Лермонтов художник

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

                                                                                                                               Рисунки Лермонтова – в них
                                                                                                                                 Такая лёгкость и паренье!..
                                                                                                                                 И быстрый взгляд, и постиженье
                                                                                                                                 Вселенской тайны, и во всём
                                                                                                                                 Неуловимое движенье.

Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. Карандаш. 1841 год

Михаил ЛЕРМОНТОВ

Как известно, обучение искусствам, в том числе и изобразительному, входило в программу дворянского образования детей, поэтому ничего удивительного в том, что Михаил Лермонтов охотно этим занимался, нет. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи.

В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками.

Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения.

Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 год

Обратите внимание

Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.

Ребенок, тянущийся к матери, 1829 год.

Андрей ПервозванныйКопия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)Мадонна с младенцем

Рисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени

До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка – Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью.

По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.

Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.

Юноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 годВосточный человек в чалме 1836 годШкола гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 1832–34 годыБеседующие казаки, 1832–34 годыВсадники в восточных костюмах
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годы

Дуэль, Перо чернила, 1832–34 годыСцена из военной жизниКоньБитва французских кирасиров с конными егерями 1832–34 годы
Оседланная лошадь. Сепия. 1830-годы

Рисунки Михала Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа. Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов… (Ираклий Андронников)

Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832–1834 годыТройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832–1834 годыСани, запряженные тройкойТройка у постоялого двораКибитка, запряженная тройкойТройка на деревенской улицеКрестьянин под деревом
Молодая женщина и старуха, 1832–1834 годы

Важно

Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832–34 годыПортрет офицера в шинели 1932–34 годыАвтопортретЮнкер Л.Н. Хомутов
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы
Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 год

Благословение молодых. Тушь, 1835 год
Мужчина в плаще (Фаталист) 1836 год

ВсадникиКоляска, запряженная четверкойПляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 годТифлис. Метехский замок. КарандашДаьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год

Тамань. 1837 год

Тамань – самый скверный городишка из всех приморских городов России… Я приехал на перекладной тележке поздно ночью… Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята… После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря

Бештау. Близ Железноводска, 1837 годРазвалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 годВсадники, стреляющие в горцаДва всадникаГорское селение

…Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою…

Воспоминание о путешествии, 1837 год

Сцены из Ставропольской жизни, 1837 годВзятие крепостиРисунок М.Ю. Лермонтова из альбома НарышкиныхСхватка кавалеристовРисунок М.Ю.

Лермонтова из альбома НарышкиныхРисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 годСкачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платьеНабросок мужского лица с бакенбардамиМужской портретГолова мужчины с трубкойДжигитовка, 1840 годВоенный с эспаньолкой, 1839 годГорящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год
Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год

Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал. Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных.

Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.

Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 годСветская сцена. Перо, чернила.

1840–1841 годы
Всадник и всадница, Карандаш. 1841 год

Карикатуры на офицеров. Карандаш.

Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук …

стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе… (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой).

В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:

Совет

он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает… Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.

Автошарж

Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.

Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год

Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.

Тарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годовМорской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годы

Белеет парус одинокий…

Эмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы.Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930–31 годыИспанец с кинжалом. Акварель. 1830–31 годы
Маневры в Красном селе 1833–34 годы

Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год
Конный горец со знаменем. 1836 год

Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родствеников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортет, представленный в прошлой подборке.

Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годыАкварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника

Ужасная судьба отца и сынаЖить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина

Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год

У ног других не забывалЯ взор твоих очей;Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней…

Вера – героиня романа Княгиня ЛиговскаяПортрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годовМихаил ЛЕРМОНТОВИспанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 годНеизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)Алексей Андреевич КикинНеизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). Акварель

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Волобуева мельница. 1837

Волобуева мельница. 1837 год

Обратите внимание

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837–1838 годы

Автолитография, раскрашенная акварелью

Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал.

Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.

Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:

Монго – повеса и корнет,Актрис коварных обожатель,Был молод сердцем и душой,Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил.Породы английской он был –Флегматик с бурыми усами,Собак и портер он любил,Не занимался он чинами,Ходил немытый целый день,Носил фуражку набекрень;Имел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед,И не тянул ноги он в пятку,

Как должен каждый патриот.

Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным

          …и пошла резня.И два часа в струях потокаБой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь…

Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.

При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год

Пятигорск. Дом РеброваИ, наконец, работы, написанные масляными красками.Герцог Лерма, 1832–33 годыПортрет Андрея Николаевича Муравьева (1835–37 годы)

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Картон, масло (ИРЛИ)

Атака лейб-гвардейских гусар под Варшавой 7 сентября 1831 года, 1837 годВид Пятигорска, 1837–1838 годы
Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), 1837 год

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей), 1837 годОкрестности селения Карагач (Кавказский вид с верблюдами), 1938 годВид Тифлиса, 1837 год

Уж за горой дремучеюПогас вечерний луч,Едва струей гремучеюСверкает жаркий ключ;Сады благоуханиемНаполнились живым,Тифлис объят молчанием,

В ущельи мгла и дым.

Воспоминания о Кавказе, 1838 год
Черкес, 1838 год

Две последние картины написаны по памяти во время нахождения Михаила Юрьевича в Гродненском гусарском полку в Селищенских казармах Новгородской губернии.

Искусствоведы считают их самыми неудачными из работ Лермонтова, так как написаны они были по свидетельству однополчанина Александра Ивановича Арнольди впопыхах, всего за несколько часов.

Вообще во время пребывания в Новгороде, Михаил Юрьевич написал 12 картин маслом, однако до нас дошли только эти две.

Перестрелка в горах Дагестана

Важно

Крестовый перевал 1837–38 годыЭту картину Лермонтова позже копировали русские художники.
Копии с оригиналов Лермонтова Архипа Куинджи и Бориса Семёнова

Кавказский вид возле селения Сиони, 1837 или 1838 годы

Это одна из самых больших и лучших живописных работ Михаила Юрьевича, которую он подарил своей бабушке. Она находилось в Тарханах с 1838 года.

Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока (Герой нашего времени).

Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 год

Увидев эту картину Лермонтова, Александра Михайловна Верещагина ответила ему в письме: …Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею, очаровательна.

Александра Михайловна оказалась права. Многие искусствоведы и исследователи живописного наследия Лермонтова утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, из него мог бы выйти прекрасный художник.

Прикоснитесь напоследок ещё раз к творчеству Михаила Юрьевича…

Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин.
Завещание Лермонтова. Олег Даль

Лермонтов в картинках

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию.

Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7

Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса — всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова “Вид Тифлиса”. Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Одна из лучших живописных работ Лермонтова “Крестовая гора” написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас. В 1837-1838 годах Лермонтов создаёт свой автопортрет. Он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, наброшенной на плечо бурке, с шашкой на поясе, на фоне гор. Это один из лучших и достовернейших портретов поэта. В 1837 году был написан пейзаж маслом “Вид Пятигорска”. “Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, — а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом” На картине “Развалины близ селения Караагач в Кахетии” Лермонтов изобразил его окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил. Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный торговый путь. Эти места воспел Лермонтов в поэме “Мцыри”, действие которой происходит “…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…”. Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине “Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты”.

Картины Михаила Лермонтова

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например, картина “Башня в Сиони” (1837-38г). Одной из картин на военную тему явилось полотно “Перестрелка в горах Дагестана”. Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.

Автографы Лермонтова и приравненные к ним списки

Проза. Стихи. Поэмы.

Альбом М. Ю. Лермонтова. В картонном переплёте. 1840–1841. 30 л.

Живописное наследство лермонтова

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

Лермонтов всю свою
жизнь посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его
художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, – это
более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот
рисунков – даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Талант художника
Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой
достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи,
так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и
анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Многие его работs посвящены военной тематике.

Исследователи
творчества М.Ю. Лермонтова считают, что если бы он занимался живописью и
графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим
русским художником.

