Уникальные цветные фотографии москвы 30-ых годов

Уникальные фото советской москвы

?

matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote,
2016-02-13 10:01:00 matveychev_oleg
matveychev_oleg
2016-02-13 10:01:00 Представляем уникальные снимки старой Москвы сделанные американским фотографом и путешественником в 1931 году – Бренсона ДеКу (Branson DeCou).В 1931 году Брэнсон путешествовал по Советскому Союзу, где сделал около 10 000 снимков для своих лекций. Автор сам раскрасил свои фотографии анилиновыми красками.

Много фотографий посвящено столице. Интересен образ Москвы, сохранённый мистером ДеКу. Запечатлены неразрушенные ещё древности и святыни: многочисленные храмы и монастыри, которые советская власть решит истребить в конце 1930-х годов. Многие из них выполнены в Русском стиле.


                                                 Вид на Кремль от Большого Каменного МостаТут же и новые здания, построенные в 1920-е годы — памятники краткой эпохи конструктивизма: знаменитая Фабрика-кухня №1, Дом культуры завода «Каучук», Дом культуры имени С. М. Зуева, Клуб Русакова Союза Коммунальников и застройка жилого квартала Усачёвки.Тут и быт людей: демонстрации с транспарантами, пожарный, извозчик, продавец напитков, ларёк «Союзпечати», солидный иностранец, окружённый любопытными москвичами… Прослеживается и мода того времени. Запечатлён транспорт, представленный старыми-добрыми телегами, трогательными трамвайчиками и элегантными авто.Всё это относится ко времени, когда ещё не созданы жёсткие рамки для творчества в виде Союза Писателей и Союза Художников, когда существуют ещё многочисленные художественные и литературные группировки и объединения. Это то время, которое мы знаем по произведениям Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова. Это – эпоха первых пятилеток, время великий противоречий.Впрочем, эти фотографии и не нуждаются в особом представлении, прекрасно говоря сами за себя, окутывая нас образами ещё не утраченных к тому моменту драгоценных жемчужин Первопрестольной.Первоисточником слайдов является цифровая библиотека Калифорнийского университета в городе Санта-Круз, куда в 1971 году вдова Бренсона ДеКу передала его архив.

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Вид на Москворецкую улицу и Васильевский спуск от Большого Москворецкого моста.

Грановитая палата. Красное крыльцо

Благовещенский собор Кремля и Красное крыльцо

Колокольня «Иван Великий»

Красная площадь

ГУМ

Воскресенские (Иверские) ворота

Площадь Свердлова (Театральная)

Театральный проезд в сторону Лубянской площади

ЦУМ

2-й МХАТ (Центральный детский театр)

ТОРГСИН

Улица Кузнецкий Мост

Охотный ряд

Страстная площадь

Тверская застава

Храм Христа Спасителя

Новодевичий монастырь

Пятницкая улица у церкви Параскевы Пятницы

Парк культуры и отдыха им. Горького 2

Часовня Целителя Пантелеймона Афонского

Сухарева башня

Владимирские ворота на Лубянской площади

Моисеевская площадь. Вид на будущую Манежную площадь.

Моисеевская площадь

Где-то в старой Москве…

Иностранец и москвичи

Иностранные фотографы у МосТорга

Продавец напитков

Сокольники. Зеленый театр

Биржевая площадь и Блюхеровский переулок

Предок Сильвестра Сталонне торгуется у стены Китай-города

Очереди на Пятницкой

«Союзпечать» у Китайгородской стены

Стоянка у Ленинградского вокзала.

Очередь за продуктами

Продавщица газет

via

Снимки довоенной Москвы из германского фотоальбома

Уникальные фото советской москвы

В руки автору попал великолепный фотоальбом Москвы 1920-х, который был издан в Германии. В альбоме находятся редкие и уникальные фотографии, которые снимал иностранный фотограф. Предлагаю вам посмотреть на наиболее интересные снимки из данной книги. Гарантирую, внутри поста будет очень интересно!

Сейчас мы уже привыкли, что Москва-река из-за различных гидроузлов и водосбросов уже почти не сковывается льдом, а еще какие-то 90 лет назад все Лужники (а название то же не простое, дано по заливным лугам) представляли собой огромное снежное пространство с редкими домиками.

Граница города проходит по виднеющейся вдали московской окружной железной дороге, за которой уже в городкой черте высятся башни Новодевичьего монастыря. Справа от монастыря уже белеют тогдашние новостройки, ныне конструктивистский квартал между двумя выходами из м.Спортивная.

Обратите внимание

Сейчас это недешевый район центральный Хамовников, а тогда – городские окраины, аж за самым Садовым кольцом, в центр на трамвае надо добираться полчаса.

Вид Москвы-реки, Кремля и Храма Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста.

Вид зимней Москвы с Воробьевых гор.

