25 интересных фактов о шахматах

Глупый шахматист интересные факты

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы — это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

1

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

Возможно, так выглядели первые шахматные партии

2

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Исключительное право пешки на первый ход

3

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

4

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Литографии участников первого шахматного турнира в США

5

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

6

Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Матч космонавтов с Землей закончился вничью

7

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

8

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

9

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

Тьюринг интересовался и шахматами

10

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

11

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

12

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

14

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

15

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

16

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

Королю не убежать!

17

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

18

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

19

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» — ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Сильный шахматист подобен ладье

20

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

21

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

Без часов невозможно проведение шахматного турнира

22

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

23

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов.

После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

24

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

25

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Самое интересное о шахматах — топ-10 фактов

Глупый шахматист интересные факты

Шахматы являются одной из самых известных стратегических игр. Ими увлекаются миллионы людей по всему миру на протяжении нескольких столетий, поэтому сегодня мы хотим подробнее рассказать об уникальных особенностях этой игры.

1.  Истоки

Название «шахматы» происходит от двух персидских слов и в дословном переводе означает «смерть королю». Правда, это название дали игре таджики. Персы любили эту игру и называли шатрангом. Но возникла она в самом начале нашей эры на севере Индии.

Фигуры имитировали войска – конницу, пехоту, колесницы. Это вам не скучная монополия! В Индии слоны использовались в качестве «боевой техники», отсюда и фигура слона в игре. Ну, и разумеется, какое же войско без главнокомандующего – в данном случае короля.

Немыслимо также обойтись и без вдохновительницы.

Королева, как показывает практика, с легкостью в определенных ситуациях сама становится единоличным правителем, да и вояка хоть куда.

Обратите внимание

Говорят, что некоторые правители в давние времена иной раз решали свои споры путем игрушечной войны – шахмат. Многим тысячам воинов тех времен это спасло жизни. У арабов такая забава называлась шатранджем.

И они, отдавая дань почета шахматам, никак не желают признавать авторство в ее изобретении за индусами, считая своей выдумкой и изобретением.

2. Муза

Королева (ферзь) – загадочная и могущественная фигура. Первоначально она не обладала такой властью – не могла для перемещения использовать все плоскости. Но со временем стала фактически сильнее фигуры короля.

Да, возрадуются феминистки! В персидском варианте данная она все же была ферзем, советником и помощником короля и имела весьма скромные возможности. В индийском варианте ни ферзя, ни королевы не было вовсе.

Но времена меняются и диктуют свои законы, в играх в том числе.

3. Большие числа

Число атомов во Вселенной настолько велико, что это сложно себе представить. Ваш мозг взорвется от напряжения, даже не пытайтесь.

А вот, число  видов комбинаций партий в шахматной игре, которые можно разыграть, в полтора раза больше. В ходе компьютерной партии можно сделать много миллионов возможных ходов.

Откуда это известно? Великие математики с их великими формулами… И, да, им можно верить.

4. Компьютер научили играть в шахматы

Для нашего мозга возможность представить варианты развития событий, зависящих от каждого хода, представляет собой непосильную задачу. Для великих шахматистов эта задача представляет меньше сложностей. Для компьютера – еще меньше сложностей. Для суперкомпьютера – вообще пара пустяков, о чем и свидетельствуют партии, сыгранные знаменитыми игроками с компьютером, обыгравшим их.

Чемпионы мира Каспаров и Крамник не смогли противостоять умным машинам.

Что ж… Человеческий мозг не совершенен, даже у великих шахматистов. Шахматный  компьютер может проанализировать миллионы  комбинаций в секунду, а человек  за это время не успевает осознать и одну возможность.

А идея создать компьютерный код, который позволит машине играть в шахматы, родилась на вечеринке. И была реализована благодаря спору. Кстати, на кону было что-то около двенадцати тысяч долларов. И да, обыграть компьютер не под силу гроссмейстерам, но для женской логики – пара пустяков.

Внимание! Надо со второго хода повторять-отзеркаливать ходы, совершаемые искусственным «мозгом» — ничья вам гарантирована.

Изобретено женщиной. Проверено. Работает. Во всяком случае, с типовыми компьютерными программами.

5. Размяться во время шахматной партии

Однажды в умную голову прекрасного человека пришла мысль о том, что играть в шахматы прекрасно и интересно, но не полезно для мышечной ткани.

