Фаина Григорьевна Раневская биография

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Фаина Раневская Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ События / Главная

Раневская со своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал. – Жалко, что мы не захватили пианино, – говорит Фаина Григорьевна.

– Неостроумно, замечает кто-то из сопровождавших.


– Действительно неостроумно, – вздыхает Раневская.
– Дело в том, что на пианино я оставила билеты.

Фаина Григорьевна Раневская (1896-1984) — российская[en] актриса театра и кино, народная артистка СССР[en] (1961). На сцене с 1915 года. Знак зодиака — Дева.

В 1949-1955 и с 1963 года в Московском театре имени Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В.

Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Николаевича Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: «Подкидыш», 1940; «Мечта», 1943; «Свадьба», 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

Фаина Раневская родилась 27 августа (15 августа по по старому стилю) 1896 года в Таганроге, в Области Войска Донского, Российской империи.

Талант — это бородавка: у кого-то она есть, а у кого-то нет, — любила[en] повторять актриса. И ее зрители могли убедиться в справедливости этих слов: такого яркого, самобытного, бьющего через край актерского таланта действительно не было ни у одного человека в мире, кроме самой Фаины Георгиевны.

Обратите внимание

Уже с детства Фая начала грезить о сцене, однако, как это часто бывает, по приезде в Москву не смогла поступить ни в одну из театральных студий по причине «полного отсутствия таланта». И лишь после долгих странствий в составе провинциальных трупп в 1930 году ее приняли в Камерный театр, где Раневская наконец смогла показать все, на что она способна.

Кстати, и свой псевдоним актриса взяла не случайно: как-то раз ветер вырвал из рук актрисы деньги и унес их — именно тогда она с грустью сравнила себя с Раневской у Антона Павловича Чехова.

Фаина Георгиевна немало снималась в кино, но в основном в небольших или эпизодических ролях — в те годы на главные роли принципиально не хотели утверждать актрису-еврейку.

Впрочем, по этому поводу она особенно и не расстраивалась: «Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность», — говорила она, а разве фильм, в котором решающее слово имеет не режиссер, а «некто из министерства» мог получиться удачным?

Язык Фаины был настолько ярким и выразительным, что многие её слова с ходу становились афоризмами.

Так получилось, например, с придуманной ею и ставшей всенародной фразой из фильма «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!»

Фаина Григоррьевна Раневская к концу жизни актриса с грустью говорила: «Я стала такая старая, что начала забывать свои воспоминания», а подводя итог своим творческим достижениям, написала: «В 5 лет я была тщеславна и мечтала получить медаль за спасение утопающих. Теперь медали и ордена держу в коробке, на которой нацарапала: «Похоронные принадлежности».

Вербовка Раневской в КГБ

У Фаины Григорьевны был инцидент, который произошел с ней, когда актрисе было уже за 70 лет.

Во времена СССР КГБ вел войну против западных спецслужб и диссидентов с помощью бойцов невидимого фронта. Особенно много завербованных было среди артистов. Вообще-то, доносительство считалось подлостью, но не каждый мог отказать всесильным вербовщикам.

Фаина Георгиевна была уже в преклонном возрасте, когда ее решили также сделать агентом. Инициатива исходила от Олега Михайловича Грибанова, генерал-лейтенанта советских спецслужб, из-за маленького роста и недюжинной гипнотической силы прозванного «маленьким Бонапартом». Само упоминание его имени подавляло волю собеседника.

Важно

Фаине Раневской повезло — Грибанов был занят и послал на первую встречу с потенциальным агентом молодого офицера по фамилии Коршунов. Тот пребывал в уверенности, что моментально завербует артистку. Но не тут-то было.

В поединке с КГБ Раневская показала себя гениальной актрисой, обведя всех вокруг пальца.

Коршунов вербовочную беседу проводил, как принято: сначала посетовал на деятельность иностранных разведок на территории СССР, затем напомнил о долге каждого гражданина по оказанию посильной помощи органам государственной безопасности, по защите завоеваний социализма. Раневская все поняла.

Выслушав сказанное, она спросила: «Молодой человек, а где вы были раньше, когда я еще не успела разменять седьмой десяток?» Коршунов замахал руками: «Что вы, Фаина Георгиевна! Вам больше тридцати никто не дает, поверьте… Вы просто девочка по сравнению с другими артистками вашего театра!»

Раневская хитро прищурилась, закурила «беломорину» и спокойно сказала наглому оперу: «Мне с вами, молодой человек, все понятно… Как, впрочем, и со мной тоже… Без лишних слов заявляю: я давно ждала этого момента, когда органы оценят меня по достоинству и предложат сотрудничать! Я лично давно к этому готова. Разоблачать происки ненавистных мне империалистических выползней… Можно сказать, что это — мечта моего детства.

Но… есть одно маленькое «но»! Во-первых, я живу в коммунальной квартире, а во-вторых, что важнее, я громко разговариваю во сне. Вот и давайте, коллега, вместе по-чекистски поразмыслим.