Заметьте, что до строительства шлюзов, водохранилищ и гидроузлов уровень Москвы-реки сильно менялся в зависимости от сезона. Зимой и жарким летом, например, мог сильно понижаться, так что в некоторых местах можно было реку и пешком перейти. Зато каждую весну поднимался, порой выходя за края набережной.

Вид Кремля из Кремля

На первом плане в шатре стоит памятник Александру II Освободителю. За протяженные галереи в народе монумент прозвали кегельбаном.

В 1918 году рабочие-энтузиасты проводили субботник и демонтировали памятник царю. На этот субботник даже Ленин приезжал потаскать бревно, о чем в детских книгах сохранилось множество красивых иллюстраций, документальная хроника же не была такой красивой:

Вид Кремля с площадки от Храма Христа Спасителя

На этой и следующей фотографии даже комментировать ничего не хочется. Просто вглядитесь в дореволюционные еще детали. Как сделаны фонари, набережные трамвайные столбы. Эта городская культура было расцвела еще больше в 1930-х, но после войны все пошло куда-то не туда и мы пришли к тому, что мы сейчас видим на улицах, в отличие от европейских городов, где эта традиция не прерывалась.

И практически все еще по-дореволюционному в головных уборах. Выйти без головного убора – опростоволоситься, да и некрасиво как-то. Все равно что сейчас по городу в исподней майке-алкоголичке разгуливать.

Вид Кремля и угловой Беклемишевской башни. Обратите внимание башня еще беленая, да и Кремль по возможности белили, потому что некрашеное по старой русской традиции означает непорядок. А как пришли к власти красные большевики, так и повелели Кремль содержать только красным.

Обратите внимание, что практически до войны весь Васильевский спуск был застроен, а старый Московрецкий мост стоит правее, за кадром

Обшарпаный белый Кремль и уютная набережная с аллеей

Важно

Когда все сетуют, что, мол, в отличие от любого европейского города, в Москве нет старого города, то смело возражайте, что есть. Старый город Москвы – это Кремль.

Это и есть изначальный район в пределах крепостной стены, как в любом другом европейском городе.

Пока власти при Сталине окончательно не закрыли доступ в Кремль, то это был проходной район – все ворота были открыты, можно было пройти через любую башню. Да и ныне официальный вход в Кремль, Кутафья-башня, был сквозным

А вот утерянное кремлевское сокровище. Собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г.

Храм за многие века, конечно, перестраивался, но при этом считался самой старой постройкой Москвы, что, тем не менее, его никак не уберегло. По Москве ходила легенда, что Сталин, проезжая в автомобиле мимо храма и увидев наваленные у его стен дрова в сердцах вокликнул: “Безобразие! Убрать!” Уточнять, чем точно был недоволен “отец народов” не стали и снесли храм.

Новые ценности:

Деревянный мавзолей

Сразу после смерти Ленина сначала на скорую руку соорудили куб, но уже в том же 1924 году его заменили на деревянную ступенчатую пирамиду, которую в свою очередь сменил извесный всем каменный мавзолей уже в 1930 г. Особенно умиляет пальма на Красной площади

Стена:

А это одна из самых красивых площадей Москвы, сожалению полностью уничтоженная – Лубянка

Виден узкий проезд с Никольской через Китай-городскую стену с башнями и огромная часовня Св.Пантелеймона. Обратите внимание, что для удобства пешеходов брусчатку разрывают ровные дорожки. А на заднем плане прямо у стены стоит красивейший киоск Мосгорсправки, похожий на ракету.

Совет

Еще один недошедший до нас шедевр петровского времени – Сухарева башня, стоявшая ровно посредине Садового кольца на Сухаревской площади

Страстная площадь, называвшаяся по Страстному монастырю, снесенному в 1938 году. На место колокольни в 1950 г. перенесли памятник Пушкину, стоявший до этого времени ровно через улицу на Тверском бульваре. А на первом плане также не сохранившийся Храм Дмитрия Солунского

Вместо Юрия Долгорукого на Тверской площади (тогда Советской) в 1920-х высился обелиск советской конституции, он же совесткая статуя свободы.

Сделан был обелиск на скорую руку и к концу 1930-х представлял из себя жалкое зрелище, еще и шутки пошли: “Почему у нас Свобода против Моссовета, потому что Моссовет против свободы”. Так или иначе циколпический монумент демонтировали.

Тверская застава и путепровод. Обратите внимание на старообрядческий храм справа. Место тяжело узнать, но храм сохранился и сейчас за ним высятся огромные стеклянные офисные корпуса на площади Белорусского вокзала и улице Лесной

На переднем плане еле тащится “ломовик” – грузовой извозчик, и на этом же фоне гордо стремится вдаль рекламнй автомобиль “Автопромторга”

Тяжело в это поверить, то это Триумфальная площадь…

Посредине сейчас стоит памятник Маяковскому, сквера уже давно нет, а бывший цирк братьев Никитиных (2-й Госцирк после цирка на Цветном бульваре) радикально перестроен после войны для театра Сатиры, хотя купол у здания посреди серой коробки так и остался. О бывшем цирке напоминает и круговая планировка помещений. Ныне пешеходная Никольская.

