Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

Бытует мнение, что современный фотограф не нуждается в применении светофильтров, ведь зачастую готовые фотографии подвергаются тщательной постобработке в графическом редакторе. Тем не менее, редакторы фото вряд ли исправят пересвеченное изображение и обеспечат защиту линзы самого объектива.

Конечно, мощные, многофункциональные программы для обработки фото и цифровые светофильтры сильно облегчают работу фотографа. Об этом говорят и изменения на рынке фототехники. Цветные световые фильтры постепенно утрачивают популярность, а наиболее востребованными пока остаются разве что фильтры нейтрального света и поляризационные.

Для чего необходимы светофильтры, какие они бывают, и почему профессионалу не стоит от них отказываться, рассмотрим в нашей статье.

Применение светофильтров

Светофильтр представляет собой специальную насадку на объектив фотоаппарата и призван достичь особого эффекта в процессе фотосъемки.

Например, убрать из кадра лишнее, добавить интересный оттенок снимку, ликвидировать ненужные пересветы, смягчить яркий солнечный цвет и т.д.

Светофильтры – важные элементы оптической системы, они позволяют без особого труда добиться необходимого эффекта, при этом творчество и фантазия не ограничены возможностями графического редактора.

Снимки, сделанные с использованием световых фильтров, глубже демонстрируют индивидуальный взгляд фотографа и обладают определенным художественным шармом. Умение работать с данными насадками на объектив пригодится как профи, так и начинающим фотографам – всем тем, кто хочет получить в качестве результата оригинальное и уникальное изображение.

Кстати, среди основного функционала светофильтра не только корректировка изображения при съемке, но и надежная защита хрупкого объектива камеры от случайных механических повреждений: трещин, сколов, царапин.

Это особенно актуально, если вы часто снимаете на улице, при неблагоприятных погодных условиях, в толпе людей, где вас нечаянно могут толкнуть, задеть и т.л.

Согласитесь, гораздо удобнее и выгоднее в случае повреждения заменить лишь защитное стеклышко-насадку, а не покупать новый дорогостоящий объектив.

Лучше всего применять световые и защитные фильтрующие насадки при необходимости, точно зная, какой именно эффект вам понадобится на выходе.

Нельзя забывать о том, что дополнительный «слой» между объективом и непосредственно объектом съемки может негативно сказаться на качестве фотографии.

Неграмотное или слишком частое применение насадки непременно скажется на контрастности, добавит лишние световые блики или неуместный эффект виньетки, затемнив изображение по краям. Неверное сочетание цветного фильтра среди солнечного дня даст и вовсе непредсказуемый результат.

Поэтому профессиональный фотограф должен иметь четкое представление о назначении того или иного светофильтра и разбираться во всех разновидностях данного полезного аксессуара. Ниже мы рассмотрим, какие типы фильтров бывают, и как не запутаться в сложной классификации.

Основные типы светофильтров

Для начала отметим, что существуют светофильтры исключительно для объективов – они вкручиваются в резьбу крепления или помещаются в особый держатель на объективе (он называется компендиум).

Есть также и фильтры для фотоаппарата, предназначенные для создания импульсного света. Они устанавливаются в крепление в месте вспышки и легко фиксируются обычной резинкой.

Таким образом, по типу крепления и конструкции светофильтры для зеркальных фотоаппаратов делятся на два вида.

  • Вкручивающиеся в объектив фотокамеры. Их сложнее правильно подобрать, ведь резьба крепления должна совпадать с диаметром самого объектива. Если же данные параметры не совпадают, можно использовать переходное кольцо, которое поможет закрепить фильтр в верном положении.
  • Накладные модели. Они значительно проще в эксплуатации, подходят к любому типу объективов, будь то Nikon, Canon и т.д. Правда, их придется придерживать рукой или крепить подручными способами, например, тонкой резинкой.
  • По типу назначения различают следующие виды световых фильтрующих элементов:

    • защитные;
    • ультрафиолетовые;
    • поляризационные;
    • инфракрасные;
    • градиентные;
    • нейтральные;
    • с конкретным эффектом – цветокоррекционные или конверсионные, смягчающие или усиливающие цвет.

    Разберем каждый тип подробнее.

    Защитные светофильтры

    Пожалуй, самый простой и понятный тип фильтров. Они предназначены для защиты передней линзы объектива от царапин, трещин и прочих повреждений.

    Также они не пропускают грязь, пыль, мелкие частицы, которые рано или поздно забиваются внутрь линзы, особенно в процессе съемки при сложных погодных условиях. По сути, данные фильтры играют роль своеобразного чехла или насадки на объектив.

    Защитные фильтры легко найти по специальной маркировке «Protector». Они могут быть установлены сразу при покупке фотоаппарата или отдельно объектива, в дальнейшем не снимаются.

