Статья “Технологии интерактивного обучения”

Три педагогические методики – большая тройка

Использование технологии развивающего обучения как средство повышения качества образования

Дмитренко Н.И.,

учитель начальных классов

Донецкой общеобразовательной школы

I – III ступеней № 64,

учитель высшей категории

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В статье предлагаются технологии кооперативного и коллективно-группового обучения; также технологии ситуативного моделирования и обработки дискуссионных вопросов.

Обратите внимание

Ключевые слова: кооперативное обучение, коллективно-групповое обучение, ситуативное моделирование, дискуссионные вопросы.

Технологии интерактивного обучения распределяют на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:

  • интерактивные технологии кооперативного обучения.
  • интерактивные технологии коллективно-группового обучения.
  • технологии ситуативного моделирования.
  • технологии обработки дискуссионных вопросов.

Интерактивные технологии кооперативного обучения

К технологиям кооперативного обучения принадлежат такие интерактивные технологии, как: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, два-четыре-все вместе, карусель, работа в малых группах, аквариум.

Работа в парах

Кооперативное обучение можно осуществлять не только в группах, а и в парах. Такую работу применяют и как отдельную технологию, и как подготовительный этап к работе в группах.

Работа в парах содействует положительному отношению к обучению, развивает умение приспособиться к работе в группах, подготавливает грунт для широкого и эффективного применения интерактивных технологий.

Она очень эффективная на начальных этапах обучения.

При условиях парной работы все дети в классе получают возможность говорить, высказываться.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом.

Она развивает умение общаться, умение высказываться, критически мыслить, убеждать, вести дискуссию. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, которые в других условиях нуждаются во времени.

Например:

  • Обсудить короткий текст, задание к нему.

  • Взять интервью и определить отношение партнера к заданному тексту и т.п.

  • Сделать самоанализ или саморедактирование письменных работ.

  • Сформулировать итог урока.

  • Разработать вместе вопросы к ученикам или к учителю.

  • Проанализировать вместе упражнение, задачу, проблему.

  • Протестовать и оценить работу друг друга.

  • Ответить на вопрос учителя.

  • Организация работы

  • Предложите ученикам задачи, задайте вопрос для небольшой дискуссии, объясните его, дайте ученикам 1-2 мин для обдумывания возможных ответов или индивидуальных решений.

  • Определите, кто из учеников будет высказываться первым, предложите обсудить свои идеи друг с другом. Чтобы приучить детей к четкой организации работы в парах, лучше сразу определить время на совместное обсуждение. Ученики должны прийти к соглашению относительно ответа или решения.

  • После того как время будет исчерпано, дайте возможность каждой паре представить свои результаты работы.

  • Ротационные (сменные) тройки

    Этот вариант кооперативного обучения содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и запоминания.

    Организация работы

  • Разработайте вопрос с целью обсуждения нового материала. Вопросы должны предусматривать неоднозначный ответ.

  • Объедините учеников в тройки. Разместите их так, чтобы каждая из них видела тройку по правую и левую сторону. Вместе все тройки должны образовать круг.

  • Поставьте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех членов тройки). Каждый по порядку должен на него ответить.

  • После короткого обсуждения предложите участникам рассчитаться на “первый, второй, третий”. Ученики с номером “один” переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером “два” переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером “три” остаются на месте и являются постоянными членами своей тройки. В результате образуется новая тройка.

  • Меняйте тройки столько раз, сколько есть вопросов.

  • Два четыре – все вместе.

    Эта технология эффективна для развития привычек общения в группе, умений вести дискуссию.

    Организация работы

  • Задайте ученикам вопрос для обсуждения дискуссии и т.п. Объясните вопрос, дайте 1-2 мин для индивидуального обдумывания возможных ответов.

  • Объедините учеников в пары с целью взаимообсуждения своих идей. Определите время на высказывание каждого в паре и совместное обсуждение. Пары обязательно должны прийти к соглашению относительно ответа или решения.

  • Объедините пары в четверки, обсудите предварительно достигнутые решения относительно постановленного вопроса. Как и в парах, принятие общего решения обязательное.

  • Объедините четверки в большие группы или обсудите поставленный вопрос со всем классом.

  • Карусель.

    Эта технология наиболее эффективная для одновременного привлечения всех участников к активной работе с разными партнерами. Ее применяют для обсуждения любой острой проблемы из диаметрально противоположных позиций, для собирания информации по определенной теме, для проверки объема и глубины имеющихся знаний, для развития умений аргументировать собственную позицию.