Площадь Большого театра

Уже тогда Москва была мегаполисом, но не настолько циклопическим, как сейчас, но почему-то транспорта было больше. Даже на одной этой фотографии можно насчитать около десятка единиц наземного общественного транспорта. А сейчас? И кому он мешал? При этом отдельно выделены разным покрытием пешеходные дорожки и проезжая часть. Трамваи здесь надо восстанавливать:

Рынок

Еще не снесенный ХХС

А это, опять же не поверите, Тверская в районе Камергерского переулка.

Все расширили и почти все снесли

Еще не расширенный Бородинский мост с изящными столбами для трамвайных проводов

Обратите внимание

Старый Москворецкий мост с острыми ледорубами на опорах. Ледоходы были обычным явлением каждую весную, и необходимо было оберегать мосты от больших льдин.

На Москве-реке вообще кипела жизнь

Наводнение

Ловили рыбу

Зимой заготавливали лед для ледников. Глыбы льда клались на хранение в погреба, засыпались опилками, а затем продавались весь год до следующей зимы. Лед был незаменим в хозяйстве, им наполняли шкафы-ледники для поддержания низкой температуры внутри. До эры холодильников остается совсем немного. Бизнес был немалый и прибыльный.

Стирка в самом центре Москвы

Об архитектурном облике не задумывались, а вот технический прогресс тогда вдохновлял многих. Надо было протянуть ЛЭП, так и протянули прямо напротив Кремля. Электрификацией всей страны – первейшее дело!

Ну и завершим, пожалуй, у Метрополя, где варят асфальт, с тротуара есть пандус, а на тротуаре стоят грибочки вентиляции, они служили для притока свежего воздуха в смотровые колодцы канализации.

История Москвы в фотографиях

Уникальные фото советской москвы

Москва менялась все время, начиная с постройки каменных стен старого Кремля и постепенного расширения города. В Советские времена у города появился облик Новой Москвы – столицы СССР. Современная Москва также не стоит на месте и меняется порой прямо на глазах.

Старая Москва

Узкие улочки, тесные тротуары, зеленые бульварчики, обилие извозчиков и сплетение трамвайных путей. Вот такой представлялась старая Москва дореволюционного периода.

XIX век

Фотографии Москвы конца XIX века — мостовые выложенные брусчаткой, стены старого Кремля, профессии, которые исчезнут в будущем: извозчики, трубочисты, гигантские водонапорные башни, прежние верхние торговые ряды и строительство новых, будущего Гума

Начало XX века

Фотографии Москвы начала XX века — конные упряжки, бесконечный трамвайные пути и гремящие по ним вагоны, наводнение в начале XX века, извозчики, торговцы, московские дворники и река-Москва на фоне стен Кремля, ещё не окованная стенами набережных канала.

Советская Москва

Советское время сильно поменяло облик новой Москвы. Как и следует столице советского государства, от центра к окраинам протянулись широкие проспекты и улицы, расширились площади, Садовое кольцо, появился метрополитен. город стал тянуться к окраинам, превращая их в крупные жилые массивы.

1920-е годы

Фотографии Москвы 1920-х годов — Москва еще не перестроенная, вся в узких улочках и трамвайных путях, где по всей ширине проезжей части кучкуются извозчики, а прохожие шастают, натыкаясь друг на друга.

1930-е годы

Фотографии Москвы 1930-х годов — Молодая Советская Москва нового для москвичей и жителей страны времени. Быстро строятся новые здания, учреждения, дома культуры, расширяются площади, взамен старым привычным тесным улочкам.

1940-е годы

Фотографии Москвы 1940-х годов — отражение тех нелегких лет войны, когда город вместе со всей страной противостоял вражеским войскам гитлеровской Германии. Пережив трудное время для всей страны, город восстановился после войны, продолжив мирную жизнь.

1950-е годы

Фотографии Москвы 1950-х годов — это время выполнения Генерального плана реконструкции Новой Москвы, который был начат в 1938 году и продолжен после войны.

1960-е годы

Фотографии Москвы 1960-х годов — в этот период Москва значительно расширялась, образовывая из близлежащих селений новые жилые районы. Появляется новый виток в архитектуре, простота и минимализм.

1970-е годы

Фотографии Москвы 1970-х годов — выполняется, хоть и с трудом и только отчасти, Генеральный план реконструкции и развития Москвы 1971 года. Растут новые кварталы и целые спальные районы. Инфраструктура города добирается до самых границ столицы МКАДа.

