Дихотомия – это..

Что такое дихотомия – значение и примеры

Дихотомия(от греч, dicha и tome – рассечение на две части)  — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр.

, объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр.

, объем понятия «человек» можно разделить по признаку пола на «мужчин» и «жен­щин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логичес­кого противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомичес­ком делении.

В объеме понятия не-а можно выделить вид b и вновь разделить понятие не-а на две части — b и не-b: Полное дихотомическое деление получает такой вид: Напр.: Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Дей­ствительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о.

, дихотомичес­кое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, т. к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление проводится по одному основа­нию — наличие или отсутствие некоторого признака.

Обратите внимание

Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части — а и не-а: Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объе­ма понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится части­ца «не».

Обратите внимание

Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко устано­вить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении клас­сификации.

Философский словарь

(от греч, dicha и tome – рассечение на две части) – деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объем…

Философский словарь

– [от греческого dicha и tome – рассечение на две части] – деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия.

Философский словарь

(от греч. dichotomia — разделение на две части) — деление на две непересекающиеся части (напр., проводимое в Ветхом Завете видениечеловека, как состоящего из души и тела); в логике — деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по…

Психологическая энциклопедия

Разделение или классификация на две, не обязательно равные, части.

Что такое дихотомия, или почему Восток и Запад не могут сойтись

Что такое дихотомия – значение и примеры

Слово «дихотомия» мы обычно используем, когда противопоставляем два понятия — например, «дихотомия добра и зла». Ведь само понятие произошло от греческих слов diha — «на две части» и tome — «сечение». Но не всякое противопоставление можно назвать дихотомией.

В логике дихотомия — это когда мы делим объем какого-либо понятия (совокупность предметов, охватываемых этим понятием) на два взаимоисключающих класса. При этом любой предмет, который входит в объем понятия, принадлежит либо к одному классу, либо к другому.

Например, объем понятия «цвет» можно поделить на классы «белый» и «не белый». Противопоставление «белый» и «черный» уже не будет дихотомией, потому что помимо черного, есть другие не-белые цвета. Или еще более наглядный пример: возьмем в качестве понятия «состояние кота Шредингера».

Как мы знаем, кот либо мертв, либо жив — третьего не дано.

Но из логики термин, как водится, перекочевал в другие науки. Например, в биологии дихотомия — это деление организмов на две группы по признаку, присутствующему в одной группе и отсутствующему в другой. Например, по признаку «постоянная температура тела» животных можно поделить на теплокровных и холоднокровных.

Первая и самая главная дихотомия — жизнь и смерть, вторая — мечта об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни, а третья — противоречие между тягой к одиночеству и жаждой межличностного общения.

Основная дихотомия теологии и философии — «душа — тело» — была предметом глубоких размышлений Платона и Аристотеля. Это проблема взаимосвязи между разумом и материей, сознанием и мозгом.

После того как в XVII веке ее сформулировал Рене Декарт, она положила начало концепции дуализма: по ней, мысль, будучи нематериальной, радикально отлична от тела.

Важно

Есть и обратная концепция — монизм, утверждающая, что тело и разум — два разных аспекта одного явления, их породившего.

Выдающийся немецкий философ и социальный психолог Эрих Фромм описывал «экзистенциальные дихотомии» — вопросы, которые определяют жизнь любого человека на Земле и различаются лишь в соответствии с нашим культурным бэкграундом и индивидуальными особенностями. Всего их три. Первая и самая главная дихотомия — жизнь и смерть, вторая — мечта об идеальной самореализации и ограниченность срока жизни, а третья — противоречие между тягой к одиночеству и жаждой межличностного общения.

Впрочем, помимо экзистенциальных дихотомий, по Фромму, существовали и исторические. К ним относились противоречия, возникающие в результате исторического развития.

Этот вид дихотомий можно разрешить с помощью различных действий — в отличие от экзистенциальных дихотомий, которые аннулировать невозможно: они заложены в самой природе человека и могут быть преодолены только с помощью духовного самосовершенствования.