Многие
рисунки М.Ю. Лермонтова запечатлели «просёлочную» деревенскую Россию. Характерна
для поэта-художника акварель «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой». Она
примечательна своей поэтичностью.

«С
отрадой, многим незнакомой», Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы
любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной
дороге, «чету белеющих берёз» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

“Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой”

Акварель М.Ю. Лермонтова, 1835-1836 гг.

Обложка
рукописи романа “Вадим”, первого прозаического произведения
М.Ю.

Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь
соткана из рисунков, изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков
в крестьянских одеждах, различные сценки.

Лица людей, изображённых на обложке,
выражают самые различные чувства – гнев, страдание, ужас, непроницаемое
спокойствие, душевную боль.

Рисунки Лермонтова на обложкерукописи “Вадима” 1832-1834 гг.

Первой любовью,
а после и самым близким другом поэта была Варвара Александровна Лопухина, которой
Лермонтов
посвятил эти
строки:

Лопухина Варвара АлександровнаАкварель М.Ю. Лермонтова, 1832 г.

Мой
друг, напрасное старанье!

Скрывал
ли я свои мечты?

Обыкновенный
звук, названье,

Вот
всё, чего не знаешь ты.

Пусть
в этом имени хранится,

Быть
может, целый мир любви…

Но
мне ль надеждами делиться?

Надежды…
о! они мои,

Мои
– они святое царство

Души
задумчивой моей…

Помимо данного стихотворения Варваре Лопухиной были посвящены
и обращены следующие произведения Лермонтова: «Валерик», «Молитва», «Мы
случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою», «Оставь напрасные заботы»,
«Расстались мы, но твой портрет», «Слова разлуки повторяя», «У ног других не
забывал».

В своих картинах Лермонтов
пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом
воплощались в его стихах и прозе. Огромное место, как и в его литературном
творчестве, занимает Кавказ.

“Воспоминание о Кавказе”Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1838 г.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Своё первое восхищение красотой
Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на
французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке
по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под
парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час
поэт.

Детский рисунок Лермонтова.Акварель. Автограф на французском языке:”М.Л. год 1825. 13 июня на Горячих водах”

На многих рисунках и картинах
Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с
натуры, поскольку они очень точны в деталях. Это пейзаж окрестностей Пятигорска.

«Внизу передо мной пестреет
чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа,
– а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю
горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и
оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

 

“Пятигорск”Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837-1838 гг.

На своей картине
«Развалины близ селения Караагач в Кахетии» Лермонтов изобразил его
окрестности, где стоял нижегородский драгунский полк, в котором он служил.
Изображенная на картине скала над Караагачем была видна за много десятков
километров из левобережной части Алазанской долины, где пролегал старинный
торговый путь.

“Развалины близ селения Караагач в Кахетии”Картина М.Ю. Лермонтова, 1837 г.

«Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали:

Счастливый, пышный край земли!»

– такой Грузия предстала перед
Лермонтовым, такой он её увидел и полюбил.

Одна из лучших живописных работ
Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного
им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837
года.

“Крестовый перевал”Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г.

Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в
художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова.

Великолепие гор, величественные стены собора
Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта
давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие
которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры,
струи Арагвы и Куры…». Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине
«Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».

Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи,
бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые
поэтические образы.

“Военно-грузинская дорога близ Мцхета”(Кавказский вид с Саклей)Картина М. Ю. Лермонтова, 1837 г.

На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова
изображены караульные башни или старинные крепости. Он так верно почувствовал
характерную особенность грузинского пейзажа, в котором эти безмолвные свидетели
былых сражений против иноземцев были неотъемлемой частью. Такова, например,
картина «Башня в Сиони».

“Башня в Сиони”Картина М.Ю. Лермонтова, холст, масло, 1837-38 гг.

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы –

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

Это картина, написанная
маслом, была подарена Лермонтовым его бабушке Е.А. Арсеньевой.

Неизгладимое впечатление
произвели окрестности Тифлиса, в ста верстах которого располагался полк, в
котором служил Лермонтов. Поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем
городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса».
Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той
эпохи.

