Древний египет

Древний Египет

Древний египет

Древний Египет — одно из самых первых государств в человеческой истории, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале 5-го тысячелетия до н. э.

Древний Египет относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые отличаются сильной деспотической властью и долгим периодом существования.

Итак, в занимающем окраинное положение относительно международных торговых путей и находившемся долгое время в состоянии хозяйственной изолированности Древнем Египте изначально, на самой ранней стадии развития, создается высокоцентрализованное государство. Таковым оно, собственно, и оставалось в периоды Древнего, Среднего и Нового царств (см. схемау).  

Схема. Эволюция государственности в Древнем Египте, IV—I тыс. до н. э.

 
Для образования высокоцентрализованого государства на рубеже IV—III тыс. дон. э. существовала веская причина —невозможность локальной ирригации в городах по примеру Древней Месопотамии, поскольку р. Нил тянется длинной узкой лентой, зажатой пустыней. Грозные разливы Нила в среднем и нижнем течении можно было предотвратить только согласованными усилиями. Вместе с тем, Верхний и Нижний Египет в хозяйственном отношении дополняли друг друга: узкая верхняя долина использовалась под пашню, а дельта отводилась под пастбища, сады и виноградники.  

Карта Древнего Египта.

Древнее царство (XXVIII— XXIII вв. до н. э.) — это кульминационный расцвет государственной централизации. Египетский фараон обладал неограниченной властью и был, по представлениям египтян, во всем равен богам. Гигантские усыпальницы — пирамиды царей — затмевали своим великолепием храмы. В это время формируется бюрократический аппарат во главе с высшим должностным лицом — чати. «Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей». Например, «носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армией, управителем двора и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма». Основу хозяйства составляли замкнутые крупные земельные комплексы знати. Местные региональные управители некогда независимых областей (номов) — номархи постепенно становились все более независимыми от царя, претендовали на роскошные захоронения наравне с царскими и даже превосходящими их. Постепенно номы подрывают могущество центральной власти. После периода междоусобиц, продолжавшегося около 130 лет, объединителем Египта стал правитель г. Фивы, располагавшегося в 528 км южнее столицы Древнего царства — г. Мемфиса. При Сенусерте I (1971—1928 гг. до н. э.) начинается период активного завоевания новых земель — военная экспансия в Нубию, к югу от Первого нильского порога, служившего естественной границей. При Аменнемхете III (1842— 1797 гг. до н. э.) «влияние Египта распространилось от Третьего порога в Сирию, на расстояние 1440 километров. Численность населения, как предполагают некоторые ученые, достигала примерно полутора миллионов. Однако никогда личная власть даже самых могущественных царей Среднего царства не достигала могущества строителей пирамид Древнего царства». В период Среднего царства возрастает значение небольших товарных хозяйств, в которых основной рабочей силой является масса зависимых лиц — хемуу. Но процветание страны было недолгим: ее поразили вначале раздробленность, затем захватчики — гиксосы — на боевых колесницах, которым не могли противостоять пешие воины. Гиксосы по причине своей малочисленности смогли удержать только Нижний Египет: через 75 лет их господства освобождение пришло из Верхнего Египта, из его столицы — Фив.

Новое царство возникло в начале XVI в. до н. э. Оно характеризовалось активной внешней экспансией по всем направлениям. «Египтяне выяснили, что они живут на свете не одни; Египет — не единственное цивилизованное царство, окруженное малоразвитыми племенами…

Царь теперь не только жрец и бог, он стал еще и великим полководцем». В результате Египет в своих границах превзошел территории Древнего и Среднего царств.

Один из первых царей эпохи Нового царства — Тутмос I — «продвинулся ещё дальше на юг, достигнув Четвертого порога, таким образом, под его властью Египет владел приблизительно 1920 километрами Нила — огромная территория для того времени».

Обратите внимание

При Тутмосе I на западном берегу Нила, напротив Фив, находившихся на восточном берегу, организуется царское кладбище в скалах, заменившее пирамиды. Сложная система лабиринтов была призвана уберечь захоронения от разграбления.

Преемницей Тутмоса I стала его дочь, сводная сестра и жена Тутмоса II, царица Хатшепсут (1493—1469 гг. до н. э.) — первая женщина на троне, а формально — регентша при малолетнем сыне своего мужа от наложницы. Будущий Тутмос III (I479—1425 гг. до н. э.) смог получить власть только в 25-летнем возрасте, после смерти Хатшепсут. При этом величайшем полководце Египет добился максимальных успехов на востоке, в Сирии и в верховьях Тигра и Евфрата, обложив данью государство Митанни.

К сожалению, завоеванные военно-политические позиции были во многом сданы при религиозном реформаторе Аменхотепе IV (позднее — Эхнатоне) (1370—1353 гг. до н. э.), по происхождению на три четверти являвшемся митаннийцем.

Поклонник единого бога солнца Атона, олицетворяющего солнечный диск, фараон безрезультатно боролся с влиятельным жречеством и собственным народом, пытаясь утвердить монотеистический культ в противовес другим богам.

Создатель новой столицы как священной обители Атона, он сосредоточивает усилия на преследовании почитания других культов, махнув рукой на поддержание военной безопасности. После него начинается постепенное ослабление царства. Этот процесс не могут остановить ни военные успехи Рамзеса II (1290—1223 гг. до н. э.

), ни его активное самовосхваление как соправителя Атона. Пагубным оказался курс на развитие наемной армии. «Это была ловушка, в которую исторически постоянно попадают благополучные и уверенные народы.