    Ультрафиолетовые светофильтры

    Ультрафиолетовые фильтры также могут применяться в качестве защитных, однако их главная функция – это снижение чрезмерного потока УФ-излучения. Обычно он невидим человеческому глазу, но вместе с тем отлично распознается матрицей фотоаппарата.

    Матрица легко воспринимает лучи ультрафиолета, и, как правило, это проявляется на готовых снимках в виде слабого голубоватого оттенка или легкой дымки, наподобие эффекта «тумана». Подобный эффект особенно часто наблюдается во время съемки на местности, среди широких ландшафтов. Например, в горах или на море.

    В подобных местах объекты располагаются на большом расстоянии от камеры, и в яркие погожие дни на них попадает просто огромное количество солнечных лучей. В итоге полученное изображение приобретает синеватый оттенок или оказывается сильно пересвеченным. Здесь фотографа сильно выручают как раз те самые УФ-фильтры.

    Небо они делают чуть темнее, добавляют синевы и густоты изображению, но при этом не усиливают контрастность. В специализированных магазинах фототехники подобные фильтры можно легко отыскать по характерной маркировке «UV».

    Совет! Ультрафиолетовый фильтр можно применить и в пасмурную погоду, изменив цветовой баланс: например, добавив теплые розоватые тона будущему изображению.

    Поляризационные фильтры считаются одними из самых дорогостоящих, но вместе с тем и крайне востребованных среди фотографов. Они считаются довольно эффективными и делают тона и свет будущего снимок наиболее равномерными.

    Эти светофильтры в значительной степени снижают уровень потока отраженного света, который попадает на объектив. В результате блики от воды или солнечных лучей уже не портят картинку и не заслоняют объекты съемки.

    Также благодаря поляризационным фильтрам заметно уменьшается сильный контраст между небом и местностью, что является настоящей находкой во время пейзажной съемки. Подобные фильтры обозначаются следующими кодировками:

    • PL, что расшифровывается как обыкновенный поляризационный фильтр;
    • C-PL, циркулярный поляризатор.

    Фильтр состоит из двух линз: первая статична, неподвижна, вторая вращается. С помощью такого устройства можно легко регулировать насыщенность цвета, яркость бликов, контрастность. Нередко на оправе поляризатора имеется шкала или небольшие точки для установки правильного угла при съемке.

    Различают 2 типа поляризационных световых фильтров

  • Линейные ‒ эти фильтры обладают довольно небольшой стоимостью и базовым функционалом, однако не сильно отражают поляризованный свет по сравнению с круговыми.
  • Круговые фильтры настраивают автофокусирование и экспозамер, сильнее подавляют ненужный для изображения световой спектр.
  • Поляризационный фильтр изменит оттенок неба на более глубокий и синий, сделает летний зеленый ландшафт сочным, а цвет морской воды – ярким и насыщенным.

    Тем не менее, эту насадку все же рекомендуется использовать с осторожностью: поскольку он автоматически снижает количество попадающего света на объектив, в местах с плохой освещенностью готовое изображение получится нечетким и смазанным.

    Кроме того, при неправильном применении фильтра можно переборщить с насыщенностью и интенсивностью цвета, получив в результате неестественно яркую картинку, нередко в «кислотных» тонах.

    Инфракрасные светофильтры

    Инфракрасные фильтры являются узкоспециализированными. Они блокируют весь видимый спектр лучей, оставляя лишь инфракрасную часть. Современные модели цифровых фотокамер также способны улавливать инфракрасную часть, поэтому применение подобных фильтров не всегда обосновано.

    С инфракрасной насадкой довольно сложно сфокусироваться на объекте, поэтому в процессе съемки предпочтительно применять штатив и снимать с очень длинной выдержкой, используя ручной режим.

    Несмотря на все сопутствующие сложности, эффект от применения фильтра получается весьма оригинальный: например, усиливаются краски зимнего пейзажа, небо кажется темнее, часть объектов причудливо изменяют цветовую гамму. Отыскать фильтр в магазине можно по стандартной буквенной маркировке «IR».

    Градиентные светофильтры

    Эти светофильтры делятся на два типа:

    • вращающиеся – создают затемнение на половину изображения, линза при этом может вращаться;
    • обычные – эти фильтры сделаны в форме квадрата и устанавливаются в специальное крепление на объективе камеры.

    Градиентные насадки предназначены для создания равномерной экспозиции в процессе пейзажной съемки. Так, верхняя часть кадра становится темнее, нижняя – светлее. В результате вы получаете качественно экспонированное изображение с проработанной детализацией.

    Нейтральные светофильтры

    Главное назначение этого типа фильтров — удлинение экспозиции кадра. При этом никакой цветовой коррекции не происходит. Фильтр похож по функциональности на солнцезащитные очки – они затемняют как света, так и тени при необходимости.

