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотичные и узурпаторские стремления Наполеона и какую угрозу он видел в нем для настоящего духа революции.

    Стендаль принимал участие в походе Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал ужасы зимнего отступления французской армии из России. Впечатления о России были чрезвычайно сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину, видел также и жестокий произвол самодержавия.

    После падения Наполеона и возвращение Бурбонов во Францию Стендаль едет в Италию, лишь наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию; эта страна сыграла достаточно большую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекала интенсивная общественная жизнь Италии. В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). Сочувствие Стендаля этому дало двигательные основания правительство обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно оставить австрийские владения северной Италии.

    Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Он с захватом изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа из истории искусства “История живописи в Италии”, “Прогулка по Риму”, новелла “Итальянская хроника”. Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов “Пармскя обитель”.

    Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для его нестерпимым. Это отношение писателя к реакции и режиму Реставрации нашло свое выражение в его лучших романах. В 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа назначение в Триест консулом, но его не утвердили, как “неблагонадежного”, в Триесте. Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита Веккия. Его смелая, независимая мысль, сочувствие революции и якобинизму, атеизм, его преисполненные боевого протеста произведения делали одинаково тяжелым его пребывание как в Италии, так и у себя на родине.
          Стендаль чувствовал себя больным, однако достаточно часто ездил из Чивита-Веккии к Рифма. В 1841 году с им случился первый апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он опять приехал в Париж, намереваясь пробыть там всего несколько дней. И неожиданно его свалил второй удар.

    После смерти писателя вокруг его имени критики создали “заговор молчания”. Первым, кто заговорил о нем и заставил обратить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Cтендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только наиболее возвышенные умы общества.

    Творчество Стендаля принадлежит к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героическую традицию недавней революции. Связь его с просветителями можно наблюдать как в творчестве, так и в его философии и эстетике.
    Важно

    В своем понимании искусства и роли художника Стендаль идет дальше от просветителей и утверждает, что искусство по своей природе социально, оно служит общественной цели. Это положение Стендаль превращает в боевое оружие против искусства в свое время, в первую очередь против классицизма. Его искусствоведческая работа была остро – публицистической. Одной из главных его работ по литературе является “Расин и Шекспир” (1825).

    Стендаль подчеркивает, что художник только тогда выполняет свое назначение, когда он ведет за собой общество. Если художники действуют в одиночку, не связанные с массой, они тогда – ничто.

    Эстетичные положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических условиях – после Французской революции 1789- 1794 годов, в период революции, которая опять назревала, в 1830 году. Через все произведения проходит мысль о важности исторических сдвигов, которые неминуемо отражаются в искусстве. Вся его статья из искусства преисполнена чувством нового. С каждой новой исторической эпохой изменяется понятие красоты, говорит Стендаль. То, которое казалось красивым людям XVII века, уже не может казаться красивым тем, кто пережил революцию 1789 года. Изменяется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как хорошо он выучил классиков, искусство прошлого, а тем, в какой мере он принимал участие в революционных событиях, в общественной жизни в свое время. Главную ошибку классицистов Стендаль видит в том, что они хотят сохранить то искусство, которое сложилось еще задолго до революции. Новым направлением он считает романтизм – как новое искусство, которое ведет борьбу со всем отсталым, отживающим.

    Еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. В романе “Красное и черное” он характеризует роман как “зеркало, которое проносят по большой дороге”. Если дорога грязна, если на ней есть лужа, это неминуемо отразится в этом зеркале, и даром было бы обвинять зеркало в том, что оно отражает точно; нужно обвинять дорогу, или, вернее, смотрителя дороги, в том, что он плохо хозяйничает на ней”.

    Наконец, последний тезис – это необходимость учиться у Шекспира. Стендаль пишет, что романтики никогда не советуют прямо близко драмы Шекспира. Этому большому человеку необходимо наследовать в манере изучать мир, среди которого мы живем, потому что он дает своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен.

    Таким образом, в своих эстетичных взглядах Стендаль является учеником и продолжателем просветителей. их учение он развивает при новых исторических условиях, что налагает резкий отпечаток на его взгляды и обиду, предоставляя им новое качество. Все требования к искусству он выставляет в зависимость от заданий, которые выдвигает революция.

    Связь Стендаля с просветительством можно проследить и в области философии, – он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаниса. Особенное место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке. Подобно просветителям, Стендаль утверждает, что человек должен гармонично развивать все заложенные в нем способности и силу,  и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизму – вот качества, которые определяют полноценную личность. Исключительное место в его философии и творчестве занимает проблема страсти. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит уму, а находится под его контролем.  Герои  романов Стендаля нередко выступают такими же рационалистами в своей любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сан-северина, даже охваченные сильной страстью, всегда способные оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их уму.

    Следовательно, в литературу XIX века Стендаль вносит боевой дух века и революции, веру в ум, в гармоничную личность, культ сильной страсти. Но отстаивая идеалы революции, он вынужден делать вид, что эти священные для его идеалы далеки от современности, в которой торжествует проза буржуазной жизни. Героизм становится ненужным в практике буржуазных отношений, там, где господствует безнадежная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих условиях человеку сильной страсти, который жаждет героизма, нет места, и он неминуемо вступает в противоречие с буржуазной действительностью. В этом и заключается трагедия главных героев Стендаля. В 20-х годах Стендаль пишет замечательную новеллу “Ванина Ванини”, которая вошла позже в “Итальянскую хронику”. В ней раскрывается эпизод из истории революционно демократического движения карбонариев в Италии.

    Adblock
    detector