Граждане, богатые и процветающие, не видят необходимости терпеть тяготы военной жизни, если чужеземцы делают это за плату… Правителям наемники кажутся предпочтительнее, чем свои солдаты, так как те могут более уверенно и безжалостно расправляться с внутренними беспорядками.

Но все положительные преимущества перекрывают два больших недостатка. Во-первых, если государство переживает тяжелые времена и не может платить своим наемникам, они охотно грабят все, что им попадается под руку… Во-вторых, если правитель начинает зависеть от наемников, он становится инструментом в руках наемников и не может сделать ничего, чего они не одобряют».

В 1075 г. до н. э. Египет перестал существовать как единое государство. В I тыс. до н. э. там начинают управлять иностранцы: ливийцы, эфиопы, представители Ближнего Востока, персы, македоняне, римляне сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что первоначальная обособленность страны закончилась.

История становления и развития Древнего Египта; Древние Египетские Царства; Цари и фараоны; Расцет и упадок Древнеегипетской цивилизации.

 

Древний Египет

Древний египет

Омар Хайям Рубаи о любви

Рай здесь нашел, за чашею вина, я

Средь роз, близ милой от любви сгорая.

Что слушать толки нам про ад и рай!

Кто видел ад? Вернулся кто из рая?

   Знакомьтесь: Страна Пирамид

   На земле страны, которая ныне называется Арабская    Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников.

В то время когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время…

Сегодняшний Египет – крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. Часть его территории – Синайский полуостров – находится в Азии. Граница между двумя континентами проходит по Суэцкому каналу.

96% территории Египта, превышающей миллион квадратных километров, – это пустыня с редкими оазисами, причем значительная часть пустыни – не песчаная, а гористая. Остальное – долина и дельта Нила, где до сих пор живет 90 процентов 65-миллионного населения страны.

Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что “Египет – дар Нила”. Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской.

Ширина “полосы жизни” вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира. Сама пустыня оставляет неизгладимое впечатление: песок, дюны, бесчисленные оттенки цвета – от желтого, как охра, до пурпурного, названия которым есть только в языке кочевников.

Египет – чрезвычайно радушная страна. Гостей всегда встречают с открытым сердцем. Вас с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят вас в гости, хотя бы на чашечку чая.

Миллионы путешественников посещали Египет – многие приезжали сюда снова и снова. Самые известные из них оставили нам свои путевые заметки с увлекательным описанием страны на Ниле: математик Евклид, географ Страбон, писатели Гюстав Флобер и Агата Кристи, Лоренс Даррелл и Э.М. Форстер.

Даже завоеватели не оставались равнодушными к красотам этой страны.

Александр Великий подарил ей Александрию; Наполеон, археологи которого открыли Древний Египет, во время похода обратился, сам волнуясь, к своим войскам со словами: “Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!”

Важно

История Египта насчитывает более 6 тысяч лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира.

Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры – все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

Природа

В долине Нила и в дельте, житнице Египта, максимально используется каждый квадратный метр земли. Здесь возделываются пшеница, ячмень, гречиха, рис, кукуруза, хлопок, сахарный тростник, овощи, маслины и пряности. Леса полностью отсутствуют, но по берегам Нила растут финиковые пальмы.

Фруктовые деревья, банановые плантации и виноградная лоза прекрасно чувствуют себя в оазисах и в дельте Нила. На средиземноморском побережье преобладают поросшие пальмами пляжи, на Синайском полуострове – изрезанные ущельями, переливающиеся всеми цветовыми оттенками горные ландшафты.

Зелеными островами возникают среди пустыни оазисы с их рощами, плантациями и высокоурожайными полями зерновых.

Население

Население Египта сегодня превышает 65 млн чел. и ежегодно возрастает на 1,3 млн. В Каире сейчас живут 17 млн чел., что соизмеримо с численностью населения всей страны в 50-х гг.

Арабизированные потомки древних египтян составляют 99% населения. К этническим меньшинствам относятся нубийцы, а также бедуины и другие кочевые племена. 80% населения – это крестьяне (феллахи).

Религии Египта

По официальным данным, 90% египтян – мусульмане и менее 10% – копты, исповедующие христианство.

Ислам

Ислам, самая молодая из трех мировых религий, был основан купцом Абу аль-Касимом Мухаммедом ибн Абд Аллахом ибн Абд аль-Мутталибом ибн Хашимом, родившимся в 570 г. в Мекке (сегодня Саудовская Аравия). Пророк Мухаммед был призван укрепить в арабах веру в единого бога (Аллаха).

Факты и персонажи из Библии проливают свет на миссию Мухаммеда и на связи мусульманства с христианством и иудаизмом. Откровение пришло к Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила).

Моисей, Иисус и Мария считаются в исламе священными фигурами истории религии.

Поскольку христиане и иудеи не признали в Мухаммеде истинного пророка, он сделал ислам самостоятельной религией, которая, однако, признает христианское и иудаистское вероучения как своих предшественников.

В основных вопросах учение ислама отличается от христианского. Так, оно отрицает существование первородного греха, божественное происхождение Иисуса, его смерть на кресте, так как бог, по убеждению мусульман, существует вечно, то есть не может быть ни порожденным, ни порождающим.

Слово “ислам” часто переводят как “все от бога” или “все в воле божьей”. Но этим суть учения не исчерпывается.