    Организация работы.

    Расставьте стулья для учеников в два круга. Ученики, которые сидят во внутреннем круге, расположены спиной к центру, а те, что сидят во внешнем круге, – лицом к центру, таким образом ученики сидят один напротив другого.

    Важно

    Внутренний круг недвижимый, внешний – подвижный: по сигналу ведущего все его участники передвигаются на один стул по правую сторону и оказываются перед новым партнером. Цель – пройти весь круг, выполняя поставленные задачи.

    Может быть несколько вариантов такой деятельности.

    Аквариум

    Эту технологию применяют, когда ученики уже имеют определенные навыки групповой работы. Эффективна она для развития общения, усовершенствования умения дискутировать.

    Организация работы.

  • Объедините учеников в 2-4 группы и ознакомьте с задачей.

  • Предложите одной из групп сесть в центре или в начале среднего ряда, где стоят парты, и образовать круг.

  • Дайте команду начать обсуждение проблемы по алгоритму:

    • осмыслить вслух ситуацию;
    • обсудить ее в группе, применить метод дискуссии;
    • дойти до общего решения за 3-5 мин.
  • Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдают, соблюдают ли участники дискуссии правила ее проведения. Когда завершится отведенное для дискуссии время, группа поворачивается на свои места, а учитель задает классу вопрос:

    • Соглашаетесь ли вы с мыслью группы?
    • Была ли эта мысль достаточно доказанной?
    • Который из аргументов вы считаете наиболее убедительным?

    Продолжительность такой беседы – 2-3 мин. Потом место в “аквариуме” занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию.

    Технологии коллективно-группового обучения

    Эти технологии предусматривают одновременную общую работу всего класса. Это такие формы работы, как: “Микрофон”, “Мозговой штурм”, “Уча – учусь”, “Ажурная пилка”, “Незаконченные предложения”, “Дерево решений”.

    Микрофон

    Это технология общегруппового обсуждения, она дает возможность каждому ученику в определенном порядке что-то быстро сказать, высказывая свою мысль.

    Организация работы

  • Сообщите проблему классу.

  • Предложите воображаемый “микрофон” (любой предмет).

  • Предоставляйте ученикам слово поочередно, передавая “микрофон”. Говорить имеет право лишь тот, у кого находится “микрофон”.

  • Сообщенные ответы не комментируют и не оценивают.

  • Когда кто-то высказывается, другие не имеют права что-то говорить.

  • Мозговой штурм

    “Мозговой штурм” – это такой метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной и той же проблемой и “идут на нее в атаку”. Эту технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы.

    Организация работы

  • Определите проблему, которую необходимо решить.

  • Приготовьте бумагу для записывания идей, запишите проблему в виде вопроса.

  • Изберите ведущего и секретаря, который будет записывать все идеи.

  • Напомните правила первого этапа:

    • цель – собрать как можно больше идей;
    • каждый имеет право высказаться;
    • предложения должны высказываться поочередно, конкретно, сжато;
    • принимаются любые предложения, даже невероятные;
    • высказывание других не подвергают критике и не обсуждают;
    • расширение предложенной идеи поощряется;
    • ведущий может сформулировать новую идею для записи по согласию того, кто ее предложил.
  • Запишите их в порядке поступления. Не вносите в идею никаких исправлений.

  • Продолжайте, пока будут возникать новые идеи (но не больше 10-15 мин).

  • В конце обсудите и оцените предложенные идеи.

  • Уча – учусь

    Эту технологию используют во время повторения изученного и во время изучения блока информации. Ее применение дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам, повышает интерес к знаниям.

    Организация работы

  • Подготовьте карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной для каждого ученика.

  • Раздайте их каждому.

  • Предложите ученикам:

    • в течение нескольких минут ознакомиться с информацией, которая содержится на карточке;
    • после ознакомления с материалом, который содержится на карточке, пусть ученики ознакомят со своей информацией одноклассников и получат информацию от них. Ученик должен одновременно говорить только с одним человеком;
    • внимательно слушать информацию других, запомнить как можно больше. Если нужно, делать записи;
    • когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, пусть они расскажут в классе, о чем узнали от других.

    Ажурная пилка.

    Этот вид деятельности дает возможность работать вместе, изучать большее количество материала за короткое время.

    Организация работы.

  • Подберите индивидуальный информационный материал для каждого ученика (материалы учебника, дополнительные материалы и т.п.).

