- Автор: daniil
- Распечатать
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670
Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.
Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского.
И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества.
Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.
Обратите внимание
Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура.
Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.
Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.
В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов.
В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами.
«Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».
Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».
Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста».
Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика.
Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной.
Важно
В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.
Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.
Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.
Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию.
Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка.
Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.
Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться.
Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни.
Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году.
Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.
Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.
Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.
Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».
Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».
Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:
«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Совет
Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании».
Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы.
Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.
Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.
По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.
Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи.
Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным.
Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.
Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.
Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».
И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.
И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
Бесплатно
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Ян Амос Коменский (1592—1670) Выполнила: Студентка 2 курса группы ППЗ- 12 Чернышова Наталья
2 слайд Описание слайда:
Основоположник классической педагогики, чешский ученый Ян Амос Коменский еще в XVII веке установил, что обучение в школах должно быть всеобъемлющим по четырем возрастным группам – детской (до 6 лет), отроческой (с 6 до 12), юношеской (с 12 до 18) и высшей школе для молодежи с 18 до 24 лет. Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками, систематизировал учебный процесс – ввел понятие урока как основной формы занятий с детьми. Все предложения и пожелания Коменского, а они насчитывают многие десятки, вошли в практический опыт европейской педагогики. Портреты Я.А. Коменского
3 слайд Описание слайда:
Он родился в моравской семье мельника, члена общины Чешских братьев – организации, противопоставлявшей себя католицизму. Первоначальное образование Ян получил в латинской школе, два года обучался в Херборнской академии, затем уехал в Германию и поступил в известный Гейдельбергский университет, где посещал лекции по математике, астрономии. Там он приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» и стал составлять словарь чешского языка. Школа чешских братьев Гейдельбергский университет
4 слайд Описание слайда: Обратите внимание
Во время учебы он ездил по городам Европы, побывал в столице Голландии Амстердаме – уже в то время крупном портовом городе, центре культуры и образования. На родину он вернулся зрелым 22-летним молодым человеком с желанием обучать детей по составленной им системе. Он стал руководителем школы в Пшерове, затем Фульнике и одновременно был священником общины Чешских братьев. В годы Тридцатилетней войны Коменский вынужден был покинуть родные места, уехал в Польшу, где преподавал в местной гимназии. Я.А. Коменский в Амстердаме Ян Коменский прощается с родиной. Рисунок Ф. Дженевейн 1885 г. 5 слайд Описание слайда:
4 февраля 1628 в Чехии он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд “Великая дидактика”. Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы», – считал великий педагог. Страница книги «Великая дидактика»
6 слайд Описание слайда:
начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца природа не делает скачков, а идет вперед постепенно всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке В “Великой дидактике” Коменский выдвинул такие основоположения:
7 слайд Описание слайда:
В 1631 году Коменский издал объемный труд «Открытая дверь языков». Это был первый учебник латинского языка для детей, который в доступной и понятной форме объяснял все трудности языка, содержал разнообразные примеры. Эта книга за короткое время стала популярной, ее перевели на 12 европейских языков, и в течение многих будущих десятилетий она оставалась основным учебником в школах. Вскоре он написал учебники по астрономии, физике и первое в истории руководство для семейного воспитания и обучения детей – «Материнская школа». Я.А. Коменский «Материнская школа»
8 слайд Описание слайда:
В этом труде он писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если прилежных учеников будут время от времени хвалить; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома». Цитата Коменского на табличке в Словацкой школе «…из всех профессий ниже всего нужно поклониться учителю…»
9 слайд Описание слайда:
Его имя вскоре стало известно во многих странах Европы. Со своими предложениями и идеями он побывал в Лондоне, Стокгольме. Многие желали видеть его у себя в качестве организатора педагогического образования, но Ян выбрал Венгрию, которая хотела осуществить у себя реформу школьного дела. В этой стране он попытался реализовать еще одну свою идею – пансофию – гармоничное познание мира, себя и Бога, или обучение всех всему. Старый Лондон, старый Стольгольм
10 слайд Описание слайда:
В своих трудах Коменский рекомендовал преподавать древние языки, виды искусств, естествознание, медицину, географию, историю, химию. В поддержку своей идеи пансофии он выпустил новую книгу, которая называлась «Видимый мир в картинках». Она была построена по принципу наглядности и дожила до XVIII века, ее перевели также на русский язык. Стараясь вызвать у детей активный интерес к учебе, Коменский вносил в преподавание элемент игры, для этого он написал несколько пьес, которые вошли в его книгу «Школа – игра». Страница книги «Видимый мир в картинках»
11 слайд Описание слайда:
Судьба Коменского сложилась не очень счастливо. Его жена и дети погибли во время эпидемии чумы. В 1658 году, во время шведско-польской войны, он потерял все свое имущество, в том числе библиотеку, рукописи. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, городе юности, где издавал свои сочинения, выпустил в том числе капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором излагал свои идеи по реформе человеческого общества, призывал к гуманизму образования. Изображение Коменского на барельефе здания школы в Долани (Чехия)
12 слайд Описание слайда: Важно
Вклад Коменского в педагогику огромен. Он предложил принцип природосообразности обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы: «Я задумал найти непоколебимое основание науки о преподавании и вот, после многих трудов, я нашел их из непреложных законов природы, которые и положены в обоснование мною моей Великой Дидактики». Этот принцип заключается в следующем: «Человек – часть природы. Следовательно, он и его развитие подчиняются её универсальным законам. Эти закономерности проявляются в устройстве неживой природы, в жизни растений и животных, в развитии человека. Природа и жизнь человека познаваемы. Познаваемы также законы обучения». Педагогический музей им. Коменского 13 слайд Описание слайда:
Для обеспечения прочного усвоения знаний Ян Коменский предлагал: деление учащихся на классы классно-урочную систему занятий тщательное планирование учебной работы на крупные и мелкие отрезки времени вплоть до тщательного планирования работы на каждом уроке использование учебников учителю переходить от простого к сложному, от общего к частному, от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному регулярное повторение материала во время занятий – как самим учителем, так и учениками давать учащимся домашние задания
14 слайд Описание слайда:
Исходя из природы человека, Коменский делил жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: В основу этого деления он клал возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию. детство от рождения до 6 лет отрочество от 6 до 12 лет юность от 12 до 18 лет возмужалость от 18 до 24 лет
15 слайд Описание слайда:
Он пытался связать теоретическое и практическое познание. Из его механистического отношения к познанию напрямую вытекает его педагогическая деятельность. «Коменский всегда развивал в учениках самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении, как единственную основу для приобретения прочного знания прочного знания добродетели к блаженства».
16 слайд Описание слайда:
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 – 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру. 17 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание!
18 слайд Описание слайда:
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: 1982. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. – М.: 1982. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Инсититутов. – М.: Просвещение, 1982. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Коменского. – М.: 1987. Коменский Я. Материнская школа – М.: Успедгиз, 1947. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . – М.: Просвещение, 1982.-С. 31. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981. – С. 115 – 119 Список использованной литературы
Бесплатно
Общая информация
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Его известность и мировое признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют педагогическое значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад.
В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми.
Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.
Совет
Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.
Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. Права М.
Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей – все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему».
Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра. Школа, по Коменскому, – дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.
Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».
Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии – высшие школы для молодежи с 18 по 24 лет, а также «школы зрелого возраста».
Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал : «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».
В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад).
Обратите внимание
Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком».
Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении вдовое больше времени и мы затрачивали бы вдовое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное».
Коменский считал, что «все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).
Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.
Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.
Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.
Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился — Комне, так и стал Коменским.
Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.
Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр — все они умерли в 1602-1604 годах.
В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя — Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.
Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете.
В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка».
И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.
В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.
В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.
В 1624 он женится вторично.
Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов.
Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию.
Важно
В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.
В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.
Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.
Коменский также был приверженцем пансофии — движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.
