Ссср глазами художника – уникальные картины

Ссср на картинах художника-примитивиста валентина губарева

Ссср глазами художника – уникальные картины

В детстве мне нравились картины Босха и Дали. В советские времена достать альбомы этих художников было не просто, но мама как-то достала. Я рассматривал замысловатые картинки и мне чудилось, что обычный мир переворачивается.

Осень

Прошло много лет я все так же люблю Босха, но с не меньшим удовольствием рассматриваю произведения современных художников примитивистов рисующих время ушедшее.

СССР на картинах художников-примитивистов — это особый мир. Смотрю картинки изображающие советскую жизнь и кажется мне, что все персонажи Босха перебежали на эти самые картинки и зажили новой жизнью.

Хотя наверное они никогда и никуда не уходили…

Обратите внимание

Некоторые чудики говорят, что в стиле примитивизм работают те художники, которые рисовать нормально не умеют. Я над такими про себя смеюсь, но не спорю. Тем, кто в простоте не видит высочайшего уровня профессионализм, доказать что-то трудно.

Несомненно, к талантливейшим художникам-примитивистам, рисующим «картинки-воспоминания» о советской жизни, можно отнести Валентина Губарева.

Тридцать лет вместе

На чудных полотнах Губарева маленькие провинциальные советские городки: домишки, площади с выкрашенными масляной краской статуями Ленина, универмаги, райкомы партии. 

В гости к шурину

И поди пойми, прошлое на них изображено или настоящее: в провинциальных городах время тянется медленнее, чем в столицах, в тамошних универмагах и по сей день покупателей приветливо встречают лохматые валенки, тяжелые чугуны и необъятные розовые дамские рейтузы с начесом, непременная деталь гардероба муз художника. Там в густонаселенных дворах гуляют куры в сопровождении многочисленного цыплячьего потомства и теснятся жители – странные и забавные мечтатели.

Обдумывая теорию фюргейм

На картинках Губарева множество штучек из нашего недавнего прошлого: плюшевые коврики с оленями, патефоны, гитары с бантиками, электросамовары, стопки вышитых подушек, шапки ушанки и валенки. Такая вот разноцветная ностальгия.

Новый год

Смотрите и наслаждайтесь!

Ленин в октябре
Вечер удался
Ждет мужа
Вот и белые мухи полетели. Прогулка с собачкой
Любовь в небольшом городе
Зимний вечер в Сморгони
Уроки плавания в ожидании глобального потепления
Набойка
Засиделись или походка
Он пришел
Запеканка с карамелью. Мама и сын на горшке
Вдохновение
Дача
Птаха
Возвращение блудного мужа
Детство
Скоро весна
Джек-пот
Как быстро летит время

Картина называется «Как быстро летит время». Не могу не согласиться…

Валентин Губарев, несколько слов о художнике

Валентин Губарев

Губарев родился в 1948 году в Нижнем Новгороде. Художественное образование получил в Горьковском художественном училище и в в Москве, на факультете графики Московского полиграфического института. 

Произведения Валентина Губарева находятся в Национальном художественном музее Беларуси; музее «Zimmerly Art Museum» (США); галереях «Schaer und Wildbolz» (Швейцария), «Kunststuck» (Германия), «Les Tournesols» (Франция); а также в частных коллекциях России, США, Англии, Японии, Испании, Израиля, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Польши и Турции.

Скромное обаяние неразвитого социализма

Использование материала возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт “СССР. Под знаком качества“) или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова. 

+ В ДРУЗЬЯ

Приглашаю в Яндекс.Дзен

Советская реалистическая живопись – 2

Ссср глазами художника – уникальные картины

?

allerleiten (allerleiten) wrote,
2011-03-05 19:00:00 allerleiten
allerleiten
2011-03-05 19:00:00 Category:

Картины о мирном труде
А. Дейнека. Стахановцы. 1937.

Советская живопись
Г. Лукомский. Заседание заводского парткома. 1937
А. Дейнека. На просторах подмосковных строек. 1949
А. Белых. Мостостроители. 1985
Ю. Белов. Рабочий-новатор. 1954
П. Рыбин. На молочной ферме. 1959
Г. Сатель. На строительстве гостиницы “Украина”. 1950
Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию. 1927
А. Дейнека.