    Если применять излишне темный нейтральный фильтр, тени на изображении будут казаться провальными. Применение нейтральных фильтров обосновано, когда необходимо снять портрет человека при чрезмерном дневном освещении и с открытой диафрагмой.

    Также затемнение пригодится при запечатлении в кадре водной глади на закате или рассвете, когда ключевым фактором успеха является игра солнечного света.

    Таким образом, лучше всего купить этот фильтр, если вы любите снимать на длинной выдержке с открытой диафрагмой, а освещенность не достаточно благоприятная. Маркировка фильтра – «ND»

    Фильтры с конкретным эффектом

    Фильтры для цветовой коррекции или конверсионные нужны для того, чтобы как можно точнее передать цвет исходного изображения, особенно при съемке в неблагоприятных условиях освещенности. Фильтр совершает сдвиг в цветовом балансе, меняет температуру изображения (от холодных до теплых оттенков).

    Совет! Чтобы грамотно применять данные фильтры в работе, рекомендуется приобрести колориметр или специализированные таблицы цветов и оттенков.

    Любой вид светофильтра меняет оптическую схему и дает порой самый непредсказуемый результат. Он может не только скорректировать изображение, но и испортить готовую картинку: например, значительно снизить детализацию, добавить лишние блики, засветить кадр или минимизировать контрастность.

    Поэтому перед тем, как купить ту или иную насадку, убедитесь, что она соответствует параметрам вашего объектива и рекомендуемым режимам съемки. Обратите внимание на надежность производителя и качество работы с отраженным светом.

    Ведь если вы собираетесь снимать объекты в условиях плохого освещения, то справиться с возникшей задачей сможет светофильтр высокого ценового сегмента.

    Если у вас в личном арсенале топовое широкоугольное или сверхширокоугольное оборудование, следует уделить пристальное внимание оправе светового фильтра.

    Слишком толстая оправа способствует появлению затемненных углов в кадре, создав тем самым незапланированный эффект виньетирования.

    Как правило, дорогостоящие профессиональные фильтры имеют облегченную тонкую оправу, следовательно, приобретая их, вы гораздо меньше рискуете испортить будущий снимок.

    Заключение

    Как ни крути, но даже в эпоху цифрового фото и мощных компьютерных программ световые фильтры все еще не утратили популярность. Многие виды по-прежнему являются востребованными, особенно в среде профессионалов. Впрочем, прогресс не стоит на месте: новейшие технологии добавили фильтрам особые свойства.

    Например, нанопокрытие защитных фильтров полностью препятствует попаданию мельчайших частиц пыли и грязи на стекло. Ну а современные циркулярные поляризационные фильтры B+W KSM HTC POL-CIRC пропускают на треть больше света, чем стандартные типы. Таким образом, вы сможете снимать на самой короткой выдержке и при низких показателях параметра ISO.

    Самое главное – правильно выбрать подходящий фильтр, исходя из целей съемки, желаемого результата и типа вашей оптики.

    Зачем нужен светофильтр на объектив

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Нужно сразу сказать, что светофильтры для объективов не являются обязательными для применения. Так для чего нужны светофильтры на объективах, какие их типы и как применять светофильтры в фотографии.

    Одна из выполняемых задач такими фильтрами – это защита линз объектива, при попадании постороннего предмета на линзы удар примет на себя фильтр.

    Другой задачей для светофильтров является управление световым потоком, они способны задержать нужные волны света и так можно достигнуть определенных художественных целей.

    Поляризационный светофильтр используется для уменьшения отражений и бликов от поверхностей, например, отражения на воде. Поляризационный светофильтр уменьшает светосилу объектива, из-за этого нужно вносить коррекцию в экспозицию. Но зато такой фильтр усиливает цвета. Небо, трава и другие цветные объекты становятся сочнее. Хорошо подходят для съемки пейзажей, ландшафтов.

    Есть линейные “PL” и круговые “C-PL” поляризационные фильтры. Состоят они из двух пластин и перед съемкой их нужно настраивать путем вращения пластин друг относительно друга. Вращение происходит в пределах от 0 до 90 градусов.

    При покупке таких фильтров внимательно выбирайте нужную систему, ведь линейные фильтры часто блокирую систему автофокуса.

    А круговые поляризаторы стоят дороже, но они в основном позволяют нормально работать системе автофокуса и экспозамера.

    Еще обратите внимание на крепление к объективу, веди светофильтр придется вращать и нужно при этом не сбить настройку первой линзы объектива, если ее тоже приходиться настраивать.

    Цена поляризационных светофильтров от 20 $ и до 150 $.

    Примеры использования поляризационного светофильтра

    Нейтральные ND – фильтры

    Если возникает необходимость изменения экспозиции, но уменьшать выдержку нельзя, то уменьшают количество света, попадающего на матрицу. В такой ситуации применяют нейтральный ND фильтр.