Все в человеке должно быть гармонично и прекрасно, поэтому, не желая ущемлять «права» мышц, он предложил соединить шахматную игру и бокс. Так появился шахбокс.

Говорят, голландец, изобретший данный вариант игры, почерпнул идею чередования боксерских раутов и шахматных партий в каком-то комиксе. Интересно, в каком?

6. История великих обманов

Попытки «создать» робота-машину, обыгрывающую всех в шахматы, были и до изобретения компьютера. Венгерский мастер в восемнадцатом веке создал такое чудо: машине-роботу удалось обыграть самого Наполеона Бонапарта.

Как оказалось впоследствии — мастер слукавил. Его чудо-машина не была машиной-роботом. Это был всего лишь костюм, который надевал человек, хорошо играющий в шахматы.

Важно

Наполеона надули! В 1836 году во Франции издали первый шахматный журнал, не преминувший описать и сей комичный (трагичный) факт.

Часовщики и инженеры впоследствии не раз пытались создавать подобных роботов. В настоящее время шахматный робот существует – компьютер может не только анализировать и генерировать ходы, но и с помощью специального механизма передвигать фигуры по клеткам шахматного поля. Немецкий робот уже одержал победу над международным гроссмейстером Грищуком.

7. Смые-самые

Двухходовая самая короткая партия, разыгрывается следующим образом. Ход номер один: F3 на E5 и номер два: G4 на QH4++. А самая длинная игра произошла в Белграде в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году между Николичем и Арсовичем.

Продолжительность ее составила чуть более двадцати часов. Было сделано около трехсот ходов.

Можно и уснуть, что, впрочем, и имело место быть с некоторыми игроками при столь длительных партиях. Некоторые даже не были завершены по причине сна соперников. Введение правила пятидесяти ходов позволило ограничивать время, поскольку партия может длиться и более двадцати часов.

8.  Игры со временем

Чтобы избежать казусов с засыпаниями во время партии, были изобретены часы для шахматной игры — со звоночком. Дзинь, и задремавший соперник проснулся – его ход. Двойная польза: мозг отдохнул и готов с новыми силами размышлять над ответным ударом.

В шахматные матчи практика тайм-контроля  вошла быстро и всерьез, использовалась повсеместно. А вскоре даже стала диктовать свои условия. В конце девятнадцатого века игры без часов уже не осуществлялись.

Тогда же возникло и вошло в обиход слово цейтнот.

Немного позднее стали разыгрывать быстрые матчи  — с установленным для каждого из участника лимитом в тридцать минут, а ещё позже изобрели «блиц» — от пяти до десятка минут.

9. А если это лекарство

Шахматы развивают мозг. Во время напряженной игры устанавливаются новые соединения между клетками-нейронами – синапсы. Это определенно делает человека более умным и менее подверженным болезни Альцгеймера.

Как знать, может быть, двадцатое июля – международный день шахмат – скоро станет праздником победы над старческим слабоумием. Шахматы поставят мат болезни.

Кроме того, они развивают усидчивость, умение концентрироваться, наблюдательность, расчетливость, продуманность, умение логически выстраивать цепь событий, предвидеть, предугадывать. Учеными подмечено также, что люди с активными интеллектуальными занятиями живут дольше.

10. Уникальная память

Некоторые люди натренировали свой мозг до такой степени, что могут играть с завязанными глазами – шахматное поле у них в воображении перед глазами со всеми фигурами и всеми комбинациями, установившимися на поле игры. Шестьдесят четыре клетки с динамически меняющейся после каждого хода картинкой.

Это фантастические возможности мозга и если бы не шахматы, то мы никогда бы об этом не узнали.

Конечно, для таких феноменов требуются врожденные задатки, но и сама игра способствует развитию человеческой памяти.

Во-первых, активизируется механизм оперативного хранения и использования информации, т.е. нейроны, хранящие информацию, которую нужно использовать здесь и сейчас и можно забыть в недалеком будущем.

Во-вторых,  игра с тысячелетней историей представляет прекрасный полигон для её развития.

Потребность просчитывать разные комбинации, а следовательно и сохранять в мозгу  прошлые вариации, которые были просчитаны, исходы,  вариации, находящиеся на этапе  продумывания — несомненно, все это способствует активизации оперативной памяти.