В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.
В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.
В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.
Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы.
Совет
Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам.
Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей
В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.
Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.
Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.
Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене — пригороде Амстердама.
Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.
Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.
Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.
Учитель — это не профессия, а призвание.
Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.
Обратите внимание
У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.
Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.
Ян
Амос Коменский -чешский педагог-гуманист,
общественный деятель. Ян
Амос Коменский жил и творил в XVII веке,
веке, который знаменателен в истории
Европы, и в истории Чехии в частности,
как век открытой борьбы между феодализмом
и развивающимися капиталистическими
элементами.
Процесс капиталистического
развития разрушал экономическую
структуру феодализма. Всюду, где
развиваются зачатки капиталистического
производства, значительно развивается
ремесло, изобретательство и наука.
Великая заслуга Коменского перед
человечеством состоит в том, что он с
позиции демократизма и гуманизма смог
дать критическую оценку всей отжившей
средневековой системе воспитания.
Коменский, учитывая все то ценное, что
было накоплено его предшественниками
в области теории и практики воспитания,
создал педагогическое учение, которое
и по сей день сохраняет свою современность
и необходимость.
Коменского называют
отцом педагогики, учителем народов. Он
создал педагогические и философские
труды, пронизанные духом гуманизма,
демократизма, любовью и уважением к
людям, уважением к труду.
Коменский
проповедовал идею ликвидации сословных
привилегий и угнетения человека
человеком, пламенную любовь к родине,
оптимистическую веру в будущее,
равноправие великих и малых и уважение
к национальным правам всех народов. Он
был борцом за и уничтожение всех войн
и восстановлением всеобщего мира на
земле.
Коменский
не только создавал общую систему
привычного нам образования, но и занимался
ее детальной проработкой. В его
теоретических трудах по вопросам
обучения и воспитания детей рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.
Поистине гениальные мысли развивает
Коменский, говоря о трех причинах
трудности научных занятий.
Важно
Первой
причиной он считает рабский способ
постановки занятий; второй причиной –
порочный способ изучения вещей, когда
учащихся не обучают вещам, а лишь
рассказывают им о вещах; третья причина
– несовершенство метода. Из этих
научно-методологических посылок напрямую
вытекает педагогический метод Коменского.
Он изгоняет из своей школы косность,
тупую зубрежку и равнодушие учеников.
Вместо этого Коменский отдает предпочтение
объяснению вещей и процессов, признает
бескрайний полет творческой мысли.
Коменский требует демонстративности
при объяснении вещей, при их изложении,
а это – не что иное, как наглядность.
Отличительной
чертой педагогических воззрений
Коменского было то, что он рассматривал
воспитание в качестве одной из важнейших
предпосылок установления справедливых
и дружественных отношений между людьми
и народами.
Через
все педагогические сочинения Коменского
проходит мысль, что правильное воспитание
во всем должно сообразоваться с природой.
Коменский считал, что человек как часть
природы подчиняется ее главнейшим
всеобщим законам. Он указывает, что
точный порядок школы надо заимствовать
от природы.
Он пытается установить
закономерности воспитания путем аналогий
с естественными «основоположениями»,
законами природы.
Яркие
примеры сравнения человека с живой
природой можно увидеть в «Великой
дидактике». «…
плодоносное дерево
(яблоня, груша, виноградная лоза) хотя
и может произрастать предоставленное
самому себе, но как и дикое растение
принесет и дикий плод; для того же, чтобы
оно дало вкусные и сладкие плоды,
необходимо, чтобы искусный садовник
его посадил, поливал, подчищал.
Хотя
человек, как и всякое существо, сам
приобретает свой образ, все же, без
предварительной прививки черенков
мудрости, нравственности и благочестия,
он не может стать существом разумным,
мудрым, нравственным и благочестивым”.
Коменский, исходя из природы человека,
делит жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода, по 6 лет
каждый:
1)
детство – от рождения до 6 лет включительно;
2)
отрочество – от 6 до 12 лет;
3)
юность – от 12 до 18 лет;
4)
возмужалость – от 18 до 24 лет.
