1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Эвристика – значение, примеры и методы

Контрольная
работа

на
тему:

«Эвристические
методы, их общая характеристика»

Введение

Всякая
продуктивная деятельность человека, в
сущности, является творчеством. Но, в
зависимости от объёма и глубины знаний,
накопленного опыта, интуиции уровень
творчества различен. Изобретательское
мастерство во многом определяется
умением видеть тенденции развития
техники.

Если
все известные методы решения творческих
задач разделить по признаку доминирования
логических эвристических (интуитивных)
процедур и соответствующих им правил
деятельности, то можно выделить две
большие группы методов:

а)
логические методы – это методы, в которых
преобладают логические правила анализа,
сравнения, обобщения, классификации,
индукции, дедукции и т.д.;

б)
эвристические методы.

Обратите внимание

Для
того чтобы разобраться более глубоко
в том, что понимать под эвристическими
методами, следует обратить внимание на
то, что метод словесно можно представить
в виде некоторой системы правил, то есть
описания того, как нужно действовать и
что нужно делать в процессе решения
задач определенного класса. Из
разнообразного набора правил деятельности
в решении задач принципиально можно
выделить два больших класса предписаний:
алгоритмы или алгоритмические предписания
и эвристики – эвристические предписания.
Если алгоритмы жестко детерминируют
наши действия и гарантируют в случае
их точного выполнения достижение успеха
в решении соответствующего типа задач,
то эвристики и эвристические предписания
лишь задают стратегии и тактике наиболее
вероятное направление поиска идеи
решения, но не гарантируют успеха
решения.

Итак,
что же следует понимать под эвристическими
методами?

Эвристические
методы – это система принципов и правил,
которые задают наиболее вероятностные
стратегии и тактики деятельности
решающего, стимулирующие его интуитивное
мышление в процессе решения, генерирование
новых идей и на этой основе существенно
повышающие эффективность решения
определенного класса творческих задач.

Цель
данной работы – дать подробную
характеристику эвристическим подходам
в управлении и, согласно теме работы,
рассмотреть понятия «эвристика» и
«эвристические методы».

Термин
«эвристика» происходит от греческого
heuresko – отыскиваю, открываю. В настоящее
время используется несколько значений
этого термина. Эвристика может пониматься
как:

1)
научно-прикладная дисциплина, изучающая
творческую деятельность (в то же время
следует признать, что основателей теории
и общепринятых основных положений не
существует);

2)
приемы решения проблемных (творческих,
нестандартных, креативных) задач в
условиях неопределенности, которые
обычно противопоставляются формальным
методам решения, опирающимся, например,
на точные математические алгоритмы;

3)
метод обучения;

4)
один из способов создания компьютерных
программ.

В
одних источниках указывается, что
понятие «эвристика» впервые появилось
в трудах греческого математика Паппа
Александрийского, жившего во второй
половине III века нашей эры, в других
приоритет первого упоминания отдается
трудам Аристотеля.

Многие
авторы упоминают вклад в эвристику
Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1315), который
еще в XIV в. пытался создать машину для
решения различных задач на основе
всеобщей классификации понятий.

В
своих исследованиях природы научных
открытий, Имре Лакатос (1922–1974) ввел
понятия позитивной и отрицательной
эвристик. В рамках научной школы некоторые
правила предписывают, какими путями
следовать в ходе дальнейших рассуждений.
Эти правила и образуют позитивную
эвристику. Другие же правила говорят,
каких путей следует избегать. Это –
отрицательная эвристика.

Важно

Все
же основой эвристики является психология,
особенно тот ее раздел, который получил
название психологии творческого или
продуктивного мышления.

Например,
использование эвристических методов
технического творчества (прямая и
обратная мозговая атака, метод
эвристических приемов и метод
морфологического анализа и синтеза) в
компьютерной инженерии позволяют
развить творческое воображение и
способности учащихся сделать первые
шаги к изобретательству – созданию
новых технических решений. Эвристические
приемы как готовые схемы действия
составляют объект эвристической логики,
а реальный процесс эвристической
деятельности – объект психологии. Но
если эвристические приемы могут быть
представлены в виде определенной
логической схемы, т.е. могут быть описаны
математическим языком, то эвристическая
деятельность на современном этапе
развития науки не имеет своего
математического выражения.

В
эвристике как молодой, развивающейся
науке не все понятия достаточно четко
определены. Это, прежде всего, относится
к понятию «эвристический метод». Многие
исследователи понимают под ним
определенный эффективный, но недостаточно
надежный способ решения задач.