Текстильщицы. 1927 ~ Б. Иогансон. Рабфак идет. 1928
Я. Крыжевский. Новый день. 1976 ~ А. Дейнека. Тракторист. 1956
М. Бри-Бейн. Женщины-радистки. 1933 ~ О. Верейский. Три сестры
Е. Самсонов. На новые земли. 1954
С. Каманин. Строительство буксирных судов. 1953
Е. Данилевский. Проба стали. 1952
И. Симонов. Литейщики. 1959 ~ Е.

Важно

Харитоненко. Электросварщица. 1959
А. Дейнека. Кто кого. 1932
В. Купцов. АНТ-20 (“Максим Горький”). 1934
Б. Яковлев. Транспорт налаживается. 1923
Г. Ряжский. Рудник. Урал. 1925
В. Малагис. Сталевары. 1950
И. Бевзенко. Молодые сталевары. 1961
Н. Базылев. Экскурсия на завод. 1956
Г. Бжозовский. В сталеплавильном цехе. 1964
Я.

Ромас. На плотах. 1949
М. Мальцев. На вахте. 1953
В. Цветков. Птицеферма. 1971
М. Мальцев. Крановщик. 1953 ~ З. Попова. Хороший улов. 1970
С. Бальзамов. Передовая работница. 1951
Н. Базылев. Завод им. Орджоникидзе. 1972
А. Петров. “Мосфильм”. 1978
А. Петров. Москва. Казанский вокзал. 1981
В. Фирсов. Колонна.

1984

Жанровые картины. Дети

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 ~ Ф. Решетников. Опять двойка. 1951
Т. Яблонская. Утро ~ Ю. Ракша. Маленькие купальщики. 1979
Н. Жуков. Растем и хорошеем. 1953 ~ А. Лактионов. В гостях у внуков
И. Владимиров. В женской школе ~ В. Корнеев. Школьники на концерте. 1952
Ф. Решетников. За мир! 1950 ~ Н. Соломин. Молодые мамы
Е. Гордиец. Освещенные солнцем. 1982 ~ Б. Угаров. Мать
К. Петров-Водкин. Спящий ребенок. 1924
Ю. Кугач. У колыбели
Н. Терпсихоров. Окно в мир. 1928
С. Тутунов. Зима пришла. Детство. 1960
П. Кривоногов. Девочка с лыжами. 1963 ~ В. Жолток. Зима пришла. 1953
А. Ратников. Нагулялись. 1955
Т. Яблонская. В парке. 1950
Т. Яблонская. Простудилась. 1953
Н. Ульянов. Снегири
Д. Колупаев. Праздник в школе. На елке. 1949
А. Костенко. И. Мичурин с детьми. 1964 ~ П. Драченко. Пионерская песня. 1959
В. Жолток. Девочка с красной шляпкой. 1955
А. Мыльников. Верочка на веранде. 1957
С. Григорьев. Вратарь. 1949
К. Успенская-Кологривова. Не взяли на рыбалку
С. Григорьев. Рыбачок. 1958
И. Шульга. Пионеры в гостях у черноморцев. 1940
П. Крылов. Две Наташи
Р. Галицкий. У финиша
И. Шевандронова. В сельской библиотеке
И. Шевандронова. Идет репетиция. 1959
А. Дейнека. Будущие летчики. 1937
В. Прибыловский. Будущие капитаны. 1963
С. Григорьев. Пионер. 1951 ~ П. Крохоняткин. Дети на балконе. 1954 ~ О. Богаевская. Детский праздник. 1980
Е. Чернышова. Вышневолоцкие невесты. 1984 ~ А. Левитин. Мир внукам. 1985
К. Петров-Водкин. Девочка с куклой. 1937 ~ М. Богатырев. Будущие чемпионы. 1950
Я. Титов. У мавзолея В.И.Ленина. 1953