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — писал Киплинг. Такая точка зрения дала начало культурологической дихотомии «Восток — Запад», описывающей разницу между восточной и западной цивилизациями.

Границы между цивилизациями тут проходят не по географическому, а по культурному принципу: например, Австралия считается страной западной культуры, а мусульманские страны, вне зависимости от их географического положения, принято считать странами Востока.

Хотя и здесь существует альтернативная точка зрения.

В общем, надо запомнить, что мы говорим о дихотомии, когда подразумеваем взаимоисключающие вещи, а не две стороны одной медали. В последнем случае уместнее говорить об амбивалентности.

Как говорить

Неправильно «Он разговаривает сам с собой из-за дихотомии личности». Правильно: «раздвоение личности».

Правильно «— Чего ты такой грустный? — Дихотомия добра и зла меня доконала».

Правильно «Рене Декарт определил дихотомию души и тела, которая мучает человечество по сей день».

Дихотомия

Что такое дихотомия – значение и примеры

от греч. dichotomia разделение на две части) – деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.

от греческого dicha и tome – рассечение на две части] – деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия.

раздвоение; способ разделения единого целого с выделением двух самостоятельно значащих составляющих, частей. Бифуркация – тот же процесс, происходящий в природе спонтанно, самопроизвольно, без участия сознания.

(греч. dichotomia — разделение надвое) — в общем смысле: деление надвое. В спец. смысле: способ классификации логич. мн-ва, при к-ром понятия, термины разбиваются на пары «соподчиненных» элементов.

Дихотомический метод как один из способов определения значения понятий и логич. классификации был предложен Сократом. Б.Н.Махутов

Энциклопедический словарь

от греч. dichotomia — разделение на две части) — деление на две непересекающиеся части (напр.

, проводимое в Ветхом Завете видение человека, как состоящего из души и тела); в логике — деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по наличию какого-то признака или его отсутствию (напр.

, класс, обозначаемый понятием “человек”, можно дихотомически разделить на два класса: “мужчины” и “не-мужчины”).

от греч. dichotomia, где dicha — на две части + tome — сечение) — деление надвое; (в логике) — подразделение на два ряда; отсюда возникает дихотомический метод классификации: классы, множества, понятия, термины и др.

разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.); известна знаменитая апория Зенона — «Дихотомия», в которой последовательно производится деление целого надвое, затем оставшейся части снова надвое и т. д.

(Dichotomy).

Термин, обозначающий деление на две части (от греч.dichu “на 2” иteninein “разрезать”). Употребляется в теологии для характеристики человеческой природы, включающей две ее основные стороны тело и душу. Обычно их резко противопоставляют и считается, что они разного происхождения и существуют независимо. Поэтому реальная связь между телом и душой становится важнейшей проблемой.

Совет

Платон учил, что тело бренно и материально, душа же существовала в небесном мире чистых форм или идей прежде, чем воплотиться в человеческом теле. Поэтому душа это часть божества, несотворенная и бессмертная. Тело гробница души; душа замкнута в теле, как улитка в раковине. После смерти душа покидает тело, чтобы вернуться в небесный мир или перевоплотиться в другом теле.

Развивая учение Платона, Аристотель различал душу животную и рациональную. Римскокатолическая церковь углубила это учение. Фома Аквинский считал, что душа сотворена на небе и попадает в формирующееся тело, вероятно “оживая” в материнской утробе.

Новая философия после Декарта подтвердила независимое происхождение тела и души, выдвинув предположение, что их явное единство в человеческой личности происходит благодаря мгновенному совпадению, подобно тому, как иногда маятники разных часов начинают раскачиваться все вместе.

Современная теология обычно отвергает этот взгляд, утверждая единство души и тела, сформулированное в иудаизме: “…и стал человек душею живою” (Быт 2:7).

W.E.Ward(пер. А. К.)

Библиография: R. Bultmann,NT Theology, I; G. P. Klubertanz,The Philosophy of Human Nature; R.Niebuhr, The Nature and Destiny of Man; II. W. Robinson,The Christian Doctrine of Man; B.C. Rust,Nature and Man in Biblical Thought; G.C. Berkouwer, Man: The Image of God.