  • Объедините учеников в группы (домашние) и выдайте им материалы с задачей.

  • В группе ученики обсуждают предложенный материал, изучают. Однако необходимо избрать председательствующего, чтобы следил за временем, и лицо, которое задает вопрос, чтобы убедиться, что каждый понимает содержание материала.

  • После завершения работы домашних групп предложить ученикам приобщиться к другим группам, в которых они будут выступать экспертами из отдельной темы. В каждой новообразовавшейся группе должен быть представитель из каждой домашней группы.

  • Каждая экспертная группа должна выслушать всех представителей домашних групп и проанализировать материал в общем, осуществив его экспертную оценку за определенное время (урок).

  • После завершения работы ученики возвращаются в свои домашние группы. Каждый ученик должен поделиться информацией, которую он получил в экспертной группе, с членами домашней группы. Информацию следует донести качественно и в полном объеме за определенное время.

  • Незаконченные предложения

    Эту интерактивную технологию часто объединяют с “микрофоном”, она дает возможность развивать у учеников связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.

    Организация работы

    Учитель четко называет тему, по которой ученики будут высказываться (можно использовать и воображаемый “микрофон”), формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его.

    Каждый следующий участник должен начать свое выступление из предложенной формулы. Например: “На сегодняшнем уроке я усовершенствовал свои умения…”, “На сегодняшнем уроке самым важным открытием было…

    “, “Этот рассказ научил меня …” и т.п.

    Дерево решений.

    Эта технология является вариантом решения конкретной проблемы. “Дерево решений” помогает детям проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений.

    Организация работы

  • Выберите проблему, которая не имеет однозначного решения. Изложить ее можно в виде интересной истории, ситуации из жизни, эпизода из литературного произведения.

  • Предложите ученикам необходимую информацию для решения проблемы, которая возникла во время домашнего чтения.

  • Подготовьте на доске (отдельном плакате), раздайте каждому участнику образец “дерева решений”.

  • Четко сформулируйте проблему, ее суть, запишите на доске, заполняя схему.

  • Дайте необходимую дополнительную информацию относительно проблемы.

  • Спросите у учеников об актуальности проблемы, выясните, почему именно стороны хотят ее решения.

  • Пути и варианты решения проблемы можно определить проведением ” мозгового штурма”. На этом этапе ни один из вариантов не может быть неправильным. Важно набрать как можно больше идей.

  • Обсудите каждый из вариантов решения. Выясните, что положительного или негативного для каждой из сторон он содержит. Таким образом, часть идей можно отклонить и оставить три-четыре.

  • Интерактивные методы обучения – залог успешности ученика

    Три педагогические методики – большая тройка

    Интерактивные методы обучения – залог успешности ученика

    Учитель начальных классов

    МБОУ СШ с.Таремское

    Кириллова О.В.

    «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствовать- вот единственный курс учительский» К.Д. Ушинский

    Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

    Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса. Каждый урок требует чего-то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Для педагога часто встаёт вопрос, а как организовать учебную деятельность , чтобы она была не только познавательной, но и интересной, а значит успешной. Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»

    Интерактивность

    это интерактивность в информационных системах

    это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога)

    Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении :

    • Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении :

    «Не меня учат, а я учусь»

    • «Не меня учат, а я учусь»

    Схемы взаимодействия

    Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

    Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

    Повышение познавательной мотивации .

    Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

    Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

    Воспитание лидерских качеств.

    Умение работать с командой и в команде.

    Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

    1 направление : Учебная деятельность

    Интерактивные формы применяются на всех этапах урока

    Для каждого этапа урока используются свои приёмы позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

    ▪Структура интерактивного урока

    Технологии интерактивного обучения

    «Свеча»

    Работа в парах

    «Карусель»

    «Броуновское движение»

    «Аквариум»

    «Один – вдвоём – все вместе»

    «Мозговой штурм»

    «Дерево решений»

    «Совместный проект»

    Игра «Реклама на телеканале»

    Игра «Интервью -знакомство»

    Займи позицию

    Сменные тройки

    Незаконченное предложение

    Упражнение «Хочу спросить»

    «Микрофон» Игра «Исследователи»

    Дискуссия

    далее

    Работа в парах.

    Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию

    Алгоритм действия

    1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.

    2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.Совет

    3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

    Свеча”

    Пор кругу передаётся зажжёная свеча, а учащиеся высказываются о разных аспектах обучения

    Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

    Карусель”

    Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

    Аквариум”

    Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

    После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа .

    «Один-вдвоём– вместе»

    Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

    Дерево решений”

    Дерево решений – класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

    «Мозговой штурм»

    Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

    Правила мозгового штурма:

    1. Никакой критики!

    2. Заимствования других идей является нормальным явлением.

    3. Желаемое – большое количество идей.

    4. Оценка приходит позже.

    Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.

    «Совместный проект»Обратите внимание

    Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

    Игра «Реклама на телеканале»

    Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы.

    Мы – пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.

    Ротационные (сменные) тройки.

    Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.

    Алгоритм действия

    1.Разработать различные вопросы, чтобы помочь учащимся начать обсуждение нового или разъяснение материала.

    2. Разместите тройки так, чтобы каждая из них видела тройку слева и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг.

    3. Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех).

    4. После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2.

    Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на месте и являются постоянными членами тройки. Результатом будет полностью новая тройка.

    5. Вы можете двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов. Незаконченное предложение.

    Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому …, желаю ей … .

    Займи позицию

    Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

    Игра «Интервью – знакомство»

    Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 1 классе( в начале года). Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

    Упражнение «Хочу спросить»Важно

    Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль найди грамматическую основу предложения,

    «Орфографический диктант для соседа»

    « Микрофон»

    Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал. Дети берут микрофон и спрашивают. Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках.

    Игра «Исследователи»

    Исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т.

    Дискуссия ( от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).Использование дискуссии на уроках заключает в себе следующие приемы:

    предъявление учащимся проблемной ситуации;

    постановка проблемных вопросов к данной ситуации;

    проигрывание проблемной ситуации;

    анализ противоречивых высказываний к обсуждаемой проблеме;

    выбор точек зрения или способов решения проблемы,

    подведение итогов,рефлексия.

    Обязательным условием при проведении дискуссии является:

    – уважение к различным точкам зрения ее участников;

    – совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

    Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. В ходе дискуссии дети приходят к точной формулировке темы урока.

    Фрагменты уроков с использованием приёмов интерактивного обучения

    ▪ Фрагмент урока математики 3 класс. Тема «Задачи с недостающими данными»

    ▪ Фрагмент урока математики 4 класс. Тема «Задачи на движение»

    2 направление : Интерактивность в информационных системах

    Интерактивный лист

    Интерактивный рабочий лист – электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.

    Где и как можно использовать интерактивные листы?

    на уроке для самостоятельной работы с последующим обсуждением результатов

    для фронтальной работы на уроке

    на домашнем компьютере учащегося в качестве альтернативного домашнего задания

    Образцы интерактивных листов:

    Русский язык лист№1 лист №2

    Математика лист№1 лист №2

    Работа с родителями

    Родительское собрание с использованием интерактивных приёмов по теме «Электронный дневник»

    Направление внеурочная деятельность

    Внеурочное занятие с различными приёмами интерактивного обучения

    Результативность применения интерактивных технологий заключается в ряде преимуществ

    Используются не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта

    На собственном опыте осознание и обсуждение особенности чувственного восприятия, контроль собственного восприятия окружающей среды

    23

    Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.

    Селестен Френе

    Интерактивные методы обучения

    Три педагогические методики – большая тройка

                                                                                                                                                                                                                                                                                 КГУ “Средняя школа №14                                                                                                                                                                                          им.Дм.Карбышева” Акимата г.Рудного.

    Учитель казахскогоязыка и литературы

     Шутаева Л.О.

                              Интерактивные  методы  обучения.

       «Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно.

    Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» – эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову.

    И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact»  («inter» -«взаимный», «act» – «действовать»).

     
         Американские  исследователи  Р.Карникау  и  Ф.Макэпроу,  выявили в ходе  проведенных  исследований  определенную  закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% – услышанного.Также он помнит 30% – увиденного, 50% – услышанного и одновременно увиденного.

    И только 80% – того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности.    Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

         Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в    преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель : подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан.

    Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности , воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности , способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия.

    Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

    Совет

    Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций , использование ролевых игр , совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.  

     При использовании интерактивных форм обучения у  учащихся формируются такие качества  как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения  относятся:

    1)работа в паре;

    2)ротационные  тройки;

    3)карусель;

    4)работа в малых группах;

    5)аквариум;

    6)незаконченное предложение;

    7)мозговой штурм;

    8)броуновское движение;

    9) дерево решений;

    10)суд от своего имени;

    11)ролевая игра;

    12)дебаты;

    13) креативное письмо;

    14) РАФТ и др.

      Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель».Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее».

    «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики  через каждые 30 секунд  меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем.

    Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

      Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге , а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

      «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему  классу с целью сбора информации по предложенной теме . Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации ( задания логического , творческого характера , презентации, видеофильмы и др.)

      «Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством  учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает  записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

       Одна из форм интеракции «Займи позицию». Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

       Прием «Свеча. По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

       Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать,  что интерактивное обучение –это специальная  форма организации познавательной деятельности.

    Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.

    Обратите внимание

    Одна из таких целей  состоит  в создании комфортных условий  обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

      Суть интерактивного обучения состоит  в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся  оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по   поводу того , что они знают и думают .

    Совместная деятельность  учащихся в процессе  познания , освоения учебного материала  означает . что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной  поддержки.

    Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает  саму познавательную  деятельность.

    В ходе диалогового обучения  учащиеся учатся  критически мыслить, решать сложные  проблемы  на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать  альтернативные  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная,  групповая  работа.

       « Ротационные тройки».

    Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью  его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

    « Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются  от 0 до 2.

    Ученики  с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки.

    Результат – новая «тройка». Двигать  «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

      «Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

    « Учебный мозговой штурм».

    Важно

     Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий , секретарь, спикер .Четко регламентируется время.

     1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

      «Уча – учусь».

    Раздать карточки каждому ученику с фактами , касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией.

    Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией  других учащихся и в то же время получают от них информацию.

    В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

    «Метод Пресс» .

    Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

    -Начиная со слов,…Я считаю, что…

    -Начиная со слов,… Потому что…

    Например…

    -Следовательно,…таким образом…

    Метод  « Мозаика».

      Участники объединяются  в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи , которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою ( 6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

    Затем члены разных групп,  которые изучали одну и ту же информацию , встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется  и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

       «Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения .Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

       «Использование общественных ресурсов» .

    Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

       Прием «Верно. Неверно»

      При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

    «Снежный ком».

    Совет

      Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово , называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

      Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

    -развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; 

    -решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся  необходимой информацией, без которой невозможна  реальная совместная деятельность.

    -развивает общие учебные умения и навыки , то есть обеспечивает решение  образовательных задач

    -обеспечивает воспитательную задачу,

    -интерактивное обучение  отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха  на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил :

    -все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

    ученики должны знать , что учитель верит в них,

    -учитель должен поощрять познавательную активность , делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать  знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

         1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для         преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

          2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.:       Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  • 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с. 
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.
  • Тройка по математике. Статья. Педагогическая психология. Самопознание.ру

    Три педагогические методики – большая тройка

    Тройка по математике — повод для волнения?

    Порой, тройка по математике, да и не только по математике, является причиной серьёзных раздоров между родителями и детьми: родители требуют повышения успеваемости, а дети обретают хроническую неприязнь к предмету.

    Настала пора провести ликбез среди всех участников учебного процесса.

    Аргументы в защиту троечников

    Конечно, можно возразить, что тройка — это тройка, и никого не интересуют причины получения штампа “троечник”.

    Так давайте ломать стереотипы суждения об интеллектуальных способностях школьников только по факту выставления этой злополучной оценки в дневниках и аттестатах:

    • Ну, во-первых, тройка свидетельствует об удовлетворительных знаниях. Т.е. обязательная программа учеником усвоена, выполнены проверочные работы и сданы переводные контрольные и экзамены, дающие право на продолжение учёбы в следующем классе.
    • Во-вторых, добрая половина всех обучающихся имеет довольно прохладное отношение к точным наукам.
    • В-третьих, если бы все были отменными прирождёнными математиками, то кто бы тогда писал стихи, которые так украшают нашу жизнь?!

    На этом сухая информация исчерпана, пора переходить к “тяжёлой артиллерии” в защиту детей.

    — Уважаемые взрослые, вы все учились в школе, вы все считаете себя умными и образованными людьми, вы все достигли значимых высот в своей профессиональной деятельности. Но кто из вас сможет без труда вычислить логарифм числа по указанному основанию и преобразовать тригонометрическое выражение?

    И даже, если вы были когда-то круглыми отличниками и даже зубрилками, то всё равно, специфические математические знания постепенно стёрлись из вашей памяти. И дети об этом знают, вот и не понимают важность усвоения программного материала.