Картины с И.В.Сталиным

П. Кривоногов. Похороны И.В. Сталина. 1953
И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация
И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация (фрагмент)
А. Казанцев. И.В. Сталин с матерью
Б. Владимирский. Розы для И.В.Сталина
И. Пензов. Счастливое детство. 1978
Л. Котляров. Хлеб-соль (Л. И. Брежнев с тружениками села)
И. Радоман. Л. И. Брежнев на ЗИЛе
А. Герасимов. И.В. Сталин и А.М. Горький на даче. 1930
А. Герасимов. Семейный портрет. 1934

Народный художник СССР А.М.ГерасимовНесмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном – К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе – С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном – А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил – на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: “Портрет В.А.Гиляровского”, “Портрет Н.Гиляровской”, “Портрет В.Лобанова”. Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. “Портрет В.А.Гиляровского” ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета – в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

В саду. Портрет Нины Гиляровской, 1912
Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913

В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: “Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника”, – писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. “Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе”, – вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся “Портрет балерины О.В.Лепешинской” (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), “Портрет артистки Тамары Ханум” (1939). Позже он пишет “Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой ” (1956), “Портрет Рины Зеленой” (1954) и др.

Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939 ~ Портрет дочери. 1951
А.М. Герасимов. Портрет К.Е. Ворошилова. 1927
Портрет Клима Петровича Ворошилова, внука К.Е.Ворошилова. 1949

Герасимов Александр МихайловичГерасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? […] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так… больше не хочу, тошнит…».Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

После дождя. Мокрая терраса, 1935

На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И .В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Пелевин Ю.А.

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи)

Ссср глазами художника – уникальные картины

История живописи

Сегодня вашему вниманию представляем  двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости.  Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 — 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками.

Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами.

Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков — например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом.

И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса.

Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Совет

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).

На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника.

«Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца.

Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором.

Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» — серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция.

Обратите внимание

Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества.

Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.

Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг

Картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1884—1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год

De sterrennacht — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.

Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.

Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»,  последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые.

Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.

Важно

Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: Ноябрь 23, 2016 автором: interesno-vse.ru

Трагедия маслом. Рожденные в СССР художники предостерегают от идеализации прошлого

Ссср глазами художника – уникальные картины

Художники, рожденные в СССР, выносят жесткий приговор жизни в Союзе и предостерегают от идеализации истории

Москвич Игорь Обросов отчетливо помнит одну из темных ночей 1937 года.

Тогда черный воронок НКВД забрал его отца Павла Обросова, профессора медицины и директора института имени Николая Склифосовского. Через год отца расстреляли.

Полвека спустя Обросов-младший, который к тому времени стал успешным художником, получил Государственную премию СССР за пронзительный триптих Посвящение отцу.

В свои картины живописец вложил страх и отчаяние, пронизывавшие жизнь периода сталинских репрессий, на который пришлось его детство. Кроме триптиха, Обросов написал немало картин, так или иначе связанных с тем временем.

Тема жизни в тоталитарном государстве, где унижали, расстреливали и заставляли молчать, волнует многих художников, рожденных в СССР. К примеру, украинская художница Нина Марченко в1990‑х написала мощную серию полотен об ужасах голодомора 1932–1933-х.

Машину сталинских репрессий в полной мере отобразил на своих картинах Николай Гетман, уроженец Харькова. В годы Второй мировой войны он был на фронте, а затем семь лет провел в лагерях на северо-востоке СССР по статье “антисоветская агитация и пропаганда”.

Другие мастера вроде нонконформиста Василия Колотева вдохновляются мрачной повседневностью “совка”, которая скрывалась за фасадом официальной идеологии и проявления которой заметны в современности.

Художники, картины которых посвящены жизни в СССР без каких‑либо прикрас, становятся бескомпромиссными оппонентами тех, кто склонен к идеализации недавнего прошлого. Причем в своей критике истории они винят в том, что случилось, не только власть.

“Я скорее обвиняю не столько личность [главы СССР] Сталина, сколько нас, так называемый народ,— говорит Обросов.— Ведь это мы творили, с нашего молчаливого согласия уничтожались лучшие люди”.