См. также: Трихотомия; Человек (учениеонем).

ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia: dicha — на две части и tome — сечение) — 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) классификационная система, основанная на принципе бинарного деления объемов входящих в ней понятий по схеме «противоречивой противоположности». В Д.

члены деления (membra divisionis) не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. При этом один из них представлен тем или иным видовым отличием (differentia), а другой — его логическим дополнением. Таким образом, в общем случае Д.

имеет вид «бинарного дерева», каждый ярус которого несет полную информацию о присущности («да») или неприсущности («нет») объектам классификации свойства, выбранного в качестве основания деления (fundamentum divisionis).

Такой логический характер классификации, с одной стороны, обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов), а с другой — исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума (рода — to-rum divisum), деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр.         От Д.

Обратите внимание

следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (в виду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов, оба типа деления могут совпадать, но их различие очевидно. Если в Д.

один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), то в псевдодихотомии оба вида определяются положительно, а заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую Д. можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.         ММ. Новоселов

от греч, dicha и tome – рассечение на две части)

– деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объем понятия “человек” можно разделить на два взаимоисключающих класса: “мужчины” и “не-мужчины”.

Понятия “мужчины” и “не-мужчины” являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр., объем понятия “человек” можно разделить по признаку пола на “мужчин” и “женщин”.

Но между понятиями “мужчина” и “женщина” нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомическом делении.

Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о., дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, т.

к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление проводится по одному основанию – наличие или отсутствие некоторого признака.

Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части – а и не-а:

Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится частица “не”.

Важно

Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации.

1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) метод классификации объема понятия (класса, множества—totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме «противоречивой противоположности».

При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fundamentum divisionis), а другим—его логическое дополнение. Т.о., при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы.

Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным «запасом прочности»—любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид «лестницы», где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления — истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия «истинно—неистинно»). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), а в псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.

М. М. Новоселов

дихотомическое д е л е н и е (от греч. ???? – на две части и ???? – сечение), – деление объема понятия на два класса, исчерпывающих весь объем делимого понятия. По характеру отношения между членами деления Д. бывает двоякой: Д. с противоречащими членами (пример: деление философов на материалистов и нематериалистов) и Д.

с внеположными членами (пример: деление философов на материалистов и идеалистов). Д. с противоречащими членами состоит в приписывании нек-рого признака нек-рой части объема делимого понятия и в отрицании этого признака у др. части; обычно ее цель – по возможности наиболее полное раскрытие объема делимого понятия путем перечисления его ближайших видов. Эту задачу решает, напр., след.

деление: “гуманитарные науки: философия – не-философия: история – не-история: филология – не-филология и т.д.”. При таком делении с каждой новой его ступенью мы не переходим от понятия большей общности к понятиям меньшей общности, а остаемся на одном и том же уровне обобщения. Д.