1980-е годы

Фотографии Москвы 1980-х годов — начались 80-е годы с проведения Олимпиады в Москве, продолжились периодом попытки перестройки уклада и жизни, а заканчивались периодом начала свободы и гласности с постепенным разрушением и медленным угасанием былого крепкого государства СССР.

Современная Москва

Сменилась власть, сменилась эпоха, стремительно меняется и облик города, который превращается в торгово-коммерческий мегаполис. Становятся привычными явления крупных городов: спешащие люди, автомобильные пробки, современные трассы и развязки, стеклянные небоскребы и небольшие зеленые островки парки и скверики.

1990-е годы

Фотографии Москвы 1990-х годов — «лихие» 90-е годы, москвичи адаптируются  к новой жизни, кто-то привыкает к новому укладу, кто-то пользуется новыми возможностями, чтобы заработать. Яркие рекламные стенды, автобусные остановки, обклеенные объявлениями, рынки и бесчисленное множество ларьков.

2000-е годы

Фотографии Москвы 2000-х годов — Москва вступает в новый век и уже не такая наивная, как в лихие 90-е, это город больших инвестиций, город с большими карманами, строящимися коммерческими и торговыми центрами, вырастающими небоскребами и автомобильными пробками.

XXI век

Фотографии Москвы XXI века — прослеживаются явные улучшения в структуре работы общественного транспорта, борьба с автомобильными пробками, нелегальной торговлей, расширение и строительство магистралей с развязками, платные парковки, слабо контролируемый  рост коммерческого и жилого сектора, улучшение общего климата и жизни в столице России Москве.

Самые старые фотографии Москвы

Уникальные фото советской москвы

Со второй половины 19 столетия Москву активно фотографировали, сначала это были примитивные дагеротипы (светочувствительная медная пластина с серебряным покрытием), затем на смену пришла более прогрессивная техника и фотографий Москвы 1870-80-х уже очень много, давайте же посмотрим самые старые документальные изображения Москвы.

Смотреть самые старые фотографии Москвы —>

Заглавное изображение — это, строго говоря, не фотография, но и произведением художника ее можно назвать лишь с натяжкой.

Это раскрашенная гравюра, сделанная по дагеротипу Леребура 1841 г. — старейшее документальное изображение Москвы. На основе полученного дагеротипа в 1842 году была сделана гравюра и раскрашена для издания. Черно-белый вариант гравюры выглядел следующим образом:

Конечно, выдержки тогда составляли не одну минуту, поэтому люди на пристани и лодка, скорее всего, плод воображения художника. На изображении, тем не менее, прекрасно запечатлена стройплощадка Большого Кремлевского дворца.

Проходит десяток лет, и фотографическая техника делает большой прорыв:

В 1852 году британец Роджер Фентон делает эту фотографию белых башен московского Кремля, уже построенного Большого Кремлевского моста и леса на реке.

Еще одна фотография из середины 1850-х:

Редкая фотография старого Большого Каменного моста, построенного еще в конце 17 столетия и стоившего таких неимоверных денег, что поговорку «дороже, чем каменный мост», порой можно услышать и в наши дни.

К 1858 году мост был заменен на металлический, а название так за 150 лет прочно вошло в московскую топонимику, что даже нынешний предвоенный «сталинский» мост мы до сих пор именуем Большим Каменным. См.

нашу публикацию Мосты Москвы.

На переднем плане снова видим привезенный в Москву по реке лес.

Примерно в это же время оглянемся назад:

Снова фотография Роджера Фентона, 1852 год — строится Храм Христа Спасителя.

И опять штабели леса по набережной.

Моховая улица, дом Пашкова и строящийся Храм Христа Спасителя в 1855 г.

Проходит еще год:

Крымский вал в огородах. А с Храма Христа Спасителя частично сняли леса, 1856 г.

Проходит еще два года и картина меняется:

Важно

В 1858 году с Храма Христа Спасителя сняли леса, и он предстал во всем своем великолепии. Однако внутри предстояло сделать еще много отделочных работ, которые к тому же затянулись, и храм официально освятили и открыли лишь в 1883 году.

Еще одна интересная деталь — уже снесен старый Большой Каменный мост, а новый еще не построили, вместо него временное сооружение.

В конце 1850-х со стороны Александровского сада Кремль активно реконструировали, стены уже к тому времени порядком поизносились. В результате, в цоколе был положен белый камень, а 78 зубцов на стене были сооружены заново.

Перейдем в начало 1860-х — именно в это время в Москве были отсняты все основные достопримечательности и улицы:

Чуть отойдем от самого центра:

Крепостное право отменили, народ хлынул в города. На, удивление, общее впечатление от Трубной площади уже примерно такое же как сейчас. Здание, где был «Афонькин кабака», с портиком слева позже перестроят и откроют ресторан и гостиницу «Эрмитаж», где позже французский шеф-повар Люсьен Оливье, придумавший хорошо всем известный салат.