“Вид Тифлиса”Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1837 г.

В Тифлисе поэт встречался с ссыльными декабристами –
передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и
преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков
рисунок «Лезгинка», где изображены танцующие жители города на плоской крыше
дома.

“Пляска грузинок на плоской кровле”Рисунок М.Ю. Лермонтова, итальянский карандаш, 1837 г.


В ладони мерно ударяя,

они поют – и бубен свой

Берёт невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

То остановится, глядит –

И влажный взор её блестит

Из-под завитливой ресницы.

В 1840 году Лермонтов был
отправлен в ссылку в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий.
Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня
1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным.

Чеченское название
“Валерик” означает “Речка смерти”. Валерикское сражение
оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. Оно потрясло
бессмысленной жестокостью.

Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека
на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением,
и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и
братстве.

“Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года”Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, 1840 г.

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Ещё одной из картин на военную тему явилось полотно
«Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел
показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с
черкесами.

 

“Перестройка в горах Дагестана”Картина М.Ю. Лермонтова, масло, 1840-41 гг.

Лермонтов, как и многие великие поэты и художники,
изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально
так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов
зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.

«Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним
профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой.  

Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал
большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и
графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в
него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

«Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких
бурь…»
 

Иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

  И. Е. Репин. Иллюстрация к стихотворению “Пророк”.

 “Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий…”

   Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами! 

читать целиком

Пророка презирают, ему не верят, подвергают осмеянию. А сам он: остался ли он прежним? И да, и нет.

Он сохраняет верность своему призванию и предназначению, но нет в нем уже былой гордости и самонадеянности, убежденности в своем «всеведенье», стремления «провозглашать» высшую истину.

Может быть, в том и была его ошибка, что божественный огонь «любви и правды», «чистые ученья» нельзя «дерзко бросать» в глаза людям?

«Пророк», написанный в 1841 году, — одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание.

А начало его творческого пути, принесшее ему известность и славу, но в то же время и определившее дальнейший «тернистый путь», — это стихотворение «Смерть поэта» 1837 года, утверждающее святость для России «дивного гения» Пушкина и бросающее гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы».

  В. Д. Поленов. Иллюстрация к стихотворению “Спор”.    “И склонясь в дыму кальяна  На цветной диван…”………………………….

И томим зловещей думой,         Полный черных снов, Стал считать Казбек угрюмый —         И не счел врагов. Грустным взором он окинул         Племя гор своих, Шапку** на брови надвинул —

        И навек затих.

  М. А. Врубель. Иллюстрация к стихотворению “Демон”.    

Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей, и лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; тex дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим, когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним, когда сквозь вечные…

Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья –

И зло наскучило ему.

Совет

Лермонтовский “Демон” естественно привлек Врубеля, писавшего один за другим своих “Демонов”, которые, по-видимому, являлись олицетворением состояния его души.

  При взгляде на его “Демона сидящего”, мне на память приходят не лермонтовские строки из одноименного стихотворения, а строки Бориса Пастернака.

ПАМЯТИ ДЕМОНА   

Приходил по ночам   В синеве ледника от Тамары,   Парой крыл намечал,   Где гудеть, где кончаться кошмару.      Не рыдал, не сплетал   Оголенных, исхлестанных, в шрамах.   Уцелела плита   За оградой грузинского храма.      Как горбунья дурна,   Под решеткою тень не кривлялась.

  У лампады зурна,   Чуть дыша, о княжне не справлялась.      Но сверканье рвалось   В волосах и, как фосфор, трещали.   И не слышал колосс,   Как седеет Кавказ за печалью.      От окна на аршин,   Пробирая шерстинки бурнуса,   Клялся льдами вершин:   Спи, подруга, – лавиной вернуся. 

  В. А. Серов.

“Бэлла”. Иллюстрация к повести “Герой нашего времени”.     Печорин влюбляется в черкеску по имени Бэлла, её брат  – Азамат  помогает Печорину ее выкрасть. А Печорин  обещает помочь украсть у Казбича прекрасного коня. Печорин разлюбит Бэллу, а она будет очень страдать.