Вера опирается на “пять столпов”: исповедание веры посредством произнесения формулы “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его”; молитву (намаз) – пять раз ежедневно верующие молятся, обратясь лицом в сторону Мекки; раздачу милостыни нуждающимся; пост в течение месяца рамадана; паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин, если он располагает финансовыми и физическими возможностями, должен предпринять хотя бы один раз в жизни. К сожалению, для верующих исполнение этой мусульманской заповеди затруднено в связи с тем, что город Мекка не может принять всех желающих.

Шестым столпом веры дилетанты часто называют джихад, что в неточном переводе означает священную войну. Собственно, война здесь ни при чем – в основе этого понятия лежит стремление к тому, чтобы быть или стать лучшим, более преданным богу человеком. Миссионерство не относится к обязательным задачам ислама.

Главная священная книга мусульман Коран (по-арабски – “чтение, декламация”) в своих 114 сурах (главах) повествует о божественном откровении, ниспосланном Мухаммеду. Коран дополняет Хадис, кратко излагающий высказывания и поступки пророка.

Хадис состоит из двух частей: в первой перечисляются имена людей, передававших Хадис из поколения в поколение, начиная с того человека, который лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. Отобранные известными теологами IX-Х вв.

и признанные ими подлинными отдельные фрагменты Хадиса составляют сунну, “священное предание” мусульман. В Египте живут приверженцы двух основных направлений ислама – сунниты и шииты. Большинство населения относится к суннитам.

Шииты в религиозном и политическом смысле более радикально настроены, чем сунниты, но их число в Египте невелико.

Ислам оказывает на семью и общество неизмеримо большее влияние, чем христианство.

Основу светского законодательства в Египте образует свод норм мусульманского права – шариат, который, однако, действует в смягченной форме.

Так, в Египте отказались от таких строгих наказаний, как, например, отрубание руки за воровство. Делаются попытки сблизить шариат и современное законодательство.

Коптские христиане

 Слово “копт” произошло от арабского “купт”, а оно в свою очередь от греческого “эгиптос”. Но корни его лежат еще глубже, и возможно восходят к древнеегипетскому “Ха-Ка-Птах”. Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила.

Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа – божественная, а не две – божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г.

осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

До завоевания арабами в 641 году Египет в течение нескольких веков был христианской страной. Теперь коптов насчитывается примерно 5-7 млн. из 68-миллионного населения Египта.

Живут они бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей. Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда III, резиденция которого находится в Александрии.

Совет

Копты прилежно молятся и постятся (отказываются от мяса и молочных продуктов). Их литургия близка к православной традиции.

 

Иконы с изображением Спасителя, Богоматери и великомучеников можно найти не только в святых для христиан местах, но и в лавочках простых ремесленников и в витринах каирских магазинов. Это еще раз подтверждает, что в Египет не только исповедуют Ислам, но почитают христианских святых.

Египтяне дали христианскому миру монашество – традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне в начале IV века преподобным Антонием Великим. Он существует и поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь Святого Павла.

На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, Святая Екатерина, Мария Египетская. Монастырь Святого Антония, основанный в IV веке, находится в Бени-Суэйфу, примерно на полпути между Каиром и Хургадой.

Обычно уже с раннего утра у ворот монастыря собираются посетители, чтобы увидеть богатейшую коллекцию икон и роспись XIII века, сохранившуюся в одной из церквей. Там же находится библиотека с рукописями IV-XIV веков. Египетское правительство объявило о планах по реставрации монастыря Святого Антония.

 Монастырь Святого Павла почти не уступает по возрасту монастырю Святого Антония. По преданию, именно Святой Антоний похоронил преподобного Павла в пещере, вокруг которой и возник монастырь. Сейчас в монастыре четыре церкви, самая древняя из них находится над пещерой, где покоятся мощи Святого Павла.

Стены церкви декорированы хорошо сохранившимися средневековыми фресками. Другие церкви были построены в XVIII веке. 

У подножья Синайской горы находится Монастырь Святой Екатерины.

 Язык

Разговорным языком в Египте является один из арабских диалектов, официальным – так называемый “высокий” арабский. Пишут арабы справа налево. Но цифры пишутся и читаются слева направо.

В Египте очень помогает знание английского языка. Многие египтяне, проживающие в городах и курортных центрах,  могут объясняться на этом языке; на дорожных указателях и в названиях улиц часто используется и арабский и латинский шрифт.

 Обычаи и нравы

Мусульманская вера определяет ритм жизни египтян. Это заметно по чисто внешним признакам: например, пять раз в день муэдзин через громкоговоритель созывает верующих на молитву.

А в месяц рамадан ночь становится днем. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. В это время общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.

00 до 14.00.

Путешественник, конечно, обратит внимание на особенности национального костюма египтян, прежде всего проявляющиеся в сельской местности, но не чуждые и городу.

Египтяне носят рубахи свободного покроя, причем простые люди предпочитают белый цвет, женщины одеваются в черное, оживляя наряд ярко окрашенными элементами, иногда с украшениями и кружевами.

Обращаясь к мусульманским ценностям, все больше женщин – часто по настоянию мужа или семьи – снова начинают носить хигаб, разновидность паранджи, не скрывающую лицо, а только покрывающую волосы, и длинное широкое платье – галабею.