Нынешняя Славянская площадь у выхода из м. Китай-город уже более-менее узнаваема в 1860-70-х. Храм сохранился, дома слева тоже, но надстроены.

Одна из самых старых фотографий Красной площади. Примерно начало 1860-х. Еще нет ровного покрытия, на площади неровно лежит булыжник, то тут, то там грязь. Спасская башня белая. Прямо вдоль стены стоят торговые палатки.

Примерно те же 1860-е- начало 1870-х. Активный базарный день, и извозчики носятся туда-сюда. Общественный транспорт находится в зачаточном состоянии, первая линия «конки» будет запущена в 1872 г. Весь Васильевский спуск плотно занят малоэтажной застройкой.

Совет

Вход на Красную площадь — Воскресенские ворота. Справа от ворот в 1875 году начнут строить огромное здание Исторического музея, а пока еще здесь можно видеть старые палаты земского приказа 17 века

Начало строительства Исторического музея

Здание Архива иностранных дел на Моховой. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека и площадка с памятником Достоевскому.

Дом генерал-губернатора на Тверской. Вся крыша еще в печных трубах, а булыжник на одной из центральных площадей города также лежит не лучшим образом.

К началу 1880-х улица сильно изменилась и оживилась (хотя в данном случае еще и выдержки фотоаппаратуры стали короче)

И вновь Кремль в конце 1860-х-начале 1870-х с изящной оградой Большого Москворецкого моста, газовыми фонарями и зеленой набережной

Павильоны Политехнической выставки 1872 г.

Рынок на Трубной площади. Продают саженцы садовых деревьев, а на переднем плане конка идет в сторону Цветного бульвара

И закончим, пожалуй, концом 1970-х и видом Ивановской горки:

Начиная с 1880-х количество фотографий Москвы увеличивается в геометрической прогрессии, и с этого времени фото Москвы уже можно смотреть бесконечно.

Все фото взять с лучшего архива старых фотографий в сети: pastvu.com

Старейшие фотографии Москвы

Уникальные фото советской москвы

8 марта 20162016-03-08T12:00:00Z2016-03-08T12:00:00Z Несколько лет назад я делал для вас подборку старейших фотографий столицы. С тех пор в открытом доступе их стало намного больше.

Я выбрал самые интересные и красивые и теперь приглашаю вас как следует прогуляться по Москве XIX столетия и понять, что изменилось за полтора века, а что осталось на прежнем уровне. Почти все фотографии в посте сделаны до 1875 года, за исключением снимков, не поддающихся датировке, и видов из железнодорожных альбомов.

Итак, старейшие фотографии Москвы! Издание второе, дополненное и исправленное.Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагерротип Леребура, сделанный в 1842 году. На фотографии виден начальный этап строительства Большого Кремлевского дворца. 1842 год.

в

Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году: «5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете “Московские ведомости” москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП.

Обратите внимание

Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».

Один из старейших дагерротипов с изображением Москвы. На изображении ещё нет колокольни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (её построят в 1854 году). На сайте французского Музея фотографии этот снимок датируется 1842 годом.Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура 1842 года, первый известный снимок храма Покрова на Рву.

В оригинальном издании под снимком видна подпись “Daguerreotype Lerebours”.Фотография Роджера Фентона 1852 года, на которой запечатлен Большой Каменный мост XVII века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 году со стандартной формулировкой “за ветхостью”.

На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 году заменили на ныне существующий.Одна из первых фотографий Кремля, 1852 годОдна из первых фотографий Большого театра. Фото сделано уже после пожара 1853 года и последующей реставрации.Панорама Театральной площади перед коронацией Александра II, 1856 год.

По периметру площади построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации.На Красной площади тоже иллюминационные конструкции в честь коронации.Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году) и Спасская башня, тогда ещё белая.Вид на Красную площадь, 1870-1888 годы. Спасская башня уже красного цвета.Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.

Воскресенская площадь (ныне площадь Революции), 1870-1875 годыТорговля Челнокова у Воскресенских ворот, 1874 годПанорама Москвы из Кремля, 1856 (кликабельна!). Одна из первых видовых фотографий города.Вид со Спасской башки, 1860-1863 годыВид с колокольни Ивана Великого в сторону Швивой горки, 1860 год.

Стены Кремля ещё белые, а прясло ремонтируют: на этом участке стены был переделан цоколь и заново переложены 58 зубцов.Вид на Кремль от Швивой горки. Фентон, 1852 год.

Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев: “Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас.

Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д.

Важно

9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц. Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д.

9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка). Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)”.

Вид на южную часть Кремля

“Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф.

Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св.

Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь”.

Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев: “В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов”.