На картине Очередь (1985) живущий в Москве художник Василий Колотев зафиксировал характерное явление советской жизни — очередь за редкими товарами

Нонконформист Василий Колотев рисовал окружающую его действительность без прикрас, как, например, на картине 1983 года На лестничной клеткеКрасный день календаря (1985) Василия Колотева изображает пьяных советских граждан, отмечающих ПервомайВ работе Девятый вал (1979) Колотев использует образ бушующего моря, традиционно символизирующий непреодолимую силу, для иронии над советскими обывателямиЗомби ГУЛАГа (2000‑е) Игоря Обросова — дань памяти жертвам сталинских репрессийВ начале 2000-х художник Эгиль Вейдеманис написал работу Бутово. Расстрельный полигон НКВД о страшном месте под Москвой, где были убиты 20 тыс. человекКартину Отец и мать. Ожидание. 1937 год художник Игорь Обросов написал в конце 1980‑х в память о своем отце — жертве репрессийПайка хлеба за “дубаря” (1989) Николая Гетмана, пережившего семь лет лагерей, рассказывает о жизни зэков, скрывавших смерть сокамерников, чтобы получить их порцию едыМрачная реальность городской жизни запечатлена на картине Час пик (1986) Василия КолотеваХудожник Алексей Сундуков обратился в 1986 году к популярной теме советских очередей и однообразной модыТакими видел выходные дни советских рабочих Василий КолотевРабота Комарики (1990) Николая Гетмана рассказывает об изощренном методе убийства, когда заключенного привязывали к дереву в сезон комаров, и они за час выпивали всю кровь жертвыНа картине 1985 года Гетман, отбывавший срок на Колыме, изобразил один из поселков региона, где заключенные добывали ценный металлКартина Мать 1933-го художницы Нины Марченко напоминает современникам о голоде, искусственно созданном в Украине в 1932-1933 годах

Харьковчанин Николай Гетман на собственной шкуре испытал суровую жизнь в лагерях, одну из сцен которой запечатлел в произведении По этапу (1954)

Материал опубликован в НВ №32 от 4 сентября 2015 года

Антисоветская живопись советских художников

Ссср глазами художника – уникальные картины

Оригинал взят у uglich_jj в Антисоветская живопись Ниже – подборка антисоветской живописи разных лет. Часть этих картин была написана еще в СССР, тайно, “в стол”,  публика увидела их лишь после падения советского режима. Другая часть картин написана в 1990-е гг.

и позднее, когда цензура и Лубянка уже не угрожали авторам. Обе части по-своему интересны, особенно сегодня, когда в РФ вовсю идет реставрация совка и насаждается ностальгия об этих временах. А там есть, что вспомнить.Начнем , пожалуй, с вот этого:

Юрий Кугач. “Великому Сталину- слава!”.

1950 г.

Автор этого холуйства – Юрий Кугач, известный мастер соцреализма. У него много таких картин.

Юрий Кугач. “1 мая”. 1952 г.

Совет

Все просто счастливы, солнце, весна, песни, танцы.Но кто бы мог подумать, что с 1960-х  гг. в тиши своей мастерской Кугач 30 лет работал над вот этим полотном, которое лаконично назвал: “Из недавнего прошлого”.

Юрий Кугач. “Из недавнего прошлого”. 1960-90 е гг.

Раскулачивание, крестьянин с трудовыми мужицкими руками и чекисты, которые выселяют его семью из деревни. Впереди – еще вереница подвод с другими семьями. Как-то радости нет, никто не танцует.Юрий Кугач имел звание народного художника СССР,  был вполне обласкан Советской властью, хотя и рисовал про неё всякие гадости (тайно).

  Многие и этого себе позволить не могли. Просто молчали и ждали своего часа.Эгиль Вейдеманис (1924-2004), советский художник, сын латышского стрелка, который после 1917 г. остался в России.  Эгиль Карлович всю жизнь жил в Москве, о которой написал массу неплохих картин. Ну вот например:

Эгиль Вейдеманис. “Зимний вечер в Замоскворечье”.

1968 г.

Но пришло время и выяснилось, что помимо Кремля и Замоскворечья в Москве есть еще Бутовский полигон. Место, где в 1937-38 гг.