Фотогалерея>>>>

 

Древний Египет кратко – история древней цивилизации

Древний египет

Древний Египет кратко – включает в себя краткое историческое сообщение содержания всего раздела о Древнем Египте      (о жизни египтян кратко, религии, царях, войнах, и многое другое в кратком повествовании, о чем можно прочитать чуть ниже)

Содержание истории древнего Египта:

По разделам:

Примечание* (в тексте вы так же сможете найти по ссылкам другие статьи раздела по Древнему Египту)

История Древнего Египта кратко

Одной из самых древнейших цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле, является Древний Египет, кратко о котором пойдет речь в этой статье. Древнеегипетская цивилизация зародилась в Северо-Восточной части африканского континента, на берегах реки Нил.

Каждый год река выходила из своих берегов и удобряла земли этой страны, поэтому сельское хозяйство – именно то, чем занимались жители на протяжении веков.
Климат Египта тех времен был достаточно разнообразным.

На территории Верхнего Египта было знойно и сухо, а в Нижнем Египте погода была более мягкой – воздух увлажнялся и охлаждался морским ветром, и иногда выпадали дожди.

Чтобы кратко рассказать об истории Древнего Египта, существует определенная периодизация, позволяющая «разбить» историю государства на несколько эпох. Сначала была додинастическая эпоха – раннее царство, а следом за ней – династический период, включающий в себя древнее, среднее и новое царства.

Обратите внимание

Для этого промежутка времени характерным является распад родоплеменных отношений, который привел к образованию отдельных областей, именуемых «номы». В основном, они воевали друг с другом, а впоследствии произошло объединение номов, в результате чего образовался Южный Египет и Северный.

Религиозные представления египтян в эту эпоху имели в себе черты тотемизма, у каждого нома было свое покровительствующее животное – крокодил, змея и многие другие. В целом Египет известен тем, что там почитались священные животные, например кошки, змеи, и даже жук-скарабей.

К додинастической эпохе относится правление самого первого фараона по имени Менес. Его заслугой считается объединение Северного и Южного Египта в одно целое государство. Именно под его властью додинастическая эпоха прекращает свое существование и начинается династический период.

С этого периода начинает свою историю и первая столица Египта, Мемфис. Ее основателем считается именно Менес, который после смерти стал почитаться как божество.

На сегодняшний момент нет достоверной информации о том, существовал ли этот исторический персонаж на самом деле, или же он вымышлен.

Культура в этот период несет в себе отпечаток произошедших событий – объединение страны под властью фараона сформировало каноны изобразительного искусства.

Правители изображались более крупных размеров, тем самым обозначалась их значимость по отношению к другим людям.

Вырабатываются способы изображения фигуры человека на плоскости – лицо и ноги рисовали в профиль, а туловище и руки – в анфас.

Этот период времени ознаменовался наибольшим расцветом культурной жизни древнеегипетского государства. В религиозном мировоззрении египтян главенствовал солнечный бог Ра.

Это божество имеет множество образов, но самым распространенным его изображением является человек с головой сокола, либо кот. Над головой бога Ра светит яркая звезда Солнца. Во многих мифах Ра – сотворитель мира.

В связи с этим, фараоны – представители высшей власти, почитались как сыновья солнечного бога, что делало их правление ничем не ограниченным. Так же в древнем Египте был бог пустыни .

Важно

После смерти фараона отождествляли с Осирисом, богом подземного царства. Это связано с культом Осириса у древних египтян – огласно легендам, изначально этот бог был правителем на земле, однако его убил брат, бог Сет. Богиня Исида, приходившаяся Осирису женой, воскресила его, и он стал богом в царстве мертвых.

Памятники архитектуры того  времени очень тесно связаны с заупокойным культом.

В эпоху Древнего царства египтяне начали возводить уникальные сооружения – пирамиды. Их строили в качестве места погребения фараона, а так как власть повелителей была ничем не ограничена и обожествлялась, то и постройки были соответствующими. Гробница фараона снабжалась всем необходимым, что могло бы пригодиться ему в загробном мире. Из своих повелителей египтяне изготавливали мумии, потому что верили, что душа может снова вернуться в тело.
Более того, во времена правления четвертой династии, в Египте сложилась такая ситуация, когда правители отдельно взятых областей – номов, возомнили себя равными фараонам и строили себе такие же гробницы, словно они цари.

Во времена Древнего царства была возведена самая высокая пирамида, считающаяся одним из семи чудес света и до сих пор привлекающая внимание как исследователей, так и туристов. Это пирамида Хеопса, которая была построена приблизительно около 2540 года до нашей эры.

В эту эпоху в Египте уже использовали календарь. Более того, древние египтяне пользовались двумя системами летоисчесления – так называемым лунным, и солнечным календарями, которые не совпадали друг с другом. Официальным считался прародитель современного, а именно – солнечный календарь, даты которого использовались в официальных документах.

Он был привязан к ежегодному восходу звезды Сириус (Сотис), и не зная о том, что год может быть високосным, даты этого календаря сдвигались на один день каждые 4 года, образуя в древнем Египте такое понятие как Великий год Сотиса (Сириуса), когда дни и месяцы точно совпадали один раз в 1460 лет.

Для повседневных нужд древние египтяне использовали еще один календарь – лунный, четко привязанный к разливам Нила.

Свое начало период Среднего царства отсчитывает от 2040 года до нашей эры, когда к власти пришел фараон Ментухотеп. Государство в первые годы этой эпохи представляло собой сильную державу, имеющую мощную армию и хороший потенциал для развития экономики. В период правления XII династии Египет одержал множество военных успехов, например, освоение Нубии и ее золотых месторождений.