Совет
Детство
характеризуется усиленным физическим
ростом и развитием органов чувств;
отрочество – развитием памяти и воображения
с их исполнительными органами – языком
и рукой; юность, помимо указанных качеств,
характеризуется более высоким уровнем
развития мышления и возмужалость –
развитием воли и способностью сохранять
гармонию.
Для
каждого из этих возрастных периодов
Коменский намечает особую ступень
образования. Для детей до 6 лет он
предлагает материнскую школу, под
которой он разумеет дошкольное воспитание
под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа
родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом
городе латинская школа, или гимназия.
Для возмужалых молодых людей в каждом
государстве или большой области –
академия.
Коменский
настаивал на систематичности обучения.
В обучении, он считал, надо идти от фактов
к выводам, от примеров к правилам, которые
систематизируют, обобщают эти факты и
примеры; идти от конкретного к абстрактному,
от легкого к трудному, от общего к
частному.
Ценные
указания дал Коменский, выдвинув
дидактическое требование посильности
обучения для учащихся. Детям следует
давать для обучения только то, что
доступно их возрасту. Обучение, вне
всякого сомнения, должно быть посильным,
а усвоение материала прочным.
Постоянные
упражнения и повторение в школе Коменского
были основными методами обучения языку
и многим другим предметам.
В
педагогике Коменского важное место
уделяется роли учителя. Учитель, писал
он, должен быть честным, деятельным,
настойчивым, живым образцом добродетелей,
которые он должен прививать ученикам,
быть человеком образованным и трудолюбивым.
Он должен безгранично любить свое дело,
относиться к ученикам по-отечески,
будить интерес учащихся к знаниям.
С
точки зрения, Коменского учительство
является не столько профессией, сколько
призванием. Человек должен прийти к
мысли о том, что он будет давать образование
подрастающему поколению.
Обратите внимание
Он должен
иметь солидную теоретическую подготовку,
прежде чем приниматься за этот труд.
Кроме того, учитель не должен быть
обеспокоен о собственном благополучии,
оно обеспечивается принимающей общиной.
Община же, выделяя деньги на наем учителя,
вернет их сторицей в виде знаний
собственных детей.
Коменский
ставит задачу нравственного воспитания,
как одного из главнейших в человеческой
жизни.
Средствами нравственного воспитания
Коменский считал: пример родителей,
учителей, товарищей; наставления, беседы
с детьми; упражнения детей в нравственном
поведении; борьбу с распущенностью, с
ленью, необдуманностью, недисциплинированностью.
Большое значение в процессе нравственного
воспитания имеет выработка положительных
привычек.
Одно
из самых больших мест в нравственном
воспитании детей Коменский отводит
семье, роли матери и отца. Школа,
воспитатели, проповедники, считает он,
могут лишь развить и некоторым образом
направить воспитание детей в нужное
русло, но основное умонастроение личности
рождается все-таки в семье.
Коменский
ставит учителей на второе место после
родителей. То есть из этого можно сделать
вывод, что основную роль в воспитании
детей играют именно родители.
Педагогическая
теория Коменского имеет научный характер
и является большим вкладом в мировую
культуру.
Ян Амос Коменский
Учитель учителей: Избранное
© ООО Издательский дом «Карапуз», 2008.
© Е.Н. Леонович, Ю.А. Серебренникова – составление, вступительная статья, примечания, 2008.
Отец педагогики
Нелегко найти в какой-либо научной области ученого и практика, оказавшего на становление и развитие этой области такое влияние, какое оказал на педагогику великий сын чешского народа Я.А. Коменский (1592–1670). Его по праву считают великим мыслителем-гуманистом, отцом педагогики, учителем народов.
Представить Я.А. Коменского современному читателю и легко, и трудно. Легко – потому что Я.А. Коменский широко описан в современной литературе по педагогике; трудно – потому что его жизненный и творческий путь недостаточно глубоко осмыслен с современных позиций.