Игра способствует формированию  долгосрочной памяти.  Имея незначительное число матчей за плечами, игрок в разыгрываемом действии оперирует имеющимся опытом. В случае, если  знает, что в схожей ситуации сопернику  удалось выиграть, он примет превентивный ход.

А нужда в данной ситуации, вспомнить ход предыдущей игры стимулирует память.

Совет

Шахматы — это  еще и  мыслительный процесс. И сам по себе он дает возможность для формирования навыков, улучшающих процесс запоминания. Вычленение основного, установление логической цепочки, связующей разрозненные куски, сравнительный анализ дает возможность значимо улучшить процесс запоминания.

Факт, что лучшим для запоминания  является  способ увязывания старой информации с новой или с отдельными ее частями. Это дает возможность её систематизировать, снизить  в объемах и сделать более удобоваримой для припоминания.

И игра в шахматы  прекрасно развивает способность интегрировать информацию, делая ее привычкой. Ведь в шахматах нет обособленных ходов. В процессе каждого хода, надо предположить действия свои и даже чужие на несколько ходов вперед.

И при этом принимать во внимание план игры, возникший несколько ранее, варианты ходов противника, которые планируются им и до сих пор не утратили своей актуальности.

В шахматах нет особых и обособленных партий. Разыгрывая данную партию, используется опыт и знания, приобретенные в предыдущих партиях, применяются уже известные знания в новой обстановке. Играйте в шахматы и получайте удовольствие, развивая память!

20 увлекательных фактов о шахматах

Глупый шахматист интересные факты

В мире интеллектуальных игр шахматы занимают особое место: они снискали любовь многих миллионов жителей Земли. Но далеко не каждый, зная правила этой игры, может похвастаться, что знает ее историю и интересные факты, связанные с шахматами. А ведь их более чем достаточно! Мы выбрали 20 наиболее увлекательных.

    Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магнитогорск, Махачкала, Москва и Подмосковье, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль

Здоровье

1 Шахматы — это прекрасный способ улучшить память не только для детей, но и для пожилых. Игра по праву считается отличным средством в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Терминология

2 Само название шахматы зачастую переводится с персидского «король умер», однако это неточно. Более верный вариант — «королю некуда деваться», «королю не убежать».

3 Многие шахматные фигуры имеют двойные, а то и тройные названия. Однако классический вариант произношения — ладья, конь, слон, ферзь, король. Правда, некоторые предпочитают называть ладью турой или башней, а слона офицером…

География

4 Прародительницей шахмат является Индия. Неудивительно, что в этом крае мудрости и особого взгляда на мир появилась эта прекрасная игра. Путь в Европу лежал через Ближний Восток — территорию современных Ирана и Ирака.

5 Каждый начинающий шахматист знает, что пешка, которая начинает игру, может пойти не только на одну, но и на две клетки вперед. Но это правило появилось не сразу, а в 1280 году в Испании.

6 На территории современной Северной Америки первое упоминание о шахматах относится к 1641 году и связано оно с голландскими поселенцами.

Однако первый турнир Нового света состоялся лишь два века спустя в Нью-Йорке.

Обратите внимание

7 Мало кто знает бразильца Франсиско Троиса: а ведь он потратил на обдумывание одного хода два часа двадцать минут — больше, чем кто-либо другой!

8 Мастеров ФИДЕ в мире не так-то много. Однако в их список попадают и дети! Например, юный житель Филиппин Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в истории.

9 Кто сказал, что партии должны играться только на нашей планете? Еще в 1970 году состоялась партия космонавтов корабля Союз-9 и центра подготовки космонавтов. Победа не досталась никому. Справедливо!

История

10 Записывать партии начали еще в I тысячелетии. Первый известный «протокол» зафиксировал поединок багдадского летописца с его учеником.

11 Одной из первых книг на английском стал труд о шахматах, что свидетельствует об огромном интересе к этой игре и ее почитании.

12 Большой вклад в теорию шахмат, а в особенности — в изучение дебютов внес испанский священник Руи Лопес де Сегура. В 1561 году вышел его труд «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы».

13 1900 год примечателен не только своими «круглыми цифрами», но и появлением механизма переключения шахматных часов. А в XIX веке еще вовсю использовались песочные часы!

14 Первая компьютерная программа для игры в шахматы была создана Аланом Тьюрингом в 1951 году. Правда, в это время даже не было машины, которая могла бы обработать ее!