Представьте, вы даете мне секретное задание, и я, будучи человеком обязательным и ответственным, денно и нощно обдумываю, как лучше его выполнить, а мыслительные процессы, как вы, конечно, знаете из психологии, в голове интеллектуалов происходят беспрерывно — днем и ночью… И вдруг! И вдруг ночью во сне я начинаю сама с собой обсуждать способы выполнения вашего задания. Называть фамилии, имена, клички объектов, явки, пароли, время встреч и прочее… А вокруг меня соседи, которые неотступно за мной следят вот уже который год кряду. Они же у меня под дверью круглосуточно, как сторожевые псы, лежат, чтобы услышать, о чем и с кем это Раневская по телефону говорит!

Совет

И что? Я говорю вам о своих недостатках заранее и честно… Если я ошибаюсь, — поправьте меня, уберегите от совершения в будущем роковой ошибки! Я бы даже сказала, от непредумышленного предательства… Но что делать, если мои родители передали мне такой порок — громко разговаривать во сне? Я уже обращалась к врачам[en], к светилам медицины — все пустое, ничего поделать не могут».

Выслушав страстный монолог, Коршунов опешил и ушел со встречи придавленный железными аргументами народной артистки. Утром он доложил Грибанову об объективных сложностях, о желании Раневской сотрудничать, а также о том, что потенциальный агент живет в коммунальной квартире и говорит во сне…

Спустя месяц Раневская праздновала новоселье в высотке на Котельнической набережной.

Коршунов, решив, что теперь уже ничто не мешает артистке вступить в ряды бойцов невидимого фронта, стал названивать ей в театр, но у нее все время оказывались «то понос, то золотуха», то «критические дни». Опер рассвирепел и заявил, что сам приедет к ней в новую квартиру для расчета.

Рано утром в приемной КГБ появился мрачный мужчина неопределенного возраста с документом государственной важности. Это было коллективное заявление жильцов высотки на Котельнической набережной, где проживала Ф.Г. Раневская.

В своем обращении 10 жильцов просили органы госбезопасности разобраться с некой артисткой (фамилия Раневской в заявлении не указывалась), которая по ночам всех беспокоит воплями о происках империалистов и о том, что разберется с супостатами, когда ее примут в органы госбезопасности внештатным сотрудником.

Прочитав коллективное заявление, Грибанов вызвал Коршунова и рявкнул: «На Фаине поставь крест, ищи кого-нибудь другого… Молчащего во сне. Все! Свободен!»

Вскоре Коршунову настучали агенты из театра, где работала Раневская, что «заявление» написала она сама, а в КГБ послала сантехника из ЖЭКа, поставив ему две бутылки водки. Впоследствии Фаина Георгиевна не раз повторяла: «Я отказала органам лишь по одной причине. Дать много органам я не могу, а мало мне не позволяет совесть — проклятое воспитание!»

15 сентября 1934 года на экраны СССР вышел первый фильм советского кинорежиссёра Михаила Ильича Ромма.

Обратите внимание

Он поставил «Пышку» по собственному сценарию — экранизации, весьма близкой мопассановскому подлиннику. В «Пышке» Фаина Раневская сыграла свою первую роль в кино.

После съёмок в ледяных павильонах Мосфильма Раневская дала себе обещание больше никогда не сниматься в кино, которое, к счастью, не выполнила.

Семья

  • Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863—?) — купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии;
  • Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957);
  • Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900);
  • Сестра — Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аллен, 1892—1964).

Фильмография Фаины Раневской

  • 1934 — Пышка — госпожа Луазо;
  • 1937 — Дума про казака Голоту — попадья;
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного;
  • 1939 — Подкидыш — Ляля;
  • 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии;
  • 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома;
  • 1941 — Мечта — Роза Скороход;
  • 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина;
  • 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша;
  • 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель;
  • 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея;
  • 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты;
  • 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины;
  • 1945 — Слон и верёвочка — бабушка;
  • 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка;
  • 1947 — Золушка — мачеха;
  • 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач;
  • 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот;
  • 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст;
  • 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская;
  • 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка;
  • 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина;
  • 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка;
  • 1965 — Первый посетитель — старая дама;
  • 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка.