Печальная её судьба: она ждала Печорина на валу, там её и застрелил мстительный Казбич.

  Л. О. Пастернак. Иллюстрация к поэме “Маскарад”.        Б. Л. Пастернак. Иллюстрация к поэме “Мцыри”.

Между крутых и темных скал.

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

М. Лермонтов

      Работам Пастернака свойственно необычное освещение. Зрителя не покидает ощущение, будто бы где-то там внутри картины таится натуральный, а не метафорический, источник света. Контраст света и тени, легкий абрис фигур, едва угадываемые выражения лиц. Но как четко воссоздана атмосфера проиллюстрированных им поэм, энергия жеста и неукротимый, мятежный дух юного Мцыри.

Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я ату страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской.

Лермонтов-художник

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

Лермонтов-художник

Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ

М. Ю. Лермонтову 200 лет

О Лермонтов… непостижимо это.

Над ним сам дух пророчества витал,

Когда поэт в стихах на смерть поэта

Свою дуэль и смерть предугадал.

Николай Доризо

.

Лермонтов – это феномен.

Это о нем Лев Толстой сказал:

«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца.

Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены.

Мнения современников о Лермонтове разноречивые, но при всех разноречивых толках о нем, все согласны в одном – это был гениально одаренный человек.Обратите внимание

Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык.

Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать.

«Если бы он профессионально занимался живописью, – писал Ираклий Андроников, – он мог бы стать настоящим художником» .

Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий.

Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника.

В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии.

Из худож. наследства известны 13 картин маслом

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунков в альбомах и на отдельных листах)

При Валерике. Похороны убитых.

Акварель. 1840 г.

Атака гусар под Варшавой. Масло. 1837

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840)

Эпизод из сражения при Валерике.

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков; среди акварелей их немного);

Пейзаж с двумя березами.

Акварель. 1828—1832 г

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель 1835 г.

Кавказский вид сакли. Масло.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 1837 г.

Кавказский вид с верблюдами

Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач.

Масло. 1837—38 г.

Вид Тифлиса Масло. 1837

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Воспоминания о Кавказе.

Масло. 1838 г .

Вид Пятигорска. Акварель 1837 г.

Крестовый перевал. Масло. 1837—38 г.

Кавказский вид близ селения Сиони. Масло. 1837 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Масло. 1837—38 г.

Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; акварельные портреты составляют целую сюиту, а по альбомам, отдельным листкам и на полях автографов рассеяно множество портретных зарисовок;

Портрет А. Н. Муравьева.

Масло. 1836 — нач. 1838

В. А. Лопухина-Бахметева

Акварель 1835 г.

Автопортрет в бурке. Масло. 1837г.

А. А. Столыпин (Монго) в костюме курда.

Акварель. 1841 г.

Черкес.

Масло. 1838 г.

Неизвестный молодой человек в синем

(С.А. Раевский?). Акварель

Отец Лермонтова

Акварель. 1828 г.

Герцог Лерма

Масло. 1832-33

Карикатуры

(один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей)

Карикатуры на офицеров.

Карандаш.

1832—34 г.

Карикатура.

Поспешает на тревогу. Карандаш. 1841

Жанровые сцены

(светские сцены, быт, сцены из крестьянской жизни)

Благословление молодых». Тушь, перо 1835

04.11.16

Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838 г.

СВЕТСКАЯ СЦЕНА

Рисунок пером Лермонтова 1840—1841 гг.

Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832-1834 г.

Иллюстрации — самая небольшая группа рисунков.

Тамань. Домик над морским обрывом. 1837 г.

Автоиллюстрация к «Герою нашего времени»

из альбома 1840-1841 годов (карандаш).

Наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, — обширная серия различных голов, преимущественно мужских, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, выразительность делают многие из этих рисунков маленькими шедеврами;

Портрет офицера в шинели. Карандаш. 1832-1834 гг.