Фотография Фентона “Внешние стены Кремля, Москва”. Храм Христа Спасителя ещё не достроен.Строительство храма Христа Спасителя. Фентон, 1852-й.В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.1869 годВид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год (панорама кликабельна!)Румянцевский музей, 1850-1880. Перед зданием, похоже, видны тачки водовозов.Страстной монастырь, 1855. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь. Кстати, какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью. Вот что вспоминал Валентин Катаев:

“Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря”.

С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади.

Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.

Трубная площадь, 1855-1860-е. Из комментариев на Pastvu: “Если верить очень “сочному/смачному” бытописателю Москвы XIX века В.А.

Гиляровскому, которому случалось, между прочим, ошибаться и в датах, и в московской географии (см. книга “Москва и москвичи”, глава “На Трубе”), то тут перед нами на этом фото пока ещё т.н.

“Афонькин кабак”, на месте которого после реформ 1861 года Александра II был возведён ресторан “Эрмитаж Оливье” по взаимной договоренности купца Пегова и повара из Франции Люсьена Оливье”.

Кулишки, 1860-1870. Рядом с храмом Всех Святых сейчас вход в метро “Китай-город”.Мэрия Москвы ) Так выглядел дворец генерал-губернатора до реконструкции и возведения надстройки в 1940-х годах.Гостиница “Дрезден” в Столешниковом переулкеКузнецкий мост от Большой ДмитровкиДавайте посмотрим на Москву, которую больше нигде наблюдать нельзя. На фотографии – временный Народный театр на Китай-городе, представленный Отделом попечения о нравственном улучшении рабочих. Это один из экспонатов Политехнической выставки 1872 года.Павильон Петра Великого, построенный к Политехнической выставке 1872 года. Собственно, к юбилею первого российского императора (200 лет со дня рождения) эта выставка и была приурочена. На выставке одновременно были представлены сельскохозяйственные, промышленные, научные, военные и культурные достижения Российской империи. За три летних месяца её в общей сложности посетили 750 тыс. человек, а часть экспонатов потом разместилась в Историческом и Политехническом музеях.Сухарева башня, 1861-1872. Башня стояла “в устье” Сретенки с 1695 года, но в 1934-м её разрушили при реконструкции Сухаревской площади (вернее, сразу двух площадей, Большой и Малой). Сейчас на её месте стоит стела в память о башне.Триумфальные ворота Бове тогда находились на Тверской заставе, возле Брестского (сейчас Белорусского) вокзала. В 1936-м они были разобраны при реконструкции площади. На Кутузовском проспекте сейчас стоит их копия из более современных материалов.Красные ворота, 1855-1860. В декоре присутствуют вензели Николая I с коронами, позднее заменённые на вензели Екатерины без корон. Кстати, снести ворота собирались ещё в 1854 году, но их отстоял инженер-генерал Дельвиг, двоюродный брат поэта. В итоге арка была уничтожена при расширении Садового кольца в 1927 году.Ещё на Красной площади когда-то стояло здание Земского приказа, оно же – здание Главной аптеки и первое здание Московского университета. Но в 1874 году его разобрали, а на его месте построили Исторический музей.

“Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей”.

Начало строительства Исторического музея, 1875 год.Много фотографий Москвы третьей четверти XIX века посвящено железной дороге. На этом снимке – станция Крюково в 1855-1864 годах. Тут была одноимённая деревня, позже образовался одноимённый посёлок железнодорожников. В 1938 году их объединили в посёлок городского типа, который затем вошёл в состав Зеленограда.Станция Химская в 1855-1862 годах. 17,4 версты (18,56 км) от Москвы, а именно от Николаевского вокзала. Кстати, расстояние с тех пор почти не изменилось. Зато изменилось название.

Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Из комментариев: “Первое в Москве паровозное депо было построено в 1847-49 годах по проекту Константина Тона. Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло.

Совет

Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав. Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций. Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго – уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания.

Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание – единственное”.

В 2011 году депо было выкуплено РЖД, а в 2013-м – частично снесено. Суд по заявлению “Архнадзора” приостановил его снос, в 2014 году представители РЖД заявляли о реконструкции Кругового депо, но что в итоге с ним будет, неизвестно.

На будущей площади Трёх вокзалов вокзал пока только один, Николаевский. Ярославский (изначально Троицкий) и Казанский (изначально Рязанский) начнут работать с 1862 года, но “таксисты” тут уже дежурят )Полустанок “Люблино”. Раскрашенная фотография из альбома видов Московско-Курской железной дороги. По одним данным, альбом вышел в 1878-м году, по другим – в 1885-м.

Полустанок “Бутово”Железнодорожный мост через Москву-реку на месте нынешних Верхнего и Нижнего Сабуровских мостов.Андроников виадук (железнодорожный) через реку Яузу, построенный в 1865 году.Вокзал Курской железной дороги. Станция находилась недалеко от нынешнего Курского вокзала, но несколько севернее, в районе Путейского тупика, где сейчас стоят огромные стеклянные офисы.