Цитаты Фаины Раневской

  • 1. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • 2. Не можете никак понять, нравится ли вам молодой человек? Проведите с ним вечер. Вернувшись домой – разденьтесь. Подбросьте трусы к потолку. Прилипли? Значит нравится.
  • 3. Многие жалуются на свою внешность, и никто – на мозги.
  • 4. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • 5. Женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски.
  • 6. Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
  • 7. Помните я говорила в прошлом году что жизнь г*вно?? Ну так это был еще марципанчик.
  • 8. У Раневской спросили: что для нее самое трудное? — О, самое трудное я делаю до завтрака, — сообщила она. — И что же это? — Встаю с постели.
  • 9. Оптимизм – это недостаток информации.
  • 10. В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.
  • 11. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • 12. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
  • 13. Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой — инженера по профессии — объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Раневской закон Архимеда. — Что вы, дорогая, у меня была двойка, — отрешенно сетовала Фаина Георгиевна. — Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? — наседала Таня. — Потому что у меня большая жо*а, — грустно отвечала Раневская.
  • 14. Своих мужей, миленькие мои, всегда ревнуют только уродины, а нам красавицам не до того, мы ревнуем чужих.
  • 15. Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник. Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник. Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник. И вообще, если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
  • 16. Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!
  • 17. Говорите и думайте обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
  • 18. Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке. — А потом? — А потом начну раскачиваться.
  • 19. Вторая половинка есть у мозга, ж*пы и таблетки. А я изначально целая.
  • 20. Вот женишься, Алешенька, тогда поймешь, что такое счастье. Но поздно будет.
  • 21. Умеют ведь женщины, из всех цветиков-семицветиков, выбрать лютика-е*анутика…
  • 22. Если человек сделал тебе зло — ты дай ему конфетку, он тебе зло — ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
  • 23. Искать женщину без изъянов может только мужчина без извилин.
  • 24. Что толку делать пластическую операцию?! Фасад обновишь, а канализация всё равно старая!!!
  • 25. Я бы вас послала… Да вижу, вы — оттуда!
  • 26. Люди, как и свечи, делятся на два типа: одни — для света и тепла, а другие — в ж*пу.
  • 27. Девочки, не обижайте мужчин!!! У них и так вечная трагедия в жизни: — то не по вкусу, — то не по зубам, — то не по карману!
  • Берегите своих любимых женщин. Ведь пока она ругает, переживает и психует — она любит, но как только начнет улыбаться и равнодушно относиться — ты её потерял.
  • Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя “таким, как ты есть”, то ты просто ленивое м*дло. Потому что, как правило, “такой, как есть” – зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. или сдохни в одиночестве.
  • Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман — и та умерла[en], а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
  • Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
  • Даже за самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что, меньше пафоса, господа.
  • Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.

Анекдоты про Раневскую и Марецкую

В семьдесят лет Раневская вдруг объявила, что вступает в партию.

– Зачем? – поразились друзья.
– Надо! – твердо сказала Раневская.
– Должна же я хоть на старости лет знать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях.

***

Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:Тот слепой, которому ты подала монетку, не притворяется, он действительно не видит.

– Почему ты так решила?

– Он же сказал тебе: “Спасибо, красотка!”

***

Когда в Москве, на площади Свердлова, установили памятник Марксу работы Кербеля, Раневская прокомментировала это так:
– А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!

Фаина Григорьевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года в Москве.

29 сентября 1986 года советский астроном Людмила Карачкина открыла астероид, которому было присвоено имя «Раневская».

Фаина Раневская биография, фото, личная жизнь Раневской

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Имя: Фаина Раневская (Faina Ranevskaya)
Настояшее имя: Фанни Фельдман
День рождения: 27 августа 1896
Место рождения: г.

Таганрог
Дата смерти: 1984-07-19 (87 лет)
Знак Зодиака: Дева
Деятельность: актриса театра и кино
Отец Фаины Раневской Фельдман Гирши Хаймович владел фабрикой сухих красок. У него также было несколько домов, магазин и пароход «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова).

У Фаины было три брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, ее младший брат умер.Фаина Георгиевна говорила, что она не была счастлива в родительском доме.

Почему же девочка из состоятельной семьи, имея брата и сестру, и горячо любимую мать, чувствовала себя несчастливой и одинокой? Скорее всего, из-за того, что Фаина была очень ранимой из-за легкого заикания, которым девочка страдала с рождения.Фаина не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Также девочка не любила учиться.

В младших классах Фаина училась в Мариинской женской гимназии, однако потом девочка упросила родителей забрать ее оттуда. Фаина получила домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.В двенадцать лет Фаина увлеклась кино. Чуть позже она увлеклась театром. В 1913 году Фаина побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.

Чехова на сцене Московского Художественного театра. После этого она влюбилась в сцену и решила стать актрисой.Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Спустя время Фаина сказала родным, что хочет стать профессиональной актрисой, из-за чего она сильно поругалась с родителями и разорвала с семьей. В 1915 году она уехала в Москву.

Карьера в театре

Однако в Москве ее не приняли ни в одну из лучших театральных школ, поэтому девушка устроилась в частную школу. Однако денег на учебу не хватало и ей пришлось оставить школу.

В то время на девушку обратила внимание актриса Гельцер. Она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. Фаина играла в массовке.

В то время в театре играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов.

Неповторимая Фаина Раневская

В 1916 году Раневская подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и переехала в Керчь. Однако дело не пошло. После этого Фаина Раневская играла в театрах Феодосии, Кисловодска, Ростова-на-Дону.Весной 1917 года семья Фельдман эмигрировала, а Фаина осталась на родине.

Раневскую приняли в труппу «Театра актера». Дебют актрисы состоялся в роли Маргариты Кавалини в «Романе». После этого она играла в таких спектаклях, как «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и других».