    Они отличаются плотностью, а значит количеством пропускаемого света. Такие фильтры могут понадобиться при съемке в солнечный день, если нужно увеличить выдержку (съемка воды на солнце).

    Или нужно увеличивать диафрагму для меньшей глубины резкости.

    Нейтральные светофильтры для фотоаппаратов не влияют на цвета, контрастность, блики, отражения.

    Могут стоить от 10 $ до 200 $.

    Градиентные ND-фильтры

    Такие светофильтры для объективов используются только для уменьшения светового потока, но их плотность меняется на всей площади фильтра.

    Есть плавный градиент, когда переход между разными участками плотности происходит плавно. Есть фильтры с более четкой границей между разными участками.

    И есть такие фильтры, где градиент наложен по кругу, в центре фильтр более плотный, а к краям идет просветление.

    Такие фильтры имеют аббревиатуру “GND”. Используются они, когда в кадр попадают объекты с разной освещенностью. Например, яркое небо и земля с четкой границей горизонта. Применяя градиентный светофильтр вы сможете получить снимок с нормальной экспозицией по всей площади кадра.

    Обычно та часть фильтра, которая больше света пропускает делается прозрачной. Тогда в маркировке светофильтра указывается разница в передаче света на разных концах фильтра, то есть на сколько ступеней задерживает свет темная часть. Например, “0,6 ND” означает разницу в 2 f ступени (1,4).

    Градиентные ND-фильтры

    Инфракрасный

    Инфракрасные светофильтры на объективе служат для фильтрации практически всего видимого спектра светового потока, на матрицу пропускается только инфракрасное излучение.

    Так как видимое излучение блокируется, то наводку на объект (фокусировка, замер экспозиции) нужно делать до использования инфракрасного светофильтра.

    В результате на снимке вы получите темное небо, белые деревья и все объекты сильно изменят свой цвет.

    Примерная цена инфракрасных светофильтров от 50 $ и до 100 $.

    Примеры использования инфракрасного светофильтра

    Защитный фильтр

    Используется для защиты линз объектива. Можно приобретать сразу с покупкой объектива, особенно если фотоаппарат будет использоваться на природе. Защищает объектив от отпечатков пальцев, пыли, грязи, песка, царапин. На сегодня в качестве защитных в основном используются ультрафиолетовые светофильтры.

    Ультрафиолетовые фильтры

    Имеют в обозначении буквы “UV”, часто используются в качестве защитных фильтров. Были широко распространены для пленочных фотоаппаратов, цифровая матрицы намного меньше восприимчива к ультрафиолету. Но все же можно заметить на снимках разницу с UV фильтром и без.

    Применение фильтра может сделать снимок немного контрастнее, влияет на отображение голубого цвета. Особенно заметно его применение в горах или на море. Но все же сегодня основная его роль в цифровых фотоаппаратах – это защита передней линзы объектива. Цена от 5 $ и до 50 $.

    Изменния при ультрафиолетовом фильтре

    Заключение

    Основными производителями светофильтров для объективов являются компании: Marumi, Hoya, Kenko, Matin, Meike. При выборе фильтра обратите внимание на размер в миллиметрах, что бы он совпадал с вашим объективом.

    Так же фильтры могут быть или на резьбе или накладные. При резьбовом соединении большая защита и не страшно сдвинуть фильтр во время съемки.

    Но для навинчивающихся светофильтров нужно внимательно смотреть на совместимость с вашим объективом.

    • Объектив и его параметры
    • Маркировка объективов

    3 помощника фотографа – UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры.

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив.  Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками.

    До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части  фильтров отпала.

    Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

    • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр  
    • Поляризационный фильтр
    • Нейтрально серый фильтр

    Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

    Защитные фильтры — UV и компания

    Вообще с этой категорией есть путаница.  Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze.

      Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны  к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях.

    Наиболее распространенные это UV и Skylight.

    Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле,  его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

    Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

    •   Защитить объектив от пыли и песка
    •   Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
    •   Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
    •   Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

    Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света.

    Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием.

    Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.
     

    Поляризационный фильтр

    Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа.

    Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических.

    В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

    Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

    Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

    Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

    Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

    Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

    Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными.

    Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный.

    Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом  вы и добиваетесь нужного эффекта.

    Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев.

    А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец.

      Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

    Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

    Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

    • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
    • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
    • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
    • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
    • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

    Нейтрально серый фильтр

    Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию.   Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

    С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой.  Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

    Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем?  Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

    Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

    Кроме того мы получаем возможность

    •  использовать широкие диафрагмы при ярком свете
    •  добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
    •  получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

      Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей :)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

    Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше.  Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения  по освещенности.

    Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа.  Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

    Ну а если словa стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра возможно вам пригодиться следующая табличка.  

    Какие фильтры хорошие?

    Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя. Особенно это касается поляризационного фильтра.