Нубия фактически превратилась в страну-придаток Египта, в провинцию. Помимо этого, египетское государство усилило свое влияние в Восточном Средиземноморье. В ходе военных действий египтяне вывозили из покоренных земель большое количество материальных ценностей и угоняли в рабство население покоренных территорий. Именно в это время в Египте появился класс мелких собственников.

Также к эпохе Среднего царства относится высокое развитие научных знаний, в том числе по математике. В стране начинают открываться школы, в которых египтяне могли получить необходимое образование.Но, несмотря на возрастающую мощь страны, приблизительно к 1783 году до нашей эры, в Египте стали назревать социальные противоречия.

Случился бунт, в результате которого на короткий промежуток времени власть стала принадлежать народным массам. Тяжелой внутриполитической ситуацией воспользовались гиксосы, совершив нападение на страну и распространив там свое влияние. Гиксосы – кочевое племя, имеющее азиатское происхождение. Захватив Египет, они основали там свою столицу в городе Аварис.

На этом завершилась эпоха Среднего царства.

Основателем эпохи Нового царства считается фараон Яхмос I, который захватил столицу гиксосов и избавил Древний Египет от их господства. Яхмос считается основателем новой, XVIII династии правителей. Во времена Нового царства Египет достиг расцвета, до наших времен сохранилось огромое культурной наследие – именно в эти времена возводилось множество памятников.

Войны фараона Яхмоса не были направлены на завоевание новых территорий. Основной задачей было установление и сохранение стабильности на приграничных территориях. Экспансионистскую политику стали проводить последующие правители, в частности Тутмос I. Было восстановлено египетское влияние на территории Ближнего Востока.

Примечательным фактом, касающимся этого промежутка времени, считается, что правители больше не возводили монументальных сооружений для погребения. Тутмос стал первым фараоном, похоронен в Долине Царей.

К эпохе Нового царства относится правление женщины-фараона, которую звали Хатшепсут. Эта правительница лично принимала участие в военном походе. Сохранились сведения о том, что Хатшепсут носила накладную бороду, означающую символ верховной власти.

Совет

Во времена ее царствования в Египте была активна деятельность строителей, был сооружен заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри.

Во времена правления Аменхотепа III Древний Египет достиг больших успехов в международных отношениях, а также на более высокий уровень поднялось древнеегипетское искусство, например, был построен знаменитый Луксорский храм.

Его преемник, Аменхотеп IV, более известен под именем Эхнатон, которое он взял себе после того, как стал фараоном. Он отменил предыдущий культ бога Амона, закрыл храмы, разогнал жрецов и конфисковал храмовое имущество в пользу государственной казны.

Взамен он провозгласил культ бога Атона и перенес столицу Египта в новопостроенный город – Ахетатон. Однако его новая религиозная философия потерпела крах, после смерти Эхнатона жрецы и новые правители сделали все, чтобы искоренить все реформы.

Одним из негативных последствий религиозной реформы стало крушение великой Египетской державы – Эхнатон потерял союзников в Передней Азии, в стране разразился кризис, опустела казна.

В конце эпохи Нового царства Древний Египет пришел в упадок, и его то и дело завоевывали – сначала персы, потом Александр Македонский, и наконец, Римская Империя, сделавшая страну одной из своих провинций.

Но было и то, что оставалось практически неизменным во все времена, независимо от эпох.

Например, одежда. Мужчины традиционно носили набедренную повязку, а женщины – платье, представляющее собой ткань, обернутую вокруг тела и держащуюся на плечах с помощью бретелек.

Еще один обязательный «атрибут» – это сам властитель древнего Египта.

Как выглядел фараон, представитель древнейшего и самого продолжительного династического правления? Оказывается, владыка Египта имел атрибутами власти фактически ту же одежду и предметы, которые мог иметь каждый его подданый. 

Обычный головной платок, но золотой с синими полосами. Цвет одежды, а именно платка, символизировал положение носящего, и именно эти цвета, а не сам платок, считались «царственными». Скипетр с головой шакала мог позволить себе каждый крестьянин.

  Как и плеть, один из атрибутов власти, а крюк-хета фараона представлял из себя не оружие, а уменьшенную копию пастушьего посоха.

Кроме этого в обязанности фараона входило иметь бороду, и если ее не было, то бороду для верховного правителя изготавливали искусственную и подвязывали.     

Что касается быта египтян, то сначала следует рассказать о жилище. Свои дома жители долины Нила строили из глиняных блоков, в каждом было три или четыре комнаты.

У каждого древнеегипетского дома было важное назначение – укрывать своих хозяев от жары и палящего солнца, поэтому планировка жилья была максимально приспособлена к погодным условиям.

В домах не было окон, лишь небольшие зазоры около крыши, назначение которых было пропускать свет в помещение и вентиляция воздуха. Интерьер древнеегипетских жилищ не был богат мебелью, но стены и даже потолок украшали различными рисунками и орнаментом.

Также на сегодняшний день известно, чем питались жители Египта. В основном, это был хлеб и пиво, а также фрукты и овощи. По праздникам употребляли мясо.

Обратите внимание

Что касается рыбы, то ее употребляли в пищу, как правило, люди из низших сословий, так как этот продукт почему-то считался «нечистым». Однако, даже у ловли рыбы был свой бог.

Херишеф – бог рыболовства, охоты и плодородия. Самым распространенным занятием было земледелие.