    — Ни один взрослый человек, в том числе и учителя-предметники, не обладают столькими знаниями, сколькими обладает статистический троечник, а уж о знаниях хорошистов и отличников и говорить не приходится.

    Попробуйте взять учебник геометрии, алгебры, химии и решить сходу пару заданий. А теперь, напишите диктант по русскому языку и прочтите наизусть отрывок из “Евгения Онегина”.

    Этого мало, вам придётся поработать с контурными картами по географии и истории, разобраться в астрономических картах, и рассказать о своей семье на английском языке. Только, пожалуйста, не пытайтесь замахнуться на нормы ГТО — опасно для здоровья!

    Ну как? То-то же! Так что тройка — это не так уж плохо!

    — А для чего мамам и папам надо, чтобы у ребёнка обязательно была пятёрка или, как минимум, четвёрка?

    Давайте будем честными с собой.

    Вы просто хотите гордиться и при случае прихвастнуть успехами своего ребёнка, как будто это ваши личные достижения. Но ребёнка надо любить просто так. И почему ребёнок должен отдуваться за ваши несбывшиеся мечты?

    А ещё, вам, наверное, завидно и обидно выслушивать хвалебные рассказы о достоинствах детей коллег, друзей, знакомых и даже соседей. Но разве это повод сердиться на своего прекрасного ребёнка?

    Тройка тройке рознь

    Разберёмся, когда тройка — это повод для волнения, а когда можно принять эту тройку, как факт и не давить на ребёнка своими требованиями.

    • Если ваш ребёнок и наш ученик проявляет недюжий интерес к какому-то избранному предмету, например, к рисованию и черчению, то это хороший знак для педагогов. Увлечённость может перерасти в профессионализм, а это дорогого стоит. Ведь когда трудовая деятельность уже взрослого человека приносит не только карьерный рост и хорошую зарплату, но и удовольствие, вот тогда человек счастлив. Он будет с удовольствием бежать на работу, потому что будет занят любимым делом. Ну и что, если ваш воспитанник не математик, а талантливый художник. Пусть он спокойно получает свои тройки, от этого он не станет хуже, и любить мы его будем не меньше, да и гордиться будет чем.
    • Но вот если ваш ребёнок не проявляет интереса ни к одному предмету, и его раздражают все предметы наперечёт, вот тогда есть повод задуматься. Может это не его проблема, а ваша? И это здорово, что успели разглядеть “тройку” вовремя.
    • Развитие ученических событий может повернуться следующим образом: и математика нравиться, и учитель — молодец, ну, не идут в голову эти задачки, хоть плачь. Ситуация крайне щепетильна, и чтобы у ребёнка не возникло комплексов на свой счёт, родители обязаны деликатно помочь своему чаду. Младшим школьникам, конечно же, можно помогать с уроками, но как только ваши познания затуманились, не стоит рассчитывать на “авось вспомню”, надо обратиться за помощью к профессионалам.
    • И ещё открою маленький секрет: обычно, дети любят тот предмет, который преподаёт уважаемый ими учитель. А это особое искусство — привить любовь к своему предмету через дружбу между учителем и учеником. Кстати, родители, должны принимать в этом процессе активное не стороннее участие. Тогда и подгонять никого не придётся.

    Наказания и поощрения

    Наказывать за тройки? Ни в коем случае!

    Дети — мобильные личности и умеют искусно приспосабливаться даже к крайне жёстким условиям. Поверьте, они найдут способ избежать наказания.

    Большая тройка упражнений

    Три педагогические методики – большая тройка

    Один из самых частых вопросов по Базовой Программе – а почему в ней нет упражнений на бицепс, трицепс, икры и другие мелкие мышцы? Ответ прост – мышцы растут вовсе не от самих упражнений, они растут от гормональных изменений, с ними связанными.

    Если бы это было не так, то любой худой человек, качающий только бицепс и трицепс, мог бы сделать большие руки при общем тщедушном теле. Часто вы такое видели? А как часто вы видите мощных спортсменов с тщедушными руками-плеточками?

    Почему мышцы растут?

    На графике показы результаты эксперимента(1), длившегося десять недель, и исследовавшего 43 мужчины 19-40 лет. Двум группам еженедельно вкалывали по 600 мг тестостерона, двум – пустышку-плацебо, две группы тренировались, а другие две – нет.

    Те, кому вводился тестостерон и кто вообще не занимался, набрали больше чистой мышечной массы по сравнению с теми, кто занимался, но не получал дополнительного тестостерона. Вывод прост – мышцы растут не от тренировок, а от гормонов.