с противоречащими членами исключает ошибки, возможные в п о л и т о м и и (делении по видоизменению основания); члены деления в ней исчерпывают объем делимого понятия и всегда исключают друг друга, как понятия противоречащие; невозможна здесь и подмена основания деления (поскольку происходит не видоизменение родового признака, а лишь утверждение и отрицание видового), а также скачок в делении, т.к. члены деления остаются на одном уровне общности. Д. с внеположными членами по своим логич. свойствам ничем не отличается от политомии. В этом случае Д. развертывается не по горизонтали, а по вертикали: от более общих понятий совершается переход к менее общим. Ее целью является построение такой наиболее дробной и в то же время простой по структуре системы соподчиненных понятий, к-рая была бы удобна для классифицирования предметов. На практике оба рода Д. обычно переплетаются в одном и том же делении: члены деления могут быть как противоречащими, так и внеположными, и выделение подклассов может развертываться и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях. Примером Д. с противоречащими членами, но с вертикальным делением положит. понятий (что является свойством Д. с внеположными членами) может служить ” Древо Порфирия”. Д. применяется для предварит. иерархич. упорядочения понятий определ. области в случае, когда объемы многих понятий еще не выяснены, а также как метод построения классификац. таблиц. Д. как способ упорядочения понятий удобна тем, что не требует полного знания объема делимых понятий; достаточно дихотомич. выделения одного видового понятия, чтобы продолжать вертикальное деление; отрицат. понятие фиксирует факт неизученности оставшегося объема рода и этим стимулирует его дальнейшее изучение. В силу бинарности членов деления дихотомически составленные таблицы удобны для поиска того класса, к к-рому принадлежит классифицируемый предмет. Этот поиск основан на законе противоречия и принципе исключенного третьего: если понятия А и В – члены дихотомич. деления и известно, что нек-рый объект а не принадлежит объему понятия В, то он должен принадлежать объему понятия А. Дихотомич. классифицирование широко применяется в биологич. науках, в т.н. определителях растений и животных. Операция установления принадлежности предмета (экземпляра) к той или иной категории (биологич. класс, отряд, семейство, род, вид) может протекать двояко, в зависимости от вида Д. При Д. с противоречащими членами определитель представляет собой иерархич. систему перечней однопорядковых категорий с их диагностич. признаками. Этот перечень построен так, что в нем каждая категория отличается от любой другой не только составом признаков, но и тем, что для каждого из них найдется в др. категориях противоположный признак. Предположим, что признаки предметов категории А все совпали с признаками нек-рого экземпляра, за исключением одного признака а. Тогда рассматривают ту категорию (В), предметы к-рой, имея все признаки предметов категории А, в то же время не имеют признака а. Диагностич. признаки предметов категории В, в свою очередь, сопоставляются с признаками экземпляра, и в случае совпадения тех и других эта категория объявляется искомой. В случае же несовпадения переходят к категории С, противоположной категории В в признаке b, по к-рому категория В не совпала с экземпляром; и так продолжают до тех пор, пока не обнаружится полного совпадения признаков категории и экземпляра. Существует и др. род определителей, в к-рых применяется Д. с внеположными членами; такие определители используются чаще всего для определения биологич. вида. Принцип дихотомич. деления широко применяется в технике (телефонии, радиосвязи, электронике, в диспетчерской службе на железных дорогах). Если имеется система элементов с m входными элементами и n выходными, через которую проходят некоторые сигналы (импульсы), то возникает задача описать, как из mi входа можно попасть в nj выход кратчайшим путем. Если элементы системы однотипны и имеют одинаковые функции, то на каждом этапе прохождения энергетич. импульса происходит выбор одного из элементов в нек-ром ряде элементов; от каждого элемента этого ряда может ответвляться следующий ряд элементов, и т.д.; выбор элемента в каждом ряде происходит так: устанавливается, свободен ли первый элемент ряда или нет; в случае отрицат. ответа поиск обращается к след. элементу, в так далее до свободного. Тем самым раскрывается состояние ряда элементов посредством Д. первого рода. Свободный элемент, как и др. элементы ряда, “распадается” на след. ряд элементов, в к-ром происходит перебор, подобный вышеописанному, до тех пор пока не будет пройден путь от входа mi к выходу nj. Переход от первого ряда ко второму, от второго – к третьему и т.д. до выходного элемента системы идентичен Д. второго рода. Дихотомич. деление вошло в логику начиная с Платона (см. использование Д. в диалогах “Софист”, “Политик”, “Горгий”). Лит.: Платон, Политик, Соч., Ч. 6, М., 1879, локус 261–67; Кант И., Логика, П., 1915, § 113; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 65–67; Горский Д. П., Логика, М., 1958; Mайр Э., Линсли Э., Юзингер Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956. Б. Якушин. Москва.

Дихотомия и дуализм в философии и психологии

Что такое дихотомия – значение и примеры

Современные науки имеют сотни инструментов для изучения и классификации окружающего мира. Существуют методики, уникальные для каждого вопроса и всеобъемлющие, описывающие любое понятие. Дихотомия – один из таких глобальных подходов.

Что такое дихотомия?