чекисты расстреляли и сбросили во рвы 20 000 человек, в том числе и отца художника. Отец после гражданской войны работал в латышском театре “Скатуве” в Москве, который был расстрелян почти в полном составе.

Эгиль Вейдеманис. “Бутово. Расстрельный полигон НКВД”. 1999-2003 гг.

Возраст расстрелянных в Бутово был в диапазоне от 14 до 82 лет, всех национальностей и сословий, в т.ч. около 100 художников и более 900 священнослужителей. Сама техника расстрела на картине, правда, изображена не совсем исторически точно.

В такой манере,  “с колес”, НКВД расстреливало поляков в Катыни – выгоняли из машин в лес и стреляли. В Бутово все было немного по-другому. Здесь был специальный  барак, куда примерно к часу ночи подвозили народ (до 400-500 чел. за ночь).

  Их заводили туда якобы для “санобработки” (один к одному как нацисты в своих лагерях).  Там сверяли личность, раздевали, объявляли приговор. Расстрельная команда в это время сидела в отдельном доме, пила водку. Только потом начинали выгонять на улицу на расстрел, по-одному.

По завершении всего дела к утру бульдозерист засыпал яму.

Сергей Никифоров. “Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон)”. 2002 г.

Обратите внимание

Санобработка в бутовских бараках – хорошо, но не так эффективно.  Поэтому эффективные менеджеры СССР применяли и более массовые методы смертоубийства. Например, голод.

В связи с чем хотелось бы познакомить вас с заслуженной художницей Украинской ССР Ниной Марченко.  В разгар Советской власти она рисовала вот такие вот оптимистические картины:

Нина Марченко.

“Возвращенное детство”. 1965 г.

Советский солдат освобождает детей из немецкого концлагеря. Эту картину (дипломную) художница посвятила тогда детям Бухенвальда. Правда, Бухенвальд освободили американцы, но это не важно.Или вот:

Нина Марченко. “Близнецы”. 1972 г.

На картине – украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники.Но с середины 1980-х гг.  Нина Марченко стала рисовать и то, что творилось в украинской деревне во времена Сталина.

Нина Марченко. “Запись в колхоз”. 1985 г.

Озверевший коммунист в будёновке загоняет крестьянина в колхоз.Когда загнали в колхоз – отобрали хлеб. Хлеб отобрали и продали на Запад, чтоб заработать валюту для индустриализации. В хлебных районах страны начался голод 1932-33 гг., прежде всего на Украине (Голодомор).

Нина Марченко. “Дорога скорби”. 1998-2000 гг.

Идея уморить голодом несколько миллионов человек, чтоб продвинуть промышленность – не нова. Впервые её применили британские колонизаторы в Бенгалии, в конце 18 в.

Они обложили индусов такими налогами, что отобрали у них всё и вывезли в Англию, где в это время разворачивалась индустриальная революция. Правда, от этого 7 млн. чел. в Бенгалии в 1769-1773 гг. умерли с голоду.

Украина, а также российское Поволжье и Кубань стали Внутренней Бенгалией Советского Союза.

Нина Марченко. “Мать 1933-го”. 2000 г.

Важно

По самым скромным оценкам в 1932-33 гг.  от голода в СССР умерло не менее 3 млн. чел. Их обменяли на сборочную линию “Форда”  на заводе ГАЗ в Горьком и турбины “Сименс” для Днепрогэса. И это правильно. Какую ценность представляют жизнь среднестатистического бенгальца? А турбины – их крутить можно.

Нина Марченко. “Последний путь”. 1998-2000 г.

Примерно в том же стиле, что индустриализация, велась и война с немцами 1941-45 гг. Что и показал на своей картине 1985 года московский художник Сергей Шерстюк (сам сын фронтовика, генерала Советской армии).

Сергей Шерстюк. “Мужчины одной семьи. 1941 год”.

Сергей Шерстюк. “Мужчины одной семьи. 1945 год”.

А окончательный удар по мужскому населению страны нанесла послевоенная алкоголизация СССР.  Ярче всех её запечатлел в 1970-80х гг.  художник  Василий Колотев.