Лучшей работой актрисы можно назвать роль Шарлотты в «Вишневом саде».В 1931 году Раневская становится актрисой московского Камерного театра. Дебют в Москве Раневской состоялся ролью в спектакле «Патетическая соната». В 1935 году Раневская уходит в Центральный театр Красной Армии.

Здесь она сыграла мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в пьесе «Последняя жертва», Оксану в пьесе «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе «Васса Железнова».В 1949 году Раневская ушла из Театра Драмы и поступила на работу в Театр им. Моссовета. Она сыграла роль старухи в спектакле «Рассвет над Москвой».

Важно

После этого Раневская сыграла эпизод в пьесе «Шторм», который переписала полностью на свой лад. Раневская своей игрой в «Шторме» затмевала даже главных ролей, из-за чего ее лишили роли.В 1955 году актриса покинула театр. Она перешла в театр Пушкина, который раньше был Камерным.

Она выбрала именно этот театр, потому что с Камерного началась ее карьера в театре. Однако от старого Таировского театра уже ничего не осталось. Здесь Фаина Георгиевна проработала до 1963 года.

Карьера в кино

В кино Фаина Раневская появилась в 1934 году, когда работала в Камерном театре. Она сыграла роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». Ромену Роллану очень понравился фильм и актерская игра Раневской, поэтому «Пышку» показали во Франции.В 1940 году Фаина Раневская снялась в социально-психологической драме «Мечта». Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат – мадам Розу Скороход.

Фаина Раневская всегда любила читать

С началом войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где находилась до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву. Ее пригласили сняться в роли Мамаши в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Анненского.

В фильме с Раневской снимались Эраст Гарин, Зоя Федорова, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин и другие. В 1947 году на экранах появилась комедия Григория Александрова «Весна», главные роли в которой исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов.

Фаина Раневская сыграла Маргариту Львовну, которая подавала завтрак своей знаменитой племяннице. В том же году Раневская снялась в роли мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина очень понравилась Раневской. Автор сценария был Евгений Львович Шварц, который позволял Раневской вставлять свои фразы.

Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской.

В фильме «Слон и веревочка» актриса снялась с Наташей Защипиной, которой тогда было шесть лет. В 1949 году они опять снялись вместе в драме «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова.Последней работой Фаины Георгиевны в кино стала роль в картине «Сегодня новый аттракцион».

Раневская должна была сыграть директора цирка. Роль была неплохой, но актриса выдвинула ряд условий. После долгих переговоров режиссер пошел на ее условия, и актриса снялась в фильме.

“Муля, не нервируй меня!”

Фаина Раневская на видео

Через три года после дебюта в кино Раневскую пригласил режиссер Игорь Савченко на роль попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». В 1939 году Фаина Раневская снялась сразу в трех кинолентах.

Она сыграла роль жены инспектора в фильме «Человек в футляре», роль жены портного Гуревича в картине «Ошибка инженера Кочина». Но настоящую популярность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

Фраза из фильма – Муля, не нервируй меня – стала по-настоящему крылатой.

Личная жизнь

За всю свою жизнь Фаина Раневская ни разу не была замужем. Раневская в юности была влюблена в актера, с которым она играла в одной труппе. Однажды актер решил вечером прийти к ней домой. Раневская накрыла стол и нарядилась по этому поводу. Но актер пришел пьяный и с женщиной.

С тех пор Раневская возненавидела всех мужчин.В начале 60-х у Фаины Раневской все таки было время, когда она не чувствовала себя одинокой. Ей пришло письмо от сестры Беллы, которая некоторое время жила во Франции, а после похорон мужа переехала в Турцию.

Сестра тоже жила одна и просила помочь вернуться в СССР.

Личная жизнь знаменитой актрисы не сложилась

Несколько лет сестры жили вместе. Потом у Беллы обнаружили рак. Раневская водила сестру к лучшим врачам, проводила с ней бессонные ночи. Однако лечение не помогло и в 1964 году Белла умерла. Раневская перестала играть на сцене за год до своей смерти. 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии, Фаина Георгиевна умерла.

Краткая биография Фаины Раневской

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Фаина Георгиевна Раневская родилась в августе 1886 года. Кроме нее в семье было еще четверо детей. Мать ее не работала и занималась воспитанием пятерых детей. Отец имел в собственности фабрику в Таганроге, магазины и корабль.

Фаина с детства чувствовала себя чужой среди сверстников. Почему? Вероятно, из-за врожденного заикания. Она с трудом общалась с другими детьми, в результате чего родителям пришлось перевести девочку на домашнее обучение. Фаина росла замкнутой, с удовольствием читала книги, пела песни, играла на фортепиано, изучила несколько иностранных языков.

В подростковом возрасте девочка начала проявлять интерес к театру и кино. После посещения спектакля по мотивам пьесы Чехова увлечение сценой полностью захватило ее. Она стала заниматься в театральном кружке. Родители не приняли ее выбора. С отцом Фаина после этого не общалась долгие годы.