15 А спустя 46 лет, в 1997 году, состоялась первая победа искусственного интеллекта над человеческим: программа Deep Blue оказалась сильнее легендарного Гарри Каспарова.

16 Дольше всех в истории титул чемпиона мира по шахматам сохранял Эммануэль Ласкер — почти 27 лет!

Ход игры

17 Ферзь своим могуществом обязан… королеве. Первоначальные правила существенно снижали его «активность»: он мог двигаться по диагонали лишь на одну клетку, как король! Но Изабелла Испанская волевым решением даровала ферзю возможность «бороздить» диагональ как ему захочется. Неудивительно, что второе название этой фигуры — королева.

18 В теории белые могут заматовать черного короля уже на третьем ходу, но, в свою очередь, и проиграть уже на втором! Такой вид мата называют «дурацким».

19 Некоторые партии имели свойство продолжаться неприлично долго. Так, в 1989 году в Белграде была сыграна партия, которая длилась 20 часов 15 минут и в итоге завершилась вничью. Шахматисты сделали целых 269 ходов! Вскоре ФИДЕ ввело правило против затягивания игры: если за 100 суммарных ходов белых и черных не будет побита ни одна фигура, победа не присуждается никому.

Важно

20 Но теоретически самая длинная партия может включать в себя 5 949 ходов. Наверняка никто никогда не сможет даже приблизиться к этому невероятному значению на практике.

Возможно, история еще подарит нашим потомкам и другие, не менее интересные и познавательные факты. Время шахмат продолжается!

Интересные факты о шахматах

Глупый шахматист интересные факты

Происхождение названия

Шахматы произошли от древнеиндийской игры «чатуранга» 6-го века, чье название переводится с санскрита как «четыре подразделения войска», что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король») атакуя короля соперника, и «Шах мат» (с персидского — «король умер)

Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной.

Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью.

Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.

Шахбокс

Совет

Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс.

Голландский художник Ипе Рубингстал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.

Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат.

Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля. Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах.

Шахматы вслепую

Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах.

Обратите внимание

Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.

Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров.

Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами.

Шахматные часы — чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения.

Важно

В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы.

Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

источник

10 любопытных фактов о шахматах

Глупый шахматист интересные факты

Шахматы – логическая игра для двух человек, играющих на квадратной доске, разделенной на 64 клетки, 32 из этих квадратов белые, а остальные 32 черные.

У каждого игрока одинаковое количество фигур – 8 пешки, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 1 королева и 1 король. Цель игры – создать ситуацию, когда вражеский король захвачен в плен.

Совет

Фигуры перемещаются на доске в соответствии со строго определенными правилами. Белые всегда ходят первыми. В данной статье вы узнаете интересные факты о шахматах

Шахматы – игра, известная во всем мире веками. Несомненно, доказано, что она способствует развитию когнитивных навыков, развивает концентрацию, интуитивность, вызывает интерес к новому и необъятному.

Факты о шахматах

10. Родиной шахмат является…

Существует множество легенд и теорий о происхождении игры, но чаще всего упоминается Персия и Китай. Однако ученые собрали достаточно доказательств того, что шахматы родились в III-VI веках нашей эры в Индии.

9. Игра на четверых?

Да, в оригинальной версии в шахматы играли четыре человека. На доске было четыре набора фигур, и затем кубик определял, кто сделает первый ход.

8. Самая слабая фигура

Первоначально фигура королевы (от персидского слова «визирь» или «советник») могла двигаться только на одну квадратную диагональ. Но шло время, правила не меняли – из Индии игра проникла в Персию, а там роль королевы существенно увеличилась.

7. Шахматы и Церковь

Христианское духовенство, как православное, так и католическое, не очень хорошо относилось к шахматам, потому что Церковь считала её азартной игрой. В России, например, игра шахматы демонизировалась до XVI века.

6. Продолжительность

Одна партия в шахматы может длиться бесконечно долго, но знаете ли вы, что самая короткая игра состояла всего из двух ходов.

5. Первая гонка

Первый масштабный шахматный турнир состоялся в Лондоне в 1927 году. Тогда турнир назывался «Турнир народов». Чуть позже соревнования были признаны официальным чемпионатом мира или шахматной олимпиадой.