Дихотомия – это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В математике, лингвистике и подобных науках используется для деления крупных единиц на мелкие.

Принцип действует так:

  • Берётся обобщённое понятие «школьник».
  • Выделяется группа, объединённая признаком «отличники».
  • Остаётся группа, в которой этого признака не наблюдается – «не отличники».
  • Отличников можно разделить по принципу «посвящает всё время урокам» и «не посвящает всё время урокам».
  • «Не отличники» разделятся сначала на «хорошист» и «не хорошист».
  • И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.

    Дихотомия в психологии

    Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:

    • мышление;
    • чувство;
    • ощущение;
    • интуиция.

    Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического.

    Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики.

    В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.

    Дихотомия в философии

    Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения.

    Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант.

    В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий “субъект” и “объект” ведёт к излишней категоризации мышления.

    Совет

    Одна из известных пар, в которой проявляется дихотомия в чистом виде – «добро» и «зло». Основные вопросы, возникающие при рассмотрении этой пары:

  • Что есть добро/зло.
  • Относительность добра и зла.
  • Может ли существовать одно без другого.
  • Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно.

    Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе.

    Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.

    В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.

    Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста.

    Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом.

    Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).

    Дихотомия жизни и смерти

    Ещё одна пара антагонистов, с которой с давних пор знакомо человечество, – жизнь и смерть. Здесь всё наоборот. Если фраза «добро – это всё то, что не зло» верна далеко не всегда, то с утверждением «живо всё то, что не мертво» поспорить сложно.

    Так что основная проблема этой дихотомии в её неизбежности. Чтобы облегчить страх перед неотвратимостью прерывания бытия, дихотомия жизни и смерти в философии и религии обесценивается, теряет свою необратимость.

    Например для христианской философии это выглядит так: «для тела всё, что не жизнь — смерть, душа же бессмертна».

    Дихотомия и дуализм

    Дуализм – это так же, как и дихотомия, метод деления целого на две части. Но в этом случае элементы получаются взаимосвязанными, не антагонистичными и не влияющими друг на друга. В этом на дуализм похожа соционика дихотомии, чьи психотипы равноценны и равнозначны. К классической дихотомии приближен этический дуализм – система, чётко разделяющая всё на источники добра и зла.

    Дихотомия и трихотомия

    Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.

    Что такое Дихотомия

    Что такое дихотомия – значение и примеры

    Значение слова Дихотомия по Ефремовой:

    Дихотомия — Последовательное деление целого на две части.

    Значение слова Дихотомия по Логическому словарю:

    Дихотомия — (от греч, dicha и tome — рассечение на две части)  — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр.

    , объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр.

    , объем понятия «человек» можно разделить по признаку пола на «мужчин» и «жен­щин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логичес­кого противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомичес­ком делении.

    В объеме понятия не-а можно выделить вид b и вновь разделить понятие не-а на две части — b и не-b: Полное дихотомическое деление получает такой вид: Напр.: Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Дей­ствительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о.

    , дихотомичес­кое деление всегда соразмерно. члены деления исключают друг друга, т. к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А. деление проводится по одному основа­нию — наличие или отсутствие некоторого признака.

    Обратите внимание

    Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части — а и не-а: Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объе­ма понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится части­ца «не».

    Обратите внимание

    Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко устано­вить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении клас­сификации.

    Значение слова Дихотомия по словарю Ушакова:

    ДИХОТОМИЯ
    дихотомии, ж. (греч. dichotomia — рассечение надвое) (книжн. науч.). Последовательное деление на два. || Разветвление ствола на две ветви, каждой ветви опять на две и т. д. (бот.).

    Определение слова «Дихотомия» по БСЭ:

    Дихотомия (греч. dichotomнa, от dнcha — на две части и tome — разрез, сечение)
    тип ветвления растений, при котором ось разделяется на 2 новые, обычно одинаково развитые ветви (см. Ветвление). Д. свойственна и некоторым беспозвоночным животным (например, дихотомическое деление кишечнополостных).

    Расскажите вашим друзьям что такое – Дихотомия. Поделитесь этим на своей странице.

    Adblock
    detector