Древний Египет – страна, в которой были развиты научные познания. Была развита медицина. Египтяне знали искусство врачевания, как правило лекарями являлись жрецы.

Также была развита система образования, складывавшаяся в течении тысячелетий. Мальчики из богатых семей посещали школу, а дети из бедных обучались, как правило, в домашних условиях.

Была развита письменность, у которой был божественный покровитель – бог мудрости Тот.

Древний Египет оставил до наших времен богатое наследие в области литературы, а также египтяне любили музыку, о чем свидетельствуют настенные изображения. Однако до наших дней не осталось никаких нотных записей, поэтому исследователям и ученым приходится наугад определять древнеегипетские мотивы.

Было развито и ювелирное искусство, которое до сих пор является своего рода эталоном для современной моды.

Если говорить кратко, то история Древнего Египта представлена гораздо большим количеством интересных фактов и загадок, а в этой статье представлена лишь малая часть сведений о древнейшей цивилизации, просуществовавшей несколько тысяч лет.

ДОПОЛНЕНИЕ по ДРЕВНЕМУ ЕГИПТУ вкратце

Египет – это древнейшее государство, которое существовало в долине нижнего Нила. Вся территория Древнего Египта выглядела как «узкая лента» плодородной почвы, которая простиралась вдоль берега Нила. С двух сторон долина была окаймлена различными горными цепями. В самом начале своего существования эта древняя страна делилась на Нижний и Верхний Египет.

Древний Египет кратко

Египтяне  в то время занимались земледелием, они выращивали финики, виноград, ячмень, смоквы, а так же пшеницу, и разводили мелкий и (КРС) крупный рогатый скот.

Важно

Начиная середины I династии до наших дней дошел древний свиток папируса, который был написан на печатях II династии где многократно встречается слово «писец» В 3-ем тысячелетии до нашей эры значительно укрепилась царская власть.

Об этом свидетельствуют знаменитые памятники Древнего Египта – пирамиды, которые были возведены царями Микерином, Хефреном, Хеопсом.

Самая первая из египетских пирамид была пирамида для фараона Джосера. Сохранилось до наших дней и имя зодчего данной пирамиды, им был – Имхотеп.

В дальнейшем он был обожествлен и стал считался в Древнем Египте покровителем наук, тайного знания строительства.

Самым известным фараоном  Египта стал Фараон Тутанхамон, из-за того что его гробница осталась полностью неразграбленной и её богатая погребальная обстановка дошла до нашего времени почти полностью.

 Видео по истории древнего Египта

Древний Египет

Древний египет

Наше  название  страны «Египет» (современные  египтяне,  которые  говорят  по-арабски,называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»;это слово, в свою очередь, восходит, видимо, к одному из имён значительнейшего из древне-египетских городов — Мемфиса  (по-древнеегипетски, согласно принятому в науке условному произношению,— Хет-ка-Птах; судя по вавилонским данным, это название произносилось  в  действительности  как  Хэ-ку-Птах).  Сами  древние  египтяне  называли  свою  страну.«Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.

Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности  Египтом  считали  только  самую  долину  реки  Нила.

  В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе — Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами.

Совет

С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселённым пустынным местностям.

Самым поразительным явлением в Древнем Египте были периодические разливы Нила. Раскаленный ветер пустыни высушивал землю до такой степени, что она представляла собой каменистую пустыню.

Дожди почти не выпадали, и жизнь Египта полностью зависела от разливов Нила. Во время ежегодного разлива реки широкая полоса земли вдоль ее берегов оказывалась под водой.

Иссушенная жарким солнцем земля пропитывалась влагой, а воды реки приносили речной ил, который делал почву плодородной.

Необходимость регулировать распределение воды Нила способствовала объединению египетских поселений сначала в небольшие области номы, а затем и в единое государство.

Первоначально были два государства: Верхний Египет, располагавшийся на юге в узкой долине Нила, и Нижний Египет, занимавший северную территорию и дельту Нила. Около 3000 г. до н. э.

царь Верхнего Египта Менес , завоевав Нижний Египет, объединил под своей властью всю страну. С этого времени фараоны носили титул «божественного владыки обеих земель», а символом их власти стала двойная бело-красная корона Египта.

Столицей объединенного государства сделали город Мемфис. Немногочисленные памятники, рассказывающие нам об объединении Северного и Южного царств, свидетельствуют об ожесточенной и кровопролитной борьбе за это объединение.

Обратите внимание

Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному городу и своих местных богов.

Египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: пер-о — «большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».

История  древнеегипетского  государства  делится  на  несколько  периодов—Раннее,  Древнее,  Среднее,  Новое  и  Позднее  царства.  К  Раннему  царству  относятся I и II династии по списку Манефона. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефононским спискам династий додинастическими царями.

Всё, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нём сложившееся государство уже при I династии, если не раньше. Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было ещё непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол.

Но это «соединение» было результатом завоевания верхнеегипетских правителей . Север был ещё не до конца покорён. Борьба между верхнеегипетскими правителями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей.

У царя было два  особых  головных  убора:  белый — верхнеегипетский  и  красный — нижнеегипетский. Они  имели  значение  корон,  символизирующих  царскую  власть  над  обеими  землями.  Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую.

С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта.

Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».

Важно

Постоянное войско, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать — постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребённый в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своём надгробии с луком в руке.

Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином. В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северовосточными (азиатами).

На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.