    В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

    • Hoya
    • Marumi
    • Kenko
    • B+W
    • Tiffen

    Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 800р.  В итоге все три фильтра очень быстро легли на полку, потому что вреда от них было больше чем пользы.

    Ну и в заключении, если вы хотите получить более акадамические знания по фильтрам, почитайте статью Хулиганствующего Элемента

    Какие бывают светофильтры и как их правильно выбрать для объективов

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Все фотографы знаю о том, что для качественного снимка одного фотоаппарата недостаточно: необходимо иметь набор объективов и некоторых других приспособлений. Особая роль отводится светофильтрам для объективов – специальным стеклам, которые надевают на объективы.

    Зачем нужны светофильтры

    Главная задача светофильтров – придание снимку определенного эффекта сразу, без использования графических редакторов. Это позволяет затемнить или осветлить фото, избавиться от пересвета или бликов. Еще одной немаловажной задачей является защита линзы от пыли и песка при съемке в природных условиях.

    Важно помнить, что использование светофильтров может привести к ухудшению самой фотографии из-за наличия между объективом и предметом съемки дополнительного «препятствия». Также не рекомендуется надевать сразу несколько фильтров, так как это создаст излишне толстую «стенку».

    По типу крепления все объективы делятся на:

  • Накладные: имеют прямоугольную форму и могут использоваться на любом объективе, но требуют установки дополнительного крепления;
  • Навинчивающиеся круглой формы: их подбирают по диаметру объектива и прикручивают сверху. При необходимости можно использовать специальные переходные кольца.
  • Но гораздо чаще деление происходит в зависимости от назначения самого светофильтра. Они могут быть:

    • защитными;
    • нейтральными;
    • поляризационными;
    • обладающими определенным эффектом.

    Каждый вариант обладает своими особенностями использования.

    Защитные светофильтры

    Их используют для защиты от:

  • пыли, песка и мелкого мусора во время ветра;
  • дождя, снега, брызг при съемках на берегу водоема;
  • механических повреждений: царапин, следов от пальцев, ударов и других деформаций;
  • УФ-излучения.

    Защитный светофильтр защитит объектив от механических повреждений

  • Существует четыре разновидности таких фильтров:

  • Neutral: самый простой бесцветный фильтр, который позволяет уберечь линзу от механического воздействия;
  • Haze: светофильтр против дымки;
  • UV: защита против УФ-излучения, которое может навредить объективу;
  • Skylight: имеют светло-розовый оттенок стекла, который помогает скорректировать цвет фотографии, сделав его более теплым. Их применяют для смягчения кадра в портретной съемке и увеличения резкости в пасмурную погоду.
  • Нейтральные серые светофильтры

    Также их называют Neutral Density (ND) и применяются для достижения мягкого размытия путем снижения количества света. Изначально добиться этого можно при помощи зажатия диафрагмы или уменьшения выдержки, но эти ухищрения могут значительно упростить саму композицию, лишив ее других достоинств. Кроме того, применение фильтра намного проще и освобождает руки фотографа.

    Существует два типа фильтров:

  • Простой: имеет однородный цвет без переходов;
  • Градиент: имеет плавный переход от белого к серому. Он может быть мягким, жестким и круговым: в последнем случаи серый цвет выходит из центра.
  • Простой нейтральный фильтр используют при:

  • Ярком солнечном свете, когда требуется длительная выдержка или широко открытая диафрагма;
  • Необходимости сфотографировать движение, например, реки, водопада или дыма;
  • Необходимости уменьшить глубину до минимума при сильном освещении.

    Градиентный фильтр

  • Наиболее яркий пример применения нейтрального светофильтра – фотография водопада в яркий солнечный день. Для достижения эффекта целостной воды, не разбитой на капли, необходима длительная выдержка в несколько секунд или минут. Используя фильтр, можно легко добиться этого, не травмируя объектив.

    Фильтр-градиент применяют подобным образом, но в несколько иных ситуациях. Он позволяет оставить часть фотографии в естественном освещении, а вторую часть затемнить. Это помогает при съемках излишне яркого неба, снега или моря.

    Значительным минусом градиента является четкое разделение на половины: если границы засвеченного участка не явные, могут возникнуть проблемы. Стоит также помнить о том, что у каждой фирмы-производителя свое понятие насыщенности градиента: у кого-то цвет может уходить полностью в темный, у других остается слишком светлым.

    Насыщенность серого цвета изменяется в стопах – от одного до десяти. Наиболее востребованными остаются фильтры на один, два и три стопа. Для удобства и экономии некоторые фирмы начали выпускать фильтры с переменными стопами, их количество колеблется от одного до восьми. Они состоят из двух поляризационных фильтров, которые необходимо вращать для достижения необходимого результата.

    Поляризационный светофильтр

    Фотографы часто называют этот фильтр «поляриком», можно заметить, что он присутствует практически у всех профессионалов.