Весь мир – театр

В 1915 году Фаина переехала в Москву. Отец не дал ей денег, так как считал ее намерения мимолетным увлечением и капризом. Небольшую сумму втайне от отца дала мать. Денег хватило только, чтобы снять небольшую комнату. Таким образом, несмотря на свое благородное происхождение, молодая актриса была вынуждена сама зарабатывать на жизнь.

К сожалению, вступительные испытания ни в одно театральное училище она не прошла. Ей удалось найти частную школу, но за обучение там нужно было платить. Помогла известная в то время актриса Гельцер, устроившая ее на лето в один из театров Подмосковья и познакомившая с театральной богемой.

Там Фаина Раневская приобрела театральный опыт, играя в массовках. В этот период она познакомилась с театральной и литературной элитой. Однако с наступлением осени пришлось искать новое место.

Рекомендуем: Любовь Орлова: биография

Совет

Фаина сменила много городов. Она играла в театре в Феодосии, но он вскоре обанкротился. За работу в Керчи она не получила ни копейки. Она даже стала думать о возвращении домой, хотя такая перспектива ее совсем не радовала. Но судьба распорядилась иначе. Дальше актриса перебралась в Ростов, и здесь удача ей улыбнулась.

В это время на гастролях в городе была Павла Вульф. Раневская ей приглянулась. Возможно, известная артистка заметила в начинающей нераскрытый творческий потенциал.

Павла поселила Фаину у себя и стала обучать театральному искусству. Она была строгим и требовательным педагогом, но именно благодаря этим занятиям Фаина научилась играть так пронзительно и ярко.

В годы гражданской войны Фаина Раневская и Павла Вульф выступали вместе, чтобы выжить.

1917 год оказался противоречивым для Раневской. С одной стороны, пришлось окончательно порвать отношения с родными (семья эмигрировала в Прагу). С другой стороны, она была принята в труппу Театра актера в Москве. Именно сейчас наступил ее звездный час. Здесь она сыграла Маргариту в спектакле «Роман» и Шарлотту в постановке «Вишневый сад».

С 1931 года она стала играть в столичном Камерном театре. Здесь она запомнилась зрителям в роли одной из героинь «Патетической сонаты». Спустя четыре года Фаина перешла в театр Красной Армии, где проработала до 1949 года. Наиболее известной ее работой здесь стало исполнение главной роли в спектакле «Васса Железнова».

Рекомендуем: Кто такая Клара Цеткин?

Отношения с руководством театра Моссовета, где Раневская Фаина Георгиевна играла в 50-х годах, складывались сложно: ее мнение относительно актерской игры часто противоречило мнению режиссера. Даже эпизодические роли Фаина стремилась сыграть по-своему. Многие из ее споров с режиссером Завадским потом вошли в описания ее биографии.

Несмотря на все сложности в отношениях, артистка проработала в театре около 25 лет. Тут были сыграны ее знаменитые роли – миссис Сэвидж и Люси Купер, исполнению которых зал аплодировал стоя. Под конец своего театрального пути она вернулась в Камерный (ныне Пушкинский) театр. «В каком месте начала, в таком и закончила», – говорила она.

Кинематограф

Параллельно с игрой в театре Раневская работала в киноиндустрии. Первым ее телевизионным опытом была роль в фильме «Пышка». Фильмография Раневской не столь велика, но именно фильмы принесли ей известность и узнаваемость.

Полный список ее ролей в кино и театре можно посмотреть в энциклопедии Википедия. Хотя сама Фаина Георгиевна больше ценила свои театральные перевоплощения, поклонники знают ее в основном по ролям в следующих фильмах:

  • В конце 30-х годов она сыграла еще в трех фильмах: в том числе, пожалуй, в самом известном фильме с ее участием – «Подкидыше». Ее знаменитая фраза, обращенная к Муле, сразу стала новым афоризмом, а сама Раневская еще долго спорила с коллегами по поводу авторства этой цитаты. А когда этой фразой ее подозвал к себе Брежнев, она отметила, что ее так зовут только мальчишки и хулиганы. Однако генсек не обиделся и сказал, что просто очень любит ее.
  • Во время Великой Отечественной войны актриса с труппой театра была эвакуирована в Ташкент. После войны она сыграла мамашу в фильме «Свадьба». В этом фильме также снимались такие известные артисты, как М. Пуговкин, М. Яшин, Э. Гарин, В. Марецкая.
  • В 1944 году могла сыграть в фильме Эйзенштейна, но вместо нее назначили Серафиму Бирман. Сама Раневская говорила, что причина – запись в «пятом пункте» ее паспорта (национальность).
  • В 1948 году на экраны вышел фильм «Весна». Раневская совместно с Орловой и Черкасовым сделали этот фильм чрезвычайно популярным и кассовым.
  • Своей самой удачной работой Фаина считала роль Мачехи в фильме «Золушка». В этом фильме режиссер даже позволил ей вставить в текст ее неподражаемые фразы.
  • В фильме «У них есть родина» Раневская снималась вместе с Натальей Защипиной. Это была их вторая совместная работа. Первый раз они снимались в фильме «Слон и веревочка», когда Защипина была еще шестилетней девочкой.
  • Также она озвучивала экономку Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся». Некоторые черты характера и фразы для этого персонажа актриса взяла от своей героини из фильма «Весна». В их числе – эпизод перед зеркалом и телефонный разговор.
  • Фильм «Сегодня новый аттракцион» стал последним с участием Раневской. В нем она сыграла директора цирка.