4. Шахматные часы

Шахматные часы были введены во второй половине 19-го века, чтобы позволить игрокам отслеживать свое время. До этого шахматисты могли играть круглосуточно. В 1851 году шахматный судья был вынужден прервать вечеринку, поскольку игроки засыпали на досках.

3. Шахматы и болезнь Альцгеймера?

Ученые давно доказали, что игра в шахматы активирует оба полушария мозга. Поэтому люди, которые часто используют свои шахматные навыки, менее подвержены риску болезни Альцгеймера и старческому слабоумию.

2. Правила меняются

Хотя и незначительно, правила шахмат меняются почти каждый год. В прошлый раз, когда Международная шахматная организация ввела новое правило, она заявила, что максимальное количество ходов игроков не должно превышать сто. Если шахматы и мат не были объявлены, судья имеет право объявить ничью.

1. Шахматы и бокс?

Да, такая связь есть. И это называется шахбокс. Это гибридный вид спорта, основанный на принципе «В здоровом теле здоровый дух». Правила просты: 11 раундов – 6 шахматы и 5 раундов бокса. Он начинается с четырехминутной игры в шахматы, затем продолжается двухминутным раундом бокса и так далее. После каждого раунда есть минутная пауза.

Поделитесь в комментариях своими фактами о шахматах.

Топ-10 интересных фактов о шахматах

Глупый шахматист интересные факты

10 место: РћРґРЅРѕР№ РёР· самых известных легенд, которую знает, наверное, каждый шахматист, является история Рѕ том, как РѕРґРёРЅ бедняк предложил королю расплатиться СЃ РЅРёРј рисовыми зернышками. РќРѕ РІСЃСЏ хитрость заключалась РІ том, что оплата должна была производиться следующим образом: РЅР° первую клетку шахматной РґРѕСЃРєРё нужно положить РѕРґРЅРѕ зернышко, Р° РЅР° следующую – РІРґРІРѕРµ больше. Р’ итоге плативший РїРѕРЅСЏР», что столько СЂРёСЃР° нет РІ его хранилище. Если сделать простые расчеты, то РЅР° шахматной РґРѕСЃРєРµ должно было оказаться более 460 млрд. тонн СЂРёСЃР°.

9 место: В далеком 1770 году был создан первый шахматный компьютер. Этот аппарат обыгрывал многих людей, его соперниками были Наполеон и Бенджамин Франклин. Аппарат состоял из шахматного стола и механической фигуры. Это была настоящая легенда, но только через 50 лет был раскрыт грандиозный обман, ведь под столом скрывался человек!

8 место: �значально ферзь был незначительной фигурой, которая могла ходить только на одну клетку по диагонали.

Но позднее, примерно в 15 веке, его значение кардинально изменилось.

В Великобритании даже решили изменить его официальное название и он стал называться королевой.

7 место: Ферзь отличился РЅРµ только этим. Этой фигуре принадлежит рекорд РїРѕ съеданию “армии противника”. Р—Р° РѕРґРЅСѓ партию ферзь съел 11 фигур, что привело шахматиста Рє победе!

6 место: На шахматной доске есть настоящая черная дыра. Существует клетка, на которой было съедено более 15 фигур за игру.

5 место: �стория помнит партию, в которой выигрыш произошел без съедания фигур противника. �гра прошла за 94 хода.

4 место: �стория шахмат также говорит и о самой длинной серии шахов, происходящих последовательно.

Сопернику пришлось уходить из 74 нападений.

При этом в одной игре было зарегистрировано 114 шахов, из них 98 были сделаны одним игроком.

3 место: Самая короткая партия насчитывала всего 3 хода! Она состоялась в условиях крупного турнира.

2 место: Во времена инквизиции существовал изощренный тип шахмат: вместо фигур на доску выводились приговоренные, которых убивали, когда игрок делал соответствующий ход.

1 место: Компьютер легко обыгрывает человека РІ шахматы. Единственная РёРіСЂР°, РІ которой РѕРЅ бессилен – это СЏРїРѕРЅСЃРєРёРµ шахматы РіРѕ. После каждого С…РѕРґР° здесь возможно РґРѕ 16 млрд. позиций.

Интересные факты про шахматы

Глупый шахматист интересные факты

Шахматы — это одна из самых популярных настольных игр на нашей планете. Это древнейшая игра в мире, её история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе. В шахматы играют и взрослые и дети, опытные гроссмейстеры и простые обыватели в парках.