    Его основное достоинство заключается в удалении солнечных бликов практически со всех поверхностей, кроме металла: с воды, стекла, зеркала и т.д.

    Благодаря этому объекты, цвета которых кажутся излишне тусклыми из-за большого количества света, становятся ярче и насыщеннее, приобретают контрастность. Это позволяет работать даже при излишках света, не теряя в качестве изображений.

    Поляризационный светофильтр для объектива

    Классическим примером «работы» поляризационного фильтра является фотография неба в солнечный день. Из-за обилия света объект обычно кажется блеклым и плоским. Убрав блики с капель влаги, которые находятся в атмосфере, фильтр позволяет получить четкое и фактурное изображение. Это же относится к съемкам воды, например, озера или моря: за счет устранения бликов вода выглядит прозрачной.

    Существует два типа светофильтров:

  • Линейный: более дешевые варианты, которые могут применяться только на пленочных фотоаппаратах с ручкой фокусировкой;
  • Круговые или циркулярные: применяются на цифровых аппаратах с автофокусом. Они состоят из двух оправ – подвижной со стеклом и неподвижной, которая закрепляется на объективе. Для получения результата необходимо осторожно вращать подвижную часть.
  • Стоит напомнить и о недостатках «полярика», главный из которых – его цена. Этот фильтр является одним из самых дорогих, но экономить на нем не стоит: дешевые аналоги непроверенных фирм либо работают плохо, либо не работают вообще.

    Внимание! Вторая неприятная особенность связана с достоинствами фильтра: он «съедает» свет. Из-за этого фотография может получиться более темной, чем хотелось бы.

    Также стоит помнить о том, что светофильтр плохо работает с излишне широкими объективами, так как он не способен полностью удалить все блики с такого широкого угла.

    Лучше всего использовать фильтр при фокусном расстоянии в 28 мм и нахождении источника света под прямым углом: например, солнце должно быть в зените.

    Специальные светофильтры

    Помимо основных фильтров, существует несколько стекол, которые могут помочь добиться интересного эффекта на фото без дополнительной обработки.

    Лучевой фильтр

  • Теплые и холодные фильтры: позволяют менять оттенки цветов за счет изменения баланса белого, делая фотографию «холоднее» или «теплее»;
  • Цветные стекла: позволяют «окрашивать» фотографию в разные цвета;
  • Фильтры с софт-эффектом: помогают затуманить объект, размыть его, сохраняя высокую четкость;
  • Инфракрасные стекла: они пропускают излучение от 700 нм, что позволяет делать сюрреалистические фотографии, полностью меняя цвета. Например, небо может стать черным, а листва – белой, хотя облака останутся без изменений;
  • Лучевые фильтры или «звездочки»: благодаря наличию специальной сетки источники точечного света, например, лампы, вытягиваются и приобретают вид «звездочек» с несколькими лучами;
  • Туманные светофильтры: на их поверхности расположено большое количество полупрозрачных точек, которые создают легкую дымку – утренний туман.
  • Многие фотографы сознательно отказываются от применения светофильтров, другие, напротив, не могут представить себе процесса без них. Фильтры являются небольшими, но важными помощниками в деле фотосъемок, помогая добиться лучшего качества, четкости, а в некоторых случаях и необычных эффектов.

    Как выбрать светофильтр для объектива — видео

    О фильтрах для фотоаппаратов: ультрафиолетовые, поляризационные и нейтральные

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Светофильтры в практике фото применяются очень-очень давно. Сегодня их много, причем отличаются они по многим параметрам.

    Некоторые вкручиваются сразу в объектив камеры, другие устанавливаются в держатель, а тот, в свою очередь, крепится на объектив. Есть также светофильтры, устанавливаемые на источник освещения. Однако конструкция не так важна.

    Вне зависимости от нее, светофильтры отсеивают определенные световые лучи, и в этом их главное назначение.

    В пленочных фотоаппаратах (они в последнее время в моде) используются цветные светофильтр (цветокоррекции). Они отсеивают лучи конкретного спектра. В цифровых фотоаппаратах обычно не используются фильтры цветокоррекции, т.к. данный фильтр гораздо проще и удобнее наложить уже на готовую фотографию при последующей обработке.

    На данный момент существует три основных типа светофильтров, которые получили наибольшее распространение. Следовательно, отвечая на вопрос о том, какие фильтры нужны для фотоаппарата, уместно говорить именно о них:

  • Ультрафиолетовые светофильтры;
  • Поляризационные;
  • Нейтральные.
  • Ультрафиолетвые фильтры

    Их также называют УФ-фильтры или Ultra Violet. Применяются чаще всего для защиты линз объективов от царапин, попадания пыли. Иногда недорогой ультрафиолетовый фильтр может «спасти» переднюю линзу объектива от удара.