Колотев был нон-конформистом, не сотрудничал с властями, не искал никаких званий, премий, выставок. Работал слесарем на заводе и рисовал “в стол”, живя в убогой московской коммуналке.

Василий Колотев. “Красный день календаря”. 1985 г.

Пьяные советские пролетарии отмечают 1 мая.

Василий Колотев. “…И корабль плывет. Пивная”. 1979 г.

Государствообразующая нация СССР во времена позднего Брежнева…

Василий Колотев. “Листья тополя падают с ясеня”. 1984 г.

Она же.

Василий Колотев. “Бульварная сцена”. 1984 г.

1984-й. “Андроповка” по 4-70. Ну, за духовность!

Василий Колотев. “Воскресенье”. 1984 г.

Русский мiр.

Василий Колотев. “На лестничной клетке”. 1983 г.

Третий Рим.

Василий Колотев. “Час пик”. 1986 г.

И его римляне.

Василий Колотев. “Утро соседки”. 1984 г.

Советская коммуналка. Грязь, нищета, сверхдержавность.

Василий Колотев. “Девятый вал”. 1979 г.

Советская семья. Жена, по-моему, вместе с ним накатила. И эти бычки на столе, на полу… Вот зачем при детях курить?

Василий Колотев. “Очередь”. 1985 г.

Советские магазины. СССР был страной очередей. За всем. От колбасы до туалетной бумаги.Знаменитые советские очереди, неотъемлемая часть плановой экономики, нашли свое отражение и в картинах других художников.

Алексей Сундуков. “Очередь”. 1986 г.

Очереди за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производили действительно гнетущее впечатление. От них веяло безысходностью.

Владимир Коркодым. “Ждут товар”. 1989 г.

Очередь в деревенском магазине. Уныние и покорность. Народ, сломленный деспотизмом.Впрочем, неудивительно. Ломали долго и жестоко. И еще оболванивали. В старшем поколении, жившем при Сталине, страх 1937 г. сидел прочно и навсегда. Страх и привычка верить пропаганде.

Совет

Избавление от этого заняло годы, не у всех, но зато метаморфозы, которые получались, порой удивительны.  Яркий пример –  Игорь Обросов, народный художник РСФСР (1983), мастер соцреализма, рисовал в т.н. “суровом стиле”, популярном в 1960-80е гг.  Был вполне лоялен Советской власти, звания, выставки, в т.ч. числе за рубежом.

Игорь Обросов. “Мальчиш-Кибальчиш”. 1963 г.

Картина по мотивам детской сказки Аркадия Гайдара “О Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове”. Пропаганда начиналась с пеленок, усилиями в т.ч. таких людей как Гайдар-старший и художник Обросов.Но тут не только пропаганда. Это аллегорическая картина, с двойным дном. Маленький мальчик в будёновке тянет руки к уходящему прочь суровому красноармейцу.

Уходящий мужчина – это на самом деле отец художника, известный хирург (и революционер-коммунист) Павел Обросов, которого расстреляли в 1938.  В конце 1980-х гг. при Горбачеве начнется кампания по разоблачению сталинских преступлений. Художник Игорь Обросов напишет серию картин “Посвящение отцу” (1986-88 гг.) и станет понятно, кто есть кто на полотне 1963 г.

Игорь Обросов. “Мать и отец.

Ожидание. 1937 г.” 1986-88 гг.

Вот он тот самый красноармееец и черный воронок во дворе ждет его.

Игорь Обросов. “Без права переписки”. 1986-88 гг.

Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор “10 дет без права переписки” погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел, о котором им просто не сообщали.

В случае с отцом Игоря Обросова – второе.Позднее Игорь Обросов продолжил начатую тему. В 2008 г. вышла его персональная выставка “Трагическое прошлое (Жертвы сталинских репрессий)”.

Игорь Обросов. “Жертва Гулага”.

2000-е гг.

Группа чекистов насилует женщину-узницу.Две картины одного художника с разницей в 40 лет.Еще из позднего Обросова:

Игорь Обросов. “Зомби ГУЛАГа”. 2000-е гг.