Самые интересные факты о шахматах.

• Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

• Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

• Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

• Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

• Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

• Первая партия «Космос — Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

• Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

• Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

• Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

• «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

• Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

• Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

• Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

• В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

• Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

• Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

• В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

• Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

• В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» — ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

• Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

• Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

• Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

• В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

• Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

• Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

• Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

Интересные факты о шахматах, факты,интересно,шахматы : Развлекательный портал [ RJEVSKYCOM ]

Глупый шахматист интересные факты

Происхождение игры и ее названия Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра “чатуранга”, которая была популярна в VI-м веке. В переводе с санскрита “чатуранга” переводится как “4 подразделения войска” (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название – “шатрандж”. То название, которое мы знаем сейчас – шахматы – игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил “шах” (“король” по-персидски) и “шах мат” (“король умер” в переводе с персидского).


“Непостоянство” королевы
У королевы (или ферзя) – самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.


Уникальный шахматный автомат Кемпелена
В 1770-м году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, “турок” играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей. Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.


Две “самые-самые” шахматные игры: самая длинная и самая короткая
Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-м году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число. Самую короткую шахматную партию – мат в два хода (“дурацкий мат”) – можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.


Шахматы и бокс в одной игре
Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что “шахматы – это муки разума”, вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов. Этот гибридный вид спорта под девизом “Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске”, состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.


Шахматы с завязанными глазами
Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур. Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.


Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали
Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-м году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.


Бескрайние возможности
После 3-х ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (около 10^79).


Мощные шахматные компьютеры
В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-м году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат. Спустя 9 лет, в 2006-м году, другой компьютер – Deep Fritz – обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.


Игра в шахматы повышает уровень интеллекта
Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы – лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс изучают шахматы в качестве обязательного предмета.

10 самых великих шахматистов за всю историю шахмат

Глупый шахматист интересные факты

Латышский шахматист с еврейскими корнями ворвался в мир шахмат как свежий мощный бриз, противопоставив традиционной школе Стейница-Ласкера-Капабланки безрассудство, задор и авантюру.

Молодой двадцатилетний будущий гроссмейстер проявлял чудеса ситуативных комбинаций, обыгрывая противника на доске здесь и сейчас, скорее манипулируя духом игры, чем логикой шахмат — с легкостью занимая призовые места, в двадцать один год став чемпионом СССР по шахматам, через год нацелился на чемпионство мира.

При этом аналитика многих его партий показывала серьезные тактические уязвимости позиций, риск “опрокидывания”, но оппоненты Михаила Нехемьевича волшебным образом не замечали своих возможностей! Таль как фокусник, умело отвлекал внимание противника от слабых мест своей партии, творя магию прямо на доске.

Рижский фокусник восемь раз побеждает на Всемирных шахматных олимпиадах, шесть раз становится чемпионом Европы и трижды мировым чемпионом среди молодежных команд. Таль, демонстрируя лихой и разнузданный стиль, приводит в восторг приверженцев шахмат, привлекая в этот спорт новых поклонников.

Многим специалистам его феномен не понятен — ходят упорные слухи, что Таль гипнотизирует своих противников за столом, подавляя их инициативу. На одну из встреч с Талем гроссмейстер Пал Чарлз Бенко пришел в темных очках — он всерьез верил в экстрасенсорику латыша.

В двадцатитрехлетнем возрасте Таль сразился с профессором Ботвинником. Шахматный Д’артаньян отобрал звание чемпиона мира, но спустя год проиграл матч-реванш, став одновременно самым молодым чемпионом и экс-чемпионом мира! Ботвинник развенчал миф о гипнозе и чародействе, основательно проанализировав применяемые Талем стратегии и в реванше уже не позволил себе допустить фатальных ошибок.

Игра лучшего шахматиста  XIX столетия — американца Пола Чарльза Морфи представляла собой глубокий последовательный анализ всей стратегии игры. Начиная партию белыми, Морфи каждый ход превращал в задел для последующей атаки, играя черными — стремился сходу перехватить инициативу. Там, где другие шахматисты совершая жертву, теряли темп, молодой орлеанец выжимал максимальный успех в развитии.

Обратите внимание

По общепризнанному мнению, у Чарльза был необычайный дар к стратегическому планированию. После того, как в Европе впервые состоялся международный шахматный турнир, американцы загорелись желанием провести подобную встречу на своем континенте.