О личном

Стараясь узнать подробнее о жизни актрисы, многие забивают в Интернете запрос «Фаина Раневская, личная жизнь». Однозначного ответа вы не найдете. В молодости она влюбилась в одного из актеров театральной труппы. Однажды, когда Фаина пригласила его в гости, он пришел вместе со своей возлюбленной. Это стало сильным ударом для Фаины.

По мнению некоторых биографов, с тех пор она старалась избегать всяческих близких отношений, и личная жизнь Фаины Раневской так и не сложилась. Однако другие полагают, что актриса просто не выставляла личную жизнь напоказ и стоически переносила удары судьбы.

Многие знают, что Раневская – это псевдоним, а не настоящее имя актрисы. Настоящая фамилия ее – Фельдман. Однажды на крыльце банка ветер вырвал у нее из рук присланные матерью деньги.

На это она сказала, что денег жалко, но улетают красиво. А мужчина, шедший рядом с ней, ответил, что так могла сказать только чеховская героиня Раневская.

После того случая Фаина взяла себе эту фамилию в качестве псевдонима.

Рекомендуем: Вера Мухина: советский скульптор

Обратите внимание

К себе актриса Фаина Раневская относилась строго и критично, но с определенной долей сарказма. Она говорила, что талант состоит из двух частей: неуверенности в себе и постоянного недовольства собой – чего нельзя сказать о посредственности.

При этом народная любимица не смущалась в случае прихода проверяющих художественных комиссий. Она язвительно замечала, что играет плохо и ощущает себя, как на экзамене, из-за того, что смотрят проверяющие.

Как и сама Фаина Раневская, биография ее не известна полностью. Говорят, больше всего в жизни Раневская не хотела работать на органы государственной безопасности.

Кто-то из друзей подсказал ей упомянуть при вербовке, что она кричит во сне, тогда ее оставят в покое. Однако предложение от «органов» так и не поступило, зато предложили вступить в партию. И Раневская воспользовалась данным ей советом.

Документальных подтверждений этому не сохранилось, поэтому о правдивости такого факта биографии судить вам!

В 60-е годы к ней приехала из Праги сестра Белла. После того как у Беллы умер муж, она решила вернуться на родину. Некоторое время сестры жили вместе, но вскоре Белла умерла. Фаина снова осталась одна, компанию ей составляла лишь собака по кличке Мальчик.

Собаку актриса никогда не оставляла надолго, даже отказывалась от предложений поехать в дом отдыха или санаторий. Актриса умерла в 1984 году. Точная дата смерти – 19 июля. Детей у нее не осталось. Некоторые из коллег вспоминали, как говорила Фаина Раневская: дети – несбывшаяся мечта.

Мемуаров она не писала. Даже однажды, согласившись, чтобы заработать денег, в итоге отказалась, сказав, что не хочет рассказывать о себе всем. По этим причинам биография Фаины Раневской написана в основном со слов ее коллег и знакомых.

Фаина Раневская. Биография актрисы. Личная жизнь и карьера. Фото

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Главная страница » Фаина Раневская. Биография актрисы. Личная жизнь и карьера. Фото

Фаина Раневская. Биография актрисы. Личная жизнь и карьера. Фото5 (100%) 1 vote

Фаина Раневская – женщина-легенда, актриса-эпоха, одна из самых ярких и противоречивых личностей 20 века, родилась 27.08.1896 года в провинциальном тогда Таганроге

Детство

Фаина Георгиевна появилась на свет в семье зажиточного фабриканта. Ее настоящая фамилия – Фельдман. Раневская – псевдоним, который она взяла, уже будучи профессиональной актрисой. Это одна из чеховских героинь, с которой актриса ощущала духовное родство. А со знакомства с Чеховым началась ее бесконечная любовь к театру.

В детстве

Фаина Раневская в детстве. ФотоКак было принято в богатых семьях, мать ее не работала. Дохода отца от фабрики красок, нескольких домов и речного пароходика вполне хватало на обеспеченную безбедную жизнь. Детей, как водилось на Руси, была много. Младший брат умер еще в младенчестве, но у Фаины осталось еще двое братьев и старшая сестра.

С детьми она не ладила. Во-первых, девочка всегда была более развитой, чем ее сверстники, и намного рассудительнее. Во-вторых, у нее был скверный по мнению всей семьи характер, так как она имела свое собственное мнение и не боялась его высказывать. Но больше всего ее травмировали насмешки ровесников и братьев по поводу ее заикания, которым она страдала с ранних лет.

Важно

Девочки из богатых семей обычно воспитывались в закрытых пансионах. В такое заведение отдали и Фаину, когда той пришла пора идти в школу. О тех годах она вспоминает с содроганием.