Сталинский концлагерь. Два чекиста тащат труп изможденного узника.Последняя картина напоминает графику Давида Олера про Освенцим, только в данном случае концлагерь советский.

Олер был узником Освенцима, в обслуге крематория, но сумел выжить. После войны он по памяти сделал серию рисунков из лагерной жизни.

Давид Олер.

“Перетаскивание трупов из газовой камеры крематория III к лифту”. 1946 г.

Обратите внимание

Обросов в отличие от Давида Олера сам никогда не сидел в концлагере.  Только рисовал про него.  Но в СССР было несколько  художников, которые ЛИЧНО прошли сталинский ГУЛАГ и изображали по памяти увиденное.

Например, Георгий Черкасов (1910-1973), трижды судимый за антисоветскую агитацию и вышедший на свободу только после смерти Сталина.

Георгий Черкасов. “Северное сияние. Ухтпечлаг, конец 1930-х гг.” 1960-е.гг.

Георгий Черкасов. “В последний путь. Ухтпечлаг, 1938.”. 1960-е гг.

Это воркутинский лагпункт, где в 1938 г. проходили т.н. “кашкетинские расстрелы” (по фамилии чекиста Ефима Кашкетина, который их организовывал). На картине группу з/к ведут на расстрел. Слева – двое “ссученных” заключенных вяжут священника (это реальный персонаж, отец Егор, с которым сидел Черкасов).

Вяжут, чтоб перед казнью приговоренные не могли причаститься.Еще яркий художник-лагерник – Николай Гетман. Уроженец Харькова, попал в 1945 г. в ГУЛАГ за “антисоветскую агитацию и пропаганду”. Был в Тайшетлаге (строительство БАМа) и на Колыме.  Выйдя на свободу почти полвека (с 1953 по 2004 г.) работал над серией картин “ГУЛАГ глазами художника”.

Николай Гетман. “По этапу”. 1954 г.

Николай Гетман. “Лагпункт Верхний Дебин. Колыма”. 1985 г.

Это прииск, где художник работал на добыче золота. Примерно 400 км от Магадана по Колымской трассе.

“На прииске Дебин (Колыма) в 1951 разрешили как–то группе зэков пособирать ягод. Трое заблудились — и нет их. Начальник лагеря старший лейтенант Пётр Ломага послал истязателей.

Те напустили собак на трёх спящих, потом застрелили их, потом прикладами раскололи головы, обратили их в месиво, так что свешивались наружу мозги, — и в таком виде на телеге доставили в лагерь. Здесь заменили лошадь четырьмя арестантами, и те тянули телегу мимо строя. «Вот так будет с каждым!»— объявил Ломага” (А.

И.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ).

Николай Гетман. “Обед. Привезли баланду”. 1991 г.

Как и в нацистских концлагерях в советском ГУЛАГе зеков постоянно держали в голоде. Так быстрее ломалась воля к сопротивлению.

Николай Гетман. “Фитиль”. 1987 г.

Фитиль – это зек, чьи силы на исходе, доходяга.

Николай Гетман. “Пайка хлеба за “дубаря”. 1989 г.

В правом нижнем углу на полу валяется умирающий зек. Если соседям по бараку удастся какое-то время скрывать его смерть  –  будет лишняя пайка хлеба, 800 грамм на день.

Николай Гетман. “Морг узников ГУЛАГа”. 1980 г.

Важно

На картине – заключенный Иван Павловский, русский инженер, который сидел с Гетманом в одном лагере. Его задача была готовить тела умерших к захоронению. Из консервных банок он делал бирки, которые проволкой прикрепялилсь к трупу.

Николай Гетман. “Комарики”. 1990 г.

Пытка, известная еще со времен СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения). Зека привязывали к дереву (в некоторых лагерях – бросали в яму) в сезон комаров (гнуса).  Максимум за час он терял столько крови, что наступала мучительная смерть.

Николай Гетман. “В ожидании растрела”. 1987 г.

Ну, пожалуй, хватит.  Особенно на ночь. А у кого еще осталась ностальгия по совку, тем сюда:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8