    Обратите внимание

    Многочисленные исследования(2) показывают, что три упражнения, максимально влияющие на производство организмом тестостерона и гормона роста – это приседания, становая тяга и жим штанги с выпрыгиванием вверх (powerclean).

    Иногда к этой тройке добавляют жим штанги лежа, но он в меньшей степени влияет на выработку вышеназванных гормонов. Различные подъемы штанги на бицепс и почти все упражнения в тренажерах практически не влияют на гормоны, а значит и на рост мышц.

    Почему становая тяга?

    Становая тяга – упражнение номер один для роста мышц. Если вы вообще не будете делать никаких других упражнений, а только становую тягу, результаты в виде мышечного роста все равно будут. Вырастут даже те мышцы, которые не включатся в работу.

    Кроме того, становая тяга развивает легкие и сердечнососудистую систему – попробуйте сделать 5 технически правильных повторов с большим весом, и вы поймете, что я имею в виду. Организм получает мощнейшую встряску во всех отношениях.

    Почему становую боятся?

    К сожалению, лишь единицы делают эту становую тягу. Во-первых, многих пугают свободные веса, а становую нельзя сделать в тренажере. Во-вторых, это действительно тяжелое упражнение, которое требует очень много усилий и полной отдачи.

    По сути, за тренировку выполнить намного проще 10-12 легких изолирующих упражнений по 12-15 повторов, чем 4 полноценных подхода становой тяги по 5 повторов в сете. Но помните, что легкой тренировке рост мышц будет минимален.

    ***

    В марте на FitSeven – статьи о комплексных упражнениях из большой тройки, и о том, почему свободные веса эффективнее тренажеров. Кроме того мы напишем, почему ни один тренажер для пресса не работает.

  • Research ‘The Effects of Testosterone on Muscle Size’, source
  • Best Stimulators of Growth by Tom McCullough, MEd., source
  • Виктор Федорович Шаталов — народный учитель и новатор. Методика В.Ф. Шаталова

    Три педагогические методики – большая тройка

    В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды.  В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

    С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

    Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.

    Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

    Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.

    НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

    В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

    • заслуженный учитель УССР (1987);
    • народный учитель СССР (1990);
    • орден Знак Почёта;

    Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.

    Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

    Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

    В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.

    Суть новаторства Шаталова

    Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.

    Цель методики:

    1. Воспитание и формирование:

    • мотивов учения;
    • любознательности и познавательных интересов;
    • чувства долга и ответственности за результаты учения;
    • осознание себя личностью.

    2. Учеба и познание:

    • развитие способностей;
    • знание;
    • потребность в познании.

    В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

    «Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.

    Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

    • ориентация на результат;
    • заинтересованность в процессе деятельности;
    • заинтересованность в получении хорошей оценки;
    • избежание неприятностей.

    В основу своей педагогики Шаталов заложил:

    • психологические законы восприятия информации;
    • дидактические материалы (опорные конспекты);
    • гуманное отношение к ученику —  педагогику сотрудничества;
    • подвижное оценивание;
    • систематизацию информации;
    • стройность и взаимосвязанность знаний;
    • воспитание познавательной самостоятельности;
    • укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.

    Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.

    Принципы построения метода Шаталова

     1.  Целостного восприятия информации:

    • сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
    • от него выстраиваются отдельные эскизы;
    • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
    • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
    • новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

    2. Ограниченности восприятия информации:

    • Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
    • Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
    • Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
    • Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
    • Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

    3. Сотрудничества:

    • гуманное отношение к ученику;
    • отсутствие критики;
    • отсутствие негативной оценки знаний;
    • снятие психологического напряжения в классе;
    • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

    4. Бесконфликтности (особое оценивание):

    • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
    • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
    • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
    • строит открытые отношения между учителем и учеником.

    5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

    • не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
    • поощряет самостоятельное решение.

    6. Учения с увлечением:

    • учение с большим трудом;
    • чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
    • увлечение подвигает на новый труд.

    7. Максимализма:

    • в требовательности и пощаде;
    • в самостоятельности и контроле;
    • в загрузке учителя и облегчении его труда;
    • в заинтересованности ученика;
    • в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
    • в просторе для сильного ученика.

    8. Последовательности:

    • изучение теории;
    • отработка практики.

    9. Здоровья:

    • физическое воспитание ежедневно.