    Фильтр разобьется, а объектив нет. Но кроме защитной функции он также отсеивает (кто бы мог подумать) ультрафиолетовые лучи. На практике из снимка убирается голубизна, и он становится более контрастным.

    Особенно это заметно при съемке гор, моря или другие объектов природы.

    Результат Вы видите ниже:

    Результат применения ультрафиолетового фильтра

    Все же, чаще всего ультрафиолетовые фильтра используются как защита линз объектива. Они не вредят, поэтому пусть лучше будут надеты на объектив.

    Поляризационный

    Поляризационный светофильтр в народе получил название «полярик». Он усиливает цвета и часто применяется в практике фото. Часто после дождя мокрый асфальт, например, отсвечивает лучи. И эти блики очень неприятны. Поляризационный фильтр сильно уменьшает количество бликов и отражений от поверхности.

    Пример на фото:

    Результат применения поляризационного фильтра

    Слева – фотография без применения фильтра, и сделана она была в солнечный день. Справа – фото в то же время, но с поляризационным фильтром.

    Кроме уменьшения бликов отражений полярик также усиливает цвета. В солнечный день он делает небо синее, траву зеленее, а облака белее. Сказано это было не для красоты, просто так оно и есть на самом деле.

    В отличие от ультрафиолетового, поляризационный фильтр перед применением требует определенной настройки. Эффект будет разным, в зависимости от угла его поворота (от 0 до 90 градусов).

    Чтобы максимально усилить цвет обычно светофильтр крутят до 90 градусов. Для удаления бликов и отражения угол поворота поляризационного фильтра составляет 30-45 градусов.

    Во многом это зависит от характеристики поверхности.

    Важно: нельзя направо и налево применять поляризационный фильтр. Он влияет на экспозицию, уменьшает светосилу объектива приблизительно на 1.52 шага.

    Автофокус камеры из-за этого часто может работать неправильно. И еще: данный светофильтр требует настройки путем его вращения.

    Поэтому использовать его можно только на объективах с внутренней фокусировкой (это когда внешняя линза не вращается при фокусировке).

    На многих объективах, особенно Китовых (Kit), использовать поляризационный светофильтр просто невозможно, т.к. передняя линза вращается. Впрочем, есть фильтры с подвижными оправами

    Есть 2 типа поляризационных фильтров:

    • Круговой (Circular Polarizer Filter ­ CPL);
    • Линейный (LPL ­ Linear Polarizer Filter).

    Первый применяется в автофокусных камерах, и стоит он дороже фильтра с линейной поляризацией. Последние более дешевые, однако они часто не позволяют датчикам автофокуса работать нормально.

    Нейтральный светофильтр

    Данный тип обозначается буквами ND. Вы когда-нибудь видели размытие волн на фото на большой выдержке? Так вот это размытие было создана благодаря нейтральному фильтру.

    Технически он уменьшает количества света, проходящего через объектив, однако не влияет при этом на контрастность или отражение. Эти светофильтры могут иметь разную плотность, и чем выше плотность, тем меньше света пройдет в объектив.

    Начинающие фотографы часто недоумевают: зачем использовать нейтральные светофильтры, ведь хорошо, когда через объектив проходит много света. Однако профессионалы часто сталкиваются с проблемой: они хотят сделать фото на выдержке с целью добиться определенного эффекта, но сделать это не могут из-за большого количества света.

    Вот примерно таким может быть результат использования нейтрального светофильтра:

    Результат применения нейтрального фильтра

    Этот фильтр просто накручивается на резьбу объектива камеры, однако сама резьба моет иметь разный размер. Его можно найти на маркировке объектива.

    Также в инструкции он обязательно указывается. Если на объективе нет резьбы, то фильтры можно цеплять при помощи специальных фиксаторов и зажимов.

    В этом случае они крепятся к корпусу камеры,  а не к объективу, но это уже совсем другая история.

    Зачем нужны фильтры на объектив?

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Не так давно возникло во мне желание немножко облагородить свой Nikon D3000 и заказать к нему соответствующую бленду диаметром 52 мм.

    Главная задача этой накладки на объектив состоит в грамотном отсечении света, кроме того, эта вещь косвенно служит защитой объектива от ударов и царапин.

    Так получилось, что покупку я делала удаленно через сеть Интернет, и бленду отдельно покупать было не так выгодно, как заказать целый набор: три фильтра на объектив, четыре накладные линзы, бленду и защитную крышку.

    Спустя две недели пришла моя посылочка, но дело в том, что до этой покупки светофильтрами мне пользоваться не приходилось, а знания о том, для чего они нужны, было чисто теоретическим. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной посмотреть, что же все-таки получается во время съемки с различными фильтрами, и вместе разобраться, для чего они нужны.