Он
позволяет ограничивать перебор вариантов
решения, т.е. сокращать число вариантов,
изучаемых перед тем, как выбрать
окончательное решение.

Понятно, что это
определение понятия «эвристический
метод» не может быть признано
удовлетворительным, так как в нем
представлена лишь внешняя характеристика
явления, но не раскрыты существенные
его черты.

Впервые
учение об эвристических методах
разработано и введено в практику
Сократом. Подобные процедуры – в виде
диспутов – были широко распространены
в средневековых университетах. Построение
диспутов осуществлялось в соответствии
с выработанными нормативами, которые
были творчески переосмыслены в XX
столетии. Так, например, они легли в
основу проекта В.С. Библера «Школа
диалога культур».

Чтобы
раскрыть существо этого понятия,
необходимо иметь в виду, что сам термин
«эвристический» применим к явлениям
двоякого рода.

Во-первых, можно рассмотреть
как эвристическую деятельность человека,
которая приводит к решению сложной,
нестандартной задачи, во-вторых,
эвристическими можно считать и
специфические приемы, которые человек
сформировал у себя в ходе решения одних
задач и более или менее сознательно
переносит на решение других задач.

К
эвристическимследует
причислить методы, не имеющие
предписывающего значения, как в случае
с использованием алгоритмических
методов. Характерным свойством
эвристических методов является их
ориентация на объяснение и понимание
происходящих событий.

Совет

В силу этого
обстоятельства необходимость в применении
эвристических методов приходится на
ранние этапы в динамике научно-исследовательского
цикла, тогда как сфера действия
алгоритмических методов охватывает
его заключительные этапы.


Эвристический метод позволяет предоставить
больше самостоятельности и творческого
поиска.

Эвристический метод. Формы эвристического обучения :

Эвристика – значение, примеры и методы

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ.

При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д.

Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы.

Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д.

Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  • Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  • Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
  • Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
  • Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  • Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.
  • Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).
  • Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
  • Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
  • Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
  • Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
  • Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
  • Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
  • Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: “Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?” для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
  • Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).
  • Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.
  • Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
  • Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.
  • Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.
  • Преимущества

    Эвристическое обучение эффективно, так как:

    • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
    • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
    • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
    • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
    • повышается самооценка детей;
    • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
    • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

    Недостатки

    Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

    Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

    Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

    Эвристический анализ

    Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

    Применение эвристических методов в обучении и педагогике

    Эвристика – значение, примеры и методы

    Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» — нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду — его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

    Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

    «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

    Что такое эвристика

    Определение 1

    В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

    Определение 2

    Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь. Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

    Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса.

    Обратите внимание

    Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

    Прообразом эвристики многие считают майевтику.

    Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание.

    Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

    Принципы эвристических решений

    Пример 1

    Рассмотреть принципы определения эвристического решения задачи можно на примере, описанном в книге Пойа (47а, 85-88).

    Там говорится о том, что Карл Фридрих Гаусс (ставший впоследствии «королем математиков»), будучи еще мальчиком решал задачу, заключающуюся в сложении ряда чисел от 1 до 20. Эта довольно сложная задача была задана их учителем, который захотел немного отдохнуть.

    Но малыш Гаусс справился с ней гораздо раньше остальных учеников (практически сразу). При этом его решение оказалось единственным верным.

    Автор книги обращает внимание на то, что мы не можем точно знать (и никогда не узнаем), как маленький Гаусс смог это сделать. Но если положиться на помощь воображения, можно предположить довольно правдоподобный ответ на этот вопрос.

    Гаусс скорее всего «видел» задачу глубоко и под нестандартным углом в отличие от других. Точнее — он смог увидеть, что каждая пара чисел, которые равноудалены от концов ряда 1, 2…

    19, 20, будучи сложенной вместе, дает неизменную сумму 21, поэтому общая сумма ряда будет равняться 10 × 21 = 21.

    Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек.

    Важно

    Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным.

    Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

    Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

    На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов.

    При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

    Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

    Пример 2

    Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

    Определение 3

    Совет

    Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

    Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

    • контроль четырех центральных клеток поля;
    • обеспечение безопасности короля;
    • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
    • защита фигур и многое другое.

    Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений.

    Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114).

    Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

    Вывод

    Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению.

    Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны.

    Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

    Примеры эвристических принципов

    Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками.

    Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки.

    Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

    В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач.

    Обратите внимание

    Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия».

    Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

    Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д.

    Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями.

    Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих.

    Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  • Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  • Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  • Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  • Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  • Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  • Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  • Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  • Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  • Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.
  • Определение 4

    Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

    Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому.