    10. Открытых перспектив:

    • открытое и подвижное оценивание (гласность);
    • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
    • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

    Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова

    Новаторская методика лежит на 6 китах:

  • Повторении.
  • Контроле знаний.
  • Системе оценок. 
  • Методике решения задач.
  • Опорных конспектах.
  • Спортивных занятиях с учениками.
  • «Учиться победно!» — вот девиз педагога В.Ф. Шаталова.

    Схема уроков Шаталова

    Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:

    ознакомление + понимание + закрепление + опрос

    1. Объяснение:

    • четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
    • перерыв;
    • быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
    • переписывание конспекта в тетрадь.

    2. Повторение:

    • воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
    • несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
    • весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

    3. Решение задач:

    • на уроке решается 2-3 типовые задачи;
    • типовые задачи обязательны для всех;
    • никто не пишет, все слушают;
    • задачу решает ученик;
    • повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
    • решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
    • интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

    По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: «Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…». То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

    «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.

    Взаимодействие с родителями по Шаталову

    Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

    Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

    Важно

    По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

    Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

    Уникальность авторской методики

    Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.

    При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

    Уникальность методики также в:

    • освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
    • запоминании при минимуме времени максимума информации;
    • выработке беглых навыков решения простых задач;
    • приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
    • отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
    • отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
    • бесконфликтности;
    • быстром движении вперед;
    • открытых перспективах;
    • гласности;
    • в реализации идеи “борьбы с двойками”;
    • объединении ученика и учителя;
    • возможности использования в школах и ВУЗах.

    Критика экспериментальной методики

    Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас.  Широкого распространения его методика не получила по причинам:

    • не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
    • уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
    • идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
    • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
    • отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
    • неумению работать с большими текстами;
    • сложности видоизменения самой системы.

    Распространение и популярность методики

    Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и  Амонашвили.

    Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова. В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ  Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.

    Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана.  Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.

    За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.

    Успехи учеников

    Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).

    Более 60 учеников защитили кандидатские диссертации и 12 — докторские.

    В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,

    Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.

    Совет

    С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.

    В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.

    Библиография

    В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

    Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:

    • М. — 1978
    • София — 1980
    • Пекин — 1980
    • Будапешт — 1982
    • Рига — 1988
    • Минск — 1989

    Тройка обречена. — М. — 1995.

    Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

    • М. — 1987
    • Варшава — 1989
    • Казань — 1990
    • Минск — 1990
    • Италия — 2001

    Эксперимент продолжается:

    • М. — 1989
    • www.e-lib.info
    • Донецк — 1998

    Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982

    Кредо экспериментатора. — М. — 1994

    Введение в поиск. – Краснодар. — 1989

    За чертой привычного. — Донецк —1988

    Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

    Путь поиска. — СПб — 1996

    Трудных детей не бывает. — М. — 2001

    В будущее из вчера. — Донецк — 2001

    Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

    Секундант. — М. — 2006

    Жизнь продолжается. — М. — 2002

    Сквозь призму сердца. — М. — 2002

    Приглашение к поиску. — М. — 2002

    Город в облаках. — М. — 2006

    Учебные задания:

    • по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
    • по истории в 4 классе. — М. — 1984.
    • по истории в 7 классе. — М. — 1985.
    • по тригонометрии. — М. — 1993.

    17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

    Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

    Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

    Опорные конспекты по:

    • физике 6 — Киев — 1976
    • физике 7 — Киев —1977
    • физике 8 — Ульяновск — 1988
    • физике 9 — Ульяновск — 1988
    • физике 10 — Ульяновск — 1988
    • физике — Пекин — 1981
    • астрономии — М. — 1978
    • математике 4–5 — М. — 1978
    • природоведению — М. — 1979
    • географии 6 — М. — 1981
    • высшей математике — Кр. Рог — 1985
    • истории — М. — 1985
    • кинематике и динамике — М. — 1989
    • физической географии — Донецк — 1991
    • тригонометрии — М. — 1993

    Учебники:

    • Геометрия — Волгоград — 1990
    • Физика на всю жизнь. — М. — 2003
    • Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
    • Алгебраические волны. — М. — 2005
    • Геометрия в лицах. — М. — 2006
    • Астрономия. — М. — 2006
    • Физика чести. — М. — 2006
    • Трилогия. — Архангельск — 1990

    Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:

    • М. — 1980
    • Пекин — 1980
    • Тбилиси — 1988

    Педагогический поиск:

    • М. — 1989
    • Київ — 1989
    • Прага — 1995

    Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

    Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

    Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

    Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

    Психологические контакты. — М. — 1989

    Adblock
    detector