    Популярные светофильтры на объектив

    Поляризационный светофильтр

    Первый фильтр, о котором хотелось бы поговорить — поляризационный. Его вы можете видеть на фото ниже.

    Поляризационные фильтры используются в цифровой фотографии наиболее часто. Эти светофильтры обозначаются аббревиатурой PL (CPL, LPL) и их основная задача — снизить количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Поляризационные фильтры снижают яркость фотографий и повышают их насыщенность.

    Существует два вида поляризационных фильтров: круговые (CPL) и линейные (LPL). Линейные поляризационные фильтры менее эффективно снижают поляризационный свет, чем круговые, зато ставить их можно под любым углом, в то время как круговые поляризационные фильтры нужно ставить под прямым углом к оптической оси.

    Круговой (циркулярный) фильтр представляет из себя систему из двух оправок: оправка со стеклом + оправка. Оправка со стеклом свободно вращается, и поворачивая ее под определенным углом, нам удается достичь желаемого эффекта.

    Итак, для чего нужен поляризационный фильтр? Первое: для уменьшения количества бликов и отражений от блестящих поверхностей (за исключением металлических), второе: для увеличения насыщенности фотографий. PL-фильтр просто незаменим во время съемки воды: он убирает паразитные отражения с поверхности, и вода выглядит чистой и прозрачной.

    Однако»полярик» следует использовать с осторожностью и умением. Не стоит использовать его в качестве защитного фильтра для объектива и носить, не снимая. Поляризационный фильтр может оказывать негативное влияние на снимок, так как он сильно крадет свет — увеличивается риск размытия фотографий при съемке без штатива.

    FLD-фильтр (флюрисцентный светофильтр)

    Второй светофильтр, который шел в комплекте, это FLD-фильтр. Для него характерен яркий фиолетовый оттенок.

    Для чего он предназначен? Он сокращает или полностью убирает неприятный зеленоватый оттенок, появляющийся на снимках, где фигурируют лампы дневного света.

    Использовать его можно при съемке городских пейзажей в темное время суток. Изначально FLD-фильтры были созданы для съемки на пленочные фотоаппараты, и для цифровой фотосъемки они не нужны, особенно в формате RAW. Так что этот фильтр я навряд ли буду использовать.

    UV-фильтр

    Третий, и последний фильтр, идущий в комплекте — UV-фильтр.

    Ультрафиолетовый фильтр сегодня чаще всего используется в качестве защитного фильтра. Никакого влияния на изображение UV-фильтр не оказывает (в идеале) и его можно использовать во время съемки любого типа. На пленочных камерах UV-фильтр повышает контраст и уменьшает дымку, но в эпоху цифровой фотографии на такие камеры почти никто не снимает.

    Очень важно, чтобы ультрафиолетовый фильтр был хорошего качества и содержался в чистоте, так как он может значительно ухудшить качество изображения и прибавить столь нежелательных бликов.

    Стоит ли использовать UV — фильтр? Если вы — владелец дорогостоящего объектива, желательно иметь такой защитный фильтр, ведь проще заменить его, чем ремонтировать объектив. Если ваша камера — любительская, то здесь стоит задуматься о целесообразности его использования.

    Подводим итог: из трех фильтров, идущих в комплекте, самый нужный — поляризационный, самый часто используемый — защитный UV-фильтр, бесполезный — FLD-фильтр.

    Фильтры: какие действительно нужны?

    Зачем нужны светофильтры для фотоаппарата и как их правильно выбрать

    Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.

    Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.

    В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.

    Ультрафиолетовый (UV) фильтр

    Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого.

    Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет.

    Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.

    Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?

    Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться.

    Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр.

    Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.

    Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.

    Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.

    Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

    Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.

    Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.

    Это обязательный аксессуар для любого фотографа.

    Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации.

    Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются.

    Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.

    Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах.

    Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

    Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.

    А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото.

    Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью.

    Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.

    Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид.

    Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться.

    Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.

    Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

    По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

    Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

    ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

    ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции.

    Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0.

    Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.

    ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.

    Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных.

    Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

    Нейтральный градиентный фильтр (GND)

    Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).

    Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.

    Каким должен быть размер фильтра?

    Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики.

    Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива.

    Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.

    Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем). Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.

    Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.

    Квадратные фильтры (и системы фильтров)

    А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

    Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.

    Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно.

    Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно.

    Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.

    Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений.

    Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит.

    Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

    Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.

    Так что же вам нужно?

    Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).

    Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света.

    Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр.

    Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного. 1-стопный фильтр можете не рассматривать, так как его заменяет поляризатор. Неуверены, что вам нужно? Отличный выбор – 6 стопов.

    Он позволит получить крутые пейзажные эффекты и предоставит достаточно преимуществ для портретной съемки.

    Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.

    Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.

    Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Все о сантехнике
    1 / 20
    3 / 20
    5 / 20
    7 / 20
    9 / 20
    11 / 20
    13 / 20
    15 / 20
    17 / 20
    19 / 20