Религия-была сложным напластованием верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта. Многие из них восходят к самой глубокой древности. Фараон объявлялся живым подобием бога Солнца.

Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть по нескольку. Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т. п. Некоторые из них олицетворяли одновременно и явления общественного порядка, например бог Луны — Тот, покровитель города Гермополя, почитался как бог письменности.

Олицетворением только отвлечённых идей были лишь не-многие из египетских богов, например Маат— «правда». Как воплощение божества почитались также животные, растения и некоторые предметы. Олицетворением  только  что  названного  Тота  были  собакоголовая обезьяна — павиан и птица ибис, а Солнце в храме в городе Гелиополе представлял каменный столб.

Большим почитанием в Мемфисе пользовался бык Апис.

Боги  олицетворяли  силы  природы,  объяснение  жрецами  природных  явлений  превращалось в сложные богословские построения. Особое распространение получило учение гелиопольских жрецов.

Совет

Согласно этому учению, мироздание являлось цепью порождений одними природными силами — богами — других природных сил, также считавшихся богами. Главной силой объявлялся бог Атум, отождествлённый с гелиопольским богом Солнца Ра в виде Ра-Атума. Более отвлечённым было учение, развитое жрецами города Мемфиса.

Оно известно нам по  поздней  копии  культового  текста.  Однако  по  языку  и  орфографии  текст  относится  к Древнему царству. Это учение изображало бога Птаха соединением разных божеств, одно-временно  изначальным  веществом — первобытной  водой  и  почвой,  мировым  разумом.

Главными  жрецами  Птаха  были  обыкновенно верховные  руководители  государственных  мастерских,  считавшиеся  как  бы «сердцем»  и «языком» разных производств.

Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса. Если Солнце стало богом живого царя, то Осирис — умершего.Осирис — бог нижнеегипетского города Бусириса — был отождествлён с местным божеством верхнеегипетского города Абидоса.

В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. По памятникам Древнего царства можно заключить, что Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности.  Почитание  Осириса  было  связано  с  земледелием.

  В  надписях  пирамид  Осирис выступал  и  как  прообраз  мёртвого  царя.  Согласно  распространённому  мифу,  сын  убитого Осириса — бог Гор не только отомстил братоубийце Сету, но вместе с прочей роднёй, в частности со своей матерью богиней Исидой, воссоединил и волшебными обрядами оживил растерзанный труп отца.

Повторение тех же чар над царским трупом сулило мёртвому царю,по мнению жрецов, ту же волшебную жизнь, какая была, по мифу, дана Осирису.

Забота о сохранности останков привела к приготовлению знаменитых египетских мумий. В период Древнего царства искусство приготовления мумий находилось ещё тольков начальной стадии.По учениям, господствовавшим в древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь.

В гробницах помещение, где находились изваяния, именовалось «двором двойника». Одной из душ египтяне считали также имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Отсюда желание увековечить своё имя, хотя бы нацарапав его на чужом памятнике. Надписи пирамид говорят о том, что имя мертвого царя «живёт по главе живущих».

Обратите внимание

Самыми поразительными памятниками Древнего царства являются пирамиды. Своей мощью они должны были подавлять сознание подданных. Пирамиды VI династии содержат заклинания, в которых непрестанно в связи с нерушимостью царской пирамиды упоминается нерушимость царского имени. По одному из указов VI династии  на  недоступной  вершине пирамиды Микерина было помещено его имя.

Чем изумительнее по высоте и прочности была пирамида, тем на более длительное время можно было увековечить через неё имя царя. Пирамиды  становились,  таким  образом,  исполинскими  знаками  нерушимости  и  вечности царской власти.

Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться в гробнице, чтобы мертвецу «делаться блаженным» посредством заупокойных обрядов, гробница соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами.

Каков возраст Древнего Египта. Что пишут древние авторы о Египте – Истории Земли

Древний египет

Есть такая египетская пословица «Человек боится времени, а время боится пирамид». Смысл ее в том, что египетские пирамиды настолько древние, что невозможно сосчитать их возраст. Интересно, что самые разные источники подтверждают — возраст древнего Египта и его цивилизация намного древнее, чем это принято считать.

Древний Египет 630 000 лет назад

Официально принято считать, что история цивилизованного Египта началась примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. Однако многие источники приводят совсем другие даты и указывают на то, что задолго до этого времени в Египте уже существовала развитая цивилизация.

Знаменитый Геродот, к примеру, в «Евтерпе» (второй части своей знаменитой «Истории») писал: «До сих пор египтяне и их жрецы передавали мне сказания о стародавних временах.

Они объяснили мне, что со времени первого египетского царя и до этого последнего жреца Гефеста прошло 341 поколение людей и за это время было столько же верховных жрецов и царей.

Но 300 поколений составляет 10 000 лет, считая по три поколения в столетие. Да сверх 300 еще 41 поколение дает 1340 лет».

Эти числа, приведенные отцом истории, намного превышают те, что приняты в официальной историографии Египта.

Византийский историк Георгий Синцелл, живший в VIII веке, тоже писал довольно интересные вещи о древних египетских династиях: «У египтян есть некая плита, которая называется «Старая хроника»; она содержит тридцать династий за 113 поколений на протяжении периода длительностью 36 525 лет. Первая династия принцев – Ауриты, вторая – Местроены, третья – египтяне».