Автограф стихотворения «Стансы» с портретом Сушковой (1830)

Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.

Лист набросков мужских и женских голов, среди которых портрет В. А. Лопухиной

Рисунки карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг.

Пленник Кавказа

Рисунки лермонтова – живопись и графика поэта

М.Ю. Лермонтов и искусство

Добрынина, А.А. «Высочайший юноша вселенной» : М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант // Социальная сеть работников образования

Лермонтов и музыка

Что за звуки! неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

О музыкальной одарённости М.Ю.

Лермонтова вспоминают современники, а напевность его лирики и поэм подтверждается ещё и тем, что творения поэта вдохновили музыкантов на создание более чем двух с половиной тысяч произведений – а это превосходит количество музыкальных сочинений по мотивам, навеянным творчеством любого другого русского автора.

«Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами» – писал Михаил Лермонтов одной из своих корреспонденток, предлагая указывать тем самым интонацию.

Лермонтов играл на скрипке, на фортепьяно, флейте, гитаре, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню».

Интерес композиторов к поэзии М.Ю. Лермонтова возник еще при жизни поэта, но музыканты ограничивались преимущественно любовной лирикой.

На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Важно

Углубленное проникновение и постижение художественного богатства поэзии Лермонтова началось с романсов М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, его поэзия вдохновляла композиторов «Могучей кучки».

Во второй половине XIX века лермонтовские сюжеты и образы начинают использоваться в симфонической и оперной музыке. 

Гловацкий, Б. Лермонтов и музыка [Текст] / Б. Гловацкий. – М. : Музыка, 1964. – 101 с.

Монография рассказывает о неразрывной связи творчества М. Ю. Лермонтова с музыкой, о романсах, написанных на стихи поэта, об операх, поставленных по мотивам его произведений.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Андронников, И. Музыкальность Лермонтова // Андронников, И. К музыке. – М., 1991.  

Бульчук, М.Н. Музыкальность Лермонтова [Текст] / М.Н. Бульчук // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 217-219.

Давыдов, Р. Музыкальная лермонтовинана: “Мне грустно” // Сура. – 2014. – № 1.

Давыдов, Р. Музыкальная лермонтовинана: “Выхожу один я на дорогу” // Сура. – 2014. – № 2.

Давыдов, Р. Музыкальная лермонтовинана: “Желанье” // Сура. – 2014. – № 3.

Иванова, З.А. Литературное и музыкальное окружение М.Ю. Лермонтова : сценарий литературного вечера // http://davaiknam.ru/text/scenarij-literaturnoe-i-muzikalenoe-okrujenie-m-yu-lermontova

Князев, А. Н. Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке: проблемы и их решение

Коренец, Т.С. М.Ю. Лермонтов и музыка: Литературно-музыкальная композиция // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Лев, В. Поэт и музыка : М.Ю. Лермонтов // Всё для учителя музыки

Лермонтов в музыке: Справочник / Сост. Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. – М.: Сов. композитор, 1983. – 176 с.

Лермонтов и музыка // М.Ю. Лермонтов и русская культура

М.Ю. Лермонтов и музыка: Музыкальная гостиная [Видео] / ведёт Т. Зеленченок // YouTube 

Музыка на стихи М.Ю. Лермонтова : Группа в ВКонтакте

Романсы на стихи Лермонтова // Циклопедия

Эйгес, И. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова // М. Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1948. – Кн. II. – С. 497-540. – (Лит. наследство; Т. 45/46). 

Лермонтов и живопись

Алешина, Л. Михай Зичи / Л. Алешина. – М. : Изобразительное искусство, 1975. – 238 с. : ил.

Книга посвящена творчеству художника-графика 19 в. М. Зичи, среди работ которого  – иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова  «Демон» и повести «Княжна Мери» (с. 101-123).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств).

Колокольцев, Е. Н. Иллюстрации к стихотворениям М. Ю. Лермонтова [Текст] / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2004. – № 5. – Прил. : С. 5-6. – (Уроки литературы).