Пробежимся по окраинам. Пасека на территории нынешнего Измайловского парка.

Дорогомиловский мост, 1860-1867, фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Из комментариев: “Деревянный мост, разбиравшийся на время половодья, простоял до 1864 года.

Этот мост был куда ниже последующих металлического и каменного мостов, отчего левый берег (“Гора Варгуниха”, “Варгунихина гора”) сильно возвышается над ним. Теперь рельеф не так заметен (хотя всё же ощущается). Над мостом – храмы Иоанна Предтечи в Кречетниках (левее) и Николы на Щепах (правее)”.

Строительство Перервинской плотины Первая система шлюзования на Москве-реке была сооружена в 1874-1877 годах акционерным обществом “Товарищество Москворецкого туерного пароходства”. Плотины сделали Москву-реку судоходной на протяжении 154 км, от Перервинской плотины до устья. Московский зоосад. Фотография сделана до 1890-х годов, когда Малый пруд окончательно отделился от Большого. Раньше это был единый водоём.Вид на нынешнее Медведково из нынешних МытищВид от усадьбы Кунцево на село Крылатское, 1865-1877

“Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время. Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском”, 1879 год.

Из комментариев: “Позади Генеральной (Электрозаводской) улицы видны улицы Буженинова, Суворовская, 9-й Роты. Фотограф стоял на здании мануфактуры Жан-Пьера Мусси-Жиро.

Проглядывают колокольня и надвратный храм на Преображенском валу, во владении №25, и Успенская моленная, башни и дом с львиными воротами во владении №17 по валу”.

Оказывается, уже тогда в Москве были маршрутки! Эта линейка например, снята в Серебряном Бору.

Из очерка Петра Богатырёва “Московская старина”: “Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы. Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку.

Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти. Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу”.

Обратите внимание

А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты “Московские ведомости” за 1847 год: “…

с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми…”.

Вот выдержка из правил работы линеек: “Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти…”.

Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, “маршрутки” парковались прямо у собора Василия Блаженного!

Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.

  • Китай
  • Шанхай: я вернулся!

Популярные посты по тегу История Прогулка по Москве

  • 3 апреля 2019, 13:22
  • 25 марта 2019, 20:05
  • 26 марта 2019, 12:05
  • 23 апреля 2017
  • 11 декабря 2018
  • 28 февраля 2017

Уникальные панорамные фото старой москвы (1 часть)

Уникальные фото советской москвы

Москва Наума Грановского. Уникальные фотографии корреспондента ТАСС.

Фотографии старой Москвы, улиц, переулков, площадей. Как раньше выглядел Кремль, Старый и Новый Арбат, измененные до неузнаваемости старые улицы Москвы, храмы и соборы, что и как было раньше, какой был общественный транспорт — все это в больших фотографиях. Панорамная виртуальная экскурсия по древней столице.

Мясницкая улица.

Первое такси-форд в Москве

Охотный ряд

Площадь Красные ворота. Много трамваев, но народу еще больше.

Сухаревская башня. Небольшая пробка в Москве, дело обычное — час пик, все спешат на работу. Сейчас все тоже самое только в метро.

Калужская площадь. Водитель трамвая вызывает эвакуатор чтобы убрать с рельсов автомобиль.

Орликов переулок.

По Красной площади еще тогда ездили автомобили. А это толпа стоит в очереди к Ленину в мавзолей, раньше к дедушке с этой стороны пускали.

Гостиница Москва.

Манежная площадь. Около Думы скопление депутатов, они приезжали еще на трамваях. На собственных.

арбатский рынок

Воробьевы горыЧас пик в старой Москве. Но трамваи ходили часто.

Обратите внимание: на Спасской башне были еще двуглавые орлы вместо звезды.

Можно было выйти из трамвая и сразу через Кутафью башню зайти в Кремль.

строительство станции метро.
Культурный отдых в парке — книги и общение.

Когда Петр отправлял Софью в Новодевичий он думал что это несусветная даль. Ясенево…

Наводнения были частыми, пока реки не заключили в трубы они периодически наводили шороху.

Люди гуляют по проезжей части, вот что значит пешеход главнее. А не как сейчас, на желтый свет светофора уже соревнуются кто быстрее задавит.

Важно

Гостиница «Националь». На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца XVIII века находились доходные дома купца Москвина. В декабре 2011 года гостиница, до этого находившаяся в собственности правительства Москвы, была приватизирована. Победителем торгов стала структура предпринимателя Михаила Гуцериева, предложившая за «Националь» 4,674 млрд руб.

В период сносов церквей в 30-х годах.

На фото чудная будочка Боржоми.

Знаменка без машин, без пробок… Старое фото дома Пашкова.