Знаменитый философ и ученый Диоген вообще утверждал, что египтяне вели астрономические наблюдения почти за 49 000 лет до появления Александра Македонского, к слову, родившегося в 356 году до нашей эры. А греческий философ Симплиций, живший в VI веке нашей эры, пошел еще дальше и написал, что египтяне изучали космос на протяжении 630 000 лет! Возраст древнего Египта значит не меньше.

История от жреца

А вот что писали сами египтяне – дадим слово Манефону, жившему в III веке до нашей эры, верховному жрецу храма города Гелиополя. Гелиополь (в наши дни город Эль-Матария около Каира) считался центром научной мысли Египта.

Здесь хранилось множество документов, древних папирусов, табличек с иероглифами и других свидетельств прошлого. Вся эта информация позволила Манефону написать уникальную «Историю Египта».

В ней перечислялись различные династии египетских царей, составленные по подлинным документам. Однако труд Манефона погиб во время пожара в Александрийской библиотеке – вместе со множеством других бесценных рукописей древнего мира. От «Истории» Манефона сохранилось лишь несколько отрывков, которые цитировались в трудах древних историков Юлия Африкана и Евсевия.

И вот как выглядела история Египта в описании жреца:

«Первый человек [или Бог] в Египте – это Гефест, который также известен египтянам как первооткрыватель огня.

Важно

Наследником его сына Гелиоса [Солнце] был Сосис, затем по очереди Кронос, Осирис, Тифон, брат Осириса, и, наконец, Хор, сын Осириса и Исиды. Они были первыми властителями Египта.

После этого царская власть переходила от одного к другому, не прерываясь, вплоть до Бидиса на протяжении 13 900 лет.

Потом в течение 1255 лет правили боги и полубоги, и снова на 1817 лет другой царский род получил власть в стране. Затем еще тридцать мемфисских царей правили на протяжении 1790 лет, а после них еще 10 царей – в течение 350 лет. Потом наступило время правления «духов мертвых», которое длилось 5813 лет».
Согласитесь, что эти числа никак не соответствуют тому, что мы знаем об Египте.

Существование древнейших правителей Египта подтверждает и Туринский папирус. Он был приобретен в 1820 году в Луксоре итальянцем Бернардино Дроветти и вывезен в Турин, где и хранится по настоящее время.

Папирус изначально был длиной около 170 сантиметров, но при перевозке рассыпался на несколько фрагментов. Время его изготовления точно не известно, но на обороте имеется имя Рамзеса III, который правил в 1185 — 1153 годах до нашей эры.

В этом папирусе перечисляются имена всех египетских фараонов и царей, причем очевидно, что этот список был скопирован с более древних источников.

Перечисленные в нем династии царей значительно шире тех, о которых известно науке. Любопытно, что начинается он с династии богов: Пта, Амона, Анубиса, Ибиса, Аписа, Мневиса и других.

Самое любопытное, что лишь в 2009 году было объявлено, что в запасниках туринского музея найдено нескольких неизвестных ранее фрагментов папируса. Напрашивается вопрос – почему же такой раритет был настолько лет потерян, и что же написано в этих найденных кусочках. Не исключено, что там идет речь о каких-то еще более древних династиях.

Там же, в Италии, хранится Палермский камень, вывезенный из Египта при неизвестных обстоятельствах. Долгое время он лежал в Палермском музее, не вызывая никакого интереса.

Совет

И лишь в конце XIX века эта древняя черная базальтовая плита заинтересовала исследователей, и камень начали подробно изучать. Выяснилось, что на нем перечислены имена загадочных древних правителей Египта.

Причем позже оказалось, что этот камень – один из себе подобных, так что где-то имеются аналогичные стелы, с высеченными именами правителей Египта, живших много-много тысячелетий назад.

Дендерский храм

Однако самое любопытное свидетельство того, что цивилизация Древнего Египта намного древнее, чем можно себе представить, хранится в Дендерском храме.

Точнее, хранилось, потому что предприимчивые европейцы, грабившие Египет в прошлые века, вывезли это свидетельство из страны целиком и полностью.
Речь идет о знаменитом потолке в Дендерском храме, который так поразил французов, что они целиком отправили его в Париж.

Сейчас он хранится в Лувре, а в храме воссоздана его точная копия. На этом потолке изображен Зодиакальный круг удивительной красоты.

Но самое любопытное в этом потолке то, что позже выяснилось — знаки Зодиака на нем изображают звезды в том положении, в котором они находились приблизительно 90 000 лет до нашей эры! Так что те, кто создавал этот Зодиакальный круг, явно видели на собой другое небо…

Украденный кусок

А недавно в СМИ была напечатана сенсационная новость, которая подтверждает то, что египетская цивилизация намного древнее, чем можно представить. В Египте произошел почти курьезный случай, доказавший, что пирамиды действительно построены раньше, чем принято считать.

Официальная история утверждает, что строительство пирамиды Хеопса было закончено около 2540 года до нашей эры. И вот два немецких студента залезли внутрь этой пирамиды, откололи кусок, тайком вывезли из страны и в Германии проверили его возраст. Оказалось, что этому куску больше 20 тысяч лет! И еще неизвестно, на сколько именно тысяч лет больше – не исключено, что на очень много.

Но так как способ добычи информации студентами оказался, мягко говоря, противозаконным, исследования обычного хода не получили – как можно для доказательств древности пирамид опираться на украденный и вывезенный контрабандой кусок?

Так что в официальной историографии Египта ничего не изменилось – и все тайны прошлого ученые обходят стороной…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о сантехнике
1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7