Марченко, Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] : [портреты М. Ю. Лермонтова] / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 2004. – № 5. – Прил. : С. 1-4. – (Уроки литературы).

Лермонтов и Врубель

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Нельзя не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века – поэта Михаила Лермонтова и  художника Михаила Врубеля.

Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях.

Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона – падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной.

Гениальная поэма Лермонтова «Демон» и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

http://vrubel-lermontov.ru/ – Сайт Лермонтов–Врубель. Демон. Судьбы и творчество. Картины, иллюстрации Врубеля к поэме Лермонтова «Демон».

http://www.tanais.info/art/vrubelab3.html – Поэзия и живопись : Врубель. Лермонтов. «Демон».

М. А. Врубель : [альбом]. – М. : Белый город, 2000. – С. 50-51 ; 60-61. – (Мастера живописи).

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Дмитриева, Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество / Н. А. Дмитриева. – М. : Дет. лит., 1984. – 141 с. : ил.

С. 95-102: Глава «Поверженный Демон».

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

Петрова, Н. В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля [Текст] / Н. В. Петрова // Литература в школе. – 2001. – № 8. – С. 9-13.

Ситникова, В. Два «демона» [Текст] : [Лермонтов и Врубель] / В. Ситникова, С. Шешуков // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 35. – С. 8-9.

Лермонтов-художник

Главная его прелесть заключалась

преимущественно в описании местностей;

он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта – живописцем.

Е. П. Ростопчина

Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника, и если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером.

По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи. Детское увлечение он пронес через всю жизнь. Пол его в детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете Лермонтов изображён в возрасте четырёх–пяти лет с мелком в правой руке.

И в последующие годы он не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П. Е. Заболотского.

Совет

В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.

Лермонтов рисовал всю свою сознательную жизнь. Многие его работы не сохранились. Однако и то, что дошло до нас – более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии.

 Талант Лермонтова-художника многогранен. Он был великолепным пейзажистом. Увлекался созданием портретов, изображая с большой точностью людей из своего окружения. Проявил себя как незаурядный карикатурист.

У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом – изображающих всадников и просто скачущих коней. Значительная часть его работ посвящена военной теме – это сцены поединков, сражений, изображения вооружённых черкесов, офицеров, юнкеров.

Картины, рисунки, акварели Лермонтова – это своеобразная летопись жизни поэта.

Григорьян, К.Н. Живопись Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 271-282.

М.Ю. Лермонтов на сайте “Русские художники”

М.Ю. Лермонтов – художник // http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post107260363

Лермонтов – художник // Тарханы

М.Ю. Лермонтов – художник // Хронос

Лермонтов – художник: Презентация

Рисунки и живопись Лермонтова

Сиротин, В. Перья серафимов [Текст] : [М. Ю. Лермонтов в искусстве своей эпохи] / В. Сиротин // Наш современник. – 2009. – № 10. – С. 258-275. 

Пейзаж с двумя березами. 1828–1832 гг.

Акварель.

В. А. Лопухина в образе испанской монахини. 1831–1832 гг. (как вариант названия: Эмилия, героиня драмы «Испания»).

Акварель.

Юнкер Л. Н. Хомутов. 1832–1834 гг.

Карандаш.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835 г.

Акварель.

В. А. Лопухина. 1835–1838 гг.

Акварель.

Вид Пятигорска. 1837 г.

Масло.

Автопортрет. 1837 г.

Акварель.

Вид Тифлиса. 1837 г.

Холст, масло.

Крестовая гора. 1837 г.

Холст, масло.

В дали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ…

Эльбрус при восходе солнца. 1837 г.

Холст, масло.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 г.

Масло.

Перестрелка в горах Дагестана. 1840–1841 гг.

Масло.

А. А. Столыпин (Монго) в костюме курда. 1841 г.

Акварель.

Предлагаем также:

• «А он встает над волнами забвения…» : по лермонтовским местам: Виртуальная выставка

• «Поэзия страдающей совести» : Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Рожкова И.Ю.,

зав. Интернет-зала

Страницы:

Adblock
detector