Большая заслуга его перед человечеством состоит в том, что он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом демократизма, любовью и уважением к людям, почитанием труда.
Он ратовал за ликвидацию сословных привилегий и угнетения человека человеком, за равноправие великих и малых народов и внимание к их национальным правам, за установление всеобщего мира на земле.
Он верил в духовно-нравственное совершенствование человеческой природы и мечтал о преобразовании общества гуманными способами.
Педагогическая концепция Я.А. Коменского явилась составной частью его проекта переустройства общества.
Именно с этих позиций он сумел дать критическую оценку всей отжившей системе обучения и воспитания, предвосхитив в своих работах появление Школы Будущего.
Важно
Бережно сохраняя все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, Коменский создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою исключительную ценность.
Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в местечке Нивнице, которое находится недалеко от моравского города Угерский Брод.
Его отец Мартин имел собственную мельницу и слыл состоятельным человеком. Являясь по меркам своего времени образованным человеком, он хорошо знал Библию и активно проводил просветительскую работу среди членов секты «Чешские (или богемские) братья».
«Чешские братья» жили в то время как одна большая семья. Они вели энергичную трудовую жизнь, культивировали в своей среде взаимопомощь, особо заботились о детях и их образовании. Именно в их общинах впервые получило распространение всеобщее начальное обучение.
Детские годы Яна были безоблачными, но счастье длилось недолго. В 12 лет на него обрушилось страшное горе: эпидемия унесла отца, мать и двух братьев. В живых остался он и его единственная сестра Маргарита.
Сиротам были назначены опекуны, и жизнь детей пошла по другому руслу. Спустя некоторое время Яна забрала к себе родная тетка и определила в школу «братьев» в городе Стражнице.
Вскоре этот город был захвачен венгерскими войсками и подвергнут страшному разорению. Это вынудило юношу вернуться в родной Нивнице.
В 17 лет Коменский поступает в латинскую школу города Пшерова, которую заканчивает с отличием. Время, проведенное в этой школе, насквозь пропитанной схоластически-догматическим духом, он во многом считал потерянным для себя. Наверное, уже тогда, видя полную непригодность существовавшей системы обучения и воспитания, Коменский вынашивает мысли о собственной педагогической системе.
После латинской школы Коменский прошел обучение в одной из школ секты «Чешские братья», готовившей своих учеников в проповедники. Как самый способный, юноша был отправлен общиной в Германию для получения высшего образования.
Совет
Так, в 19 лет он становится студентом богословского факультета Герборнского университета. Годы, проведенные в этом учебном заведении (1611–1613), сыграли огромную роль в идейном развитии Коменского.
Большое влияние оказали на него профессора Альстред и Пискатор, которые были последователями взглядов хилиазма (мистической веры в тысячелетнее Царствие Христа на земле, в течение которого будут утверждены равенство всех и счастье каждого, идеальное благоденствие и добро).
В частности, Альстред полагал, что изучение природы должно служить на благо человека и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов ведет, по Альстреду, к индукции (умозаключению, идущему от фактов к общему утверждению), которая является «матерью науки».
В университетские годы Я.А. Коменский не только старательно изучает труды Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов, но и сам задается вопросами об источниках и путях познания.
Так появляются его работы «Спорные вопросы, собранные в саду философии», «Берет ли всякое познание исток из ощущения» и другие, в которых молодой ученый высказывает мысль о том, что мир познаваем и что «начало познания, безусловно, всегда исходит из чувства».
Окончив Герборнский университет, Я.А. Коменский отправляется в путешествие по Европе и добирается до Амстердама. После этого путешествия его зачисляют в знаменитый Гейдельбергский университет. Однако болезнь вынуждает его оставить университет. Чтобы поправить здоровье, он идет пешком в Прагу, а оттуда в родную Моравию. Там в 1614 г.
в возрасте 22 лет его назначают руководителем Пшеровской братской школы, в которой он некогда учился и в которой получил среднее образование. Назначение руководителем братской школы открывает новый период в жизни Я.А. Коменского.