    При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению.

    Важно

    В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

    Эвристика

    Эвристика – значение, примеры и методы

    В современном понимании эвристика – это наука об организации процессов творческого мышления. Эвристика как метод представляет собой ментальные стратегии, использующиеся для решения проблем.

    Их еще называют эмпирическими стратегиями, потому что они позволяют человеку принимать быстрые и действенные решения, не обдумывая долго и мучительно каждый шаг.

    Во многих случаях эвристические методы чрезвычайно полезны, но они нередко приводят к ошибкам, которые психологи называют предубеждениями. В 1974 году Дэниел Канеман и Амос Тверски выделили три вида эвристических суждений; эта классификация используется в психологии и сегодня.

    Эвристика доступности

    Эвристика доступности позволяет оценивать вероятность события на примере воспоминаний.

    Это часто ведет к предубеждению, поскольку, вместо того чтобы полагаться при оценке вероятности события на все имеющиеся в распоряжении данные, человек полагается исключительно на свою память, а как доказали ученые, чаще и быстрее всего вспоминаются недавние события.

    Например, если кто-нибудь за короткий период времени несколько раз увидит в новостях репортаж и прочитает несколько статей об изъятии домов за неуплату по кредиту, он вполне способен уверовать в то, что такой ход событий в общем весьма распространен и вероятен.

    А если кто-то без малейшего труда может перечислить друзей, которые развелись, он наверняка будет считать, что процент разводов выше, чем есть на самом деле, какие бы статистические данные ему ни приводили в качестве опровержения.

    Эвристика доступности нередко заставляет людей переоценивать вероятность редко происходящих событий. Например, прочитав статью о недавней авиакатастрофе, человек начинает нервничать из-за предстоящего перелета.

    Случается и наоборот: люди склонны недооценивать вероятность довольно частых событий; скажем, они считают, что вряд ли заразятся венерической болезнью, занимаясь сексом без презерватива, на том основании, что некоторые их друзья делали это и остались здоровыми. А между тем риск весьма велик.

    Эффект якоря

    Люди часто основывают свои суждения или оценки на так называемых «якорях», или опорных ориентирах. Такая привязка извлекается из памяти и соответствующим образом «обрабатывается», с тем чтобы соответствовала критериям решения.

    Например, вас спрашивают: «Какова длина реки Миссисипи – больше или меньше двух тысяч миль? Она длиннее или короче пяти тысяч миль?».

    При ответе на первый вопрос вы получаете «якорь» для второго; в результате ваш ответ на второй вопрос будет привязан к этому «якорю».

    Эвристика репрезентативности

    Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности – предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном.

    Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

    Эвристикой репрезентативности также объясняется ошибка азартного игрока – то есть ложная убежденность в том, что мы способны предсказывать случайные события или выигрышные либо проигрышные ставки, основываясь на предыдущей информации, хотя на самом деле вероятность остается неизменной.

    Совет

    Например, если подброшенная монета несколько раз подряд приземляется вверх «решкой» и на этом основании человек предполагает, что в следующий раз выпадет «орел», он полностью игнорирует тот факт, что в любой ситуации закон «пятьдесят на пятьдесят» никто не отменял.

    Кроме того, именно из-за эвристики репрезентативности люди часто игнорируют реальные шансы, то есть статистическую частоту происходящего события.

    Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

    Эвристика | Мир Психологии

    Эвристика – значение, примеры и методы

    Эвристика

  • Эвристика как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч. философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?» Термин «Эвристика» обязан своим происхождением легендарному возгласу «эврика!» (от греч. eurhka — нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.) В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (Инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. – это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.
  • Эвристика как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис.11 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.
  • Рис.11 Множество потенциальных вариантов решения задачи поиска пути выхода из лабиринта. Эвристический вариант решения выделен.

    Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта «переборного взрыва».

    На основании анализа многих примеров определение «Эвристика» (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след.

    рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т.д.

    Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов, они «всего лишь» направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э.

    , мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций.

    Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению.

    Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны.

    Эвристика в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками.

    Обратите внимание

    Хороший пример эвристических правил – афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Сто раз проверь, один раз отрежь» и т.п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций.

    Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников.

    Анализ с очевидностью показывает, что практически все «правила Карнеги» представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В.М. Кроль.)

    Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

    Эвристика (греч. heurisko – нахожу)

  • совокупность исследовательских методов, процедур решения проблемы, методик, которая представляет собой способ творческого функционирования, позволяющий открывать, познавать новое, ранее неизвестное. По словам Дж.Пойнта, это «наука о том, как делать открытия»;
  • в более общем виде – любая сложная, направленная процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы: предварительная проверка идеи, теории, их оценивание, совершенствование;
  • направление в когнитивистике, изучающее творческую деятельность, процессы продуктивного творческого мышления;
  • форма обучения, восходящая к Сократу и предусматривающая использование наводящих вопросов, которые способствуют, как полагают, развитию находчивости, активности; теория такой методики обучения.
  • Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

    Эвристика

  • В широком смысле – наука о творчестве.
  • В узком, более современном – теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных задач интеллектуальных. Эвристические компьютерные программы отличаются от программ систематического поиска, поскольку содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей – эвристики – и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам и содержат мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска. Пока еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах.
  • Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Эвристика – метод открытия, процедура решения проблемы, методика, которая представляет собой способ творческого формулирования. По существу, эвристика – это любая сложная, направленная процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы или числа возможных ответов на вопрос.

    Это процедура предварительного оценивания, позволяющая проверять, оценивать и совершенствовать идеи и теории.

    Она возникает, кроме того, в большом числе моделей сложного человеческого поведения, особенно при решении задач, принятии решения, усвоении понятий, в процессах памяти и т.п. Ср.

    с алгоритмом, который является процедурой, гарантирующей нахождение решения, чего нельзя сказать об эвристике. Прилагательное – эвристический.

    предметная область термина

    ЭВРИСТИКА наглядности – своего рода «правило большого пальца» при принятии решения, когда выбор решения основывается на случайных фактах – тех, что первыми приходят в голову. Например, многие студенты колледжей предполагают, что в Америке профессоров больше, чем фермеров — просто на основании того, что лично они знают больше профессоров, чем фермеров.

    ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ (англ. availability heuristic) – согласно А. Тверски и Д. Канема-ну (Tversky, Kahneman, 1974), это интуитивный процесс, в котором человек “оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры или случаи приходят на ум”, т.е.

    легче вспоминаются. На “доступность” сильно влияют средства массовой информации и слухи. Напр., опрос американцев показал, что они считают нападение акул более вероятной причиной смерти, чем падение частей самолета на голову.

    Однако фактические данные показывают, что шанс быть раздавленным частями самолета в 30 раз больше, чем смерть от нападения акулы.

    Важно

    Почему люди неверно оценивают частоту этих событий? Предполагается, что причина в многочисленных фильмах об акулах-убийцах (вроде “Челюстей”), которые оставили в памяти яркие и легко актуализируемые образы. (Б. М.)

    Когнитивная ЭВРИСТИКА (Cognitive heuristic) – упрощенные методы вынесения суждений.

    ЭВРИСТИКА, КОГНИТИВНАЯ – термин, который обычно предназначается для обозначения любой из различных эвристик, которую люди используют для принятия решений и формирования убеждений. О некоторых примерах см. в статьях сравнение с эталоном, доступность, обрамление, репрезентативность.

    ЭВРИСТИКА зацепки и подгонки (Anchoring and adjustment heuristic) – упрощенный способ мышления, при котором человек использует в качестве исходной точки некоторую грубую оценку и затем корректирует ее, учитывая уникальные характеристики настоящей ситуации.

    назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

    • Психология мышления и воображения

    » Формы и методы эвристического обучения

    Эвристика – значение, примеры и методы

    Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

    К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности. Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.

    Примеры таких заданий: — изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира; — дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы; — сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги); — составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач; — придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; — изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

    — разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

    Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения.

    Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

    Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени.

    Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ»,. «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек».

    «Придумай и опиши общий для всех людей язык».
    Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям.

    Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.

    Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной.

    Совет

    Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная рол предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е.

    создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.
    Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet.

    В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов («Кислотные дожди», «Права ученика в образовании», «Кунсткамера феноменов», «Погоня за историческими личностями», «Создание словаря», «Бизнес-проект постройки аэродрома»).

    Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию.

    Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках. Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели.

    Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов.

    Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских.

    Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе.

    Выделим следующие типы творческих работ: — исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы); — сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); — педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина); — художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка); — техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа); — зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование); — методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник). Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

    Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом

    Метод смыслового ,видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.
    Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.
    Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
    Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам». «Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести». «Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?»
    Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.
    Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
    Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.
    Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.
    «Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
    Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.
    Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
    Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…».

    Adblock
    detector