Не обладая усидчивостью и большими способностями к учению, а главное, не желая зубрить уроки, Фаина при каждом визите родителей горько плакала, умоляя забрать ее домой из Мариинки.

И те, в конце-концов поддались на уговоры.

Фаина Раневская в молодости. Фото

Дома девочка ожила. Ей наняли частных педагогов и предупредили, что если она не будет стараться, то снова окажется в пансионе. С математикой она так и осталась не в ладах. Но вот пению, танцам и музыке училась с удовольствием. Позднее увлеклась чтением, и ей начали легко даваться иностранные языки.

Но главной страстью девочки стало кино. Оно казалось Фаине совершенно другим волшебным миром, в который так хотелось попасть хоть ненадолго. Но переломный момент в ее сознании произошел, когда она впервые попала в театр.

В 1913 вся семья отправилась в Москву, и там на сцене МХАТа давали «Вишневый сад», который Фаина смотрела просто как завороженная. В этот день она твердо решила стать актрисой.

Понимая, что для этого надо иметь хотя бы базовое образование, Фаина начала учиться более старательно и уговорила родителей записать ее в театральную студию. К увлечению родня отнеслась снисходительно, будучи уверенными в том, что она рано выйдет замуж, и эта блажь пройдет.

Но когда 17-летняя дочь заявила отцу, что собирается сделать театр своей профессией, он пригрозил ей выгнать ее из дома, если она не передумает.

Начало карьеры

И тогда Фаина ушла сама. Она имела кое-какие личные сбережения и на них купила билет в столицу. Там девушка попыталась поступить в театральную школу при МХАТе, но ее туда не приняли. Понимая, что обратной дороги нет, она поступила в частную школу, за которую приходилось платить. Доучиться средств не хватило.

Возможно, мир потерял бы великую актрису, если бы Фаина сдалась и все же вернулась домой. Но вмешалось провидение в лице известной московской актрисы Гельтцер. Она заприметила девушку на одном из выступлений и порекомендовала ее труппе Малаховского летнего театра.

Ей не могли отказать, и Фаина начала регулярно выходить на сцену в массовках, набираясь опыта и зарабатывая себе на скромное существование.

Совет

Но Фаина мечтала об известности и гастрольной жизни. Поэтому, когда ей предложили играть героинь-кокеток в частной труппе Мадам Лавровской, она тут же согласилась и укатила выступать в Крым. Труппа поселилась в Керчи, но гастролировала по всему полуострову. К сожалению, театр не приносил такого дохода, на который все рассчитывали, и вскоре он закрылся.

В революционные и военные годы Фаина Раневская продолжала играть. В поисках лучшей жизни она переезжала из города в город. География ее гастролей охватывает буквально полстраны. С 1915 по 1931 годы она успела поработать в Сталинграде, Архангельске, Смоленске, Баку и Ростове. Пока, наконец, снова не вернулась в столицу.

Известность

В столице она, уже будучи опытной и яркой актрисой, без труда устроилась в Камерный театр, где дебютировала в роли проститутки Зинки в спектакле Александра Таирова «Патетическая соната». Образ, созданный ею, сразу покорил зрителей своей многогранностью и пронзительностью. О ней заговорила вся столица.

Через несколько лет Раневскую переманил Театр Красной Армии, где она сразу же стала ведущей актрисой, и больше всего запомнилась зрителям в роли Вассы Железновой. А затем она перешла в Театр Драмы, с которым в суровые военные годы гастролировала с патриотическим спектаклем «Молодая Гвардия». За этот подвиг она была удостоена медали «За доблестный труд».

Больше всего Фаина Раневская прослужила в Театре Моссовета, который считает своим вторым домом. Там она блистала, и часто зрители приходили смотреть именно на нее, хотя главные роли ей доставались далеко не всегда.

Причиной тому были постоянные скандалы с режиссером Завадским. Ее детская привычка отстаивать свое мнение мешала ее актерской карьере, но Раневская ничего не могла с собой поделать.

С 1934 года актриса регулярно появлялась и на киноэкране. Ее первая роль была в немом кино, экранизации романа Ги де Мопассана «Пышка». Совершенно бесподобно сыграла она роль мачехи в «Золушке» — из злобной старухи она превратила ее в смешной и немного несчастный персонаж.

Всего же в фильмографии актрисы около 20 эпизодических ролей. Но главным в ее жизни навсегда остался театр.

Одним из способов самовыражения стали пародии и книги, которые Раневская начала писать в те годы. В них вошло множество ее высказываний и выражений, которые стали крылатыми. А ее размолвки в Завадским нашли свое отражение в анекдотах. И пусть иногда она далеки от правды, но очень точно передают независимый и ироничный характер Раневской.

Обратите внимание

В театре Моссовета легендарная актриса в последний раз вышла на сцену. В возрасте 84 лет, в 1980 году, она еще играла в спектакле по роману Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше!». В 1984 талантливой актрисы не стало. Она умерла 20 июля от сильной пневмонии, которой не выдержало немолодое уже сердце.