Увлеченный работой в качестве педагога-практика, он пишет «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу».
В 1618 г. община «Чешские братья» назначает Коменского пастором-проповедником и одновременно ректором братской школы в город Фульнек северной Моравии. В этом же году он женится на Магдалине Визовской, падчерице бургомистра города Пшерова.
Обратите внимание
Все свои силы Коменский отдает улучшению жизни членов общины, с любовью и страстью занимается со своими учениками. Молодой Коменский вносит в организацию школьной работы большие изменения. Он хотел, чтобы обучение было привлекательным для детей, старался возбудить у них интерес к знаниям.
Нарушая каноны тогдашней школьной жизни, он ввел наглядность как средство обучения, знакомил учеников на прогулках с реальной жизнью.
Следует напомнить, что Чехия в то время представляла собой самостоятельное королевство, входившее в состав Священной Римской империи, а потому имела право избирать своего короля и обладала относительной свободой и независимостью.
Однако Габсбурги (династия, правившая в Австрии), стремясь укрепить свою власть, к началу Тридцатилетней войны захватили богатые районы Чехии и поставили во главе административного и церковного управления ими немецких феодалов.
Одержав победу в 1620 г., Габсбурги добрались до города Фульнека, где преподавал в то время Коменский. Вскоре над ним, как над активным протестантом и членом общины «Богемские братья», нависла серьезная угроза.
С этого-то момента и начинается тяжелый и длинный период его скитаний. Беда за бедой настигают Коменского: в 1621 г. католики сожгли его дом – в огне погибают библиотека и ценные рукописи. В 1622 г.
чума уносит из жизни его жену Магдалины и его обоих детей.
Он с глубокой скорбью покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального содержания «Лабиринт света и рай сердца», в котором пытается пролить свет на природу человеческих взаимоотношений, а также устройство и жизнь общества.
Как утверждают биографы, эта работа пронизана горечью – то, что видел Коменский в жизни, не могло радовать его. В нем автор-Путник, размышляя о выборе профессии, разглядывает людей разного рода деятельности и описывает их нравы. Под пером Коменского получают яркую характеристику ремесленники, купцы, торговцы, ученые, медики, юристы и т. д.
Важно
Их имена говорят сами за себя – Себялюб, Сластолюб, Малознай, Предубежденный, Неопытный, Слухосуд, Легкомысл, Поспех, Кое-как, Хочутак.
420 лет назад родился чешский педагог, основатель педагогической науки, изобретатель классно-урочной системы Ян Амос Коменский. Несмотря на прошедшие столетия идеи Коменского более чем актуальны. С наследием педагога-христианина стоит знакомиться не только студентам и учителям, но и родителям…
«Правмир» предлагает вниманию читателей небольшую часть из этого наследия.
Ян Амос Коменский
Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других.
Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит.
Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.
Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.
Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:
И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.
У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!
Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.
В пределах шести лет ребёнок должен знать:
(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.
В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.
Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере – относится и к самому человеку.
У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.
Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов».
Совет
Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.
,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.
Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.
Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым.
Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.
Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.
Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.
Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.
Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.
И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).
Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.
Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.
Обратите внимание
Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.
Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.
В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.
Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.
Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.
У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.
Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.
Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.
Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е.
материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:
Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.
Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.
Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.
Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.
Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.
Что будет в моде и как Elghansa попадает в каждый тренд Ещё недавно сантехника считалась…
Для владельцев участок борьба с сорняками – это головная боль. Трава лезет просто из всех…
Современные инсталляции для унитазов становятся все более популярными благодаря эстетике, удобству и функциональности. С их…
Важный этап в процессе передачи владения недвижимостью – оформление соответствующих бумаг. От них зависит законность…
Значит, скважина на участке — штука реально нужная, без неё никуда. Вода, как-никак, вещь первой…
Подвесные светильники – осветительные приборы, которые правильно располагать на некотором расстоянии от потолка. В качестве…
This website uses cookies.