Большой воскресный рынок. Что-то типа нынешнего Ашана, только на открытом воздухе. А так, такая же давка.

Пушкинская площадь, Страстной бульвар… Снято по всей вероятности, с единственного на то время небоскреба — дома Нирнзее на Гнездниковском.

Чтобы кто не говорил, а Москва была очень чистой.

На фото собор еще первой версии. Одинокие лодочники ловят рыбу в реке.

Москва-река

Это фото — одно из самых любимых.

Большой театр и Театральная площадь

МГУ — один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры

Клара Цеткин выступает на Красной площади. Клара Цеткин была активным борцом за права женщин. Ее имя неразрывно связано с празднованием Международного женского дня.

Парад победы на Красной площади.

Похороны Фрунзе. Михаил Васильевич Фрунзе (21 января (2 февраля) 1885 – 31 октября 1925 г.) – большевицкий вождь, один из виднейших участников русской революции и Гражданской войны.

Аукцион фарфора и другого имущества бывшего русского царя, 1927 год

Начало массового уничтожения зданий в центре. 30-е годы.
Полицейские сидели на втором этаже. Так и видно лучше и глупыми вопросами прохожие меньше достают.

Лавочки в парке всегда заняты, причем с утра на самых козырных местах уже сидят. Может быть меньше класть плитки и строить больше лавочек?

Рекламные афиши кинотеатров выглядели примерно так

Доска почета. И ни одной фотографии…

Снос домов на Тверской, чтобы расширить улицу.

Метро

Чего-то не хватает на Красной площади…

Совет

Обратите внимание на эти две уникальные фотографии. Они не так сильно разнятся по времени, но между ними уже есть существенные различия (ну помимо цветущих деревьев). Это отсутствие Китайгородской стены и собора на заднем плане.

Казалось бы, картина периода Второй Мировой войны, но нет, это дело рук строителей коммунизма.

Театр Сатиры — драматический театр в Москве, существующий с 1924 года. Располагается по адресу: Триумфальная площадь, дом 2 (недалеко от метро «Маяковская»).

Народная московская поговорка: если огромная толпа людей в одном месте — значит там метро или рынок.

Громкоговорители на столбах постоянно вещали…

1 часть

Старая Москва Наума Грановского (часть 1)

Уникальные фото советской москвы

Очень популярные в интернете фотографии известного фотографа, фотокорреспондента ТАСС. Но я все равно еще раз их вам напомню и оставлю у себя. Это же машина времени. Москвичам наверное очень интересно рассматривать, как выглядел их город почти сто лет назад !

Это будет первая часть. Третью заключительную часть выложу через день  и там же будет ССЫЛКА НА АРХИВ фотографий в оригинальном размере.

Итак, давайте прогуляемся по старой Москве.

2

Крымский мост, 1938 год
3

Мясницкая улица, 1929 год
4

Первое такси — Форд. 1920-е годы.
5

Охотный Ряд 1934 год
6

Площадь Красные Ворота, 1932 год
7

Сухаревская башня, 1920-е
8

Калужская площадь , 1931 год
9

Орликов переулок, 1937 год
10

Проезд между Сухаревской башней и склифом 1933
11

Триумфальная арка у Белорусского вокзала 1935
12

Красная площадь 1920-е
13

Гостинница Москва 1938
14

Манежная площадь 1930-е
15

Площадь Ногина 1930-е
16

Первое такси Рено в Москве 1930-е
17

Девушка с веслом 1930-е
18

Бородинский мост 1938
19

Цветной бульвар 1930-е
20

Площадь Пушкина 1930-е
21

Оборона Москвы 1941
22

Аэростат на площади Свердлова 1941

23

Оборона Москвы 1941

24

Улица Горького 1941

25

Оборона Москвы 1941

26

Пленные немцы 1944

27

Оборона Москвы 1941

28

Казанский вокзал 1948

29

Казансксий вокзал 1948

30

Площадь Дзержинского 1948

31

Улица Горького 1934

32

Улица Горького 1949

33

Улица Горького 1950-е

34

Площадь Пушкина 1947

35

Проспект Мира 1950-е

36

Советская площадь 1948

37

Сквер на Кропоткинской улице 1950-е

38

Моссовет 1940-е

39

Моссовет 1950-е

40

Фрунзенская набережная 1950-е

41

ЦПКиО им Горького 1950-е

42

Фрунзенская набережная 1950-е

43

Дорогомиловская набережная 1955

44

Книгохранилище библиотеки Ленина 1950-е

45

Концертный зал им Чайковского 1950-е

Продолжение следует …

Вот например посмотрите еще НА СТАРЫЙ КРЫМ и историю Москва 1909 года в фотографиях (скачать одним архивом 10Мб) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – http://infoglaz.ru/?p=40437

Adblock
detector