Похоронили Фаину Георгиевну на Новом Донском кладбище, а ее покой охраняет статуя любимой собачки Мальчика, который был ей надежным другом, скрашивающим глубокое одиночество последних лет. Даже сейчас, много лет спустя после смерти актрисы на ее могиле всегда есть свежие цветы. Память о ней будет жить еще долгие-долгие годы.

Личная жизнь

Как многие гениальные люди, в личной жизни Раневская была глубоко несчастна. Влюбившись впервые еще во время гастролей в Керчи, она испытала глубокое разочарование, когда объект ее страсти предпочел ей другую женщину, причем сделал это грубо и бесцеремонно.

Всю оставшуюся жизнь она сама была с мужчинами резкой и бесцеремонной, буквально распугивая кавалеров независимым нравом и острыми высказываниями. Возможно, рядом с ней просто не оказалось человека, с которым она почувствовала бы себя защищенной. С ранних лет привыкшая добиваться всего сама, Фаина так и не научилась быть мягкой.

В начале 60-х в Москву переехала ее родная сестра, которая еще во время революции эмигрировала и там вышла замуж. После смерти мужа она написала Раневской и предложила ей вместе провести старость.

Женщины стали друг для друга поддержкой и источником позитива. Но, увы, ненадолго.

Всего через несколько лет старшая сестра умерла, а Фаина Раневская последние годы жизни провела в компании любимого песика.

Жизнь Раневской

Фаина раневская – биография, личная жизнь, фото

Биография человека состоит из моментов, случаев и событий. Биография Фаины Раневской — из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов, поэтому уместить их все в краткую биографию тяжело. Но мы попробуем, рассказав также несколько интересных случаев из жизни актрисы.

Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Сама же семья была богатой: отец Раневской владел фабрикой красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и пароходом.

Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу “Вишневый сад” Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой.

Важно

Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

Настоящая фамилия Раневской – Фельдман. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало – я не могу, а много – у меня уже нет…

Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у нее из рук купюры и стал уносить. Она посмотрела на все это и сказала: “Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают”. Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: “Да вы прямо как Раневская из “Вишневого сада”. Вот так вместо Фельдман появилась Раневская.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону.

После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск.

Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году — до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В 19 лет Раневская поступила в провинциальную труппу и сразу же влюбилась в первого героя-любовника. Молодая актриса глаз с него не спускала, старалась все время находится поближе, но актер ее попросту не замечал.

Совет

А однажды вдруг подошел и сказал: “Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов”. Раневская взяла денег в счет жалования, купила вина и еды, приоделась, накрасилась и ждет.

В семь часов актера нет, в восемь нет, в девятом часу приходит… Пьяный и с любовницей! “Деточка, — говорит, — погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!”

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти.

В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме “Пышка”. После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины.

Но настоящую популярность актрисе принесла комедия “Подкидыш”, где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

Авторство крылатой фразы “Муля, не нервируй меня!” точно не известно. В эфире телепрограммы “Кинопанорама” 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

Тем не менее “Муля” преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Леонид Брежнев не смог удержаться от упоминания “Мули” при встрече с Фаиной Георгиевной.

Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил: – Муля, не нервируй меня! – Леонид Ильич, – обиженно сказала Раневская, – так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы. Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь:

– Простите, но я вас очень люблю.

Обратите внимание

Самой лучшей ролью в кино по мнению самой актрисы, была Мачеха в “Золушке”. Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: – Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в “Карлсон вернулся”. Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой, актриса не хотела. Потом ее все же уговорили: сказали, что детям такой персонаж должен понравиться. Так оно и случилось.

На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде в 1950 году ей был предложен роскошный номер в “Европейской” с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств.

Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж. – Почему? – возмутилась Фаина Георгиевна.

– Номеров много, а Раневская у вас одна. – Да, да, – лепетал администратор,- но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее. – Мне и здесь хорошо,- отказалась Фаина Георгиевна.

Пришел директор “Европейской” и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством. После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи и вспоминая свои высказывания в прежнем номере и размышляя о том, что с ней теперь будет.

Фаину Георгиевну любили и стар, и млад.

На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила: – Ой, вы – это она? Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом:

– Да, я – это она.

Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей. Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

Важно

Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:
– Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

В 60-ых годах из эмиграции к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой —инженера по профессии — объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда.

— Что вы, дорогая, у меня была двойка, — отрешенно сетовала Раневская. — Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? — наседала Таня.

— Потому что у меня большая ж…

па,- грустно отвечала великая актриса.

Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности — Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой.

Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц».

Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»…

Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла — в силу рассеянности или невозможности считать “эти дурацкие деньги”, поэтому постоянно нанимала домохозяек.

Совет

Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: “Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: “Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса”.

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там – выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна с ненавистью слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из “Иллюзиона”. — Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти.

Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Помимо кино и театра, запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели: – А ведь вы, Вано, не композитор. Мурадели обиделся: – Это почему же я не композитор?

– Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» – «ра», вместо «до» – «де», а вместо «ля» – «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

Рекомендуем также почитать и другие афоризмы Раневской. Это остроумие, которому невозможно научиться.

Adblock
detector