Конгресс, собравший на соревнование 1857 года в Нью-Йорке шестнадцать самый сильнейших американских шахматистов, дал старт и мировую известность двадцатилетнему Морфи. В то время, как другие мастера обдумывали план развития атаки, перебирая в мозгу множественные варианты, молодой Пол видел картину без лишних неэффективных комбинаций, выдавая решения с минимальной задержкой.

В финале конгресса, встретившись с одним из фаворитов состязания — Луи Паульсеном, Пол выиграл после 15-часового раунда, потратив на свои ходы в сумме всего около трех часов!

Научился же игре в шахматы Пол в детстве, наблюдая за регулярными посиделками своей родни, устраивавшей шахматные вечера по воскресеньям.

Однажды, после окончания партии между дядей и отцом, маленький Пол предложил свой вариант исхода партии, восстановив по памяти конструкцию ходов и объяснив оторопевшим взрослым свою стратегию.

С тех пор десятилетний будущий гроссмейстер участвовал в шахматных баталиях наравне со взрослыми.

Анатолий Карпов, шахматист-филателист

Анатолий Карпов прославился как осторожный и рассудительный стратег, который, получая преимущество, не спеша и планомерно закрепляет и развивает успех, предпочитая стремительному прорыву рассчитанное последовательное давление. Однако, акцентирование на достижении оперативных тактических задач зачастую мешало глобальной стратегии Карпова, приводя иной раз к ухудшению общего положения и проигрышу.

Играющий с подачи отца с пятилетнего возраста, Анатолий в четырнадцать лет становится мастером спорта СССР по шахматам. Вдохновителем юного гения стал кубинец Рауль Капабланка.

В 12-летнем возрасте Карпов поступает в шахматную школу Ботвинника, который по началу не видит в будущем чемпионе высокого потенциала. Ботвинник скептически высказывался об Анатолии, как о бесперспективном шахматном юниоре.

В 1975 году Карпов доказывает всему миру, что способен быть чемпионом.

Важно

И хотя победа в этом году досталась ему больше технически, ввиду неявки на чемпионат текущего обладателя титула Роберта Фишера, последующими сражениями на двухцветных досках Анатолий доказал, что по праву является 12-м чемпионом мира, проиграв только в 1985-м новой звезде советского шахматного небосклона — Гарри Каспарову.

Стоит отметить интересный факт — Карпов является страстным коллекционером марок. На текущий момент его коллекция оценивается ведущими филателистами в 13 миллионов евро!

Вильгельм Стейниц. Не первый гроссмейстер, но первый чемпион

Кто же был первым официальным чемпионом мира по шахматам? Вильгельм (настоящее имя Вольф) Стейниц, австриец еврейского происхождения познакомился с шахматами похожим образом, как и Морфи, наблюдая за игрой отца. С 12-ти лет начал показывать завидные успехи в математике и шахматах.

Настоящие шахматные баталии начались для юного будущего журналиста в Вене, в местных кафе, где шахматные партии являлись основой тотализатора. Стейниц зарабатывал, участвуя в состязаниях, поражая публику игрой вслепую. Свой прогресс он закреплял в официальных соревнованиях, проводимых Венским шахматным обществом.

Одерживая победу за победой, Вильгельм с успехом участвует в турнирах Дублина и Лондона. Но показательная схватка за звание чемпиона мира произошла только спустя двадцать лет, когда перебравшийся в Америку постаревший Стейниц решает продемонстрировать всем преимущества собственно разработанной фундаментальной школы.

Кроме того, организовать подобный турнир ранее для Стейница не представлялось возможным — Пол Морфи, хоть по состоянию здоровья и не принимавший участие в турнирах, считался все же сильнейшим шахматистом планеты. Безграничное уважение к американскому гроссмейстеру не позволяло Вильгельму бросить вызов мировой шахматной общественности.

Только в 1886 году, после смерти Морфи, Стейниц организовывает турнир из трех туров, провести которые решено в Нью-Йорке, Сент-Луисе и завершить на родине Морфи — в Новом Орлеане. Своим оппонентом Стейниц назначил немца Иогана Цукерторта, сильнейшего шахматиста того времени.

После победы над немцем, Вильгельм Стейниц еще трижды будет отстаивать свой чемпионский титул до 1894 года, когда ему будет суждено проиграть в Монреале молодому Эмануэлю Ласкеру.

Adblock
detector